Рефераты

Техника Безопасности (лекции)

указанных средств без предварительной экспертизы (проверки) проектной

документации на их соответствие нормативным актам об охране труда.

Финансирование этих работ может производиться только после получения

положительных результатов экспертизы.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного и

социально-культурного назначения, изготовление и передача в производство

образцов новых машин, механизмов, оборудования и других средств

производства, внедрение новых технологий без разрешения органов

государственного надзора за охраной труда запрещается.

Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением

проектных решений по вопросам охраны труда при строительстве и эксплуатации

запроектированных ими предприятий и объектов. Авторский надзор

осуществляется на основании договора, заключаемого проектной организацией с

собственником.

Машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и технологические

процессы, внедряемые в производство и в стандартах на которые имеются

требования по обеспечению безопасности труда, жизни и здоровья людей,

должны иметь сертификаты, удостоверяющие безопасность их использования,

выданные в установленном порядке.

Собственник, создавший новое предприятие, обязан получить от органов

государственного надзора за охраной труда разрешение на начало его работы.

Экспертиза проектов, приемка в эксплуатацию производственных объектов и

выдача разрешений на начало работы предприятия производится

Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда в порядке,

установленном Кабинетом Министров Украины.

Приемка в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов

производится с участием представителей профессиональных союзов.

Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные

средства, приобретенные за границей, допускаются в эксплуатацию лишь при

условии соответствия их нормативным актам об охране труда и охране

окружающей среды, действующим в Украине.

Запрещается применение в производстве вредных веществ, на которые не

разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации), методика,

средства метрологического контроля и которые не прошли токсикологическую

экспертизу.

В случае поступления на предприятие новых опасных веществ или наличия

такого количества опасных веществ, которое требует принятия дополнительных

мер безопасности, собственник обязан заблаговременно уведомить об этом

орган государственного надзора за охраной труда, разработать и

согласовывать с ним меры по защите здоровья и жизни работников, населения и

охране окружающей природной среды.

Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

Собственник должен проводить расследование и вести учет несчастных случаев,

профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, которое

разрабатывается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной

труда при участии профсоюзов и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Расследование проводится при участии представителя профсоюзной организации,

членом которой является потерпевший, а в случаях, предусмотренных

законодательством, также при участии представителей органов

государственного надзора, управления охраной труда и профсоюзов.

По итогам расследования несчастного случая или профессионального

заболевания собственник составляет акт по

установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать потерпевшему

или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания

расследования.

В случае отказа собственника составить акт о несчастном случае или

профессиональном заболевании либо несогласия потерпевшего или другого

заинтересованного лица с содержанием акта вопрос разрешается в порядке,

предусмотренным законодательством о рассмотрении трудовых споров. Органы по

рассмотрению трудовых споров при необходимости получают соответствующее

заключение представителя органа государственного надзора, или органа

государственного управления охраной труда, или профсоюзного органа.

Комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

На предприятии с числом работающих более 50 человек решением трудового

коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей собственника, профсоюзов, уполномоченных

трудового коллектива, специалистов по безопасности, гигиене труда и

представителей других служб предприятия.

Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия

утверждается Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда

по согласованию с профсоюзами,

Решения комиссии носят рекомендательный характер.

Информация и отчетность о состоянии охраны труда.

Собственник обязан информировать работников о состоянии охраны труда,

причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о

принятых мерах для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и

безопасности труда на уровне нормативных, требований.

Государственные органы управления охраной труда информируют население

Украины, соответствующего региона, работников отрасли и трудовые коллективы

о реализации государственной политики по охране труда, выполнении

национальных, территориальных или отраслевых программ по этим вопросам, об

уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и

профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и

здоровья работников.

На государственном уровне ведется единая государственная статистическая

отчетность по вопросам охраны труда.

Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране

труда.

С целью объединения коллективов предприятий, ученых, специалистов по охране

труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от

производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут

создаваться ассоциации, общества, фонды и иные добровольные объединения

граждан, действующие в соответствии с законодательством.

Лекция 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ПРОФСОЮЗНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА

ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ.

Согласно Закону Украины «Об охране труда» существуют

вневедомственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства

о труде и правил охраны труда, к которым относятся государственные органы и

инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации

поднадзорных предприятий и их вышестоящих органов.

Государственный надзор осуществляют:

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда,

Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности,

Органы Государственного пожарного надзора управления пожарной охраны,

Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства

здравоохранения Украины.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением закона об охране

труда осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему службами.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то

ни было хозяйственных органов, объединений граждан, политических

формирований, местной государственной администрации и Советов, и действуют

в соответствии с положениями, утвержденными кабинетом Министров Украины.

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда

(государственные инспекторы) имеют право:

беспрепятственно в любое время посещать подконтрольные предприятия для

проверки соблюдения законодательства об охране труда, получать от

собственника необходимые объяснения, материалы и информацию по данным

вопросам,

направлять руководителям предприятий, а также их должностным лицам,

руководителям структурных подразделений Совета Министров, местных советов

народных депутатов, министерств и других центральных органов

государственной исполнительной власти обязательные для исполнения

распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в области

охраны труда,

приостановить эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов,

участков, рабочих мест и оборудования до устранения нарушений требований по

охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работающих,

привлекать к административной ответственности работников, виновных в

нарушении законодательных или нормативных актов по ОТ,

направлять собственникам, руководителям предприятий представления о

несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности,

передавать в необходимых случаях материалы органам прокуратуры для

привлечения виновных к уголовной ответственности.

Органы государственного надзора за ОТ устанавливают порядок разработки и

утверждения собственником положений, инструкций и других актов об охране

труда, действующих на предприятиях, разрабатывают типовые документы по этим

вопросам.

Собственники должны бесплатно создавать необходимые условия для работы

представителей органов государственного надзора за ОТ.

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда несут

ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей согласно

законодательству.

Ведомственный контроль за состоянием охраны труда осуществляют прежде всего

хозяйственные руководители всех уровней: работники центрального аппарата

комитета рыбного хозяйства Украины, руководители производственных

объединений, предприятий, начальники цехов, смен, участков, мастера. Кроме

того, ведомственный контроль и надзор за охраной труда на всех уровнях

осуществляют работники служб ОТТБ.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об ОТ осуществляют:

трудовые коллективы через избранных ими представителей,

профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей.

Уполномоченные трудовых коллективов по вопросам охраны труда имеют право

беспрепятственно проверять на предприятии выполнение требований по охране

труда и вносить обязательные для рассмотрения собственником предприятия

предложения об устранении выявленных нарушений нормативных актов по

безопасности и гигиене труда.

Для исполнения этих обязанностей собственник за свой счет организовывает

обучение и освобождает уполномоченного по вопросам ОТ от работы на

предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего

заработка.

Уполномоченные трудовых коллективов действуют в соответствии с типовым

положением, утвержденным Государственным комитетом Украины по надзору за

охраной труда по согласованию с профсоюзом.

Уполномоченные по вопросам ОТ с целью создания безопасных и безвредных

условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений

осуществляют контроль за:

а) соответствием законодательству об охране труда:

условий труда на рабочих местах, безопасности технологических процессов,

машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояния

средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работниками,

проходов, путей эвакуации и запасных выходов, а также санитарно-бытовых

условий,

действующих режима труда и отдыха,

использования труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов,

обеспечение работников специальной одеждой, обувью, другими средствами

индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или

равноценными пищевыми продуктами, моющими средствами, организации питьевого

режима;

льгот и компенсаций, представляемых работникам за работу с тяжелыми и

вредными условиями труда;

возмещение собственником ущерба в случае повреждения их здоровья или

применения морального ущерба;

проведения обучения, инструктажей и проверки знаний работников по ОТ,

прохождения работниками предварительного и периодического медицинского

осмотров;

б) обеспечение работников инструкциями, положениями по охране труда,

действующими в пределах предприятия, и соблюдению работниками в процессе

работы требований этих нормативных актов;

в) своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и

учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

г) исполнением приказов, распоряжений, мероприятий по вопросам охраны

труда, в том числе мероприятий по устранению причин несчастных случаев,

профессиональных заболеваний и аварий, определяемых в актах расследования;

д) использованием фонда охраны труда предприятием по его назначению,

е) наличием и состоянием наглядных средств пропаганды и информации по

вопросам охраны труда на предприятии.

Уполномоченные по вопросам охраны труда имеют право:

беспрепятственно проверять состояние безопасности и гигиены труда,

соблюдении работниками нормативных актов об охране труда на объектах

предприятия или производственного подразделения, коллективом которого они

избраны;

вносить в специально для этого заведенную книгу обязательные для

рассмотрения собственником (руководителем подразделения, предприятия)

предложений по устранению выявленных нарушений нормативных актов об охране

труда, осуществлять контроль за реализацией этих предложений;

требовать от мастера, бригадира или иного руководителя производственного

подразделения предприятия прекращения работы на рабочем месте в случае

создания угрозы жизни или здоровья работающих;

вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушивших

нормативные акты об охране труда;

принимать участие в проверках состояния безопасности и условий труда,

проведении должностными лицами органов государственного надзора и

общественного контроля за охраной труда, министерства, ведомства,

объединения, предприятия, местных органов государственной исполнительной

власти;

быть избранными в состав комиссии по вопросам охраны труда предприятия;

быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в

районных (городских), межрайонных (окружных) и товарищеских судах.

Профессиональные союзы осуществляют контроль за соблюдением собственниками

законодательных и других актов об охране труда, создании безопасных и

безвредных условий труда, надлежащего производственного быта для работников

и обеспечении их средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и

безопасности труда на производстве, выполнение соответствующих программ и

обязательств коллективных договоров, вносить собственникам; государственным

органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них

аргументированный ответ.

Своевременный контроль – это предотвращение возможных аварий и несчастных

случаев. Так в 1997 году Госнадзороохрантруда Украины проведено 119,5 тыс.

обследований предприятий, во время которых было выявлено и устранено 8,5

млн. нарушений нормативных актов по ОТ. За невыполнение требований

нормативных актов по ОТ оштрафовано более 30 тыс. руководителей и

должностных лиц на сумму 1 млн. 121 тыс. гривен.

Лекция 5

КОЛДОГОВОР И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

З а к о н о д а т е л ь с т в о У к р а и н ы о т р у д е.

Требованием Закона Украины «Об охране труда» и «Коллективных договорах и

соглашениях» предусмотрено осуществление комплексных мероприятий по

организации безопасных и безвредных условий труда, определение обязательств

сторон, а также реализация гражданами прав и социальных гарантий на охрану

труда обеспечивается в первую очередь с помощью коллективного договора

(соглашения).

Коллективный договор является наиболее важным документом в системе

нормативного регулирования взаимоотношений между собственником и работником

по первоочередным социальным вопросам, в том числе и вопросам охраны труда.

Заключению коллективного договора должны предшествовать коллективные

переговоры, которые начинаются за три месяца до окончания срока действия

предыдущего договора. Обязательства, которые предлагается включить в

коллективный договор по результатам переговоров, должны быть всесторонне

обоснованными и реальными.

Определяя общие принципы формирования обязательств по охране труда, следует

отметить, что они не должны противоречить законам и другим нормативным

актам Украины. Гарантии, льготы и компенсации, установленные трудящимися

действующим законодательством, должны считаться минимальными, обязательными

для исполнения при любых обстоятельствах. Например, в соответствии с

статьями 6, 9, 11, 12 Закона Украины «Об охране труда» может быть

предусмотрено: предоставление работникам дополнительного отпуска за

неудовлетворительные условия труда, дополнительного комплекта спецодежды,

оборудование дополнительных санитарно-бытовых помещений (саун, душевых

кабин, ванн и т.д.) в тех производствах, где нормативами это не

предусмотрено, установление в зависимости от конкретных условий труда

дополнительно оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения

или сокращенной продолжительности рабочего времени и т.д.

В коллективных договорах указываются перечни профессий и должностей

работников, которым в соответствии с нормативами предоставляется право на

сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск в связи с тяжелыми и

вредными условиями труда, выдается спецодежда, спецобувь и другие средства

индивидуальной защиты.

Обязательным следует считать дополнения к коллективному договору по тем

вопросам, которые определены трудовым коллективом самостоятельно и являются

дополнением к требованиям действующего законодательства.

Коллективный договор должен обязательно содержать мероприятия по защите

прав и социальных интересов лиц, которые пострадали на производстве от

несчастных случаев (профзаболевания), а также иждивенцев и семей погибших.

Речь идет о возмещении нанесенного им ущерба, выплате единовременного

пособия, компенсации расходов на приобретение лекарств, на прохождение

дополнительного оплачиваемого лечения, о предоставлении потерпевшим легкой

работы с сохранением заработка, организации обучения, переквалификации и

трудоустройства инвалидов труда, предоставлении этим инвалидам помощи при

решении социально-бытовых вопросов.

Законом обеспечивается особая защита интересов тех работников, которые были

тяжело травмированы и стали инвалидами, а также интересов иждивенцев и

членов семей погибших. Для них устанавливают минимальный размер

единовременного пособия, который составляет:

В случае смерти пострадавшего – не менее пятилетнего заработка на его

семью, кроме того, не менее годового заработка на каждого иждивенца

умершего, а также на его ребенка, который должен родиться после его смерти.

В случае стойкой утраты трудоспособности – не менее суммы, определенной из

расчета среднемесячного заработка потерпевшего за каждый процент потери им

профессиональной трудоспособности.

Законом предусмотрена возможность уменьшения размера единовременного

пособия лишь в тех случаях, когда производственная травма произошла в

результате невыполнения пострадавшим правил и нормативных актов об охране

труда, т.е. полной или частичной его вины. Чтобы не допускать

необоснованных обвинений потерпевшего в несчастном случае и нарушения его

прав на единовременное пособие, следует соблюдать предусмотренные законом

требования о том, что:

при условии самой грубой ошибки вины потерпевшего размер единовременного

пособия не может быть уменьшен более чем на половину той суммы, которая

причитается работнику при отсутствии нарушений или требований охраны труда.

Размеры единовременного пособия трудовой коллектив может устанавливать

исходя из экономических возможностей предприятия, но не ниже

предусмотренных Законом, определять порядок его уменьшения (в пределах 50%,

используя анализ причин производственного травматизма за длительный период,

результаты проверок состояния охраны труда и трудовой дисциплины в

производственных подразделениях.

Обязательства коллективного договора в определенной мере должны отвечать

принципам экономического стимулирования и материальной ответственности за

состояние охраны труда.

Это значит, что производство должно быть готово возместить ущерб от не

обеспечения нормативных условий труда, от аварий и несчастных случаев

(профзаболеваний). Конкретные же должностные лица и работники, по вине

которых это произошло, должны знать, что коллективным договором и в

соответствии с действующим законодательством они обязаны возместить

предприятию определенную часть нанесенного ущерба.

С другой стороны, экономический механизм управления охраной труда должен

предусматривать систему поощрений для тех работников, которые добросовестно

выполняют законодательные акты по этим вопросам, не допускают нарушений

требований личной и общественной безопасности, принимают активное участие и

проявляют инициативу в соответствии с мероприятиями по повышению уровня

охраны труда на предприятии. И именно коллективный договор, как

свидетельствует статья 23 Закон «Об охране труда», должен устанавливать

любые виды поощрений за добросовестное отношение к решению задач охраны

труда.

Обязательства трудового договора являются двусторонними, поэтому этот

документ должен содержать не только требования к собственнику, но и

обязательства работников по безусловному выполнению каждым норм, правил,

стандартов и инструкций по охране труда, соблюдению установленных

требований поведения с машинами, обязательному использованию средств

коллективной и индивидуальной защиты. Любой работник предприятия обязан

выполнять требования коллективного договора по тем вопросам охраны труда,

которые его касаются.

Законом «Об охране труда» предусмотрено, что при помощи коллективного

договора необходимо решать и ряд важных вопросов социального характера, а

именно:

устанавливать размер выходного пособия (но не менее трехмесячного

заработка) работнику, который вынужден расторгнуть трудовой договор по

причине невыполнения собственником требований законодательства и

обязательств коллективного договора по охране труда;

определять условия осуществления денежной компенсации на приобретение

лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему продуктов,

если работа трудящихся имеет разъездной характер,

устанавливать срок освобождения от основной работы уполномоченного

трудового коллектива по вопросам охраны труда для возможности выполнения им

своих общественных обязанностей и прохождения обучения по охране труда.

В зависимости от характера производства, состава трудового коллектива,

специфики отрасли в коллективном договоре определяются обязательства по

организации безопасных и безвредных условий труда инвалидов,

несовершеннолетних, пенсионеров, лиц, которые временно привлекают к

выполнению общественных работ по договорам с центрами занятости населения.

Учитывая, что неотложной проблемой общества являются улучшение положения

женщин, необходимо уделять особое внимание обязательствам по улучшению

условий их труда, санитарно-бытового и медицинского обслуживания,

высвобождению с тяжелых, вредных и ночных смен.

Важно, чтобы эти мероприятия имели экономическое обеспечение, чтобы

сокращение женщин на тяжелых, вредных, ночных работах проводилось не

принудительно, административными мерами, а с учетом интересов тружениц,

путем их материальной заинтересованности, внедрения дополнительных льгот за

счет предприятия.

В трудовых договорах запрещается включать условия, которые ухудшают в

сравнении с действующим законодательством, коллективным договором положение

работников.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на

которых запрещается применение труда женщин, а также предельные нормы

поднятия и перемещения тяжестей женщинами утверждается министерством

здравоохранения Украины по надзору за охраной труда. Труд беременных

женщин, и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, регулируется

действующим законодательством.

Для подросток: предоставление удлиненных отпусков продолжительностью

в один календарный месяц (причем, всегда в летнее время или, по желанию

подростов), в любое другое время года, запрещение привлечения подросток к

работе в ночное время, к обслуживанию объектов повышенной опасности,

сокращение продолжительности рабочего времени: для подростов от 16 до 18

лет – 36 часов в неделю, 14 – 15 лет – 24 часа в неделю, запрещение

привлечения к сверхурочным работам, установление пониженных норм переноски

и перемещения тяжестей для девушек – не более 10 кг, юношей – 16 кг,

обязательные медицинские осмотры до приема на работу и периодические после

каждого года работы, запрещение использования труда подросток на тяжелых

работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на

подземных работах.

Несколько слов о трудовых спорах.

На каждом предприятии, где численность работников составляет 50 и

более человек, создаются комиссии по вопросам охраны труда.

Комиссия по вопросам охраны труда может создаваться в соответствии с

Законом Украины «Об охране труда» (ст.20) независимо от форм собственности

и видов хозяйственной деятельности.

Комиссия является постоянным консультативно-совещательным органом трудового

коллектива и собственника или уполномоченного им органа. Она создается с

целью привлечения представителей собственника и трудового коллектива к

сотрудничеству в области управления, охраной труда на предприятии,

согласованного решения вопросов, возникающих в этой области.

Решение о целесообразности создания комиссии принимается на общем собрании

трудового коллектива. Общее собрание утверждает Положение о комиссии по

вопросам охраны труда предприятия.

Комиссии формируются на основе равного представительств от собственника и

трудового коллектива.

В состав комиссии от собственника включаются специалисты по безопасности и

гигиене труда, производственной юридической и других служб предприятия. От

трудового коллектива рекомендуется вводить представителей от основных

профессий, уполномоченных от трудового коллектива по вопросам охраны труда,

представителей профсоюзов.

Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством о труде,

межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами, а также Положением по

вопросам охраны труда предприятия.

Основными задачами комиссии являются:

защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;

подготовка на основании анализа состояния безопасности и условий труда на

производстве рекомендаций собственнику по профилактике производственного

травматизма и профзаболеваний;

выработка предложений по включению в трудовой договор отдельных вопросов по

охране труда и использованию средств фонда охраны труда.

Решения комиссии оформляются протоколами и имеют рекомендательный характер,

внедряются в жизнь приказом собственника.

Лекция 6

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ РАБОТНИКУ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

6.1. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ЗА СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Основы законодательства о труде Украины (статья 53) обязывают администрацию

предприятий, организаций, учреждений создавать безопасные и безвредные

условия труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину,

соблюдать законодательство о труде, правила техники безопасности и

производственной санитарии.

Непосредственное проведение работы и ответственность за состояние охраны

труда в рыбной промышленности возложены на руководителей главков,

производственных управлений, объединений и предприятий.

Организация работы по технике безопасности на предприятиях Госкомрыбхоза

Украины осуществляется в соответствии с Положением о правах, обязанностях и

ответственности руководителей организаций и предприятий, утвержденным по

согласованию с ЦК профсоюза работников пищевой промышленности приказом

Госкомрыбхоза Украины.

В Положении предусмотрены обязанности руководителей предприятий и

организаций, подразделений и служб по обеспечению здоровых и безопасных

условий труда, за выполнение которых они несут полную ответственность. Эти

обязанности включают обеспечение безопасных и безвредных условий труда

рабочим и служащим, контроль за соблюдением законов о режиме труда и

времени отдыха; разработку инструкции по технике безопасности; контроль за

проведением предварительного обучения и инструктажа по технике безопасности

на рабочем месте; контроль за соблюдением подчиненными правил, инструкций,

приказов и указаний по технике безопасности и производственной санитарии,

правил внутреннего трудового распорядка, разработка планов и комплексных

номенклатурных мероприятий по охране труда и обеспечение их своевременного

выполнения; внедрение современных средств техники безопасности, безопасной

технологии и производственной эстетики.

В соответствии с Положением об организации работы по технике безопасности и

производственной санитарии ответственность возложена на руководителя

предприятия и его заместителя — главного инженера. Они обязаны четко

разграничить обязанности по охране труда всех руководителей участков и

работ, а также производственных служб и знакомить с ними всех руководителей

работ, поступающих на предприятие.

Руководство работой по созданию нормальных условий труда и контроль за

осуществлением всех мероприятий по технике безопасности на предприятии

возлагается на главного инженера, которому придается служба техники

безопасности. Численность работников службы техники безопасности на

предприятиях устанавливается с учетом количества работающих. Положением

предусмотрено, что при численности работающих до 200 человек исполнение

обязанностей по службе техники безопасности возлагается на одного из

инженерно-технических работников или на руководителя предприятия.

На должность работников службы техники безопасности и производственной

санитарии должны назначаться только лица с высшим или средним техническим

образованием, имеющие производственный стаж работы. Служба по технике

безопасности предприятия обязана:

1) осуществлять контроль за соблюдением руководителями цехов, смен, отделов

и других производственных участков действующего законодательства, приказов

вышестоящих организаций, правил, норм и инструкций по технике безопасности

и производственной санитарии;

2) подготавливать проекты приказов руководителя предприятия по вопросам

техники безопасности и производственной санитарии;

3) разрабатывать планы мероприятий по созданию безопасных условий труда в

цехах, участках и осуществлять контроль за их выполнением;

4) участвовать в разработке и внедрении в производство более совершенных

конструкций ограждающих и предохраняющих устройств;

5) участвовать в рассмотрении проектов строительства, реконструкции и

капитального ремонта цехов, участков, установок, аппаратов, а также должна

быть введена в комиссию по приемке в эксплуатацию вновь построенных или

реконструированных объектов;

6) осуществлять вводный инструктаж и организовывать совместно с

работниками отдела кадров обучение инженерно-технических работников

безопасным методам труда; принимать участие в расследовании несчастных

случаев и разрабатывать мероприятия по предупреждению травматизма; вести

учет и анализ производственного травматизма и осваивать средства,

ассигнованные на мероприятия по охране труда.

Инженерам по технике безопасности предоставлено право: требовать в

установленном порядке прекращения работ на участках, оборудовании, явно

опасных для жизни и здоровья работающих, а также при применении

неправильных или опасных приемов работы; вносить предложения о привлечении

к ответственности нарушителей законов, правил и норм охраны труда; давать

предписания руководителям участков, цехов и отделов об устранении имеющихся

недостатков и нарушений правил техники безопасности и производственной

санитарии.

На начальников цехов, участков, начальников мастерских, а также мастеров

возлагается: контроль за выполнением действующих правил, норм и инструкций

по охране труда; обеспечение безопасного состояния и надлежащего содержания

находящихся в их ведении оборудования, устройств, санитарно-бытовых

помещений, рабочих мест, контроль за наличием надежных ограждений, защитных

приспособлений, спецодежды, спецобуви и других защитных средств, за

применением защитных средств и обеспечением их правильного хранения, сушки

и дезинфекции, а также за обеспечением хранения и использования различных

ядовитых и огневзрывоопасных химических веществ; разработка инструкций по

технике безопасности по всем видам цеховых работ и обеспечение ими рабочих

мест; проведение инструктажа и обучение рабочих безопасным методам ведения

работ.

На главного механика (энергетика) предприятия, цеха возлагаются следующие

обязанности: обеспечение безопасной эксплуатации силовых установок,

технологического и станочного оборудования, паровых водогрейных котлов,

сосудов, работающих под давлением и вакуумом, коммуникации газа, пара и

горячей воды, вентиляционного хозяйства, сварочной аппаратуры и установок,

грузоподъемных машин, механизмов, подъемно-транспортного оборудования,

электрооборудования и устройств в строгом соответствии с инструкциями и

правилами техники безопасности и производственной санитарии; осуществление

контроля за допуском лиц, обслуживающих оборудование с повышенной

опасностью, а также разработка инструкций по технике безопасности для

подчиненного персонала, его инструктаж и периодическая проверка знаний по

безопасному обслуживанию оборудования; участие в расследовании и выявлении

причин производственного травматизма при эксплуатации оборудования, машин,

механизмов и принятие соответствующих мер по предупреждению несчастных

случаев.

Действующим законодательством установлены различные виды ответственности—

дисциплинарная, материальная, административная и уголовная должностных лиц,

допускающих нарушения правил и норм по охране труда.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства, норм и правил по

охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, в

невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране

труда или решений профсоюзных органов, в соответствии со ст. 105 Основ

несут за это ответственность. В зависимости от степени вины они могут быть

привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной

ответственности.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена типовыми правилами внутреннего

трудового распорядка и Уставом о дисциплине работников флота рыбной

промышленности Украины (для работников предприятий и организаций на которые

Устав распространяется).

Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией после совершения

проступка и могут быть следующими: замечание, выговор, строгий выговор,

перевод на нижеоплачиваемую работу сроком до 3 мес или смещение на низшую

должность на тот же срок, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Предусматривается также перевод на судно более низкой группы по оплате

труда или береговую работу сроком до 1 года, лишение звания лиц командного

состава с изъятием диплома на срок от 6 мес до 3 лет, с предоставлением

работы.

Капитан судна вправе за нарушение дисциплины труда списать с судна любого

члена экипажа с одновременным направлением вышестоящему руководителю

представления о наложении дисциплинарного взыскания на этого работника

вплоть до увольнения с предприятия.

Административной является ответственность виновных должностных лиц перед

органами государственного надзора, предусматривающая наложение штрафа

техническими и правовыми инспекторами труда, главными санитарными врачами,

пожарными инспекторами. К административной ответственности привлекаются те

должностные лица, которые своими непосредственными действиями или

бездействием нарушили правила. Наложенные на виновных штрафы взыскиваются в

бесспорном порядке из их заработной платы.. Жалобы на неправильное

наложение штрафа рассматривают народные суды по месту жительства в 10-

дневный срок со дня вручения постановления о штрафе.

Материальная ответственность должностных лиц (ст. 67 Основ) предусматривает

возмещение ущерба, причиненного предприятию в связи с оплатой работнику

времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, а

материальная ответственность предприятий — возмещение ущерба, причиненного

рабочим или служащим повреждением их здоровья. Обязанность по возмещению

ущерба возлагается судом на должностное лицо в том случае, если увольнение

или перевод произведены с явным нарушением закона и если администрация

задержала исполнение решения суда о восстановлении на работе. Возмещение

рабочему или служащему ущерба от увечья или иного повреждения здоровья,

связанного с исполнением им своих трудовых обязанностей, производится по

решению администрации предприятия. При несогласии заинтересованного лица с

решением администрации спор рассматривает комитет профсоюза, а при

несогласии администрации или заинтересованного лица с решением комитета

профсоюза — народный суд.

Уголовная ответственность предусмотрена уголовным кодексом Этот вид

ответственности применяется в тех случаях, когда нарушение законодательства

по охране труда содержит признаки преступного действия (умысла или

халатности). Характер и тяжесть ответственности определяются в зависимости

от конкретных обстоятельств нарушения. Незнание лицами административно-

технического персонала законодательства о труде, норм и правил по технике

безопасности и производственной санитарии в пределах круга их должностных

обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за

нарушения. Так, Уголовный кодекс Украины предусматривает за нарушение

должностным лицом правил охраны труда лишение

свободы по ст. 140. (различные сроки 2-3года; повторно до7лет)

6.2. ПРАВИЛА ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО РАБОЧИМ НА

ПРОИЗВОДСТВЕ

Предприятия несут материальную ответственность за ущерб, причиненный

рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с

исполнением ими трудовых обязанностей и происшедшим по вине организации,

как на территории этой организации, так и за ее пределами,

Организация освобождается от возмещения ущерба, если докажет, что он

причинен не по ее вине.

Доказательством вины организации могут служить:

акт о несчастном случае на производстве;

приговор, решение суда, постановление прокурора, органа дознания или

предварительного следствия;

заключение технического инспектора труда либо других должностных лиц

(органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и

соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья;

медицинское заключение о профессиональном заболевании;

решение о наложении административного или дисциплинарного взыскания на

виновных лиц;

постановление профсоюзного комитета о возмещении организацией бюджету

государственного социального страхования расходов на выплату рабочему или

служащему пособия по временной нетрудоспособности в связи с трудовым

увечьем;

другие документы, а также показания свидетелей.

Возмещение ущерба состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере

заработка (или соответствующей его части), которого он лишился вследствие

утраты трудоспособности или снижения ее, за вычетом пенсии по инвалидности

в связи с трудовым увечьем, а также в компенсации дополнительных расходов,

вызванных повреждением здоровья.

Потерпевшему, временно переведенному с его согласия в связи с трудовым

увечьем на более легкую нижеоплачиваемую работу, выплачивается разница

между прежним и новым заработком до восстановления трудоспособности или

установления длительной и постоянной утраты трудоспособности.

Заключение о необходимости перевода потерпевшего на другую работу, его

продолжительности (в пределах, до одного года) и характере рекомендованной

работы выдается врачебно-консультационной комиссией.

При непредоставлении администрацией в указанный период соответствующей

работы потерпевший имеет право на возмещение ущерба в размере

среднемесячного заработка, который он получал до наступления трудового

увечья. Организация с согласия потерпевшего обязана обеспечить обучение его

новой профессии в соответствии с заключением врачебно-трудовой экспертной

комиссии (ВТЭК), если он вследствие трудового увечья не может выполнять

прежнюю работу. За время обучения потерпевшего новой профессии (но не более

чем за 3 месяца) ему выплачивается среднемесячный заработок по прежней

работе за вычетом получаемой пенсии по инвалидности, заработка или

стипендии в период обучения. В этот период выплата сумм в возмещение ущерба

не производится.

В случае смерти потерпевшего право на возмещение ущерба имеют

нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню

его смерти право на получение от него содержания, ребенок умершего,

родившийся после его смерти, а также один из родителей, супруг или другой

член семьи, если он не работает и занят уходом за детьми, братьями,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live