|
Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь
В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую - от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.
Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры, ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства и т. п.). Платежи зависят также от вида предприятия, формы его управления, организации коммерческой деятельности.
Система доходных поступлений строится на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом носят правовую основу, регулируемую законом.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. /24/
Главным среди прямых налогов, взимаемых с юридических и физических лиц, является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет налог на доходы. Система подоходного обложения распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.
Необходимо отметить, что за счет подоходных налогов формируется около ? доходов бюджета. (таблица 1.2.2)
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на недвижимость - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории РБ. На долю налога на недвижимость приходится около 2,3-3,4% доходов бюджета.
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.
Таблица 2.2.2
Структура прямых налогов в РБ (1998-2001гг.) /16, с. 89/
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
|
1. Имущественные налоги
|
2,6
|
0,9
|
2,3
|
3,4
|
|
1.1. Налог на недвижимость
|
2,6
|
0,9
|
2,3
|
3,4
|
|
2. Подоходные налоги
|
25,2
|
24,8
|
25,6
|
23,8
|
|
2.1. Подоходный налог
|
10,5
|
8,5
|
8,7
|
9,1
|
|
2.2. Налог на прибыль
|
12,3
|
13,4
|
12,6
|
11,4
|
|
2.3. Налог на доходы
|
0,3
|
0,4
|
1,4
|
1,6
|
|
2.4. Рентный сбор
|
-
|
-
|
0,5
|
-
|
|
2.5. Сбор на содержание и развитие инфрастуктуры
|
0,6
|
0,6
|
1,0
|
0,8
|
|
2.6. Транспортный сбор
|
1,2
|
1,5
|
1,3
|
0,8
|
|
2.7. Другие целевые сборы
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
0,0
|
|
2.8. Сборы с пользователя
|
0,2
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
|
2.9. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц
|
-
|
-
|
-
|
0,8
|
|
ВСЕГО:
|
27,8
|
2,6
|
27,9
|
28,0
|
|
|
Отметим нововведение 2001 года: с целью упрощения налогообложения малого предпринимательства был принят Декрет Президента РБ от 17.05.2001г. №12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью».
В системе налогов республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.
Крупнейшим из категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Он введен с января 1992г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Доля НДС в доходах бюджета в течение 1998-2001гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне - в пределах ? всех доходов бюджета.
По данным (табл. 2.2.3) прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с 12,1% в 1988 году до 20,6% в 2001 году.
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1% в 1998 году до 7,6% в 2001 году.
Таблица 2.2.3.
Структура косвенных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16, с. 92/
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
|
1. Акцизы (налог с производителя)
|
11,1
|
9,5
|
8,0
|
7,6
|
|
2. Налоги с розничного товарооборота
|
0,9
|
0,9
|
1,6
|
2,2
|
|
3. Налоги с продаж
|
0,7
|
0,7
|
0,8
|
1,3
|
|
4. Налоги на отдельные виды услуг
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,6
|
|
5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия
|
4,5
|
4,6
|
5,7
|
-
|
|
6. Отчисления в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия
|
-
|
4,2
|
3,8
|
-
|
|
7. Целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда
|
1,8
|
3,8
|
3,4
|
-
|
|
8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений
|
-
|
-
|
2,2
|
-
|
|
9. Отчисления в дорожный фонд
|
5,8
|
6,7
|
5,6
|
2,6
|
|
10. Отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд
|
-
|
-
|
2,2
|
-
|
|
11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы
|
-
|
-
|
-
|
8,3
|
|
12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да
|
-
|
-
|
-
|
9,7
|
|
13. Налог на добавленную стоимость
|
25,8
|
25,1
|
26,2
|
25,3
|
|
14. Прочие
|
0,1
|
0,1
|
0,7
|
0,3
|
|
ВСЕГО:
|
49,9
|
54,8
|
58,7
|
55,7
|
|
|
Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в 2001г. ряд платежей был объединен (вместо 6 отчислений и сборов в различные фонды в 2000г. - 3 платежа в 2001г.). Это несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на 2,3%.
Платежи и налоги, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл. 2.2.4)
Таблица 2.2.4.
Структура смешанных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16. с. 95/
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
% в доходах бюджета
|
|
Социальные платежи
|
5,5
|
5,3
|
3,1
|
3,3
|
|
Чрезвычайный налог
|
2,6
|
2,3
|
2,3
|
-
|
|
Отчисления в государственный фонд содействия занятости
|
1,0
|
0,8
|
0,8
|
-
|
|
Единый платеж от ФЗП в размере 5%
|
-
|
-
|
-
|
3,3
|
|
Отчисления в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений
|
1,9
|
2,2
|
-
|
-
|
|
Прочие налоги и сборы
|
2,5
|
1,9
|
1,6
|
1,9
|
|
Земельный налог
|
1,1
|
0,7
|
0,6
|
0,8
|
|
Налог на добываемые из природной среды ресурсы
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
|
Отчисления в фонд охраны природы
|
0,7
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
|
Отчисления в другие целевые бюджетные фонды
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
Экологический налог за переработку нефти
|
0,3
|
0,3
|
0,2
|
0,3
|
|
Налоги за пользование лесными фондами
|
0,2
|
0,4
|
0,3
|
0,2
|
|
ВСЕГО:
|
8,0
|
7,2
|
4,7
|
5,2
|
|
|
Платежи за природные ресурсы: земельный налог, лесной налог, экологический налог и др. играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.
Снижение доли смешанных налогов постоянно снижалось, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений).
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы (табл. 1.2.5). Неналоговые платежи явля-ются альтернативным источником формирования доходов бюдже-та и, по существу, отражают место государства в системе эконо-мических отношений, возможность его функционирования нарав-не с прочими субъектами хозяйствования при реализации объек-тов госсобственности, оказания услуг и т.п. Ограничение и запреты в области финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также материальное (стоимостное) возмещение издержек (штрафы, финансовые акции) государству как основному распределяющему органу и формируют неналоговые доходы в виде “государственной ренты”.
Таблица 2.2.5.
Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу (Рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)
Доходы бюджета
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
Доходы - всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
|
Из них:
Налоговые
Неналоговые
|
88,1
11,9
|
91,5
8,5
|
91,1
8,9
|
92,5
7,5
|
92,2
7,8
|
93,3
6,7
|
|
|
Неналоговые платежи классифицируются по характеру самого поступления платежей в бюджет и включают: возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и прода-жи товаров (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий, т. е. чистую прибыль или проценты, получаемые от Национального бан-ка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные поступления, такие как штрафы и санкции, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.
Таким образом, формирование доходной части государственного бюджета в основном по-прежнему ориентировано на налоговые доходы. Причем при переходе к рынку доля налогов в общем объеме бюджетов увеличивается. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.
Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бре-мени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сбо-ров к валовому внутреннему продукту. Выделяя задолженность плательщиков перед бюджетом, можно отследить уровень номинальной и реальной налоговой нагрузки (табл. 2.2.6).
Таблица 2.2.6.
Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику РБ (1993-2001г.г.), % (рассчитано на основании законодательных актов Республики Беларусь)
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
|
Темпы роста ВВП
|
92,4
|
83,3
|
89,6
|
102,8
|
111,4
|
107,4
|
103,4
|
105,8
|
104,0
|
|
Реальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН)
|
49,6
|
49,4
|
42,6
|
39,2
|
41,9
|
41,1
|
42,4
|
42,2
|
41,5
|
|
Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды
|
15,4
|
13,4
|
4,6
|
7,7
|
1,2
|
0,5
|
0,3
|
0,5
|
0,9
|
|
Номинальная налоговая на грузка (с учетом ФСЗН)
|
65,0
|
62,8
|
47,2
|
46,9
|
43,1
|
41,6
|
42,7
|
42,7
|
42,4
|
|
|
Таблица 2.2.6 показывает, что, несмотря на снижение общей на-логовой нагрузки на экономику с 65% в 1993 г. до 42,4% в 2001 г., она остается довольно значительной. Например в России этот показатель составляет 37%, в США - 30%.
Снижение удельного веса непосредственно налогов в ВВП про-изошло за счет уменьшения ставок платежей. Ставки были сниже-ны по налогу на добавленную стоимость с 28 до 20%, чрезвычайному Чернобыльскому налогу -с 18 до 10%, а с 1998 г. - с 8 до 4%.
Состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды подвергались более существенным изменениям. Сокращение их общего количества с 12 в 1992 г. до 8 видов в 1997 г. и до 3 видов в 2001 г. произошло за счёт объединений ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд и за счет изменения состава платежей. Были отменены отчисления на раз-витие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд соци-альной защиты с 40,8 до 35% /12/. В 2001г были введены новые формы целевых сборов: отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды; отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.
С целью уси-ления контроля за использованием государственных средств боль-шинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки. Следует заметить, что непредсказуе-мость налоговых нововведений вызывает негативную реакцию на-логоплательщиков, так как лишает их возможности составлять бизнес-план даже на год вперед.
Порядок распределения доходов между отдельными видами и уровнями бюджетов Республики Беларусь отражает единые принципы построения и организации бюджетной системы. Прежде всего учитывается необходимость создания финансовой базы для каждого органа государственной власти и управления для осуществления их функций в соответствии с программами экономического и социального развития территорий.
По принципу значимости производится зачисление доходов в республиканский и местный бюджеты, имеющих общереспубликанское, межгосударственное либо местное значение. Так, в соответствии с этим в бюджет зачисляется налог на добавленную стоимость, акцизы, чрезвычайный чернобыльский налог, в местные бюджеты - местные налоги, сборы, пошлины в зависимости от уровня бюджета.
В соответствии с принципом подчиненности (подведомственности) налог на прибыль предприятий республиканского подчинения поступает в доход республиканского бюджета, соответственно налог на прибыль, плата за природные ресурсы предприятий, относящихся к коммунальной собственности административно-территориального образования, зачисляются в доходы местного бюджета.
Значительная часть налогов и доходов зачисляется в бюджеты по принципу территориальной принадлежности плательщиков. В частности, в местные бюджеты поступает подоходный налог с граждан, проживающих на территории данного Совета народных депутатов.
Таким образом, следуя указанным принципам, доходы государственного бюджета за 2001 год распределились следующим образом: республиканский бюджет - 51,8%, местные бюджеты - 48,2% (см. табл. 2.2.7).
Таблица 2.2.7.
Структура распределения доходов в консолидированном бюджете по уровням бюджетной системы за 2001 г. (в %) (Рассчитано на основании данных статистического сборника)
|
Республи-канский бюджет
|
Местные
бюджеты
|
|
Доходы
|
51,8
|
48,2
|
|
В том числе:
|
|
Налоговые доходы
|
52,6
|
48,9
|
|
Из них:
|
|
Налог на прибыль и доходы
|
65,3
|
34,7
|
|
Подоходный налог
|
-
|
100,0
|
|
Налог на добавленную стоимость
|
65,7
|
34,3
|
|
Акцизы
|
72,2
|
27,8
|
|
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций
|
100,0
|
-
|
|
Налоги на собственность
|
-
|
100,0
|
|
Налоги за использование природных ресурсов
|
-
|
100,0
|
|
Неналоговые доходы
|
56,1
|
43,9
|
|
Из них:
|
|
Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности
|
76,3
|
23,7
|
|
Административные сборы и платежи
|
56,7
|
43,3
|
|
Доходы государственных целевых бюджетных фондов
|
51,2
|
48,8
|
|
|
За 2001г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд. руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2002г. составила 134,2 млрд. руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. Не способствовали пополнению бюджета и многочисленные индивидуальные льготы, предоставленные отечественным предприятиям, а так же новая методология исчисления и уплаты важнейшего доходного источника - НДС, которая предусматривает возврат части уплаченного налога из бюджета при экспорте продукции, облагаемом по нулевой ставке. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику.
В итоге удельный вес НДС в ВВП снизился с 7,2% в 1999 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2001году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2000г.
Динамика еще одного значительного источника - акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС - 97,2% по сравнению с 2000г.
Наиболее сложная ситуация с выполнением плана по налогу на прибыль - 79,7% от установленного задания. Это явилось результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2001 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 200 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли - на 28,7%.
По остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в 2001 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам - 99,5%./17, с. 9/
Кроме того, нельзя не обратить внимания, что в бюджете 2002 года заметно вырос удельный вес доходов государственных целевых бюджетных фондов - 20%, в то время как в уточненном плане на 2001 год на их долю приходилось 15,7%, а в бюджете 2000 года - 18,3% (приложение 2).
На основании бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджетов РБ делятся на три категории:
1. Текущие доходы - все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а так же добровольное и компенсируемое поступление средств от предоставления государственными учреждениями услуг; платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, за исключением средств, полученных от других государственных органов или международных организаций. Текущие доходы, в свою очередь, по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы - налоговые доходы, социальные отчисления (обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной зашиты населения) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от оказываемых государством платных услуг и продажи товаров, а так же полученные штрафы или иные санкции за нарушение законодательства).
2. Капитальные доходы - невозвратные платежи, классифицируемые по видам реализуемых основных фондов, предназначенных для многократного использования в процессе производства на протяжении более одного года и связанные с их приобретением, передачей, сооружение или продажи. Эта категория доходов включает так же поступления в бюджет от продажи нематериальных активов, от реализации государственных материальных резервов и ценностей, от продажи земли и др. Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые доходы (налоги на имущество) и неналоговые доходы и обязательные платежи (доходы от реализации основных фондов, нематериальных активов и др.).
3. Безвозмездное поступление (от юридических и физических лиц, из бюджетов других уровней, от стран-участников международных организаций и соглашений). Безвозмездные поступления могут быть текущими и капитальными (приложение 3).
Таким образом, доходная часть бюджета Беларуси весьма схожа с бюджетами развитых стран. В ней можно найти признаки ры-ночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.
3. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения и практика его применения в
Республике Беларусь
3.1. Зарубежный опыт реформирования системы налогообложения
Налоговые системы отдельных стран мира формировались в раз-ных условиях. Лишь в середине XX в. в развитии систем налогообло-жения наметились общие закономерности, связанные с послевоенны-ми экономическими реформами. Высокий уровень государственных расходов в то время естественно сопровождался высокими налогами. Кроме того, считается, что даже в странах европейского сообщества действуют весьма сложные и разноуровневые системы налогообложе-ния. Значимость одних и тех же налогов в различных странах неоди-накова. Так, во Франции доля косвенных налогов в доходах бюджета составляет 62,7 %, а в Нидерландах только 41,3 %.
Следует отметить, что механизм распределения и перераспределе-ния государственных финансовых ресурсов между центральными и местными органами, масштабы налоговой компетенции каждого уровня власти, наделение их налоговыми источниками в соответст-вии с выполняемыми функциями и принципами автономии определя-ются конституционным устройством страны. В зависимости от того, на скольких уровнях осуществляется разделение власти в стране, налоговая система может быть двух- или трехзвенной. Так, в странах с федеративным делением (США, Германия, Канада) налоговая поли-тика осуществляется на трех уровнях: правительственном, регио-нальными органами (штатами, департаментами, землями и т. п.), ме-стными органами власти (муниципалитетами, графствами, коммунами и др.). В государствах, не имеющих федеративного деле-ния (Франция, Япония и др.), существует двухуровневая налоговая система, основанная на общегосударственных и местных налогах.
Федеральные налоги являются доходной базой федеральных бюд-жетов. Федеральный бюджет -- бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеративную форму государственного ус-тройства. Бюджетная система федеративного государства имеет три звена: федеральный бюджет, бюджет планов федерации (в США -- штатов, в ФРГ -- земель, в Канаде -- провинций, в Швейцарии -- кантонов) и бюджеты местных органов власти. Как уже отмечалось, все звенья бюджетной системы формально независимы и не входят в федеральный бюджет. За федеральным бюджетом закрепляются важ-нейшие доходы и расходы.
Например, в США к доходам федерального бюджета относятся важнейшие прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, на-лог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование, на-логи с наследств и дарений), ряда косвенных налогов (акцизы от об-ложения алкогольных напитков, табачных изделий, бензина, таможенные пошлины). В ФРГ в доходы федерального бюджета час-тично поступает ряд крупнейших налогов, в том числе в составе пря-мых -- налог на заработную плату (более 40 %), корпорационный налог (50 %); косвенных -- налог на добавленную стоимость (66--67 %), налог с оборота импорта. Кроме того, за федеральным бюджетом целиком закреплены более 10 индивидуальных акцизов, важнейшие из которых -- на табак, горючее, вино, кофе, сахар; та-моженные пошлины и некоторые другие налоги.
Дадим краткую характеристику отдельных налогов, наиболее рас-пространенных в экономически развитых странах мира.
Налог на добавленную стоимость (НДС) -- косвенный налог на товары и услуги, применяемый в странах -- членах Европейского экономического сообщества, а также в Швеции, Австрии и некоторых других промышленно развитых странах мира. Впервые введен во Франции в 1954 г. С середины 70-х годов он стал неотъемлемой час-тью налогообложения стран -- членов ЕЭС. Налоговая база -- сто-имость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товара. В облагаемый оборот включается не вся выручка от реализа-ции товаров или услуг, а лишь добавленная стоимость на каждой ста-дии производства и реализации (заработная плата, начисления на нее, амортизация, прибыль). Налоговый оклад равен налогу с общей стоимости проданных товаров или оказанных услуг минус налог, уп-лаченный в предыдущем звене. В результате регулярного поступле-ния в бюджет и универсальности налог на добавленную стоимость -- один из наиболее эффективных фискальных инструментов. На его долю приходится около 80 % всех косвенных налогов во Франции, более 50 % в Великобритании и ФРГ. Его распространение объясня-ется сравнительно высокой эффективностью мобилизации средств в бюджет в условиях инфляции и возможностью использования для контроля за производством, а также регулированием цен, инвести-ций. Кроме того, налог на добавленную стоимость используется как средство регулирования экономики и инструмент экономической интеграции западноевропейских стран. Государство стимулирует экс-порт, освобождая его от налога на добавленную стоимость.
В странах -- членах ЕЭС налог на добавленную стоимость приме-няется в целью унификации национальных систем косвенного обло-жения (в соответствии с Римским договором) и для создания единой доходной базы бюджета ЕЭС, главным доходным источником которо-го с 1975 г. являются поступления от НДС в размере 1 % суммы нало-га (с 1986 -- 1,4 %), собранного каждой страной-членом. Полной унификации НДС препятствуют неодинаковый уровень ставок и раз-личная система льгот, действующая в разных странах -- членах ЕЭС. В настоящее время НДС может служить одним из примеров гармони-зации налоговой политики стран Сообщества. Летом 1991 г. практи-чески все государства -- члены ЕЭС (за исключением Великобрита-нии) согласились с необходимостью установить минимальную нормативную ставку НДС в размере 15%. До этого рекомендуемая ставка НДС определялась в интервале 9--19 % (пониженная 4-- 9 % ). Однако, несмотря на достижение принципиального согласия по поводу величины ставок НДС, говорить о гармонизации еще рано.
В социальном отношении введение НДС с его более широкой по сравнению с другими косвенными налогами налоговой базой и высо-кими основными ставками (если в Великобритании и Испании нор-мальная ставка НДС составляет 15 %, в ФРГ -- 14, то во Франции действует ставка -- 18,6 %, в Италии --19, а в Дании даже 25 %) привело к росту стоимости жизни. Аналогичные процессы особенно заметны в странах СНГ (в том числе в Беларуси), широко использую-щих этот налог.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|