Рефераты

Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

,как наиболее эффективных методов достижения целей и решения задач в

области качества продукции;

- использование при производстве конкурентоспособной продукции

средств труда высокого качества;

- непрерывное и систематическое обучение и специализированная

профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области

обеспечения и УКП ;

- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по

повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции;

- воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех

работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;

- создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой

должностной категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.

1.3. О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я и с п о л ь з о в а

н и я о т е ч е с т в е н н о г о и з а р у б е ж н г о о п ы т а

с и с т е м н о г о

п о д х о д а в у п р а в л е н и и к а ч е с т в о м п р о д у к

ц и и

В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и

действующими международными стандартами необходимо пересмотреть модель

действующей системы управления качеством продукции. Ннаправленность

совершенствования действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было

обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления

качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции,

удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей.

При этом необходимо ориентироваться на использование следующих

принципиально важных положений в системе УКП :

- приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на

первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом

предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому,

чтобы продукцию изготавливать “лучше и больше” /32,с.31/. Руководство

предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести

до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача

обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять

на выполнении этого подхода.Этот подход не должен ограничиваться призывом и

командой;

- повсеместно и постоянно подкреплять выше указанный подход

проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от

традиционного увеличения объёмов производства к реконструкции,

перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции,

обеспечивающих существенное повышение качества продукции;

- изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную

систему сбора, учёта, обработки, анализа и хранения в течении определённого

срока информационных данных о качестве продукции;

- для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на

предприятии должна функционировать отдельная система УКП ;

- улучшение материально-технического снабжения должно

осуществляться умением найти нужных поставщиков, повышением

заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных

контактов многопланового характера;

- управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться

применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции;

- система УКП может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая

продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной

системы УКП признаётся потребителем;

- создание системы непрерывного обучения в области УКП и воспитание

всех трудящихся (учащихся, студентов, рабочих, мастеров,...) в духе

уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система УКП должна быть

всем понятна. Для воспитания в общегосударственном и на региональном уровне

целесообразно подключить средства массовой информацииб, в том числе радио,

телевидение, печать. Следует организовать издание массовых журналов по

качеству продукции для различных категорий трудящихся (рабочих, мастеров,

инженеров...). Необходимо создавать специализированные центры по обучению и

повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции,

различные школы и курсы качества, преподавание в которых могут осуществлять

также специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию с высоким

качеством могут создавать только высококвалифицированные специалисты;

- повышение роли стимулирования в сфере производства, изготовления

продукции высокого и стабильного качества. Для этого необходимо повысить

значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не

исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера за выпуск продукции с

отклонением от требований нормативно-технологической документации.

Расширить практику проведения различных конкурсов , направленных на

повышение и улучшение качества продукции;

- привлечение в группы качества значительно более широкого круга

трудящихся и повышение их активности и эффективности работы. По мнению

автора, в число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих

стимулированию, необходимо включить и работу групп качества;

- расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий ,

поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных

и социальных отношениях;

- использование профессионалов в области УКП при проведени всех

работ по совершенствованию системы УКП.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо

проводить в следующих случаях:

- при сертификации продукции , когда одним из условий получения

сертификата соответствия является строгое соблюдение в построении системы

УКП требований международных стандартов ИСО серии 9000;

- при получении аттестата качества, когда его может получить только

сертифицированная продукция, то есть имеющая сертификат соответствия;

- при получении государственного заказа на изготовление

определённых видов и объёмов продукции, когда в условиях конкурсной системы

их получения, необходимо проводить экспертизу действующей системы УКП;

- при выходе предприятия на внешний рынок.

2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО

СЕРИИ 9000 В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ ВАСО

2.1. С и с т е м а с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м к а ч

е с т в а и п р о и з в о д с т в в Р о с с и й с к о

й Ф е д е р а ц и и

Сертификация систем УКП представляет собой деятельность по

проверке, оценке и удостоверению специально аккредитованным органом

(национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы

требованиям соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть

государственные, международные(например, стандарты ИСО серии 9000) или

национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями

контрактов).

Документ , который удостоверяет соответствие системы УКП

требованиям стандарта, называют сертификатом. Он выдаётся только на систему

УКП определённого вида или группе однородной продукции. Сертификация должна

быть объективной, а поэтому её необходимо осуществлять независимой от

предприятия - изготовителя и потребителя (заказчика) стороной.

В Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О

защите прав потребителей” обязательной сертификации подлежат товары(работы,

услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены

требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья

потребителей и охраны окружающей Среды, предотвращение причинения вреда

имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни

и здоровья потребителей /43,с.396/.

Работы по сертификации продукции , а также систем УКП проводятся

под руководством Госстандарта России, как национального органа по

сертификации.

К настоящему времени сформирована законодательная база

сертификации, cоздана и гармонизирована с международными нормами и

требованиями её нормативная и организационная основа. В Госреестре

зарегистрировано пять систем обязательной сертификации, сформированных

государственными органами :

- система сертификации Гост Р;

- система сертификации авиационной техники и объектов гражданской

авиации (Межгосударственный авиационный комитет) ;

- система сертификации взрывоопасных производств

(Госкомоборонпром);

- система сертификации электросвязи (Министерство связи);

- система сертификации средств защиты информации.

Кроме того , зарегистрировано более 30 систем добровольной

сертификации /46,с.3/. Системы сертификации классифицируются по основным

признакам (табл.1).

Таблица 1.

Классификация наиболее распространённых систем сертификации

по основным классификационным признакам

|Признак классификации |Система сертификации продукции|

| | |

|1. Заинтересованность сторон. |Национальная |

| |Региональная |

| |Международная |

| | |

|2. Правовой статус. |Обязательная |

| |Добровольная |

| | |

|3. Участие ссторонних организаций в|Самостоятельная |

|исполнении процедуры сертификации. |Второй стороной |

| |Третьей стороной |

Госстандарт наделён следующими функциями по сертификации систем УКП

и продукции:

- определяет порядок сертификации систем УКП;

- определяет порядок сртификации продукции и её номенклатуру;

- аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а

также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих

испытаний;

- представляет другим юридическим лицам право аккредитации;

- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации

систем УКП и продукции;

- ведёт государственный реестр сертифицированных систем УКП,

продукции, аккредитованных органов по сертификации, испытательных

лабораторий (центров);

- принимает решения о признании сертификатов, выданнх зарубежными и

международными органами;

- представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и

международными организациями по вопросам сертификации систем УКП и

продукции.

Функции, делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным

содержанием. Так уже в марте 1995 года в России было аккредитовано более

600 органов по сертификации и более 1600 испытательных лабораторий и

центров /46,с.5/. Сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий

(центров) действует практически во всех регионах страны и обеспечивает

проведение , в необходимых масштабах, работы по сертификации всех видов

продукции и услуг.

На основани вышеизложенного можно сказать , что в стране, в

основном, создан механизм и действует система сертификации, защищающая

потребителя.

Создана и устойчиво функционирует система сотрудничества России с

международными организациями по сертификации (приложение 2.) /45,с.2/.

В основу нормативной базы сертификации систем УКП и продукции в Российской

Федерации положены стандарты ИСО серии 9000. С целью придания законной силы

указанным стандартам на территории СССР, а теперь России ,

Государственный комитет СССР в декабре 1988 года Постановлением №

4590 ввёл в действие Государственные стандарты полностью соответствующие

стандартам ИСО серии 9000 (рис.3) /32,с.33/.

Рис.3. Схема соответствия стандартов ГОСТ стандартам ИСО серии 9000.

Рекомендации по применению данных Государственных стандартов

определяют область распространения , сферу действия и правила выбора

стандартов для внедрения на предприятии. В стандартах ГОСТ 40.9001 - 88 -

ГОСТ 40.9003 -88 раскрываются основные принципы систем качества, а также

даётся необходимый состав документации и требования к ней, приводится

порядок проведения работ на предприятии по применению стандартов данной

системы, излагается совокупность требований к проверке, анализу и

оценивается система качества,а также даются рекомендации по

совершенствованию систем УКП.

Госстандарты на системы качества должны использоваться каждым

предприятием в следующих случаях /46,с.26/:

- при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на

внешний рынок;

- при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях,

когда в случае удачи могут заключаться договора;

- при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования;

- при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии

системы УКП международным требованиям, чтобы быть готовым и к заключению

выгодных договоров с иностранными партнёрами,в первую очередь;

- при сертификации продукции по схеме предусматривающей и

сертификацию систем УКП.

В дальнейшем (при введении государством или ассоциацией

потребителей оценки систем качества) такие проверки во всех случаях могут

стать постоянными , и тогда и для остальных предприятий эти стандарты

будут носить не рекомендательный ,а обязательный характер.

Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по

отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и

могут изменяться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы

ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном

соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во

всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических

материалов при совершенствовании систем УКП.

А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды,

наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей

конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать

обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно

принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему

характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую

систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность

организационных, экономических, социальных и научно-технических

мероприятий.

Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая

нормативная база и сформировались определённые социально-экономические

условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем

УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов).

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф

и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м

п р о д у к ц и и

Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она

проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом

основных принципов:

а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления

сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может

относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового

рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном

регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган

(центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели ,

сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени

будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе

сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и,

соответственно, имеют существенное преимущество;

б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации

системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии

заявки от этого предприятия ;

в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её

сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными

специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть

прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом

оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по

проверке, оценке и сертификации системы;

г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его

сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении

конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с

поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения

органа по сертификации и заказчика;

д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть

оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их

проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе

оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а

затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за

окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег

должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого

комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и

теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов

производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества

шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных

факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/.

Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП

рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного

самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96

- 300.

2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а

с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и

д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е

р н о м о б щ е с т в е .

Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди

других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система

сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации

(Межгосударственный авиационный комитет).

В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и

приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической

документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции

народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в

марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации

производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21).

Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной

годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат

обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при

наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и

процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на

производство (раздел”G”).

Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и

нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных

правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”).

Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы

взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей,

комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с

импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O).

Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра

сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”)

является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к

странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и

утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром

системы обеспечения качества.

Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения

системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем

необходимых документов являются научно - исследовательские институты по

направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля

производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с

привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает

комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного

экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на

данном предприятии может быть обеспечено.

После того, как на предприятии был сформирован полный комплект

нормативно-технической и методической документации по сертификации типа

воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было

проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха

(начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по

вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300.

На совещании было решеноб что обследование и анализ производства

самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами

по двум направлениям:

- наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой

для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей

сертификации типа;

- обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы.

При этом предусматривается проведение работ в три этапа:

1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных

материалов;

2 этап - системное обследование производства и функционирования КС

УКП;

3 этап - оформление результатов обследования.

На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке

производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и

“План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к

сертификации производства на 1993год”

По итогам работы совещания по сертификации производства были

разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по

подготовке к сертификации.

Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось:

1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его

полномочий в стандарте предприятия.

2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно

требований Авиационных правил АП-21.

3. Формирование основных направлений работ подразделений

предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным

правилам АП-21.

4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной

самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС).

5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по

сертификации производства воздушных судов (ВС).

6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО.

7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на

предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии

ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21.

Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был

сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил -

86 и Ил -96 - 300”.

В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ:

1. Организационно-методические мероприятия.

2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству

самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300.

3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по

направлениям).

4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных

агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей.

5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по

результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме

Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и

принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и

Ил-96-300 в ВАСО.

В соответствии с матрицей компетентности при самооценке

производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах

предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке

производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно-

технической документации по сертификации производства и СУ КП на

предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами

комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО

9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по

проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ

КП), в части, касающейси их.

Общее руководство в период самооценки производства осуществлял

Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального

директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов

самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля.

В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым

направлениям.

При анализе комплекса нормативно-технической документации,

регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было

установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия,

предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе

с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве

основного документа “Руководство по качеству”.

Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по

производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее

полно охвачены следующие этапы “петли качества”:

- проектирование и разработка технических требований, разработка

изделий;

- подготовка и разработка производственных процессов;

- производство продукции;

- контроль, проведения испытаний;

- реализация и распределение продукции;

- эксплуатация;

- упаковка и хранение.

Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и

изучения рынка.

Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы

взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально-

техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в

обслуживании” и “утилизация после использования” продукции.

Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций,

выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных

отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами

ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87).

В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей

на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам:

- формирование политики в области качества;

- оценка потребителем системы УКП поставщика;

- сертификации системы УКП;

- выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от

возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем

качества;

- анализ и оценка затрат на качество;

- внедрение статистических методов в управлении качеством

продукции.

Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая

требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части:

- установления ответственности и полномочий руководства предприятия

и всего персонала в УКП;

- проверок системы качества на предприятии, а также участие

руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП;

- разработка и реализация программ качества и поставок изделий;

- ориентации системы УКП на потребителя;

- настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от

технических условий и качества изделий от заданного уровня и

разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать

выпуск продукции неудовлетворительного качества).

Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с

“Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на

соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ

40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов:

а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь

комплекс испытаний;

б) системы контроля производства;

в) системы обеспечения качества (КС УКП);

г) действующей конструкторской, технологической и нормативно-

технической документации;

д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента;

е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля

качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом;

ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом;

з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх

изделий;

и) складирования и транспортировка составных частей изделия,

запаных частей, наземного оборудования;

к) организационно-технического обеспечения производства;

л) квалификация кадров.

По результатам проведённой проверки по самооценке производства

самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические

мероприятия по доработке системы УКП.

Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было

реализовать следующее:

1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП.

2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки

функционирования доработанной системы УКП.

3. Разработка руководства по качеству ВАСО.

4. Подготовка доказательной документации и подача официальной

заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии.

Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а

разработки является Руководство по качеству.

Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей

отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200

стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению)

качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО

серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно-

методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”.

В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в

области качества”, утверждённая Генеральным директором.

Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы

надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных

широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/.

Целью функционирования системы качества на ВАСО является

обеспечение:

- изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в

соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;

- заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных

затратах;

- соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции

и условиям на поставку.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью:

- выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами

предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения

качества;

- активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами,

изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками

материалов, полуфабрикатов и покупных изделий;

- повышения качества и ответственности руководства ВАСО;

- повышения технического уровня производства в акционерном обществе

(АО);

- вовлечения в работу всех сотрудников предприятия;

- организации эффективного технического контроля операций и

процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении

особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса

их испытаний;

- совершенствования системы мотивации персонала предприятия на

качественную работу.

Политика в области качества обязывает:

1. Каждого работника предприятия:

- знать положения политики в области качества и строго следовать им

в работе;

- выполнять все требования технической и нормативно-технической

документации;

- соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и

качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие

действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке;

- постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное

удовлетворение требований потребителей;

- проявлять творческую инициативу , подавать предложения и

добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих

изготовлению продукции заданного качества.

2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного

общества:

- руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей

“Политики...”, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и

практическую реализацию;

- обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых

подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям

настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”;

- обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ

связанных с реализацией “Политики...”;

- создавать необходимые условия для эффективного труда.

Своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием,

документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами,технологическую

и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей ,

деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе;

- создавать условия и стимулы для постоянного повышения

квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии

с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать

требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части

функций, возложенных на данное производство.

В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок

функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”.

В “Руководстве...”определена ответственность и порядок

функционирования системы УКП, а также оно содержит:

- структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой

контроля и обеспечения качества, администрацией и другими

структурнымиподразделениями;

- структуру, которая описывает иерархию подчинённости и

ответственности в службе качества.

В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные

стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих

процедур:

- внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества

и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом;

- выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков;

- оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов;

- проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей,

которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем

основного изделия;

- идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на

протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали,

заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего

контроля, идентификации процесса и материала;

- установление гарантированной последовательности выполнения

проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех

стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные

изменения;

- правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех

процессов проверки;

- составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в

документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию

соответствующих характеристик или статистическими методами;

- подтверждение надёжности применения статистических методов - без

последующих отказов деталей или узлов;

- идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой

букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием;

- обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и

испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей);

- обеспечение качества технологических процессов и определение

действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт

обработки особо ответственных деталей;

- рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие

решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование

их в качестве отходов;

- идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения);

- обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий,

деталей;

- информирование разработчика о последующих изменениях

техпроцессов, спецификаций и системы качества;

- контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях;

- схема расположения участков служб контроля качества продукции по

видам производства;

- описание функций представителей заказчика на предприятии по

проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей;

- предоставление всех изменений производственных процессов

Уполномоченному органу (изменений в технологии и в изготовлении) с целью их

оценки и последующего согласования;

- обеспечение информацией заинтересованных органов о любом

изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на

проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность

к эксплуатации изделия;

- обеспечение утверждения в установленном порядке основных

изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие;

-обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию

изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их

окончательной приёмки;

- описание функций представителя заказчика в системе контроля и

обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий

Авиационного Регистра по приёмке на всех этапах производства.

Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из

стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце

каждого раздела.

После выполнения организационно-технических мероприятий по

доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество

18 августа 1993 года официально подало заявку по установленной форме в

Авиационный Регистр МАК для проведения сертификации производства самолётов

Ил-86 и Ил-96-300.

2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы

у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А

О

Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного

судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной

годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом

Изготовитель должен обеспечить соответствие роизводства воздушного судна

требованиям раздела “F” Авиационных правил АП-21 не более,чем через 6

месяцев после момента выдачи изделию сертификата типа. Это означает, что в

течение указанного срока необходимо уточнить, утвердить и сохранить систему

контроля производства, гарантирующую, что каждый экземпляр ВС соответствует

типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную

эксплуатацию. Система контроля должна быть одобрена Авиационным Регистром

или уполномоченным им органом . А сертификация производства , в свою

очередь, производится для воздушного судна , получившего в установленном

порядке сертификат типа.

На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр,

указанное выше условие было выполнено.

Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены

комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300.

Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по

сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Реферат Live