Рефераты

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

и кто им правит на самом деле?

По мнению многих исследователей, канал ОРТ был создан для того,

чтобы использовать уникальные возможности телевидения в плане воздействия

на сохранение стабильности, поддержание существующего положения в стране.

Остается лишь загадкой – почему такое телевидение названо общественным?

Как из сложения «государства» и «частного капитала» может получиться

нечто общественное? Как истинным хозяином общественного телеканала может

быть банкир-бизнесмен, владеющий к тому же 16% акций? Л. Ефимова пишет,

что «так называемое Общественное Российское Телевидение (ОРТ) не имеет

ничего общего с тем, что понимается в развитых демократических странах

под общественным вещанием. Практически ОРТ – это обыкновенная

коммерческая акционерная телекомпания, с той особенностью, что большой

долей ее акций владеет государство. Она не имеет представительного

общественного Совета, который бы реально отражал интересы различных слоев

общества»[39].

По мнению А. Троицкого, «нельзя быть немножко беременной. Нельзя

быть немножко государственным телевидением и немножко негосударственным.

Если это общественное телевидение (ОРТ) – значит, оно должно получать

деньги от общества, как, допустим, во Франции»[40].

ОРТ как «новая система» окончательно похоронило старинного монстра –

монополиста (вначале – Гостелерадио СССР, затем – «Останкино»). Произошли

изменения организационные и кадровые – в творческом составе компании. Но

со сменой владельца монополия власти не исчезла, лишь усложнились ее

задачи.

Итак, странный гибрид власти государства и частного капитала не

может породить «дитя общества», каковым должно являться общественное

телевидение. Общественное телевидение в своем «чистом» виде должно либо

«не пускать» рекламу в эфир вообще, либо тщательно отбирать ее и

выпускать в эфир отдельными от программ блоками, между передачами. Оно

должно быть свободно от каких-либо отношений с государством и реальной

властью. Наше же ОРТ не соответствует вышеуказанным признакам

общественного телевидения.

1. Коммерческое телевидение существует за счет рекламы. Главная фигура –

рекламодатель-спонсор. Содержание коммерческого телевидения ориентировано

лишь на запросы и потребности массовой аудитории. От числа аудитории

зависит количество рекламы на телеканале и, следовательно, его финансовое

благополучие. «Реклама – один из столпов, на котором зиждется

коммерческое благополучие ТВ. В основе привлечения прибыли “из воздуха” –

смесь “сенсаций”, круто замешанных на сексопатологии и насилии, с особо

хищной и навязчивой телерекламой»[41]. Цель такой финансовой политики –

деньги, и частые последствия ее – неизбежное снижение качества программ

Примеры коммерческого телевидения в нашей стране – телекомпании НТВ

и ТВ-С (бывшая ТВ-6). По мнению многих экспертов, НТВ сегодня – лучший

российский телеканал, где работает целое «созвездие» профессионалов.

Стержень всякого телевидения – новости. По мнению Р. Борецкого, на НТВ их

делают лучше, чем на других каналах-конкурентах. На НТВ, как на любом

коммерческом телеканале, согласно «закону жанра» существуют разнообразные

викторины, ток-шоу, телешоу («Принцип домино», «Фактор страха»,

«Кулинарный поединок», «Шоу Елены Степаненко», «Своя игра»), при

проведении которых погоня за прибылью приходит в столкновение со вкусом.

Укрепляют престиж канала многочисленные циклы (например, «Криминальная

Россия», «Профессия – репортер», «Служба спасения», «Совершенно

секретно», «Очная ставка», «Путешествия натуралиста», «Растительная

жизнь»), документалистика, исторические хроники Л.Парфенова («Намедни»,

«Новейшая история», «Портрет на фоне»). Несмотря на официальный статус

«коммерческого телевидения», сегодня на НТВ рекламы явный переизбыток,

хотя именно реклама, по мнению многих исследователей, – смысл и форма

существования такого типа телевидения[42].

«Три сходных явления – пропаганда, реклама, масскульт – “работают”

на среднестатистического массового потребителя. Два, три, ну, пять

процентов “высоколобых” с их интеллектуальным уровнем и интеллигентскими

привередливыми запросами, как правило, ими попросту игнорируются. Такова

уж неизбежная закономерность, если угодно, способ бытия культуры,

поставленной на почву коммерции».[43] Таким образом, можно говорить о

том, что телевидение «экспансирует» не только отдельные программы,

рекламные ролики, музыкальные клипы, а то и целые каналы, но и культуру с

чуждыми зрителю ценностными критериями.

«Телевидение для нас стало неким многооким божеством, которое как из

центра Вселенной позволяет оглядывать земную жизнь – настороженно, с

удовольствием, со страхом или отвращением... И все-таки: сегодняшнее

телевидение – голубой ангел или голубой дьявол? Американский режиссер

Годфри Реджио считает, например, что телевидение – символ

технократического фашизма нашей цивилизации»[44].

Большинство специалистов придерживаются того мнения, что

развернувшаяся в России борьба за телевидение доступна взору

общественности лишь в виде вершины айсберга.

У телевидения практически неограниченные возможности в формировании

сознания масс. Оно, как любой общественный феномен, «воздействует

параллельно и одновременно на обе составляющие нашей психики. Мера этого

воздействия определяется, с одной стороны, содержанием передачи, а с

другой – “экзистенцией” телезрителя, которая, в свою очередь, зависит от

социального климата и множества других факторов. Многочисленные попытки

исследовать влияние телевидения на человека исходят главным образом из

оценки содержания транслируемых программ, что вполне естественно»[45].

Эксперты считают, что в последнее время «телевизионный пейзаж

неузнаваемо изменился: ассортимент телепрограмм и в столице, и во многих

провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, но все же

значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого. Золотым

ключиком стали экономические стимулы, внедрение рыночных отношений в

телевизионное производство, изменение форм собственности»[46].

Вместе с тем эволюция структуры, форм собственности и

организации отечественного телевидения отразилась и на его

функционировании. Функции телевидения изменялись и развивались

на протяжении всей истории существования этого средства массовой

коммуникации. В 30-е годы (период экспериментирования) еще не было речи

ни об общественном назначении телевидения, ни о методах художественно-

публицистического отражения действительности; единственной его функцией

была функция развлечения. В последующие шестьдесят лет шел процесс

формирования новых функций телевидения и отказа от старых, изживших

себя.

Е.П. Прохоров выделяет четыре функции СМИ: социальную,

идеологическую, непосредственно-организаторскую, культурно-

рекреативную[47]. «Выполняя их, журналистика, с одной стороны,

способствует в ряду других институтов распространению культуры в самом

широком значении этого слова, – резюмирует Е.П. Прохоров, – с другой –

представляет информацию, которая (часто ее называют «развлекательной»)

обеспечивает приятное и полезное проведение свободного времени, дает

возможность полноценного отдыха, восстановления физических сил, снятия

психического напряжения. Всестороннее развитие человека – великая цель, в

выполнении которой немалое место принадлежит журналистике»[48]. Если Е.П.

Прохоров выделяет четыре функции СМИ, то Б.А. Грушин – пять:

воспитательную, организационно-поведенческую, коммуникативную, связанную

с информированием, а также созданием определенного эмоционально-

психологического тонуса[49]. И.Д.Фомичева полагает, что рекреативная

функция сама по себе, без интегрирования в сферу культурных ориентиров,

сводится к поддержанию телесного и психического здоровья, однако факт ее

существования признает безо всяких сомнений[50].

Г.В. Кузнецов говорит о семи основных функциях телевидения:

информационной; образовательной; культурно-рекреативной; культурно-

просветительской; интегративной; социально-педагогической;

организаторской[51].

Информационная функция телевидения заключается в осведомлении людей о

событиях в стране и мире, показе новостей. Количественный рост числа

информационных программ на наших телеканалах отражает мировую тенденцию

роста интереса аудитории к «новостному», к «факту» как таковому.

Информационные программы центральных и региональных телеканалов имеют

достаточно высокие рейтинги у зрительской аудитории. Другая сторона,

определяющая рост доли информационных программ в телевизионном вещании, –

неуклонное совершенствование качества передаваемой журналистской

информации (с точки зрения ее технического исполнения и с точки зрения

журналистской подачи).

Образовательная функция предполагает регулярные циклы дидактического

материала. Например, телевизионные программы для изучающих иностранные

языки. Так, на канале НТВ обучающие циклы были рассчитаны на разные

категории зрителей («Английский язык детям», «Английский язык для

начинающих», «Английский язык для продолжающих обучение»).

Сегодня частично взяли на себя образовательную функцию различные ток-

шоу. Например, ток-шоу «Про это» (НТВ) вместе со зрителями пыталось

решать проблемы сексуального характера, программа «Здоровье» (ОРТ)

рассказывает о методах лечения и новых медицинских препаратах, учит

навыкам оказания первой медицинской помощи и т.д. Образовательную функцию

сегодня выполняет и целый телевизионный канал – канал «Культура».

Формировать у зрителя эстетический вкус помогают транслируемые концерты

классической музыки, документальные фильмы о музеях мира, художественные

фильмы (отечественные и зарубежные), поставленные по произведениям

классиков мировой литературы.

Новые функции телевидения возникают вместе с его развитием. В начале

90-х годов телевидение приобрело электоральную функцию вследствие его

возможности влиять на общественное мнение. Например, телевидение создало

в 1998–2000 гг. образ «больного» Б.Н. Ельцина, а перед президентскими

выборами в марте 2000 года – образ «здорового, молодого, энергичного

кандидата в Президенты России» В.В. Путина.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что функция управления

общественным мнением, общественным сознанием – еще одна функция

телевидения.

Сегодня, по нашему мнению, в системе телевизионного вещания

преобладают передачи информационного и культурно-рекреативного характера.

Коммерческая модель телевидения, появившаяся в нашей стране в начале

90-х годов, провозгласили принцип: «Привлечение внимания зрителей, а

через него – рекламы любой ценой». Телевизионный эфир заполнился доселе

неизвестными жанрами и формами. Произошли изменения в отечественной

телевизионной практике, связанные не столько со «свободой слова», сколько

с ориентацией на коммерческую прибыль. Культурно-рекреативная функция

современного телевидения реализуется в развлекательных передачах (ток-

шоу, телесериалы, телевикторины и пр.). В такого рода телепрограммах всё

большую роль играют интерактивные технологии, с помощью которых

телезритель может не только наблюдать за ходом игры, принимать в ней

участие, но и влиять на ход программы в целом.

Многие телевикторины помогают телезрителю расширить свой кругозор,

обогатить знания, повысить эрудицию. Например, телеигры «О,

счастливчик!», «Кто хочет стать миллионером?» (ОРТ, НТВ), «Алчность»

(НТВ), появившиеся на нашем телевидении сравнительно недавно (в 2000 –

2001 годах).

Таким образом, культурно-рекреативная функция телевидения прочно

заняла позиции наряду с информационной, что напоминает американскую

модель телевидения. По мнению американских исследователей, важнейшими и,

главное, всегда реализуемыми на практике функциями являются две. Они

сводятся к простой формулировке: «информировать и развлекать».

«В способности развлекать или поучать, в возможной силе воздействия на

аудиторию телевидение и радио превосходят печать», – замечает Конрад

Финк[52]. При умелом использовании аудиовербальные средства массовой

информации прочно завладевают вниманием и воображением аудитории.

Главенство принципа развлекательности превратилось в аксиому. В Америке

при таком положении дел журналистам новостных программ стало нелегко

привлекать внимание зрителей. В процессе борьбы за аудиторию на

американском телевидении, например, возникли совершенно новые типы

информационных передач. Теория СМИ отреагировала на эти изменения

приращением терминологического аппарата. Так, в частности, появились

новости с акцентом на зрелище (show biz); новости, построенные на

«выпячивании» необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий

интерес, а не на подлинные причины случившегося (infortament); новости в

стиле «неуемной болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy

talk); новости с телетайпной ленты, многие из которых носят

развлекательный характер. Учитывая то, что отечественные телевизионные

коммерческие каналы почти полностью повторяют модель американских, можно

с уверенностью констатировать, что культурно-рекреативная функция стала

главной и на них. Таким образом, появление тех или иных функций

телевидения связано с новыми формами организации телевидения. Так,

культурно-рекреативная функция стала одной из основных с возникновением в

России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в регионах

страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний –

начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными,

вещающими на несколько районов области телекомпаниями, такими, например,

как ТРК «Южный регион», на первый план в которых должна была выйти

рекреативная функция. Но в силу экономических (недостаток материальных

средств), политических (ангажированность местной властью) и других причин

(как, например, недостаток профессиональных кадров) на региональных

телеканалах информационные программы преобладают среди собственных

программ. На федеральном государственном телевидении в результате погони

за рейтингами и, следовательно, рекламодателями в сетке вещания стали

преобладать программы развлекательного характера.

Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 года –

появление новых форм организации телевещания и интенсивное развитие

регионального телевидения – повлекли за собой не только изменение

преобладающих функций, но и экспансию программ и жанров западного

телевидения на федеральных телеканалах и, в свою очередь, принципов

производства программ, творческих методов работы, программирования

федеральных телеканалов на региональном телевидении.

Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие

стороны его существования, как формы собственности и организации,

управленческие механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы

программирования, методы и творческие подходы к производству продукции,

что неизбежно привело к изменениям в форме, тематике и проблематике

программ, а также внесло существенные коррективы в развитие функций

самого вещания.

2. Экспансия жанров западного телевидения

на российских телеканалах

Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении

в постсоветский период охватила все государственные, коммерческие,

центральные и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного

вещателя, который не был бы подвержен влиянию этих процессов. Так,

западное телевидение завоевывает центральные российские каналы, они же, в

свою очередь, расширяют границы своего влияния за счет регионов.

«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем

такая его разновидность, как многообразные и занимательные

телеигры…»[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных

клипов, рекламы, художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая

идеями, ценностными ориентирами, моральными и этическими кодексами, без

учета менталитета, культурных и этнических особенностей населения.

Говоря о степени изученности данной проблемы на российском

телевидении, следует отметить, что научных работ, специально посвященных

этой теме, пока не существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил

научный анализ причин и последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд

его статей[54].

«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее

определение понятия: «Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное –

расширение, распространение (границ, влияния и пр.); 2. Политическое –

стремление к захвату новых территорий, колоний, рынков сбыта и т.

п.».[55] Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как

«расширение сфер влияния монополистических объединений и групп,

империалистических государств, осуществляемое как экономическими методами

(например, вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты

новых территорий, дипломатическое давление и т. п.)»[56].

Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить

какое-либо его определение пока не представляется возможным. Однако,

основываясь на уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что

телевизионная экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного

телеканала, ретрансляция его программ другими каналами, а также

стремление к расширению сфер влияния на общественное мнение средствами

телевидения.

В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение,

распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия

эпидемии»[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие

американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с

ток-шоу, играми, викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по

западной кальке, на российских телевизионных каналах? Тогда эта же

эпидемия настигла и региональное телевидение, где зритель практически

лишен возможности видеть «свое» телевидение с близкими ему проблемами и

необходимой информацией, а наблюдает «лужковские» да «березовские»

программы.

Такая ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого

государственного регламентирования объема вещания федеральных

(центральных) каналов в регионах России. Кроме того, на наш взгляд,

функция передачи дополнительной (по сравнению с федеральным телевидением)

информации региональным телевидением должна быть монополизирована. Иначе

региональные телекомпании будут не в состоянии обеспечить себе

жизнеспособность.

Так что же такое экспансия на постсоветском телеэкране? Как она

проявляется, в чем ее сущность, причины и последствия?

Проблемы экспансии западных программ на российском центральном

телевидении стали очевидными в период после 1991 года, что было вызвано

рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей

идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие

все стороны жизни, в том числе и систему телевещания.

«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа 1991 года в

России, открыло новые политические, экономические и творческие

возможности дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в

частности. «Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не

только от недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших

достижений и традиций.

Альтернативное телевидение начало буквально с нуля, заново открывая

и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной

деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие

успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран попали

«Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе

режиссер»), «Женский вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из

сканированных с американского экрана программ прижились и удовлетворяют

коммерческие интересы своих авторов; другие – дали более низкий рейтинг,

чем их иностранные «близнецы». Но одно можно констатировать определенно:

1991– 1993 годы стали очень плодотворными в плане экспансии зарубежных

образцов на российском телевидении, а демократические процессы явились

своего рода грибным дождем для большинства существующих сегодня на экране

программ.

Причиной такой популярности западных телепрограмм, по всей

видимости, стало то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в

сторону многие достижения советского периода, снизился профессиональный

уровень отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в

экономическом, так и в творческом плане было лишено возможности

генерирования и реализации новых идей. Последствиями этого явилась

заполненность телеэкрана «американизированной» продукцией и неспособность

отечественных телепрограмм конкурировать с ней.

В 1997 году в общей программной политике вещания произошли некоторые

изменения. Одна из причин этого – расширение объема рекламной сферы. Все

телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся максимально

повысить рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ

низкорейтинговых. Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле

размещения рекламы было максимально широким. Эти соображения привели к

следующему:

- все крупнейшие телеканалы постепенно переориентировались на программы,

адресованные широкой аудитории, уходя от узкоцелевых программ. Ведь

рейтинг в современном понимании – это реальный объем аудитории. Значит,

узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг. Как следствие,

происходит обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К середине

1997 года возникла драматическая ситуация, когда можно было завести что-

то вроде “Красной книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое

поле сузилось, за небольшим исключением, до триады “кинопоказ –

информация – шоу”, поскольку лишь эти три вида программ могут в принципе

собрать широкую аудиторию»[58].

- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов

программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать

рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате

в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов

занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля

рекламы на этих каналах[59];

- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею

короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.

Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное

отсутствие в сетке телевещания передач о культуре и научно-популярных

программ. Это вызвало острую критику в адрес властных структур со стороны

интеллигенции. Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н.

Ельцин принял решение о создании специализированного государственного

канала «Культура», начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение

рекламы на нем было запрещено Попечительским советом этого канала по

просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические прогнозы о том, что

«Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.

Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и

противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так, в

немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского

соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью

государственного договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот

государственный договор в первую очередь поддерживает развитие

европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном

пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств

организаторы телевещания должны сохранить основную часть фильмов,

телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для

европейских работ в соответствии с европейским правом»[60].

Из текста договора очевидно намерение законодателя

противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на

многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре

о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей

– как частных, так и государственных.

Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении,

представляется прямо противоположной немецкой. Если германское

правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то

наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной

культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем

телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии,

характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».

Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США

«Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели,

изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся

ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка Гудсона

«Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае

отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль

«отгадчиков» популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во

втором – в подборе ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань

между пошлостью и пикантностью.

Таким образом, вступление российского телевидения в мировое

телепространство не спасает его от провинциальности.

Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители

поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает

ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным

потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение

населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд

“Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые

давно оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные

каналы»[61]. Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного

развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь

присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры,

телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими

происшествиями.

В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в

огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на

российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный

на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться

лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и

ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.

Практически всегда это – телевикторины с фортуной и на интерес.

Популярность викторин основана на соучастии зрителей, отвечающих у

телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у них

иллюзии о возможности также попасть на экран.

Один из многих жанров, появившихся в годы перестройки и существующих

как «калька» западных телепрограмм, – ток-шоу. «Классическое ток-шоу

представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники

(эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и

сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его

служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с

заданной ему авторами ток-шоу ролью»[62]. Схема жанра довольно проста и

беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие

специалисты этого жанра считают, например, что «залог успеха ток-шоу –

юмор. Герой должен уметь смеяться над собой...»[63].

В конце августа 1998 года в Москве проходил первый

межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу»

премию было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной

комиссии, ни одна из представленных передач не соответствовала жанру ток-

шоу. Этот термин заимствован нами у западных коллег и означает

«разговорное представление», «разговорное зрелище» или «разговорный

спектакль». Отсюда и первые признаки жанра: легкость разговора, артистизм

ведущего и обязательное присутствие аудитории.

Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу Опры». Опра

Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно смеющаяся,

считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу –

это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным

человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого

материала»[64]. Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь

популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще

всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная»[65].

Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя

остальные признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты.

Безусловно, отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы

«Тема», «Большая стирка» (ОРТ), «Акулы пера» (ТВ-6), «Сделай шаг», «Я

сама», «Мужской клуб» (ТВ-6), «Моя семья» (РТР), «Про это», «Принцип

домино» (НТВ). Несомненно, главный признак популярности ток-шоу – это

его рейтинг (от рейтинга зависит и финансовое благополучие программы). По

данным национального института социально-психологических исследований

(октябрь 1998 года) лидер рейтинга среди многих ток-шоу – «Моя семья» В.

Комиссарова (РТР).

На сегодняшнем телеэкране ток-шоу, пожалуй, самый популярный жанр

после телевикторин, участники которых имеют возможность не только

блеснуть эрудицией, но и заработать деньги или приобрести какие-нибудь

товары для дома – утюги, микроволновые печи или кофемолки. Классический

пример такого способа дохода – «Поле чудес» (ОРТ). Эта викторина давно

превратилась в раздачу подарков всем участникам, независимо от уровня их

интеллекта, ответов на вопросы и т.д.

Прототипу «Поля чудес» – американской игре «Колесо фортуны» – такая

популярность и не снилась. Благодаря особенностям национального

менталитета, на «Поле чудес» создается уютная, почти домашняя обстановка

с прерывающими иногда игру чаепитиями, «перекусываниями», передачей

приветов близким и знакомым. В этом немалая заслуга и ведущего телеигры –

Л. Якубовича.

Пожалуй, «Поле чудес» – единственная из телепрограмм на центральном

телевидении, которая превзошла и по популярности у зрителей, и по

рейтингу свой западный прототип.

Последствия экспансии жанров ток-шоу и телевикторин на центральном

телевидении – невозможность других, менее популярных жанров конкурировать

с ними и «пробиться» на телеэкран.

По отношению к мировому телевидению наше отечественное всегда было

«островным». Но до конца обезопасить отечественную аудиторию от

зарубежного влияния все же не удалось. В 60-х годах в эфире дебютировала

первая информационная рубрика с комментатором вместо диктора (форма

вещания, известная на Западе как «персонализация новостей»). Ее ведущим

был Юрий Фокин. Тогда же появилась и первая «живая» телеигра – «КВН».

Один из ее создателей узнал о существовании подобного рода игр от

знакомого телережиссера их Чехословакии. С начала 70-х всем «чуждым

влияниям» на ЦТ приходит конец. Этот «ледниковый период» продолжался до

начала эпохи гласности.

Одним из признаков экспансии на ЦТ в начале 90-х годов стало

возвращение журналиста в информационные выпуски, «контактные» передачи с

участием зрителя, круглосуточные благотворительные телемарафоны, т. е.

приобщение нашего телевидения к формам и типам вещания, существующим в

мире.

Телереклама и нескончаемые демонстрации иностранных фильмов

раскололи аудиторию. Для многих это стало стихийным бедствием, разгулом

«иностранщины» в эфире.

Но для создания «своего» национального телевидения необходимо

овладеть теми жанрами, которые уже накоплены в мировом эфире. «Жанр – это

конвертируемая ценность. Своего рода модель вещания»[66].

Несмотря на обилие в телеэфире так называемого «развлекательного

элемента», уровень (содержательный и интеллектуальный) подобных программ,

судя по оценкам специалистов, оставляет желать лучшего. В большей степени

это связано с тем, что практически все телешоу, викторины, разного рода

телеигры – точнейшая копия зарубежных, включая даже имидж и внешность

ведущих . Например, «Империя страсти» (Н. Фоменко, НТВ) – «грубоватая

версия немецкого шоу «Тутти-фрутти»[67]. К слову говоря, пресловутая

«Империя страсти», не выходящая на экран уже несколько лет, в свое время

послужила поводом для появления множества критических отзывов в прессе.

Анри Вартанов пишет о новинке на телевидении – «смехе по

принуждению»[68]. Он говорит о том, что «публично раздеться – это нынче

называется «телешоу», выступает с резкой (даже не столько ироничной,

сколько гневной) критикой программ Н.Фоменко – «развязного, пошловатого,

безостановочно говорящего, крепко сбитого мужика» – «Русские гвозди»,

«Империя страсти». «Если в “Плейбое” актеры обнажаются за солидные

гонорары, то у нас простые участники “из народа” безо всякой специальной

подготовки снимают предметы туалета за очень скромное вознаграждение –

утюги и мелкую компьютерную утварь»[69].

Телевизионный жанр «реального шоу» (reality show) в своих различных

вариантах уже много лет пользуется популярностью на мировом телерынке.

Этот жанр называют также «документальным мылом», или коммерческим

документальным кино. Для России жанр «реального шоу» является новым, он

начал развиваться на отечественном телевидении сравнительно недавно. В

качестве примеров «реального шоу» можно привести следующие программы:

сериал «Откройте, милиция!», созданный по аналогии с американским

телесериалом «Cops» (РТР), телесериал «Россия – начало» (проект,

рассчитанный на 25 лет и рассказывающий о жизни 24 детей, родившихся в

2000 году), сериалы «Криминальная Россия» и «Перехват» (НТВ). Но наиболее

громкими проектами самого последнего времени стали программы «За стеклом»

(шоу проходило в течение ноября 2001г. на телеканале ТВ-6), «Последний

бифштекс» (после закрытия телеканала ТВ-6 стало транслироваться на

телеканале ТНТ) и «Последний герой» (транслируется на телеканале ОРТ).

Российские телеканалы, принявшиеся за освоение «реального пространства»,

взяли за основу два самых нашумевших и популярных в мире формата: игры

«Большой брат» и «Выживший». Нетрудно догадаться, что в российском

варианте аналог «Большого брата» – это «За стеклом» (впрочем, созданное

ТВ-6 не по лицензии, а самостоятельно – с опорой на общие принципы и

мировой опыт «реального жанра»), а «Выживший» – это «Последний герой»

(уже действительно лицензионный). В октябре 2002 года на отечественном

экране появляются сразу два новых проекта в жанре «реального шоу» –

«Фабрика звезд» (ОРТ) и «Стань звездой» (РТР). На этот раз авторы и

продюсеры решили в прямом эфире в течение двух месяцев сделать из героев

обеих программ «звезд» эстрады. Около двух десятков юношей и девушек

находятся в замкнутом пространстве под постоянными прицелами телекамер, с

ними проводят мастер-классы популярные исполнители, композиторы,

хореографы, визажисты, тренеры по фитнесу, а в конце каждой недели герои

выступают на «отчетном» концерте, где показывают зрителю свое мастерство

и талант.

Идея всех «реальных шоу» сводится к одному: заставить обыкновенных

людей жить под прицелом телекамер, позволяющих зрителям видеть все, что

происходит с героями, – от ежедневных гигиенических процедур до

постельных сцен.

Количество «реальных шоу» во всем мире впечатляет, однако не стоит

искать в них разнообразия идей и творческих находок. В принципе основу

всех телеигр такого типа составляют три вещи: выживание в экстремальных

условиях, реализация сексуальных инстинктов и умение манипулировать

другими участниками с целью получения крупного ценного приза.

В российском варианте «Выжившего» – «Последнем герое» – команда

участников ведет борьбу за существование на острове в Карибском море. Но

в этом «реальном шоу» собственно шоу больше, чем реальности. Во-первых,

выживание участников – не более чем преодоление трудностей, придуманных

сценаристами: залезть на пальму, добыть огонь трением, найти спрятанную

на острове еду и т.п. Во-вторых, сама изоляция «робинзонов» довольно

условна. На необитаемом острове с ними «обитает» съемочная группа, врачи,

психолог, команда спасателей МЧС – все они следят за тем, чтобы

реальность не выходила за рамки, очерченные сценарием и условиями

договора. Участники шоу должны дойти до конца живыми, здоровыми,

телегеничными и бодро отвечающими на вопросы ведущего о том, чему их

научило пребывание на острове.

По сравнению с «Последним героем» шоу «За стеклом» – проект более

«реалистичный». Но от шестерых «застекольщиков», изолированных от

внешнего мира на тридцать четыре дня, зрители не увидели самого

«главного» события – секса на экране в прямом эфире. Поэтому для довольно

большого числа аудитории, наблюдающей за ходом событий по телевизору и в

сети Интернет, реальность оказалась довольно тоскливой и вязкой.

Несколько лет назад телекритики истекали ядом по поводу бесконечных

«женских историй» и «героев без галстуков», которые толклись в эфире, как

в переполненном трамвае. В конце концов длинные рассказы о чужой жизни,

будь то известный политик или знаменитая фигуристка, порядком наскучили.

Теперь эта самая чужая жизнь представлена голыми девочками в душе и

фразами, пестрящими жаргонными словами и выражениями. Понятно, что никто

не ожидал от участников шоу вечерних бесед о Бодлере и Умберто Эко. Но

оказалось, что бывшим телезрителям, а ныне участникам телевизионного

проекта «За стеклом» по существу нечего показать миру через широко

открытое окно.

По мнению многих специалистов, благодаря именно программам

развлекательного жанра, «телевидение занимает сегодня колоссальное место

в жизневосприятии. Оно, значительно облегчая жизнь, значительно облегчает

также и умственную деятельность»[70].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live