Рефераты

Зачет по русскому языку

7 вопрос.

Лексические нормы.

Особого внимания требуют лексические нормы, то есть правила применения слов в речи.
 Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие где-то имеет одно значение — «в каком-то месте», «неизвестно где». Однако в последнее время это слово стали употреблять в значении около,  приблизительно.

Ошибкой является неправильное употребление глагола  ложить вместо класть. Глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, но класть -— общеупотребительное литературное слово, а ложать —- просторечное.
Необходимо обратить внимание и на использование приставочных глаголов положить, сложить, складывать. Некоторые говорят покладу на место, слаживать числа, вместо правильного положу на место, складывать числа.
Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например, не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить. Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» (предоставить квартиру, отпуск и т. д.), а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо кому-либо» (представить отчет и т. д.).
В последнее время все чаще и чаще в передачах по радио, телевидению стали звучать такие фразы: Команда спортсменов обречена на победу; Выступление ансамбля обречено на успех. Говорящие не учитывают ни происхождения слова, ни его внутренней формы, ни его исконного значения. Во всех приведенных предложениях речь идет о положительных результатах (победа, успех, процветание), в то время как глагол обрекать имеет значение «предназначить, силою обстоятельств принудительно поставить в какие-нибудь условия».


8 вопрос.

Стилистические нормы

Стилистические нормы -это правила употребления языковых средств в соответствии со стилем.
Стиль – это исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от других подобных разновидностей специфической коммуникативной ситуацией, особенностями состава языковых единиц, особенностями их организации в единое смысловое и композиционное целое, то есть в текст.
Стилевая норма – это норма выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля и норма выбора стиля, соответствующего условиям языкового общения. Стилевая норма регламентирует создание текстов, хотя и не обладает жесткостью языковых норм. Стилистической ошибкой можно считать только нарушения стилевых норм:
1. Нарушение норм построения текста данного стиля.
2. Нарушение норм выбора типа текста в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Пример:
«Подпояши чресла твоя и возьми жезл в руки твои».
«Подпояшься и возьми дубинку в руки».
«Подпояши чресла твоя и возьми дубинку в руки» (недопустимое смешение стилей).

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.
Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
- стилистическая неуместность (в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье);
- употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве);
- лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);
- лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись);

- двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар).


9 вопрос.

Орфографические нормы

Орфографические нормы - правила написания слов.

Орфография - это совокупность правил, устанавливающих:

1. единообразное написание значимых частей слова: корней.

приставок, суффиксов и окончаний. Эти правила основаны на морфологическом принципе: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начертания слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного. Также есть основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слов,

отражающих изменение произношения звуков.

2. раздельное и слитное написание слов и их частей. Основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно.

3 употребление прописных групп связано с выделением имен собственных.

4. правила переноса слов основывается на делении слов на слоги с учетом состава слова.


10 вопрос.

Качество грамотной речи.

Точность как качество грамотной речи.

Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности. Точность предполагает следующее:
1) умение ясно мыслить (логическая точность);
2) знание предмета речи (предметная точность);
3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).
1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов о их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета, явления. Следующая ступенька мышления суждение. Оно связывает понятия между собой, ведь и предмета, и явления не существуют в мире сами по себе — между ними есть определенные связи. Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать умозаключения. Умозаключение связывает два или несколько суждений.
2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Предметная точность — вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.
3, Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова — мучительный процесс. Понятийная точность — непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространены ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении; 
2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленно текста;
3) употребление плеоназмов - включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов.
4) употребление паронимов ,сходных по звучанию, ло не совпадающих по значению слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и заимствованного происхождении, которые представляют наибольшую трудность: абонент (лицо, человек) — абонемент (документ);запасный (имеющийся в качестве запаса) — запасливый (обеспечивающий себя запасом);ныне (теперь, в настоящее время) — нынче (то же, что и сегодня); Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности. Точность предполагает следующее:
1) умение ясно мыслить (логическая точность);
2) знание предмета речи (предметная точность);
3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).
1. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому, кто готовит письменные или устные тексты, необходимо иметь элементарные представления о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие есть форма мысленного обобщения предметов о их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета, явления. Следующая ступенька мышления суждение. Оно связывает понятия между собой, ведь и предмета, и явления не существуют в мире сами по себе — между ними есть определенные связи. Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном же мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать умозаключения. Умозаключение связывает два или несколько суждений.
2. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Предметная точность — вежливость пишущего человека. Её отсутствие недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.
3, Хорошей речи необходима и понятийная точность. Поиск нужного слова — мучительный процесс. Понятийная точность — непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Наиболее распространены ошибки, приводящие к понятийной неточности, следующие:
1) употребление слова в несвойственном ему значении; 
2) употребление в речи различного рода омонимов, порождающее двусмысленно текста;
3) употребление плеоназмов - включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов.
4) употребление паронимов ,сходных по звучанию, ло не совпадающих по значению слов. Приведем небольшой список толкований паронимов исконно русского и заимствованного происхождении, которые представляют наибольшую трудность: абонент (лицо, человек) — абонемент (документ);запасный (имеющийся в качестве запаса) — запасливый (обеспечивающий себя запасом);ныне (теперь, в настоящее время) — нынче (то же, что и сегодня);
динамичная (подвижная) динамическая (имеющая отношение к динамике).

Логичность как качество грамотной речи .

Логичность как коммуникативное качество имеет много общего с точностью. Прежде всего, как и точность, она характеризует речь со стороны содержания. Характерные черты логичной речи: - сочетания слов и словосочетания не должны быть противоречивыми. Если в природе нет голубых помидор и меховой воды, то подобные словосочетания не могут считаться логичными.- логические связи в предложении. Строении русского повествовательного предложения, в котором сообщается новая информация: тема (исходные данные высказывания) должна в этом случае предшествовать реме (коммуникативному центру, сообщающему что-то новое, неизвестное собеседнику).- деление на абзацы. Абзац -— отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. По содержанию абзац есть законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов: 1) лексического повтора, 2) синонима, 3) анафорического местоимения - местоимения, указывающего на предшествующее слово, отсылающее к ранее сказанному.

Чистота как качество грамотной речи. 

Чистота речи предполагает отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку, или отвергаемых нормами нравственности. Чуждыми литературному языку элементами считаются территориальные диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-паразиты.
Территориальные диалектные слова — это слова, присущие народному говору, группе говоров или наречию и отсутствующие в литературном языке. Говором называют наименьшую территориальную разновидность языка, которая используется в качестве средства общения населением небольшого региона, не имеющего территориально выраженных языковых отличий. Диалектные слова подразделяются на три группы. Первую составляют собственно диалектизмы, которые понятны только жителям той местности, где они возникли и распространены: биспой – «седой», «серебристый» (архангельский говор). Вторую группу составляют диалектизмы, встречающиеся не только в отдельных говорах, но в целом в наречии. Диалекты нужны литературному языку как источник пополнения лексики яркими, эмоционально скрашенными словами. Варваризмы— включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения, Заимствование естественный процесс, характерный для всех языков мира.

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической ли­тературе слово жаргон обычно употребляется для обозна­чения различных ответвлений общенародного языка, ко­торые служат средством общения различных социальных групп. Возникновение жаргонов связано со стремлением людей противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя сред­ства языка. Например: черепа, шнурки (родители); фишка (особенность чего-либо), фиолетово (безразлично).В отличие от общенародного языка, призванного содей­ствовать широкому общению людей, жаргон — «тайный» язык, цель которого — скрыть смысл произносимого от «чужака». Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. Молодежь, особенно подростки, в це­лях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой рече­вой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы (моряков, музыкан­тов), вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жарго­низмы. Употребляются они как некий признак принад­лежности к определенному «клану» — возрастной группе. Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Все жаргонные слова представляют собой стилистичес­ки сниженную лексику и находятся за пределами литера­турного языка.

 Ещё одним элементом, чуждым литературному языку, являются канцеляризмы (лат.— отдел учреждения, ведающий его служебной перепиской, оформлением текущей документации). Канцеляризм представляет собой слово или конструкцию, которые вполне закономерно употребляются в официально-деловом стиле речи. Такие формы устойчивы и применяются в типичных ситуация . Но когда они попадают в другие стилевые пласты речи (разговорный, публицистический, художественный, научный), то становятся причиной обесцвечивания речи, её омертвления. Засорение речи происходит и тогда, когда человек употребляет так называемые слова-паразиты. Причина их появления — слабое владение устной речью. Подбирал в высказывании следующее необходимое слово, человек невольно делает паузу, и если она длительна, то временной промежуток заполняет слово-паразит. В его качестве могут выступать вполне нейтральные «значит», «вот», «понимаешь», «так сказать», но если они мелькают слишком часто, то совершенно заслоняют полезную информацию.

Вульгаризмы (лат. — обыкновенный, простой) — слова и выражения, оскорбляющие нравственное чувство человека. Возникновение их вряд ли было связано со стремлением оскорбить достоинство. Часть, ставшей впоследствии матерной лексики, формировалась в течение жизни многих поколений, начиная со времен родового строя. В условиях полигамных отношений каждый старший мужчина в роду мог быть отцом любого из молодых людей того же рода, поэтому выражения, отражающие половые отношения, были лишь напоминанием об уважении к старшему как возможному родителю. Таким образом, первоначально они носили воспитательный характер, напоминали об авторитете старших в кровнородственном коллективе. В разряд грубых, вульгарных они попадают в период становления и укрепления христианских традиций, когда все, что касается интимных отношений мужчины и женщины, стало ощущаться греховным, нечистым.
Защитники матерной лексики в качестве аргумента законности ее употребления выдвигают стремление русского человека выражаться крепко и эмоционально в трудных ситуациях.

Уместность как качество грамотной речи.                                                                  Уместность как качество хорошей речи требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей. Уместности как качеству грамотной речи уделялось большое внимание в ораторском искусстве античности. Различают уместность стилевую, контекстуальную, личностно-психологическую. Стилевая уместность проявляется в умении учитывать специфику, закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с используемым для создания текста стилем — деловым, научным, художественным, публицистическим, разговорным. Так, для разговорной речи характерны неполные синтаксические конструкции . Перенесение их в письменные стили речи неуместно.
Уместность той или иной языковой единицы регламентируется и контекстом, т.е. речевым окружением. Контекст регулирует употребление того или иного элемента в конкретной языковой ситуации или отказ от него.
Наиболее типичное проявление личностно-психологической неуместности — грубость. Резкое слово, язвительное замечание, металлические интонации в голосе и категоричность суждений наносят окружающим нас людям тяжелые душевные травмы. Тактичность и деликатность в выборе средств общения, мягкие и доброжелательные интонации сохраняют здоровье, помогают пережить трудности, которые неизбежно встречаются в жизни каждого человека.

Выразительность и богатство как качества грамотной речи.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя (читателя). Условия, при соблюдении которых речь будет выразительной: - самостоятельность мышления, сознания и деятельности автора речи;- его интерес к тому, о чем он говорит или пишет;- хорошее знание выразительных возможностей языка;- систематическая осознанная тренировка речевых навыков. Выразительность могут усиливать или ослаблять все его элементы. Усиливает выразительность речи интонация. Ослабляют артикуляционная нечеткость, лексическая и интонационная бедность, употребление канцеляризмов и слов-паразитов, синтаксическое однообразие в построении речи Основной источник усиления выразительности лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, гиперболы, перифразы, аллегория, ирония. Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (от греч. — слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Существуют и общеязыковые тропы, возникшие как авторские, но со временем ставшие привычными, закрепившиеся в языке: «время лечит», «битва за урожай», «военная гроза». Троп может перерасти в речевой штамп, если употребляется слишком часто. Эпитеты (от греч. — приложение слепая любовь, туманная луна) художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным (приложение) и наречием. Эпитеты классифицируются след. образом: 1) постоянные (характерны для устного народного творчества) — «добрый молодец», «красна девица»; 2) изобразительные (наглядно рисуют предметы и действия, дают возможность увидеть их такими, какими видит их автор) — «толпа - пестрошерстная быстрая кошка» ;3) эмоциональные (передают чувства, настроение автора) —«Неуютная, жидкая лунность....». Сравнение — это сопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм) двух предметов по одному или нескольким общим признакам. Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. Этот троп в отличие от других всегда двучленен — в нем называются оба сопоставляемых или противопоставляемых предмета. В сравнении выделяют три необходимо существующих элемента — предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Метафора — один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами и явлениями может быть основано на самых разнообразных чертах: цвет, форма, размер, назначение и т.д. Метафора может быть простой, развернутой и лексической (мертвой, стертой, окаменевшей). Простая метафора построена на сближении предметов и явлений по одному какому-либо общему признаку — «заря пылает», «закат жизни». Развернутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству. Лексическая метафора — слово, в котором первоначальный перенос уже не воспринимается — «стальное перо», «стрелка часов». Гипербола (от греч.— преувеличение) — стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении Гиперболы могут быть авторскими и общеязыковыми. В повседневной речи мы часто используем такие общеязыковые гиперболы — сто раз видел (слышал), «испугаться до смертно».Противоположный гиперболе стилистический прием — литота (от греч. - простота, худоба) — стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении, недоговоренности: «мальчик с пальчик».Аллегория (от греч. — иносказание) заключается в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Главный источник аллегорий — сказки о животных, в которых лиса есть аллегория хитрости, барак — глупости, лен — мощи, змея — мудрости и т.д.          Ирония (от греч. — притворство) — троп, заключающийся в употреблении наименования или целого высказывания в смысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности. Чаще всего ирония употребляется в высказываниях, содержащих положительную оценку, которую говорящий (пишущий) отвергает. Также выделяют стилистические фигуры, делающие нашу речь выразительной. Это : анафора, градация, инверсия. Богатство речи — это разнообразие используемых в них языковых средств.
Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка.
Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью.
Многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи. Очень богат наш язык синонимами, то есть словами, близкими по своему значению. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогаю избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Очень много в русском языке слов, эмоционально окрашенных. Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией. Выражения положить в долгий ящик, мамаево побоище, шапка Мономаха, аракчеевский режим, вот тебе, бабушка, и Юрьев день и многие другие, получившие переносное значение, связаны с историей русского народа, его прошлым.

Словарь русского языка постоянно обогащается новым словами. Если русский язык сравнить с другими языками то он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов. Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или нескольких основ.

11 вопрос.

Функциональные стили современного литературного языка и их взаимодействие.

Наша речь в официальной обстановке отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разнообразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Обычно различают следующие функциональные стили:
1) научный, 2) официально-деловой, З) публицистический;
4) разговорно-обиходный.
Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле -— научные монографии и учебные тексты, в официально-деловом -— законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом -— статья, репортаж и т. п. Каждый функциональный тип речи имеет свои специфические черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом жанре данного стиля.

Функциональный стиль — разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социалько значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.

Научный стиль.

Для научного стиля характерны: точность, абстрактность, логичность, объективность изложения
Особенность научного мышления заключается в точном, однозначном выражении мысли. динамика мышления выражается в суждениях и умозаклюгтениях, которые следуют друг за другом в строгой логической последовательности. Общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности и строгой логичности научного мьтшления, являются:
-точность изложения;

- обобщенность, абстрактность изложения;
- логичность, доказательность и объективность изложения.
Требование точности научной речи предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность. В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. В последнее время возросла роль международной терминологии. Научный стиль не обладает свойством общедоступности. Однако это не означает правильности обратного утверждения: «чем непонятнее, тем научнее». Псевдонаучный стиль изложения, не подкрепленный информативностью, является недостатком речи.
Стремление к обобщению, абстракции проявляется в научном стиле в преобладании абстрактной лексики над конкретной. Логичность научной речи проявляется в композиционной связности изложения. Соединение отдельных частей научного высказывания осуществляется при помощи специальных слов или групп слов, отражающих этапы логического изложения и являющихся средствами связи мыслей в ходе рассуждения. Это такие слова и словосочетания, как: таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, тем не менее, между тем, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, следовательно, в результате, далее, другими словами, в связи с этим и др- Они служат, как правило, не для связи слов в предложении, а для связи частей целого текста.

Основные черты научного стиля:
- активное использование специальной и терминологической лексики;
- преобладание абстрактной лексики над конкретной;
- отсутствие разговорной и просторечивой лексики;
- неупотребительность слов с змоционально-экспрессивной и оценочной окраской. Отличительной особенностью письменной научной речи является то, что тексты могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы таблицы графики и т. п. В большей степени это характерно для текстов естественных и прикладных наук: математики физики, химии и др. Однако практически любой научный текст может содержать графическую информацию.
Выделяют следующие разновидности научного стиля, представленные в различных жанрах научных текстов:
• собственно научный (монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа);
• научно-информативньий (реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание);
научно-справочный (словарь, справочник, каталог); научно-учебный (учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение);
• научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья)Собственно научная литература отличается тем, что она создается специалистами для специалистов. Ее цель — выявление и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. Научно-учебная литература отличается от собственно научной тем, что ее задача — донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. В научно-популярной литературе изложение очень близко к общелитературному. Ее основная задача — в популярной, доступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с научными знаниями, привлечь его внимание к научной проблеме.

Официально-деловой стиль.

Характерные особенности официально-делового стиля:
- сжатость, компактность изложения;
- стандартность расположения материала;
- широкое использование терминов, номенклатурных наименований;
- почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
- слабая индивидуализация стиля.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу деловых отношений между органами государства, организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами. Общими стилевыми чертами официально-деловой речи являются:

1) точность изложения, не допускающая возможности инотолкования, детальность изложения;

2) стереотипность, стандартность изложения;

З) долженствующе-предписывающий характер изложения.

Кроме того, отмечают такие черты официально-делового стиля, как официальность, строгость выражения мысли, а также объективность и логичность, которые свойственны и научной речи. Систему официально-делового стиля составляют языковые средства трех типов: 1) имеющие соответствующую функционально-стилевую окраску (лексика и фразеология), например: истец, ответчик, протокол и др.; 2) нейтральные, межстилевые, а также общекнижные, языковые средства; З) языковые средства, нейтральные по своей стилистической окраске.
Многие глаголы, употребляемые в официально-деловой речи, содержат тему предписания или долженствования: запретить, разрешить, обязать, указать, назначить и под. Отмечается высокий процент употребления глаголов в форме инфинитива, что также связано с предписывающей функцией официально-деловых текстов. Глагольная форма обозначает не постоянное или обычное действие, а действие, которое законом предписывается произвести в определенных условиях. При назывании лица в официально-деловом стиле чаще всего употребляются имена существительньые, обозначающие лицо по признаку действия или отношения, что призвано точно обозначить «роли» участников ситуации: истец, ответчик, заявитель. Типичными для делового языка являются сложные слова, образованные от двух и более слов: квартиросъемщик, работодатель, материально-технический, ремонтно-эксплуатационный. Образование таких слов объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования. Из синтаксических конструкций, имеющих окраску официально-делового стиля, отмечают словосочетания, включающие сложные отыменные предлоги: в части, по линии, на предмет, во избежание, а также сочетания с предлогом по и предложным падежом, выражающие временное значение: по возвращении, по достижении. Официально-деловой стиль реализуется в текстах различных жанров (устав, закон, приказ, жалоба, рецепт, заявление я др.). Жанры официально-делового стиля выполняют информациоиную, предписывающую, констатирующую функции в различных сферах деятельности. В связи с этим основной формой реализации этого стиля является письменная.

Газетно-публицистический стиль.

Публицистический стиль исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, нравственно-этических, культурных, религиозных и др. Этот стиль широко используется в общественнополитической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио- и телепередачах, документальном кино, в публичных выступлениях. Наибольшее распространение в рамках публицистичсского стиля получила его газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе его нередко называют газетно-публицистическим.             Исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля — информативную (сообщение, передача новой информации) и воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда). Цель публицистического текста - оказать желаемое воздействие на разум и чувства читателя, слушателя, на- строить его определенным образом. Для публицистического стиля характерны оценочность, призывность (побудительность) и полемичность.                                                                                                                             К основным признакам публицистического стиля относятся: 1. Употребление стандартных, клишированных средств языка (играть роль, рынок ценных бумаг, непредсказуемые последствия и др,). Использование стереотипных речевых формул облегчает процесс коммуникации. 2. Активное использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств, создание тропов и стилистических фигур, применение логико-композиционных форм и приемов (заголовки, чередование повествования, описания и рассуждения и т.д.) 3. Широкое разнообразие употребляемой лексики и фразеологии. В публицистическом стиле часто встречается общественно-политическая лексика (администрация, правительство, депутаты, кандидаты, избиратели, власть и др,), заимствованные слова (президент, презентация, рейтинг, и др.). 4. Совмещение слов, относимьих, с одной стороны, к высокой, книжной лексике (отчизна, родина, патриотизм, претворять, и др.), с другой -— к разговорной, сниженной, просторечной, даже жаргонной лексике (баксы, бесаредел, кайф, тусовка, кинуть,замочить, за бугром, крутой, разборка и др.,).
5. Экономия языковых средств, лаконичность и популярность изложения при информативной насыщенности.

Разговорно-обиходный стиль.

Разговорный стиль используется в сфере бытового общения; уместен в сфере обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи -— устная (беседа, разговор), но возможно использование разговорного стиля и в некоторых жанрах письменной речи -— личных дневниках, записках, частных письмах.                 К основным свойствам текстов разговорного стиля можно отнести:
- неофициальность;
- непринужденность;
- неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств;
- использование жестов, мимики;
- зависимость от ситуации, характеристик и взаимоотношений говорящих;
- меньшая степень регламентации по сравнению с книжными стилями.                                                                     Поскольку разговорные тексты имеют преимущественно устную форму, особую роль играют средства фонетического уровня — интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Тексты разговорного стиля характеризуются неполным, иногда неотчетливым произношением звуков, слогов, слов.                                                                                 Для лексики текстов разговорного стиля характерно преобладание конкретных слов над абстрактными (стол, ст ул. спать, есть), широкое использование слов с эмоционально-оценочной (орел, собака — о человеке) и разговорно-просторечной (дрыхнуть, вляпаться) окраской, а также метафор (винегрет, каша, окрошка — о путанице; кисель, лапша, размазня — о вялом бесхарактерном человеке) на фоне нейтральной лексики; малоупотребительна книжная, иноязычная и терминологическая лексика. Особенностью текстов разговорного стиля считаются так называемые опустошенные слова. На уровне морфологии разговорный стиль характеризуется преобладанием глаголов над существительными, частым употреблением личных местоимений (я, мы, ты...), частиц (же, ну, вот, ведь), притяжательных прилагательных (мамино платье, Женин костюм). Только в текстах разговорного стиля допустимо упрощение склонения словосочетаний, употребление падежных окончаний на-у и в родительном падеже множественного числа нулевых окончаний в некоторых словах (апельсин, помидор, килограмм; ср.: апельсинов, помидоров, килограммов). В синтаксисе разговорных текстов реализуются общие свойства — экспрессивность, оценочность, стремление к экономии языковых средств, неподготовленность. Это проявляется в частом употреблении неполных (Я в магазин; Вам кофе или чаю?), безличных (Жарко сегодня), вопросительных (Когда вернешься?), побудительных (Давай скорей!) предложений, свободном порядке слов (К центральному рынку как пройти?).           Основные особенности разговорной речи:
- неподготовленность, спонтанность;
- непосредственный характер речевого акта;
- большое влияние экстралигвистических (внеязыковых факторов);
- широкое использование обиходно-бытовой и эмоционально-зкспрессивной лексики и фразеологии. Функциональные стили являются открытыми система- семейной
ми Границы между ними очень подвижны. Основная часть
языкового материала -— общеязыковые, межстилевые средства.

12 вопрос.

Подстили: научно-технической, научно-популярной и учебной литературы.

Разновидности научного стиля (подстили) выделяются в соответствии со спецификой науч­ного знания и ростом его влияния на все сферы человеческой деятельности. В рамках научного стиля речи в зависимости от ха­рактера адресата и целей общения сформировались следую­щие стили и подстили:

1)  собственно научный, адресатом его являются ученые, а целью — получение нового знания о природе, человеке, об­ществе;

2)  научно-учебный, адресат — новые поколения, цель —усвоение научной картины мира;

3)  научно-технический, адресатом являются специалисты технико-технологического профиля, целью — применение до­стижений фундаментальной науки в практике;

4)  научно-популярный, адресат — широкие слои населе­ния, цель — повышение общего культурного уровня народа.

Главная объединяющая подстили научной речи особенность — единая цель коммуникаций в этой сфере человеческой дея­тельности, а именно — наиболее точное, логичное и одно­значное выражение мыслей. В соответствии с этими общими специфическими чертами научного стиля во всех его разно­видностях являются: 1) отвлеченная обобщённость и 2) под­черкнутая логичность изложения. Какими средствами дости­гается такой тип изложения?

1) Отвлечённость и обобщенность проявляются прежде всего в том, что почти каждое слово выступает в научном тексте или учебной литературе как обозначение отвлечённого поня­тия или абстрактного предмета — «скорость», «время», «пре­дел»,  «количество»,  «качество»,  «закономерность»,  «разви­тие». Часто подобные слова употребляются во множествен­ном числе, что для других стилей не характерно: «величи­ны», «частоты»,  «силы», «длины»,  «широты», «пустоты», «скорости».

Отвлечённо-обобщённый характер лексики подчеркивает­ся и специальными лексическими единицами («всякий раз», «обычно», «как правило», «всегда», «регулярно»), и грамма­тическими средствами-(неопределённо-личными предложениями, пассивными конструкциями).                                                        Чаще других образных средств в научном стиле речи ис­пользуется сравнение, так как оно является одной из форм логического мышления. Во-первых, срав­нения в научном стиле точны, во-вторых, нередко содержат уже известные читателю (слушателю) термины, в-третьих, обязательно оформляются при помощи специальных средств (слов «подобно», «как»).

Отвлечённость и обобщённость стиля научной речи и его подстилей проявляется в специфике употребления языковых единиц. Так, для глагола характерно использование 1) насто­ящего вневременного (с качественным, признаковым значе­нием); 2) форм с ослабленным лексико-грам­матическими значениями времени, лица, числа; 3) глаголов несовершенного вида, имеющих по сравнению с совершенным видом более значения; 4) глаголов и местоимений в третьем лице. Использование имени существительного в научном стиле также специфично Во-первых, оно выступает с ослабленным грамматическим значением. Во-вторых, если единичный считаемый предмет обозначен существительным в единственном числе, то в научном тексте такое существительное служит для выражения обобщённого понятия или неделимой совокупности.

 2) Подчеркнутая логичность научной речи — ещё одна спе­цифическая ее черта. Логичность необходимо присутствует на всех языковых уровнях: в словосочетании, предложении, между двумя рядом стоящими предложениями, в абзаце и между абзацами, в целом в тексте. Реализуется этот принцип применением следующих средств: 1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями; 2) употребление наречий, указывающих на последовательность течения мысли, — «сна­чала», «прежде всего», «далее», «потом», 3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями выс­казывания,  —  «следовательно»,   «во-вторых»,   «наконец», «итак», «таким образом»; 4) употребление союзов — «так как», «потому что», «чтобы»; 5) использование конструкций и обо­ротов связи.

Стилю научно-технической литературы присущ особый способ изложения материала, в котором первостепенную роль играет описание. Формами реализации научного стиля, его жанрами (фр. genre — род, вид) являются монографии, научные статьи, диссертации, рефераты, тезисы, доклады на научных конфе­ренциях, техническая документация, которая используется в производстве, лекции и семинары, учебники и учебные посо­бия, методические рекомендации, обслуживающие учебный процесс в вузах, и т.д. По преимуществу, научная, техничес­кая и учебная речь — это речь письменная. Использование устной формы (доклад, лекция, семинар) требует строгой ее кодификации. Язык научного стиля необходимо дополняется чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами и т.д.

Основными способами создания жанров научной литерату­ры являются описание и рассуждение. В соответствии с со­временной терминологией описание и рассуждение, наряду с повествованием, называют типами речи.

Научное описание не содержит события, в нём нет сюжета и действующих лиц. Цель — раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи и соотношения. Описа­ния чаще всего невелики по объёму и не составляют в целом того или иного научного текста, Различают описания подробные, детальные и сжатые, краткие. В центре данного типа речи может быть один предмет, процесс, явление или сравне­ние (сопоставление — противопоставление) нескольких пред­метов, процессов, явлений. Существуют простой и усложнён­ный варианты композиции описания. В первом строение тек­ста определяет сам процесс исследования автором того или иного предмета, процесса, явления. Усложнённый вариант может содержать теоретические отступления, рассуждения ав­тора по поводу наблюдаемого и т.д. В научных описаниях нередко прибегают к группировке предметов, сравнению и обобщению их признаков. Описание в качестве составного элемента присутствует практически во всех жанрах научного стиля речи. Самый распространённый тип научной речи — рассужде­ние. Его цель состоит в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения (тезиса) с помощью таких доводов, которые признаются убедительными, истинность которых проверена ранее и не подвергается сомнению. Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказатель­ствах и опровержениях, это сопоставления и противопостав­ления, выявленные причинно-следственные связи явлений, позволяющие сделать те или иные выводы и обобщения. При­мером наиболее строгих рассуждений может служить доказа­тельство теорем в математике, структуры умозаключений в логике, выведение физических и химических формул и т.д.Различают следующие методы логической организации научного текста: дедукция, индукция, проблемное изложе­ние и аналогия. В элементарном смысле дедукция (лат. deductio — выведение) — это движение мысли от общего к частному, от общих положений и законов к менее общим и частным положениям и законам, К дедуктивному методу из­ложения материала исследователь прибегает тогда, когда не­обходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже из­вестного положения или закона и сделать необходимые выво­ды относительно этого явления.        Дедуктивное рассуждение состоит из трёх этапов. На первом этапа выдви­гается тезис (от греч. thesis — положение, истинность кото­рого должна быть доказана), или гипотеза (от греч. hipothe­sis — основание, предположение). Второй этап — основная часть рассуждения — развитые тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение. Завершающий этап дедуктивного метода изложе­ния материала — выводы и предложения. Дедуктивный ме­тод рассуждения активно применяется в научных дискусси­ях, теоретических статьях по спорным научным вопросам, на семинарах в студенческой аудитории. Индуктивный метод (лат. inductio — наведение) — это дви­жение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных или частных фактов к знанию общего правила, к обобщению. В учебниках логики подчёркивается, что индук­тивное умозаключение, будучи практически отображением всей производственной практики людей, зародилось в весьма давние времена. Индуктивный метод движения мысли от фактов к обобщению активизирует мышление, воспитыва­ет исследовательский подход к окружающим явлениям. Сле­довательно, он является незаменимым способом научного стиля изложения. Индукция может быть полной и неполной. При полной индукции общий вывод делается на основании знания обо всех без исключения предметах и явлениях данного клас­са. На практике, однако, индуктивный вывод о классе пред­метов не может быть сделан на этом основании, так как опыт всегда незакончен, практика всегда будет опережать всякую, даже самую лучшую теорию Проблемное изложение предполагает активизацию мысли­тельной деятельности путём постановки в определённой по­следовательности проблемных вопросов, решая которые, мож­но подойти к теоретическим обобщениям, формулировке пра­вил и закономерностей. Этот метод имеет давнюю историю. Общеметодологическая основа проблемного метода из­ложения материала — деятельностный подход к формирова­нию личности человека. Согласно ему, всякое развитие чело­века, в том числе и интеллектуальное, осуществляется толь­ко в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей. Самостоятельное мышление обычно начинается с проблемы, вопроса или противоречия, вовлекающего челове­ка в процесс поиска истины. Проблемное изложение вполне можно рассматривать как разновидность индуктивного мето­да рассуждения. Метод аналогии в изложении восходит к логической опе­рации «умозаключение по аналогии». Его суть можно сфор­мулировать следующим образом: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в дру­гих отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероят­ностный, приблизительный характер, поэтому многие считают аналогию менее приемлемой для жанров научного стиля речи. Однако аналогия является весьма действенным сред­ством наглядного объяснения тех или иных положений, по­этому особенно важно её применение в научно-учебной лите­ратуре. Изложение по методу аналогии нельзя отождествлять с простым сравнением, хотя цель у них общая: наглядно пред­ставить то или иное положение. Но сравнение строится на сходстве каких-либо предметов, явлений» а аналогия высту­пает как своеобразная модель какого-то, как правило, не имея непосредственной связи с ним, явления. В аналогии важна не поверхностная схожесть, а глубокое родство явлений.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Реферат Live