Рефераты

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

«По нашему мнению, необходимо упорядочить отношения субъектов

телерадиовещания с аудиторией путем введения в проект закона статьи о

правах телезрителя и радиослушателя, которой в настоящее время в нем нет.

Следует законодательно закрепить право телезрителя и радиослушателя на

честную и объективную информацию, на получение разносторонних сведений о

событиях, затрагивающих их интересы. Закон должен оградить зрителя и

слушателя от любых форм давления, использования психологических и других

скрытых форм воздействия»[71].

Социально-диагностические исследования показывают, что телезрителям

нравятся далеко не все выходящие в эфир передачи с хорошими «рейтинговыми

показателями». Они уважают далеко не всех известных ведущих. Есть

регулярно появляющиеся на экранах люди, которых зрители оценивают как

ненадежных, холодных, бесцеремонных, несимпатичных, даже – злых. «...

Распространено мнение о дурном вкусе большинства зрителей, которые сами

хотят бесконечных зрелищ, шоу, «мыльных опер». Такие передачи

действительно многим нравятся. Но, по данным последних исследований, у

значительной части аудитории есть огромная потребность в получении

проблемной информации»[72].

Если посмотреть на проблему телевизионной экспансии с

социокультурной точки зрения, то результаты этого осмотра будут весьма

плачевными. Навязываемая российскому зрителю американизированная манера

подачи и восприятия материала, присыпанная русским перчиком и сдобренная

порцией пошлятинки или вульгарности, пустая по сути и не всегда

профессионально исполненная, отталкивает зрелого зрителя и портит вкус

молодому, приучая смотреть на вещи этаким прищуренным глазом через

американскую линзу.

В. Познер отмечает: «Когда-нибудь, надеюсь, мы придем к пониманию

того, что телевидение существует для зрителей. Как, извините, химчистка

для клиентов. Если в ближайшей химчистке будут плохо чистить, я пойду в

другую. Но пока, увы, у нас и чистят всюду одинаково, и передачи на всех

каналах равноценны»[73].

Так что, ругая телевидение, и государственные чиновники, и зрители

должны понимать, что телевидение отражает их вкусы и потребности, что до

тех пор пока они будут «покупать» его «товар», оно не изменится. В этом и

заключается его «свобода и независимость».

Телевидение – не столько шоу-бизнес, сколько власть над сердцами и

умами, «абсурд в том, что взять эту власть в свои руки может любой, кому

не лень»[74]. Но все же основной абсурд, по мнению Л. Дмитриева, в том,

что телевидение не искусство, не бизнес, а власть и политика. И любой

мало-мальски уважающий себя политик из любой ветви власти мечтает о

собственном телевидении. (Хасбулатов даже сделал парламентское

телевидение, а Макашов с Баркашовым штурмовали «Останкино»).

Вряд ли можно утверждать, считает Л. Дмитриев, что Сикстинская

мадонна принадлежит народу. Принадлежит она все-таки кисти Рафаэля. Ее

можно превратить в собственность, сделать на ней бизнес или прикрепить на

знамя политической партии. Но лучше ничего такого не делать. Пусть она

остается достоянием отечественной культуры. Так же и с телевидением. «Его

трагедия в том, что в нем как в “капле воды” отражается океан абсурдов

нашей нынешней жизни»[75].

Сергей Калашников, председатель комитета Государственной Думы,

сказал: «В этой ситуации я затрудняюсь ответить, кто управляет страной:

Кремль, “Белый дом”, Государственная Дума или российское телевидение. Во

всяком случае, влияния у него гораздо больше... К сожалению, качество

этого влияния и управления “оставляют желать”»[76].

Людей, равнодушных к телевидению, нет. Но нет и не обеспокоенных его

сегодняшним состоянием.

Некоторые специалисты считают, что нынешняя практика рейтингов на

различных телеканалах – не что иное, как мистификация. Малейшая ошибка

чревата здесь тяжелыми последствиями. Можно просто выбрать неверный курс

или принять губительное решение. Именно это происходит с российским

телевидением.

Одно из последствий экспансии на постсоветском телеэкране – это

диалектический закон перехода количества в качество: обилие игровых

программ, их «балаганный» характер превращают попытки создания новых

публицистических телепрограмм в создание еще одного телевизионного

аттракциона (например, создание программы «V.I.P.» на РТР: получился тот

же самый «Час пик» на ОРТ, только вместо серьезного разговора –

перешучивание и передразнивание).

Итак, несмотря на то, что изначально наше телевидение – «островное»,

изолированное от мирового телепространства (так как мы строили социализм

в одной стране и по этому же принципу пытались создать телевидение) – все

же на его развитие и существование все больше и больше влияет экспансия

Запада. Это и большая часть телепрограмм, созданных по «образу и подобию»

программ западных коллег, и имиджи ведущих, и манера ведения программы, и

политика рейтингов – в общем, все то, о чем не знали в нашей стране до

1991 года.

Несомненно, это отрицательные результаты экспансии. А есть ли

положительные? При таком огромном разнообразии каждый зритель вправе

выбирать свое телевидение. Хотя наши телеэкраны изобилуют иностранной

видеопродукцией, тем не менее многое из этого – качественное. А чтобы

создавать свою качественную продукцию, нужны профессиональные кадры,

которых, к сожалению, очень мало. Мало их потому, что до 1991 года

номенклатурное телевидение меньше всего нуждалось в профессиональных

кадрах. Оно развивало лишь контролирующий аппарат. А сегодня телекомпания

«ВИД» берет уже первокурсников МГУ и учит их на ходу.

В настоящее время ситуация такова, что общество не двинется вперед

без телевидения в качестве детонатора общественной мысли. Но при

сегодняшнем состоянии телевидения поиск новых путей невозможен. Если не

прокладывать новые «рельсы».

Таким образом, появление в большом объеме западных телепрограмм на

центральных российских каналах связано в основном за счет внедрения

таких «новых» телевизионных жанров, как телешоу, телевикторины, телеигры,

телесериалы, «реальные шоу» и т. п. И это – одно из двух направлений

экспансии. Другое направление – экспансия центральных каналов на

региональные. Одна из причин экспансии центрального телевидения по

отношению к региональному, по-видимому, в том, что изначально его

структура и во многом содержание полностью повторяют формы московского и

ленинградского (санкт-петербургского) телевидения.

Проблему экспансии на постсоветском телеэкране невозможно изучать,

не рассматривая ее применительно к региональному телевидению. Тем более

что центральное телевидение выступает по отношению к провинциальному как

типично колонизаторское.

3. Основные принципы формирования отношений между

федеральными и региональными телеканалами

Сегодня большое внимание уделяется региональному телевидению, его

программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на

общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего, это связано с тем,

что значение регионального телевидения возрастает с каждым днем. Вещание

московских каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, а

местное вещание дает информацию и поднимает разнообразные проблемы именно

своего региона. Информационные программы федеральных телеканалов лишь

13–18 % от общего объема вещания отводят освещению региональной тематики

(см. приложение). «Телевидение любой страны сильно, прежде всего,

региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь»[77].

Но существует ряд причин, тормозящих развитие и процветание

регионального телевидения, судить о которых можно по «визитной карточке»

любого телеканала – информационным программам. Именно в информационных

программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства и

тех, кем оно управляет, дается оценка власти и состояния жизни населения

региона. Региональное телевидение является активным участником всех

событий местного масштаба, оно информирует своего зрителя о том, что

выходит за рамки возможностей и интересов центральных каналов. Кроме

того, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления регионом,

областью. Однако вместе с популярностью растут и «требования зрителей к

качеству работы местного телевидения. Большое число телезрителей выражают

недовольство тем, что местные комитеты закрывают своими передачами

интересующие их программы Центрального телевидения»[78].Такое

недовольство порождено, прежде всего, тем, что вещание местных каналов

находится на низком, не удовлетворяющем интересы зрителя уровне. Тем не

менее спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает

с каждым днем.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы, развитие и

функционирование информационных программ местного телевидения изучены

мало. «Исследование в этой области объединяет одна особенность: проблемы

телевидения в том или ином регионе рассматриваются, в конечном счете,

обособленно, словно бы речь идет об отдельном от общей телевизионной

системы явлении»[79].

Многие исследователи отмечают бурное развитие регионального

телевидения за последние десять лет и, как следствие этого,

перспективность его дальнейшего становления, хотя еще в 1991 году было

трудно представить, что развитие телевизионной индустрии пойдет подобным

образом. Однако распад СССР, приведший к разрушению единого

информационного пространства и ликвидации Гостелерадио, отмена

политической цензуры, существование различных форм собственности в

телевизионной сфере, разделение телекомпаний по типу деятельности явились

предпосылками для возникновения рынка программ и появления конкуренции в

этой области, которая послужила толчком для поисков новых способов

укрепления позиций как государственного, так и негосударственного

регионального телевидения страны.

Коммерческое негосударственное телевидение заняло свою нишу, и его

дальнейшее развитие не вызывает сомнений. Этот период оказался

плодотворным для появления и становления многих ростовских телекомпаний,

наиболее конкурентоспособными из которых на сегодняшний день являются

ГТРК «Дон-ТР» и ТРК «Южный регион». Одна – за счет богатого наследия

прошлого (как творческого, так и технического), другая же – благодаря

новому типу сетевого телевидения, а также современным подходам к

вещательной политике телекомпании и свежим кадрам.

Наряду с традиционными качествами, характеризующими региональное

телевидение, в связи произошедшими изменениями в телевизионной индустрии

появляется ряд новых особенностей:

формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания и

вещания центрального канала;

существование своего графика выпуска новостей – в основном в вечернее

время с 19 до 22 часов с утренними повторами;

ангажированность местными властями (особенно, если администрация области

является совладельцем или спонсором);

отсутствие журналистского образования у большинства работников

региональных телестудий;

отличия в стиле и общей тональности вещания.

Многие исследователи уделяют особое внимание специфике

информационных программ в периодических изданиях. Так, А. Вартанов,

характеризуя сегодняшнее телевидение, пишет: «Тележурналисты подчиняются

уже законам не только тех, кто властно заказывает музыку, но и законам

творчества»[80]. И. Петровская среди основных причин популярности

информационных программ называет такую, как «усиление внимания деталям и

подробностям»[81].

Возрастание роли регионального телевидения сегодня обусловлено, во-

первых, большим доверием к нему населения по сравнению с центральными

вещателями, а во-вторых, стоящей перед ним в современных условиях задачей

– стать ключевым консолидирующим звеном в системе коммуникаций,

объединяющим население региона на основе культурных ценностей, самобытных

традиций. Местное телевидение сегодня заявило о себе на всей территории

России, став не только новым источником развлечений, но и источником

местной информации. Производство местных телевизионных новостей впервые

дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной

аудитории, а это важно для государства, которое традиционно опиралось на

централизованные структуры. «Начиная с 1991 года, наблюдалось небывалое

развитие всех секторов телевизионной индустрии России. Количество

передающих станций и ретрансляторов в России увеличилось с 8 000 до 11

000, помимо государственного телевидения появились негосударственные

станции, программы стали более разнообразными, увеличилось количество

часов вещания. Потребители покупают больше телевизоров и

видеомагнитофонов. Развивается рынок рекламы, появляются новые

производственные мощности, станции и передатчики»[82].

Сегодня региональная журналистика «представлена изданиями и

программами территориального или национально-этнического характера,

удовлетворяющими потребности аудитории в информации местного

масштаба»[83].

В системе региональной журналистики наряду с прессой и радио

функционирует телевидение, которое заняло доминирующее положение в

системе средств массовой информации как на центральном, так и на

региональном уровне. Несмотря на изменение положения регионального

телевидения в общей системе СМИ, оно обладает следующими традиционными

качествами:

- камерность (нацеленность на потребности жителя конкретного региона);

- ограниченность информационного поля (город, область или несколько

близлежащих областей);

- дефицит социально значимой информации, что влечет за собой тяготение не

столько к информативности, сколько к аналитичности (т.е. освещение фактов

с комментарием)[84].

С 1991 года в России начался бурный рост негосударственных

телевизионных компаний. В столицах это НТВ, РЕН-ТВ, до недавнего времени

– ТВ-6 и другие. В регионах параллельно развивалась сеть независимых

телестанций. Сначала эти процессы не соприкасались, что прекрасно видно

на примере НТВ, которое, вскоре после своего рождения в 1993 году, начало

отбирать аудиторию исключительно у центральных телеканалов, в частности,

у РТР. Абсолютно так же вело себя и ТВ-6. В результате рухнула прежде

абсолютная монополия центральных государственных телеканалов.

А вот в регионах развитие шло принципиально иным путем. Как правило,

здесь возникал один частный телевизионный канал, который сразу же

концентрировал на себе внимание местной аудитории. Ее привлекала попытка

канала давать независимую интерпретацию региональных событий.

Взаимные интересы у центральных и региональных телекомпаний

появились в 1994 – 1995 годах. Это обусловило рождение не просто

независимых частных компаний, но и возникновение национальных

телевизионных сетей. «Одной из первых стала Независимая вещательная

система (НВС). Она состояла из лидеров телевизионного вещания в городах

России. Сначала контакты между ними были не коммерческими. Лидеры

обменивались опытом и проходили совместное обучение в организации

телекомпаний. Потом НВС преобразовалась в коммерческую организацию,

которая централизованно строила сетки передач и централизованно работала

с рекламодателями»[85].

С появлением крупных источников рекламных средств сеть утвердилась в

общенациональном масштабе. В 1996–1997 годах НВС нашла партнера в лице

Рен-TВ.

Очень крупная сеть в настоящее время – это НТВ, сумевшее

организовать эффективную географическую экспансию. Сегодня оно вещает

более чем на 350 российских городов и охватывает порядка 86 млн

населения. Это третий национальный телевизионный канал после ОРТ, РТР.

«2х2», «Петербург – 5-й канал», «Санкт-Петербург – 6-й канал» также

обзавелись региональными партнерами. Быстро возникли и утвердились другие

сети. Были и такие проекты, которым не удалось реализоваться.

В принципе, существует минимум три правила, без выполнения которых

невозможна организация региональных сетей:

4. важнейшая задача – поиск максимального числа партнеров в возможно

большем числе городов;

5. отбор самых сильных партнеров среди тех, которые работают в данной

местности;

6. обеспечение устойчивой ретрансляции своих передач в каждом городе.

Московские телекомпании реализовывали эту общую стратегию различными

способами, опираясь, прежде всего, на стремление региональных телестанций

к сотрудничеству со столичными партнерами. Основа такого стремления –

возможность совместно решать важнейшие проблемы, стоящие перед

провинциальными телевещателями: извлечение рекламных денег и наполнение

сеток программ. Центральные телестанции нацелены на расширение

географического ареала своего воздействия для увеличения доходов от

рекламы. Местные станции получают при этом наполнение своих сеток вещания

и финансовые средства для обеспечения дальнейшего существования.

Можно выделить 3 модели географического сотрудничества, которые

используются сегодня:

7. прямая ретрансляция (ОРТ, НТВ), когда сигнал передается в конкретный

город и местный партнер его ретранслирует на свою аудиторию в полном или

почти полном объеме;

8. передача из столицы в регионы телевизионных блоков с обязательством

местного партнера ретранслировать их в «прайм-тайм» (до 25 января 2002

года – ТВ-6, СТС). В этом случае московский партнер не занимает все

телевизионное пространство, а сама его политика выглядит более гибкой,

нежели в первом случае;

9. трансляция из Москвы пакета телевизионных программ с обязательством

местного партнера ретранслировать его в удобное для себя время (Рен-ТВ,

АСТ). Этот путь самый гибкий.

Поскольку в битву за региональную аудиторию вступили несколько

московских телекомпаний, перед ними встала проблема выбора партнеров,

поскольку, чем сильнее последний, тем больше отдача.

Тот, кто был первым, мог выбирать партнера посильнее. Следующий –

неизбежно оказывался ограниченным в выборе. Отсюда очередная проблема –

усиление своего партнера. В связи с этим многие московские телекомпании

начинают поставлять в регионы оборудование, что дает возможность

предъявлять местным телестанциям куда более жесткие требования, чем

прежде. И более жестко контролировать их деятельность.

Параллельно с выбором москвичами региональных партнеров местные

телестанции также занимаются отбором своих столичных визави. В течение

года регионалы приезжают в Москву и сравнивают достоинства и недостатки

телекомпаний, в частности, качество программ, рекламные возможности,

финансовые условия. Сделав выбор, они перезаключают договоры на следующий

год. Чем слабее регионалы, тем более жесткие условия сотрудничества с

москвичами они принимают.

Следующий этап после расширения географии вещания и подбора как

можно более сильного регионального партнера – это качественное наполнение

телевизионных сеток. В этот период на первое место выходит телевизионное

программирование: кто, какие телесериалы, фильмы и ток-шоу показывает,

насколько они соответствуют вкусам зрителей. При этом резко обостряется

соперничество среди телевещателей, в первую очередь, в крупнейших городах

России.

Российский рынок устроен так, что 90% телевизионных рекламных денег

идет в национальные компании и только 10% передается региональным

станциям. Поэтому возможность получать рекламные деньги у местных

телестанций ограничена. А это означает, что им гораздо легче получить эти

деньги через своего московского партнера. Возникновение новых независимых

сильных сетей становится в достаточной мере проблематичным. Надо либо

покупать новые приемники, либо преобразовывать полностью своего слабого

партнера. Правда, остается еще один способ – «перекупать» региональные

станции, которые уже входят в существующие сейчас сети. Именно по этому

пути пошла сеть ТНТ, в конце прошлого года захватившая значительную часть

лидеров в регионах. Ее руководители основательно подготовились к

экспансии, предложив региональным лидерам лучшие программы, лучшее

оборудование, лучшие финансовые условия. В результате был нанесен сильный

удар по двум сетям сразу: Ren-TV и СТС.

Тот, кто сэкономил в прошлом на своем региональном партнере, рискует

его потерять. Тем не менее повторение успеха ТНТ весьма проблематично.

Следует также отметить, что в последние годы в России появились

десятки областных и городских телеканалов, которые создают на местном

уровне довольно серьезную конкуренцию московскому вещанию. Большинство

этих каналов до сих пор не имеют собственных диапазонов и потому

вынуждены использовать эфирное время центрального телевидения, перекрывая

тем самым вещание из Москвы.

Что касается областных теле- и радиостудий, то они в СССР

традиционно представляли собой не более чем региональные подразделения

Гостелерадио. Вещая обычно один-два часа в сутки, они практически не

обладали культурно-информационным потенциалом, позволяющим составить

конкуренцию центральному телевидению.

По-настоящему региональное телевидение начало формироваться только в

начале 90-х годов, когда местные политические элиты почувствовали

необходимость в собственном информационном пространстве, через которое

они непосредственно могли бы влиять на общественное мнение, и оно

постепенно перестало быть калькой центрального телевидения, обретая

собственный взгляд и голос. Как считает А. Новиков, примерно с 1992 года,

когда регионы вступили в пору шумных избирательных компаний, областные

телеканалы стремительно овладевают электоральными функциями. «Во время

парламентских выборов 1993-го провинциальное ТВ было уже достаточно

коммерциализировано и начало активно участвовать в избирательной

кампании»[86].

Журналистика, а радио и телевидение в особенности, несут в себе все

болезни, которыми заражено наше общество и государство. Это не зеркало, а

увеличительное стекло, через которое все наши общие беды можно увидеть

крупным планом, изучить в деталях.

Н.Чеботарев, генеральный директор ГТРК «Дон-ТР», в интервью журналу

«Журналист» дал следующую оценку состояния региональных телекомпаний в

постсоветский период: «За последние годы мы получили то, о чем прежде и

мечтать не могли. Нет теперь обкомовских директив, есть экономическая

свобода, право распоряжаться кадрами, строить программу вещания так, как

мы считаем нужным. И подстраховка нашей независимости существует очень

серьезная: финансирует нас Минфин из федерального бюджета напрямую, минуя

местные органы. Но финансирование в последние месяцы начало давать

серьезные сбои. Непродуманное, некомпетентное решение может поссорить

региональное телерадиовещание с местными властями и со зрителями»[87].

Так, например, в 1993 году широко разрекламированный «Парламентский час»

шел по центральному каналу именно в то время (с 17 до 20 часов), когда

«Дон-ТР» перекрывала эфир российского канала своими программами в

соответствии с имеющейся лицензией. Тут же пошли звонки, делегации,

областной Совет выступил с протестом. И зрители были недовольны, хотя

большинство из них отдает предпочтение местным новостям и передачам о

собственных проблемах.

Не все региональные каналы имеют лицензии. Существует ряд

самодеятельных теле- и радиостудий, не утруждающих себя лицензированием.

Они вещают по любым каналам. Умельцы в каком-нибудь райцентре мастерят

передатчик, ставят на крышу антенну и запросто перекрывают

государственные каналы. Так что экспансия им не страшна. Зато на любом

канале и в любое время может появиться все, что угодно, и пресечь это

некому. Российское законодательство, к сожалению, еще настолько

несовершенно, что это не единственное его упущение. В нем, например, нет

ни одной строчки, регламентирующей и процессы экспансии на телевидении.

Региональные каналы транслируют и ретранслируют любые программы и в любое

время, делая это лишь в соответствии с собственным желанием и

сомнительными договорами на взаимовыгодных условиях с каналами-

производителями.

Так, по мнению генерального директора ГТРК «Дон-ТР», «вакханалия в

эфире свидетельствует о полном безвластии. Необходимо произвести коренные

перемены в законодательном, финансовом и прочем обеспечении региональных

телерадиокомпаний. Отсутствие таких перемен может привести к серьезным

последствиям – вплоть до смены политического курса»[88].

Телевидение – вещь дорогая. В проекте бюджета на 1998 год

правительством на нужды провинциальных работников эфира была заложена

сумма в размере полутора триллионов рублей (по данным ежемесячного

сборника «ТЭФИ-Обозрение», выпуск 2 (5), 1998 год). В то время этих

средств было достаточно только для того, чтобы выплатить зарплату

сотрудникам всех 93 государственных телерадиокомпаний, действующих в 89

регионах России.

Многие столичные специалисты по телевидению и радиовещанию считают,

что некоторые программы регионального телевидения (в частности,

новостные) даже выигрывают по сравнению с программами центральны.

«Новостные программы – визитная карточка любой телекомпании.

Известно, что выпуски новостей – самый дорогостоящий эфирный продукт.

Яркое подтверждение тому – ТВ-6, уже завоевав высокий зрительский

рейтинг, долгое время не решалось вступить на стезю телеинформации.

Помнится, когда я сказал об этом создателю телекомпании Э. Сагалаеву,

что, мол, любой уважающий себя канал должен иметь собственную новостную

программу, “создатель” буквально взорвался: “Да ведь такая визитка за

несколько месяцев сожрет все наши финансы! ” Разговор этот шел года три

назад. Ныне ТВ-6 полностью вошло в состав наших информационных империй

– ОРТ, РТР и НТВ. Да и менее богатые – Рен-ТВ, ТВ-Центр и канал

«Культура» довольно быстро обзавелись «визитками». Сегодня решительно

никто не сможет объять необъятное – огромнейший информационный поток в

регионах, на местных телеканалах»[89].

Сегодня все же, несмотря на старания регионалов, в эфире

господствует московский – крикливый и холодный – стиль, «а естественный,

равновеликий простому человеку стиль провинциальный туда категорически не

пускают. Речь именно о стиле, а не о конкретных программах. В конце

концов, в регионах тоже немало передач, очевидно созданных по образу и

подобию московских.. Да и в Москве, к счастью, остались профессионалы,

интересующиеся характерами, судьбами, личностями, а не только шумными

аномалиями»[90]. Но, как бы то ни было, региональное телевидение, по

мнению многих исследователей, становится реальной силой и, возможно, в

скором времени будет способно конкурировать с центральным в борьбе за

зрителя, завоевывая значительные проценты рейтингов и, следовательно,

существенные проценты бюджетов.

Так чем же, прежде всего, манят, привлекают к себе периферийные

новостные программы? По сравнению со столичными они, казалось бы, и

«упакованы» неважно по причине бедности финансовой, и сюжеты их масштабом

помельче... А вот есть нечто поважнее московских информационных

стандартов – нестандартные люди, жизнь которых показывает телеэкран. Иная

пластика самовыражения, куда меньше дистанция между репортером и

отраженной им действительностью, большая эмоциональность в подаче

документального материала. И, конечно же, нестандартные ведущие (пусть с

местным северным оканьем или южным гэканьем). «После привычных для нас

Арины Шараповой, с ее манерой высокомерного вещания («Время», ОРТ), после

холодного автоматизма Михаила Пономарева («Вести», РТР), после кокетливой

скороговорки Татьяны Митковой и пронзительно заглядывающего зрителям в

души Евгения Киселева («Итоги», НТВ) – после всех этих мэтров увидеть на

экране еще не забронзовевших в своем величии, естественных Александра

Резонтова из Нижнего Новгорода, Михаила Калиха из Перми, Катю Сапожникову

из Екатеринбурга – это как глоток свежего воздуха»[91].

Известная телеведущая телерадиокомпании «Дон-ТР» Евгения Апарина в

интервью журналу «Журналист» объяснила, в чем, на ее взгляд, состоит

главное отличие региональных телепрограмм от столичных: «…Местное

телевидение отличается от столичного прямым общением с народом. У нас не

столько “вещание” на аудиторию, сколько сотрудничество с ней»[92]. Увы,

устойчивый снобизм в отношении столичных мэтров к коллегам из провинции

неодолим.

Местное телевидение ведет планомерную, систематическую пропаганду и

агитацию с учетом специфики аудитории региона. «Особенность

функционирования социальной информации такова, что общегосударственное

человек воспринимает через призму местного, через факты повседневности. И

в этом смысле местное телевидение обладает уникальной возможностью вести

информационно-пропагандистскую работу в условиях максимальной

приближенности к потребностям и ориентациям человека, в контексте его

производственных и межличностных отношений»[93].

«Войдя в рынок, СМИ не только вынуждены торговать своим продуктом,

но и сами стали объектом торговли. 1997 год стал годом большого передела

информационного рынка. Империи СМИ, сложившиеся в 1993–1996 годах,

существенно скорректировали свои границы. 1997 год и начало 1998 года

стали временем информационных войн, которые велись с целью передела уже

поделенного информационного рынка. Самым заметным событием 1997 года

стала экспансия на рынке СМИ ОНЭКСИМ банка, в течение года создавшего

мощный медиа-холдинг»[94].

Не столь шумно прошло другое значительное событие: создание

собственного медиа-холдинга Газпромом. В основном, поделив ведущие

центральные электронные и печатные СМИ, владельцы крупнейших телекомпаний

создают свои региональные сети и скупают региональные СМИ.

Роль «ярмарок», на которых региональные СМИ выставлялись в качестве

товара, играют различные фестивали, выставки, форумы. В 1997 году в

Сургуте прошел фестиваль ТВ-6, в Нижнем Новгороде – форум «Телевызов-98»,

в Москве – конкурсы региональных телевизионных компаний.

В нефтяных регионах активную деятельность по скупке электронных СМИ

развернул «Лукойл». Региональными СМИ интересуются не только центральные

структуры. Так, Череповецкое АО «Северсталь» (одно из крупнейших

предприятий черной металлургии) в 1997 году завершило скупку всех более

или менее авторитетных СМИ Вологодской области – трех телеканалов, двух

газет и двух радиостанций. Благодаря этому расширилось политическое

влияние акционерного общества: «Северсталь» уже имеет в областной Думе

депутатскую фракцию «Вологодчина».

В апреле 1998 года, обращаясь к собравшимся по поводу открытия

фестиваля регионального телевидения «Вся Россия», руководитель

федеральной службы теле- и радиовещания (ФСТР) Валентин Лазуткин заявил,

что у правительства больше нет средств на развитие государственного

телевидения, в том числе регионального. По его словам, в эту сферу уже

четыре года не было никаких государственных инвестиций, и Федеральной

службе едва удается наскрести денег на зарплату сотрудникам

государственных телерадиокомпаний. В.Лазуткин упрекнул руководство ВГТРК

в том, что оно совершенно забросило региональные станции и заявил также,

что ГТРК нищают и попадают в зависимость от местных политических и

финансовых «хозяев». Некоторые из них, понимая все выгоды перехода

телекомпаний в свою нераздельную собственность, готовы избавить ФСТР от

непосильных расходов и предлагают перевести ГТРК в подчинение местным

администрациям.

Но государство рассматривает региональные телекомпании только в

качестве партнеров в телебизнесе. В феврале 1998 года на совещании

председателей региональных ГТРК в Федеральной службе по телевидению и

радиовещанию обсуждался проект возможного акционирования региональных

телерадиокомпаний с участием государства (контрольный пакет – 51% –

должен быть сохранен за федеральными госструктурами, 24,5% акций должно

быть передано регионам, 24,5% – перейти самим телекомпаниям).

Но даже если местным администрациям удастся получить контроль над

ГТРК, они не станут хозяевами регионального эфира. ГТРК составляют

меньшинство российских региональных телекомпаний. На 1997 год в России

действовало около 600 телекомпаний, 467 из них – негосударственные.

Именно негосударственные региональные компании стали в последнее время

полем борьбы за власть московских медиа-холдингов. Следствием этой

борьбы стало появление большого количества региональных телесетей с

центром в Москве.

Первая такая сеть – ТВ-6 – появилась в России в 1992 году. ТВ-6 –

совместный проект с американцами, а для них сеть – это самая естественная

форма развития телеканала. Все главные американские каналы, такие как

ABC, CBS, FOX, – сети. ТВ-6 удалось заинтересовать региональные станции

возможностью получения первоклассного телепродукта, а руководство ТВ-6

тем самым получило возможность торговать рекламным временем по всей

стране. Такой удачный проект нового по форме телеканала вызвал интерес у

отечественных финансистов, занимающихся СМИ. Пакетами акций ТВ-6 владели

Б. Березовский, консорциум «ТВ-Центр» и компания «Лукойл». После закрытия

канала ТВ-6 его региональный партнер в Ростовской области – ТРК «Южный

регион» – оказался в сложном положении. Бывшие партнеры телеканала ТВ-6 в

Ставропольском, Краснодарском краях и в Ростовской области объединились в

«Ассоциацию региональных вещателей», чтобы общими силами заполнить сетку

вещания. Вскоре на российский телерынок была запущена сеть СТС; канал Ren-

TV слился с региональной сетью НВС; пытается создать собственную

региональную сеть «ТВ-Центр»; с января 1998 года начала вещание входящая

в «НТВ-холдинг» сеть ТНТ. Большое количество публицистических и

аналитических программ ТНТ остается невостребованным в провинции. Канал

поставляет местным станциям развлекательные блоки, предоставляя

регионалам возможность самостоятельно формировать политические и

информационные программы в перерывах между ними. Стратегия ТНТ –

партнерство с наиболее сильными региональными станциями. Например,

независимая красноярская компания «Афонтово» вещает на семь городов края

с аудиторией 2 млн человек, а краснодарская компания «Пионер» охватывает

13 городов с потенциальной аудиторией 2,2 млн человек.

На региональном рынке функционирует и консорциум «ТВ-Центр».

Осуществляя экспансию в регионы, «ТВ-Центр» одновременно перестраивает

свое вещание, пытаясь привлечь зрителей самых полярных взглядов. Сегодня

это самый плюралистический из общероссийских каналов, и его программы

ретранслируют дециметровые и кабельные каналы примерно в двадцати

населенных пунктах.

Высокорейтинговое телевидение – это телевидение, которое смотрит

много людей. Возбудив у зрителя интерес к каналу вовремя показанными,

скажем, «мыльными операми», телесети смогут через некоторое время ставить

в эфир нужные им программы, не боясь уменьшения аудитории. От привычки

смотреть «свой» канал нелегко избавиться. Да и степень доверия зрителей к

региональным компаниям более высока. Значит, и политическая пропаганда на

региональном телевидении будет действовать на жителей регионов сильнее,

чем самые страстные убеждения центральных каналов.

Сергей Скворцов, генеральный директор ТНТ, в интервью журналу

«Эксперт» заявил, что «ТНТ – это объединенный единой сеткой вещания набор

вещателей в регионах… прибыль от рекламы со станцией-вещателем делим

пополам»[95].

Экспансия московских телеканалов по отношению к региональной

аудитории в последнее время все больше набирает силу. Например, созданный

в 1997 году по указанию Ю. Лужкова телеканал «ТВ-Центр» активно

развивается в Москве и регионах. Полное название «ТВ-Центра» –

Вещательный консорциум эфирного, кабельного и спутникового телевидения.

Руководителем «ТВ-Центра» стал Анатолий Лысенко, бывший длительное время

директором ВГТРК. За счет поддержки московского правительства «ТВ-Центр»

двигался со скоростью урагана. Процесс начался «добровольным» (по решению

Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы, во главе

которого стоит А. Лысенко) уходом из эфира МТК и «2х2». Продолжился он

«добровольной» передачей телекомпанией ВКТ лицензии на вещание на

седьмом кабельном городском канале «ТВ-Центру – Столице», московскому

региональному отделению «ТВ-Центра». И теперь МКТ униженно предлагает «ТВ-

Центру» использовать ее опыт для развития городской сети кабельного

телевидения[96].

«ТВ-Центр» начал экспансию в регионы. Набраны специальные

сотрудники, которые должны оценить стоимость региональных телекомпаний.

По словам генерального продюсера «ТВ-Центра» С. Архипова, «требуется

найти региональные телекомпании, которые не просто бы ретранслировали

сигнал, но проявили бы финансовую заинтересованность во взаимодействии с

“ТВ-Центром”»[97].

С этой целью будут созданы совместные предприятия, в которые войдут

«ТВ-Центр» и местная телекомпания. Компания планировала в 1997 году

осуществить обмен акций с региональными телекомпаниями и, таким образом,

«ТВ-Центр» приобретает региональные компании частично или даже полностью.

На их базе создаются филиалы «ТВ-Центра».

Сейчас «ТВ-Центр» вещает уже на 60 регионов. Трансляция

осуществляется в Рязань, Сочи, Ростов-на-Дону и другие города. При

вещании на регионы «ТВ-Центр» использует лицензии региональных

телекомпаний и оплачивает им время вещания.

Спутниковое вещание пока не организовано, хотя уже заключены

контракты на аренду двух спутников, которые способны покрыть почти всю

территорию России, большую часть СНГ, Балтии и большой кусок Западной

Европы, включая Германию и Францию.

Договоры с регионами жесткие. Региональная телекомпания,

предоставившая «ТВ-Центру» время в эфире, не сможет заполнять его

передачами других каналов. Поскольку финансовое состояние большинства

региональных телекомпаний плачевно, навязать им условия вещания для «ТВ-

Центра» не составит труда.

Телесеть ТНТ тоже довольно активно осуществляет экспансию в регионы.

Генеральный директор телесети Сергей Скворцов в интервью журналу «Среда»

заявил: «…мы не навязываем своим региональным партнерам наши программные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live