Рефераты

Журналистское расследование

общественным деятелем, приносит ему только дивиденды в глазах

общественности. На самом деле, читателю и зрителю гораздо важнее знать, что

вы — профессионал в своем деле, и пользуетесь доверием не одного, а многих

представителей власти. О том, что у вас хорошие связи в тех или иных

кругах, должен знать ваш редактор, но и то, не наблюдая это в чужом

репортаже на экране телевизора, а просматривая ваш собственный,

разносторонне подготовленный материал.

2.4. Универсальные советы

О том, как проводить расследования, увлекательно рассказывает в своей

книге “Универсальный журналист” Дэвид Рэндалл — директор компании

“Индепендент Пресс” в Москве, в прошлом — ведущий сотрудник лондонской

“Observer”. В частности, он советует собирать и хранить все документы,

представляющие хоть какую-либо ценность. Материалы, которые сегодня кажутся

безобидными, через месяц-другой могут “взорваться”. Кроме того, у вас ведь

не шесть рук, вы не можете параллельно вести несколько расследований. Не

пренебрегайте вдруг появляющимися и совсем “ненужными” вам в настоящую

минуту материалами. Отложите их в сторону, сформируйте несколько пакетов по

разным направлениями. Они непременно дождутся своего часа. Статья о

коррупции и злоупотреблениях в администрации одного из районов

Ленинградской области, к примеру, “вылеживалась” в редакции газеты “Санкт-

Петербургские ведомости” без малого полтора года. Значительная часть важных

документов появилась в газете “самотеком” без всякого усилия на то

журналистов, заслуга которых была в данном случае в том, что они на первом

этапе просто грамотно систематизировали полученные сведения. Когда тема

“созрела”, ее исследование уже не потребовало от них тех затрат, которые им

бы пришлось вкладывать в эту публикацию, если бы они начинали свое

расследование с чистого листа.

Еще один ценный совет Дэвида Рэндалла — возвращайтесь к “старым

источникам” информации. Люди, работавшие в той сфере, где вы проводили

расследование, зачастую вспоминают что-то, что должны были сказать вам в

первый раз, могут дать новую информацию или пролить свет на ту, которую вы

недавно получили. Любой из этих причин достаточно, чтобы звонить им

регулярно. Как свидетельствовали журналисты Вудворд и Бернстайн,

проводившие знаменитое уотергейтское расследование, “уже тот факт, что

собеседник не подходит к телефону или вовсе не снимает трубку, зачастую

свидетельствует о чем-то важном”.

Десять раз подумать, прежде чем начинать подпольную работу для

подготовки журналистского расследования, советуют профессионалы. С

нелегальной деятельностью связано множество опасностей, прочтете вы в той

же книге “Универсальный журналист”. Во-первых, всякая конспирация

предполагает долю лжи с вашей стороны, поэтому разоблачения должны быть

достаточно серьезны, чтобы ваша нечестность была оправдана. Во-вторых, если

вы подпольно расследуете криминал, то сами можете оказаться вовлеченными в

противозаконные действия, что еще больше затрудняет оправдание ваших

поступков. В-третьих, громадным может быть в таких ситуациях физический

риск. Эта опасность иногда не исчезает спустя долгое время после

публикации. Мертвый журналист ничего не напишет, остроумно подмечает Дэвид

Рэндалл. И крайне редко случается, что на время переменить профессию — все-

таки единственный способ написать глубокий и всесторонний материал.

2.5. Краткое руководство по проведению журналистского расследования

Преподаватель журналистики Бостонского университета Майкл Берлин в 1995

году прочитал (в рамках программы Фулбрайт) в Московском государственном

университете цикл лекций. Особенно интересными оказались они для начинающих

российских инвестигейторов, потому что, работая в свое время в газете “Нью-

Йорк Пост”, Майкл Берлин занимался именно журналистскими расследованиями.

Многое из его богатого опыта легко перекладывается и на нашу почву. Вот

некоторые фрагменты из выступлений известного публициста.

Что такое журналистское расследование?

Журналистское расследование не может появиться на свет без инициативы,

идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой

новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование

основывается на множестве источников информации — людях, документах и

личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы,

которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах

содержится информация, полученная непосредственно от представителей власти.

Кто занимается расследованиями?

Любой журналист может заниматься расследованием. Для этого требуется

любознательность, желание бороться с несправедливостью и скептицизм,

граничащий с цинизмом или нигилизмом.

Основными орудиями репортера являются:

— Люди как источники информации

— Разного рода документы и умение работать с ними

— Терпеливо и умело проведенные интервью

— Высокая мораль и чувство социальной ответственности. Репортеры должны

уметь хорошо делать свое дело. Особенно важны аккуратность и здравый смысл,

так как расследования порождают противников, готовых зацепиться за малейшую

фактическую неточность, чтобы дискредитировать все расследование.

Где проводятся расследования?

Везде. На самом верху и внизу. В правительстве, в коммерческих

структурах, в таких учреждениях, как школы, полиция, суды, больницы и

университеты, в столице и в провинции.

Зачем нужно расследование?

Служба обществу и сильное желание журналистов бороться за правду и

справедливость являются основными мотивами журналистского расследования.

Привлекательными сторонами в расследовании являются для журналиста

возможность завоевать хорошую репутацию, получить повышение по службе, а

также возможная финансовая выгода, например, от издания книги по

результатам расследования. Для СМИ — это репутация защитника общественных

ценностей, возможность завоевать доверие своих читателей.

Как проводится расследование?

Журналист никогда не должен высказывать в материалах собственного

мнения. Вместо того чтобы заявить, что кто-то берет взятки, или является

жертвой, или разбазаривает общественное добро, журналист должен построить

солидную и, основанную на фактах структуру, чтобы ПОКАЗАТЬ читателю весь

процесс нарушений и указать на источник проблем. Журналист, занимающийся

расследованием должен действовать в рамках законности и соблюдать нормы

этики — иначе он ничем не будет отличаться от тех, чью деятельность он

расследует. Никаких краденых документов. Никаких взяток за информацию.

Никаких незаконных проникновений на частную территорию, за исключением тех

случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность.

Приемы журналистского расследования

Предварительное расследование. Читайте увлекательные книги, газеты,

журналы, смотрите документальные фильмы. Используйте библиографии, другие

библиотечные источники и компьютеризированные базы данных как местные, так

и международные, фотографии или электронные носители. Возможно, в России и

трудно достать официальные документы, но иногда их можно скопировать

вручную с архивных подшивок документов, различных ведомостей, если вы

убедите соответствующих чиновников в том, что вы имеете право смотреть

документы и что вы не причините им вреда, или если они симпатизируют вашей

работе.

Наблюдение. Наблюдение за тем, сколько времени служащие проводят на

рабочих местах, какой политик бывает в компании директора такой-то фирмы,

как содержатся заключенные в тюрьме, и другие подобные наблюдения могут

быть полезны для статьи. Возможно, вы пожелаете проследить за автомобилем,

побывать на строительном объекте и сделать фотографии, которые превратят

ваше наблюдение в документ.

Интервью. Некоторые расследования начинаются с документов, а затем

проходят с привлечением людей, другие начинаются с людей, а затем переходят

на документы. В любом случае интервью должны быть хорошо спланированы.

Журналист должен знать, какие он задаст вопросы, какой психологический

подход лучше использовать, как добиться расположения интервьюируемого.

Лучше всего брать интервью лично, а не по телефону, так как в ходе личного

общения журналист помимо слов получает информацию, наблюдая за выражением

лица человека и его поведением. Всегда пользуйтесь магнитофоном. Это

поможет вам проследить ход мыслей человека и избежать в дальнейшем проблем,

если свидетель откажется от своих слов. Некоторых раздражает и сковывает,

когда при них делаются заметки. При записи на пленку свидетель, который

согласился на беседу, сначала смущается, но затем забывает о магнитофоне.

Если вы не можете записать интервью на магнитофон, попробуйте пригласить

еще одного журналиста и дублируйте записи для дальнейшей сверки. Работая с

нетерпеливым свидетелем, лучше всего задавать общие вопросы, способствуя

естественному потоку информации и заинтересованно слушать, даже если его

заносит на рассказы о своих несчастьях. Не заполняйте паузы в разговоре

новыми вопросами. Пусть человек добровольно продолжит свою историю. И

только, когда он выговорится, начинайте задавать вопросы, поворачивая

разговор в нужное вам русло.

Когда люди, с которыми вам нужно поговорить, не хотят сотрудничать или

боятся, попытайтесь помочь им расслабиться, выражая им свою симпатию,

польстите им, гарантируйте защиту и анонимность. Если вы почувствовали, что

кто-то желает поговорить, но боится, то попробуйте встретиться с этим

человеком случайно или в гостях. Например, в магазине, у него в доме или по

дороге с работы домой. Когда человек настроен неприязненно или не настроен

на разговор, попытайтесь создать атмосферу нормальной дискуссии, чтобы он

забыл, что дает интервью, и попытайтесь логически поддержать его позицию.

Поправляйте ложные заявления, используя факты, но беззлобно (здесь важна

кропотливая подготовка к разговору).

Самым важным и самым деликатным делом является последнее интервью, в

котором, после того как информация собрана и готова к изложению, предмету

вашего расследования предоставляется возможность отреагировать на

представленные свидетельства.

Выбор предмета расследования

Иногда идея о проведении расследования подсказывается кем-то. Иногда

агентства по расследованиям привлекают к работе журналистов. А иногда

репортер просто задает себе вопрос: Почему было принято такое решение? Оно

не справедливо! Почему данное учреждение (школа, суд, больница, служба по

уборке мусора) не работает так, как положено? Не всегда ответ на эти

вопросы содержит информацию о коррупции или злоупотреблениях. Но это не

значит, что о подобных вещах не стоит писать. Если виновна система, а не

люди, то это не менее важно. Иногда в ходе расследования требуется

восстановить ход важных событий после того, как они уже произошли, и с

большей точностью, чем они были описаны источником. Фактов, заслуживающих

расследования, всегда больше, чем времени и людей, которые могли бы этим

заняться. В предварительном порядке начните с изучения сразу нескольких

аспектов дела пока не убедитесь, что выполнение задачи реально и стоит

затраченных усилий. На следующем этапе заручитесь поддержкой редакторов.

Написание статьи

Репортер должен построить собранный материал в сюжет так, чтобы

показать читателям направление удара, квинтэссенцию расследования. Сюжет

определяет, как журналист ПОКАЖЕТ главное. После построения сюжета

неизменно обнаруживаются пробелы в логической последовательности событий.

Для заполнения этих пробелов потребуются дополнительные исследования, новые

интервью и документы. Дальнейшее — дело репортерского ума, пера, фантазии,

“архитектурного” дара. Сюжет раскопанной истории вовсе не обязательно

станет сюжетом журналистского материала. “История” должна работать на идею

статьи,на поставленную проблему, а не наоборот.

Глава 3 Как получать и излагать информацию

За исключением тех случаев, когда ваш собеседник сам крайне

заинтересован в том, чтобы его информация или комментарий появились в

прессе, поиски достоверных сведений и “выуживание” их из различных

источников — самая, пожалуй, трудная часть журналистского расследования. И

здесь очень важно сделать все для того, чтобы заставить человека общаться с

вами и предоставить необходимые данные даже тогда, когда он сам не очень

хочет этого делать. В отличие от сотрудника правоохранительных органов,

журналист ничем, кроме закона о средствах массовой информации, в данном

случае не вооружен и правом официально вести дознание не обладает. Поэтому,

в первую очередь, ему надо научиться правильно задавать вопросы и быстро

определять, искренен с ним человек или лукавит.

В каком-то смысле это — часть детективной работы. Поэтому тот, кто

хочет освоить ее в совершенстве, узнает немало интересного, если посетит

соответствующие лекции на юридическом и психологическом факультетах. Юристы

научат методам следствия и дознания, тактике допроса. Психологи помогут

овладеть тонкостями общения. Есть, наконец, специальная литература. Многое

зависит еще и от вашей начитанности, умения быстро и четко формулировать

свои мысли. Но здесь лекции не помогут. Филологи советуют для развития речи

больше читать классику и следить за своим языком. Перейти в случае

необходимости на уголовный сленг вы всегда сможете, его освоить нетрудно,

да и молодежная речь насыщена “феней” до предела. А вот изъясняться

правильно для некоторых оказывается невыполнимой задачей.

3.1. Как составить вопросы

Готовясь к беседе, попробуйте сначала уяснить для себя главную задачу —

что именно вы хотите услышать от собеседника. Если вы сталкиваетесь с какой-

то проблематикой впервые, обратитесь к опыту коллег. Почитайте в библиотеке

материалы, которые были написаны по данному поводу еще до того, как эта

тема заинтересовала вас. Не бойтесь упреков в компиляции, вы просто не

должны повторять то, что уже кем-то сказано. То, что для вас может

показаться “открытием Америки”, другим давно известно. Воспользуйтесь чужим

опытом, чтобы продвинуться дальше. Определив тему и ее рамки, заранее

подготовьте вопросы.

Юристы подразделяют вопросы на основные, дополнительные, начальные,

промежуточные, уточняющие, конкретизирующие, напоминающие, детализирующие и

контрольные. Попытайтесь провести беседу так, чтобы в вашем интервью были

все эти вопросы. Их сложная конструкция поможет как можно глубже

исследовать проблему и не даст собеседнику переключиться на какую-то другую

тему.

Ваши формулировки должны быть четкими, ясными, конкретными и понятными.

Самое лучшее — это простые вопросы. Наводящие или улавливающие только

запутают вас самих. Содержание вопроса не должно давать повода для

предположительного ответа. Намеки и недоговоренность — тот капкан, в

который легко попадает журналист, пытающийся основывать свой материал на

сомнительных фактах. Доверие к такому расследованию сразу же снижается, а

его автор становится уязвим для исков о защите чести и достоинства.

Необходимо также учитывать, что и сама по себе постановка вопроса несет

в себе определенную информацию. Поэтому стоит определиться заранее, до

какой степени журналист хочет проявить перед собеседником свою

осведомленность в теме разговора.

Наиболее сложная и довольно распространенная ситуация, когда по какой-

то объективной или субъективной причине человек, особенно, если он — лицо

неофициальное, не хочет общаться с журналистом. При этом он может быть

просто нездоров, или ему не нравится ваше лицо, политическая ориентация

вашего издания, или он просто боится, что навредит себе, если даст интервью

корреспонденту. Постарайтесь уяснить четко, почему именно “клиент” не горит

желанием рассказать вам все, что ему известно по интересующей вас проблеме.

Апеллируйте к здравому смыслу собеседника, объясните социальную значимость

его поведения и сведений, которыми он располагает. Заинтригуйте его какой-

то собственной информацией, которая может быть ему любопытна. Невзначай,

между делом “оброните” какой-нибудь факт, мимо которого он не сможет пройти

равнодушно.

Если человек и рад бы помочь вам, но не припоминает интересующих вас

событий, помогите ему их вспомнить. Возбудите его ассоциации. Пройдите

вместе с ним вслух весь тот эпизод, обстоятельства которого для вас важны.

Припомните сами, какая была погода в тот день, о чем писали газеты, какая

передача шла по телевизору. Спросите, чем ваш собеседник позавтракал, кого

встретил при выходе из дома. Цепочка этих фактов сама приведет его к тем

событиям, которые выпали из его памяти.

Непременно учитывайте темперамент человека, с которым общаетесь. Еще

блестящий юрист А.Ф. Кони в своей работе “Память и внимание” отмечал, что

по темпераменту можно предположить, в каком направлении будет собеседник

строить свое повествование о том или ином событии. Вот дается сообщение из

криминальной хроники:

“Трамвай наехал на переходящую рельсы женщину и причинил ей тяжкие

повреждения или, быть может, самую смерть, вследствие того, что она не

обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался

слишком поздно”.

Сангвиник, волнуясь, скажет: “Это была ужасная картина — раздался

раздирающий крик, хлынула кровь, мне послышался даже треск ломаемых костей.

Эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа”.

Меланхолик скажет: “При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину.

И вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым

детям, под семейный кров — и все разбито, уничтожено, остались слезы и

скорбь невозвратной потери — и картина осиротелой семьи с болью возникает в

мое душе”.

Холерик, негодуя, скажет: “Раздавили женщину! Я давно говорил, что

городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. Можно ли

поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют

своевременно начать звонить и предупредить тем рассеянного или тугого на

ухо прохожего! И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго

судить”.

А флегматик расскажет: “ Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай,

около него толпа народа, что-то смотрят, я привстал в пролетке и вижу —

лежит какая-то женщина поперек рельсов, — вероятно, наехали и раздавили. Я

сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!”

В зависимости от темперамента в разговоре с лицами разных типов и

воздействовать на них надо по-разному. Холерики, меланхолики и флегматики

нередко теряют детали события. К ним надо проявлять больше терпения,

чуткости, обходительности. На сангвиников лучше действует требовательность,

строгость.

3.2. Как начать беседу

Непременно продумайте, в какой обстановке лучше начать разговор. Иногда

разумнее сделать это не в строгой обстановке офиса или в домашнем уюте, а

прямо на улице или в кафе. Вовсе не обязательно, чтобы собеседник

непременно расслабился во время разговора. Важно, чтобы антураж

соответствовал поставленной задаче. Может быть, как раз неудобство шумной

улицы помогут ослабить бдительность источника информации, переключить его

внимание на что-то другое.

Один следователь рассказывал, что в его работе имеет значение даже то,

в какой форме он отправит свидетелю повестку с вызовом для допроса. Бланк

можно заполнить вручную, а можно отпечатать на машинке. Можно поставить

несколько печатей или вообще ни одной. Вручить с милиционером или послать

по почте. В конверте или без него. Каждая мелочь имеет свой смысл.

Особенно важны первые фразы беседы. Их построение, тональность.

Представившись, запишите имя, должность и звания собеседника. Может

случиться так, что сделать это позже у вас не будет возможности.

Если человек вам неприятен, не показывайте ему этого. Нельзя изначально

идти на конфронтацию, на конфликт, тогда разговора просто не будет. Но,

одновременно, и не заискивайте. Некоторые специалисты рекомендуют проявлять

большую эмоциональную отзывчивость к собеседнику, проявлять свою симпатию,

изыскивать общие интересы. Это не всегда оправданно. Человек может

предположить, что журналист как-то слишком уж заинтересован в получении

информации и подумает, не заказной ли материал он готовит. Источник

осторожный и трепетно относящийся к собственной репутации тут же, как

моллюск, захлопнет свои раковины и не будет откровенен.

3.3. Как себя вести

“Золотое правило” вашего поведения — не допустить ничего такого, что

может вызвать негативное к вам отношение. Будьте доброжелательны, опрятны,

не кичитесь своей публичной профессией. В начале разговора непременно

сообщите некоторые сведения о себе, своих целях, о материале, который вы

собираете. Дайте собеседнику возможность рассмотреть вас, привыкнуть к вам.

Попытайтесь заранее узнать, чтобы потом к слову использовать какие-то

наиболее существенные факты из биографии этого человека. Психологи

рекомендуют при первом общении не смотреть долго глаза в глаза. Некоторых

типов это пугает, им кажется, что вы агрессивно настроены.

Заранее подстройтесь под “среду обитания” интересующей вас личности.

Собираясь на презентацию или в представительство крупной фирмы, одевайтесь

соответствующим образом. Ваша свободная профессия не дает вам права

пренебрегать чужими правилами, даже если они кажутся вам условностями.

Нарушив их, вы можете кого-то обидеть. Точно также, не бравируйте своим

достатком, вливаясь в толпу митингующих или посещая бастующее предприятие.

Будьте своим в доску, но не допускайте панибратства, вульгарности.

Манерность и примитивность одинаково снизят ваш авторитет.

Поставьте себя на место человека, к которому пришли за информацией.

Если это свидетель, уместно извиниться за причиняемое беспокойство. Если

потерпевший — посочувствуйте по поводу травмирующих его обстоятельств. Если

довелось разговаривать с человеком, который подозревается в совершении

преступления, убедите его в том, что версию обвинения изложите корректно,

без ущерба для его чести и достоинства. Обязательно выполните свое

обещание.

В ходе общения старайтесь опираться на положительные качества

собеседника. Покажите, что вам об этих качествах известно, и вы их высоко

цените.

Не стоит сразу же выставлять на стол диктофон, его можно вытащить чуть

позже, когда приступите к существу беседы. Сошлитесь на свою отвратительную

память, скажите, что запись ведете исключительно для того, чтобы ничего не

упустить в ходе разговора. Если эти аргументы не помогут, диктофон лучше

убрать. Вести скрытую аудиозапись опасно. Техника может подвести, и вас

разоблачат. В лучшем случае, вы просто потеряете свое лицо. В переносном

смысле. В худшем — потеряете его в прямом смысле.

Неплохой способ получения информации — блеф. Вы краем уха услышали о

том, что в каком-то районе города произошел взрыв. Подробности вам

неизвестны, а официальные структуры еще не готовы их предоставить. Тем не

менее, у вас есть знакомый в правоохранительных органах, который хоть и не

уполномочен давать вам информацию, но обсудить ее с вами ему никто не

запрещает. Вы звоните ему и изображаете, что уже владеете обстановкой.

Начать разговор лучше с незначащих слов или сугубо профессиональных

проблем. Что-то типа: “как там ваша опергруппа справляется на месте взрыва,

у вас ведь, я слышал, одна криминалистическая лаборатория осталась, вторую-

то на прошлой неделе передали в другой район”. Поговорив о второстепенном,

плавно переходите к главному. Ссылайтесь на неких неосведомленных коллег,

которые “пудрят вам голову”, утверждая, что на самом деле события

происходили так то и так то. Заставьте собеседника возмутиться и развязать

язык.

3.4. Как определить, что вам лгут

Стопроцентных способов выяснить обманывает вас собеседник или нет, увы,

не существует. Даже известный детектор лжи не гарантирует однозначного

ответа на этот вопрос. Ни особых методов психодиагностики, ни экспресс-

диагностики не существует даже у специалистов. Трудно тестировать ложь даже

по частоте дыхания и пульса, по изменению речи — паузам и интонациям.

Тем не менее, есть некоторые признаки, по которым можно с некоторой

долей уверенности предположить, что с вами не искренны. Внешний показатель

хорошо знаком психологам. Они говорят, что если человек не смотрит прямо в

глаза и часто дотрагивается до кончика носа, то он не склонен с вами

откровенничать. Нам этого, естественно, мало.

Юридическая литература подсказывает, на что именно надо обратить

внимание в разговоре, чтобы выявить ложные сведения, которые вам

преподносят. Лжец, как правило, все-таки сбивается в своем рассказе и по

одному и тому же поводу сообщает разные подробности. Он предпочитает

неопределенную и неконкретную форму беседы. Эмоциональный фон его рассказа

чрезвычайно беден — структура схематична, образы бледны и безлики.

Собеседник упорно подчеркивает свою добропорядочность и отстраненность от

предмета беседы. Он старается уйти от ответа на прямые вопросы и скрывает

очевидные факты, которые не могут быть ему неизвестны.

Общие призывы говорить правду и просительное увещевание с вашей стороны

в данном случае будут просто неуместны. Путь к истине лежит через вопросы

“почему?”, “с какой целью?”, “как вы объясните?”. Или сбейте человека с

толку. Уйдите ненадолго от прямых и неприятных для него вопросов. Известно,

что длительный психический дискомфорт вызывает лишь раздражение и желание

противодействовать. Загнанный в угол собеседник начнет обманывать вас

нарочно. Задавайте ему только те вопросы, на которые возможен только

положительный с его стороны ответ. А потом, если возможно, устройте что-то

вроде очной ставки. Пригласите для участия в беседе какое-то третье

заинтересованное и владеющее ситуацией лицо. Человек уже не сможет говорить

неправду.

Крайняя мера — агрессивная форма разговора с источником информации.

Если это лицо официальное, пригрозите, что напишете о его отказе от

комментария и намекнете на прямую заинтересованность в сокрытии информации

от общественности. На чиновника, знакомого с законом о средствах массовой

информации, это может подействовать.

Если с “клиентом” никак не договориться, торгуйтесь. Обещайте не

упоминать в своем материале что-то о нем лично. И непременно выполняйте

обещание. Все это должно напоминать систему американской “сделки с

правосудием”, когда в обмен на признание обвиняемый или вообще

освобождается от наказания, или получает более легкое.

3.5. Как избежать ляпсусов

Профессионализм журналиста подразумевает множество умений и навыков

человека, избравшего для себя эту профессию. Универсальный журналист

сегодня, помимо того, что может легко и свободно излагать свои и чужие

оригинальные мысли, также знает иностранный язык, водит автомобиль, умеет

работать на компьютере. Он владеет всеми публицистическими жанрами и сведущ

в технологии производства своего издания или эфирной программы. Но, даже

научившись всему этому, журналист, намеривающийся заняться расследованиями,

еще не состоится. Инвестигейтор работает, как сапер, без права на ошибку. В

некоторых случаях достаточно лишь однажды самонадеянно не проверить

полученную информацию или небрежно, неправильно изложить ее, и он сам, и

его издание будут разорены исками о защите чести, достоинства, деловой

репутации, компенсации морального вреда, утраченной выгоды.

Правовым вопросам и проблемам в последние годы уделяется все большее

внимание на страницах газет, в теле- и радиоэфире. Однако в материалах о

деятельности правоохранительных структур и органов правосудия представители

прессы нередко допускают обидные погрешности.

Занявшись изучением этой проблемы, председатель Санкт-Петербургского

городского суда Владимир Полудняков выяснил, что число мелких и крупных

ошибок образует некую систему, когда их количество уже переходит в

качество. Проанализировав работу нескольких телеканалов, судья сделал

вывод, как далеко телевидение от выполнения задачи соответствующего

правового воспитания. Наибольшее число случаев, требующих критической

оценки, Владимир Полудняков обнаружил в программах популярного и вполне

профессионального “НТВ”.

Типичные недостатки судья разделил на две группы:

Первая — неправильная юридическая терминология. Она “режет слух”

юристам-профессионалам. Но дело не только в этом — таким образом

распространяется правовое невежество в и без того не слишком юридически

грамотном обществе.

Ночная программа “Сегодня” (13.05.97). Ведущий: “В ближайшее время по

делу Коржакова будет вынесен ПРИГОВОР”. Но это не тот термин. У Коржакова

тогда было гражданское дело в суде, и по нему выносили решение. Приговор же

выносится только по уголовным делам.

“Итоги” (12.10.97). В репортаже из Липецка о Новолипецком

металлургическом комбинате сказано: “Они подали ИСК В ПРОКУРАТУРУ”. Иски же

подаются только в суд. А прокуратура принимает жалобы и заявления. Это

разные вещи.

“Суд идет” (19.12.98). Судья: “Истица изменила искОвое заявление”.

Неправильное ударение в юридических терминах вообще довольно

распространенное явление: “искОвое”, тогда как надо “исковОе”,

“осУжденный”, а надо “осуждЕнный”, “прИговор”, а надо “приговОр”, “Арест”,

надо — “арЕст”.

Вторая группа обнаружившихся в программах “НТВ” ошибок — фактические.

Они свидетельствуют о юридической неграмотности авторов текстов и порой

вводят в заблуждение телезрителей.

Ночное “Времечко” (12.03.97). “Женщина за гвоздь в буханке хлеба

отсудила 1 миллион рублей. Она выиграла дело, что является достаточно

РЕДКИМ СЛУЧАЕМ для наших судов”. Обсуждается тема, которой явно не владеют.

В судах удовлетворяются практически все сто процентов дел о защите прав

потребителей и возмещении им морального вреда. Поэтому для наших судов

такая ситуация не редкость, а, напротив, правило.

“Криминал” (22.12.98). Убийство двух женщин, одна из которых была

беременна. Ведущий: “Беременность была очевидной, и суд вполне мог бы

ОСУДИТЬ его (преступника) ЗА УБИЙСТВО не двух, а ТРЕХ ЛИЦ” Полная

юридическая безграмотность. Во-первых, суд не может выйти за пределы

предъявленного обвинения и самостоятельно увеличить его объем. Во-вторых, в

нашем Уголовном кодексе пункт “г” части 2 статьи 105 специально

предусматривает такой состав преступления как убийство беременной женщины.

Ко всем этим погрешностям можно, конечно, относиться по-разному. Но к

мнению профессионала стоит прислушаться. Со специалистом всегда легче и

удобнее говорить на его собственном языке. Делая грубые ошибки при рассказе

о его работе, журналист невольно обижает человека. Конечно же, невозможно

знать всего. Но, специализируясь на конкретной тематике, имеет смысл

овладеть не только ее основными терминами. Знания, безусловно, придут с

опытом, а сначала лучше всего обращаться за помощью.

Меньше всего проблем возникает у тех редакций, в штате которых имеется

собственная юридическая служба. Журналисты тех изданий, где своего юриста

нет, поступят разумно, если будут перед публикацией вычитывать готовые

тексты хотя бы сведущему работнику пресс-службы какого-либо

правоохранительного органа. Не делая этого, и начинающий криминальный

репортер, и журналист-инвестигейтор может попасть впросак.

Типичная ошибка многих авторов — некая помесь различных преступлений —

кражи, грабежа и разбоя в одной и той же публикации. В результате, как

остроумно подметил один адвокат, получается абракадабра вроде “офсета путем

литографии”. Не менее распространенное заблуждение непрофессионалов — якобы

синонимичность понятий “арест” и “задержание”. Задержать может милиция на

определенное непродолжительное время до разъяснения каких-либо

обстоятельств (установления личности, например). Санкцию на арест дает

прокурор. И арест, как правило, подразумевает скорое предъявление

обвинения. Есть еще множество различных тонкостей, незнание которых —

ловушка для начинающего криминального репортера. Журналисту же, который

ведет собственное расследование,связанное с правовой тематикой, совершать

такого рода ошибки уже непростительно. Избежать их можно, только тщательно

проверив факты, сверившись с официальными документами, уточнив у

компетентных источников.

3.6. Язык мой — враг мой

Малейшая неточность в заметке или судебном очерке могут стать причиной

судебного разбирательства. Чтобы не оказаться в проигрыше, недостаточно

одного умения разбираться в понятиях, что такое честь, достоинство, деловая

репутация. Надо уметь доказывать, что те или иные сведения соответствуют

действительности и не порочат истца. Проблема в том, что судебная практика

по делам такого рода еще не сложилась. В различных регионах по-своему

трактуют даже одни и те же понятия.

Вот пример из материалов Агентства судебной информации.

Корреспондент городской газеты “Новодвинский рабочий” В. Доронин

первоначально был осужден за клевету. В своей статье “Проверка на

демократию” журналист подверг критике бывшего директора одного из ПТУ и его

заместителя за разбазаривание внебюджетного фонда училища и за нарушение

прав детей-сирот. Приговор — один год исправительных работ — был отменен

областным судом.

Однако при повторном судебном рассмотрении, когда подтвердились все

изложенные в статье Доронина факты, он все равно был признан виновным и

осужден, хотя и не за клевету, а за оскорбление, заключавшееся в словах

“мафиозный квартет” и “пэтэушная мафия”. Игнорируя заключение лингвистов,

суд самостоятельно сделал вывод о том, что слово “мафия” неприличное. А

поскольку определяющим составом преступления по ст. 130 УК РФ (еще в

прежней его редакции) является неприличная форма высказывания, суд счел

правильным ранее вынесенное наказание.

В данном случае явно прослеживается аналогия с уголовным делом Вадима

Поэгли, осужденного за неприличное слово “вор”. Напомним, что журналист

газеты “Московский комсомолец” подготовил в октябре 1994 года материал

“Паша-Мерседес (вор должен сидеть в тюрьме..., а не быть министром

обороны)”. Вынося обвинительный приговор, суд отметил, что статья

дискредитирует бывшего Министра обороны Павла Грачева, называет его лицом,

совершившим преступление, унижает его честь и достоинство как гражданина и

должностного лица. Однако адвокат Генри Резник смог убедить Верховный суд в

том, что уголовно-правовые термины “преступник”, “вор”, “грабитель” не

относятся к разряду непристойных высказываний типа “свинья” или “подонок”.

А выражение “Паша-Мерседес” — всего лишь фамильярность. Верховный суд

отменил обвинительный приговор в отношении Вадима Поэгли.

Впрочем, далеко не всегда журналист может пенять на излишнюю

требовательность и придирчивость правосудия. Во множестве случаев он сам

оказывается виноват как минимум в том, что не проверил готовящийся

материал.

3.7. Можно ли то, что не запрещено?

Дарованная Конституцией свобода слова дает журналисту право писать

практически все, что ему заблагорассудится. Разумеется, общество некоторым

образом регламентирует эту свободу соответствующим законодательством таким

образом, чтобы не оказаться в заложниках у недобросовестных средств

массовой информации. В цивилизованных странах для СМИ уже многие годы

существует также некая совокупность норм поведения, что-то вроде морали —

то, что мы называем журналистской этикой. Этические нормы не закреплены

никакими правовыми актами. Наверное, это ненужно и невозможно, поскольку

обсуждаемые понятия более близки к морали, нежели к юриспруденции. Тем не

менее, именно отсутствие зафиксированных в той или иной форме этических

норм российской прессы приводит порой к необратимым последствиям.

Рассказывая о преступлениях, совершенных серийным маньяком, один

популярный петербургский таблоид напечатал портреты пяти малолетних

девочек. Все они были изнасилованы и убиты человеком, который наконец-то

попал в руки работников милиции. Фотографии редакция получила в органах

следствия, которые не возражали против публикации снимков, сопровождавших

подробный рассказ о раскрытии этих страшных преступлений. Спустя несколько

дней после выхода в свет газеты, в редакцию позвонила женщина и в ужасе

рассказала, что только что в больницу с инфарктом на “скорой помощи” увезли

ее сестру, которая увидела в популярном еженедельнике фото дочери, которая

уже несколько месяцев числится без вести пропавшей. Разумеется, текст о ее

ужасной гибели она прочла тоже.

В мае 1997 года в Москве собралась группа известных в своей

профессиональной среде специалистов, в числе которых были кандидат

юридических наук и обозреватель газеты “Московские новости” Леонид

Никитинский, бывший прокурор и редактор журнала “Российская юстиция”

Валерий Руднев, а также известные журналисты, специализирующиеся в области

права и правосудия — Юрий Феофанов, Александр Борин, Константин Катанян,

Игорь Корольков, Сергей Соколов и другие. Они разработали и приняли,

фактически, этический кодекс прессы. Нормы и правила для тех, кто хотел бы

писать на правовые темы. Называются они

3.8. ДЕКЛАРАЦИЯ “СУДЕБНЫХ РЕПОРТЕРОВ”

О принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а

также журналистского расследования

Настоящая Декларация составлена группой журналистов, постоянно

освещающих судебные и досудебные (на стадии следствия и возбуждения дел)

процессы. Первые подписи под документом поставлены при учреждении Гильдии

судебных репортеров в мае 1997 года в Москве, однако, мы оставляем

Декларацию открытой. Мы приглашаем присоединиться к ней на условии

соблюдения изложенных ниже принципов других журналистов, в том числе

региональных СМИ, которые работают в жанрах судебного очерка и репортажа, а

также журналистского расследования (если его материалы, содержащие в себе

обвинения уголовно-правового характера, публикуются до вынесения судебного

приговора).

Нас тревожит, в первую очередь, забота о престиже профессии журналиста.

В последнее время жанр “чернухи” или поверхностного, низкопробного

криминального репортажа вытесняет с газетных полос и из эфира

квалифицированные материалы, ориентированные на идеи правосудия,

анализирующие социальные и иные причины преступлений. Это положение не

отвечает интересам демократии, права, правосознания, а также перспективам

российских СМИ.

Объединение усилий журналистов, работающих в этом сегменте

информационного пространства, диктует необходимость защиты наших общих

цеховых интересов, превалирующих над мотивами конкуренции. Наша репутация

нуждается в защите, в первую очередь, от дилетантских подходов,

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Реферат Live