Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы
не утоливших чувство эфирного голода осталось еще много. И, естественно,
их взоры обратились в сторону местного эфира, который выступает в
качестве разменного товара. «Нищие, так и не вставшие на ноги
региональные компании готовы на все, как те эскимосы, отдавшие
бледнолицым колонизаторам за глоток “огненной воды” несметные богатства,
цены которым просто не знали. Ситуация очень уж схожа еще и потому, что
“эскимосы” нашего времени, то бишь региональные телекомпании, за свой
товар (эфир), как и хозяева тундры за пушнину, денег не получают, они
получают натурой, то есть низкопробными триллерами и другим не первой
свежести продуктом, которым и заполняют эфир. Зато конквистадоры от
телебизнеса имеют живую и нехудую копеечку: в обмен на залежалый товар за
дешево получают гарантированные на всей территории России широкие
рекламные окна»[115].
Одна из основных проблем регионального телевидения, приводящая его к
необходимости «занимать» свой эфир чужими, в частности московскими
программами, – это отсутствие правовой базы в области телерадиовещания.
Например, существование госзаказа только для государственных
телерадиокомпаний лишает инициативы создания социально значимой продукции
коммерческие компании, не поощряет и не развивает отечественную
телеиндустрию, заставляет московские коммерческие компании покупать
иностранную продукцию, а региональные – «садиться» на телесети. Хотя есть
примеры решения этого вопроса на местах. Так, в Нижнем Новгороде в 1998
году был принят областной закон о государственном заказе для
телевещателей всех форм собственности на основе творческого конкурса.
Кстати, этот закон Российская ассоциация региональных телекомпаний (РАРТ)
разослала по всем телекомпаниям с тем, чтобы познакомить с ним местные
органы власти[116]. Но до сих пор данный опыт не был использован в других
регионах.
Другим важным фактором, сдерживающим развитие телеканалов, и
особенно региональных, имеющих меньшую, нежели в столице, сеть
потенциальных рекламодателей, является неполное, нерегулярное
финансирование государственных телерадиокомпании, а также отсутствие
налоговых льгот для коммерческих телекомпаний, находящихся в стадии
развития.
В 1998 году Российская ассоциация региональных телекомпаний
предложила установить те налоговые, валютные, таможенные и финансовые
льготы для коммерческих телеканалов, которые содержатся в законе «О
государственной поддержке кинематографии РФ». Также предлагалось
преобразовать некоторые временные экономические льготы, которые были
установлены в 1995 году законом «О государственной поддержке средств
массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации». Но реакции
правительства так и не последовало, и проблемы концептуальным образом
решены не были.
Острой и пока не решенной остается проблема отсутствия единой
технической политики среди вещателей и производителей, что нередко
сказывается на качестве эфира, имеются сложности с конвертацией и
сертификацией телевизионного оборудования. Большинство региональных
телекомпаний работают на технике «любительского» формата, что также
препятствует производству высококачественной телевизионной продукции и
приводит к необходимости обращаться за помощью в московские фирмы.
Проблема, не нуждающаяся в комментариях и тесно связанная с
предыдущей, – это недостаток средств на подготовку квалифицированных
кадров в регионах. Одна сторона этой проблемы заключается в том, что на
сегодняшний день в России существует всего четыре центра по подготовке
работников телевидения – в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде и Ростове-
на-Дону. Наибольшее количество специалистов в этой области выпускают
московские организации, где обучение осуществляют практикующие журналисты
столичных телеканалов, популяризирующие методы и приемы работы, присущие
федеральной школе телевещания. По мнению генерального директора
Ростовской государственной телерадиокомпании «Дон-ТР» Николая Чеботарева,
эфир именно негосударственных региональных компаний слишком похож на
столичный. «В Ростове-на-Дону, к примеру, шесть негосударственных каналов
предлагают телезрителю такое вот меню: ТВ-6, REN-TV, СТС, ТВ-Центр, АСТ.
Программы столичных компаний не слишком отличаются одна от другой, а если
учесть, что они всего чуть-чуть разбавляются материалами местного розлива
(в основном это тонюсенькие рекламные прокладки, на все лады
расхваливающие, пардон, прокладки и средства от кариеса), то телезрителю
можно только посочувствовать, что мы и делаем»[117]. Таким образом, Н.
Чеботарев считает, что сегодня только программы государственных
региональных телекомпаний могут иметь свое неповторимое и оригинальное
лицо.
Другая сторона проблемы состоит в том, что региональные телекомпании,
как правило, не имеют достаточно средств или не хотят тратить их на
повышение квалификации своих работников. Качество продукции, выпускаемой
непрофессионалами, естественно, является более низким, нежели качество
программ федеральных каналов, рейтинги местных каналов падают, зритель
смотрит центральное вещание, а руководство региональных коммерческих
каналов с целью привлечения рекламодателей вынуждено ретранслировать
чужие передачи.
Кроме того, изолированность регионов от Центра заключается в
отсутствии выхода местного вещания на общероссийскую аудиторию, а это
могло бы стимулировать повышение творческого уровня региональных
программ, ответственности за качество передач, укрепило бы авторитет
телекомпаний, создало возможности для формирования единого
информационного пространства страны.
Отрицательным моментом в процессе создания такого пространства
являются также ограниченные возможности телекомпаний по обмену
информацией «по горизонтали», т.е. между собой, и слабо развитый
межрегиональный рынок телепродукции.
В «Законе о телерадиовещании» практически ничего не говорится
о региональном вещании, хотя законодательная база деятельности
региональных телерадиокомпаний необходима. И это упущение в
законодательстве является следствием отсутствия единой государственной
политики в сфере телерадиовещания.
Таким образом, федеральное и региональное телевидение в едином
информационном пространстве сегодня существуют автономно, каждое
развивается по своим законам и принципам. Федеральные каналы не могут
заменить программы местных студий, а региональное телевидение в силу
ряда тормозящих его развитие причин, множества проблем, с которыми оно
сталкивается, укрепляет свои позиции пока лишь только за счет своих
информационных программ, восполняя тем самым недостаток информации на
федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России.
Глава 3. Творческое взаимодействие федеральных и региональных
телевизионных каналов
3.1. Структура, особенности содержания и место
информационных программ регионального телевидения
Информационные программы составляют основу вещания любого
телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке
вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном
канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или
олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня
практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную
информационную программу (за исключением СТС и «MTV-Россия»,
специфический формат которых не предполагает наличия информационных
программ). На региональных телевизионных каналах информационные программы
играют не менее важную роль, чем на федеральных. Так, каждая
региональная телекомпания, вещающая в Ростовской области, имеет сегодня
собственные информационные выпуски, выходящие с установленной
периодичностью.
Информационные новостные программы – «регулярное сообщение
текущих событий, состоящее из 8–14, иногда до 20 эпизодов (“сюжетов”).
Набор новостей универсален – от политики до погоды, включается все
имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя –
слушателя. Специализированные новостные информационные программы – набор
новостей одного профиля (мода, результаты спортивных соревнований,
криминал, автомобилизм, сельское хозяйство и др.)»[118]. Но здесь
необходимо уточнить, что информационные программы освещают не просто
текущие события, а новости, т.е. что-то новое, актуальное и достоверное.
Под понятием «собственные» подразумеваются программы
собственного производства, т.е. программы, подготовленные «своими»
силами, на собственных технических средствах, на материалах
отечественного и иностранного производства, а также сделанные на заказ
(оплаченные из собственных средств) и полученные в бессрочное
пользование. Определение данного понятия необходимо, так как
информационные программы региональных телекомпаний вызывают наибольший
интерес именно с той позиции, что являются собственным, а иногда и
единственным телепродуктом региональной телекомпании, по которому можно
судить о степени развития той или иной местной станции.
Информационные редакции составляют основу деятельности каждого
телевизионного канала и, как правило, включают самое большое количество
сотрудников телекомпании. Это связано, прежде всего, со спецификой их
работы, которая заключается в сборе и обработке материала, и ее целью –
максимальным охватом событий и происшествий в городе, области, регионе.
Для обеспечения работы отделов и редакций информации недостаточно одного
режиссера и двух-трех журналистов-редакторов, как обычно бывает в других
отделах. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое
реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро
сориентироваться в любой ситуации – вот основные слагаемые успеха работы
информационных служб.
«Информация – визитная карточка любого канала»[119], – считает
исследователь телевидения Г.В. Кузнецов. «Информационные программы – это
программы, посвященные новостям, сиюминутного сообщения»[120]. Новостная
журналистика – это профессиональная деятельность по сбору и подаче
«самоочевидных» фактов, когда факт не нуждается в дополнительных
комментариях, говорит сам за себя.
Однако до выхода в эфир новость проходит несколько этапов
обработки в соответствии с коллективным образом работы телевизионщиков и
структурой редакции:
- главный редактор координирует работу всей редакции, определяя
тематический план выпусков, график работы съемочной группы и
распределение обязанностей редакционных работников, отсматривает,
редактирует и выпускает (или не выпускает) материал в эфир;
- режиссер программы комплектует информационный выпуск согласно плану,
разработанному в тесном сотрудничестве с выпускающим редактором; он
хронометрирует сюжеты и модулирует композицию программ. Режиссер – это
еще и постановщик, поэтому в его функции также входит руководство
техническим персоналом: операторами, инженерами, осветителями,
звукорежиссерами;
- корреспонденты информационных отделов, прежде всего, должны собрать
нужную информацию, которая после обработки станет основой информационных
выпусков, подготовить соответствующий сценарий, закадровый текст,
комментарии и в некоторых случаях дикторский текст.
Корреспонденты информационных служб, готовя материалы к эфиру,
чаще всего используют два типа новостей – «жесткие» и «мягкие». Каждый из
этих типов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Принцип
построения «жестких» новостей – «ничего лишнего», при такой подаче
информации не гарантируется полная объективность, зато присутствует
допустимый уровень правдивости. В зависимости от акцентов репортер
располагает факты по «убывающему интересу», начиная с самого важного
(«перевернутая пирамида»). В отличие от «жесткой», «мягкая» новость менее
оперативна, в нее вводится момент интриги, что делает новость более
легкой для восприятия. Использование модели «мягкой» новости
рекомендуется при пониженной значимости события, когда ослаблены или
совсем отсутствуют оперативный либо информационный поводы.
В 90-е годы построение новостных программ изменилось. Если ранее
сценарий выпуска был ограничен четкой схемой: политика, экономика,
культура, спорт, то современное информационное телевидение делает упор на
сенсационность информации, нарушая последовательность событий. Это
связано с появлением новых тенденций в информации, изменением отношений
адресант – адресат и заменой старых принципов работы всего телевидения
новыми. В телевизионной практике, например, появился такой прием, как
персонификация[121] новостей, что является результатом изменившегося
восприятия зрителем программ телевидения.
Произошла реорганизация и в структуре самих редакций. Например,
появилась такая профессия, как продюсер[122], что было вызвано
коммерциализацией исследуемого феномена. Тем не менее, несмотря на многие
изменения в структуре и организации информационных отделов, и сегодня
«редакция информации сформирована по функциональному признаку –
подготовка и выпуск сообщений о текущих событиях, в какой бы сфере они ни
происходили»[123].
Естественно, что все эти изменения, произошедшие на центральном
телевидении, повлияли и на деятельность региональных телеканалов.
Развитие информационных программ на региональном телевидении – процесс,
«открытый в будущее, незавершенный»[124], при этом хотя и планируемый, но
чаще – стихийный. Это своего рода «реальная материализованная форма
существования телевидения в обществе, его публичное бытие»[125].
Сегодня почти каждый канал регионального телевидения имеет свою
информационную программу, которая борется за право быть самой актуальной,
оперативной, популярной в данном регионе, области, городе. Для этого
руководство каналов, редакторский и корреспондентский состав редакций
стремятся привлечь внимание к своей программе не только ее расположением
в сетке программ, наиболее удобным зрителю, но и путем повышения уровня
профессионализма в работе редакции. Мы рассмотрим особенности работы
информационных редакций трех ростовских телекомпаний: «Дон-ТР», «35-й
канал Теле-Х» и «Южный регион».
«Дон-ТР» – компания с государственной формой собственности, ее
«визитной карточкой» является информационная программа «День Дона».
Редакция информации на «Дон-ТР» не только самая мощная по техническому
оснащению в телекомпании, но и самая большая в регионе по числу
работающих в ней сотрудников. В ее штате три режиссера, два помощника
режиссера, два администратора, два выпускающих редактора, семь
корреспондентов. Руководит отделом информации главный редактор.
Операторская команда не входит в состав редакции, но в то же время
работать с репортерами «Дня Дона» могут одновременно до шести операторов.
Администраторы редакции обеспечивают во время выхода в эфир титрование
материалов (указывают фамилии репортера и оператора данного материала,
инициалы и фамилию интервьюируемого и т. п.), осуществляют набор текста
на «телесуфлер», ведут журнал учета программ, прошедших в эфире. Во время
прямого эфира администратор всегда находится с режиссером на пульте
управления. В задачи помощников режиссера входит технический монтаж
видеоматериалов.
Программа «День Дона» выходит в эфир два раза в день с
понедельника по пятницу. Для выпуска новостей используется прямой эфир в
«прайм-тайм»: 18-00 и 19-30, хронометраж программ – 20 минут.
Телерадиокомпания «Дон-ТР» является ретранслятором телеканала РТР, и сам
факт того, что программа выходит в эфир на государственном канале
Российского телевидения, определяет многочисленность зрительской
аудитории. Структура выпуска новостей в программе «День Дона» полностью
повторяет структуру «Вестей» на РТР. Это сложилось исторически, еще с тех
пор, когда в отечественной телевизионной системе существовала
вертикальная структура управления и информационные программы на
региональных государственных телеканалах были точной копией центральных
выпусков новостей. Выпуски «Дня Дона» состоят из политических,
экономических новостей жизни региона, области, города, а также новостей
культуры и спорта, прогноза погоды.
«35-й канал Теле-Х» – один их первых негосударственных каналов в
Ростовской области. Он был создан в 1993 году и юридически представляет
собой общество с ограниченной ответственностью.
Состав и структуру редакции информации этого канала представить в
схематичном виде практически невозможно. Это объясняется постоянными
изменениями в штате редакции и текучестью кадров. Старожилы этого канала
называют информационную редакцию «полигоном для обучения». Число
работающих репортеров, как правило, не более трех. Единственная
постоянная должность – шеф-редактор отдела новостей. Информационная
программа «От наших корреспондентов» выходит четыре раза в день (в
7-05, 10-00, 16-30, 00-05), хронометраж программы – 15 минут. Для эфира
используется материал в записи, что объясняется непостоянным составом
сотрудников редакции, отсутствием опыта у ведущих и, отчасти, их
непрофессионализмом. Съемки и монтаж материалов для программы выполняется
на видеокамерах и монтажных блоках системы Super VHS. Информационный
выпуск обычно состоит из 5–6 сюжетов, посвященных политической,
экономической, культурной жизни области и города и заканчивается
прогнозом погоды.
Однако столь невысокий уровень структурной организации в скором
времени, вполне возможно, будет компенсирован качеством выпускаемых
материалов. С недавнего времени редакция программы «От наших
корреспондентов» начала сотрудничество с вещательным каналом г. Москвы –
«ТВ-Центр». В планах руководителей столичного канала – привлечение
региональных партнеров к выполнению роли корпунктов и производителей
программ.
Телеканал «Южный регион» сегодня занимает первое место по
популярности среди негосударственных каналов. Эта телерадиокомпания была
создана на базе Северо-Кавказской железной дороги. Информационная
программа канала «Южный регион-Инфо» сегодня вступила в жесткую
творческую конкуренцию с информационной программой государственного
телевидения, что подтверждают многочисленные призовые места на ежегодном
Фестивале донских телевещателей «Лазоревый Цвет», проводимом
департаментом по печати и телерадиовещанию Ростовской области.
Благодаря входу в централизованную сеть «ТВ-6 Москва», а затем в
«ТВ-С», телекомпания «Южный регион» получила доступ к новому источнику
программирования, что облегчило ей жизнь, особенно на первых порах
становления и развития, а также повысило рейтинг и расценки на рекламу.
В состав редакции входят два выпускающих редактора, пять
журналистов и пять операторов. Некоторые сотрудники совмещают
журналистские функции с операторскими. Большинство работников творческой
бригады имеют специальное высшее образование, что, несомненно,
положительно сказывается на качестве производимых телепрограмм.
«Южный регион-Инфо» выходит в эфир четыре раза в день в течение
рабочей недели, продолжительность эфира – 10 минут. В отличие от
государственного телевидения, в телерадиокорпорации «Южный регион»
информационная программа не имеет преимуществ перед отделом авторских
передач или рекламы, чем объясняется жесткая регламентация времени во
время монтажа. Информационный выпуск состоит из тех же экономических,
политических, культурно-просветительских тем, а завершают его новости
спорта и прогноз погоды. В целом в этой информационной телепрограмме
сюжеты о происходящих событиях могли бы претендовать на большую
объективность по сравнению с ангажированной местной властью программой
«День Дона», но здесь необходимо учитывать тот факт, что помимо средств,
полученных за счет рекламы на канале «Южный регион», телекомпания в целом
существует на деньги акционерного общества СКЖД (Северо-Кавказская
железная дорога). Единственная ведомственная телепрограмма «Ритм дороги»
выходит в эфир телеканала каждую неделю и посвящена работе СКЖД,
управления МПС и СКЖД.
Таким образом, наиболее конкурентоспособными на сегодняшний день
являются информационные программы ГТРК «Дон-ТР» и ТРК «Южный регион».
Вместе с тем очевидно, что самой мощной по техническому оснащению, по
охвату населения, по организационной структуре редакции, по квалификации
журналистов остается редакция информации государственной
телерадиокомпании «Дон-ТР». Сегодня ГТРК «Дон-ТР» охватывает территорию с
населением около 6 млн человек, объем собственной продукции составляет 4
часа в день (столько же, сколько на ОРТ и РТР), передачи телеканала
смотрят более 5,5 млн зрителей не только в Ростовской области, но и в
отдельных районах Краснодарского края, Украины, Калмыкии, в Луганской и
Донецкой областях.
По данным «Интерньюс», сегодня в России работают в эфире более 600
региональных телекомпаний[126]. Основную информацию о том, что происходит
в стране и за рубежом, телезритель получает из информационных программ
центрального телевидения, однако местные новости зритель предпочитает
получать по каналам регионального телевидения. Функции информационных
программ местного телевидения – это передача дополнительной информации по
сравнению с той, которая дается центральными телекомпаниями,
удовлетворение специфических информационных потребностей жителей области,
города или региона. Несмотря на это, информационные программы являются
самыми популярными на региональном телевидении. Во всяком случае,
«местные» заказчики телерекламы, которым центральные каналы недоступны,
предпочитают давать свою рекламу во время либо непосредственно перед или
после региональных новостей.
Местные новости – это основной источник дохода и прибыли любой
телекомпании. Например, американские телекомпании вкладывают большие
деньги в создание выпусков местных новостей и помещают в них рекламу
только потому, что их затраты не только окупаются, но и приносят огромную
прибыль. Поэтому в Америке между региональными телевизионными станциями
существует жесточайшая конкуренция именно в области новостей. Каждая
телестанция борется за то, чтобы именно ее новости имели самый высокий
рейтинг, так как от этого зависит прибыль. Например, перемещение только
на одну строку рейтинга вверх или вниз означает либо заработать, либо
потерять 1 млн долларов в год[127].
Хотя практически все местные негосударственные станции производили
и показывали хронику местных событий с первого дня, как только у них
появилась камера, на ранних этапах развития местного телевидения
производство регулярных информационных программ не было широко
распространенной практикой. За последние 5–7 лет положение изменилось, и
тенденции производства местных новостных программ продолжают развиваться
на базе перераспределения и использования имеющихся средств для
производства новостей.
Так, например, из более чем 340 российских негосударственных
телевизионных станций 83% выпускают информационные программы, по меньшей
мере, один раз в неделю, а 49% станций дают местные новости
ежедневно[128]. Более подробно тенденции производства местных новостей
показаны в таблице[129]:
|Периодичность |Количество |Производство |Не |Доля, % |
|выпуска |станций |других |производят | |
|новостей | |информационных |других | |
| | |программ |информаци-о| |
| | | |нных | |
| | | |программ | |
|Ежедневно (5–7|166 |117 |49 |49 |
|дней в неделю) | | | | |
|2–4 дня в |56 |29 |27 |16 |
|неделю | | | | |
|Один раз в |62 |32 |30 |18 |
|неделю | | | | |
|Не выходят |59 |19 |40 |17 |
|Всего |343 |197 |146 |100 |
В результате проведения исследовательского проекта «Мониторинг
информационных программ независимых региональных телекомпаний» было
выявлено, что «существует значительный разрыв между центральной и
региональной информационной повесткой дня»[130].
Это означает, что два информационных поля – центральное и
региональное – функционируют самостоятельно, вне зависимости друг от
друга. «События федерального уровня, определяющие смысловое содержание
информационного поля центральных СМИ, не оказывают определяющего влияния
на информационное поле региональных СМИ»[131].
В содержательном аспекте региональное информационное
пространство существует автономно от центрального. Сегодняшнее состояние
информационного поля регионального телевидения оказывается таковым, что
«оно, с одной стороны, саморазвивается и генерирует собственные темы,
отличные от центральных, а с другой стороны, “блокирует” и нейтрализует
воздействие центральных информационных потоков»[132].
В Ростове-на-Дону все местные телекомпании производят свои
информационные выпуски новостей. Информационные программы являются
неотъемлемой частью каждой ростовской телекомпании. По сравнению с
московскими, содержание и оформление местных информационных программ
выглядят бедновато, так как у многих телекомпаний не достает технических
средств, плохо работает разветвленная корреспондентская сеть, не всегда
есть возможность проникать для получения информации во властные структуры
на местах. Но в информационных выпусках местных новостей «меньше
дистанция между репортером и отраженной им действительностью, большая
эмоциональность в подаче материала и нестандартные ведущие»[133]. У
ведущих информационных программ на региональном телевидении нет, по
мнению многих исследователей, «цинизма и откровенной демагогии, которые
так и лезут с московских телеэкранов»[134].
Продолжительность информационных выпусков в течение недели (на
различных каналах) колеблется от пяти минут до получаса. Сегодня
телекомпании делают упор на информационные выпуски не только потому, что
это является необходимостью, но и с целью привлечения большего количества
местной аудитории, а значит, и рекламодателей. Наличие постоянных,
профессионально поставленных выпусков новостей говорит о хорошей
технической базе телеканала, высоком уровне квалификации его сотрудников
и достаточной степени его самостоятельности.
В то же время возможность выбора у ростовской аудитории создает
конкурентную ситуацию в этой когда-то монополизированной государством
сфере. Такая ситуация характерна, впрочем, не только для регионов, но и
для России в целом и дает положительный эффект. Благодаря ей развиваются
и совершенствуются журналистские формы и методы подачи информации,
телекомпании стремятся сделать новые программы более оперативными,
повысить уровень их содержания.
Какое место занимают информационные выпуски в вещательной
политике ростовских телекомпаний, видно на примере ГТРК «Дон-ТР» и ТРК
«Южный регион».
ГТРК «Дон-ТР» выпускает собственную ежедневную информационную
программу «День Дона», широко освещающую жизнь области, общественно-
политические, экономические и культурные события, спорт и т.д. В будние
дни информационные выпуски выходят четыре раза в день с промежутками в
4,5 – 5 – 2 часа в одно и то же время, в выходные дни – один раз, в
субботу. Устоявшийся ежедневный график выхода информационных программ
является важным фактором, привлекающим зрительскую аудиторию, и также
говорит о серьезном подходе телекомпании к выпуску информационных
программ. Как никакие другие программы, информационные выпуски нуждаются
в четком закреплении их в сетке вещания. Продолжительность
информационного выпуска колеблется от 8 минут до получаса.
Выглядит сетка вещания информационной программы так: в 8.50
зрителям предлагают 10-минутные новости, которые анонсируют события
наступающего дня и подводят итоги дня минувшего; в 13.30 зрители имеют
возможность увидеть более подробные репортажи о событиях, анонс которых
они видели утром, и познакомиться с развитием событий дня; в 18.30 –
более динамичный, информационно насыщенный получасовой блок новостей, а
завершает сетку вещания в 20.30 восьмиминутный новостной «дайджест» об
основных событиях дня.
«Южный регион-Инфо» – информационная программа, выходящая в
эфире телеканала «Южный регион» и рассказывающая о важнейших событиях
города и Южного федерального округа в целом. У этой программы достаточно
широкий спектр освещаемых событий: политика, экономика, власть, армия,
медицина, культура и т. д. «Южный регион-Инфо» выходит в эфир ежедневно:
по будням – 5–6 раз в день, по выходным – 1–3 раза в день.
Продолжительность выпуска в течение дня колеблется от 15 до 25 минут в
зависимости от времени выхода в эфир. От общего объема вещания
собственных программ информационные составляют 46%.
На «Южном регионе» сетка вещания информационных программ
строится примерно тем же образом, что и на «Дон-ТР», только
информационные выпуски начинают выходить в 6.45 утра (анонс и обзор
основных событий наступившего дня), а завершается информационное вещание
в 3.20. С более полной информацией зрителей знакомят выпуски новостей в
18.30, 22.55, 1.55, 03.00.
На центральных каналах новости из регионов представлены
весьма однобоко, в основном информацией о скандалах и катастрофах, а
порой и вовсе имеют искаженный характер. Поэтому неудивительно, что
местные информационные программы сегодня обладают всевозрастающим
общественно-политическим потенциалом.
Региональное государственное телевидение как источник
информации о местных событиях по статистике пользуется большей
популярностью, чем независимые станции. Это связано, во-первых, с тем,
что региональное государственное телевидение обычно ведет вещание на
втором канале РТР и благодаря этому имеет более мощный сигнал и более
многочисленную зрительскую аудиторию, чем независимые станции. Во-вторых,
региональное государственное телевидение по закону обязано производить
свои информационные программы, в то время как далеко не все региональные
и местные станции делают свои выпуски новостей. В-третьих, новостные
программы негосударственных региональных телевизионных станций по-
прежнему не отличаются стабильным уровнем качества. Но все это, однако,
не означает, что новостные программы местных государственных станций
везде пользуются большей популярностью, чем новости независимых станций.
За последние несколько лет усовершенствовались структура и
содержание новостей, изменился характер подачи материалов и расположения
сюжетов в выпуске в зависимости от актуальности темы и значимости какого-
либо события для местного зрителя. От принципа сообщать обо всем
понемногу тележурналисты перешли к отбору информации для конкретных
зрителей города, области. Все это способствовало формированию конкретного
типа информационного выпуска на тех каналах, которые были в этом
заинтересованы.
3.2. Влияние федерального телевидения
на жанры и тематику программ региональных каналов
Региональные государственные телекомпании с самого начала их
функционирования имели более высокий технический и творческий потенциал
для производства собственных программ, чем негосударственное региональное
телевидение. В силу исторически сложившихся условий производства,
развития, формирования регионального телевидения государственные
телекомпании долгое время занимали лидирующие позиции по качеству
производства и количеству собственных передач. Так, например, бесспорным
лидером по производству собственных программ среди ростовских
телекомпаний долгое время оставалась, да и сейчас остается, ГТРК «Дон-
ТР», хотя на сегодняшний день позиции данной телекомпании не так
непоколебимы, как прежде. Тематический спектр передач государственной
телекомпании достаточно широк – это музыкальные, религиозные, детские,
спортивные программы, передачи для молодежи, новостные программы и т.д.
Более пяти лет существуют в эфире программы творческих объединений
«Местное время», «Провинциальный салон», «МАРТ», «Пломбир», «Камертон».
Телекомпанией широко практикуется использование «прямого эфира». Это
трансляция «открытых студий», «круглых столов», дискуссий. Еженедельно в
эфире «Служба обратной связи» – программа в прямом эфире с телефонами
обратной связи по самым актуальным социальным проблемам, в которой на
вопросы телезрителей отвечают руководители областных и городских ведомств
и организаций. Это говорит о тесном сотрудничестве телекомпании со своей
аудиторией. Форма этой программы подсказана телезрителями, которые в
письмах и по телефону предлагают темы дальнейших телепрограмм.
Также существует ряд программ, в которых зрителю предоставляется
возможность высказать свое мнение, задать вопрос: «Стена» (передача по
письмам и телефонным звонкам телезрителей, «упершихся в стену
бюрократической волокиты при решении жилищно-коммунальных проблем»),
«Улица Баррикадная» и т. д. Таким образом, в программах местного
телевидения широко используются интерактивные технологии, осуществляемые
посредством телефонной, пейджинговой связи и сети Интернет.
На сегодняшний день почти все местные телекомпании города
Ростова-на-Дону производят собственные информационные программы, почти на
каждом канале есть музыкальные поздравительные передачи: «С любовью к
Вам» («Дон-ТР»), «Любимые мелодии» (35-й канал «Теле-Х»), «Музыкальный
автограф» (22-й канал «Эксповим»), «Музыкальная шкатулка» («Южный
регион») и пр. Некоторые телекомпании пытаются делать собственные
информационно-аналитические программы, но, к сожалению, их качество пока
оставляет желать лучшего. В ситуации, когда конкурентная борьба между
региональными телекомпаниями усиливается, одни из них остаются в стороне
от нее, соглашаясь с установленными когда-то приоритетами, другие же
пытаются привлечь зрителя путем совершенствования своей вещательной
политики и не останавливаются на достигнутом. Еще четыре года назад ТРК
«Южный регион» не выделялась на фоне других коммерческих станций города.
Сегодня ситуация изменилась, и данная телекомпания способна конкурировать
с ГТРК «Дон-ТР», хотя еще и не по всем показателям, поскольку в основном
«Южный регион» делает ставку на информационные и информационно-
аналитические передачи, но вместе с тем имеет хороший потенциал для
дальнейшего развития в вещательной сфере.
Наряду с имеющейся в настоящее время тенденцией к улучшению
качества производимых ростовским телекомпаниями собственных программ,
продолжается заимствование жанров, тем, структур неинформационных
программ у центральных телевизионных каналов. Многие программы и даже
целые редакции, созданные региональными телевизионщиками, если не
полностью, то почти полностью повторяют соответствующие программы и
редакции центрального телевидения. Копируются не только жанры, темы,
язык, имидж ведущих, изобразительные средства, но и декорации в студии,
оформление программных заставок.
Размещая программы для детей и юношества в послеобеденное время,
телеканалы всего мира учитывают то, что в эти часы дети возвращаются из
школы. В вещательной сетке телеканала «Дон-ТР» уже несколько лет это
время занимают программы «Подросток», «Пломбир», «МАРТ», «Труба». Причем
практически все они, как было сказано выше, являются аналогами программ,
производимых телекомпанией «Класс» (ОРТ). Повторяются не только стиль и
структура построения телепрограммы в целом, содержания сюжетов, тематики,
но и имидж ведущих, и художественно-изобразительные средства (музыкальное
сопровождение, оформление и дизайн студии).
В последние годы на региональных телеканалах появилось огромное
количество музыкальных программ, таких, как, например, «Мегамикс» («Дон-
ТР»), «Музыкальная развлекалочка» (35-й канал «Теле-Х»), «Караоке в
Ростове» (38-й канал «Альтернатива»). Проект «Мегамикс» изначально
задумывался как музыкальный канал с объемом вещания 6 часов в сутки,
выходящий на дециметровом 35-м канале и построенный из множества
музыкальных программ, идущих вперемежку с видеоклипами. Этот жанр
появился в США в 70-х годах и успешно продолжает развиваться и
завоевывать целые телеканалы мира. Яркий пример его – музыкальный канал
MTV. Несколько лет назад на центральном телевидении появился
отечественный «филиал» канала – «MTV-Россия». Проекту «Мегамикс» на «Дон-
ТР» не суждено было осуществиться, так как другой ростовский телеканал –
«Оверсан» – стал региональным партнером телесети «MTV-Россия» и
ретранслирует ее программы, из которых и состоит практически все его
эфирное время.
Единственное, пожалуй, оригинальное музыкальное шоу на местном
телевидении – «Караоке в Ростове» на телеканале «Альтернатива». Создатели
программы полностью учли специфику местного телевидения, вследствие чего
эта телепрограмма пользуется огромной популярностью у телезрителей и
завоевывает довольно высокие рейтинги. Во время прямого эфира в студию
может позвонить любой желающий и, выбрав песню, исполнить ее под
аккомпанемент «Караоке».
Программа «Модная линия» («Дон-ТР»), посвященная новинкам моды,
событиям из светской жизни города, стала слабой пародией на такие
программы, как «Стиль» (ТНТ), «Шоу-бизнес крупным планом» (СТС),
«Светские новости» (ТВС), «Публичные люди» (ТВС), «Стилиссимо» (MTV).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|