|
Философия
33. Анализ и синтез как общелогические методы познания. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и с. А. -реальное или мысленное раздел-е объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в мех-й агрегат. Рез-т синтеза - совершенно новое образование. Применяя эти приемы иссл-я, следует иметь в виду, что, во-1-ых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой обл-ти знаний есть свой предел чления объекта, за кот. мы переходим в иной мир св-в и закономерностей. Во-2-ых, разновидностью анализа яв-ся также раздел-е классов предметов на подклассы - их классиф-ция и периодизация. В-3-их, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Но некот-ые виды научной деят-ти яв-ся по преимуществу аналит-скими или синтет-скими.
34. Абстрагированиее и обобщение. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся а. и о. Абстраг-е - процесс мысленного отвлеч-я от ряда св-в и отнош-й изучаемого яв-я с одновременным выдел-ем интересующих исслед-теля св-в. В рез-те этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», кот. яв-ся как отдельно взятые понятия и категории так и их с-мы. Наиболее развитыми из них яв-ся мат-ка, логика, диалектика, фил-фия. Выяс-е того, какие из рассматриваемых св-в яв-ся сущ-ми, а какие второстепенные- главный вопрос аб. Обобщение - процесс установл-я общих св-в и признаков предметов, тесно связано с аб-ем. При том м. б. выделены любые признаки или существенные.
35. Индукция и дедукция. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я.3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся и. и д. Индукция - движение мысли от единичного к общему и дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположны, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный х-р. Инд-ые обобщения обычно рассматриваются как опытные истины. Из видов ин. общ. выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную, мат-ую. В логике рассматриваются также инд. методы установления причинных связей - законы инд-ии. К ним относятся методы: ед-го сх-ва, ед-го различия, сходства и различия, сопутствующих измен-й и методов остатков. Харак-ная особен-сть д. заключ-ся в том, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному истинному заключ-ю, а не к вероятностному. Д. умозакл-я позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуж-я, без обращения к опыту, интуиции здравому смыслу.
36. Системный подход и его применение при изучении природы и общества. В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1. Методы эмпирич. иссл-я. 2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогические методы и приемы исследования. К общелогическим методам и приемам исслед-я отн-ся с.п. С.п.-сов-сть общенаучных методологических принципов, в основе к-ых лежит рассмотр-е объектов как с-м. К числу этих требов-й относится: а) выявл-е завис-сти каждого эл-та от его места и ф-ий в с-ме с учетом того, что св-ва целого несводимы к сумме св-в его эл-тов; б) анализ того, настолько повед-е с-мы обусловлено как особен-тями ее отдельных эл-тов, так и св-ми ее структур; в) исслед-е механизма взаимод-я с-мы и среды; г) изуч-е хар-ра иерархичности, присущей данной системе; д) обеспеч-е всестороннего многоаспектного опис-я с-мы; е) рассмотр-е с-мы как динамичной, развивающейся целостности.Специфика с.п. опред-ся тем, что он ориентирует исслед-е на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее мех-змов, на выдел-е многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теор-кую картину. Важным понятием с.п. яв-ся понятие «самоорганизация». Данное понятие хар-ет процесс созд-я, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся с-мы, связи меджу элементами к-ой имеют не жесткий, а вероятностный хар-р. В современной науке самоорганизующиеся с-мы яв-ся спец. предметом исслед-я синергетика, общенаучной теории самоорг-ции, ориентированной на поиск законов любой природы - природных, соц-ных, когнитивных.
37. Идеализация как метод изучения мира В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся идеал-ция. И.-мыслительная процедура, связанная с образ-ем аб-ых объектов, принцип-но не осуществимых в действ-сти. Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выраж-е реальных процессов. Они представляют собой некот. предельные случаи последних, служат средством их анализа и постр-я теорет-х представл-й о них. И-ый объект, в конечном счете, выступает как отраж-е реальных предметов и процессов. Теор-ое утвержд-е, как правило, непосредственно относятся не к реальным, а к идел-м объектам познавательная дел-ть с кот-ми позволяет устанавливать сущ-ые связи и законом-сти, недоступные при изуч-и реальных объектов, взятых во всем многооб-и их эмпирических, св-в и отн-ий.
38. Структурно-функциональный метод и его особенности В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. познания. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся с.-ф.м. С.-ф.м.-метод строится на основе выделения в целостных с-мах их структуры - сов-сти устойчивых отнош-й и взаимосвязей между ее эл-тами и их роли отн-но друг друга. С. понимается как нечто инвариантное при опред-ных преобраз-ях, а ф-ия как назнач-е каждого из эл-тов данной с-мы. Основные требов-я с.-ф. м.: а) изучение строения, структуры с-много объекта; б) исслед-е его эл-тов и их функциональных характеристик; в) анализ изменения этих элементов и их ф-ий; г) рассмотрение развития системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой « работают» на поддержании этой гармонии.
39. Вероятностно-статистические методы и их роль в познании природы и общества В структуре общенауч. методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирич. иссл-я.2.методы теоретич. позн-я. 3.общелогич. методы и приемы исслед-я. К общелогич. методам и приемам исслед-я отн-ся в.-с. м. В.-с.м. основаны на учете действия мн-ва случайных факторов, к-ые характериз-ся устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необх-сть, к-ая « пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном. Вероятность - кол-ная мера возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности - от нуля до единицы. В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер, который обусловлен , действием множества случайных факторов, через сложное переплетение которых выражается необходимость. В.-с. м. широко применяются при изучении массовых, а не отдельных яв-й случайного х-ра ( квантовая механика, стат. физика, синергетика, социология и др.).
40. Гипотетико-дедуктивный метод В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:1.Методы эмпирического иссл-я.2.методы теоретич. познания. 3.общелогические методы и приемы исслед-я. К методам теоретич. позн-я отн-ся г.-д.м. Г.-д м. - метод научного познания, сущность кот. заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из кот. в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение кот. неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный хар-р. Общая структура г.-д. метода: а) ознакомление с фактическим материалом, требующим теоретического объяснения и попытка такового с помощью уже сущ-их теорий и законов. Если нет, то:б) выдвижение догадки о причинах и закономерностях данных яв-ий с помощью разнообразных логических приемов;в)оценка основательности и серьезности предположений и отбор из мн-ва из них наиболее вероятного; г)выведение из гипотезы следствий с уточнением ее содержания; д) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.Тут гипотеза или получает экспериментальное подтверждение, или опровергается. Однако подтверж-е отдельных следствий не гарантирует ее истинности в целом. Лучшая по результатам проверки гипотезы переходит в теорию. Разновид-тью г.-д. м. можно считать мат. гипотезу, где в качестве гипотез выступают некот. ур-я, предоставляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний.
41. Аксиоматический метод (греч. axioma -- значимое, принятое положение) -- один из способов дедуктивного построения научных теорий, при котором: 1.Выбирается некоторое множество принимаемых без док-ва предложений определенной категории (аксиом); 2. Входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории; 3. Фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые термины (понятия) в теорию и логически выводить одни предложения из других; 4. Все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (1) на основе (3). Первые представления об А.М. вознивли в Древн Греции. Для этих исследований было характерно содержательное аксиоматическое построение определенной теории, и только ее одной; при этом особое внимание уделялось определению и выбору интуитивно очевидных аксиом. Начиная со второй половины 19 века связи с интенсивной разработкой проблем обоснования математики и мат логики аксиоматическую теорию стали расматривать как формальную, а далее и как формализованную систему устанавливающую соотношения между ее элементами знаками и описывающую любые множества объектов, которые ей удовлетворяют. Аксиоматизация осуществляется обычно после того, как содержательно теория уже в достаточной мере построена, и служит целям более точного ее представления. В последние время большое внимание уделяется аксиоматизации не только мат дисциплин, но и определенных разделов физики, биологии, психологии, экономики, лингвистики и др., включая теории структуры и динамики научного знания.
42. Формализация (лат. Forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредствам того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. В современной интерпретации - это способ выражения содержания совокупности знаний через опреленную форму - знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью Ф. является логическая Ф., которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм. Это способствует процессу приведения наук в строгую систему; однако всеобъемлющая Ф. невозможна даже в области математики (теорема Геделя). Логическая Ф. часто служит в целях составления программ для ЭВМ и попыток моделирования мышления. В этом случае используются особые алгоритмические языки. Поскольку логическая Ф. производится на основе формальной логики, постольку исчисление высказываний (и предикатов) всегда предполагает лишь имитацию движения понятий в ходе мышления у человека: часть социальной информации теряется вследствие того, что происходит оперирование "застывшими" понятиями, в которых неизбежно отражается дискретность процесса мышления. Это не означает, что при логической Ф. не может быть получено новое знание, так как и формальная логика может служить методом получения нового знания в рамках рассудочной деятельности.
43. Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
А. (лат. abstractio -- отвлечение) --часть целого, одностороннее, неразвитое; К (лат. соnсгеtus --сросшийся) -- многостороннее, сложное, целостное. В истории философии до Гегеля К. понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, А -- как характеристика исключительно продуктов мышления. Гегель ввел категории АиК в своем специфическом смысле: К. -- синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; А. -- не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., неразвившееся К Субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон; К. познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. сторонами, вне ее обусловленности специфическим характером целого Т. обр., если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то такой целью не может служить вычленение неких “абсолютных” логических связей Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от АкК, к-рое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от АкК. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные свойства объекта, к-рые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К ) и К как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.)
44. Понимание-объяснение Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия «понимание» следующее: «Понимание - универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности» Понимание - личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т. п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Основные виды научного понимания: · понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание); · интерпретация инокультурных символов и метафор; · перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание); · понимание иных форм жизни; · понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях); · понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). Соотношение субъективного и объективного, психологического и логического, интуитивного и рационального по-разному представлены на разных уровнях и типах понимания. «Впервые как обозначение особого научного метода термин «понимание» был применен Дройзером (1868г.)» Позднее понимание было противопоставлено (в частности, Дильтеем) в качестве основополагающего метода наук о духе естественнонаучному методу «объяснение». Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. Объяснение может быть: · атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать; · субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; · генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; · контрагенетическим; · структурным - при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким. Объяснение тесно связанно с описанием - этапом научного исследования, состоящего в фиксировании данных эксперимента или наблюдения в помощью определенных систем, принятых в науке.
44 Методы понимание и объяснение; 66 Основный черты современной методологии.
МЕТОДОЛОГИЯ -- 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности. Так, М. науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие М.-- одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т. к. оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе к-рой вырабатывается предметное знание, М. науки выступает как одна из форм самопознания и самосознания науки. М. вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы. М. тесно связана с гносеологией, к-рая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, М. фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Традиционно проблемы М. разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией совр. научного познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов дифференцируется и сфера М. Совр. М. выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др. сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с т. зр. практики, об-ва, культуры, человека. Это -- философская проблематика. Философская М. не есть особый раздел философии: методологические функции по отношению к специальным наукам выполняет мярксистско-ленинская философия в целом. Во-вторых, М. решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения. Среди проблем, изучаемых М., выделяются: описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций.
45. Исторический и логический методы.
ИиЛ -- философские категории, раскрывающие важные особенности процесса развития, а также соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета. И. выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта, Л. -- те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, к-рые существуют в развитом состоянии объекта. И. относится к Л. как процесс развития к его результату. ИиЛ находятся в диалектическом единстве, включающем в себя момент противоречия. Их единство выражается, во-первых, в том, что И. содержит в себе Л. в той мере, в какой всякий процесс развития заключает в себе свою объективную направленность, свою необходимость, приводящую к определенному результату. Хотя в начале процесса Л., как выражение развитой структуры объекта, еще отсутствует, последовательность проходимых процессом фаз в общем и целом совпадает с тем отношением (логической связью), в к-ром находятся компоненты развившейся системы, т. е. процесс как бы несет в себе свой результат. Во-вторых, единство ИиЛ выражается в том, что соотношение и взаимозависимость сторон развитого целого своеобразно отражают историю становления этого целого, историю формирования его специфической структуры. Результат содержит в себе в “снятом” виде породившее его движение: Л. заключает в себе И. Но хотя единство ИиЛ имеет решающее значение для понимания соотношения между историей объекта и его развитой формой, они совпадают лишь в общем и целом, т. к. в объекте, достигшем полной зрелости и классической формы, отпадает и утрачивается все случайное, преходящее, все те зигзаги развития, к-рые неизбежны в реально протекающем процессе. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий и форм развития тех или иных явлений, последовательности их переходов от одних исторически необходимых стадий к др. Задачей логического исследования является раскрытие той роли, к-рую отдельные элементы системы играют в составе развитого целого. Но т. к. развитое целое сохраняет лишь те условия и моменты своего развития, к-рые выражают его специфический характер, то тем самым логическое воспроизведение развитого целого оказывается ключом к раскрытию его действительной истории. Вместе с тем грани, отличающие эти два способа исследования, условны, подвижны, ибо Л. в конечном счёте -- это то же И., только освобожденное от его конкретной формы, представленное в обобщенном, теоретическом виде, и наоборот: И.-- это то же Л., только облеченное в плоть и кровь конкретного исторического развития.
46. Основные формы научного познания. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной форме сущ-я и за пределами науки. Появление науч. знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политики, религии и т.д.- соответст-ют спец-ие формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или худож-но-образную. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научное знание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и яв-ий дейс-ти. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теории и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания хар-ся объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость. Научное исследование начинается с постановки фиксирования проблемы и эмпирических фактов. Русский физиолог Павлов назвал факты воздуха и ученых. Французский математик А.Пуанкаре в своей книге «Наука и метод» писал: «наиболее интересными являются те факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться». Эмпирический факт превращается в научный факт на основании эмпирических исследований, делаются эмпирические обобщения. Затем надо придумать гипотезу, которая объяснит данный материал. Гипотеза - это научное предположение, истинность которого не определена. Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения (В.И.Вернадский. Биосфера). На теоретическом уровне, кроме эмпирических фактов требуются понятия, которые создаются заново или берутся из других разделов науки. Гипотеза проверяется на опыте. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, она превращается в теорию.
47. Роль гипотезы в научном познавании. Развитие Естествознания представляет развитие естественнонаучных взглядов на сущность материальных процессов. Открытие новых объектов выявляет недостаточность старых способов объяснения и рождает потребность изобретения новых. Рождение гипотез, таким образом , жёстко детерминировано самим ходом развития науки. Это означает также, что наличие теоретического компонента в начале исследования совершенно неизбежно. Гипотезы или новые способы объяснения относятся к новому кругу явлений. Следовательно, в начале, когда имеется небольшой эмпирический материал, может быть предложено сравнительно большое кол-во гипотез, совместимых с собранным свидетельством. По мере накопления опытных данных свидетельство начинает выполнять функции элиминации, исправление выдвинутых гипотез. Но никакое эмпирическое свидетельство не может выполнить функцию оформления единой теории на основании оставшихся исправленных опытом гипотез и, следовательно, не может играть решающей роли в установлении закона. установление закона в чистом виде равносильно его дедукции из новой теоретической системы совместимой с новыми фактами. Процесс познания закона предполагает теоретическую деятельность как в период осмысления нового фактического материала (период выдвижения гипотез), так и в период оформления единой теории, из которой он дедуцируется.Если бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона. (В.А. Светлов)Другими словами, принятие или познание закона означает одновременно принятие определённой теории.К двум указанным выше предложениям о познании законов природы мы добавляем третий - о выводе закона с одновременным принятием определённой теории. Для рассмотрения с единой точки зрения всей индуктивной проблематики, по нашему мнению, представляется целесообразным создание теории обобщения учитывающей вышеуказанные положения.
48. Научная проблема: постановка и решение
Наука, как особый вид познавательной деятельности, неизбежно связана с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска. Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Вместе с тем, условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Цель должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.
49. Научная теория и её основные функции Теория выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. Теория не только обобщает опыт практической деятельности, но и переносит его на новые ситуации. В теории этот опыт творчески перерабатывается. Благодаря этому, теория открывает новые перспективы перед практикой, расширяет ее горизонты. Программирующая роль теории по отношению к практике проявляется как в сфере материального производства, так и в области общественной жизни. Теория выполняет также ориентирующую, направляющую функцию
50., 51 Роль фактов в процессе постижения истинны. Факты достоверные и вероятные
ФАКТ (лат. factum -- сделанное, совершившееся) - понятие, имеющее выраженную субъект-объектную природу, фиксирующее реальное событие или результат деятельности и употребляющееся для характеристики особого типа эмпирического знания. В логике и методологии науки эмпирические Ф. выполняют многообразные функции по отношению к теории: являются основой ее возникновения, играют роль проверки и подтверждения либо опровержения гипотезы (в отдельных случаях и самой теории). Достоверными являются факты, которые можно проверить на непосредственном чувственном опыте, т.е. нек-рое событие, явление, фрагмент реальности. А вероятные факты опираются на достоверные факты. Научный Ф.-- это отражение объективного Ф. в человеческом сознании, т. е. его описание посредством нек-рого -- искусственного или же естественного -- языка. Научные Ф. служат основой теоретических построений, к-рые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, Ф. необходимо связан многообразными отношениями с др. Ф. Поэтому научное познание должно дать по возможности полную картину Ф. со всеми их отношениями и связями. Совокупность научных Ф. составляет научное описание. Идеалистическая интерпретация понятия Ф., идущая от Юма и эмпириокритицизма к неопозитивизму, трактует Ф. как непосредственно данное, т. е. существующее лишь в ощущениях человека. Согласно этой концепции мир рассматривается как совокупность изолированных, “атомарных фактов”, элементов чувственного опыта, связь между к-рыми вносится субъектом.
52. Взаимодействие объекта и субъекта в научном познании. Понятие «субъект познания» было введено в западно-европейской философии для характеристики знания и познания. Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания, источник активности, направленной на объект. В качестве субъекта может выступать отдельный индивид, коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Как элементы системы «субъект» выступают различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры. Общество является универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех уровней. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. В материалистической философии субъект рассматривается как материальное предметное существо. Объективные идеалисты под субъектом познания понимают обезличенное мышление: мировой дух, идея, абсолютная идея. Субъективные идеалисты под субъектом познания понимают мышление человека. Объект познания также по разному понимается философами. Для материализма в качестве объекта познания выступает природа и общество. Объект познания в философии объективных идеалистов - это мир, созданный мировым духом, идеей, абсолютной идеей. Объектом познания для субъективного идеализма является содержание ощущений, идей субъекта. Говоря о взаимодействии субъекта с окружающей средой, мы должны рассмотреть понятие практика. Для объективного идеалиста Гегеля практика - это волевая деятельность абсолютной идеи. Для субъективного идеалиста Беркли практика - деятельность, обусловленная волей, интуицией субъекта. Для материализма практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Объект является источником познания, он определяет содержание знаний. Активность субъекта, его практика, являются основой развития познавательного отражения действительности. Важнейшие характерные черты практики как гносеологического феномена: 1. целенаправленность; 2. предметно-чувственный характер; 3. преобразование материальных систем. Во взаимоотношении субъективного и объективного в структуре практики, определяющим является объективное. Наличие идеального, субъективного в практике не отрицает того, что в своей основе практика есть материальный процесс. Будучи материальной основой познания, практика является и его конечной целью. Под объектом в гносеологии надо понимать не любой фрагмент реальности, а только такой фрагмент, на который направляется внимание субъекта, который вовлекается в деятельность субъекта и становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. «Субъект» и «объект» как парные категории выражают единство противоположностей. Разрешение противоречий между субъектам и объектом происходит посредством практического изменения объекта субъектом. Субъект - объектное отношение, позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса.
53. Научное творчество как двигатель развития науки
ТВОРЧЕСТВО - конструктивная деятельность по созданию нового. Важнейшие виды (и результаты) Т. - открытие и изобретение. Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире (Колумб открыл Америку); изобретение творит то, чего на данный момент времени нигде нет (Б. Франклин изобрел громоотвод), и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир - мир техники и новых социальных отношений. Таким образом, в процессе Т. не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя. Научное творче-ство, реализуемое в рамках нормальной науки, по свое-му характеру напоминает "решение головоломок", пост-роенных по принципам кроссворда или шарады. Здесь задаются некоторые условия или параметры задачи, ал-горитм которой непременно предполагает ее принципи-альную решаемость при умелом использовании сущест-вующих теоретических и методологических образцов. При этом статус подобных головоломок отнюдь не оп-ределяется реальной когнитивной или практической значимостью проблемы, но лишь теми возможностями, которые они предлагают для проверки изобретательно-сти и мастерства ученого. Кун, например, полагал, что цели научного исследования переводятся в плоскость психологи-ческих, но не познавательных факторов. "Среди глав-ных мотивов, побуждающих человека к научному ис-следованию, можно назвать желание добиться успеха, вдохновение от открытия новой области, надежда найти закономерность знания... Более того, хотя результатом исследования является иногда крушение надежд, этих мотивов вполне достаточно для того, чтобы вначале привлечь человека, а потом и увлечь его навсегда". Открытие -- это не столько отдельное событие, сколько длительный проме-жуток времени, в течение которого научный мир прихо-дит к идее о его аномальности. Открытие кислорода в химии может быть связано с тремя именами: К.В.Шееле, Дж.Пристли и А.Лавуазье, где приоритет Лавуазье обеспечивается не столько фактом открытия нового га-за, сколько концептуальным обоснованием неправомер-ности теории флогистона. Классическим примером слу-чайного открытия в науке является открытие рентгенов-ских лучей, которые едва ли были бы замечены и изуче-ны, не усомнись Рентген в правомерности электромаг-нитной теории. Тем самым открытие возможно лишь при осознании отклонения от ожидаемого результата. В современную эпоху бурного развития науки и техники, преобразования общественных отношений особенно актуальными становятся вопросы обучения Т., воспитания творческих личностей. Создаются специальные методики решения творческих задач, активизации творческого потенциала человека, возникают соответствующие учебные заведения. Переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида - одна из главных задач любой системы образования.
54. Идеалы и нормы научного познания
Идеалы и нормы научного познания менялись со сменой различных этапов развития науки. Поэтому этот вопрос мы охарактерезуем в историческом плане. Ведущее значение в античной философии отводилось сопоставлению знание-мнение, истинность-заблуждение. Знание понималось в едистве с его предметом. Античная философия изучала процесс, посредством которого предмет переводиться в состояние знания. С точки зрения европейской философии (философии нового времени) главная проблема заключалась в связи «я»-субъекта и внешнего мира. Деккарт выделял субъект как отличное от материальной субстанции и логически противоположное ей. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания. Объект по Канту существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта. Гегель утверждая диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта сформулировал принцип совпадения диалектики и логики. В ХХ веке аналих проблем теории познания в западной философии рассм. Махизм с позиций идеалистического империализма. С точки зрения логического позитивизма идеалои осмысленности является науное знание. Экзестенциализм критикует теорию познания за излишнюю рациональность. Материалистическая философия идеализировала объективность знания, строгость, проверяемость на практике.
55. Принцип объективности в научном познании. Если понимать объективность знания как наличие в нем элементов знаний об объекте каков он есть на самом деле, «сам по себе», без влияния познавательной системы (человека с экспериментально-теоретическим инструментарием), то этот идеал уходит по мере развития науки. Можно ориентироваться, например, на периодизацию изменениянорм научности знания в тиерминах: классическая наука, неклассическая наука и постнеклассическая наука (соответственно: клас-е, некл-е, постнекл-е научное знание). Наблюдая развитие науки от классического периода к неклассическому периоду, а далее к постнеклассическому периоду, мы видим утрату классического идеала объективного знания. Например, в физике микрочастиц, квантовой механике «наблюдаемую систему» (объект и его окружение) и «наблюдающую систему» (субъект и его инструменты) невозможно разделить ни в экспериментальной ситуации, ни в теоретическом описании.
Здесь знание остается объективным только в смысле, придаваемом этому понятию Кантом как общезначимому знанию, имеющему основания в пределах возможного опыта. Понятие «объективное» у Канта поясняется так: «Таким образом, объективное значение и необходимая всеобщность суть тождественные понятия, и хотя мы не знаем объекта самого по себе, но когда мы придаем суждению всеобщность и через то необходимость, то этим самым придаем ему и объективное значение».
56. Принцип историзма в научном познании
ИСТОРИЗМ -- принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. И. означает такой подход к явлениям, к-рый включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определенного способа теоретического исследования И. есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в к-ром выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. И. предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. И. стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности ее развития (напр., дарвиновская теория эволюции). Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определённые тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения.
Важным принципом диалектического метода является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е. изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития. Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития. В.И.Ленин отводит важную роль этому принципу в социальном познании: “Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, - самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь”. Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности. Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими. Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие. Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
57. Проблемная ситуация в научном познании.
Одной из наиболее известных зрелых концепций, представляющих собой актуальную реализацию довольно распространенного понимания науки как некоторой системы , изменяющейся в силу собств имманентной логики является модель роста знания К.Поппера, разработанная им в «Логике научного открытия» и последовательно развиваемое в более поздних работах. Проблема научного открытия является центральной проблемой попперовской эпистемологии , является ядром его концепции, поэтому , анализируя эвристический потенциал логической модели открытия мы преимущественно будем апеллировать именно к этой теории.
Исходные принципы построения попперовской модели научного открытия таковы. В духе своей общей позиции Поппер стремился поставить и решить проблему открытия как проблему логики. В этом смысле жоперовский вариант теории научного открытия представляет собой один из многих вариантов философского поиска «алгоритма творчества» Достигается эта цель путем сознательной целенапр работы по устранению субъекта из процесса исторического мышления.
Фактический, актуальный процесс зарождения, изобретения гипотезы, или теории, в голове некоего индивида, не поддающийся никакой логической кодификации. Реальная сфера мышления как творчества - принципиально внелогическая стихия могущая быть разве что предметом исследования эмпирической психологии. Исходный момент- процесс, посредством которого открываются новые истины, возводятся теоретические системы,- признается принципиально акцидентальным, алогичным, асоциальным. Акт изобретения- игра личного воображения индивида. Исторический процесс возрастания знания лишен какой бы то ни было направленности, тенденций, ритмов. Его закон-случай. Проблемы, имеющие место в мире саморазвивающегося знания, не предполагают никаких объективных закономерностей, делающих возможным их решение. «Разрядка напряженности» в науке, разрешение проблемной ситуации достигается при помощи перебора всевозможных вариантов гипотез, часть которых случайно приводит к цели, т.е. исключительно благодаря методу проб и ошибок. Это заключение, по крайней мере спорно. Разумеется, нет оснований утверждать, что данная теория сформулирована на языке данных понятий, являлась единственно возможной в определенной исторической ситуации. Всякое историческое событие в науке - итог взаимод-ия многих способствующих ему обст-в. Абсолютной неизбежности именно данного хода событий в истории развития научной мысли, исключающие какие бы то ни было иные возможности развития, не сущ-ет: всегда имеется мн-во тенденций, представл-щих собой не только варианты одного и того же порядка, но подчас и против-ые друг другу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|