|
Философия
86. Основные особенности социального познания К социальному познанию относятся знание об обществе, людях, их деятельности, культуре. Существуют различные типы социального знания: социально экономическое знание, социально-гуманитарное знание, социально-философское знание. Социально-экономическое знание предполагает такое описание социальных процессов, при котором внимание сосредотачивается на объективном начале общества, объективных закономерностях и детерминантах. Социально-гуманитарное знание отображает мотивационно-смысловые, ценностные факторы и целевые зависимости, которые являются ключом к открытию субъективного мира человека. Философию прежде всего интересует отношение объекта и субъекта с точки зрения общих предпосылок.
87. Новая парадигма социальной методологии Парадигма по Куну -- это определенный стереотип восприятия и реагирования на стоящие перед наукой проблемы. При этом, как и в ситуации восприятия любых объектов, то, что исследователь видит, зависит как от того, на что он смотрит, так и от того визуально-концептуального опыта, сквозь призму которого он видит объект. Иными словами, парадигма -- это, прежде всего, новый способ упорядочения видимого, позволяющий как образовывать новые концептуальные порядки, так и включать в них явления и предметы, ранее упорядочению не поддававшиеся или не подлежавшие. Активизация интегративного поиска в мировой социологии последних десятилетий ведется в нескольких направлениях и связана, прежде всего, с именами Дж. Александера (интегра-ция свободы и принуждения в процессе социального действия и социального порядка), Дж.Ритцера (теория интеграции микро- и макроуровней в объективной и субъективной реальности), Ю.Хабермаса (интеграция теории действия и теории систем), Дж.Коулмена (интегративный подход к социальному действию с системным поведением), Э.Гидденса (теория структурации)К этому списку можно, очевидно, добавить работы П.Бурдье с его идеей “габитуса” и социальных полей, Н.Лумана с его непростыми построениями в области самореферентных систем и др. То, что успехи названных и многих других теоретиков в на-правлении поиска синтетических теоретических конструкций пока не приводят к желаемому результату, отмечали неодно-кратно сами идеологи этого направления, в частности, Дж.Рит-цер, Дж.Александер. Одним из основных стимулов развития концепции самоорганизации, ее активной экспансии в различные научные и ненаучные сферы человеческой деятельности явилась ситуация, которую можно было бы обозначить как проблематичность выживания человечества вообще, осознаваемая как пробле- ма кризиса цивилизации, кризиса предшествующей трактовки гуманизма. Один из многообещающих выходов из так определенной проблемной ситуации, связанный с растущим понимани-ем значимости тех индивидуальных мироописаний, на основании которых человек осуществляет свою практическую деятельность, может быть усмотрен в формировании новой картины мира, новом наполнении таких понятий, как “человек”, “природа”, “нация”, “общество”, а также новом осмыслении отношений “человек-природа”, “человек-общество”, “человек-человек”. И синергетические наработки оказываются здесь мощным смыслообразующим основанием.
88. Взаимодействие объекта и субъекта в научном познании.
Взаимодействие объекта и субъекта в социальном познании.
Понятие «субъект познания» было введено в западно-европейской философии для характеристики знания и познания. Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания, источник активности, направленной на объект. В качестве субъекта может выступать отдельный индивид, коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Как элементы системы «субъект» выступают различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры. Общество является универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех уровней. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. В материалистической философии субъект рассматривается как материальное предметное существо. Объективные идеалисты по субъектом познания понимают обезличенное мышление: мировой дух, идея, абсолютная идея. Субъективные идеалисты под субъектом познания понимают мышление человека. Объект познания также по разному понимается философами. Для материализма в качестве объекта познания выступает природа и общество. Объект познания в философии объективных идеалистов - это мир, созданный мировым духом, идеей, абсолютной идеей. Объектом познания для субъективного идеализма является содержание ощущений, идей субъекта. Говоря о взаимодействии субъекта с окружающей средой, мы должны рассмотреть понятие практика. Для объективного идеалиста Гегеля практика - это волевая деятельность абсолютной идеи. Для субъективного идеалиста Беркли практика - деятельность, обусловленная волей, интуицией субъекта. Для материализма практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Объект является источником познания, он определяет содержание знаний. Активность субъекта, его практика, являются основой развития познавательного отражения действительности. Важнейшие характерные черты практики как гносеологического феномена: 1. целенаправленность; 2. предметно-чувственный характер; 3. преобразование материальных систем. Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре практики, определяющим является объективное. Наличие идеального, субъективного в практике не отрицает того, что в своей основе практика есть материальный процесс. Будучи материальной основой познания, практика является и его конечной целью. Под объектом в гносеологии надо понимать не любой фрагмент реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. «Субъект» и «объект» как парные категории выражают единство противоположностей. Разрешение противоречий между субъектам и объектом происходит посредством практического изменения объекта субъектом. Субъект - объектное отношение, позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса.
89. Специфика социального познания
К социальному познанию относятся знание об обществе, людях, их деятельности, культуре. Существуют различные типы социального знания: социально-экономическое знание, социально-гуманитарное знание, социально-философское знание. Социально-экономическое знание предполагает такое описание социальных процессов, при котором внимание сосредотачивается на объективном начале общества, объективных закономерностях и детерминантах. Социально-гуманитарное знание отображает мотивационно-смысловые, ценностные факторы и целевые зависимости, которые являются ключом к открытию субъективного мира человека. Философию прежде всего интересует отношение объекта и субъекта с точки зрения общих предпосылок.
90. Проблема истины в социальном познании. ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см.: Универсалии, Категории культуры), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки И. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин и др.), другая - на принципе когеренции как соответствия знания имманентным характеристикам идеальной сферы: содержанию Абсолюта (Платон, Гегель и др.), врожденным когнитивным структурам (Августин, Декарт, кембриджские платоники), самоочевидности рационалистической интуиции (Теофраст), чувственным ощущениям субъекта (Юм), априорным формам мышления (Кант), целевым установкам личности (прагматизм), интерсубъективным конвенциям (А. Пуанкаре) и др. Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии проблема критерия И., трактовка которого соответствовала принятому определению И. (от эйдотического образца у Платона до Божественной Мудрости у Фомы Аквинского, с одной стороны, и от индивидуального сенсорного опыта у Беркли до общественно-исторической практики у Маркса - с другой); проблема соотношения И. с заблуждением и абсолютной И. с И. относительной (практически универсальной является модель движения к абсолютной И. посредством И. относительных: асимптотического либо финального); а также проблема соотношения фактической и логической И. Может быть зафиксирован также ряд частных проблем, как, например, проблема соотношения "необходимо истинного" и "случайно истинного" у Лейбница (см. Возможные миры). (2) В неклассической философии происходит своего рода де-онтологизация И.: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман) и др. В контексте философии жизни и философской герменевтики, дистанцирующих объяснение и понимание как взаимно исключающие когнитивные стратегии (см. Понимание, Исто-рицизм), феномен И. оказывается принципиально несовместимым с научным номотетическим методом (Гадамер) и реализует себя сугубо в контексте языковой реальности, что практически трансформирует проблему истинности в проблему интерпретации. Параллельным вектором неклассической трактовки И. выступает позитивизм, в контексте которого И. также трактуется как феномен сугубо языкового ряда, конституируясь в контексте проблемы верифицируемости (см. Аналитическая философия, Верификация). (3) В современной философии постмодерна проблема И. является фактически не артикулируемой, поскольку в качестве единственной и предельной предметности в постмодернизме выступает текст, рассматриваемый в качестве самодостаточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью "означаемого" (см. Нарратив, Постмодернизм).
91. Классическая картина мира. С науч. картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Науч. картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а рез-т их взаимосоглас-я и орг-зации в новую целостность, т.е. с-му, с этим связана такая хар-ка научной картины мира, как ее системность. Эв-ция соврем. научной картины мира предполагает движение от класс-й к некл-ой и посткл-ой картине мира. Европейская наука стартовала с принятия кл.науч.картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца прошлого столетия. Она претендовала на привилегию обладания истинным знанием. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного разв-я с жестоко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как настоящие определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны. Кл-я картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они сущ-ли сами по себе в строго заданной с-ме координат. В ней четко соблюдалась ориентация на «онтос», т.е. то, что есть в его фрагментарности и изолированности. Строго однозначная причинно-следственная завис-сть возводилась в ранг объяснит-ного эталона. Она укрепляла претензии науч. рац-сти на обнаруж-е некоего общего правила или единст-но верного метода, гаран-щего построение истинной теории. Естес-нонауч. базой данной модели была Ньютонова Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим демоном Лапласа, якобы знающим полож-е дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших ч-ц до всеобщего целого. Лишенные знач-сти атомарные события не оказывали ни какого действия на субстанционально незыблемый простран-но-временной континуум.
92. Неклассическая картина мира. С науч. картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Науч. картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. систему, с этим связана такая хар-ка научной картины мира, как ее системность. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от класс-й к некл-ой и посткл-ой картине мира. Европейская наука стартовала с принятия кл.науч.картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца прошлого столетия. Неклас-кая картина мира, пришедшая на смену клас-кой, родилась под влиянием 1-ой теории термодин-ки, оспаривающих универсал-сть законов в классич. мех-ке. С развитием термодин-ки выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механич. с-мы. Складывалось убежд-е, что в термодин-ке случ-ные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, а не сугубо имманентны с-ме. Переход к неклас-кому мышлению был осущ-лен в период революции в естествознании на рубеже 20-21вв., в этом числе и под влиянием теории относит-сти Графич. модель неклассич. картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направ-щую разв-я. Предп-но измен-я осущ-ются, подчиняясь закону вероят-сти и больших чисел. Неклас-кое созн-е постоянно наталкивалось на ситуации погруженности в дейст-сть. Оно ощущало свою предельную завис-сть от соц. обстоят-ств и одноврем-но льстило себя надеждами на участие в формир-ии «созвездия» возможн-стей.
93. Постнеклассическая картина мира. С науч. картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Науч. картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. систему, с этим связана такая хар-ка научной картины мира, как ее системность. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от класс-й к некл-ой и посткл-ой картине мира. Европейская наука стартовала с принятия кл.науч.картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца прошлого столетия. Неклас-кая картина мира, пришедшая на смену клас-кой, родилась под влиянием 1-ой теории термодин-ки, оспаривающих универсал-сть законов в классич. мех-ке. Переход к неклас-кому мышлению был осущ-лен в период революции в естествознании на рубеже 20-21вв. Образ постнеклас-кой картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего опр-ся каким-нибудь незначительным фактором. В совр. Постнекл-ой картине мира анализ общественных структур предполагает исслед-е отк-х нелин-х с-м, в кот-х вели роль исходных усл-й, входящих в них индивидов, локальных измен-й и случайных факторов. Постнекл-ая наука расширяет поле рефлексии над дея-тью, в рамках кот-ой изучаются объекты. В постнекл-ой методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность.
94.Револ-ия в естеств-и в конце XIX и начале XX в. и открытия в физики. В Новое время (17-18) сложилась мех-ская картина мира, утверждаю-щая: вся Вселенная - сов-сть большого числа неизменных и недели-мых ч-ц, перемещающихся в абсол. простр-ве и вр-ни, свя-занных силами тяготения, подчиненных законам классич. мех-ки; природа выступает в роли простой машины, части к-ой жестко детер-минированы; все процессы в ней сведены к механическим. Мех-ская картина мира сыграла во многом полож-ную роль, дав естественнонаучное поним-е многих явлений природы. В XX в. диалектич. идеи проникают в геологию и биологию. Эволюц-ые идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. В конце XIX - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исслед--телям, то это уточнение некот-ых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. В 1896 г. франц. физик А. Беккерель (1852-1908) открыл явле-ние самопроизвольного излучения урановой соли, природа которого не была понята. Англ. физик Э. Резерфорд (1871-1937) экспериментально ус-танавливает, что атомы имеют ядро, в котором сосредоточена вся их масса, а в 1911 г. создает планетарную модель строения атома. В 1924 г. франц. физик Луи де Бройль (1892-1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только элек-тромагнитного излучения, но и других микроч-ц. Но поистине революци-онный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйн-н (1879-1955), создавший спец. (1905) и об-щую (1916) теорию отн-сти. В мех-ке Ньютона сущ-ют 2 абсол. вел-ны - простр-во и время. Простр-во неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей, Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что простр-во и время органически связаны с материей и между собой. На основе достиж-й физики развивается химия, особенно в облас-ти строения в-ва. Характерное для классич. этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в соци-ально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формир-я но-вой исследов-ской парадигмы, в основании которой лежит представ-е об особом статусе соц-но-гуманитарн. наук.
96.Револ-ия в естеств-и в конце XIX и начале XX в. и открытия в биологии. В Новое (17-18 вв) время сложилась мех-ская картина мира, утверждаю-щая: вся Вселенная - сов-ость большого числа неизменных и недели-мых ч-ц, перемещающихся в абсолютн. простр-ве и вр-ни, свя-занных силами тягот-я, подчиненных законам классич. мех-ки; природа выступает в роли простой машины, части к-ой жестко детер-минированы; все процессы в ней сведены к мех-ским. Мех-ская картина мира сыграла во многом положительную роль, дав естественнонаучное понимание многих явлений природы. Таких представл-ий придерживались практически вес выдающиеся мыслители XV в. - Галилей. Ньютон, Лейбниц, Декарт. Для их творч-ва характерно построение целостной картины мироздания. Начиная с создания немецким мыслителем Иммануилом Кантом (1724-1804) работы «Всеобщая естественная история и теория неба» в ес-тествознание проникают диалектические идеи. В XX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию. В области биологии эволюционные идеи высказывал франц. естествоиспытатель Ж.Б.Ламарк (1744-1829) в «Философии зоологии» и Ч.Р.Дарвин (1809-1882), создавший знаменитую работу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохр-е благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). В 30-х г. XX в. ботаником М. Я. Шлейденом (1804-1881) и биологом Т. Шванном (1810-1882) была создана клеточ. теория строения растений и живых орг-змов. Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали мех-скую картину мира. Этому способ-ли и исслед-я в обл-ти физики. В обл-ти биологии рус. физиологом растений и микробиологом Д.И.Ивановским (1864-1920) был открыт вирус и положено начало виру-сологии. Получает дальнейшее разв-е генетика, в основе к-ой лежат законы Менделя и хромосомная теория наследст-сти американского биолога Т.Ханта (1866-1945). Амер. биохимик Дж. Уотсон (р. 1928) и англ. биофизик Ф. Крик (р. 1916) в 1953 г. создали модель структуры ДНК, что положило начало молекулярн. генетике.
95.Револ-ия в естеств-ии в конце XIX и начале XX в. и открытия в астрономии. В конце XIX - начале XX в. считалось, что научная картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исследова-телям, то это уточнение некоторых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, к-ые никак в нее не вписывались. Значит-ные достиж-я были отмечены в области астро-номии. Напомним, что под Вселенной (Метагалактикой) понимается дос-тупная наблюд-ю и исслед-ю часть мира. Здесь сущ-ют боль-шие скопления (100- 200 млрд.) звезд - галактики, в одну из к-ых -Млечный Путь - входит Солнеч. с-ма. Наша Галактика состоит из 150 млрд. звезд (светящихся плазменных шаров), среди к-ых Солнце, галактические туманности, космические лучи, магнитные поля, излуч-я. Солнеч. с-ма находится далеко от ядра Галактики, на ее периферии, на расстоянии около 30 световых лет. Возраст Солнечной системы около 5 млрд. лет. На основании «эффекта Доплера» (австрийс. физик и астро-ном) было устан-но, что Вселенная расшир-ся с очень высокой ск-стью. В 1922 г. мат-к и геофизик А. А. Фридман (1888-1925) нашел реш-е урав-й общей теории относ-сти для замкнутой неста-ционар. расширяющейся Вселенной, ставшее матем-ским фунда-ментом больш-ва соврем. космогонических теорий. Астрономы и астрофизики пришли к выводу, что Вселенная нахо-дится в состоянии непрерывной эволюции. Звезды, которые образуются из газово-пылевой межзвездной среды, в основном из водорода и гелия, под действием сил гравитации различаются по «возрасту». Причем образова-ние новых звезд происходит и сейчас. В 1963 г. открыты квазары - астрономические тела, находящиеся вне пределов Галактики. В 1965 г. американские астрономы А. Пензиас (р. 1933) и Р. Вильсон (р. 1936) обнаружили фоновое радиоизлучение». В 1967 г. были открыты пульсары - космические тела, являющиеся источниками радиоизлучения. Создается наука, нацеленная на изуч-е и освоение космического простр-ва - космонавтика. Ознаменовался этот период разв-я науки созд-ем кибернетики - науки об управл-ии, связи и переработке информации, теории с-м. Интенсивное разв-е промышленного произв-ва, космических исслед-й стимулирует дальнейшее совершен-ние технич. наук.
98. Принцип относительности в классической механике
Принцип относительности Галилея органически вошел в созданную И. Ньютоном классическую механику. Ее основу составляют три "аксиомы" - три знаменитых закона Ньютона. Уже первый из них, гласящий: "Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не принуждается приложенными силами изменить это состояние", говорит об относительности движения и одновременно указывает на существование систем отсчета (они были названы инерциальными), в которых тела, не испытывающие внешних воздействий, движутся "по инерции", не ускоряясь и не замедляясь. Именно такие инерциальные системы имеются ввиду и при формулировке двух остальных законов Ньютона. При переходе из одной инерциальной системы в другую меняются многие величины, характеризующие движение тел, например, их скорости или формы траектории движения, но законы движения, то есть соотношения, связывающие эти величины, остаются постоянными. Чтобы описывать механические движения, то есть изменение положения тел в пространстве, Ньютон четко сформулировал представления о пространстве и времени. Пространство мыслилось как некий "фон", на котором развертывается движение материальных точек. Их положение можно определять, например, с помощью декартовых координат x, у, z, зависящих от времени t. Таким образом принимается, что время абсолютно. Эти формулы получили название преобразований Галилея. По Ньютону, пространство выступает как некая координатная сетка, на которую не влияет материя и ее движение. Время в такой "геометрической" картине мира как бы отсчитывается некими абсолютными часами, ход которых ничто не может ни ускорить, ни замедлить.
99, 100. Спец. теория отн-сти. В конце XIX - начале XX в. считалось, что науч. картина мира практически построена, и если и предстоит какая-либо работа исслед--телям, то это уточн-е нек-ых деталей. Но вдруг последовал целый ряд открытий, которые никак в нее не вписывались. Например, англ. физик Э. Рсзерфорд (1871-1937) эксперим-но ус-танав-ет, что атомы имеют ядро, в к-ом сосредоточена вся их масса В 1924 г. фран. физик Луи де Бройль(1892-1987) выдвинул идею о двойственной, корпускулярно-волновой природе не только элек-тромагнитного излуч-я, но и других микроч-ц. Но поистине революци-онный переворот в физич. картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший спец.(1905) и об-щую (1916) теорию отн-сти. В мех-ке Ньютона сущ-ют 2 абс-ные вел-ны - простр-во и время. Простр-во неизменно и не связано с материей. Время - абсолютно и никак не связано ни с простр-вом, ни с материей, Э. отвергает эти полож-я, считая, что простр-во и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории отн-сти стан-ся опред-е законов 4-хмерного простр-ва, где 4-ая коорд-та -время. Э., приступая к разраб-ке своей теории, принял в кач-ве исходных два полож-я; ск-сть света в вакууме неизменна и одинакова во всех с-мах, движущихся прямолинейно и равномерно друг отн-но друга, и для всех инерциальных с-м все законы природы одина-ковы, а понятие абс-ной ск-ти теряет знач-е, так как нет воз-мож-сти ее обнаружить. Говоря об открытии спец. теории отн-сти, нельзя не вспомнить нидерландс. физика А. Лоренца {1853-1928), к-ый в 1892 г. вывел урав-е (получившее назв-е «преобраз-я Лоренца»), дающее возмож-сть устан-ть, что при переходе от одной инерциальной с-мы к другой м. изменяться знач-я вр-ни и размеры движущеюся тела в направл-и ск-ти движ-я. А крупнейший франц. мат-к и физик Анри Пуанкаре (1854-1912), к-ый и ввел назв-е «преобраз-е Лоренца», первым начал польз-ться термином «принцип отн-сти», незав-мо от Э-на развил мат-скую ст-ну этого принципа и практически одновр-но с ним показал неразрыв. связь между энергией и массой.
101. Модель эволюции Вселенной
Вселенную в целом изучает космология - наука о космосе. Космология открывает упорядоченность нашего мира и нацелена на поиск законов его функционирования. Открытие этих законов и представляет собой цель изучения Вселенной как единого упорядоченного целого. Выводы космологии называются моделями происхождения и развития Вселенной. Наиболее общепринятой в космологии является модель однородной изотропной нестационарной горячей расширяющейся Вселенной, построенной на основе общей теории относительности и релятивистской теории тяготения. В основе этой модели лежат два предположения: 1. свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (одноточность) и направлениях (изотропность); 2. наилучшим известным описанием гравитационного поля являются уравнения Эйнштейна. Из этого следует так называемая кривизна пространства и связь кривизны с плотностью массы. Из теории относительности следует, что искревленной пространство не может быть стационарным: оно должно или расширяться или сжиматься.
102. Красное смещение, его сущность и значение Красное смещение - это понижение частот электромагнитного излучения: в видимой части спектра линии смещаются к его красному концу. Согласно обнаруженному эффекту Доплера, при удалении от нас какого-либо источника колебаний, воспринимаемая нами частота колебаний уменьшается, а длина волны соответственно увеличивается. При излучении происходит «покраснение», т.е. линии спектра сдвигаются в сторону более длинных красных волн. Для всех далеких источников света красное смещение было зафиксировано, причем чем дальше находился источник, тем в большей степени красное смещение оказалось пропорциональным расстоянию до источника. Красное смещение надежно подтверждает теоретический вывод о нестационарности области нашей Вселенной с линейными размерами. Составной частью модели расширяющейся Вселенной является представление о Большом Взрыве, происшедшем 12-18 млрд. леи назад. Рождение Вселенной из «ничего» означает с современной научной точки зрения ее самопроизвольное возникновение из вакуума, когда в отсутствие частиц происходит случайная флуктуация. Выходит, что до образования Вселенной не было ни пространства, ни времени.
103. Раздувающаяся Вселенная и развитие простр-но-временной структуры мира. На нынешнем этапе разв-я космологич. науки наиболее влиятельной считается модель раздувающейся Вселенной, кот. более детально и физич. описывает эволюцию Вселенной. Начальный вариант модели раздувающейся Вселенной был создан в 1981 г. сотрудниками Массачусетского технологич. инст-та А. Гутом в кач-ве прилож-я к теории Великого объед-я. В конце 1981 г. советс. физик А. Линде и незав-мо от него амер. ученые А. Альбрехт и П. Стейхардт создали усовершенствованный вариант модели раздувающейся Вселенной. В 1983 г. А. Линде предложил еще один вариант сценария раздувающейся Вселенной, так наз-й сценарий хаотического раздув-я. Согласно этой модели Вселенная возникла 15-20 млрд. лет тому назад из сингул-ого состояния. П.-в. св-ва этого состояния: сильная искривленность, многосвязность, замкнутость, десятимерность. В процессе раздув-я Вселенной она постепенно охлажд-ся и в соотв-вии с этим постеп-но «вымораж-ся» слабые, сильные и электромагнитные взаимодействия. Модель раздувающейся Вселенной, основанная на теории Большого взрыва, справедливо считается наиболее адекватной дейс-ти и она достат-но обоснов-но отражает закономерные этапы разв-я п.-в. с. мегамира. Фил-фский анализ пр-ва и вр-ни развивающегося микро-, макро- и мегамира и их соотнош-я показ-ет, что отлич-ся друг от друга в кол-ном отнош-и, в целом неразрывно взаимосвязаны, уровень реальности имеет относ-ный хар-р, с изменением топологических хар-к уровней м. изменяться п.-в. с. Эволюция В.есть одноврем-но и эволюция ее п.-в.с.
104. Развитие пространственно-временной структуры микромира. П.-в. с. м. Опр-ся слабыми ядерными взаимод-ями. Радиус взаимод-я этих сил не превышает радиуса атома. Поэтому под м. Следует считать масштаб до атомного размера. В сильном взаимод-и участвуют кварки, переносчиками этого взаимод-я выступают глюоны. В слабом взаимод-и участвуют лептоны и кварки, век. бозоны переносят это взаимод-е. Оба взаимод-я вместе отвечают за структурную целостность микромира. Особенности п.-с.м. зависят от природы и характеристики этих взаимодействий. Но это не означает, что в м. Действуют только две силы. На самом деле элементарные частицы подвергаются также влиянию электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Из-за недоступности яв-ий м. для прямого, непосредственного наблюдения перед исследователями возникают многочисленные трудности в изучении п.-в. характеристик м. Это вызвало ряд противоречивых подходов к описанию п.-в. отнош-й в м. Одни авторы выдвинули гип-зу, согласно к-ой простр-во и время - это сугубо макроскопические феномены, подобные, скажем, теплоте и температуре. Если гипотеза о макроскопичности простр-ва и вр-ни считается справедливой, то мы д. отказаться от идеи о всеобщности свойств прос-ва и вр-ни. Отсюда и следует, что прос-во и время перестают быть всеобщим атрибутом материи.Они правоверно понимают под прос-ом и вр-нем лишь макроскопическое, клас-ое, абсолютное, субстанциальное прос-во и время. На самом же деле насильственное введ-е в микромир макроскоп-ских з-ов м. привести к ошибочным след-ям. Т.о. в микромире своеобразно действует п.-в. связь, своеобразно проявл-ся св-ва пр-ва и вр-ни, связанные со спецификой материальных взаимод-й в микромире. Осн.св-ми микропр-ва и микровр-ни выступают дискретность, многосвязность, многомерность, анизотропность, свертываемость. В микромире теряют свою определенность и применимость при описании объектов и явлений микромира такие понятия как «состоит», «часть», «целое», «элементарность», «сложность». Развивается ли микромир и его п.-в.с.? Разв-е имеет свою направл-сть, время, но в микромире отсутствует строгая направл-сть вр-ни. Опред-е разв-я отдельно взятой частице бессмысленно, поэтому, когда речь идет о развитии в микромире, имеется в виду группа или с-ма ч-ц.
105.Развитие пространственно-временной структуры макромира. М. связан с электромагнитными взаимодей-ями, поэтому граница его начин-ся на атомном уровне, где форм-ся хим. структура простр-ва и время. Образ-е простейших и сложнейших хим. соед-й, появл0е биолог-ких орг-змов, эволюц-ные процессы в неорг-ской и в орган-ской природе приводят к усложн-ю, разв-ю п.-в..с.м. В м. Отчетливо проявляются сл-ие харак-стики пр-ва и вр-ни: однородность, изотропность, четырехмерность, обратимость пр-ва и необратимость времени. Макроскопическое пр-во обладает евклидовым хар-м. Пр-во обладает неевклидовым хар-м тогда, когда оно искривляется. Кривизна, как и метрическое св-во пр-ва проявляется в мегамире, где действительную роль играет гравитация. Макроскопическое пр-во достаточно упорядоченное, поэтому в нем несильно наруш-ся законы сохр-я. Оно односвязно, поэтому при тополог-ском разбиении не сохраняется его целостность (т.к. оно не многомерно). В м. часть всегда меньше целого, с-ма больше своего эл-та. Макромир - это мир, где объекты двигаются с отн-но меньшими ск-тями, чем ск-сть света. Разв-е п.-в. с. м. осущ-ется комплексным действием всех форм фундам-ных и нефундам-ных сил. П.в.с.м. тесно связана с микро- и мегамирами. Внутрен. структура эл-тов макромира сохр-ся благодаря сильным и слабым ядерным взаимод-ям.
106. Развитие пространственно- временной структуры мегамира. В связи с бурным разв-ем космологии особую актуальность приобретает проблема п.-в. отнош-й мегамира. Но поскольку соврем. этап связан открытием реликтового излуч-я, нейтронных звезд, природы черных дыр, белых дыр, с гип-зами о гравитонах, фридмонах многие спец-сты говорят о научной революции в этой обл-ти, обогатившей наши представ-я о Вселенной и о ее п.-в.с. Особенность п.-в. отнош-й мегамира заключ-ся в том, что в нем взаимосвязь пр-ва и вр-ни с массой мат-х тел проявл-ся наиболее отчетливо. Согласно 1-ой космологич. модели Эйн-на пр-ые коорд-ты Вселенной замкнуты. Материя распред-на во Вселенной равномерно, т.е. пр-во однородно и изотропно. Кроме того, конечные размеры Вселенной не измен-ся с течением вр-ни, т.е. она статична. Вселенная де Ситтера пустая, именно благодаря этому она статична, в противном случае Вселенная расшир-ся с теч-ем вр-ни. Модели Эйн-на и де Ситтера, с одной ст-ны, тождес-ны- обе они статичны, с другой они противоп-ны - одна из них учитывает заполненость Вселенной, другая рассматривает ее пустой. Хар-р п.-в. с., отражающих неоднородность пр-ва, описан в моделях К. Шварцшильда и К. Геделя, в кот. топологические структуры п.-ва-вр-ни противоречат однородным, изотропным моделям Эйн-на и де Ситтера. Особен-сти противор-я п.-в.св-в в сфере Ш. связаны с внутренними противор-ями динам-ских св-в гравитац-ого коллапса, поскольку в сверхжатых областях материи грав-ые поля сильно искревляют прост-ые коорд-ты и замедляют временное теч-е. Риман считал, что бескон-сть есть метрич. хар-ка пр-ва и вр-ни. Мет-ая бескон-ть охватывает лишь экстенсивную бесконечность- беск-ть по протяженности. В этом смысле она относительная. Но существует бес-ть интесивная. Интенсивная беск-ть изучается современными разделами мат-ки - топологией, теорией групп, теорией игр, теорией графиков. Здесь проявляется различие между метрич. и топологич. беск-тями. В настоящее время проблема отн-сти конечности и замкнутости п.-в. хар-к мегамира - одна из ключевых.
110. Биологическое пространство и время. Биологическая форма движения материи возникает на основе химической формы движения материи. Она образуется в виде специфического сочетания хим. процессов в рамках биол. формы движения материи последние выступают как подчиненные абстрактные компоненты. Соответствующим образом, биол. пространственно - временная структура базируется на основе синтеза ряда хим. пространственно - временных структур. Ряд авторов отрицают существования биол. пространства и времени. Но, вероятнее всего, что биол. пространство и время все-таки существуют в соответствии с существованием качественно - специфической причинно -следственной структуры систем биологических взаимодействий. Хотя, ученый Мостепаненко А.М. выдвигает свою теорию, в которой в качестве основного принципа классификации пространственно - временных форм рассматривает то, что особой пространственно - временной форме должно соответствовать особое концептуальное матем. пространство, существенно отличное от пространств отображающее другие известные формы. Однако, эти концептуальные матем. пространства могут быть раскрыты на этапе, когда наука достигнет количественного описания соответствующие предметной области, а до этого наука находясь на этапе качественного описания исследуемых объектов, не сумеет создать концептуальное пространство и время, что не должно послужить основанием для отвергания онтологического существования специфической пространственно временной структуры.
111.Социальное пространство и время. В исследованиях ряда философов и обществоведов анализируется пространственно - временная структура социальной действительности. Эта проблема является дискуссионной и ряд исследователей отрицают, существование социального пространства и времени нам представляется, что необходимо признать существование социально пространства и времени как специфической формы пространственно - временных отношений, характерной для социальной формы движения материи, в рамках которой реализуется социальное взаимодействие возникающие в ходе эволюции форм взаимодействия как его высшая форма. В ходе социального взаимодействия реализуются специфическая система причинно - следственных связей, обусловленная спецификой социального отражения, обособления и связи. В соответствии со специфической системой социальных причинно - следственных связей формируется специфическая структура социальных пространственно - временных отношений. Она является формой существования социального структурного уровня материи с соответствующей социальной формой движения материи. В основе специфики соц. Взаимодействия лежит взаимодействие в рамках коллективной, орудийной, коммуникативной, предметно - преобразующей деятельности людей, формирующих в рамках этого взаимодействия свой внутренний духовный мир, свое сознание, мышление. Социальное пространство и время включает в себя в подчиненном, превзойденном виде пространственно временные структуры своих компонентов и следовательно, включает в себя в снятом виде физ.,хим., биол., и др. пространственно временные формы.
108.Физическое пространство и время. Структуры физ. пространства и времени обуславливается физ. Взаимодействиями. Согласно современной космологии и физике элементарных частиц простр. - времен. структура микро-, макро- и мега миров качественно отличаются друг от друга т.к. на разных структурно масштабных уровнях материи доминируют различные формы физ. взаимодействий в микромире основном доминируют сильные и слабые ядерные взаимодействия. В макро мире доминируют электромагнитные взаимодействия, в мега мире гравитационные. Физ. структурному уровню материи согласно современному естествознанию соответствуют подуровни со следующими основными элементами: галактики, звезды, макротела, ядра, элементарные частицы, крарки и лептоны. Каждый структурный уровень имеющий физ. форму движения в качестве главной, имеет свою специфическую простраст.-времен. структуру, но все эти физ. структурные уровни с соответствующими простраст.-времен структурами вместе образуют определенную относительно самостоятельную целостность обладающую некоторой интегральной простраст.-времен структурой, которая выступает как физ простраст.-времемя.
109.Химическое пространство и время. Специфичность хим формы движения материи состоит в переходном типе целостности и организации хим тел между физ и биол формами движения. «Пространство - время» в химии есть кагория, определяющая способ существования хим. тел и процессов хим форма движения материи, возникая с возникновением атомов, развивается в в дух аспектах: 1 направлении все большего усложнения хим элементов от водорода до трансурановых элементов и 2 в направлении образования все более сложных сочетаний элементов между собой. Соответственно, развивается структура простран-времен отношений, отражая развитие специфической причинно - следственной структуры в направлении ее все большего усложнения и совершенствования. Система элементарных физ процессов включается как подчиненный момент в русло накрывающего, формирующего целостность и специфику совокупности протекающих процессов, хим движения. Также происходит и снятие в хим. простран-времен структуре подчинение ей физ. простран-времен структур здесь структурные уровни элементарных частиц и ядер, в рамках атомного структурного уровня, а также структурный уровень атомов в рамках молекул оказываются ограниченными в реализации своего самодвижения и соответственно в реализации своего самопротяжения и сомодления. Эти их пространственно временные свойства, синтезируясь образуют простран-времен свойства хим материальных структур. На уровне неорганических хим соединений имеется собственная специфика самодвижения по отношению к уровню органических соединений. Специфика органического уровня хим форм движей материи состоит в ведущей роли углеодородных сруктур, в отличие от других более разнообразных хим структур, играющих ведущую роль в неорганической химии. Соответственно, будут иметь специфику и пространственно временные структуры неорганических и органических хим соединений.
112.Психологическое пространство и время На процесс восприятия человеком пространственно временных отношений действительности, оказывает влияние его эмоционально - психическое состояние. Психолог. простран и время связано спихофизиологичекими состояниями субъекта, поэтому псилог прост и время связано также и биолог. Формой движения материи. В тоже время псих процессы обуславливаются и социальными факторами, т.е. псих. пространство и время одновременно связано с социальной формой движения материи. В этом смысле биолог и социал формы движения материи в диалектическом единстве выступают спосом существования у человека психофизиологических явлений и процесов. Естественно эти процессы существуют с их материальным носителем - человеком. Человек как биол организм социал субъект отражает внешний мир, пространственно - временные отношения действительности. Под псих простр и временем мы понимаем формы в которых осуществляются процессы познавательной деятельности. Этот простр - времен тип характеризует сферу мышления. Особенности псих простр и времени вытекают из особенностей материальных взаимодействий, выывающих псих явления и выступающих на биолог и социал уровнях организованноти материи.
113.Концептуальное пространство и время. Ученый А.М. Мостепоненко, сопоставляя перцептуальное, концептуальное и реальное пространство и время отмечает, что в самой действительности объективно существует реальное пространство и время, где локализованы реальные объекты. Вместе с тем человеку и, по - видемому, высшим животным свойственны перцептуальные простр и врем, которые служат условиями существования и смены ощущений и др. псих актов. Под концептуальными простр подразумеваются абстрактные маем простр или мамем структуры, которые находятся лишь в уме человека, но которые могут явиться средством научного подхода к изучению реального простр ученый считает, что особой простр врем форме должно соответствовать особое концептуальное матем прострво, существенно отличное от пространсв отображающих другие известные формы, но эти концептуальные матем пространства могут быть раскрыты наукой на этапе, когда она достигнет количественного описания соответсвующей предметной области. Наука же на данном этапе, находясь на этапе качественного описания исследуемых объектов, не сумеет создать концетпуал простри время для количественного описания расматриваемой предметной области, но это не должно послужить основанием для отвергания существования специфической простр врем структуры. Значенгие концепт матем пространства велико.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|