Рефераты

Техника Безопасности (лекции)

кранов мостового типа грузоподъемностью до 1 т., а также башенных и

стрелочных кранов грузоподъемностью до 1 т. включительно.

Перерегистрации подлежат краны в следующих случаях:

- при реконструкции – изменении привода, переоборудовании крючковых кранов

в грейферные или магнитные, увеличении пролета, удлинении стрелы,

усиления крана с целью повышения грузоподъемности и др.

- при передаче крана в другой порт.

Снятие крана с регистрации производиться по письменному заявлению владельца

в следующих случаях:

- при списании как пришедшего в негодность;

- при передаче с баланса на баланс другому предприятию.

При регистрации и контрольной проверки состояния грузоподъемной машины и

организации обслуживания, предприятие- владелец получает разрешение на его

использование. Если грузоподъемные устройства не регистрируются, разрешение

на их эксплуатацию дает инженерно-технический работник предприятия по

надзору за работой этих машин. Ответственность за содержание этих

перегрузочных машин в исправном состоянии приказом начальника порта

(района) также возлагается на инженерно-технических работников

соответствующей квалификации. После регистрации грузоподъемные машины

снабжаются индивидуальными номерами и записываются в журнал учета.

Каждая грузоподъемная машина должна иметь паспорт, установленной формы

журналы, документы технического освидетельствования, в которых должны быть

указаны: грузоподъемность, регистрационный номер, дата следующего полного

технического освидетельствования.

Все вновь установленные или капитально отремонтированные краны до пуска в

эксплуатацию должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию.

Оно включает внешний осмотр их состояния, проверку механизмов и устройств,

а также статическое и динамическое испытания под нагрузкой (пробным

грузом). Освидетельствование осуществляется в виде первичного и

периодических освидетельствований и в случае необходимости производятся

внеочередные технические освидетельствования. Испытания бывают полные они

включают статическое и динамическое испытание и частичные – только осмотр.

Полные испытания проводятся 1 раз в три года, частичные – ежегодно.

Первичное техническое освидетельствование с проведением грузовых испытаний

проходят краны, вступающие в эксплуатацию после монтажа и после полного

капитального ремонта, а также краны всех типов, подлежащих регистрации, за

исключением кранов отправляемых заводом в собранном виде, а также кранов,

первичное освидетельствование которых поручено ОТК завода-изготовителя.

Периодическому техническому освидетельствованию подлежат краны, сроки

освидетельствования которых устанавливаются владельцем крана (ежегодно) ;

внеочередное техническое освидетельствование производиться после монтажа,

вызванного переносом крана на другое место, после реконструкции, после

капитального ремонта металлических конструкций или при смене механизма

подъема и т.д., после переноса крана в собранном виде (демонтажа). Это

освидетельствование проводиться в объеме первичного технического

освидетельствования.

Техническое освидетельствование кроме осмотра и проверки включает

статическое и динамическое испытания пробным грузом. При таких испытаниях

кран устанавливается на горизонтальной площадке, а поворотная часть крана

в положение соответствующее наименьшей устойчивости крана.

Статическое испытание имеет целью проверку устойчивости крана, его

отдельных элементов жесткости металлоконструкций и их прочности.

Статическое испытание осуществляется путем подъема груза массой на 25 %

превышающей грузоподъемность машины. При испытании новых кранов груз

поднимают дважды – при наименьшем и наибольшем вылете стрелы. Груз

поднимают на 0,2 – 0,3 м и выдерживают в таком состоянии в течение 10 мин.

Динамическое испытание проводят после успешного проведения статического и

заключается в повторных подъемах и опусканиях груза массой на 10 %

превышающего грузоподъемность машины, при этом проверяются действие машины

и тормозов.

При использовании грузоподъемных механизмов особое внимание должно быть

уделено контролю за состоянием съемных грузозахватных органов и

приспособлений: крюков, стропов, цепей, траверсов, сеток грузоподъемной

тары, поддонов, грейферов. Их изготовление должно быть централизовано и

производиться по утвержденным чертежам. После изготовления или ремонта они

подвергаются осмотрам и испытаниям с нагрузкой в 1,25 раза превышающих их

грузоподъемность в процессе эксплуатации.

При работе надлежит их осматривать : траверсы – через каждые 6 месяцев,

клещи, захваты, тару - через месяц, стропы – через 10 дней. Они должны

иметь клеймо или бирку с указанием номера, даты испытания и

грузоподъемности.

Канаты, цепи, используемые в грузоподъемных машинах, должны иметь

сертификаты об их использовании.

Для обеспечения безопасного производства грузовых работ большое значение

имеют специальные приборы и устройства безопасности и эксплуатации,

устанавливаемые на грузоподъемных кранах. К ним относятся ограничители

грузоподъемности и массы поднимаемого груза, средства защиты кранов от

опрокидывания, указатели наклона крана (кренометры), концевые выключатели,

анемометры, сигнализаторы, оповещающие о приближении стрелы крана к

электропроводам. Наличие и исправное состояние этих приборов исключает

аварии и несчастные случаи.

Предприятие – владелец грузоподъемных машин обязан назначить после

соответствующей проверки знаний инженерно-технического работника 9или

создать группу для надзора за безопасной эксплуатацией подъемных

сооружений. Группа из двух человек назначается, если на предприятии имеется

более 150 машин. Через каждые 3 года производятся повторные проверки знаний

инженеров по надзору. Для непосредственного надзора за работой

грузоподъемных машин на участие в каждой смене назначается лицо

ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов.

Основное требование техники безопасности при эксплуатации кранов сводиться

к следующему:

1. К самостоятельному управлению кранами и их техническому обслуживанию

допускаются лица не моложе 18 лет пригодные по состоянию здоровья к

данной работе и имеющие удостоверение на право работы на кране данного

типа.

2. При работе крана портовый рабочий (крановщик) не имеет права отвлекаться

от своих прямых обязанностей, а также производить чистку и смазку

механизмов.

3. Крановщику запрещается (без указаний группового механизма) производить

самостоятельный ремонт: разборку и регулировку.

4. Крановщик имеет право работать только на исправном кране.

5. Крановщик, как правило, должен работать с сигнальщиком.

6. Все вращающиеся и движущиеся части должны закрываться съемными

ограждениями.

7. Крановщик во время своей первой смены несет ответственность за

сохранность крана и за последствия, возникшие в случае нарушения им

правил ТБ и ТЭ.

Работа крана не допускается при: истекшем сроке освидетельствования,

невыполнении предписаний органов гостехнадзора, износе канатов, их

повреждении, сходе канатов с блоков или барабанов, деформации, разрыве,

износе подвески или крана, неисправности тормозов и фрикционов, появлении

посторонних в механизмах, неисправности концевых выключателей, нагреве

электрооборудования свыше допустимого, нарушения заземления, неисправности

рельсовых подкрановых путей, скорости ветра более 7 баллов (15 м/с), если в

паспорте не указана меньшая величина.

Кабина управления крана должна быть освещена в соответствии и со СНИП П-А.

9.71, хорошо защищать крановщика от ветра и атмосферных осадков.

Температура в кабине не должна быть ниже 12 градусов.

Все площадки, проходы и галереи расположенные на высоте должны иметь перила

высотой 1 метр. Система блокировок должна обеспечивать недоступность входа

на кран во время его работы.

Электрифицированные механизмы, подключаются к питающей сети с помощью

шлангового кабеля, оборудуются устройствами, обеспечивающими автоматическое

выбирание и выдачу кабеля при перемещении крана. Эти устройства снабжаются

ограничителями предупреждающими обрыв кабеля при полном его сматывании. Для

подключения кабеля к эл.сети на причалах имеются наземные или подземные

колонки, в которых допускается подключение кабеля только при снятом

напряжении.

Краны оборудуют ограничителями, автоматически отключающими соответствующий

двигатель при наивысшем положении гака или грейфера, при высшем и низшим

положением стрелы, при подходе к концевым точкам моста, эстакады или

причала.

При работе кранами запрещается: поднимать или перемещать контейнер с

находящимися в нем людьми, выдергивать зажатый груз, раскачивать груз,

оставлять груз на высоте при перерыве в работе, поднимать незакрепленный

груз, поднимать груз с подтягиванием, производить штивку груза и обтягивать

стропы крепления палубного груза шкентелями, пропущенными через верхний

блок стрелы.

Не разрешается поднимать, опускать или перемещать груз с находящимися под

ним рабочими. При передвижении гусеничных, автомобильных и железнодорожных

кранов – стрела должна быть повернута в направлении движения крана.

При застропе груза следует накладывать стропы без углов и перекруток. В

местах перегиба стропов на острые углы груза необходимо накладывать

деревянные прокладки или плетенные маты. Угол между ветвями стропов,

идущих от крюка, не должен превышать 90 градусов.

На двурогие крюки стропы следует накладывать равномерно на оба рога без

перекрутки. Для перемещения груза в горизонтальном положении следует

пользоваться парными стропами. Выдергивать зажатые стропы из-под груза

запрещается.

Все перегрузочные машины делятся на машины периодического и непрерывного

действия. Машины периодического действия – краны, лифты, погрузчики. К

машинам непрерывного действия относятся транспортеры, конвейеры, ленточные,

ковшовые элеваторы, роликовые рольганги и винтовые – шнеки.

Расположенные вблизи рабочих мест движущиеся части конвейеров, к которым

возможен доступ обслуживающего персонала, должен быть огражден. Привод

наклонных конвейеров должен быть снабжен автоматическим тормозом для

предотвращения обратного движения ленты. Конвейеры в головной и хвостовой

частях оборудуются кнопками аварийной остановки. Конвейеры, предназначенные

для транспортировки пылевидных и ядовитых грузов, заключается в плотные

кожухи, а в местах перегрузки и выделения пыли, снабжаются отводами к

местам вытяжной вентиляции.

Элеваторы, предназначенные для предотвращения грузов в вертикальном

направлении, снабжаются устройствами, предотвращающими падение цепи или

ленты в случае обрыва. Если элеваторы предназначены для сыпучих грузов, то

они заключаются в прочные кожухи из стали пропускающие пыль. Расстояние

между смотровыми окнами должно составлять не более 4 метров (по всей высоте

элеватора), на каждом этаже должно быть не менее одного окна.

Рольганги предназначены для перемещения штучных грузов. Расстояние между

роликами рольганга подбирается таким образом, чтобы груз опирался

одновременно не менее чем на три ролика и каким образом обеспечивалась бы

его устойчивость. Ширина рольганга должна соответствовать ширине груза.

При подаче тяжелых грузов а рольганги необходимо пользоваться подъемным

устройством. Перемещение груза вручную по рольгангу допускается при массе

груза до 0,5 тонны.

На линиях рольгангов при необходимости устраивают переходные мостики или

проходы шириной не менее 0,8 м, закрываемые откидными секциями на прочных

петлях.

Шнеки закрываются прочными крышками, а для осмотра и очистки

предусматриваются люки. Во время работы шнека запрещается проталкивать

руками через смотровые люки застрявшие в желобе грузы, удалять посторонние

предметы, производить ремонт.

В качестве внутрипортовых транспортных средств в портах используются

погрузчики. Скорость их движения внутри помещений не должна превышать 5

км/час, при движении через железнодорожные переходы, подъездные пути на

поворотах – 10 км/час.

Погрузчики перед пуском в эксплуатацию должны быть освидетельствованы и

испытаны техническим персоналом, ответственным за работу этих машин после

чего должны быть оформлены соответствующие документы. На все погрузчики

прикрепляется трафарет с указанием их максимальной грузоподъемности.

При работе с вилочным захватом груз должен быть распределен равномерно на

обе лапы, длина выходящей вперед части груза должна составлять не более 1/3

длины лап, при условии, что груз будет находиться на вертикально части

вилок.

Запрещается укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство

погрузчиков, становиться на вилы погрузчика до полного опускания их на

поверхность, а также находиться на пути движения погрузчика.

Высота переноса груза при помощи захватного устройства должна быть не менее

клиренса машины, а для машин на пневматических шинах не менее 500 мм.

Если работа при помощи автопогрузчика выполняется на территории порта, то

длина не просматриваемого водителем пути должна составлять не более 8 м на

открытых площадках и не более 5 м при работе на складе.

Максимальный угол уклона, по которому разрешается транспортировать грузы,

должен быть на 3 град. Меньше возможного угла наклона рамы погрузчика.

Коэффициент устойчивости погрузчиков относительно оси колес должен

составлять не менее 1,15 при самом неблагоприятном положении груза на

машине.

Лекция 18

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСУДОВЫХ И

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ.

1. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах (ПРР).

2. Безопасность при работе с промысловыми устройствами.

3. Безопасность труда при работе со шлюпочными устройствами и

спасательных работах.

КЗОТ возлагает на первых руководителей предприятий (судов) ответственность

за выбор максимально безопасных способов ПРР.

Все лица, непосредственно занятые на грузовых работах обязаны носить

каски. К перемещению грузов массой более 50 кг допускаются мужчины старше

18 лет, при условии, что подъем груза и снятие его производится с помощью

других грузчиков, перемещение грузов массой более 80 кг осуществляется

мех.средствами (тачки, тележки).

Основные причины травматизма при ПРР:

- неисправность оборудования,

- неудовлетворительное содержание рабочих мест (плохое освещение,

загроможденность, скользкие трапы, крутой подъем),

- отсутствие предохранительных ограждений у механизмов и опасных мест,

- нарушение безопасных приемов работ на отдельных ПРР,

- несогласованность в действиях отдельных рабочих в бригаде,

- отсутствие необходимого инструмента, контроля и руководства при ПРР.

Перед началом ПРР для предотвращения НС необходимо тщательно проверить

исправность мех.средств и их устойчивость, о результатах осмотра сделать

запись в журнале тех.осмотра. В ночное время места погрузки (разгрузки)

должны быть хорошо освещены.

При перемещении грузов Правилами ТБ запрещается находиться в зоне работы

стрелы с грузом.

К работе с механизмами допускаются только лица, прошедшие специальное

обучение и имеющие соответствующее удостоверение.

По окончании работы или в перерыве нельзя оставлять груз в подвешенном

состоянии, при вынужденных остановках надо груз опустить и отключить

питание крана.

Погрузка и разгрузка штучных грузов производиться в специальной таре или

контейнерах. При подъеме грузов на открытых платформах надо оградить их

бортами, высота которых должна превышать высоту уложенного штучного груза

не менее чем на 100 мм.

При горизонтальном перемещении груз поднимают на высоту не менее 1 м над

предметами, встречающимися на пути. Для предупреждения НС при выполнении

ПРР не допускается скопления большого количества людей.

Частой причиной травматизма является разрыв канатов и тросов. Канаты и

тросы делятся на: стальные, нейлоновые и растительные.

Канаты свиваются: проволока в пряди, пряди свиваются в канат. По

особенностям свивки канаты делятся на крестовые, односторонние и

комбинированные.

|[pic] | |На рисунке показана расчетная |

| | |схема. Величину допускаемого |

| | |натяжения чалочных стропов S в |

| | |зависимости от угла наклона их к |

| | |вертикали ? определяют по формуле: |

| | |[pic] |

| | |где Q – вес груза, |

| | |n – число ветвей чалочного каната, |

| | |? – угол наклона каждой ветки |

| | |чалочного каната к вертикали, град |

| | |[pic] |

|?, град |0 |30 |45 |60 |

|m |1 |1,15 |1,42 |2 |

Расчетное разрывное усилие троса P=K·S, где K – коэффициент запаса (3-12).

По расчетному значению Р выбирается необходимый канат (его диаметр и тип).

За состоянием тросов необходим постоянный контроль. Предельно допустимый

износ тросов: количество оборванных проволок на шаг свивки на длине 8

диаметров троса, должно быть не более 10 % от общего их числа.

Основными причинами травматизма при обслуживании промыслового оборудования

являются: нарушения сроков профилактического осмотра и ремонта

оборудования, неисправности и износ тормозных и стопорных устройств,

ограждений, сигнализации и предохранительных приспособлений, неправильные

приемы труда, несоблюдение инструкций по охране труда, разрыв стропов,

ваеров, деталей сцепки и других гибких связей и др.

В целях безопасности перед пуском промыслового оборудования и грузовых

устройств необходимо предупредить людей, работающих с канатами, грузом и

орудиями лова. Пуск промысловых механизмов и грузовых лебедок должен

производиться плавно, без рывков.

Во время выборки и травления канатов и орудий лова необходимо: следить за

нагрузкой механизмов и своевременно изменять режим их работы, не допуская

перегрузки, следить за натяжением канатов и орудий лова и своевременно

регулировать скорость их выборки и травления, не допуская образования

колышек, обеспечить правильную выборку и укладку орудий лова, следить за

проходом вертлюгов, скоб и других соединительных деталей через блоки, ролы,

направляющие ролики, клюзы и в необходимых случаях своевременно снижать

скорость выборки и травления.

Для повышения безопасности при работе с турачками необходимо выполнять

следующие требования: во избежание проскальзывания каната на турачках перед

выборкой и травлением необходимо наложить не менее 5 шлагов на

остановленную турачку, пуск механизма производить только после того, как на

турачку будут наложены шлаги; травление канатов с турачки производить

только путем пуска механизмов на обратный ход;

выбранный конец каната должен разноситься или укладываться в бухту в месте,

безопасном для работающих людей.

В целях безопасности промысловая палуба должна быть чистой, освобождена от

посторонних предметов, систематически смываться водой и очищаться от чешуи,

слизи, жира, отходов рыбы и морепродуктов, снега, льда. При выполнении

промысловых операций, находящиеся на промысловой палубе люки грузовых

трюмов и выходящие на промысловую палубу двери должны быть закрыты.

Открывать люки трюмов разрешается только во время выливки улова в трюм.

Перед выметом орудий лова необходимо, чтобы поверхность палуб, площадок,

слипов была гладкой. Обращается внимание на правильную укладку орудий лова.

При укладке орудий лова не следует допускать, чтобы в них попадали

посторонние предметы.

При выполнении операций по выборке орудий лова сетевую часть разрешается

брать руками только тогда, когда она находится на планшире, ни в коем

случае не перегибаясь за борт.

Администрация судна должна определить безопасные места. Ими могут считаться

такие, в которых обеспечивается полная и максимальная безопасность

находящихся там людей при обрывах каната, поломках блоков, промысловых

механизмов и устройств. По окончании выполнения каждой отдельной операции с

орудиями лова лица, участвующие в выполнении их, должны уйти в безопасное

место.

Правилами по ТБ запрещается:

- переходить через орудия лова и находящиеся под нагрузкой не огражденные

канаты, проходить под ними, поправлять их руками,

- при укладке выбираемого каната в бухты становиться на них или находиться

внутри них,

- при травлении канатов и орудий лова находиться ближе 1 м от вращающихся

блоков, роликов турачек и т.п.,

- работать одному человеку с ходовым концом каната или орудия лова и

одновременно управлять механизмом,

- одному человеку выбирать канаты и орудия лова и одновременно укладывать

их,

- наматывать на руки или вокруг частей тела канаты, стропы, шнуры и лини

при их выборке, травлении и нахождении их под нагрузкой,

- находиться непосредственно на орудиях лова, промысловых буях за бортом

судна или на плаву,

- выполнять работы, перегибаясь через борт судна, без страховочного конца,

- выбирать и травить канаты, на которых имеются колышки, расправлять

колышки на движущихся канатах,

- при подъеме орудий лова находиться под ними, а также между ними и бортом

судна, надстройками, находиться под блоками, шкивами, барабанами под

нагрузкой, а также вблизи них со стороны внутреннего угла натяжения

канатов или орудий лова.

При подготовке к швартовым операциям необходимо задраить иллюминаторы,

которые находятся на уровне причалов или корпуса швартуемого судна, трос

вытравливают из бухт и разносят по палубе. После этого надо подготовить

кранцы и аккуратно их уложить в достаточном количестве. В темное время

суток мета, где проводятся швартовые операции должны быть освещены.

При швартовке судна подача бросательного конца производиться только после

его привязывания к швартовому тросу и команды «Берегись!».

Для передачи бросательного конца в свежую погоду и при сильном волнении

моря применяют линемётные устройства.

Заводить швартовый трос с помощью шлюпок разрешается только при

незначительной силе ветра и только на акватории порта. При этом ходовой

конец крепиться к шлюпке таким образом, чтобы в случае необходимости его

можно было быстро отдать. Опасно находиться в кормовой части шлюпки, если

там должен вытравливаться трос.

Швартовый трос заводиться на кнехт шлагами в виде восьмерки и удерживается

на нем силой трения. Для надежного удержания судна надо набросить 5-6

шлагов троса. В месте пересечения на верхнюю часть шлагов (между тумбами)

на трос накладываются схватки.

Правилами ТБ при швартовых операциях запрещается протаскивать швартовые

концы через клюзовые отверстия без применения специальных крючков,

перегибаться через фальшборт или держать руки на планшире фальшборта,

подавать на берег швартовые тросы с колюшками, подбирать швартовый торс до

освобождения его из шлюпки и отходе его в сторону, подбирать или

стравливать швартовый трос во время нахождения человека на бочке,

находиться внутри бухт или шлагов разнесенного троса во время подачи

швартовых тросов, заводить трос на турачку следует только снизу и держать

ходовой конец подбираемого или стравливаемого троса на расстоянии менее 1-

1,5 м от барабана швартового механизма или кнехта.

Швартовка судна в море или на открытом рейде не допускается, если волнение

или крен превышают установленные правилами нормы.

Во время работы со швартовыми концами и устройствами как у причала в порту,

так и в открытом море нельзя пускать в действие швартовые механизмы без

команды вахтенного помощника капитана. Запуская брашпиль, предварительно

надо убедиться в разобщении цепного барабана. Лицо, отводящее стопор,

должно находиться со стороны натяжения троса после его освобождения от

стопора. При выбирании или стравливании троса, а также во время работы с

ним у кипов и роульсов опасно находиться вблизи и на линии направления тяги

троса. Опасно также накладывать дополнительные троса на турачку или

стравливать его с вращающихся турачек швартового или промыслового механизма

во время ее вращения. При швартовке в открытом море запрещается закладывать

швартовый трос в вожаковый полуклюз. Несоблюдение этих правил может

привести к несчастному случаю.

Следует учитывать, что при швартовке в свежую погоду малых судов к большим,

вследствие рывков часто обламываются кнехты или разрываются швартовые

тросы.

Для обеспечения безопасности труда при швартовых операциях на судах широко

применяются кнехты с вращающимися тумбами, обладающими возможностью

регулирования натяжения швартования. Кроме того, на многих транспортных

судах устанавливаются устройства для полуавтоматической отдачи швартового

конца.

Правилами запрещено устанавливать трапы и сходни в районе грузовых стрел и

кранов, в местах отливных и забортных отверстий (шпигатов) или мусорных

рундуков, так как эта зона у борта судна характеризуется повышенной

опасностью. Нельзя также устанавливать трапы под углом более 45 градусов,

так как слишком крутой спуск затрудняет проход людей и создает опасность

при передвижении.

На судах небольшого тоннажа (типа СРТМ-К, МРТ, СРТМ-М) с невысоким бортом

для безопасного схода с судна применяют деревянные сходни, которые

изготавливают из досок толщиной 5 см. Ширина сходней при переходе в обе

стороны должна быть не менее 1,5 м. На доски трапа-сходни через 340 см

нашивают бруски; а с боков делают поручни высотой 1 м.

Если суда стоят бортами друг к другу, то для безопасного прохода с судна на

судно применяют перекидной мостик. В зимнее время трапы и сходни должны

быть тщательно очищены от снега и льда и посыпаны песком или солью.

На борту судна у трапов или сходней должен находиться спасательный круг и

бросательный конец длиной не менее 27 м., а в нижней части трапа

натягиваться предохранительная подтраповая сетка. Вахтенный матрос обязан

следить за исправностью трапа и леерного ограждения, а ночью также за его

освещением.

Работа со спасательными средствами.

Контроль за соблюдением техники безопасности при спуске и подъеме

спасательных средств возлагается на командира шлюпки, утвержденного

расписанием.

Шлюпочные операции должны проходить четко, быстро и организовано, поэтому

перед спуском и подъемом шлюпки командир обязан убедиться в исправной

работе шлюпочного устройства. Если спусковое устройство комбинированное

(механическое и ручное), надо во избежании несчастного случая отключить

ручной привод. Перед спуском шлюпки командир также следит за тем, чтобы

пробки в её днище были закрыты. Необходимо убедиться, что лебедка и

тормоза находятся в исправном состоянии.

Лица, вкладывающие и закладывающие шлюптали, должны стоять у талей со

стороны мидель-шпангоута шлюпки. Блоки надо брать двумя руками только за

щеки. Находиться между шлюпталями и штевнями во время спуска или подъема

шлюпки опасно. Спуск шлюпки при запутанных лопарях правилами не

допускается. Чтобы вывалить шлюпку за борт, ее несколько приподнимают при

помощи шлюпталей над кильблоками и, отдав бакштаги, вываливают за борт.

Затем вытравливают тали, внимательно наблюдая за тем, чтобы нос и корма

шлюпки опускались равномерно. Как только шлюпка надежно станет на воду и

гаки получают достаточную слабину, шлюптали необходимо раздернуть и

выложить.

Если невозможно опустить штатный трап, то спускаться в шлюпку следует

только по штормтрапу, все члены судоэкипажа должны надеть нагрудники или

спасательные жилеты.

Во время подхода к судну или причалу в свежую погоду следует держаться как

можно ближе к трапу, умело маневрируя и оставляя свободное водное

пространство для работы веслами. Переходить их шлюпки на трап и наоборот,

следует в момент ее нахождения на гребне волны. В это время на трапе должен

находиться матрос, помогающий безопасно сходить с шлюпки на трап.

Для подъема шлюпок на борт предварительно надо осмотреть шлюп-тали, а также

спустить нижние блоки настолько низко, чтобы их без затруднения можно было

заложить за гаки при подходе шлюпки. Поднимать шлюпку на борт надо с

подветренной стороны.

На судах промыслового флота широко применяются плоты. Они устанавливаются

на специальных приспособлениях в наклонном положении.

При отдаче стопорного устройства плот под действием собственного веса

соскальзывает в воду. Плот снабжен надувным устройством, состоящим из

баллона с жидкой углекислотой. По периметру его крепиться леер. При

сбрасывании плота в воду штерт рывком открывает клапан баллона и через 1

минуту оксид углерода заполняет его оболочку. Для удобства входа на плот из

воды имеется штормтрап. Над плотом натягивается тент оранжевого цвета.

Для всех членов экипажа на судне хранятся спасательные жилеты, они снабжены

свитком и электрической лампочкой с водоналивной батареей. Лампочка дает

свет в течение 16 ч и обеспечивает дальность видимости не менее 2 миль.

Лекция 19

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПРИ ВЕДЕНИИ ОБЩЕСУДОВЫХ РАБОТ

(для всех морских специальностей)

Организация любого трудового процесса на судах должна предусматривать

необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих.

Правильно организовать рабочие места и провести расстановку рабочей

силы, а также обеспечить всех работающих спецодеждой и необходимыми

индивидуальными защитными средствами – одна из главных обязанностей

администрации судна. К основным мероприятиям по организации рабочих мест

относятся: обеспечение безопасного доступа к рабочему месту, а в случае

эвакуации – к спасательным средствам, обеспечение правильной передачи

команд и распоряжений, устройство необходимых ограждений, защитных

устройств, надписей, обеспечение работающих необходимым инструментом,

приспособлениями и такелажем, осуществление специальных мероприятий в

зависимости от специфики работ.

Полы на тех рабочих местах, где по роду работ может быть скользко,

должны иметь рифленую или ячеистую поверхность.

Рациональное планирование рабочих мест предполагает прежде всего

установление удобных и безопасных зон для выполнения трудовых операций и

соответствующее размещение всего необходимого для работы оборудования.

Приспособления устанавливаются на палубе или стеллажах так, чтобы при

качке судна, толчках или вибрации они не опрокидывались. Все тяжелые

запасные части, приспособления надежно крепятся в положении по-походному в

специально предусмотренных для этой цели местах.

Рабочие места нельзя размещать в опасных зонах. Эти зоны по характеру

действия опасных факторов определяются временем и размерами, а

следовательно, могут быть как постоянными, так и временными, то есть

изменяющимися в размерах от времени и характера действия опасного фактора.

Администрация судна, организуя работу вблизи опасных зон, обязана

проверить наличие необходимых оградительных и защитных устройств, знаков и

надписей. При отсутствии или неисправности – постоянных ограждений –

устанавливаются временные. Согласно правилам ТБ ограждения устанавливаются

на все открытые проемы в палубах, на рабочих местах, площадках,

расположенных не выше 0,5 м. Кроме того, ограждаются все движущиеся части

оборудования, а также трассы, расположенные в проходах и вблизи рабочих

мест, места возможного прорыва горячей воды, пара, ядовитого газа и

разброса твердых частиц.

Ограждения проемов и площадок, расположенных на высоте, должны

устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность травмирования

работающих.

Правила передвижения экипажа по судну.

Поступающий на судно член экипажа должен быть ознакомлен с

особенностями судна, судовых устройств, правилами поведения при переходе по

палубам, коридорам, трапам, в стесненных и опасных местах.

Для безопасности членам судового экипажа не разрешается бежать по

коридору и трапам, прыгать и шагать через несколько ступеней, съезжать по

поручням, за исключением случаев сбора экипажа по тревоге. Люди,

проходящие по трапам, должны держаться за поручни. При движении по

вертикальным трапам должны соблюдаться правила непрерывной опоры на три

точки. Нельзя ходить в нерабочей обуви, заходить в пищеблок, служебные

помещения, а также спускаться в трюмы, шахты и танки.

При передвижении по трапу не допускается скопление людей, причем,

уступается дорога комсоставу по старшинству или идущему вверх.

Особое внимание следует обратить на умение пользоваться

металлическими водонепроницаемыми дверями. Во избежании травм рук и ног,

особенно во время качки судна, следует открыть двери двумя руками,

одновременно отдавая обе задрайки. Переступать порог нужно тогда, когда под

влиянием кре6на дверь легко пойдет в сторону накренившегося борта.

Необходимо также постоянно следить за исправностью задраек, резиновых

прокладок дверей, люков и наличием на них стопорных устройств достаточной

прочности.

Правилами ТБ запрещается ходить по бортовым решеткам, планширю и

сидеть на нем независимо от состояния погоды.

Контроль за состоянием проходов, трапов, сходней, палуб, а также за

исправностью дверей и ограждений должен осуществляться повседневно

вахтенной службой.

Командный состав судна обязан следить за тем, чтобы все помещения в

темное время суток и не освещенные в светлое время суток, а также проходы,

коридоры, шахты, трюмы, бытовые и служебные помещения были постоянно

обеспечены искусственным светом.

Работа с якорным устройством.

Одним из основных и ответственных устройств на судне является

якорное. От его состояния и обслуживания во многих случаях зависит

сохранность судна, груза и безопасность людей, поэтому администрация судна

обязана следить за техническим состоянием якорного устройства, в частности

за состоянием вертлюгов и стопоров, и соблюдением правил ТБ при его

эксплуатации.

Выполнение работ по подъему и отдаче якоря следует производить только

с разрешения капитана или его вахтенного помощника лицом, имеющим допуск к

обслуживанию якорного устройства.

Перед отдачей якоря необходимо освободить цепь (ленточный стопор на

брашпиле должен быть закреплен, муфта сцепления брашпиля – разведена) и

снять палубный стопор. Если брашпиль (шпиль) имеет ручной привод, надо

снять его рукоятку, так как во время работы она может нанести травму.

Следует также перед отдачей якоря разнести буйреп шлагами (или вытравить

его за борт), а буек подготовить к безопасной отдаче (на планшире, киповой

планке) и проследить за тем, чтобы при отдаче якоря на воде не было шлюпок,

плотиков и т.п.

При отдаче якоря матросу следует стоять у стопора брашпиля сбоку, не

наклоняясь к нему близко, опасно находиться на линии движения якорной цепи

и у клюзов.

При работе с якорным устройством необходимо соблюдать следующие меры

предосторожности: при стопорении стравливаемой якорной цепи следить, чтобы

на барабане брашпиля не оказалось соединительной скобы, что может повлечь

разрыв якорной цепи; если при подъеме якоря произойдет заедание якорной

цепи, зажатую в брашпиле цепь надо освобождать ходом брашпиля (но не

руками), освобождать якорную цепь от запутавшегося троса, проволоки и т.п.

следует на палубе баграми, все работы с якорной цепью производить только

при помощи специальных крючков. При подъеме буйка из воды необходимо

поднимать его багром, стоя за фальшбортом или леерным ограждением.

Правилами не допускается нахождение людей в цепном ящике в момент

отдачи якорей. Все работы с якорной цепью как в цепном ящике, так и на

палубе следует выполнять только с помощью специальных крючьев. При стоянке

судна у причала, в доке, а также на ходу якорные цепи должны быть

застопорены.

Швартовые операции.

При проектировании швартовых устройств не допускается пересечение

швартовых канатов, идущих к швартовым механизмам. Запас прочности для

швартовых канатов должен быть не менее 3.

Перед началом швартовых операций все грузовые стрелы и другие

выступающие за борт предметы и устройства должны быть завалены на палубу и

раскреплены, место у швартовых устройств освобождают от ненужных для

швартовки предметов.

Ответственность за проведение возлагается на капитана или его старшего

помощника, которые расставляют матросов на безопасные места и удаляют всех

посторонних лиц из опасной зоны.

Во время выборки тросов у швартовых механизмов должны находиться

только лица занятые этой работой, знающие как безопасно выполнять швартовые

операции.

Для обеспечения безопасности работ необходимо осмотреть тросы,

стопорные цепи, скобы и другие приспособления и убедиться в том, что они

имеют соответствующие сертификаты, исправны и надежны в работе. Осмотр

необходимо производить сразу после отхода судна от причала. Если у стальных

швартовых тросов обнаружены лопнувшие проволоки в количестве 10 % из общего

числа на длине троса, равным восьми диаметрам, тросы необходимо заменить на

новые.

При подготовке к швартовым операциям необходимо задраить

иллюминаторы, которые находятся на уровне причалов или корпуса швартуемого

судна. Трос вытравливают из бухты и разносят по палубе. После этого надо

подготовить кранцы и уложить в необходимых местах вдоль борта судна. В

темное время суток место швартовки должно быть освещено.

При швартовки судна подача бросательного конца производиться только

после его привязывания к швартовому тросу и команды «Берегись»! для

передачи бросательного конца в свежую погоду, и при сильном волнении моря

применяют линеметные устройства.

Швартовый трос заводиться на кнехт шлагами в виде восьмерки и удерживается

на нем силой трения. Для надежного удержания судна надо набросить пять-

шесть шлагов троса. В месте пересечения на верхнюю часть шлагов (между

тумбами) на трос накладывается схватка.

Правилами ТБ при швартовых операциях запрещается: протаскивать

швартовые концы через клюзы без применения специальных крючьев,

перегибаться через фальшборт или держать руки на планшире фальшборта;

подавать швартовые концы с колышками (трос должен быть очищен от колышек

заранее; подбирать швартовый трос до освобождения его из шлюпки и отходе

его в сторону; подбирать или стравливать швартовый трос во время нахождения

человека на швартовой бочке; находиться внутри бухт или шлагов разнесенного

троса во время подачи швартовых; заводить трос на турачку только снизу и

держать ходовой конец подбираемого или стравливаемого троса на расстоянии

менее 1…1,5 м от барабана швартового механизма или кнехта.

Для обеспечения безопасности труда на удах широко применяются кнехты

с вращающимися тумбами, обладающими возможностью регулирования напряжения

швартова.

Правилами запрещено устанавливать трапы и сходни в районе работы

грузовых стрел и кранов, в местах отливных и забортных отверстий (шпигатов)

или мусорных рундуков, т.к. эта зона у борта судна характеризуется

повышенной опасностью. Нельзя также устанавливать трапы под углом более

45°, т.к. слишком крутой спуск затрудняет нормальный проход людей и создает

опасность при передвижении.

На борту судна у трапов и сходней должен всегда находиться

спасательный круг и бросательный конец длиной не менее 27 м, а в нижней

части трапа натягивается предохранительная подтрапная сетка. Вахтенный

матрос обязан следить за исправностью трапа и леерного ограждения, а ночью

и за его освещением.

Работа со спасательными средствами.

Контроль за соблюдением правил ТБ при спуске и подъеме спасательных

средств возлагается на командира шлюпки, утвержденного расписанием.

Шлюпочные операции должны проходить быстро, четко и организованно, поэтому

перед спуском и подъемом шлюпки ее командир обязан убедиться в исправной

работе шлюпочного устройства. Перед спуском шлюпки следить также за тем,

чтобы пробки в ее днище были закрыты. Необходимо также убедиться, что

лебедка и тормоза находятся в исправном состоянии.

Лица, вкладывающие и закладывающие шлюптали, должны стоять у талей со

стороны мидель-шпангоута шлюпки. Блоки надо брать двумя руками только за

щеки. Находиться между шлюп талями и штевнями во время спуска или подъема

шлюпки опасно. Спуск шлюпки при запутанных лопарях правилами не

допускается. Чтобы вывалить шлюпку за борт ее несколько приподнимают при

помощи шлюп талей над кильблоками и, отдав бакштаг, вываливают за борт.

Затем вытравливают тали, внимательно наблюдая за тем, чтобы нос и корма

шлюпки спускались равномерно. Как только шлюпка надежно станет на воду и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live