Рефераты

Философия

114. Черная дыра, её происхождение и сущность

Черные дыры - объекты гипотетические. До сих пор их никто не наблюдал. Предположение о существовании черных дыр было высказано в 18 веке. Термин был введен американским ученым физиком Джоном Уимром в 1968 г. Предполагается, что когда у звезд кончается ядерная энергия, они превращаются в холодные тела («белые карлики»). А давление внутри такого тела будет недостаточным, чтобы противостоять гравитационным силам. Поэтому «белый карлик» начинает быстро сжиматься, в конце этой эволюции образуется очень плотное космическое тело - нейтронная звезда. Если массивная звезда, масса которой в несколько раз больше солнечной массы, гаснет, то сжатие может продолжаться дальше, вследствие чего гравитационный радиус тела может превысить радиус тела, и в таком случае звезда превращается в черную дыру. Таким образом, черные дыры образуются в результате коллапса (сжатия) гигантских звезд массой более трех масс Солнца. При сжатии их гравитационное поле уплотняется все сильнее и сильнее. Наконец звезда сжимается до такой степени, что свет уже не может преодолеть ее притяжение. Черные дыры излучают рентгеновские лучи. С. Хокинг пишет, «что существует некое множество событий, т.е. некая область пространства-времени, из которой невозможно выйти наружу и достичь удаленного наблюдателя. Такая область называется сейчас черной дырой» (Хокинг С. «От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени»). Черная дыра связывает различные «времена» и различные «миры», бесконечно удаленные друг от друга «точки» в пространстве и «моменты» во времени.

115. Учение В.И,Вернадского о биосфере. БИОСФЕРА (греч. bios -- жизнь, sphaira -- шар) -- область жизни на Земле. Существование на нашей планете особой естественной реальности -- сферы жизни -- отмечалось в науке уже в конце 18 -- начале 19 вв. (например, Ламарком), но впервые термин Б. был использован в 1875 австрийским геологом Э. Зюссом для обозначения всех живых организмов, населяющих Землю. В настоящее время существуют по крайней мере четыре понимания Б.: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) выражение и результат исторического взаимодействия живого и неживого. В философском смысле особый интерес представляет разработка понятия Б. Вернадским, который предал ему несколько иной смысл по сравнению с его естественнонаучным толкованием. Для обозначения совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин "живое вещество", а Б. стал называть всю ту среду, в которой оно находится, т.е. всю водную оболочку Земли, где на самых больших глубинах Мирового океана существуют живые организмы; нижнюю часть атмосферы, в которой обитают насекомые, птицы и человек, и верхнюю часть твердой оболочки Земли, в которой живые бактерии встречаются в подземных водах на глубине до 2 км. В Б. существует "пленка жизни", с максимальной концентрацией живого вещества; это поверхность суши, почвы, верхние слои вод Мирового океана. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами идет непрерывный вещественный и энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым веществом. В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное, космическое значение живого вещества, которое связано с тем, что Б. является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия. Живое вещество охватывает всю Б., создает и изменяет ее, однако по весу и объему оно занимает ее небольшую часть. Неживое вещество доминирует в структуре Б. По весу преобладают горные породы и в меньшей степени жидкая морская вода Всемирного Океана, а по объему -- господствуют газы в большом разрежении. Появление человеческой жизни в Б. привносит изменения в ее динамику. Если живые организмы взаимодействуют трофическими (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию Б., то человек включается в связи Б. на основе трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осуществлял биосферную "технологию" (нахождение в природе готовых жизненных средств). Организация производства привела к новой форме отношения человека с Б. Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал Вернадский, начал создавать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, скотоводство). Таким образом, Вернадский пришел к выводу об эволюции Б. Земли, главным образом ее основной составляющей -- живого вещества. Поэтому появление человека и его деятельность по изменению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции Б. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда Б. Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать ноосферой.

116. Концепция Веднадского о ноосфере ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) - российский естествоиспытатель и мыслитель, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии. В системе философских размышлений В. находились вопросы истории и закономерностей развития научного знания, соотношения эмпирического и теоретического в научном познании, взаимосвязь философии и естествознания, социальные функция научного знания, проблемы социальной ответственности ученых и многие другие. Философские мысли были высказаны В. относительно пространственно-временной структуры мира, роли симметрии и асимметрии в явлениях жизни и т.д. Центральной в творчестве В. является идея об эволюции жизни на земле в результате появления ее из космоса, о возникновении биосферы и ее движении к ноосфере. На всех стадиях, по мнению В., жизнь продолжает испытывать космическое влияние. После появления из космоса и в дальнейшем вещество биосферы проникается космической энергией. Благодаря ей "оно становится активным, собирает и распределяет в биосфере полученную в форме излучения энергию, превращает ее... в энергию в земной среде свободную, способную производить работу... Твари Земли являются созданиями сложною космического процесса...". На стадии ноосферы человек выходит в космос, человеческий разум становится космической силой. Уже на стадии биосферы жизнь становится главной геологической силой. В ноосфере такой главной геологической силой становится человеческий разум. Центральной движущей силой этого процесса является наука. Путь человека к своей "геологичности" охватывает два аспекта. Во-первых, захват человеком "техникой своей жизни" все новых форм энергии (от мускульной до атомной): "этим путем он... овладел планетой, не только в ее веществе, но и в ее энергии...". Во-вторых, создание и развитие науки и логико-методологического аппарата мысли: "когда мы говорим о науке, мы должны иметь ввиду, что в историческом ходе создания ноосферы, в котором проявляется наиболее резко биогеохимическая организация человечества, три исторических процесса имели наибольшее значение". Это, по В., создание математики, появление научного аппарата системы природы и системы мысли и формирование научного представления о положении человека в космосе. Это движение человеческого разума к статусу космической силы основывается, по мнению В., не только в науке, но и в духовной сфере. Так, идеалы демократии, по В. являются одним из важнейших аспектов сначала стихийного, а потом разумного геологического процесса. Человечество, по В., взятое в целом, становится мощной геологической силой и перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Учение В. о переходе биосферы в ноосферу - вершина его естественнонаучного и философского творчества. В. верил в космопланетарную роль научной мысли как новой геологической силы, в единство природных и социальных законов эволюции, в возможность человека и человечества управлять природными и социальными процессами. Тем самым В. продолжил традицию русского космизма - традицию поиска взаимосвязанного развития природного (космического) и антропо-социального в рамках единого коэволю-ционного процесса. в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

117. Тейяр де Шарден о ноосфере. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН 81-1955) - французский ученый палеонтолог, философ и теолог. Фил концепция Т. - христианский эволюционизм в котором четко выражены представления Т. о ноосфере. Т. считал, что бог - «Христос эволюции» - представлен в каждой частице «ткани универсума» в виде особой духовной энергии, которая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной, «космогинез» - «христогинез», Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержится значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т.д.) Важное место в поцессе совершенствования мира, которое с возникновением человека как вершины стрелы эволюции направленной в бедующие, согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Вся концепция Т. пронизана элементами оптимизма и гуманизма. Осн соч «Божественная среда».

118, 119. Синтетическая теория эволюции. Согласно учению Ч. Дарвина движущими силами эволюции органического мира являются наследственность, изменчивость, борьба за существование естественный отбор. Согласно синтетической теории эволюции элементарное эволюционное явление, с которого начинается видообразование, заключается в изменение генетического состава популяции (генофонда). События и процессы, способствующие изменению генофонда популяции называют эволюционными факторами. Важнейшими из них являются мутационный процесс, популяционные волны изоляция, естественный отбор. Остановимся на основных факторах и движущих силах эволюции подробно. Факторы. 1)Мутационный процесс - это изменение наследственного материала в виде генных, хромосомных и геномных мутаций. 2)Популяционные волны или волны жизни - это периодические или апериодические колебания численности организмов в природных популяциях. 3)Изоляция - это ограничение свободы скрещиваний организмов. Бывает географическая, биологическая, поведенческая, механическая и генетическая.; 4)Естественный отбор - это процесс выживания и воспроизведения организмов наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции не приспособлены. Движущие силы. 1)Под наследственностью понимают свойство организмов передавать особенности своего строения и функции следующим поколениям. 2) Под изменчивостью понимают различие между предыдущими и последующими поколениями организмов, а также между особями в пределах вида. 3)Борьба за существование обуславливается главным образом, тем, что место обитания и другие жизненно необходимые факторы оказываются недостаточными для каждой особи. Также под борьбой за существование понимаются сложные и многообразные формы взаимоотношений организмов, как с друг с другом так и неблагоприятными условиями неорганической природы.

На мысль об эволюции органических форм Ч.Дарвина(1809-1882) натолкнула находка в Южной Америке скелетов ленивца - огромного (ископаемого) и маленького (современного). Теория эволюции сформулирована Дарвином в 1839 году. Гипотеза Дарвина основана на 3 наблюдениях и 2 выводах. Наблюдение1: особи, входящие в состав популяции, обладают большим репродуктивным потенциалом. Наблюдение2: число особей в каждой данной популяции примерно постоянно. Вывод1: многим особям не удается выжить и оставить потомство. В популяции происходит «борьба за существование». Наблюдение3: во всех популяциях существует изменчивость Вывод2: в «борьбе за существование» те особи, признаки которых наилучшим образом приспособлены к условиям жизни обладают «репродуктивным преимуществом» и производят больше потомков, чем менее приспособленные особи. Вывод2 содержит гипотезу о естественном отборе, который может служить механизмом эволюции. Механизм эволюции стал рассматриваться как состоящий из 2 частей: случайные мутации на генетическом уровне и наследование наиболее удачных, с точки зрения приспособления к окружающей среде, мутаций, т.к. их носители выживают и оставляют потомство. Теория Дарвина в ее сегодняшней форме содержит 2 независимых утверждения: В процессе воспроизведения испытываются все новые формы, непригодные исчезают, сохраняются приспособленные. Новые формы возникают вследствие чисто случайных нарушений генной структуры.

120.Гипотеза Гея-Земли. Эта гип-за возникла в послед. 20лет на основе учения о биосфере, экологии и конц-и коэв-ции. Авторами ее явл-ся анг.химик Джеймс Лавлок и амер. микробиолог Линн Маргулис. Вначале была обнаружена хим. неравновесность атмосферы Земли, к-ая рассматр--ся как признак жизни. Лавлок ввел понятие геофизиологии, обозначающее с-м-ный подход к наукам о Земле. Согласно Гея-гип-зе, сохр-е длительной хим. неравновесности атмосферы Земли обус-ловлено сов-стью жизненных процессов на Земле. С начала жизни 3,5 млрд. лет назад сущ-вал механизм биологической ав-томатической термостатики, в к-ом избыток двуокиси азота в ат-мосфере играл регулирующую роль, препятствуя тенденции потеп-ления, связанной с возрас-ем яркости солнеч. света. Др. словами, действует механизм обратной связи. Суть Гея-гип-зы: Земля явл-ся саморегулирующейся с-мой, созданной биотой и окружающей средой, способной сохр-ять химический состав атмосферы и тем самым поддерживать бла-гоприятное для жизни постоянство климата. В то же время «Гея» превращает даже отбросы в необх-мые элементы и, видимо, может выжить даже после ядерной катастро-фы. Эвол-я биосферы, по Лавлоку, может быть процессом, к-ый выходит за рамки полного поним-я, контроля и даже участия чел-ка. Подходя к Гея-гип-зе с биологич. позиций, Л. Маргу-лис полагает, что жизнь на Земле представляет собой сеть взаимоза-в-мых связей, позволяющих планете действовать как саморегу-лирующаяся и самопроизводящая с-ма.

121. Концепция коэволюции КОЭВОЛЮЦИЯ (ко - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит - хозяин", "хищник - жертва". Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." - И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Руссо). Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, - утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек - биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тин-бергену "научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

122. Современные представления о сущности жизни Американский генетик Т.Миллер, американский биохимики М.Калован, Н.Горовиц, вирусолог У.Стенли считают, что живыми являются даже отдельные фрагменты молекул ДНК. ДНК действительно выполняет очень важные функции. В ней хранится наследственная информация. Путем удваивания эта информация передается новому организму. Лауреат Нобелевской премии английский биохимик Дж. Кендрон утверждает, что природа живого организма определяется его белком. Русские генетики и биохимики Белозурский, Дубинин, Опарин и зарубежные ученые Хин-Шелвуд, Чаргафф подвергли критике попытки абсолютизировать роль молекул ДНК, рассматривая их сами по себе как некие «живые молекулы». Единственная известная нам элементарная самоорганизующаяся и самовоспроизводящаяся система, лежащая в основе органического мира - это клетка. Жизнь - то способ существования белков и нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты были открыты еще в 1896 году, но сложная структура и важная биологическая роль нуклеиновых кислот и их комплексных соединений с белками были выяснены недавно. Появилась возможность более конкретно охарактеризовать материальный субстракт жизни. Ни один класс органических соединений в чистом, изолированном виде, не является носителем жизни. Носителем жизни выступает лишь надмолекулярная система, которая состоит из комплекса биопалимеров (сложных органических соединений), включающего по крайней мере три важнейших компоненты - ДНК, РНК и белок. По мнению многих ученых, непременным компонентом субстракта жизни наряду с названными веществами является АТФ. Молекулы АТФ выполняют в клетке роль своеобразных подвижных аккумуляторов энергии. Субстракт жизни - сложная надмолекулярная система, имеющая особую мембранную организацию, в основе которой лежат нуклепротеиды в сочетании с макроэргитическими соединениями. В пользу земного происхождения жизни можно выдвинуть следующие аргументы:

живое всегда оптически активно, его молекулы обладают общей ассиметрией, поляризуют свет. (метеориты, выпавшие на Землю и лунный грунт оптически нейтральны)

единство генетического кода для всех живых существ: 4 нуклеотида+20 аминокислот

количество живого вещества, по Вернадскому, на протяжении всей истории земной жизни было практически постоянным.

123. Путь к клонированию. Клонирование: за и против.

Клонирование идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи. Идея клонирования человека ставит перед обществом людей проблему возможной опасности потери уникальности человеческой личности. Так развивается наука, такова особенность познания, что каждый его новый шаг несёт с собой новые, неизвестные ранее возможности, но и грозные опасности. На данный момент спор возникает вокруг отношения к экспериментам над клонированием человека, тут существует несколько вопросов: 1. Имеем ли мы вообще право на клонирование человека;
2 Имеем ли мы право уничтожать клон человека с какими-либо отклонениями; 3. Обладает ли наука необходимой информацией для проведения таких экспериментов; 4. Можно ли спрогнозировать сейчас последствия таких экспериментов. Только если чётко и обоснованно сформулировать ответы на эти основные вопросы можно дать конкретный ответ "ЗА" или "ПРОТИВ", но на данный момент этого сделать не может никто. Много доводов приводится в поддержку клонирования, вот несколько наиболее распространённых из них:
1. Человеку свойственен страх перед новым и неизведанным; 2. Протесты церкви отвергаются простым примером, т.е. аппендицит тоже сотворён богом, однако даже Папа Римский не обходится без медицинской помощи. 3. Появится возможность выращивания органов для пересадки их в организм, что позволит победить массу болезней, спасти жизни людей пострадавших от катастроф и.т.д.; 4.Развитие клонирования даст возможность бездетным людям иметь собственных;5.Клонирование поможет людям страдающим тяжёлыми генетическими болезнями. Также существуют и аргументы против клонирования. Природой отработан сложнейший механизм подготовки половых клеток к выполнению их функции: дать начало новой жизни. Клонирование, т.е.воспроизведение копии взрослого существа и его неполовых клеток - вот это и есть попытка прорваться сквозь запреты природы (или Бога), считают противники клонирования. Существует масса доводов как "за" так и "против" клонирования. Но в основном и та и другая сторона не владеет полным спектром информации по этому вопросу, и часто заменяет пробелы догадками, которые являются не состоятельными с научной точки зрения. В окончании хотелось бы сказать, что эксперименты по клонированию человека запрещены практически во всех развитых и развивающихся странах и существует специальная резолюция Совета безопасности ООН вводящая мораторий на любые эксперименты по клонированию человека и зародышей старше двухнедельного срока развития.

124. Генная инженерия: за и против.

Искусственная пенетройка наследственной информации, осуществляемая с определенной целью называется генетической (генной) инженерией. Генетическая инженерия осуществляется на клеточном, хромосомном и генном уровнях. Если при скрещивании двух растений с разными генотипами происходит взаимная рекомбинация их ценных и не ценных в хозяйственном отношении генов, то при применении методов генной инженерии эта проблема легко разрешается. Для этого в клетку растения, сорт которого хотят улучшить вводится ценный ген и из этой клетки выращивается зрелое растение. С помощью генетической инженерии выведены сорта хлопчатника и картофеля, которые отличаются устойчивостью против коробочного червя и колорадского жука. Но:

1. Искусственное добавление чужеродных генов сильно нарушает точно отрегулированный генетический контроль нормальной клетки. Манипулирование генами коренным образом отличается от комбинирования материнских и отцовских хромосом, которое происходит при естественном скрещивании. 2. В настоящее время генная инженерия технически несовершенна, так как она не в состоянии управлять процессом встраивания нового гена. Поэтому невозможно предвидеть место встраивания и эффекты добавленного гена. 3. В результате искусственного добавления чужеродного гена непредвиденно могут образоваться опасные вещества. 4. Существующие в настоящее время требования по проверке на безвредность крайне недостаточны. 5. Знания о действии на окружающую среду модифицированных с помощью генной инженерии организмов, привнесённых туда, совершенно недостаточны. Экологами высказаны предположения о различных потенциальных экологических осложнениях. 6. Могут возникнуть новые и опасные вирусы. Например, вирусы растений могут стать вредными для полезных насекомых, животных, а также людей. 7. Знания о наследственном веществе, ДНК, очень неполны. Известно о функции лишь трёх процентов ДНК. рискованно манипулировать сложными системами, знания о которых неполны.

125. Геннокультурная коэволюция

КОЭВОЛЮЦИЯ (со - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит - хозяин", "хищник - жертва". Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция геннокультурной коэволюции. природы и общества, с которой первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский (1968), должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к полному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." - И. Мичурин) и смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Руссо). Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. "Мы столь радикально изменили нашу среду, - утверждал Н. Винер, - что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя". Именно коэволюционный переход системы "человек - биосфера" к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно - производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тинбергену "научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и... для всей жизни на Земле". Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.

128. Философское значение периодического закона Менделеева

Имя и труды Менделеева пользуются мировой славой. Этот закон является могучим обобщением и орудием анализа огромнейшего арсенала хим знаний, накопленного человеч-ом и сильно обогащающегося с кажд годом. Вот как определяет смысл периодического закона сам Менделеев в своей замечательной книге «Основы химии»: «...Если все элементы расположить в порядке по величине их атомного веса, то получится периодическое повторение свойств. Это выражается законом периодичности: свойства простых тел, также формы и свойства соединений элементов, находятся в периодической зависимости (или, выражаясь алгебраически, образуют периодическую функцию) от величины атомных весов элементов».

На по существу диалектический характер изменений свойств элементов, расположенных согласно периодическому закону, много раз обращал внимание сам Менделеев. Все богатство диалектических связей и переходов, скачков и противоречий, заключенных в периодической системе, было открыто Менделеевым, хотя сам Менделеев не был сознательным диалектиком-материалистом, а применял диалектику бессознательно, стихийно. Тем не менее, именно фактическое применение диалектического метода позволило Менделееву открыть периодический закон, построить систему элементов и сделать свои замечательные предсказания, обессмертившие его имя. Менделеев исходил из убеждения, что количественные изменения свойств растут строго закономерно, каждый раз обусловливая собой качественные изменения элементов (т.е. «переходя» в качество).

Периодический закон вместе с построенной на его базе системой Мен-делеева является фундаментальным законом природы, которому подчиняются строение, свойства и поведение атомов и элементов, их рожде-ние, их жизнь, их гибель. Поэтому-то смысл отдельных физических откры-тий, касающихся атомов, становится понятным только после того, как эти открытия приводятся в связь с законом Менделеева, освещаются им, как прожектором.

129. Принцип универсального эволюционизма в науке

Универсальный эволюционизм--основа современной научной картины мира. Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции глобального (универсального) эволюционизма. Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Она относится к тому слою знания, который принято обозначать понятием “научная картина мира”. Универсальный (глобальный) эволюционизм характеризуется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, а также в астрономии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Это действительно очень важный аспект в понимании глобального эволюционизма. Но он не исчерпывает содержания данного принципа. Важно учесть, что сам эволюционный подход в XX столетии приобрел новые черты, отличающие его от классического эволюционизма XIX века, который описывал скорее феноменологию развития, нежели системные характеристики развивающихся объектов. Возникновение в 40-50-х годах нашего столетия общей теории систем и становление системного подхода внесло принципиально новое содержание в концепции эволюционизма. Идея системного рассмотрения объектов оказалась весьма эвристической прежде всего в рамках биологической науки, где она привела к разработке проблемы структурных уровней организации живой материи, анализу различного рода связей как в рамках определенной системы, так и между системами разной степени сложности. Системное рассмотрение объекта предполагает прежде всего выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязей с окружающей средой, анализ в рамках целостной системы свойств составляющих ее элементов и их взаимосвязей между собой. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты не просто как системы, а как самоорганизующиеся системы, носящие открытый характер. Формирование самоорганизующихся систем можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода “синхронный срез” некоторого этапа его эволюции. Сама же эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другому (“диахронный срез”). В результате анализ эволюционных характеристик оказывается неразрывно связанным с системным рассмотрением объектов. Универсальный эволюционизм как раз и представляет собой соединение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет развитие на все сферы бытия (устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но преодолевает ограниченность феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа. В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины. Но определяющее значение в его утверждении как принципа построения современной общенаучной картины мира сыграли три важнейших концептуальных направления в науке XX века: во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

130. Бионика , её основные проблемы и задачи.

(от греч. bion - элемент жизни, буквально - живущий), наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Б. тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками - электроникой, навигацией, связью, В 1960 в Дайтоне (США) состоялся первый симпозиум по Б., который официально закрепил рождение новой науки. Основные направления работ по Б. охватывают следующие проблемы: изучение нервной системы человека и животных и моделирование нервных клеток - нейронов - и нейронных сетей для дальнейшего совершенствования вычислительной техники и разработки новых элементов и устройств автоматики и телемеханики (нейробионика); исследование органов чувств и других воспринимающих систем живых организмов с целью разработки новых датчиков и систем обнаружения; изучение принципов ориентации, локации и навигации у различных животных для использования этих принципов в технике; исследование морфологических, физиологических, биохимических особенностей живых организмов для выдвижения новых технических и научных идей. Исследования нервной системы показали, что она обладает рядом важных и ценных особенностей и преимуществ перед всеми самыми современными вычислительными устройствами. Эти особенности, изучение которых очень важно для дальнейшего совершенствования электронно-вычислительных систем, следующие: 1) Весьма совершенное и гибкое восприятие внешней информации вне зависимости от формы, в которой она поступает (например, от почерка, шрифта, цвета текста, чертежей, тембра и других особенностей голоса и т.п.). 2) Высокая надёжность, значительно превышающая надёжность технических систем (последние выходят из строя при обрыве в цепи одной или нескольких деталей; при гибели же миллионов нервных клеток из миллиардов, составляющих головной мозг, работоспособность системы сохраняется). 3) Миниатюрность элементов нервной системы: при количестве элементов 1010-1011 объём мозга человека 1,5 дм3. Транзисторное устройство с таким же числом элементов заняло бы объём в несколько сот, а то и тысяч м3. 4) Экономичность работы: потребление энергии мозгом человека не превышает нескольких десятков вт. 5) Высокая степень самоорганизации нервной системы, быстрое приспособление к новым ситуациям, к изменению программ деятельности. Попытки моделирования нервной системы человека и животных были начаты с построения аналогов нейронов и их сетей. Разработаны разл типы искусственных нейронов. Созданы искуств "нервные сети", способные к самоорганизации, т. е. возвращающиеся в устойчивые состояния при выводе их из равновесия.

131. Принцип целесообразности в живой природе.

Одной из наиболее важных и сложных философских проблем современного естествознании является проблема взаимосвязи биологии и физики, физических и биологических идей и методов в познании сущности жизни, то есть физического и биологического уровней познания живой природы.

Уровней познания суть, очевидно, отражения структурных уровней материи, диалектика физико-химического и биологического в познании есть объективной диалектики неживой и живой природы. Поэтому методологической основой решения проблемы является диалектико-материалестическая концепция соотношения ступеней развития материй, созданная Энгельсом и развитая естествоиспытателями.

Анализ проблемы целесообразно начать с рассмотрения элементарного уровня - субклеточного, который непосредственно граничат с химическим макромолекулярным уровнем. Можно показать что ген, хромосома, все другие органоиды клетки суть целостные физико-химические системы. Так, ген - это комплекс пар нуклеотидов, хромосома система макромолекул ДНК и белка. Поскольку органеллы (комплексы макромолекул) взаимодействуют посредством физических электромагнитных и обменных сил, постольку и клетка сказывается целостной физико-химической системой, может быть как целое описана физикой и химией. о возможности такого описания свидетельствует и основная тенденция развития биофизики и биохимии, переходящих от описания элементов и процессов живого к описанию систем таких элементов и процессов , к объяснению биологических объектов как целого.

Вместе с тем ген хромосомы клетка выполняет биологические функции, обладают биологическими свойствами, которые суть выражения внутренней биологической определённости этих уровней живой материи, их биологического качества.

Таким образом, мы подходим к парадоксальному выводу; ген, хромосома, клетка, и последующие уровни живого это физико-химические целостности, которые могут быть описаны физикой и химией. С сзикой и химией.вни живого это физико-химические целостности которые могут быть описанны ами , которые суть выражения внутренне другой стороны, это биологические целостности, обладающие биологическим качеством, адекватно выразимо лишь в понятии биологии.

Одна из попыток решения этого парадокса состоит в признании того, чтофизическое, химическое и биологическое это лишь различные подходы к единому самому по себе объекту, это различие подходов, уровней познания дополняющих друг друга .

133. Самоорганизация как основа эволюции

Самоорганизации - процесс становления качественно нового, более высокого уровня развития системы. Многочисленные примеры самоорганизации в гидродинамических, тепловых и других физических системах, не говоря уже о системах живой природы, ученые замечали давно. Но в силу доминировавших в науке своего времени взглядов они попросту не замечали их либо старались объяснить с помощью существовавших тогда понятий и принципов. В большинстве реальных случаев приходится учитывать изменение систем во времени, т.е. иметь дело с необратимыми процессами. Впервые такие процессы стали изучаться в термодинамике, которая начала исследовать принципиально отличные от механических тепловые явления. Но понятие эволюции в классической термодинамике рассматривается совсем иначе, чем в общепринятом смысле. Очевидно, что для объяснения процессов самоорганизации необходимо было ввести новые понятия и принципы, которые бы адекватно описывали реальные процессы самоорганизации, происходящие в природе и обществе.

Наиболее фундаментальным из них является понятие открытой системы, которая способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Поскольку между веществом и энергией существует взаимосвязь, постольку можно сказать, что система в ходе своей эволюции производит энтропию, которая, однако, не накапливается в ней, а удаляется и рассеивается в окружающей среде. В систему из внешней среды поступает свежая энергия, и именно вследствие такого непрерывного обмена энтропия системы может не возрастать, а оставаться неизменной или даже уменьшаться. Отсюда становится ясным, что открытая система не может быть равновесной, потому ее функционирование требует непрерывного поступления энергии и вещества из внешней среды, вследствие чего неравновесие в системе усиливается. В конечном итоге прежняя взаимосвязь между элементами системы, т.е. ее прежняя структура, разрушается. Между элементами системы возникают новые когерентные, или согласованные, отношения, которые приводят к кооперативным процессам и к коллективному поведению ее элементов. Так схематически могут быть описаны процессы самоорганизации в открытых системах, которые связаны с диссипацией, или рассеянием, энтропии в окружающей среде.

134. Виртуальная реальность

Виртуальная реальность - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером. Характерными признаками виртуальной реальности являются:
- моделирование в реальном масштабе времени;
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
- возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Использование компьютера требует от нас изучения не столько нового языка, сколько новой культуры. Некоторым людям эта идея кажется восхитительной, остальных одолевают страх и опасения. В настоящее время мы окружены океаном фактов. Их можно воспринимать не только как числовые ряды, но и как текст, образы, голос, музыку. Вообще, идея виртуального мира не нова. Она содержится уже в использовании объектно-ориентированного программирования, манипулятора "мышь" для создания изображений, графическом интерфейсе пользователя или компьютерных тренажерах для "безболезненного" испытания новых устройств. По некоторым данным, термин "виртуальная реальность" был придуман в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом пространстве: идея интерактивности уже была в фокусе многих экспериментов в МТИ. Затем она перешла в Лаборатории Атари, где в начале 1980-х работали многие выпускники МТИ, а дальше получила распространение в индустрии компьютерных игр. Первый инструмент проникновения в виртуальную реальность дан нам от рождения - это мозг и его сенсорные рецепторы. Главным средством нашего восприятия является визуальная система. Остальные чувства помогают обрести нашему взгляду на мир полноту. У нас семь основных чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, равновесие и ориентация. На наше восприятие влияют пересечения этих чувств, как, например, чувство движения (жеста), различающееся не только глазами, но и самим телом. Мозг интегрирует все получаемые им сигналы ото всех рецепторов и сопоставляет новые данные с теми, что уже имеются в нашей памяти. Диссонанс восприятия, когда сигналы разноречивы, может вызвать дезориентацию, растерянность и даже болезнь. Современная технология виртуальной реальности - это ответвление компьютерной графики, повлиявшей на все - от составления карт до телерекламы. Одна из разновидностей использования виртуальной реальности полного погружения называется телеприсутствием. Это идеально для работы с роботами, особенно в опасных условиях: в открытом космосе, в морских глубинах, в ядерной инженерии и т.п. Такой подход требует значительного развития тактильной и кинэстетической обратной связи. Уже сейчас он применяется в обучении, аттракционах, на научных конференциях и в другой пассивной деятельности. Применение виртуальной реальности в обучении и тренировках показывает, сколь велика может быть немедленная отдача от нее. Сравнительно недавно предложены концепции виртуальных библиотек и музеев. В качестве доступа к книгам и другой печатной продукции библиотеки будет использоваться телеприсутствие. Пользователь сможет перемещаться внутри визуального изображения книжных полок, находить то, что ему нужно, и сразу погружаться в чтение, а при наличии разрешения делать копии.

135. Эвристическое мышление

Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи -- мозга. М. свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез, идей и т. п. Эвристический - относящийся к изобретению, открыванию, а также служащий нахождению нового (новых идей, новых фактов); большими эвристическими ценностями являются гипотезы как вспомогательные средства для исследования. Таким образом, эвристическое мышление, в основе которого лежит интуиция, ведет к получению качественно нового знания. Ведь философия - это практика переустройства нервной деятельности посредством эвристического мышления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Реферат Live