Рефераты

Техника Безопасности (лекции)

сестрами или внуками умершего, не достигшими 8 лет.

Степень утраты трудоспособности потерпевшим определяется ВТЭКом в

процентах, устанавливаемых в зависимости от потери профессиональной

трудоспособности вследствие данного трудового увечья.

Размер возмещения ущерба, связанного с потерей потерпевшим прежнего

заработка или уменьшением его в связи с трудовым увечьем, определяется, в

процентах к этому заработку, соответствующих степени утраты им

профессиональной трудоспособности.

Если в связи с трудовым увечьем потерпевшему назначена пенсия по

инвалидности, то размер возмещения ущерба снижается на сумму этой пенсии.

Лицам, имеющим право на возмещение ущерба в случае смерти кормильца (пункт

5), ущерб возмещается в размере среднемесячного заработка умершего за

вычетом доли, приходящейся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших

на его иждивении, но не имеющих права на возмещение ущерба.

При определении размера возмещения ущерба указанным лицам засчитывается

пенсия, назначенная в связи с потерей кормильца.

Если трудовое увечье наступило не только по вине организации, но и

вследствие грубой неосторожности потерпевшего, размер возмещения ущерба

должен быть уменьшен в зависимости от степени вины потерпевшего.

Среднемесячный заработок для исчисления размера возмещения ущерба берется

за 12 календарных месяцев, предшествовавших трудовому увечью или

наступлению утраты трудоспособности в связи с данным трудовым увечьем (по

выбору потерпевшего). В случае профессионального заболевания по желанию

потерпевшего для исчисления размера возмещения ущерба может приниматься

среднемесячный заработок за 12 календарных месяцев перед прекращением

работы, повлекшей это заболевание.

При определении среднемесячного заработка месяцы, в течение которых

работник фактически не работал или проработал неполное количество рабочих

дней вследствие болезни, увольнения и в других случаях освобождения от

работы, предусмотренных действующим законодательством, по желанию

потерпевшего исключаются из подсчета и заменяются другими, непосредственно

предшествовавшими месяцами. Месяцы, в течение которых работник фактически

не работал или проработал неполное количество рабочих дней по другим

причинам, не исключаются из подсчета и не заменяются другими месяцами.

Если ко времени обращения за возмещением ущерба не сохранились документы о

фактическом заработке потерпевшего до получения трудового увечья, то размер

возмещения ущерба исчисляется исходя из действующей на момент обращения

тарифной ставки (оклада) по работе, которую выполнял потерпевший.

В заработке для исчисления возмещения ущерба учитываются все виды

заработной платы, на которые, по действующим правилам начисляются взносы на

социальное страхование, включая вознаграждение за общие результаты работы

организации по итогам за год, выплачиваемое из фонда материального

поощрения, процентные надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет,

доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за

расширение зон обслуживания или увеличение объема работы, выполняемые в

течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня

(рабочей смены) В указанном заработке не учитываются: заработная плата за

работу в сверхурочное время и по совместительству, разного рода выплаты

единовременного характера, доплаты за работу, не входящую в обязанности

рабочего или служащего по основной работе.

Лидам, получившим трудовое увечье в период прохождения производственного

обучения (практики), размер возмещения ущерба исчисляется исходя, из ставки

(оклада) по той профессии (специальности), которой обучался потерпевший (но

не ниже II разряда). Лицам, имевшим заработок в период обучения (практики),

размер возмещения ущерба исчисляется по их желанию исходя из

среднемесячного заработка за этот период. По желанию потерпевшего размер

возмещения ущерба может быть исчислен исходя из среднемесячного, заработка

по работе, предшествовавшей производственному обучению (практике).

Выплата сумм в возмещение ущерба рабочим и служащим производится

организацией, ответственной за причиненный ущерб. Суммы в возмещение ущерба

выплачиваются:

а) потерпевшим рабочим и служащим — с того дня, когда они вследствие

трудового увечья лишились прежнего заработка;

б) лицам, имеющим право на возмещение ущерба в связи со смертью кормильца,

— со дня его смерти, но не ранее срока, необходимого для приобретения права

на получение сумм в возмещение ущерба.

При подаче заявления о возмещении ущерба по истечении трех лет после утраты

прежнего заработка в связи с трудовым увечьем или после смерти кормильца

возмещение ущерба производится со дня обращения.

Возмещение ущерба потерпевшим в части утраченного заработка производится в

течение срока, на который ВТЭКом установлена утрата трудоспособности в

связи с трудовым увечьем.

Лицам, имеющим право на возмещение ущерба в связи со смертью кормильца,

возмещение ущерба производится:

- несовершеннолетним—до достижения 16 '(учащимся — 18) лет;

- мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет — пожизненно;

- инвалидам—в течение всего периода нетрудоспособности;

- родителю, супругу или другому члену семьи, не работающему и занятому

уходом за детьми, братьями, сестрами, внуками умершего кормильца, не

достигшими 8 лет,—до достижения ребенком 8 лет.

Возмещение ущерба потерпевшему производится в таком размере, чтобы

выплачиваемая в возмещение ущерба сумма вместе с подлежащими зачету

пенсией.(пункт 7), заработком (доходом) и стипендией не превышала

заработка, исходя из которого определена или впоследствии пересчитана

сумма, выплачиваемая по возмещению ущерба.

В случае изменения степени утраты трудоспособности потерпевшего,

получаемого им заработка или размера пенсии и инвалидности, а также

изменения состава членов семьи умершего производится соответствующий

перерасчет сумм, выплачиваемых по возмещению ущерба.

Лекция 7

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА.

Несчастные случаи на производстве следует рассматривать как сигнал о

неудовлетворительном состоянии профилактической работы по предупреждению

травматизма на том или ином судне, производственном участке.

Материалы расследований и отчетные данные о несчастных случаях позволяют

судить о состоянии безопасности труда и служат основанием для разработки и

осуществлении мероприятий по активизации профилактической работы по

предупреждению травматизма.

Изучение и анализ причин травматизма производят по материалам

расследования, а также монографическим, топографическим, статистическим и

экономическим методам.

Монографическим методом исследуют технологические процессы, машины и другие

виды оборудования; организацию рабочих мест, состояние воздушной среды,

освещенность и другие виды производственной обстановки на судах, погрузо-

разгрузочных площадках, судоремонтных участках, средства индивидуальной

защиты и их применение.

Целью изучения является выявление опасных мест и вредных условий труда.

Объектом монографического метода могут быть судно или группа однотипных

судов. Такой метод изучения является наиболее совершенным и эффективным,

т.к. он дает возможность не только заранее предупредить повторение

несчастных случаев, но и вскрыть причины травматизма и наметить меры по их

устранению. В этом его основное преимущество перед другими методами.

Монографические исследования проводят следующим образом. Судно (группа

однотипных судов), судоремонтных участков или предприятие в целом

подвергают детальному обследованию, в процессе которого выявляются причины

травматизма, а также недостатки в организации работы по технике

безопасности и производственной санитарии. Кроме того, используют материалы

по травматизму за прошедший период. Такой метод изучения травмоопасных

участков дает материал для широких обобщений и проведения различных

мероприятий общего характера по охране труда.

Топографический метод позволяет изучить причины несчастных случаев на

месте. Место происшествия каждого случая наносится условным знаком на план

размещения рабочих мест на судне. Выделенный таким образом опасный участок

затем изучают монографическим методом и по результатам изучения проводят

профилактические мероприятия.

Такие наглядные топографические схемы командный состав судна может

использовать при проведении инструктажа по технике безопасности с вновь

поступившими членами экипажа.

Статистический метод позволяет определить количественную сторону

травматизма, а также изучить основные причины, закономерности их проявления

по значительному числу фактов. Этот метод дает возможность проанализировать

степень обученности и опытности работника, характер травм, а также

определить организационно- технические причины как в период Коэффициент

частоты характеризует число несчастных случаев, приходящихся на 1000

работающих за изучаемый период:

Кч=1000н/с,

где Н - количество пострадавших от несчастных случаев с потерей

трудоспособности на один и более дней;

С - среднесписочное число работающих.

Коэффициент тяжести травматизма показывает среднее число дней

трудоспособности приходящееся на одного пострадавшего от несчастного случая

за определенный период:

где Д - общее число дней нетрудоспособности у пострадавших для случаев с

потерей трудоспособности на один и более дней;

Н - число пострадавших от несчастных случаев. В этот показатель микротравмы

и несчастные случаи не входят.

Сущность экономического метода заключается в определении убытков от

травматизма и профессиональных заболеваний с целью выяснения экономического

эффекта на разработку и внедрение мероприятий по охране труда.

Все несчастные случаи, происшедшие на предприятиях, подлежат учету, который

ведется в специальных журналах. Микротравмы, вызвавшие освобождение от

работы менее одного дня, регистрируются в журналах оказания доврачебной

помощи, которые хранятся в судовых медпунктах, а на судах, где нет

медпунктов, - у старшего помощника капитана.

По итогам года администрация предприятия составляет отчет о

производственном травматизме, материалом для составления отчета является

акт по форме Н-1. Предприятия Минрыбхоза отчитываются по форме 9-Т, которая

содержит более 20-ти показателей, необходимых для анализа и профилактики

травматизма в целом для народного хозяйства. Например, в нее вносят данные

о пострадавших на производстве с утратой работоспособности, переведенных на

легкую работу. В отчете также указываются основные травмирующие факторы,

причины несчастных случаев, материальные последствия травматизма, затраты

на мероприятия по охране труда и др.

Администрация и профсоюзный комитет предприятия подписывают этот отчет и

направляют в статистическое управление, вышестоящий хозяйственный орган или

соответствующий комитет профсоюза. К отчету прилагается пояснительная

записка, в которой отражается динамика производственного травматизма за

отчетный период по сравнению с тем же периодом прошлого года, а также

указывается основные причины несчастных случаев и перечисляются мероприятия

по их устранению.

Изучение производственного травматизма, выявление причин и предпосылок при

обслуживании орудий промышленного рыболовства может вестись по двум

основным направлениям. Первое из них заключается в построении

прогностических моделей риска, связывающих вероятность

воздействия на персонал опасных и вредных производственных факторов с

техническими характеристиками орудий лова и процессами его обслуживания, и

других механизмов. Второе - выявление причин травмирования, связанное с

анализом фактических данных, получаемых в ходе расследования

зарегистрированных несчастных случаев.

Объективность и глубина информации, получаемые при расследовании,

определяются его качеством, которое зависит от уровня подготовки лиц,

участвующих в расследовании, и от содержания используемых при этом

руководящих документов. Основной документ, который должен быть на

промысловом судне - «Инструкция по расследованию и учету несчастных случаев

на судах флота».

Несчастные случаи являются следствием комбинированного воздействия

нескольких одновременно действующих факторов, которые могут быть

физическими, но могут исходить из ошибок персонала, т.е. психологическими.

Все они возникают из-за ошибок при проектировании и эксплуатации

производственных объектов.

При расследовании необходимо учитывать факторы случайные, например, качку

судов, попадание персонала в опасную зону; и факторы постоянные промысла,

так и на переходах, в порту, и по ним установить экономические затраты.

В связи с тем, что производственный травматизм на судах является

результатом не одной, а совокупности нескольких причин, действующих

одновременно, то для их выяснения целесообразно пользоваться математической

статистикой.

Необходимо учитывать, что применение статистического метода может быть

эффективным тогда, когда случаи травмирования неоднократно повторяются при

выполнении одних и тех же операций. Если на предприятии в течении года при

выполнении одних и тех работ происходят травмы в небольшом количестве, то

для их анализа рекомендуется пользоваться следующей методикой.

Во-первых, анализу подвергаются не только учтенные несчастные случаи, но и

все микротравмы. Во-вторых, для анализа необходимо взять количество травм,

происшедших за более продолжительный промежуток времени (от З до 5 лет).В-

третьих, следует проводить укрупненную группировку несчастных случаев по

признакам травм, профессиям, стажу и возрасту работающих, подразделяя их на

три-четыре группы. Для получения оценки уровня производственного

травматизма определяют коэффициенты частоты и тяжести Для повышения

качества анализа, который начинается на судне с момента возникновения

несчастного случая, нужны существенные дополнения к тем руководствам,

которые имеются на промысловых судах. Прежде всего экипажи должны быть

обеспечены перечнями травмирующих факторов, учитывающими специфику работ по

обслуживанию орудий лова. Такие перечни могут быть составлены, исходя из

анализа несчастных случаев.

В материалах расследования должны быть указаны конкретные технические

данные, относящиеся к травмирующим факторам, и данные об окружающей

производственной среде, что облегчает построение предупредительных мер.

Лекция 8

ПСИХОЛОГИЯ ОХРАНЫ ТРУДА.

Любая деятельность содержит ряд обязательных процессов и функций, которым

обеспечивают достижение требуемого результата.

Внимание - это направленность психической деятельности на определенные

предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание возникает

без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требуют волевых

усилий. Произвольное внимание возникает вследствие поставленной цели и

требует определенных волевых усилий.

Непроизвольное отвлечение - колебание внимания и его ослабление к объекту

деятельности. Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким

объектам деятельности при одновременном выполнении действия с ними.

Переключение внимания - намеренный перенос внимания с одного объекта на

другой. Ощущение - простейший процесс, заключающийся в отдельных свойствах

или явлениях материального мира, а также внутренних состояний организма при

непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Существуют ощущения нескольких видов: зрительные, слуховые, кожные.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или явлений

при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого

происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы

предметов и явлений. Сохранение постоянного, неизменного зрительного

восприятия предметов при изменении их освещенности, положения в

пространстве, расстояния от воспринимающего человека - константность

восприятия.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие. Зависимость

восприятия особенностей личности человека, его прошлого опыта, профессии,

интереса и т.п. называется апперцепцией. Восприятие пространства, объема,

формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа удаленности и

направления, в котором они находятся, отражение изменения во времени,

положении объектов в пространстве - это восприятие движения.

Восприятие времени - это отражение объективной действительности, скорости и

последовательности явлений действительности.

Память - процессы запоминания, сохранения, последующего узнавания и

воспроизведение того, что было в нашем прошлом опыте. Двигательная

(моторная) память - запоминание и воспроизведение движений и их систем,

лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек.

Эмоциональная память - память человека на пережитые им в прошлом чувства.

Образная память - сохранение и воспроизведение ранее воспринимавшихся

образов и явлений.

Эйдетическая память - очень ярко выраженная образная память, связанная с

наличием ярких, четких, живых наглядных представлений.

Словесно-логическая память - запоминание и воспроизведение мыслей, текста,

речи. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится

специальной цели запомнить тот или иной материал и последний запоминается

без применения специальных приемов и волевых усилий. Произвольная память

связана со специальной целью запоминания и применения соответствующих

приемов, а также определенных волевых усилий.

Кратковременная ( первичная или оперативная) память - кратковременный (на

несколько минут или секунд) процесс достаточно точного воспроизведения

только что воспринятых предметов или явлений через анализаторы. После этого

момента полнота и точность воспроизведения, как правило, ухудшается.

Долговременная память - вид памяти, для которой характерно длительное

сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Оперативная память - процессы памяти, которые обслуживают непосредственное

осуществление человеком актуальных действий и операций.

ПСИХОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ.

Психология безопасности труда представляет важное звено в структуре

предприятий по обеспечению безопасности человека. Проблемы аварийности и

травматизма на современных производствах невозможно невозможно решать

только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности

и травматизма (до 60-90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские

дефекты, а организационно-психологические причины: 1) низкий уровень

профессиональной подготовки по вопросам безопасности, 2) недостаточное

воспитание, 3)слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, 4)

допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма, 5)

пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний,

снижающих надежность и безопасность деятельности специалист.

Психология безопасности изучает применение психологических знаний для

обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией безопасности

рассматриваются психические процессы, свойства и особенно анализируются

различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой

деятельности.

В психической деятельности человека различают три основные группы

компонентов: 1) психические процессы, 2) их свойства, 3) состояния.

Психические процессы - составляют основу психической деятельности и

являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно

формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают

познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (ощущения,

восприятия, память).

Психические свойства - (качества личности) - это свойства личности или ее

собственные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди

качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые,

моральные, трудовые. Эти свойства устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная

организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного

взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент

конкретной ситуацией. Психические состояния отличаются разнообразием и

временных характером, определяют особенности психической деятельности в

конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на

течении всех психических процессов.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда

целесообразно выделять производственные психические состояния, имеющие

важное значение в организации профилактики производственного травматизма и

предупреждения травматизма.

ЧРЕЗМЕРНЫЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ. Часто их называют запредельными.

Они вызывают дезинтеграцию психической Деятельности различной

напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального,

свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более

выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и

координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и

другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбуди

тельного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного

психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью движений.

Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные

действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный

процесс, ухудшается воспоминание, появляется рассеянность и другие

отрицательные признаки, не свойственные данному человеку в спокойном

состоянии.

Возбудимый тип - проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием

рук и голоса. Работники совершают многочисленные не диктуемые конкретной

потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду,

растирают руки. В общении с окружающими они обнаруживают раздражительность,

вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Запредельные формы психического напряжения лежат нередко в основе ошибочных

действий и неправильного поведения операторов в сложной обстановке.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к

выраженным состояниям утомления.

ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в

связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний,

который не являются постоянных свойством личности, но, возникая спонтанно

или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность

человека.

Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные

(бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и

состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов,

транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения,

тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения

(органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки),

характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах

наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей.

Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной

губительных последствий, особенно для водителей автотранспорта, верхолазов,

строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических

исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к

пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная

эмоция -гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий.

Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до 1-2

месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после

конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая

скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление

темпа мышления. Снижение настроения

Сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной

производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться

аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у

человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом

наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица,

склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным

риском травматизма и не должны назначаться на должности с высокой

ответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

Конфликты - реакция, возникающая когда человеку приходится выбирать между

двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация

возникает в области когда необходимо считаться либо с потребностями

производства, либо со своей безопасностью. Например, конфликт между

безопасностью и удобствами, безопасностью и временем, безопасностью и

гордостью и т. д. Работника нужно научить выбирать оптимальный вариант, так

как он ищет наиболее легкий выход, в большинстве случаев не обеспечивает

безопасности.

Неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка

агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно

пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется

любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить

вызов своему руководителю или заслужить чье либо одобрение.

Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации

человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до

отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него

будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность.

Тревога (Тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность.

Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния.

Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположен к

совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога не только

предупреждает субъекта о возможной опасности, к поиску и конкретизации этой

опасности, к активному исследованию окружающей действительности с

установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как

ощущение беспомощности, неуверенности в себе в себе, бессилия перед

внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое

проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности,

нарушающей ее направленность.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или

социальному существованию индивида и направленная на источник

действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит

предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее

избежания. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков

(опасение, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным, или же

наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и

неадекватным степени опасности (последнее свойство трусости и робости.).

Испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь напротив всегда

связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается.

Ужас наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления

страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений.

Первая их форма реакция страха - проявляется в оцепенении, дрожи,

нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно

проявляется на деятельности.

Не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в

сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде

опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника - следующая форма страха. Она так же отрицательно сказывается на

деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и

способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная

реакция).

Рассматривая влияние панического состояния на движение человека следует

выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1. Действие не совершается, т.е. паническое состояние приводит к полной

закоренелости поступков. В обиходе о подобных случаях говорят: «он

оцепенел, остолбенел от ужаса (либо от неожиданности).

2. В автоматически выполняемой последовательности поступков возникает

пробел, и человек совершает движения, лишние в данной ситуации.

3. Реакция на панику выражается в виде инстинктивных защитных движений

которые, однако, не соответствуют объективным требованиям защиты.

4. Человек продолжает выполнять автоматические действия без каких-либо

изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Состояние паники - это тот самый передаточный механизм, через который

субъективные ин-дивидуальные факторы оказывают свое воздействие на создание

или развитие опасной ситуации.

Перечисленные выше факторы постоянно или временно повышают возможности

появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не

означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к

несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в

качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Лекция 9

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.

Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности,

классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они

определяют отношение человека к данному конкретному производству и

конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не

удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему

и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под

влиянием раз-личного рода неполадок в производственном процессе или во

взаимоотношениях работающих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких

состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность

к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния

вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость,

апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния,

эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в

которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого

созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность),

состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к.

этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на

эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под

мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической

активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается

умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в

хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное

напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим

работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе

технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия

осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит

алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные

цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно

здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие

грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и

оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в

экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от

работающего максимального напряжения физиологических и психических функций,

резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это

режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от

оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или,

иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий

обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3)

биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная

ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7)

дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации

(сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими

функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность

и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к

интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания,

обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями

деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и

восприятий необходимо информации.

Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой

на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями,

повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью

либо длительным напряжением прочих видов.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности

человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является

одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние

на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой

весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется

не только физиологическим,-но также психологическим, результативно

Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и

должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны

субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических

механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует

снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще

не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого

напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным

образом продолжать свою работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых

психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается,

становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным,

неустойчивым.

3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или

беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении

точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.

4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может

забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к

работе.

5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и

самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного

торможения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТРАВМ.

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части:

мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих

частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила,

инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это

сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных

ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять

определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно

постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно

относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не

стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии,

алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил

эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их

выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил

(инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и

физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой

группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев

назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная

часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка

навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных

с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или

постоянно психические и физиологические характеристики организма),

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных

отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и

материальные заботы и т.д.),

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных

рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности

труда в отрасли).

Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись

факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при

анализе опасных ситуаций

необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом.

Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному

случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два

пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы

молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают

наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с

неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать

опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной

ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных

ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15

лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением

психических и психологических функций, связанных с процессом старения,

влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых,

пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации

к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного

случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.

Лекция 10

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ.

В связи с многообразием неблагоприятных производственных факторов, а

также в целях обеспечения системности и четкости профилактической работы по

охране труда, возникла необходимость в классификации ОВПФ.

По природе действия все ОВПФ подразделяются на четыре группы:

физические, химические, биологические и психофизиологические.

К группе физических ОВПФ относятся:

- движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного

оборудования, перемещающиеся изделия, заготовки, материалы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live