Рефераты

Философия

58. Преемственность в развитии научных знаний.

Актуальность для общ-ва проблемы преемственности (далее - п) научных зн-ий прежде всего обусл превраще-м науки в важн фактор общ прогресса.

Смысл п хорошо охар-л Гегель в своей Науке логики удержать полож-ное в его отриц-ном, содержа-ние предпосылки в её рез-те это самое важное в основанном на разуме познании, в то же время достаточно простейш размышления, чтобы убедиться в абсол истин-ти и необх-ти этого требования .Логический анализ производится именно и прежде всего с точки зрения удержания полож в отрицательном (что удерживается? как? каким образом?).

П в истор плане предстает как более про-тиворечивый зигзагообразный процесс. Поскольку критерии истин ценного, полож-го (выступающие принципами п но-вого знания), сами проходят проверку временем, практикой и не всегда её выдерживают - постольку п с точки зрения имеет более широкое содержание. Она включает в себя в сфере теории насле-дование очередными поколениями как научно доказанных истин, так и идей, кот еще предстоит доказать, а такие ошибочных, в том числе и реакционных взглядов в психологии ученых - излишнюю пристрастность к одним и предубежденность против других точек зрения и т.д. Иссл-ие процесса п в историческом выступает важным условней оптимального управления развити-ем науки и умелого пользования человечеством уже накопленными зна-ниями об окружающем мире. Подобное же влияние на п знаний об обществен-ных явлениях, законах оказывает и их исторический характер.

- Доказательство истинности догадок о будущем затруднено от-сутствием или незрелостью нарождающихся отношений, тенденций.

Особое влияние на преемственность знаний в науке оказывает интерес господствующего класса в принятии распространении и углуб-ления новых знаний определяемый тем, что в руках последнего сосредоточена политическая власть, экономическое могущество, ему на длитель-ный период историй принадлежит монополия на образование.

Каждый этап развития науки в целом хар-ся своим опр фондом накопленных знаний. Однако для социал науки это суждение правомерно в гораздо меньшей степени, чем по отношение к естеств-анию и техн наукам. Если уровни развития естеств-техн знаний в странах с относительно равным экон развитием более или менее сравнимы, то для обществ наук они могут быть весьма различны. Современный этап развития науки требует не только разработки имеющегося наследия о преемственности знаний, но и ста-вит ряд новых специфических проблем. Одной из таких, является проблема возрастания удел веса принятия нами все большей части научного знания, его оценки лишь на уровне изучений в готовом виде (в силу увел-ия объёма инфии, дифференциации наук), а не на уровне обоснования её истинности или проверки этого обоснования.

59. Предвидение и его роль в науке. Основывающиеся на обобщении теоретических и экспериментальных данных и учете объективных закономерностей развития предсказание наблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества Н.П. может быть двоякого рода: 1)относительно неизвестных, не зарегистрированных в опыте, но существующих явлений (напр. Предсказание античастиц, новых хим. элементов, месторождений ископаемых и т. д. ) 2) относительно явлений которые еще только должны возник никнуть в бедующем при наличии определенных условий. Н.П. всегда основывается на распространении познанных законов природы и общества на область неизвестных или не возникших еще явлений, где данные законы должны сохранять силу Н.П. неизбежно содержит и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее, а в применении к обществу - особой сложностью процессов его развития. Критерием правильности Н.П. в конечном счете всегда является практика.

60. Понятие «верификация» в науке. Верификация (с лат. док-во, подтверждение) - как он был сформулирован в Венском кружке, понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к-л положения к прямо верифицируемым утверждениям. Научные положения, содержащие развитые теоретические понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям. Верификация - актуальный процесс проверки реальных утверждений и верифицируемость - возможность верификации её условия. Анализ условий и схем верификации выступают в качестве предмета логико-методологического исследования. Термин получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка науки в логическом позитивизме, который и сформировал принцип верификации.

61. Понятие «фальсификация» в науке.

Фальсификация (лат. falsus - ложный и facio - делаю)-- принципиальная опровержимость любого научного утверждения. научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям. В основе Ф. лежит формально логическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует и множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации принцип Ф, который был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь те высказывания, которые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально нефальсифицируемые утверждения лишаются его. Принцип фальсифицируемости по Попперу выступает критериальным основанием дифференциации науки и философии ("метафизики").

62. Проблема классификации наук

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом весьма условно можно подразделять на три большие группы (подсистемы) - естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между ними нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Каждая из указанных подсистем в свою очередь образует систему отдельных наук. В связи с междисциплинарными и комплексными исследованиями, проводимыми средствами нескольких научных дисциплин, возникли пограничные науки на стыке разных наук: биохимия, биофизика, геохимия. По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможности использованию. Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.

63. Натурфилософия и естествознание НАТУРФИЛОСОФИЯ (лат. natura - "природа") - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между натурфилософией и естествознанием, ее место в философии исторически менялись. Наибольшую роль натурфилософия играла в древности. Натурфилософия явилась первой исторической формой философии и фактически сливалась с естествознанием (атомистическая гипотеза в Древней Греции). В дальнейшем натурфилософия в основном именовалась физикой, т.е. учением о природе. В Средние века натурфилософия почти исчезает. Отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. В эпоху возрождения начинается новый расцвет натурфилософии, который связан с именами Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Компанеллы, Дж.Кардано, Парацельса, Ф.Патрици. Натурфилософия этого времени развивалась главным образом на основе пантеизма и гилозоизма. Принцип тождества микро- и макрокосмоса особенно широко используется. Выдвинута концепция целостного рассмотрения природы и ряд других диалектических положений. В 17-18 веках в эпоху господства механистического естествознания натурфилософия отступает на второй план. В немецкой классической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве основной доктрины. Современными науками натурфилософия практически нерассматривается.

64. Естествознание как отрасль научного познания ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ -- наука о при роде; совокупность естественных наук. взятая как целое; одна из трех осн. областей человеческого знания (наряду с науками об об-ве и мышлении). Е.-- теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.. По своему содержанию и методу изучения явлении природы Е. может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта -- на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы (механические, физические, химические и др.), и на органическое, предмет к-рого составляют явления жизни. Участвуя в выработке естественнонаучной, или “физической”, картины мира, Е., гл. обр. своей теоретической частью (понятия, категории, законы, теории, гипотезы), а также разработкой приемов и методов научного исследования примыкает к философии; оно влияет непосредственно на развитие философии, закономерно обусловливает смену форм материализма в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С др. стороны, Е. теснейшим образом связано с техникой, с процессом производства. Общий ход развития Е.-- от непосредственного созерцания природы (в древности) через ее аналитическое расчленение (15-- 18 вв.), закрепленное и абсолютизированное, а потому превращенное в метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (19--20 вв.). Стихийное проникновение диалектики в Е. в 19 в. осложнилось в 20 в. кризисом Е., причины и пути преодоления к-рого указаны Лениным в книге “Материализм и эмпириокритицизм”. В центре совр. Е. до середины 20 в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц; физика стимулировала развитие др. отраслей Е.-- астрономии (космонавтика), кибернетики, бионики, химии, биологии и др. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачу искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности; физика способствует познанию природы химической связи, решению проблем космогонии и космологии. В совр. Е. начинает лидировать уже не только физика, но и целая группа наук (молекулярная биология, кибернетика, макрохимия)..

65. Классическое естествознание и его характерные особенности Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает ХIV - начало XVII в. В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революция, совершившейся в эпоху Ренессанса и состоявшей в изменении системы "человек - мир человека". В эпоху Ренессанса происходит мировоззренческая переориентация субъекта: на первый план постепенно выдвигается отношение человека к Природе, отношение же человека к Богу выступает как производное. Важной заслугой культуры Возрождения являлось и то, что в ней главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности и складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания. XVII-XIV века - классическое естествознание; первая революция революция: 1. выработка идеалов научности; 2. приобретение дисциплинарной организации. В истории естествознания можно обнаружить четыре такие революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания . Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых выражались установки классической науки и осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Через все классическое естествознание начиная с XVII века проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, “вытекающих из опыта” онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты.

66. Возникновение неклассического естествознания и его специфика Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они сугубо имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор - роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии - "закону среднего". Отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Историческая магистраль все с той же линейной направленностью проторивает пространственно-временной континуум, однако поведение индивида в выборе траектории его деятельностной активности может быть вариабельно. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием "статистическая закономерность". Неклассическое сознание постоянно наталкивалось на ситуации погруженности в действительность. Оно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно льстило себя надеждами на участие в формировании "созвездия" возможностей.

67. Основные черты постнеклассического естествознания Периодом четвертой глобальной научной является последняя треть XX в., которая положила начало постнеклассической науке. Особенностью науки конца ХХ в. является комплексный подход исследовательских программ, взаимодействие принципов и картин реальности различных наук. Подтверждением этому служат возникшие на стыке нескольких наук новые дисциплины (биофизика, экология и другие), проникновение идей эволюции и историзма в физику, а также явная тенденция к построению единой картины мира, включающей в себя разные, иерархические уровни организации живой и неживой материи. В рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах. Научная картина мира это - множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, её изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности. . Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого "укола", чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

68. Предмет философии техники

Философия XX века сформулировала целый ряд новых для философии проблем, среди которых и проблема техники и человека. Техника (от греч. techne -- искусство, мастерство) обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды; система навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В философском анализе деятельности используется, как правило, второй смысл; философия же техники преимущественно оперирует первым смыслом. Будучи одной из форм активности человека, Т. появилась вместе с ним. Преувеличение детерминирующей роли техники приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму, а с др.-- к технократической идеологии, согласно к-рой лица и группы, создающие технику, владеющие ею и умеющие пользоваться, не только обладают всеми социальными и духовными преимуществами над др. категориями и социальными группами людей, но и в состоянии свести управление общественными процессами к управлению техникой. Системный подход позволяет увидеть современную Т. как сложную систему, в которой элементы (подсистемы) взаимосвязаны. Каждая из технических подсистем требует участия человека (творчество, изобретение, организация, управление, финансирование и т.д.). Т. подвластна времени. Это создает немало проблем в ее развитии. Последние все чаще возникают в диалоге (коммуникации) человека с машиной. В планетарном измерении Т. стала огромной силой, однако для некоторых региональных культур она еще остается неадекватно воспринимаемой ценностью, что создает дополнительные трудности при разрешении политических напряжений, решении экономических проблем. Т. как артефакт труда актуализирует вопрос о профессиональном мастерстве, искусстве. Этому способствует и тенденция в развитии потребностей людей - особое внимание к качеству, техническому дизайну.

69, 70. Понятие «техннка». 70. Соотношение науки и техники. ТЕХНИКА греч. и лат. techne - Будучи одной из форм активности человека, Т. появилась вместе с ним. Сначала греческое techne интерпретировалось как искусство изготовления, творения чего-либо. За современным же значением Т. осталась лишь область изобретений, ремесленного труда, связанная с воплощением идеи в конкретном (а посему преходящем, изменчивом) материале природы. Отдельные попытки описания технических систем перешли в 18 ст. в создание системы инженерного образования, технологии как комплекса знаний о Т. Последняя превратила Т. в практическое поле своих исследований. В 19 в. в содержании понятия Т. произошли изменения. Они были обусловлены индустриализацией, расширением мирового рынка, углублением разделения труда, усилением кооперации (транспорт, связь), политической нестабильностью (спрос на военную Т.), ощутимым влиянием Т. на социальные процессы. Конкретно-научные представления сложились в комплекс технических наук. В перспективе научная картина Т., акцентирующая внимание на гуманитарных аспектах Т. в системе культуры, может стать важным основанием системы инженерно-технического образования. Этому способствует формирующаяся уже сегодня единая информационно-техническая система планеты, влияющая на массовое сознание и мировоззрение людей. Философия исследует мировоззрение с учетом региональной культуры, времени, выделяет следующие интерпретации Т., осуществленные ее средствами: аристотелевскую, новоевропейскую, позитивистскую, марксистскую, антропологическую, кризиса культуры, русского космизма, духовную, технического детерминизма, онтологическую. Основной тезис аристотелевской концепции заключается в нейтральности Т. по отношению к формам бытийствования человека в культуре, ее асоциальность. Это лишь небольшая область приложения творческой активности, связанная с созданием орудий труда. Новоевропейская - отразила изменения в обществе 16-17 ст., в частности, заметно возросшую роль Т. в жизни человека, запрос предприимчивого мышления на технические новации. Дальнейшей конкретизацией рационалистической методологии стали позитивистская и марксистская концепции Т. Позитивистская утверждает примат научной (естественно-научной) рациональности над абстрактной (метафизической). Марксистская - рассматривает рациональность как способность человека не только вырабатывать представления об идеальном (идеал, модель, теория), но и воплощать его в формах практической рациональности (действиях). Т. при этом выступает как нейтральный элемент в системе социальных отношений, но достаточно активный в преобразовании природы (научно-технический прогресс). Концепция кризиса культуры 19-20 ст. пессимистически трактует Т. Она предстается как один из ведущих факторов, способствовавших подчинению человека государственной машине, лишению его способности противостоять разрушительному воздействию технической цивилизации. Согласно антропологической концепции, Т. есть естественное продолжение органов человека, его способности мышления. Концепция технологического детерминизма исходит из признания Т. как объективной реальности, обладающей высокой динамикой развития, собственными закономерностями, способными изменить не только социальные отношения, но и природу человека. Т. гуманна по своей природе. Человек же некомпетентен, неадекватно интерпретирует ее фундаментальный смысл. Концепция русского космизма формирует представление о космотехническом мире как перспективе человеческого бытия (активное освоение космоса). Духовная концепция призывает человека овладеть собственным духом перед лицом Т., выработать в культуре новые ценности свободы, ответственности, организации. Онтологическая концепция включает не только мировоззренческую функцию, но и критическую (поисковую), связанную с необходимостью переоценки механизмов формирования основных ценностных ориентаций европейского сознания. Системный подход позволяет увидеть современную Т. как сложную систему, в которой элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; медицинские технологии; военная Т. и технологии; Т. в системе образования; бытовую; научную (поисковую); связанную с туризмом и отдыхом. Каждая из технических подсистем требует участия человека (творчество, изобретение, организация, управление, финансирование и т.д.). Т. подвластна времени. Это создает немало проблем в ее развитии. Последние все чаще возникают в диалоге (коммуникации) человека с машиной. Вывод, наука способствует развитию техники, а техника, в свою очередь с развитием материально - технической базы, даёт предпосылки для развития науки.

71. Статическая теория информации ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Само понятие И. обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов - источника И., потребителя И. и передающей среды. И. не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. И. является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Встав в один ряд с такими фундаментальными категориями, как материя и энергия, И. превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. Одной из важнейших особенностей И. является ее неэнергетический характер. Сущность использования И состоит в том, что приведение в действие больших масс вещества и процессов передачи и преобразования больших количеств энергии могут направляться, контролироваться при помощи небольших масс и количеств энергии, несущих И. Так, например, на автоматизированных робототехнических комплексах изготавливаются сложнейшие детали и узлы современных машин и осуществляется их сборка под воздействием весьма маломощных в энергетическом смысле управляющих сигналов, подаваемых встроенными в технологическую линию микропроцессорами на исполнительные органы станков и роботов. Кибернетический подход к И. интересен тем, что он абстрагирован от конкретных форм энергии и материи, с помощью которых осуществляются информационные процессы в живой природе, машинах и человеческом обществе. В философии более трех десятилетий сосуществуют два различных подхода, две противостоящие друг другу концепции И. - атрибутивная и функциональная. Атрибутивная концепция трактует И. как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. Функциональная концепция, напротив, связывает И. лишь с функционированием самоорганизующихся систем. Каждая из этих концепций отражает определенный аспект И. и поэтому их можно рассматривать в единстве, при котором атрибутивная концепция делает акцент на независимости И. как атрибута материального объекта от процессов ее использования, отражая тем самым статический аспект И.

72, 73, 74. Семантический, синтактический, прагматический аспект информации ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. При оценке информации различают ее синтаксический, семантический и прагматический аспекты.
Информация, предназначенная для передачи, называется сообщением. Сообщение может быть представлено в виде последовательности символов некоторого алфавита. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления информации для её передачи и хранения безотносительно к её содержанию. Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит её с ранее имевшейся информацией. Знания об определенной предметной области фиксируются в форме тезауруса, то есть совокупности понятий и связей между ними. При получении информации тезаурус может изменяться. Степень этого изменения характеризует воспринятое количество информации. Семантический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной информации, т.е. определяет ценность информации.
Человек сначала наблюдает некоторые факты, которые отображаются в виде набора данных. Здесь проявляется синтаксический аспект. Затем после структуризации этих данных формируется знание о наблюдаемых фактах. Это семантический аспект информации. Это позволяет создавать информационные модели исследуемых объектов. Полученное знание и созданные модели человек использует в своей практике для достижения поставленных целей. В этом проявляется прагматический аспект информации.
Синтаксический подход к определению информации развивается в статистической теории информации. Шенноном было введено понятие количества информации как меры неопределенности состояния системы, снимаемой при получении информации. Количественная мера неопределенности состояния называется энтропией. При получении информации уменьшается неопределенность, то есть энтропия системы. Получение информации связано с изменением степени неосведомленности получателя о состоянии системы.

75. Теория кодирования. Качественный аспект информации выражает теория кодирования. Для теории кодирования характерно использование не вероятностных, а алгебраических методов. Понятие кодирования охватывает такие процессы, как перевод предложения с одного языка на другой, представление текста в формате компьютера, переход от алфавита к азбуке Морзе и обратно. Система правил, позволяющая переводить сообщения из одной формы представления в другую называется кодом.

Кодирование изменяет качественную природу носителя информации и количественные характеристики форм представления сообщения, но не изменяет количество и качество информационного содержания сообщения.

76. Формы дщвижения информации.

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Само понятие И. обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов - источника И., потребителя И. и передающей среды. И. не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. И. является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Встав в один ряд с такими фундаментальными категориями, как материя и энергия, И. превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. Активная роль И. в возникновении и развитии новых форм движения и информационных структур, а также единство и взаимосвязь структурной и оперативной И. особенно четко проявились в двух переломных скачках развития материи - от неживой природы к жизни и от высших животных к человеку и к человеческому обществу. Последнее способствовало резкому повышению интенсивности оперативной И. и взаимообщению людей в процессе их трудовой деятельности. Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой метаструктуры - человеческого общества. По мере накопления в обществе различных видов И. невиданными темпами возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Это приводит к дифференциации оперативной И. в обществе, к появлению таких ее видов, как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая, используемых в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур - орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств и т.п. - т.е. по формированию ноосферы. И. стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития - т.наз. "информационное общество", где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой.

77. Информационные революции.

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Само понятие И. обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов - источника И., потребителя И. и передающей среды. И. не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. И. является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Встав в один ряд с такими фундаментальными категориями, как материя и энергия, И. превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. На протяжении всей истории целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, «каменный век»-это эпоха технологии обработки камня для получения орудий труда, «бронзовый век»-эпоха овладения технологией обработки металла, «век книгопечатания»-эпоха овладения новыми методами распространения информации, «век электричества»-эпоха овладения новыми видами энергии. Еще сорок-пятьдесят лет назад говорили, что наступил «атомный век», сейчас же наступил «век информации», «век новых информационных технологий». Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса и явления.

Потребность выразить и передать информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного искусства, вызвала к жизни книгопечатание, почтовую связь, телеграф, телефон, радио и телевидение. Любая технология, когда она приобретает всеобщий, универсальный характер, оказывает на общество революционное воздействие.

Так, появление ЭВМ - универсальной машины для обработки информации - означает начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальные, «духовные» сферы жизни. Рост производства ЭВМ, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводит к возникновению и росту информационных компонент во всех сферах жизни общества: в производстве, науке, образовании , и т.д..

78. Информационные технологии и ее оосновные базы. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса и явления.

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой. Отсюда и двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и общественного самоуправления. Изучением и развитием теории информационных технологий и ресурсов и их роли в интеллектуализации общества на современном этапе занимается относительно молодая наука информатика.

Основные базы информационных технологий: 1)рационализация; 2)развитие изоморфизма; 3)развитие техники; 4) развитие экономических, социальных и политических институтов.

80. Интернет и его роль в информированности общества Одним из важнейших аспектов и проблем информационного общества, стоящих ныне - это массовое психологическое лияние информации. Почти все ученые, занимающиеся проблемами социологии и политологии, заняты проблемами глобального психологического влияния на громадные массы людей во всем мире. Сейчас разрабатываются различные формы влияния и возможности манипулирования общественным мнением для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Целенаправленные воздействия на общество при помощи информационных средств связи сейчас широко распространены и именно на них основаны почти все аспекты существования современного общества. О компьютерной информационной сети необходимо сказать особо, так как именно она, в первую очередь, дала возможность создания некоторого информационного поля и пространства. Интернет - это фантастическое по своей особенности изобретение, сделанное в 1968 г. для Министерства Обороны США, которое должно было способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере. Основным условием и главной особенностью этой информационной сети было то, что она должна была быть устойчива к частичным повреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент, при этом никакого ущерба для сети не приносить. При самых различных условиях повреждения в сети должно было быть возможным установить связь между компьютером-источником и компьютером-приемником информации (станцией назначения). Рост и развитие сети Интернет, совершенствование вычислительной и коммуникационной техники идет сейчас подобно тому, как идет размножение и эволюция живых организмов. Именно об этом росте информационных средств писал Вернадский: «Со скоростью, сравнимой скоростью размножения, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путем в биосфере все растущее множество новых для нее косных природных тел и новых больших природных явлений». «Ход научной мысли, например, в создании машин, как давно замечено, совершенно аналогичен ходу размножения организмов». Раньше сетью пользовались только исследователи в области информатики, государственные служащие и подрядчики, теперь практически любой желающий может получить доступ к ней. Теперь существует благоприятная среда для развития научной работы, популяризации научного знания на всей планете. Если раньше людей разделяли границы и огромные расстояния, то теперь, возможно, только языковой барьер. Сейчас сеть Интернет - это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. По данным статистики, если вообще как-то возможно в этой глобальной информационной сети ее произвести, население Интернет уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причем количество узлов полтора года удваивается. Вернадский писал: «Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров». </i>

81. Социальная информация и её особенность ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. Понятие "ин-формация", по Винеру, является обозначением "... содержания, полученного из внешнего мира в про-цессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств...". Т.е. для Винера информация -- это знание, имеющее одну ценностную меру по отноше-нию к внешней среде (семантика) и другую ценностную меру по отношению к накопленным получателем знаниям, целям познания (прагматика). Идея, что И. можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой - кибернетикой, доказавшей, что И. имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания. И. как философская категория фиксирует не только всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленность, но и является фактором развития от низшего к высшему в природе, обществе и познании. В связи с этим различают три формы И., соответствующие трем физическим сущностям кибернетических, целенаправленных систем: биологическая И. внутри живых организмов и между ними, машинная И. внутри и между машинами и социальная И. в человеческих сообществах. При всем качественном различии в содержании и формах представления указанные виды информационных процессов изоморфны в структурном отношении, что является объективной предпосылкой создания искусственных информационных систем, реализующих функции памяти, обратной связи, имитации реальных физических, биологических, социальных и иных различных по своей природе процессов и явлений.

82. Перспективы техногенной революции Большие возможности для прогресса цивилизации создаются развернувшейся в мире революцией в науке технике (НТР). Если первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая - с переходом от ручного труда к машинному, то научно - техническая революция знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и, следовательно, приводит к коренному изменению места человека в производстве. В отличие от производства машинного, создаваемое НТР автоматизированное производство является четырехзвенным, когда к прежним трем звеньям добавляется управляющее устройство. Развитие автоматизированного производства связано с совершенствованием электронно-вычислительных машин, с появление робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса материального производства и меняет его производственные функции. Человек становится «рядом» с производством как его контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы, способные принципиально изменить весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда, экономии времени и, следовательно, увеличения свободного времени в обществе, развития творческой деятельности людей. Все это позволяет с полным основанием сказать, что научно-техническая революция - процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники. Но, конечно, научно-технические достижения являются исходными, ибо именно они определяют новые возможности для человеческой деятельности, мощь используемых средств. Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях - в неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных условий ее развития, контроля общества над использованием ее достижений.

83. Соотношение естественно-научного и социально-гуманитарного знания ГУМАНИТАРНОЕ и естественно-научное знание в течение долгого времени оказывались разделенными между собой, что нашло яркое выражение в философской мысли XIX п., противопоставлявшей науки о природе наукам о духе. Поэтому пристальный интерес вызывают именно те научные направления, которые способны их объединить, возвратить целостный взгляд на природу, общество и человека. Выдающимися проводниками таких взглядов были В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, В.И. Вернадский. Восстановлению этого целостного подхода активно способствует источниковедение - ведь в источниках отражена взаимосвязь биологического и социального в природе человека, запечатлена человеческая деятельность. Биологическое проявляется через социальное, и наоборот. Применение методов источниковедения весьма перспективно в социологии, политологии, истории политических учений, Политология в настоящее время становится необходимым элементом гуманитарных наук и образования. Эта общественная наука изучает политические системы, отношения общества и государства, проблемы власти и лидерства в их реальном взаимодействии, их конкретном функционировании. Интеграция наук становится возможной, когда изучаются реально существующие произведения, объекты культуры, источники, созданные в процессе целенаправленной человеческой деятельности. Разные науки применяют свои методы к единому объекту - источнику, изучая его материал, приданную ему создателем форму, его текст, язык, символику графического изображения и символику текста, особенности содержания. Использование методов социологии, биографики, социальной психологии, философской герменевтики, количественных параметров социальной информации - существенно расширяет и обогащает метод источниковедческого анализа, культурологического синтеза.

84. Формирование методологических идей в области гуманитарного знания в рамках философии истории. Исследователи методологии гуманитарного знания и исторической науки отмечают имеющий принципиальное значение антропоцентричный поворот в гуманитарном знании последних десятилетий XX в. Соответственно меняется теоретико-познавательная, методологическая ситуация гуманитарных наук. Важно, чтобы "появилась новая история, по-современному оснащенная всем необходимым инструментарием, подходами, методами, методологическими ориентациями, наконец, движимая новым духовным состоянием корпорации историков; история, способная проникать в глубины человеческого бытия, улавливать механизмы изменений во всех сферах жизни" Этот поворот к исторической антропологии непосредственно связан с обращением к более полной и более глубокой источниковедческой проблематике. Аналитики зафиксировали обращение к комплексному изучению источников не только в исторической науке, но и в филологии, включая языкознание и литературоведение, в искусствознании, в философии. Расширилась источниковедческая база социальных наук. Данный объективный процесс, развития гуманитарного знания отражает растущие потребности общества в достоверных знаниях о человеке и обществе, в профессионализме гуманитарного источниковедческого образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Реферат Live