Рефераты

Инвестиции и структура экономики Украины

в 1993 и 1994 гг. 25% амортизационных отчислений они должны были направлять

в государственный бюджет.

Постановление Кабинета Министров Украины №596 от 03.05.1993г.

предусматривало проведение ежегодной индексации балансовой стоимости

основных фондов и ежеквартальной индексации амортизационных отчислений. В

августе 1993г. была проиндексирована стоимость основных фондов. Балансовая

стоимость основных фондов, которые числились по состоянию на 01.05.1992г.,

была увеличена, в соответствии с дифференцированными по группам индексами,

в 20,8-37,6 раза. Стоимость же основных фондов, введенных с 1 мая 1992г. до

1 января 1993г., возросла в 10,1-16,8 раза. Поскольку не индексировались

стоимость основных фондов, введенных в 1993г., то можно сделать вывод, что,

по сути, была осуществлена переоценка основных производственных фондов по

состоянию на 1 января 1993г., но повышенные амортизационные отчисления по

переоцененным основным фондам впервые могли быть начислены в августе, а не

с 1 января 1993г.

Индексация амортизационных отчислений в Украине пока ни разу не

осуществлялась. Кроме того, ежемесячные темпы инфляции в 1993г. составляли

50-60% и стоимость основных фондов к концу года должна была составить

величину в 130-280 раз большую, чем в начале года. Пропорционально должны

были увеличиться и суммы недоначисленной амортизации, необходимые для

простого воспроизводства средств труда. Но подобного не произошло. Таким

образом, проведенная в 1993 году индексация лишь сократила, но не устранила

разрыв между начисленной и требующейся для воспроизводства действующих

основных фондов суммой амортизации. Для устранения подобных диспропорций,

при высоких темпах инфляции необходима ежемесячная индексация стоимости

основных фондов. Подобный подход не приведет к снижению

конкурентоспособности продукции за счет увеличения издержек производства,

при индексации основных фондов, при существующих в настоящее время в

Украине ценах. Так как за счет правильной индексации основных фондов

происходит уточнение действительных издержек производства, а не их

завышение. Далее, увеличение амортизационных отчислений и себестоимости

продукции не обязательно должно сопровождаться повышением цены. Происходит

уточнение действительных издержек

1 Орлов П., Государственное регулирование обновления основных фондов. –

Экономика Украины, 1994, №6, с.31

производства, и, соответственно, может быть снижен размер прибыли. Нельзя

считать нормальным положение, когда при спаде производства на 20%

рентабельность промышленной продукции за 1993г. составила 35,7%.1

Если следовать ошибочной логике, что в результате занижения издержек

производства на возмещение основных фондов (против действительной величины)

можно повысить конкурентоспособность продукции, то с этой целью возможно бы

занизить или вовсе не считать затраты на оплату труда, материалы и по

другим статьям. Однако, понятно, что кроме самообмана, такой путь ничего

обеспечить не может. Кроме того, необходимо учитывать, что чем реже будет

индексация и больше разрыв между балансовой и рыночной стоимостью основных

фондов, тем больше возможностей для злоупотребления или коррупции при

приватизации. Разумеется, одновременно с основными фондами, должна

индексироваться и стоимость имущественных сертификатов граждан. В условиях

существующего регулирования рентабельности продукции, целесообразно

пересматривать и величину предельной рентабельности.

Другой эффективной мерой, защищающей амортизационные фонды от инфляции

и расширяющей возможности самофинансирования, может быть существенное

расширение масштабов ускоренной амортизации, которая в настоящее время

почти не практикуется. Одна из основных причин этого состоит в том, что

право на использование ускоренной амортизации должно испрашиваться

предприятием у Министерства экономики и оговорено рядом недостаточно

обоснованных условий.

Так, в соответствии с действующим положением, о порядке начисления

амортизационных отчислений ускоренная амортизация (не более, чем два раза

против действующих норм) может быть разрешена для активной части основных

производственных фондов, используемых для увеличения выпуска средств

вычислительной техники, новых прогрессивных материалов, приборов,

оборудования, расширения экспорта, а также в случаях, когда предприятие

осуществляет массовую замену изношенной и устаревшей техники. Малым

предприятиям, наряду с применением ускоренной амортизации, разрешено в

первый год эксплуатации списывать дополнительно в виде амортизационных

отчислений до 20% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы

выше трех лет.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины “Об

утверждении основных положений о составе затрат производства и формировании

финансовых результатов на предприятиях и организациях Украины” от

19.10.1993г. Минфин и Минэкономики дают разрешение на использование

ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов

также в случаях, связанных с конверсией, охраной окружающей среды,

увеличением выпуска потребительских товаров и услуг ля населения. Малые

предприятия одновременно с использованием ускоренной амортизации для

стимулирования обновления машин и оборудования могут в первый год

эксплуатации начислить уже до 30% первоначальной стоимости основных

производственных фондов со сроком службы более трех. 2

Таким образом, ускоренная амортизация без всяких оговорок разрешена

только для малых предприятий. Для всех остальных предприятий требуется

разрешение Минфина и Минэкономики. При этом возникает вопрос, кто и как

определит степень прогрессивности выпускаемой продукции, масштаб замены

техники, позволяющий считать ее массовой и используются ли средства труда

для увеличения выпуска потребительских товаров или по другому назначению?

Отсутствие четких критериев, как известно, является почвой для

злоупотреблений. Связывать же получение разрешения на ускоренную

амортизацию предприятием с

1 Народное хозяйство Украины в1993 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1994, с.101

2 Урядовый курьер, 1993. 12.05, с.5

массовой заменой им изношенной и устаревшей техники вообще экономически

нерационально. Так как полное перенесение стоимости используемого

оборудования на изготовляемую продукцию вовсе не означает необходимость

его немедленной замены, как это иногда ошибочно считают. Далее,

стимулировать необходимо не массовую замену оборудования, а проведение ее в

оптимальные сроки, так как при этом обеспечивается максимальный социально-

экономический эффект. И, наконец, условие массовой замены изношенной и

устаревшей техники необоснованно лишает права на ускоренную амортизацию

вновь созданные предприятия.

Преимущества ускоренной амортизации можно сравнить с беспроцентной

ссудой на техническое развитие предприятие. В первой половине срока службы

вновь вводимых средств труда искусственно повышается себестоимость

продукции. За счет повышенных амортизационных отчислений, соответственно,

занижается прибыль и остается больше средств для финансирования

технического развития. Во второй половине срока службы наблюдается обратная

картина. Таким образом, ускоренная амортизация имеет преимущество перед

другими видами налоговых льгот, так как предоставляемые предприятиям

дополнительные ресурсы, за счет ее применения, впоследствии возвращаются в

государственный бюджет.

Учитывая катастрофическое состояние воспроизводства средств труда во

всех без исключения отраслях народного хозяйства и темпы инфляции,

ускоренную амортизацию для вновь вводимых основных производственных фондов

целесообразно разрешить повсеместно как для старых, так и для новых

предприятий. Причем ее следует практиковать для всех групп основных

производственных фондов, а не только для их активной части. Более того, для

предприятий приоритетных отраслей (легкая и пищевая промышленность,

сельское хозяйство, энергетика) можно разрешить списывать стоимость вновь

вводимых средств труда на себестоимость изготовленной с их помощью

продукции в течении 12 месяцев. При этом должна ограничиваться только

максимальная сумма амортизационных отчислений, чтобы предприятия могли в

случае необходимости начислять и меньшие суммы.

Не способствует активизации инвестиционной деятельности предприятий

также и существующий порядок возмещения затрат на модернизацию

оборудования. Затраты на эти цели могут достигать значительных величин и в

большинстве случаев отличаются высокой эффективностью. В настоящее время

затраты на модернизацию могут не полностью переноситься на себестоимость

продукции до истечения нормативного срока службы модернизированного

оборудования.

Чтобы затраты на модернизацию полностью и своевременно отражались в

себестоимости продукции, необходимо не только на их величину увеличивать

балансовую стоимость средств труда, но и корректировать в сторону повышения

действующую годовую норму амортизации.

О динамике фонда возмещения в экономике Украины можно судить по данным

таблицы 8.

Из рассмотрения данных таблицы 8, следует, что очевидным является

вывод об обвальном сокращении реновационной амортизации в росте основных

фондов. Если в период 1980-1985 гг. рост амортизационных отчислений на

реновацию составил 135%, а в период 1985-1990 гг. – 147%, то только за 1991

г. составил 67%, то есть сократился на треть, а в 1992 г. – 79%. Из данного

анализа следует, что в Украине идет, по сути, “проедание” накопленного

национального богатства. Не лучше обстоит дело и с использованием на цели

роста основных фондов, накопляемой части национального дохода. Если в

период 1980-1985 гг. рост фонда накопления составил 157%, то уже начиная с

1990 г., вплоть до настоящего времени, данные говорят о непрекращающемся

падении этой величины. Это падение достигло максимума в 1992 г., составив

лишь 49% от уровня предыдущего года. И подобное положение, в полной мере,

отразилось на динамике роста основных фондов, которое имеет тенденцию к

неуклонному сокращению

Таблица 8.

Динамика изменения источников роста основных фондов в народном

хозяйстве Украины в 1980-1993гг. *

| |Рост стоимости |Рост накопляемой|Рост |

|Сравниваемые годы |основных фондов |части |реновационной |

| | |национального |амортизации |

| | |дохода | |

| | | | |

|1985 / 1980 |1,27 |1,57 |1,35 |

| | | | |

|1990 / 1985 |1,24 |0,78 |1,47 |

| | | | |

|1991 / 1990 |1,04 |0,96 |0,67 |

| | | | |

|1992 / 1991 |1,03 |0,49 |0,79 |

| | | | |

|1993 / 1992 |1,00 |0,83 | |

* Рассчитано по данным: Народное хозяйство Украинской ССР в 1985 году.

Статистический ежегодник. К. Техника. 1986, с.37.

Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический

ежегодник. К. Техника. 1991, с.13; 244.

Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический

ежегодник.К. Техника. 1992,с.257;42;15

Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический

ежегодник.К. Техника. 1993,с.243;26;14

Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический

ежегодник.К. Техника. 1994,с.74;30;16

и со 127% роста, в период 1980-1985 гг., практически прекратилось в 1993г.,

что позволяет сделать вывод об абсолютном сокращении стоимости основных

фондов народного хозяйства Украины в последующий период, то есть выбытие

фондов будет превышать ввод.

Очевидно, что амортизация выполняет значительную роль в расширенном

воспроизводстве основных фондов. Об этом также свидетельствует

систематическое возрастание доли амортизационных отчислений в структуре

источников финансирования капитальных вложений в Украине в период до 1991

года . И явно ненормальным является положение, когда доля амортизации, в

общем объеме капитальных вложений, составляет 6-7%, как это сложилось в

Украине в последние годы. Необходимо отметить, что стабилизации ситуации

будет способствовать начавшееся с 1995г. прекращение изъятия с предприятий

25% амортизационных отчислений.

В хозяйстве Украины средняя фактическая норма реновационной амортизации

составляет 2,9%; срок полного восстановления стоимости основных фондов – 33

года. 1 Учитывая, что эти сроки значительно длиннее сроков обновления

продукции (норматива технического прогресса), то можно сделать вывод, что в

каждый отдельный момент амортизационный фонд на реновацию может превышать

реальную потребность в восстановлении фондов (а в отдельных случаях бывает

недостаточным). По расчетам, около ј реновационной амортизации, начисленной

на стоимость основных фондов, остается неиспользованной (при предположении,

что реновационная амортизация депонируется на счетах предприятий).

В этих условиях, кредит элиминирует влияние фактора времени в

формировании и использовании амортизации на реновацию. Учитывая

длительность срока износа основных фондов, амортизационный кредит также

является долгосрочным.

1 Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1993,с.6;26.

Формирование и использование прибыли, важнейшего ресурса капитальных

вложений, также связано с закономерностями кругооборота основных фондов. По

существу, темпы накопления сумм чистого дохода, предназначенных для

расширенного воспроизводства основных фондов, зависят от эффективности

всего инвестиционного процесса – выбора лучшего варианта капитальных

вложений, затрат на строительство и, наконец, фондоотдачи как результата

приложения средств труда в процессе производства. Чистый доход служит

показателем эффективности капитальных вложений, ибо новые капиталовложения

эффективнее предыдущих по показателям производительности труда,

себестоимости и т.п. По мере окупаемости вложений накапливается и

определенный резерв, предназначенный на расширение основных фондов путем

новых вложений.

Здесь, однако, следует иметь в виду особую роль финансовых сокращений

при формировании накопляемой части чистого дохода. С помощью финансовых

рычагов происходит распределение чистого дохода между государством и

предприятием, а внутри предприятия – между отдельными фондами накопления и

потребления. Во взаимоотношениях между государством и государственными

предприятиями отмечаются встречные потоки денежных средств; предприятия

отчисляют часть чистого дохода в форме налогов и платежей и, в свою

очередь, получают часть средств от государства в виде бюджетных

ассигнований и субвенций на капитальные вложения. Кроме того, на уровень

распределительных отношений влияет система так называемого

внутриотраслевого вторичного перераспределения прибыли на инвестиционные

цели.

В пределах остающейся на предприятиях части чистого дохода

распределение производится между фондами накопления, личного и

коллективного потребления. Размер конкретных отчислений прибыли на

капитальные вложения в фонды предприятия зависит от размеров прибыли и

нормативов распределения. Эти поступления представляют часть экономического

эффекта, который реализуется предприятием. Однако четкой экономической

связи между использованием имеющихся основных фондов и получаемой прибылью

нет. Ведь прибыль не отражает непосредственно уровня и динамики

эффективности производственных фондов и зачастую может возрастать лишь за

счет роста цен. Темпы роста прибыли также отражают рост фондоотдачи, ибо

масса прибыли возрастает в зависимости от структуры цен и от издержек на

производство.

Что касается реализации прибыли, то здесь следует иметь в виду многие

внешние условия, которые, в свою очередь, определяются реальным

соотношением между натурально-вещественной и денежной сторонами

воспроизводства. В случае, если единовременные капитальные вложения

превышают собственные накопления, то есть, образуется разрыв во времени

между окупаемостью вложений в действующие фонды и новыми вложения,

предназначенные для роста производства, создаются объективные условия

применения долгосрочного кредита (см. табл. 9).

В условиях рыночной экономики естественным является самостоятельное

распоряжение хозяйствующим субъектом прибылью, получаемой в результате

экономической деятельности. В долгосрочной перспективе можно прогнозировать

увеличение доли вложений, направляемых в развитие производства, за счет

собственных источников роста. Как можно видеть из данных табл. 8, доля

средств, направляемых на развитие производства в АПО “Укрэлектрочермет”, в

1993г., после акционирования предприятия, в сравнении с 1992г., возросла

более, чем в два раза. В то же время, в 7 раз возросла и доля средств,

направляемых на социальное развитие коллектива.

До тех пор, пока собственные средства предприятий резервируются в

банках, они служат естественным ресурсом банковского кредитования.

Поскольку окупаемость вложений чистым доходом осуществляется в длительные

сроки, естественен и долгосрочный характер кредита.

Таким образом, наряду с опережающим ростом затрат на капитальные

вложения по сравнению с ресурсами, отчисленными из прибыли, возрастают

средства предприятий в

Таблица 9.

Распределение прибыли и затраты на капитальные вложения в АПО

“Укрэлектрочермет“ в 1992-1993 гг. *

| |Г о д ы |

|Показатели | |

| |1992 |1993 |

| |тыс. крб|% |тыс. крб|% |

| | | | | |

|Доход предприятия |10999,4 |100 |427996 |100 |

|Прибыль предприятия |2378 |21,6 |155342 |36,3 |

|в том числе: | | | | |

|- налог на доход |1726 |15,7 |56452 |13,2 |

|- в распоряжении предприятия |652 |5,9 |98890 |23,1 |

|Фонд потребления |8142 |74,0 |217138 |50,7 |

|а) фонд оплаты труда |7211 |65,6 |161744 |37,8 |

|б) фонд материального поощрения |931 |8,4 |55394 |12,9 |

|Фонд накопления |403,4 |3,7 |34390 |8,0 |

|- фонд развития производства |236 |2,2 |22308 |5,2 |

|- приобретение оборудования |7,6 |0,07 |5876 |1,4 |

|- техническое перевооружение |1,8 |0,03 |3367 |0,8 |

|- НИОКР |158 |1,4 |1866 |0,4 |

|- развитие подсобного хозяйства |- |- |973 |0,2 |

|5. Фонд социального развития |76 |0,7 |21126 |5,0 |

|- жилье |48 |0,4 |3896 |1,0 |

|- пансионат |28 |0,3 |17230 |4,0 |

* Таблица рассчитана на основе данных бухгалтерских отчетов АПО

“Укрэлектрочермет” 1992-1993 гг.

банках. В результате, долгосрочное кредитование способствует активному

использованию накоплений предприятий.

Коротко освещенные черты кругооборота стоимости основных фондов не

позволяют ответить на важнейший вопрос о том, каковы же закономерности

новых вложений в основные фонды, в какой связи они находятся с действующими

фондами. В экономической литературе неоднократно указывалось на то, что

повышение эффективности экономики требует обязательного опережения темпов

роста национального продукта, национального дохода над темпами роста

основных производственных фондов. Однако такое правильное теоретическое

положение нельзя рассматривать вне конкретных экономических и исторических

условий. Задача повышения эффективности национальной экономики должна

решаться как первоочередная задача стратегии развития в ближайшей

перспективе.

Само по себе соотношение темпов роста производства продукции и основных

фондов зависит от многих факторов, из числа которых можно выделить

следующие:

- обеспеченность основными фондами, соответствующая достигнутому

уровню фондоемкости продукции, так как отклонение индивидуальных от

рыночных издержек на производство продукции зависит, в основном, от

неодинакового уровня технического оснащения;

- капиталоемкость в расчете на единицу мощности вновь вводимых в строй

основных фондов. Здесь важно правильное соотношение

производительности и стоимости новой техники, которое в условиях

технического прогресса происходит при преимущественном росте первой;

- уровень фондоотдачи как показатель эффективности использования

действующих фондов. При этом в значительной мере то или иное

использование основных фондов зависит от пропорций между основным и

оборотным капиталом, от обеспеченности трудовыми ресурсами и т. д.

В конечном счете, речь идет о достижении такого уровня использования и

таких пропорций в средствах производства и системе распределения

национального дохода, при которых будет обеспечено закономерное опережение

роста общественного производства по сравнению с приростом основных фондов.

Однако в развитии отдельных отраслей и особенно с низким органическим

строением фондов такой безусловной закономерности быть не может. Например,

в сельском хозяйстве электровооруженность труда рабочих в несколько раз

ниже, чем в промышленности. Между тем, в силу ряда причин (биологических,

метеорологических, почвенных условий и др.) сельское хозяйство требует

более высокой вооруженности труда по сравнению с промышленностью при том,

что оборот производственных фондов в два раза медленнее и, соответственно,

замедлена окупаемость вложений. В целом по народному хозяйству Украины

указанное соотношение может быть представлено в виде следующего

динамического ряда (см. табл. 10).

Таблица 10.

Динамика основных показателей эффективности народного хозяйства Украины

в 1985-1993гг. *

| | | | | |Пр-ть |

| |Валовой |Основные |Национальный|Фондоотдач|общественно|

|Годы |национальный |производственн|доход |а |го труда в |

| |продукт |ые фонды | | |% к |

| | | | |крб / крб |предыдущему|

| | | | | |году |

| |млрд.к|% |млрд.к|% |млрд.|%рост| | |

| |рб |роста|рб |роста |крб |а | | |

|1985 |242 |100 |255 |100 |94 |100 |0,95 |100,5 |

|1986 |249 |102,9|265,7 |104,2 |95,5 |101,6|0,94 |102,2 |

|1987 |257 | |277,4 |108,8 |100,6| |0,93 |106,1 |

|1988 |263 |106,1|284,9 |111,7 | |107 |0,92 |103,8 |

|1989 |270,4 | |297,2 |116,5 |103 |110 |0,91 |104,2 |

|1990 |266,9 |108,9|309 |121,2 |107 |114 |0,86 |96,3 |

|1991 |246,9 | |327 |128,3 |102,4|109 |0,76 |89,0 |

|1992 |212 |111,7|336 |131,6 | |94 |0,63 |86,2 |

|1993 |192,9 | |341,4 |133,9 |88,7 |79 |0,57 |86,8 |

| | |110,3| | |74,5 |67,3 | | |

| | | | | |63,33| | | |

| | |102 | | | | | | |

| | |87,6 | | | | | | |

| | |79,7 | | | | | | |

* Рассчитано на основе данных: Народное хозяйство Украинской ССР в 1990

году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1991, с.7; 5

Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1992, с.8

Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1993, с.6; 8.

Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1994, с.12; 14

При этом в качестве базовых взяты цены 1985г.

Таким образом, как следует из рассмотрения таблицы 9, темпы роста

основных производственных фондов опережают увеличение валового продукта и

темпы роста эффективности, оцениваемой показателями национального дохода:

это опережение носит устойчивый характер. Все эти вопросы достаточно полно

рассмотрены в экономической литературе, но хотелось бы обратить внимание на

следующее обстоятельство. Сближение показателей роста фондовооруженности и

фондоотдачи, в значительной мере, зависит от структурной политики,

проводимой правительством и рационального размещения и последовательности

капитальных вложений. Последовательное накопление затрат (конечно, до

определенного оптимума) связано с долговременной инвестиционной программой,

что, в свою очередь, связано со сбалансированностью финансовых ресурсов

государства, рациональной кредитно-денежной политикой.

Итак, можно сделать вывод, что рост фондовооруженности во всех отраслях

экономики и соответствующий рост фондоемкости продукции вызывают

безудержный спрос на капитальные вложения. Это, в свою очередь, приводит к

росту числа строек, к связыванию средств в так называемых “долгостроях”, к

увеличению “незавершенки”, это, в свою очередь, приводит к еще большему

падению фондоотдачи, росту фондоемкости.

Так, в Украине, с 1986г. по 1990г. количество строек возросло с 2984 до

3234, то есть почти на 9%. В это же время количество законсервированных

строек возросло со 150 до 302. Готовность строительства в этот период

составляла 44% и 48%. Увеличились также средние сроки, которые остались до

окончания строительства, с 4,2 до 4,5 лет. При этом непрерывно

увеличивались средние сроки строительства с 7,4 до 8,6 лет. Соответственно

выглядит картина и в стоимостном выражении. Непрерывно возрастает полная

сметная стоимость строительства: с 94389 млн. крб. в 1986г. до 111803 млн.

крб. в 1991г. (на 18% больше) и при этом в еще большей степени возрастает

стоимость незавершенного строительства: с 62412 млн. крб. в 1986г. до

82410 млн. крб. в 1991г. (рост на 32%). 1 На 1 января 1995г. в Украине

зафиксировано более 6 тысяч объектов производственного назначения,

строительство которых либо законсервировано, либо приостановлено. В среднем

их строительная готовность составляет 30%. Если же учесть объекты

общественного назначения и законсервированное жилищное строительство, то

сюда необходимо добавить еще 2,5 тысячи объектов. 2 При этом качественные

показатели развития народного хозяйства непрерывно ухудшались (см. табл.

10): фондоотдача уменьшилась с 0,94 в 1986г. до 0,76 в 1991г. и до0,57 в

1993г., а производительность общественного труда в 1986г. составляла 102,2%

по отношению к предыдущему году, в 1991г. составила уже 89% уровня

предыдущего года и 86,8% в 1993 году.

Денежные отношения, в которых находятся банки с хозяйствующими

субъектами, формируются под воздействием всей совокупности экономических

отношений, частью которых они являются. Объем кредитно-расчетных отношений

прежде всего зависит от масштабов национальной экономики. По мере развития

рыночных отношений все большая часть произведенного продукта, в том числе и

создаваемого в строительном комплексе, проходит денежную фазу. В 1990 году

83% всего объема строительно-монтажных работ выполнялось подрядным способом

на сумму 11491 млн. крб., а в 1992 году – 95% на сумму 14800 млн. крб. 3

Таким образом, преобладающая часть национального дохода, направленного на

цели накопления, используется непосредственно в денежной форме, что и

предопределяет возможность и необходимость развития кредитных отношений в

этой сфере. Внедрение рыночных отношений в хозяйственную систему Украины с

их непременным требованием самофинансирования предприятий также

сопровождается развитием денежных отношений. Иначе говоря, по мере перехода

к рынку создается рыночный механизм, который способствует осуществлению

конечных целей структурной перестройки экономики страны.

Банковский кредит – важнейшая составная часть рыночного

самофинансирования, а банковская деятельность – совокупность мер по

повышению эффективности хозяйствования, основанного на рыночной

самоокупаемости. Порожденные товарным обращением кредитные сделки

предприятий с банками опосредуют его, помогают совершить и завершить акты

купли-продажи. Кредит участвует в рыночном обороте и тем самым, в рыночном

“признании” товаров и услуг, что очень важно учитывать для характеристики

роли банков в хозяйственном обороте и аккумуляции средств для

1 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический

ежегодник. К. Техника. 1991,с.418;

Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1992, с.408.

2 Бизнес, 1995, №13, 4.05, с.5

3 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический

ежегодник. К. Техника. 1991, с.410;419; Народное хозяйство Украины

в 1992 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1993, с.389;394;

инвестиций в структурные сдвиги в народном хозяйстве. Банковские структуры

в рыночных условиях выступают как самостоятельные экономические единицы,

вступающие в обычные, равноправные коммерческие сделки с хозяйствующими

субъектами. Банки принимают активное участие в капиталовложениях в

экономику страны, с помощью механизма кредитования и расчетов влияют на

сокращение сроков строительства, осуществляют контроль за эффективным

использованием финансовых ресурсов. Главным направлением в работе банков по

обслуживанию предприятий в осуществляемых инвестициях являются максимизация

результатов использования кредитов. Кредитно-денежная политика, проводимая

правительством, закрепляет основы структурной политики, приоритеты в

развитии отраслей, на ее основе строится деятельность коммерческих структур

(банков, инвестиционных фондов и компаний и т.д.), при этом, распределение

финансовых средств носит коммерческий характер. В планах кредитования

должна быть зафиксирована нормативная эффективность выдаваемых кредитов.

Существующие процентные ставки должны оказывать практическое воздействие на

выбор преимущественных, с точки зрения результатов, объемов кредитования.

Банки привлекают в свой ссудный фонд подавляющую часть ресурсов на

коммерческой, а не дотационной основе, что является мощным стимулятором

повышения эффективности инвестиционных вложений.

По мере расширения кредитных вложений в народное хозяйство и их

ориентации на достижение высших показателей эффективности, объективно

необходимо усиление коммерческих стимулов и в работе самих банков. Заметим,

что экономические инструменты “работают на полную мощность” лишь при

равноуровневой системе управления, при которой сигналы прямой и обратной

связи реализуются в равной мере у всех участников экономического оборота.

Полный коммерческий расчет предприятий и банков создают равные условия

экономического стимулирования в процессе кредитования и расчетов. Банки

оказываются заинтересованными в результатах кредитных вложений, и тем самым

контрольная функция кредита достигает своей цели.

В экономической литературе высказывались суждения (например, Г.Д.

Новиковым) о том, что в отличие от краткосрочного долгосрочный кредит

должен иметь строго целевой характер, ибо резко различаются условия

функционирования различных видов основных фондов. Таким образом,

обосновывается пообъектный подход при выборе целей кредитования, причем под

объектом понимается конкретный вид основных фондов с присущей ему скоростью

кругооборота.

Предоставление кредита имеет конечной целью не объект строительства как

таковой, а его продукцию, доходы. Выделяя средства в ссудный фонд, в

основном, за счет временно свободных ресурсов предприятий и бюджета, банки

размещают их в народном хозяйстве на основе возвратности, срочности и

платности, то есть, на условиях возмещения их в продукции и доходах.

Пообъектный подход к определению целей кредитной программы приводит к

пониманию контрольной функции как к праву банков разрешать или отказывать

клиенту в получении долгосрочного кредита на определенный объект или

операцию (существует также термин “некредитуемые объекты”, хотя

экономически подавляющая часть капитальных вложений может быть объектом

кредита, так как окупается совокупным эффектом).

Кроме того, каждая гривна инвестиционных вложений в строительство, на

оплату новой техники может обернуться различными накоплениями в зависимости

от выбранного варианта, затрат на содержание, интенсивности,

производительного использования объекта (рентабельности, фондоотдачи).

Поэтому и в системе инвестиционных вложений кредит не может быть понят

иначе как в роли ограниченного ресурса, использование которого приносит

приращение эффекта. Инвестиционная программа в этих условиях, из расписания

конкретных объектов вложений неминуемо превращается в задание по

эффективности. Но для того, чтобы инвестиционная программа получила такое

содержание, важно, чтобы и само формирование ресурсов инвестиционных

вложений было на платной, коммерческой основе, ибо последующее размещение

их осуществляется исходя из платности (под процент).

Плата за привлеченные ресурсы также находится в русле интересов

государственного регулирования инвестиционными вложениями. Плата за

привлеченные ресурсы оказывает стимулирующее, для хозяйствующих субъектов,

воздействие на экономное использование фондов накоплений. Ведь

использование фонда развития производства при получении ежегодного дохода

ниже, чем ставка вкладного процента, окажется для предприятия

нерациональным.

Коммерческое положение банков означает также, что они получают прибыль

по результатам своей деятельности (в виде банковской маржи) и после

внесения отчислений в доходы бюджета от этой прибыли, банки получают

возможность использовать оставшуюся ее часть для пополнения фонда

долгосрочного кредитования, увеличения взносов в фонды развития. Причем

банки заинтересованы и в том, и в другом: вложение кредита в новые объекты

– это как бы фонд развития банковской системы, ее будущие прибыли.

Важно подчеркнуть, что исполнение программы инвестиционных вложений, не

должно противоречить интересам банковской системы. В практике случается,

что в момент обращения за долгосрочным кредитом субъект хозяйствования

имеет просроченную задолженность по другим кредитам или другие виды

неплатежей. Тогда зачастую ему предоставляются (по решению

правительственных органов или самого банка) отсрочки платежей по

несвоевременно уплаченным кредитам и тем самым открываются возможности для

нового кредитования.

Между тем, пролонгации платежей создают прямое несоответствие между

формой и внутренним содержанием кредитной операции. Такие операции

ослабляют коммерческий расчет предприятий, уменьшают эластичность денежного

обращения, ведут к перераспределению национального дохода в пользу плохо

работающих предприятий. Каждая в отдельности кредитная операция является

звеном общей системы кредитования. Предоставление отсрочки либо

ограничивает возможности кредитования других, нужных народному хозяйству

объектов, либо ведет к выпуску в обращение добавочных кредитных денег,

ослабляя, в конечном счете, связь денежного и материального оборота страны.

Если в процессе исполнения кредитного плана выявляются

неплатежеспособность, экономическая неустойчивость предприятия, которому

определены ссуды на новое строительство, приобретения и т.п., то уместно в

данном случае (если будет признана неотложная необходимость строительства)

решить вопрос о выделении предприятию бюджетных ассигнований или средств из

резервных фондов, если предприятие государственное.

Необходимо отметить, что в условиях высокой инфляции, практически не

производится выдача долгосрочных кредитов и это сильно ограничивает

возможности предприятия финансировать техническое развитие. Зарубежный опыт

показывает, что даже преуспевающие фирмы редко обходятся без долгосрочных

кредитов. Усилить роль долгосрочных кредитов в финансировании инвестиций

можно за счет перехода к долгосрочным процентным ставкам не только по

кредитам, но и по депозитам.

Можно изменить положение введением плавающих процентных ставок,

состоящих из реального банковского процента (7-10% по кредитам и 3-5% по

депозитам) и инфляционной составляющей. Такой подход обеспечит платность

кредита для заемщика при любых изменениях темпов инфляции и реальный доход

для вкладчика. Это усилит заинтересованность вкладчиков в хранении

свободных денежных средств в банках, а также сделает выгодным

предоставление долгосрочных кредитов для финансирования инвестиций. Все это

будет способствовать оздоровлению экономики и снижению темпов инфляции.

Максимальная величина разрыва в годовых процентных ставках по депозитам

и кредитам (маржа) должна, в переходный период, регулироваться

правительством с учетом опыта других стран и не превышать 3-6%. Это будет

способствовать снижению необоснованного роста доходов банков. Нельзя

считать нормальным сложившееся положение, когда, в условиях усугубляющегося

экономического кризиса, низкого качества банковских услуг рентабельность

многих коммерческих банков превышает 100%. О такой рентабельности не могут

даже мечтать ведущие западные банки, качество и объемы оказываемых услуг

которых значительно выше.

Банковская политика, в области инвестиционных вложений, должна

совершенствоваться путем превращения кредита в орудие достижения

эффективности инвестиций. При характеристике эффективности инвестиций, как

известно, различают показатели для макроуровня – народного хозяйства в

целом, отдельных регионов и отраслей, а также отдельных предприятий.

Последние органически вытекают из первого, являются частным случаем

показателя народнохозяйственной эффективности. В процессе распределения

ресурсов капитальных вложений в целом по стране, по территориям и отраслям,

показатели экономической эффективности инвестиций определяют отнесением их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live