Рефераты

Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при

этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке

соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил

АП-21. Решив организационные вопросы , Авиационный Регистр направил

предприятию официальное подтверждение о принятии заявки.

Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два

этапа:

первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления

качеством продукции;

второй этап - окончательная проверка системы управления качеством

продукции.

Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному

органу следующие данные:

- копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300;

- копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку

самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты;

- заполненную анкету-вопросник установленного образца;

- данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного

органа;

- конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86

и

Ил-96-300.

Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал

рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов

Уполномоченного органа (по направлениям проверки) , а также специалисты

ВАСО , нескольких отраслевых научно-исследовательских институтов и

родственных предприятий. Из указанного круга специалистов рабочей группы

Уполномоченный орган назначил ответственных специалистов (по направлениям

проверки) и согласовал их список с Авиационным Регистром. Общее руководство

рабочей группы осуществлял председатель рабочей группы, назначенный

Уполномоченным органом по согласованию с Авиационным Регистром.

Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными

принципиальными положениями:

- каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения

после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением

фактических данных;

- заключение должно быть полным, точным и достоверным;

- быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко

понимается производственным и контрольным персоналом предприятия.

Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и

оценки производства.

В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ

представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по

запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к

сертификации.

Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке

системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО.

После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и

выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных

рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить

следующие:

- в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные

связи между подразделениями предприятия;

- там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и

создание банка данных по их результатам.

Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу

обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО.

В эту программу были включены следующие проверяемые объекты

(проверке подлежали используемые процедуры, методы, стандарты, инструкции,

технологические процессы):

- структурные подразделения(цехи, отделы);

- блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно-

технической документации;

- блок обеспечения надёжности ;

- блок технической оснащённости;

- блок производства самолётов;

- блок обеспечения качества;

- блок материально-технического обеспечения;

- блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции.

Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300

проводилось по двум направлениям:

а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой

для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям;

б) обеспечение контроля за исполнением требований документально-

нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества

изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

В приложении к программе был приведён перечень нормативно-

технической документации, используемой при проведении работ по сертификации

производства:

- Государственные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- стандарты предприятия и т.д.

С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены

необходимые для работы условия:

- помещение для работы;

- необходимое оборудование;

- транспорт (при необходимости);

- конструкторская и технологическая документация на самолёты ;

- документация по организации производства;

- необходимая нормативно-техническая документация;

- возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков

для наиболее полного, удобного контроля без помех производству;

- содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ.

В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись

проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных

вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для

записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и

накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и

объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной

документации используются акты, протоколы, решения...).

Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах

исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с

приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным

персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое

соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к

конкретному изделию.

По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные

исполнители информировали руководителей данного подразделения ,

исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому

участку, подразделению.

В некоторых случаях, для подтверждения доказательности

предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например,

центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик

изделия(агрегата, узла, детали)

По каждому направлению проверки в соответствии с данными,

полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия,

взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли

таблицу соответствия (приложение 4).

На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной

доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные

заключения каждый по своему направлению. В них отражены:

- оценка выполнения программы обследования;

- оценка полноты и качества доказательной документации и

соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G”

Авиационных правил АП-21;

- обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний

(если таковые проводились).

Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались

положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО ,

научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших

участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии

производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям,

изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21.

Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) ,

были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86

и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных

правил АП-21.

Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной

документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля

(сертификатомтипа) был представлен Уполномоченным органом в Авиационный

Регистр для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство

самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому

акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство

самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим

подтверждением и продлением на новый срок.

И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а

с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м

с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0

В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта

предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра

сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”

Авиационных правил АП-21) является наличие на ВАСО независимой инспекции

(Военной приЁмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной

Авиационным Регистром системы обеспечения качества.

Представители заказчика, осуществляя приёмку изделий , обеспечивают

соответствие каждого изделия не только Сертификату типа “F”, но и

Сертификату производства изделий “G” , дополняя приёмку и испытания изделий

ещё и летучим контролем производства.

Представительство заказчика о результатах контроля производства

информирует Уполномоченный орган и руководство ВАСО.

Кроме того, инспекционный контроль в соответствии со стандартом

предприятия “О комплексных проверках производства”осуществляют и инспекторы

бюро управления качеством продукции.

Накопление, обработка и хранение полученной информации о соблюдении

требований Авиационных правил по разделам “F” и “G” осуществляется в бюро

управления качеством про дукции.

В случае выявления каких-либо замечаний, несоответствий

составляются корректирующие мероприятия, выполнение которых контролируется

Уполномоченным органом.

Таким образом, за прошедшие два года , каждое структурное

подразделение минимум два раза было проверено (по данным бюро УКП).

3. ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ НА ВЫПУСК КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

3.1. А д а п т а ц и я к о м п л е к с н о й с и с т е м ы

у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и ,

п р и м е н я е м о й н а В А С О , к т р е б о в а н и я м

м е ж д у н а р о д н ы х с т а н д а р т о в и е ё д а л ь н

е й ш е е

р а з в и т и е

Приступая к анализу происшедших изменений в Воронежском акционерном

самолётостроительном обществе в связи с его структурными преобразованиями и

сертификацией производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в 1994 году, автор

считает необходимым , прежде всего, оценить долю влияния некоторых этапов

жизненного цикла изделий на качество изделий , экономический эффект от

функционирования комплексной системы УКП на предприятии и изложитьсвоё

видение нынешнего положения предприятия и проблем, которые непосредственно

с этим связаны.

По мнению автора , всё вышеизложенное , оопределяющим образом

повлияет на весь ход анализа и, конечно, на заключительные выводы.

Как известно, конечное качество изделий зависит от того, с каким

качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то

же время “вклад” каждого этапа жизненного цикла в качество изделия

различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100%

качества изделия, а эскизный и технический проекты определяют от 50% до 80%

качества изделия , то рабочий проект и технологическая подготовка

производства определяют от 5% до 35% качества изделия и, наконец,

производство определяет от 5% до 25% качества изделия /53,с.15/.

Следовательно, предприятие может реализовать, проведя на достаточно

высоком уровне технологическую подготовку производства и обеспечив

изготовление изделий со 100% выполнением требований технических условий ,

максимум 60% от первоначально заданного качества изделия. Разумеется, это

не так уж и мало.

Развивая эту мысль, автор приходит к заключению, что уровень работ,

проведенных на предприятии в результате сертификации типа , сертификации

производства, ограничен рамками производства, в данном случае, самолётов Ил-

86 и Ил-96-300.

При этом, не следует забывать , что ВАСО имеет сотни поставщиков

материалов и комплектующих изделий. и , несмотря на наличие входного

контроля, традиционную работу по взаимодействию с поставщиками материалов и

покупных изделий, пока предприятие не в состоянии исключить устанвку на

изделие некондиционных блоков, узлов. Конечно, их дефекты выявляются в

процессе наземных и лётных испытаний. Но это уже дополнительные затраты

человеческого труда, ресурсов, что , в конечном счёте, сказывается на

себестоимости изделий.

В силу сложившихся обстоятельств, приходит мысль о применении

обязательной комплексной сертификации/51,с.4/. В этом случае , несомненно,

выиграют и конечный потребитель, и поставщик основных изделий , и поставщик

комплектующих изделий.

В процессе сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300

комплексная система управления качеством продукции получила своё дальнейшее

развитие и приобрела повышенную значимость на предприятии благодаря тому,

что её функционирование осуществляется теперь под общим руководством

генерального директора ВАСО , который ,в свою очередь,определяет политику в

области качества продукции и обеспечивает необходимые условия для её

развития (реализации).

Следующим важнейшим элементом, по мнению автора, является внесение

изменений в дествующую нормативно-техническую документацию и разработка

новых стандартов, устанавливающих общепризнанные нормы, зафиксированные в

стандартах ИСО серии 9000 и в Авиационных правилах АП-21.

Совершенствование системы УКП было направлено на улучшение

функционирования существующих элементов системы.Но, при этом, возникает

вопрос - сможет ли предприятие в рамках действующей системы УКП обеспечить

выполнение одного из главных положений “Политики в обласи качества” - “...

главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований

потребителей”?/41,с./.

Для решения этого вопроса необходимо реализовать на предприятии и

другие положения, в частности, о вовлечении всех сотрудников ВАСО от

генерального директора до исполнителя за достижение “заданного уровня

качества выпускаемой продукции при минимуме затрат”.

На первый план выходят проблемы организационной системы и системы

управления людьми . Возникает необходимость разработки и реализации

конкретных процедур по повышению индивидуальной ответственности

исполнителей за качество продукции с одновременным сокращением объёма

работ, контролируемых работниками ОТК. Для ВАСО это означает реализацию

механизма повышения квалификации работников предприятия и на этой основе

увеличение числа работников, работающих с личным клеймом.

Следует также предусмотреть совершенствование системы поощрения

работников за конкретно выполненную работу.

А так как работа по производству конкретного изделия (самолёта,...)

осуществляется, и основном, составом групп, бригад, составом временных

трудовых коллективов ( на период выполнения определённого объёма работ) ,

то чрезвычайно важно руководителям различного уровня способствовать

формированию или лично участвовать в формировании здорового климата в

коллективе. Это может достигаться за счёт:

- справедливого распределения работ - в соответствии с достигнутым

уровнем квалификации рабочих и уровнем работ;

- поддержания необходимого уровня требовательности ко всем, без

исключения , рабочим и служащим независимо от личных взаимоотношений с

ними;

- знания и умелого использования особенностей характера рабочих и

служащих.

Целесообразно привлекать рабочих и служащих для решения конкретных

вопросов, связанных с повышением качества продукции. При этом, внимательно

прислушиваться к их мнению и реализовывать его в интересах качества

продукции:

- в конструкторской или технологической документации;

- непосредственно в процессе производства.

Важно учитывать психофизиологические особенности человека. Ведь, в

большинстве своём, ошибки вызываются наличием ряда факторов, в том числе и

связанных с временным отвлечением внимания исполнителя от выполнения

работы.

Не следует забывать, что структура большинства японских программ

обеспечения и повышения качества продукции основана на пяти моральных

обязательствах, действующих во всём мире /10,с.15/:

- выбрось ненужное;

- содержи свои вещи в порядке;

- соблюдай чистоту на рабочем месте;

- соблюдай личную чистоту;

- соблюдай дисциплину.

И, пожалуй, особенно актуальным для нашего переходного периода

времени в России является мнение известного специалиста в области

подготовки специалистов покачеству в Японии доктора Исикава :”Качество

начинается и кончается обучением”.

К числу позитивных изменений, которые произошли в ВАСО после

сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300, по мнению автора,

следует отнести следующие:

1. На предприятии, начиная от генерального директора и кончая

рядовыми исполнителями работ, сформировалось устойчивое убеждение в том,

что без Сертификата типа, без Сертификата на производство самолётов выход с

нашей продукцией не только на внешний рынок, но и на внутренний рынок будет

закрыт.

Кроме того, для изделий , экспортирующихся зарубежному потребителю,

необходим ещё один сертификат - экспортный сертификат лётной годности.

2.Оживились контакты с зарубежными партнёрами - о чём

свидетельствует достигнутая договоренность с “Пратт Уитни” о поставке

одноимённых двигателей для установки на самолёты грузового варианта типа Ил-

96Т.

3. Произведено усовершенствование наземной испытательной базы для

наземных испытаний полномасштабных элементов конструкции изделий.

4. Происходит постоянное накопление потенциала в производстве

сертифицированных изделий, опыта в обеспечении сертификации изделий ,

производства изделий, а также накапливается опыт партнёрских

взаимоотношений с представителями инофирм.

Только с горечью приходится констатировать, что в это трудное время

научно-технический и производственный потенциал ВАСО остаётся, в должной

степени, невостребованным.

И с надеждой на будущее, автор ниже изложит своё видение механизма

разрешения ,возникших и возникающих , проблем в процессе укрепления

рыночных отношений в стране и на предприятии.

Говоря о сложившейся ситуации на предприятии, нельзя не заметить,

что она является следствием изменения спроса на наши изделия со стороны

бывшего основного потребителя наших изделий - Аэрофлота. А изменение спроса

произошло, в свою очередь из-за резкого сокращения пассажиропотока на

внутрироссийских авиалиниях, вследствии резкого, даже обвального сокращения

покупательной способности рубля после начала реформы, отсчёт котороё

ведётся со второго января 1992 года. Цены покупных комплектующих изделий,

сырья, материалов резко подскочили вверх и наше изделие в итоге лишилось

своего постоянного заказчика и потребителя одновременно.

Был потерян традиционный рынок сбыта. А рынок сбыта аналогичной

продукции за рубежом давно поделён между компаниями США, Франции и других

государств, участвующих в производстве широкофюзеляжных самолётов.

Кроме того, на внешнем рынке во главу угла ставилось удовлетворение

запросов потребителей. А они предпочитают приобретать только

сертифицированную продукцию, соответствующую требованиям международных

стандартов.

Поэтому сертфикация производства ВАСО - это тот минимум, который

позволил зарубежному потребителю взглянуть на предприятие, как на

возможного поставщика продукции.

Предприятие же, чтобы выжить, вынуждено искать рынок сбыта своей

продукции, заботясь о её конкурентоспособности. В этих условиях совсем не

исключается возможность смены типа изделий, производимых на предприятии.

Следовательно, могут потребоваться новые элементы системы обеспечения

качества изделий или коренное изменение отдельных элеменотов системы в

связи с изменением цели и задач производства. Соотвевтственно, система

должна быть быстроперестраиваемой, обладать свойством адаптивности,

оперативного контроля всех стадий жизненного цикла изделий.

Такие возможности системе УКП могут быть предоставлены при

компьютеризации системы /36, с.29/. Возможная организационная схема

работ по компьютеризации системы УКП показана на рис.4.

Рис.4. Организационная схема работ по компьютеризации системы УКП на

предприятии.

Первоочередным этапом этой работы является определение предприятием

и его подразделениями отдельных задач и их комплексов, требующих

использования компьютерных средств. Координацией этой деятельности

занимается бюро УКП, вледеющее идеологией управления качеством на базе

стандартов ИСО серии 9000, знающие характер и специфику производственного

процесса предприятия и взаимодействующие с его структурными

подразделениями, совместно с вычислительным подразделением, организующим

комплексные решения для формирования и реализации задач (табл.2).

Таблица 2.

Примерный перечень задач, решаемых системой УКП.

| | | |

|Наименование задачи |Этапы |Подразделения, для |

| |“петли |которых предназначена |

| |качества” |задача |

|1. Создание базы данных по | 2 - 7 |Отделы проектирования |

|нормативным документам на | |УКП, испытательная |

|продукцию и методы её | |лаборатория, ОТК. |

|испытаний. |Все этапы | |

|2. Создание базы даннып по | |Бюро УКП. |

|организационно методическим | | |

|документам системы УКП. |2, 3, 4, 5 | |

|3. Создание базы данных по | |Отдел главного технолога.|

|производственному оборудованию | | |

|предприятия. |5, 6 | |

|4. Создание пакета комплексных | | |

|программ для статистического | |ОТК, испытательная |

|контроля качества продукции. |1, 2, 5, 6 |лаборатория, бюро УКП. |

|5. Разработка алгоритмов и | | |

|программ для оценки | |Отдел главного |

|технического уровня качества и |2, 4, 5 |конструктора, быро УКП, |

|конкурентоспособности | |отдел внешних |

|продукции. | |связей, отдел маркетинга.|

|6. Разработка алгоритмов и |1 - 11 | |

|программ для расчёта и анализа | |Экономический отдел, бюро|

|затрат на качество продукции. |1 - 11 |УКП, бухгалтерия. |

|7. Разработка алгоритмов и | | |

|программ для оценки СУ КП на | |Бюро УКП. |

|предприятии. | | |

|8. Разработка алгоритмов и |1, 3, 8, 10 |Бюро УКП. |

|программ для формирования и | | |

|контроля реализации мероприятий|1 - 8 | |

|по качеству продукции. | | |

|9. Создание базы данных по | |Отделы сбыта, |

|деловым связям предприятия. | |экономический, внешних |

|10. Создание базы данных по | |связей, маркетинга. |

|типовым формам документов (по | |Подразделения, связанные |

|видам деятельности). | |с работами по обеспечению|

| | |качества. |

На следующем этапе отдел - заказчик совместно с бюро УКП и

вычислительным отднлом (например, АСУП) проводят работы по комплексному

решению задач. Вычислительный отдел обеспечивает единый подход и

совместимость программно-технических решений для всех задач всех

подразделений и осуществляет их сопровождение в процессе эксплуатации и

развитии задач.

Установка и внедрение задачи осуществляется на рабочем месте

специалистов соответствующего отдела - заказчика после их обучения работе

на персональном компьютере и пользованию разработанной программы.

При такой технологии выполнения работ специалисты предприятия

участвуют в постановке задач и сами их эксплуатируют, а компьютерное

обеспечение осуществляет профессиональное подразделение с единых

методических и организационно-технических позиций.

По мере наколения специалистом (группой специалистов) решаемых

задач по какой-либо тематике, формируется автоматизированное рабочее мест

(АРМ) этого специалиста (например, АРМ-работника ОТК, АРМ-специалиста по

качеству, АРМ-сотрудника испытательной лаборатории...). На предприятии

формируется комплекс АРМов, функционально объединённых системой обеспечения

качества продукции и охватыващих все виды деятельности по жизненному циклу

продукции. Организационно АРМы объединяются локальной вычислительной сетью

предприятия (ЛВС), с помощью которой осуществляется обмен информацией между

подразделениями и обеспечивается их совместная работа.

Такую систему можно назвать единой компьютерной системой

обеспечения качества продукцией предприятия или автоматической системой

управления качеством продукции.

На основе единой компьютерной системы УКП можно решить и такие

задачи, как сертификация типа и производства (СУ КП), а также обеспечение

стабильности качества серийного производства изделий авиационной техники

(приложение 5) /26, с.19/.

Основным элементом подобной системы должна стать информационная

база, включающая в себя:

- данные о конструкторско-технологических параметрах и нормативных

документах;

- перечни особо ответственных элементов конструкции (ООЭК);

- перечни особо ответственных технологических процессов, новых и

освоенных тех. процессов, с указанием особо контролируемых параметров этих

процессов и элементов конструкции изделия;

- значения заявленных характеристик надёжности и безопасности;

- данные о характеристиках материалв, полуфабрикатов, покупных

комплектующих изделий;

- параметры оборудования, оснастки, приспособлений и инструментов;

- характеристики контрольно-измерительной аппаратуры и инструмента.

Все эти данные, характеризующие первичную или постоянную

информацию, необходимы для изготовления опытного образца типовой

конструкции, а также его тиражирования в процессе серийного производства.

Информационная база должна включать в себя и вторичную (переменную)

информацию, поступающую с мест изготовления:

- данные входного контроля и результаты испытания материалов,

полуфабрикатов и комплектующих изделий;

- информацию об изменениях особо контролируемых параметров в

процессе изготовления;

- информацию о контрольных параметрах работы оборудования...

Формируемая информационная база должна отвечать следующим

требованиям:

- непрерывности поступления информационных данных, обеспечивающей

преемственность изменения критических параметров типовой конструкции с

каждым экземпляром серийно изготавливаемого изделия в процессе выполнения

всей программы выпуска;

- возможности создавать и предъявлять комплект до4азательной

документации, подтверждающей заявленное качество типовой конструкции в

каждом серийно выпускаемом изделии;

- достаточности изучаемой информации в свете требований документов,

регламентирующих процессы сертификации.

Документы, регламентирующие процессы сертификации, должны содержать

описание:

- процедур формирования перечня ООЭК;

- методов определения соответствия серийного тех. процесса

опытному;

- средств статистического анализа и форму представления результатов

последнего.

Юридический статус этих документов, как регламентирующих,

определяется соответствующим органам Авиационного Регистра

Межгосударственного Авиационного Комитета или Госстандартом Российской

Федерации.

Данные, соответствующей информационной базы, являются результатом

измерения (контроля) соответствующих параметров, т.е. представляют собой

случайные величины или случайные событи, а их совокупности составляют, чаще

всего, временные ряды или реализации случайных процессов.

Поэтому при построении, рассматриваемой системы, используются

математико-статистические (вероятностные) методы, позволяющие

автоматизировать процесс обработки информации, протекающей в реальном

масштабе времени.

При этом, следует учесть, что данная система, фиксируя тенденцию

измерения параметров, позволяет предупреждать появление дефектов и

бракованной продукции, а также тот факт, что объёмы обрабатываемой

информации и необходимость оперативной передачи её

по этапам создания воздушного судна предполагает автоматизацию системы

средствами современной вычислительной техники.

Одним из возможных инструментов построения системы является

мониторинг обеспечения качества авиационной техники, удовлетворяющей,

вышеуказанным требованиям. Мониторинг предполагает постоянное слежение за

процессом с целью предупреждения возможности возникновения неблагоприятных,

критических или недопустимых изменений в его ходе.

В состав системы автоматизированного мониторинга технологических

процессов входит автоматизированное рабочее место оператора (специалиста)

мониторинга. В качестве основного элемента АРМа принят пакет прикладных

программ статистической обработки информации, позволяющий проводить анализ,

отслеживать состояние производственных процессов и управлять ими.

Возможность на основании всего нескольких наблюдаемых значений

делать заключение о всей совокупности изделий, изготовленных при тех же

условиях, имеет важное значение для продолжения производственного процесса

и соблюдения заданных критериев качества. Это обеспечивает повышение

качества изделия и увеличение производительности труда, что связано с

сокращением времени, затрачиваемого на контроль изделий, необходимость

которого обусловлена возможной коррекцией процедуры его организации.

Введение в систему обеспечения качества производства изделий такого

мощного средства, как мониторинг, потребовало дать определение понятия

качества тех. процесса. Оно определяется, с одной стороны, прогрессивностью

выбранных методов изготовления элементов конструкции, которое закладывается

при формировании конструктивно-технологических решений, с другой -

характеризуется такими понятиями (показателями) как точность, усьойчивость

и стабильность.

Предложенный подход к созданию комплексной системы управления

качеством продукции, ориентированной на испльзование системы

автоматизированного мониторинга, позволяет решить проблемы достижения,

обеспечения и подтверждения качества изделий авиационной техники.

И естественным дополнением к автоматизированной комплексной системе

УКП может слкжить, в последующем, разработка и внедрение на предприятии

общефирменной системы обеспечения качества продукции.

Как известно, система обеспечения качества продукции в соответствии

с требованиями стандартов ИСО серии 9000 ориентирована на обеспечение

качества, требуемого потребителям. И предприятие может годами находиться на

одном и том же уровне развития, если будет удовлетворять своего потребителя

и получать достаточную прибыль для возобновления отработанного производства

продукции. Это, может быть, чревато застоем, как в технологической

оснащённости производства, так и в методах его организации и работы с

персоналом предприятия. А ведь в условиях, когда практически по любому виду

продукции предложения на рынке значительно превышает спрос, уверенность и

успех могут быть обеспечены применением более совершенных систем класса

“Общефирменные системы обеспечения качества продукции” /53, с.8/.

Концепция общефирменной системы обеспечения качества (системы УКП)

предусматривает постоянное улучшение качества. При этом, понятие качества

понимается более широко. Оно включает также и затраты на создание и

производство изделие, т.е. его себестоимость. Таким образом, целевой

установкой общефирменной системы обеспечения качества является обеспечение

постоянной динамики улучшения производимой продукции и снижения её

себестоимости.

Именно такая система даёт возможность успешно конкурировать в

условиях насыщенного рынка.

Эта система по своей целевой установке не удовлетворяется ни одним

из достигнутых уровней, а будет постоянно стремиться уменьшить разброс

параметров (их значений) изделия. Ведь традиционно в нашей стране , а также

в большинстве европейских стран уровень качества в ряде отраслей

промышленности измеряется процентами (%) или долями процентов дефектных

изделий или количеством дефектов на изделии.

Японские же общефирменные системы обеспечения качества обусловили

возможность использования нового показателя качества изготовителя

числодефектных изделий

на миллион. Причём, стало вполне реальным достижение таких результатов, как

от некольких сотен до 10 дефектных изделий на миллион произведенных.

Разумеется для ВАСО это перспектива далёкого будущего. Но принципы,

по которым строится работа в общефирменной системе обеспечения качества

продукции заложены и втребованиях стандартов ИСО серии 9000 :

1. Цель работы в системе - ноль дефектов. Это значит:”Делай

правильно с первого раза” или “дефект может появиться только один раз” .

Следовательно, необходимо создать постоянное стремление к уменьшению числа

дефектов , понимая, что ноль дефектов - конечная, но фактически

недостижимая цель.Реализация этого постулата должна быть обеспечена большой

системой организационных мер. Например, каждый дефект должен

анализироваться с целью выявления и устранения причин его появления. Ведь

устранение дефекта сопряжено с дополнительными затратами и ростом

себестоимости изделия.

2. Правило работы в системе - предупреждение дефектов, а не их

устранение.

За этим правилом стоит владение и применение, например, получивших

широкое распространение в Японии, семи статистических методов, методов

Тагути, метода прогнозирования последствий и причин отказов...

3. Все производственные отношения между подразделениями ,а также

между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения

потребителя и поставщика.

Отсюда следует, что каждое парное отношение анализируется с точки

зрения точного формулирования и понимания требований, выполнение которых

необходимо обеспечить на предыдущей операции с целью успешного выполнения

последующей. Развивается система самоконтроля, а , кроме того, на каждой

последующей операции контролируются результаты предыдущей операции. Таким

образом, минимизируется жизненный путь дефекта , престраивается система

контроля - практически исключается надобность операционного технического

контроля силами ОТК.

При использовании общефирменной системы обеспечения качества

продукции в деятельность по управлению качеством реально вовлекается весь

без исключения персонал. Для достижения этого необходимо провести обучение

всего персонала целям и методам управления качеством. Это и обуславливает

необходимость следующего принципа.

4. Постоянное обучение персонала управлению качеством. Концепция

общефирменной системы исходит из того, что в улучшении нет предела и каждый

шаг привносит свою долю, либо в совершенствование качества продукции, либо

в снижение её себестоимости.

А так как это философия всего персонала и каждый на своём месте

стремится добиться хотя бы малого улучшения , то в результате достигается,

как правило, значительный эффект.

Оценке влияния сертификации системы УКП , применяемой в ВАСО

посвящён следующий параграф.

3.2. Э к с п е р т н а я о ц е н к а в л и я н и я с е р т и

ф и к а ц и и

с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м н а в ы

п у с к

к а ч е с т в е н н о й п р о д у к ц и и

Анализируя возможность использования различных методов для оценки

влияния сертификации системы управления качеством продукции, автор пришёл к

выводу, что в современных условиях , когда на передний план вышла такая

характеристика продукции, как конкурентоспособность, и , в то же время,

наблюдается нестабильность производства , наиболее достоверным окажется

применение метода экспертных оценок (балльного метода) /29,с.193/.

Используя общую методологиюбалльного метода, автор учёл

специфические особенности решаемой проблемы, что выразилось в изменении

некоторых подходов , например, в методике проведения попарного сравнения.

Как известно, количественной характеристикой свойств изделия,

определяющих его качество, являются показатели качества /18,с.8/. А

показатели качества позволяют установить пригодность изделия удовлетворять

потребности покупателя в определённых условиях его эксплуатации(например,

длина взлётно - посадочной полосы , скорость взлёта, посадочная

скорость...).

Если жерассматриваемая единица продукции имеет дефект, то это

означает, что, по меньшей мере , один из её показателей качества или

параметров вышел за предельное значение или не выполняется (не

удовлетворяется)одно из требований нормативной документации к признакам

продукции.

Термин “дефект” применяют при контроле качества продукции на стадии

её изготовления.

Следовательне, дефект - это каждое отдельное несоответствие

продукции установленным требованиям и выявленное на стадии её изготовления.

Дефекты , в свою очередь, подразделяются на критические,

значительные и малозначительне в зависимости от степени влияния каждого

вида дефекта на эффективность и безопасность использования продукции с у

чётом её назначения, устройства, показателей качества , режимов и условий

эксплуатации.

В соответствии с вышеуказанным можно окончательно определить, что :

- критический дефект - дефект, при наличии которого использование

продукции по назначению практически невозможно или недопустимо;

- значительный дефект - дефект, который существенно влияет на

использование продукции по назначению и ( или ) на её долговечность, но не

является критическим;

- малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет

на использование продукции по назначению и её долговечность.

Поэтому автор решил установить, как изменилась доля каждого из

видов дефектов в общем количестве дефектов, приходящихся в среднем на одно

изделие, после сертификации производства в сравнении с периодом до

сертификации.

Для достижения указанной цели были определены и осуществлены

следующие этапы работы:

- определение группы специалистов, обеспечивающей проведение

экспертизы;

- разработка и обеспечение проведения экспертного анализа;

- формирование группы экспертов, участвующих в экспертизе;

- разработка анкет с формированием вопросов, исключающих их двоякую

трактовку и ориентированных на количественную оценку;

- проведение анкетирования;

- анализ анкет;

- обобщение результатов.

Приступая к реализации этапов работы, автор, прежде всего, учитывал

тот факт, что именно он является тем лицом, которое заинтересовано в

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Реферат Live