Рефераты

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

решения, из-за чего обычно и возникают конфликты между центром и сетевыми

станциями. Мы строим отношения с регионами на партнерских условиях.

Постоянно поддерживаем контакт с программными директорами каждой из

станций. Часто собираемся, обмениваемся мнениями, учитываем рекомендации.

Таким образом, получается сетка, которая позволяет станциям ТНТ успешно

конкурировать с другими каналами. В своих регионах они занимают по

популярности второе место после ОРТ»[98].

Станции ТНТ транслируют не только продукты зарубежного производства.

Во-первых, в сетке ТНТ остаются большие окна для региональных программ,

которые станции производят сами. Во-вторых, ТНТ производит до 9–10 часов

в неделю собственных программ для сети. Это уже дает перевес в нашу

сторону в балансе «зарубежное – отечественное».

Региональные станции получают бесплатный пакет лицензионно очищенных

программ. Они имеют самую современную систему доставки – с помощью

цифрового сигнала. Управление ТНТ считает, что они создают практически

идеальные условия для региональных станций. В Ростове-на-Дону ТНТ вещает

с 1 января 1998 года на телеканале «Альтернатива».

Экспансию в регионы также осуществляют такие медиа-холдинги,

как холдинг «Мост-медиа» В. Гусинского.

Сегодня трудно говорить о перспективах дальнейшего развития

регионального телевидения, и этому есть несколько причин. Например,

такие, как отсутствие прочной законодательной базы и, как следствие, –

невозможность существования у телестанций каких-либо гарантий при

разработке долгосрочного бизнес-плана. Уже многие годы телевизионная

индустрия ждет всеобъемлющего закона о телерадиовещании.

Местные станции развиваются очень неравномерно, в зависимости от

состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции. А

телевидение как отрасль, зависящая от других отраслей и живущая в

основном за счет доходов от рекламы, не может развиваться быстрее других

отраслей местной экономики.

В целом влияние московских каналов на региональный эфир оценивается

экспертами как положительное. Центральные телеканалы служат для местных

образцом создания качественной профессиональной продукции. В то же время

и центральные, и местные каналы страдают обилием товарной рекламы и

политической ангажированностью.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дальнейшее развитие

российского телевидения, и регионального в частности, зависит от

политического курса нашего государства, экономических и других реформ. В

государстве, где нет устойчивых политических, социальных, экономических

институтов, которые дают гарантии стабильности гражданам, да и средствам

массовой информации и предписания которых выполняются, невозможно

говорить о каких-либо долгосрочных планах или отчетливых перспективах

развития в будущем.

Однако несомненный процесс регионализации на сегодняшний день

указывает на приоритетность местного источника информации, и,

следовательно, возможность вещания для «своего» зрителя дает местному

телевидению реальное преимущество, которое необходимо реализовывать и по

мере возможностей монополизировать.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА КОНЦЕПЦИЮ, СТРУКТУРНО-

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ

2.1. Роль федерального телевидения в программировании

сетки вещания региональных каналов

В каждой телевизионной редакции существует отдел

программирования. Работники этого отдела составляют и перестраивают

структуру вещания, формируют расписание передач. Сегодня на телевидении

идет разработка более четкого и точного программирования, создаются

возможности для полного удовлетворения информационных и эстетических

потребностей аудитории. Главная задача программирования – управление

вниманием аудитории. При этом используются такие средства, как особое

выделение тех или иных передач в верстке программ, музыкальное

оформление, использование популярных форм, жанров и т. д.

Большое внимание вопросам методологии и методики программирования

на телевидении в 70-х – 80-х годах прошлого века уделял Е.Я. Дугин.

Говоря об условиях формирования программ местного телевидения, он относит

ряд таких показателей, как, например, административно-территориальный

статус региона, часовой пояс, расположение студии и других, к неизменным,

и потому, на его взгляд, важно установить наличие зависимостей между

содержательными структурами телепрограмм и группой стабильных

показателей. Другой вид показателей, таких как уровень насыщенности

телепрограммами других студий, принимаемых в регионе, способы верстки

программ, объемы вещания и т.п., подвержены изменениям. Много внимания

автор уделяет проблеме моделирования программ местного телевидения. На

формирование типа программ местного телевидения влияют определенные

факторы, такие как специфика восприятия телезрителей, развитие

культурного и научного потенциала населения в регионе и другие. Кроме

того, особенности формирования программ нельзя рассматривать вне

контекста социального развития региона.

«Создание моделей программ местного телевидения, альтернативных

программных концепций невозможно без основательного исследования

общественного мнения по единым методам в каждом регионе, находящемся в

зоне функционирования передач, без координации исследований условий и

факторов эффективности функционирования программ телевидения»[99].

Телевидение формируется из сочетания различных программ,

поэтому от уровня программирования на телевидении во многом зависит и

польза, и эффективность передач. За последние годы телевидение

превратилось в мощную централизованную систему разных телеканалов, и это

в некоторой степени отдалило телевидение от зрителя, который теперь имеет

меньше возможностей влиять на содержание телепрограмм. Одной из причин

этого отчуждения еще несколько лет назад была односторонняя политическая

ориентация программ, их скудный выбор.

В практике современного программирования существуют

следующие виды планирования: перспективное (на год и т.д.); текущее (на

неделю, месяц); оперативное (на очередные сутки вещания).

При составлении планов необходима сетка программ. Она

представляет собой последовательное сочетание рубрик (информационных,

публицистических, художественных, детских, научно-популярных, спортивных

и др.). Все эти рубрики образуют блоки передач, которые конструируются

таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы аудитории.

Формирование программ телевидения – это соединение материалов в единое

целое. Одним из важнейших условий планирования является комплексный

подход. Программирование телевидения требует соблюдения профиля канала,

программы. Сегодня идет активный поиск вариантов многопрограммной

структуры телевидения.

В 60-х–70-х годах в нашей стране господствовала точка зрения, что

конкуренция программ не нужна, о ситуации свободного выбора для аудитории

не могло быть и речи. Сейчас же телевидение России представляет собой

более или менее самостоятельные, конкурирующие структуры. Каждая из них

имеет свой творческий потенциал и программную дирекцию. Кроме того,

мощным стимулом поиска новых идей служат рейтинги. По мнению Р.А.

Борецкого, сегодня «мы стоим перед задачей создания новой программной

концепции, которая бы… повысила конкурентоспособность нашего ТВ в

условиях меняющегося общемирового информационного порядка… Для этого,

думается, мало просто закрепить и расширить уже завоеванные плацдармы:

совершенствовать формы прямого эфира, углублять связь с аудиторией и

способы ее прямого включения в передачи, искать новые приемы

удовлетворения информационных потребностей зрителя… ТВ – это не отдельные

передачи (как кинематограф – фильмы, театр – спектакли или эстрада –

концерты), но их последовательность, определенная организация в

программном канале. Отсюда и возможности особой ориентации, формирования

предпочтений зрителей»[100].

Таким образом, главный принцип новой концепции телевидения –

направленность на конкретные запросы зрителя, которая сегодня может быть

реализована за счет новых технических возможностей: появления кабельного,

спутникового, цифрового телевидения.

Одним из принципов программирования является развитие

эстетических начал. В наши дни принято говорить о формировании эстетики

программирования. «Эстетика программирования подразумевает овладение

процессом программирования как методом создания специфики вещательного

дня и через его посредство – установление необходимого контакта со

зрителем. Эта особенность вещания того или иного дня определяется

целостным восприятием всей цепочки передач»[101].

Кроме того, в процессе программирования необходимо учитывать законы

эмоционального воздействия, которые связывают объект восприятия со

зрителем. Программирование исходит из таких особенностей телевизионного

вещания, как повседневность общения, необратимый характер и легкость

восприятия визуальной информации, возможность выбора в условиях

многопрограммного вещания, а также учитывает адресную дифференциацию

передач, разные уровни их восприятия.

Большое значение в программировании имеет расположение передач

во времени. Время выхода программы в эфир в течение дня является одним из

факторов, определяющих ее значимость. Наиболее интересные, важные

передачи включаются, как правило, в самое удобное для просмотра вечернее

время. Имеет значение и показ передачи в определенный день недели.

Естественно, что дни, собирающие самую большую аудиторию – это суббота и

воскресенье. Телевизионные передачи дифференцируются в зависимости от

потребностей разной аудитории. Формирование постоянной и устойчивой

аудитории осуществляется путем разграничения профиля программ вещания,

создания серийных и адресных передач и фильмов, рассчитанных на

определенные слои населения.

Телевизионная программа является сложной целостной системой.

Определяющие факторы программирования заключаются во взаимодействии

зрителя и программы. «Содержание этого взаимодействия постоянно

изменяется: одни принципы прочно входят в комплекс программирования,

другие – требуют нового подхода. Любая телевизионная передача существует

не изолированно, сама по себе, а в соседстве с другими передачами дня.

Она включается в общую программу, соотносится со зрителем, с передачами,

идущими одновременно по другим каналам. Программность телевидения

накладывает свой отпечаток на общий характер общения с аудиторией,

определяет границы использования выразительных средств, выдвигает особые

требования к выступающему в кадре ведущему программы. Трудно перечислить

все качества, которыми должен обладать составитель программ, – он и

критик, и постановщик, и зритель одновременно, именно он руководит

контактами между авторами, исполнителями и зрителями»[102].

Таким образом, главная задача программирования – привлечь к

телеэкранам конкретной станции максимально большую аудиторию. Для этого

надо хорошо знать, какие группы составляют аудиторию конкретного

телеканала (имеется в виду разбивка по возрастам, по профессиям, по

уровню образования и экономическому статусу). Необходимо учитывать, что у

разных возрастных категорий разные сферы интересов, образ мысли, и если

телекомпания хочет привлечь их внимание, стать частью их жизни, то она

должна ориентировать свое программное наполнение на совершенно конкретных

людей. Кроме того, необходимо знать, что нравится людям, причем в каждой

конкретной аудитории.

Те телекомпании, которые проводят социологические

исследования потенциальной аудитории, ее интересов (или заказывают

подобные исследования), а затем используют их результаты для программной

верстки передач, имеют неоспоримое преимущество, так как точно знают,

какого зрителя они хотят привлечь.

Как мы уже выяснили, эффективность и популярность той или

иной программы определяют рейтинги. После 1991 года телевидение на наших

глазах превратилось в товар. Владельцы российских телекомпаний избрали в

качестве образца для подражания модель коммерческого телевидения США.

Согласно схеме коммерческого телевидения, программы являются приманкой

для аудитории. Чем больше зрителей привлечет программа – тем дороже

включаемая в нее реклама и, соответственно, выше прибыль самого

телевидения. Такую программную политику называют «рейтинговым

телевидением». Процентные показатели числа зрителей определяют судьбу

программы на телеэкране. Погоня за количеством, к сожалению, нередко

убивает качество. Р.А. Борецкий приводит следующие примеры: одна минута

рекламы в «Поле чудес» стоит 30 тысяч долларов, шоумен Якубович –

популярнейшая в народе личность, куда до него Александру Исаевичу

Солженицыну или Дмитрию Сергеевичу Лихачеву! Минута включенных рекламных

клипов в «Санта-Барбару» и другие «мыльные оперы» стоит в среднем 12–15

тысяч долларов. «То, что “рейтинговая система” оборачивается массовым

снижением иммунитета к пошлости, было известно давно. В США, к примеру,

ответной реакцией на коммерческое телевидение стало, причем по инициативе

снизу, создание подлинно общественного телевидения. Да и американские

производители телекинопродукции для своей аудитории оставляют лишь 15–17

процентов, остальные 85 процентов – исключительно на экспорт. Ни Европа,

ни Япония не приняли модель коммерческого ТВ США в чистом виде, сохранив

и государственное, и общественное телевидение как альтернативу в ситуации

широкого выбора каналов»[103].

В начале 70-х годов на телевидении СССР были перекрыты пути к

развитию двух главных, определяющих лицо телевидения программных качеств

– личностной, проблемной публицистики и социологического подхода (т. е.

выявления обратной связи – от аудитории к телевидению). Известный

французский публицист и исследователь массовых коммуникаций Луи Мерлен

утверждал, что каждая страна имеет такое телевидение, которого она

заслуживает. Именно с этой точки зрения, по мнению Р.А. Борецкого,

«обращают на себя внимание очевидные контрасты между экраном 70-х –

начала 80-х годов и нашим сегодняшним. Фактически все, что предавалось

анафеме тогда, возрождается и утверждается сегодня. Думающий и

сомневающийся экранный собеседник, высказывающий личную, а не официально

санкционированную точку зрения; отсюда – различие звучащих в эфире

мнений, стремление выявить мгновенную оценку зрителей, более или менее

удачные попытки поднять проблемы раньше, чем они обсуждаются на

государственном уровне, – все это штрихи к портрету сегодняшнего ТВ,

того, которое теперь приходит в наш дом на рассвете и уходит за

полночь»[104].

Программная политика федеральных телевизионных каналов напрямую

определяет сетку вещания каналов региональных, так как, во-первых, в

основном все региональные каналы повторяют «лицо» центральных партнеров,

а во-вторых, федералы заинтересованы в том, чтобы рейтинги их

региональных партнеров были как можно более высокими, и осуществляется

это за счет ретрансляции тех же телесериалов, телешоу, телевикторин и

т.д.

10 Специфика программирования на региональном

телевидении, методики и принципы производства

собственных телевизионных программ

Прежде чем рассмотреть специфику программирования на региональном

телевидении, необходимо выяснить содержание понятия «телевизионная

программа», так как без четкого определения данного понятия нет смысла

говорить о телевизионном программировании как в местном, так и в

общероссийском масштабе.

Термин «телевизионная программа» утвердился и широко используется

как в производственной, так и в научной сферах телевизионного вещания. На

телевидении и радио программой принято называть:

- совокупность передач, объединенных техническим каналом (1-я программа, 2-

я программа);

- передачи, направленные на удовлетворение интересов определенной категории

зрителей (программа для детей, программа для молодежи и т. п.).

В данном параграфе, посвященном программированию на региональном

телевидении, будет использоваться понятие «телевизионной программы» как

единицы вещания, отдельного законченного произведения журналистики,

обозначенного отдельной строкой в плане вещания, в печатной

программе[105]. В этом смысле программа интересна как отдельная единица,

совокупность которых заполняет вещательную сетку местных телекомпаний.

Понятие «телевизионная программа» имеет множество значений, так

как в силу нейтральности его содержательной характеристики оно может быть

наполнено различным смыслом в зависимости от выбранного критерия.

Расширение общественных функций телевидения, в том числе и местного,

привело исследователей к необходимости применения многоаспектной

классификации в типологии телевизионных программ.

В. Писарек предложил следующие восемь критериев в классификации

телевизионных программ[106]:

1.Критерий степени активности творческой телевизионной лаборатории:

а) программы, созданные не для ТВ, роль которых ограничивается лишь

механической передачей;

б) программы, созданные исключительно для ТВ, которые также передаются

механически;

в) программы, транслированные с других станций;

г) собственные трансляции.

2.Критерий художественной журналистики:.

а) художественные программы, представляющие действительность, но

основанные на «фикции»;

б) информационно-публицистические программы, отражающие непосредственно

настоящую действительность и т. п.;

3.Тематический критерий сферы общественной жизни, не относящийся к

художественной программе.

4.Критерий формы:.

а) словесные программы;

б) фильмовые;

в) театральные;

г) зрелищные и т. д.

5.Критерий языка.

6.Критерий учета зрителя:

а) программы для всех;

б) программы для взрослых;

в) программы для детей и т. п.

7.Критерий общественной функции:

а) информационные программы;

б) просветительские, развлекательные и т. д.

8.Критерий территориальных пределов:

а) международные;

б) национальные;

в) региональные;

г) городские.

Многоаспектный подход к анализу передач, как видно из схемы

В. Писарека, предполагает выделение множества переменных характеристик и

в значительной мере способствует расширению представлений о типах

телевизионных программ. Именно на многоаспектном подходе к анализу

передач основывается программирование на телевидении всех уровней.

Подобным образом можно классифицировать содержательные структуры любых

видов СМИ. Однако специфика телевидения заключается в технических

способах доставки, пространственно-временной закрепленности

телевизионного сообщения и других условиях, характеризующих его

функционирование.

Российское телевидение показывает самые разнообразные

информационные, развлекательные и аналитические программы. Потенциальная

аудитория национальных каналов и сетей намного выше, чем у региональных

каналов. Тем не менее результаты опросов в регионах показывают, что

местные программы конкурируют с программами национальных каналов и

нередко весьма эффективно[107].

Сегодня еще невозможно говорить о конкуренции в полном смысле

этого слова между центральными и региональными телекомпаниями, так как

каждая из них выполняет свои функции, и, если центральные каналы могут с

пренебрежением относиться к местному ТВ и не учитывать его существование

в информационном пространстве, то региональное телевидение всегда должно

обыгрывать специфику своего существования и соприкосновение с российскими

телеканалами наиболее выгодным для себя образом.

Специфика программирования на региональном телевидении

заключается в необходимости уделять особое внимание соотношению программ

центрального и местного телевидения. Большое значение имеет то, программы

какого канала ретранслирует местная телестанция или в какую вещательную

сеть она входит. Популярность и рейтинг передач российского канала,

вещание которого перекрывает местная станция или в сетку вещания которого

она вписывается, является одним из немаловажных факторов, который влияет

на стоимость рекламного времени на местном телеканале и на его

популярность у местных зрителей.

В Москве, где социологические исследования проводятся

еженедельно, десятку самых популярных программ возглавляют передачи ОРТ,

РТР и НТВ. Среди них нет абсолютного лидера в каком-либо конкретном

жанре. По результатам опросов в региональных центрах, высокие рейтинги

постоянно получают ОРТ, РТР и местные негосударственные каналы[108]. Это

говорит о том, что зрители отдают предпочтение этим трем источникам

информации, а так как большинство региональных государственных

телестанций перекрывают программы канала РТР, это автоматически повышает

их рейтинг (например, «Дон-ТР»). По данным опросов, местные независимые

станции нередко конкурируют с национальными каналами и становятся важной

частью культурной жизни своих регионов.

Местное негосударственное телевидение активно участвует в

распространении отечественных и зарубежных фильмов и музыкальных шоу. Оно

почти не производит собственных программ, зато сполна заполняет свой эфир

приобретенными, ретранслируемыми, сетевыми программами или некими их

комбинациями (яркий пример этого – ростовские телеканалы).

Региональное государственное телевидение как источник

информации о местных событиях по статистике пользуется большей

популярностью, чем независимые станции. По данным «Интерньюс», не все

местные станции пока имеют возможность получать информацию о рейтингах из

каких-либо местных источников, которые бы проводили достаточно серьезные

и квалифицированные исследования, хотя сети и суперстанции следят за

рейтингами в некоторых регионах и проводят рейтинги станций-

участниц[109]. Фирмы по исследованию рынка обычно проводят общие рейтинги

местных станций какого-либо одного региона, данные которых показывают,

какую зрительскую аудиторию имеют эти станции в целом. Кроме того, многие

зрители не знают, что их местные станции являются участниками сетей, и в

ходе опросов дают неправильные ответы, не понимая, что они смотрят

сетевые программы. В других исследованиях оценивается аудитория отдельных

местных станций, но такие опросы не охватывают всю Россию.

По мере повышения конкурентоспособности региональных рынков все

больше и больше станций заказывают или проводят самостоятельно

исследования аудитории. По данным «Интерньюс», большинство местных

станций сейчас имеют определенные возможности для проведения

социологических исследований зрительской аудитории. Хотя исследования

региональных станций пока не отвечают строгим требованиям, которые

предъявляются к методике их проведения, большинство телестанций понимают,

что они помогут им выяснить вкусы зрителя и найти свое место на

региональном рекламном рынке.

Национальные компании по исследованию аудитории теперь оценивают

рейтинги отдельных программ и в регионах, и в Москве, тем самым давая

станциям и сетям необходимую информацию о популярности каждой программы,

которая важна для определения цены за рекламу. По мере развития индустрии

рекламодатели придают более важное значение успеху отдельной программы, а

не принадлежности станции к какой-нибудь конкретной сети.

Региональные станции по-разному подходят к производству

собственных программ. Тем не менее основой регионального телевидения

являются программы собственного производства. Некоторые станции выпускают

достаточно много программ в стремлении создать собственный имидж и

считают, что освещение местных проблем и событий привлечет местную

аудиторию. Наглядный пример этому – ГТРК «Дон-ТР» – явный лидер по

производству собственных программ, хотя, конечно, немаловажным фактором

здесь является государственный статус телекомпании. Другие станции

предпочитают производить меньше собственных программ или вообще не

занимаются их производством, получая программы по сети или показывая

фильмы и сериалы, взятые из других источников на законных основаниях или

пиратским путем. Большинство ростовских телекомпаний использует нечто

среднее, сочетая собственное производство, в частности, новостных и

общественно-политических программ, с приобретением программ других

производителей, поступающих по сети.

Кроме того, региональные компании, которые несколько лет назад были

рады заполнить эфирное время собственными программами низкого качества,

теперь стараются делать меньше программ, но более высокого качества.

Сейчас у региональных станций появились возможности более

широкого выбора программ, чем несколько лет назад. Местные станции

получают их от нескольких сетей, напрямую покупают у дистрибьюторов или

получают от региональных производящих компаний. Многие региональные

телекомпании продолжают показывать нелицензированные фильмы (обычно в

опубликованной программе телевидения они обозначаются как «научно-

популярный фильм» или «зарубежный фильм» без указания конкретного

названия). 170 телестанций в СНГ получают программы в рамках проекта

«Интерньюс» «Открытые небеса», с помощью которого распространяются

культурные, исторические и образовательные программы российского и

зарубежного производства[110]. Все больше и больше станций создают свои

новостные и публицистические программы, а также ток-шоу, музыкальные шоу,

документальные фильмы и детские программы.

Несколько лет назад самым распространенным методом раздачи и

оплаты программ были бартерные сделки. Эта практика постепенно

сокращается. Станции больше не испытывают такой острой нехватки программ,

чтобы связывать себя кабальными условиями соглашений, которые

впоследствии могут оказаться для них невыгодными. В конечном счете,

оказывается более выгодным покупать программы за наличный расчет. Это

дает местным станциям определенную свободу в продаже рекламного времени.

Однако не следует забывать о том, что успех каждой конкретной станции в

подборе и приобретении качественных программ зависит от состояния

местного рынка и конкретного экономического положения, которые крайне

неоднородны в разных регионах.

2. Федеральное и региональное телевидение в едином

информационном пространстве России

Наше телевизионное пространство – это не только федеральные каналы,

но и региональное телевидение. По сведениям исследовательских

организаций, сегодня в России ведут вещательную деятельность около двух

тысяч каналов, 80% которых составляют республиканские, краевые, областные

и городские телерадиокомпании[111]. Очевидно, что такая ситуация в России

сложилась после начала перестроечных процессов и реформ, проведенных в

общественно-политической и финансовой областях жизни общества.

Однако количество региональных телекомпаний еще не показатель их

популярности. Большинство населения России в основном продолжает уделять

внимание именно программам на федеральных каналах в силу того, что они,

как правило, превосходят передачи местного производства по качеству,

оперативности, тематическому разнообразию, технике исполнения и т.д. Тем

не менее в работе федеральных каналов при всей их популярности есть ряд

пробелов, восполняемых именно региональным вещанием.

Как показал анализ, информационные программы федеральных

телевизионных каналов в недостаточной степени освещают региональную

тематику, вследствие чего провинциальный зритель на федеральном уровне не

получает информацию, соответствующую его потребностям. В связи с этим

нами было проведено исследование методом контент-анализа (см.

приложение), целью которого было изучение проблемы освещения региональной

тематики федеральным информационными программами.

Объектами исследования стали информационные программы трех

федеральных телеканалов – «Время» (ОРТ), «Вести» (РТР), «Сегодня» (НТВ),

а предметом – вышедшие в эфир сюжеты, за исключением рекламных

материалов, метеорологических прогнозов и спортивных новостей.

Цель исследования – установить степень освещенности жизни областей,

краев и республик Российской Федерации в информационных программах

«Время», «Вести», «Сегодня».

Задачи исследования – изучить и проанализировать материалы,

посвященные проблемам субъектов РФ; установить частоту появления

материалов (сюжетов), посвященных местной тематике в информационных

программах; выяснить наиболее часто занимаемые места таких сюжетов в

программе.

В рамках данного исследования была сформулирована гипотеза о том,

что в информационных программах федеральных телеканалов недостаточно

широко освещаются проблемы регионов, информация, содержащая местную

тематику, не является достаточно полной в рамках федеральных новостей.

Таким образом, при анализе содержания сюжетов, посвященных местной

тематике и выходящих в информационных программах федеральных телеканалов,

нами были соблюдены основные условия, которых требует такой анализ.

Объективность анализа была достигнута тем, что выбранные нами

характеристики материалов распространялись на все избранные для

исследования сюжеты. Выбор телевизионных сообщений для контент-анализа

основывался на формальных, объективных признаках, что позволило соблюсти

систематичность анализа. Проанализированный ряд материалов отвечает

требованиям репрезентативности – он характерен для всей реальной

деятельности программы.

Проведенное исследование показало, что новости, посвященные

местной тематике, обычно выходят в информационном выпуске 3–9-м сюжетом,

кроме случаев чрезвычайных происшествий, катастроф общероссийского

(общемирового) масштаба.

Основная тематическая направленность исследованных сюжетов –

военные действия в Чечне (2001–2002 годы), наводнение в Краснодарском

крае (2002 год), национальные конфликты, террористические акты,

политические выборы в регионах, деятельность Президента РФ (официальные

визиты Президента в регионы).

В то же время социальные проблемы, проблемы сельского хозяйства,

промышленности, здравоохранения, культуры, образования, деятельности

местной власти на федеральных телеканалах практически не освещаются. Чаще

всего материалы, посвященные местной тематике, подаются с экрана в форме

смешанных сообщений (устная информация плюс видеоряд).

В большинстве своем локальность сюжетов определяется округами

Российской Федерации. Информация, касающаяся Ростовской области в целом и

г. Ростова-на-Дону в частности, содержалась только в 9 сюжетах, попавших

в выборку нашего исследования. Такого рода материалы были связаны с

проблемами в Чечне и нашумевшим судебным процессом по делу полковника Ю.

Буданова.

Героями материалов, посвященных местной тематике, чаще всего было

все население региона и, реже, местные политические деятели.

Оперативность материалов в большинстве случаев определялась категорией

«сегодня».

В результате произведенных подсчетов мы пришли к следующим

выводам: в информационных программах федеральных телеканалов только

13–18% информации связано с проблемами регионов, краев, республик

Российской Федерации. Следовательно, федеральные информационные программы

(«Время», «Вести», «Сегодня») не удовлетворяют информационные запросы

региональных зрителей, связанные с микросредой обитания. Этот пробел в

федеральном вещании и призваны заполнить программы регионального

телевидения, которое, в свою очередь имеет ряд проблем и не всегда

справляется с поставленными задачами.

Одна из серьезнейших проблем регионалов-вещателей в России –

взаимоотношения с местными властями. По новому положению, принятому в

1998 году ФСТР России, переоформлять лицензии имеют право специально

созданные региональные комиссии, которым разрешено самим устанавливать и

оценивать возможности телекомпаний осуществлять вещание. И здесь, как

показывает практика, нередко проявляется волюнтаризм местных

администраций, курирующих работу комиссий. Однако многие региональные

телекомпании, несмотря на безмерное количество трудностей, продолжают

работать, стараясь сохранить свое творческое лицо и индивидуальность. Об

этом свидетельствует количество вещателей регионального уровня, которых в

Ростовской области, например, сейчас насчитывается около пятидесяти.

По данным опроса 1996 года, большинство региональных ГТРК

предполагали перейти на собственный канал распространения к 2000 году со

значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд районов

предпочитал оставить некоторую часть объема вещания на канале «Россия» до

создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей.

Значительная часть региональных телекомпаний ориентировалась на

спутниковые каналы. Но, как показало время, объемы вещания большинства

региональных телерадиокомпаний остались прежними.

Программы регионального телевидения создаются 90 государственными

телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в

пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной

программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую

очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и

через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы

используют только наземные линии. Кроме того, не везде есть радиолинейные

линии, позволяющие охватить весь регион местными программами. Разница по

охвату населения общероссийской и местной программой составляет по этим

регионам от 10 до 30 %.

Тем не менее региональное телевидение прочно занимает свое место в

системе телевещания страны. В регионах еще сохранились такие жанры, как

документальное кино, телепублицистика, телеочерк, полностью ушедшие с

центральных каналов. Хотя в регионах не могут себе позволить больших трат

на съемку таких программ, никакие технические возможности не заменят

того, что мы называем содержанием и идеей. Именно через программы

региональных телекомпаний – государственных и коммерческих, стремящихся

сохранить родной язык, культуру своего края, а заодно народов и

народностей, населяющих нашу страну, – и раскрывается духовное начало

России, составляющее основу нашего государства.

Местное телевидение призвано освещать местную тематику, говорить со

«своим» телезрителем, проблемы которого региональному телевидению гораздо

ближе и понятнее, чем федеральному. Еще совсем недавно местные

телерадиокомпании представляли собой звенья единой системы советского

телевидения. Демократизация телевещания предъявила новые требования к

региональному телевидению. Оно должно восполнить недостаток информации на

федеральных телеканалах о событиях, происходящих в регионах России. По

мнению Е.А. Корнилова, «необходимость местной прессы и журналистики

определяется, обусловливается уже существованием государств с их

административно-территориальными структурами, а также существованием

различных социальных, национальных, профессиональных, этнических групп,

связанных с особенностями данной местности, данного региона и имеющих

свои информационные потребности»[112]. Как полагает автор, существование

местной журналистики в целом и телевидения в частности определяется

также некоторыми социальными, организационными и культурно-рекреативными

функциями, «учитывающими тезаурус, код культуры местной аудитории, фактор

ad hominem»[113].

Е.А. Корнилов говорит о том, что местная журналистика реализует

административно-территориальные, общественные, социально-психоло-гические

и культурно-этнические задачи. Но в силу ряда причин, чаще всего

экономического свойства, местным телевизионным каналам не всегда удается

выполнить их, а точнее – производить достаточно собственных программ для

того, чтобы заполнить время, отведенное телекомпании в эфире. Четкого

распределения обязанностей между производящими и вещающими

телекомпаниями, существующего в столице, в провинции пока нет. На

местных каналах отсутствуют средства для закупки готовой телевизионной

продукции с целью ее последующего транслирования, их не хватает также и

для покрытия расходов по производству телевизионного продукта, особенно

публицистических и развлекательных программ. Данные обстоятельства

неминуемо приводят к необходимости обращения к программам московских и

санкт-петербургских каналов, а значит, и к активизации процессов

экспансии.

Вместе с тем сегодня в регионах создается мощная информационная

система местного телевидения. В последние годы региональное телевидение

овладело электоральными функциями, активно участвует в избирательных

кампаниях. По мнению некоторых исследователей, это произошло вследствие

того, что у политических элит регионов возникла необходимость иметь

собственное информационное пространство, через которое они

непосредственно могли бы влиять на общественное мнение. Местное

телевидение предоставляет областным и городским администрациям

возможность обращаться к огромной аудитории, оказывая тем самым

непосредственное воздействие на телезрителей «не только логикой

аргументов, но и эмоциональным настроем, тональностью выступления, всей

нематериальной, но чрезвычайно действенной составляющей живого процесса

общения»[114].

Региональное телевидение, выполняя электоральную функцию, активно

задействовано в политических кампаниях не только местного, но и

федерального значения. Местные телекомпании считают престижным и выгодным

участие в предвыборных мероприятиях кандидатов в органы законодательной и

исполнительной власти страны. Они размещают в эфире телевизионные ролики

и материалы, содержащие скрытую рекламу, изготовленные московскими

коллегами. Политическая экспансия столичных телекомпаний в регионы

объясняется тем, что после завершения передела эфирного «пирога» в Москве

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live