Разработка и изготовление декоративной резной вазы с подставкой (1) (4))
забить топоры с двух сторон чурака при его расколе и т.д.). Но при этом
всегда надо щадить "чистовой" топор. Дело в том, что к хорошему топору
резчик привыкает. Удобное топорище обеспечивает мастеру легкость в работе,
точность попадания и, как следствие этого, производительное удаление
большой массы древесины без усилий или же чистовую обработку поверхности.
Привычка держать топорище в определенном месте при определенной операции
заставляет мастера дорожить топорищем, так как с его поломкой и заменой
придется привыкать к новому топору. О внимании мастера к топорищу говорят и
такие факты, что когда-то его делали даже из карельской берёзы, т.е.
древесины прочной и вязкой. По этим же соображениям делают и сейчас иногда
топорище для небольшого топора из можжевельника, древесина которого
обладает свойством не набухать при намокании и не уменьшаться в объёме при
высыхании, а это важно для достижения прочной насадки топорища.
Более доступно сделать топорище большого размера, когда топор
предназначен для силовых приемов, в том числе и колки дров, из березы
(древесины прочной на излом), а чтобы оно не скользило в руке, его слегка
обжигают в пламени огня. Но для топора в плотничьих и особенно в столярных
работах и резьбе по дереву лучше брать осину "Осина"). Такое топорище
удобно "сидит" в руке, не полируется от работы и не выскальзывает из
ладони.
Именно при насадке, когда линия, проведенная через лезвие и конец
топорища, проходит через пальцы рук мастера, можно добиться точного
попадания топором в одно и то же место при стесывании или расколе
древесины. Форма и изгиб топорища также обусловлены выработанной веками
практикой: удобство в работе, наименьшая затрата сил при маховых ударах,
точность попадания.
Как бы плотно ни был насажен топор на топорище, он начинает со временем
сползать с посадочного конца, что связано и с усыханием древесины, и с её
сминанием при больших силовых напряжениях. Это доставляет неудобство, а
может быть и причиной травмы. Обычно для закрепления топорища в топоре в
его посадочном конце стамеской проделывают щель, в которую забивают клин
(иногда два клина) из прочной древесины. Делают также запасной железный
клин в виде заостренной пластинки. Его дополнительно забивают, когда
топорище расшатывается. Иногда эта мера является недостаточной и приходится
забивать дополнительный клин или толстые короткие гвозди. Помогает также
временная мера: топор опускают соответствующим концом в воду на некоторое
время для намокания.
Самым надежным способом предотвращения соскока топора во время работы
является закрепление его на топорище с помощью металлической планки длиной
около 120 мм. Планку одним концом привинчивают с помощью двух шурупов к
затылочной части топорища, которое вместе с планкой вставлено в топор.
Другой конец планки, выступающий над обухом топора на 4-5 мм, загибают под
прямым углом вокруг обуха. Загнутый конец планки не должен выходить за
пределы плоскости бойковой части обуха, чтобы не мешать при ударах обухом.
Процесс сборки и крепления в этом случае следующий. Загибают кончик
планки, её вставляют в гнездо топорища (в обух), затем туда же забивают
заранее подогнанный конец топорища. Топорище расклинивают и планку
привинчивают.
Во всех операциях топором, будь то чистовая обработка или тесание
крупной щепы, нужно научиться держать топор и так направлять удар, чтобы
лезвие не кололо, а резало древесину. Для этого при ударе топором его нужно
как бы оттягивать на себя. То же самое делается и при тесании двумя руками.
Топором можно и просто резать, как стамеской, двигая его двумя руками
от себя и держа лезвие под некоторым углом к линии движения.
Используя топор как скалывающий толстые щепы инструмент, в том месте,
где надо тесать, мастер делает предварительные зарубки. Это необходимо не
только для более легкого отделения скалываемых участков слоя древесины, но
также и для того, чтобы преодолеть свилеватость древесины, избежать
заворота щепы за пределы плоскости тесания. При обтесывании плоской
поверхности на бревне мастер постоянно контролирует её направление и
постоянно сличает его с направлением плоскости в начале бревна, т.е. в
начале работы. Это замечание применимо как для тесания одной рукой, так и
для работы двумя руками, когда бревно кладут, как правило, горизонтально.
При тесании бревна в горизонтальном положении нужно обязательно сделать
приспособление, чтобы предотвратить поворот бревна вокруг продольной оси,
особенно при отрыве щепы наклоном топора от себя. С этой целью будет
недостаточно прибить доску к торцу бревна — она оторвется. Лучший способ —
заклинить конец бревна в прорези какого-либо чурака, для чего на конце
бревна снимаются лыски (плоскости) с двух сторон.
Тесать бревно лучше от его вершины к комлю, в этом случае будет меньше
задиров древесины, хотя в некоторых местах (сучки, свилеватость) приходится
подтесывать и в обратном направлении.
2.9 Резчицкий и специальный инструмент
У мастера, занимающегося геометрической резьбой прежде всего должен
быть хорошо отточенный нож-косяк. Это его основной инструмент. Их может
быть несколько штук, но все они скорее всего будут однотипными. Отличия
могут быть только в углах заточки.
Хорошо иметь удобный нож, один с тупым (60-70 градусов) углом заточки,
а другой с острым (примерно под 35-45 градусов). Это позволяет выполнять
самые разнообразные элементы геометрической резьбы. Всего пары-тройки ножей
может быть вполне достаточно, чтобы профессионально изготавливать изделия с
геометрической резьбой.
Для других видов резьбы могут понадобится стамески, как полукруглые,
так и плоские.
2.10 Инструмент для токарных работ
Для токарных работ также достаточно небольшое количество инструментов,
но они должны быть хорошо заточены, иначе, древесина будет трудно
обрабатываться. Время от времени инструмент подтачивают.
Для токарных работ применяют инструмент следующих типов:
— стамески полукруглые, стамески прямые, стамески-ножи, крючки.
Этот инструмент представляет собой длинную (для большей надёжности)
обычно деревянную ручку, в которую вбит длинный металлический прут, на
конце которого имеется крючок, которым и выбирают внутри заготовок.
2.11 Прочий инструмент
2.11.1 Разметочный и измерительный инструмент:
Иметь хорошо наточенный инструмент — обязательное требование. Для
первоначальной заточки инструмента требуется механическое точило или точило
с электроприводом. Для удаления получившихся заусениц используют бруски с
более мелким зерном. Бруски при заточке должны увлажняться. Правка и
доводка инструмента производится на оселках, изготовленных из твердых пород
камня. При правке следует часто поворачивать инструмент. Подбор профилей и
форм оселков должен соответствовать профилям резцов и стамесок.
Окончательная правка — на гладком ремне.
Степень остроты инструмента проверяют надрезая твёрдую древесину вдоль
волокон. Острое лезвие дает чистый, блестящий, без замятин след. При
недостаточной заточке возможны замятины, недорезки в глубину и по граням
резьбы. Степень заточки определяют, легко проводя подушечкой большого
пальца поперек жала лезвия, ощущая незаметные на глаз заусеницы.
Вот некоторый необходимый разметочный и измерительный инструмент:
- циркуль, готовальня
- штангенциркуль
- метчики
- чертилка
- карандаш
- линейка
- рулетка и др.
3 Обработка древесины
3.1 Физические и механические свойства древесины
Цвет; важной декоративной особенностью и диагностическим признаком
древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей
присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния
воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла
отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и
т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под
влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины
повышает ее блеск — способность отражать направленные световые лучи. Блеск
зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера
освещения.
Текстура; не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность
древесины. Текстура — естественный рисунок на радиальном и тангенциальном
срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец
и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины —
рассеянно- или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных
лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру
и форме.
Запах; почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный
запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных
веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных
пород: липы, осины, дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху
порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он
служит дополнительным признаком для определения породы дерева.
Влажность; от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине
различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде
тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные
пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от
пористости древесины и её наполненности, насыщенности водой. Чем древесина
плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор
больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до
120, а мягких — от 200 до 250 процентов.
Гигроскопичность; гигроскопичностью древесины называется ее свойство
поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы
дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением
температуры влагопоглощение понижается, а повышением влажности воздуха
увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и
прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий.
Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими
составами.
Усушка и разбухание; усушка вызывает уменьшение в древесине содержания
связанной влаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных
и объемных размеров, и наоборот — при увлажнении сухой древесины свыше
точки насыщения волокон, то есть более 30 процентов влажности, она
разбухает и увеличивается в размерах. Усушка вызывает такое нехорошее
свойство как хрупкость и ломкость древесины.
Твёрдость и прочность обычно представляют большой интерес для резчика.
Твердость древесины— способность сопротивляться проникновению в данный
материал постороннего тела, в данном случае — резца. Большие колебания в
прочности вызывает неоднородность строения древесины в пределах одной
породы и даже одного дерева. Большое влияние на твердость и прочность
древесины оказывает влажность. Влажная древесина — мягче, лучше
обрабатывается. У лиственных пород увеличение влажности от центра к
периферии незначительное в нижней части ствола. У хвойных пород оно более
существенно, особенно у сосны (по некоторым данным влажность ядра сосны
меньше, чем заболони в три раза). Минимальная влажность древесины растущего
дерева бывает зимой, а максимальная ранней весной. В июне и августе
влажность дерева также уменьшается, а к поздней осени возрастает. Заготовку
древесины, кроме осины, выгоднее делать в период, когда она меньше
обременена соком, чтобы сократить последующий цикл сушки, уменьшить
растрескивание и коробление пиломатериалов. Хотя для резчика по дереву это
утверждение не бесспорно.
Упругость и пластичность; упругость — способность возвращаться к
первоначальному состоянию и размерам после прекращения воздействия на нее
внешних сил. Упругость зависит от влажности и некоторых других факторов.
Пластичность — способность материала сохранять ту или иную приданную ему
форму, зависит от породы, возраста, влажности древесины
3.1 Сушка древесины
Предназначенная для резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16%
влажности. Сухая древесина лучше обрабатывается.
Сушка древесины является очень важной технологической частью всего
процесса обработки и изготовления различных изделий из древесины, потому
что именно от сушки зависит, какое будет дерево, как оно будет выглядеть и
как будет обрабатываться.
Чем грамотнее древесина будет высушена, тем меньше должно быть трещин.
Древесина должна быть высушена очень хорошо, для чего может понадобиться
достаточно много времени, зато уже готовое изделие будет менее подвержено
растрескиванию и рассыханию.
Сушка может производиться несколькими способами, о чём будет рассказано
ниже.
Атмосферная сушка или сушка на вольном воздухе, отличается простотой и
доступностью, но дерево, расположенное под навесом, защищающим его от дождя
и прямых солнечных лучей, сохнет очень медленно — от нескольких месяцев до
нескольких лет. Летом древесина сохнет лучше, чем весной, осенью и зимой.
Но если лето дождливое, она не только плохо сохнет, но может покрыться
плесенью и даже загнить. При благоприятной погоде древесину можно высушить
до воздушного состояния (12 — 18 % влажности).
Стволы деревьев мягких лиственных пород окоряют, то есть снимают с них
кору, и укладывают на стеллажи. Иногда со стороны торцов оставляют полоски
коры. Такие же кольца через равные промежутки оставляют в середине. Со
стволов деревьев твёрдых пород, например яблони, клёна, кору не снимают
совсем. Чтобы древесина не растрескивалась из-за неравномерного высыхания,
торцы стволов закрашивают или забеливают. Замазки, закрывающие поры
древесины, составляют из смеси олифы и извести-пушонки или древесной смолы
и мела. При сушке небольших стволов торцы замазывают толстым слоем густой
масляной краски.
Вываривание в масле и олифе небольших кусков твёрдой древесины не
только предупреждает появление трещин, но и усиливает декоративную
выразительность материала. Заготовки для мелких резных вещей из яблони,
самшита, груши, и дуба вываривают в натуральной олифе, льняном хлопковом,
древесном (олифковом) масле. Во время варки масло вытесняет из древесины
влагу в воздух, заполняя межклеточные пространства. Вываренную в масле или
олифе древесину сушат затем при комнатной температуре. Хорошо просушенная
древесина приобретает дополнительную прочность и влагостойкость, прекрасно
шлифуется и полируется.
Вываривание древесины в солёной воде также предупреждает её
растрескивание. К тому же соль надёжно защищает древесину от проникновения
в неё гнилостных микробов. В деревообрабатывающих мастерских леспромхозов,
выпускающих корыта и другую долблёную посуду, готовые изделия из липы,
осины и ивы проваривают в 25-процентном растворе поваренной соли.
Небольшие заготовки из твёрдой и мягкой древесины можно обработать и в
домашних условиях. Сырую древесину кладут в глубокую кастрюлю и заливают
доверху солёной водой из расчёта 4 – 5 столовых ложек поваренной соли на
литр воды. Древесину варят на медленном огне в течении двух-трёх часов,
затем вынимают из солёной воды и сушат при комнатной температуре.
Зарывание древесины в стружки — широко известный и надёжный способ
сушки древесины, применяемый токарями и резчиками по дереву. Сырые токарные
детали токарь тут же зарывает в стружки. Сырые токарные детали токарь тут
же зарывает в стружки, полученные при их точении или заранее заготовленные.
Резчик по дереву зарывает в стружки неоконченную резную доску или
скульптуру. Они равномерно высыхают вместе со стружками. Эта мера избавляет
изделие от коробления и появления трещин, особенно при продолжительном
перерыве в работе.
Мастера-древоделы всегда были неистощимы на выдумку, особенно когда
нужно было получить добротный материал. Приметив, что даже в лютые морозы
внутри навозной кучи постоянно сохраняется довольно высокая температура,
они стали зарывать в неё дубовые кряжи. Весной кряжи обмывали и в проточной
воде и сушили под навесом на открытом воздухе.
Камерная сушка широко применяется на деревообрабатывающих предприятиях.
В специальных сушильных камерах древесину обрабатывают перегретым паром и
топочным газом. Высушенная в камерах древесина имеет комнатносухую
влажность (8-12 %) и идёт на столярные, токарные и резные работы. От трёх
суток до недели требуется, чтобы высушить древесину мягких пород, например,
сосну, липу или ель. От двух недель до месяца должна сохнуть в камере
твёрдая древесина дуба, бука или вяза. Но при камерной сушке появление
трещин не исключено. Поэтому учёные постоянно ищут более совершенные и
быстрые способы сушки древесины.
В последние годы были созданы сушильные камеры, работающие на токах
высокой частоты. В таких камерах между двумя латунными сетками-электродами
помещается древесина. К электродам подаётся ток от высокочастотного
генератора. В электрическом поле древесина сушится почти в 20 раз быстрее,
чем в паровой камере. Таким способом сушат ценную древесину твёрдых пород.
Следует сказать и ещё об одном оригинальном способе сушки древесины —
сушке на цементном полу, основанном на способности бетона интенсивно
втягивать в себя влагу. Влажную древесину укладывают на сухой бетонный пол.
В течение дня каждую заготовку переворачивают так, чтобы попеременно то
одна, то другая её грань прилегала к цементному полу.
Успешная сушка древесины во многом зависела от величины и формы
заготовки, наличия или отсутствия заболони. Мастер, хорошо знающий
строение, физико-механические свойства дерева, с помощью топора, пилы,
сверла и стамесок мог по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное
русло.
Хорошо известно, что особенно трудно сушить брёвна, кряжи и
пиломатериалы, имеющие внутри сердцевину. Как правило, при сушке они
растрескиваются почти до самой сердцевины. Брёвна многих рублёных строений
бывают обычно испещрены многочисленными трещинами. Однако всё же можно
встретить бревенчатые срубы, на которых нет сколько-нибудь заметных трещин.
Как удалось плотникам так хорошо высушить брёвна? Оказывается, трещины
на брёвнах всё-таки есть, только они скрыты от нашего глаза. На каждое
бревно приходится по одной крупной трещине, но они искусно замаскированы
внутри бревенчатого сруба. Перед сушкой вдоль каждого бревна плотник делал
топором зарубку. Глубина зарубки равнялась примерно одной трети расстояния
от поверхности бревна до сердцевины. После высыхания древесины на месте
зарубки образовывалась одна глубокая трещина, а остальные участки бревна
оставались гладкими. Одна большая трещина как бы вбирала в себя десятки
более мелких, концентрируя усадку в зоне зарубки. Укладывая брёвна в срубе,
плотники располагали их трещинами вниз. По этому же принципу древоделы
Индии сушат древесину самшита, как известно, очень твёрдую и склонную к
сильному растрескиванию. Самшитовый чурбак распиливают до сердцевины,
благодаря чему усадка при сушке всегда концентрируется в зоне пропила.
Известно, что колотая древесина высыхает быстро и без трещин. Если
бревно или кряж расколоть пополам, то получится пластина (половинник).
Половинник высыхает значительно быстрее, чем кряж, не только потому, что
его масса становится в два раза меньше, но и в основном оттого, что к
перерезанным годичным слоям открывается доступ воздуха. Если половинник
сушится неравномерно, то от сердцевины может пойти глубокая трещина.
Расколов половинник пополам, получают четвертину (по старинному
"четвертак"). В отличие от пластины, четвертина очень редко образует при
усыхании трещины.
Свойства колотой древесины хорошо знали и умело использовали мастера-
резчики из Троице-Сергиевого посада Московской губернии. Они раскалывали
липовый кряж в зависимости от его толщины на четыре или восемь частей через
сердцевину. Возможно, этот технический приём, возникший при необходимости
избежать растрескивания древесины, в какой-то мере подсказал пластическое
решение многих резных игрушек.
Довольно сложно сушить твёрдую древесину, имеющую ядро. При высыхании
она сильно растрескивается. Глубокие трещины доходят почти до сердцевины.
Сильному растрескиванию подвержена, например, древесина свежесрубленной
яблони. Но даже ствол засохшей яблони — сухостой после распиливания на
короткие кряжи и окорки покрывается многочисленными трещинами. У яблони
светлая заболонь и тёмное ядро. Мастера особо ценят ядро. Древесина ядра
более твердая и сухая, а поры её заполнены особым консервирующим веществом.
Заболонь, наоборот, рыхлая и сильно насыщена влагой. При высыхании кряжа
растрескивается в первую очередь, а затем ядро. Чтобы сохранить ценную
древесину ядра, заболонь стёсывают топором и смазывают пастой торцы. После
удаления заболони ядровая древесина довольно хорошо высыхает, почти не
образуя трещин.
Много хлопот доставляет сырая древесина скульпторам, которым чаще
всего приходится иметь дело с кряжами довольно внушительных размеров. Чтобы
не зависеть от капризного непостоянства древесины в кряжах, некоторые
скульпторы склеивают из предварительно просушенных брусков необходимые по
размерам и конфигурации блоки. Клееные блоки не поддаются короблению и
растрескиванию, но нарушение естественного направления древесных слоёв,
образующих текстурный рисунок, часто пагубно отражается на художественном
достоинстве скульптуры. В скульптуре, выполненной из целого кряжа, а не из
клееного блока, текстура, наоборот, подчёркивает форму и делает её более
выразительной.
Мастера приметили, что если у кряжа удалить сердцевину, то появление
трещин можно избежать почти полностью. В заготовке вдоль сердцевины
просверливают отверстие диаметром около 5 сантиметров. При высыхании влага
одновременно и равномерно удаляется не только из верхних, но и их
внутренних слоёв кряжа. Завершив работу над скульптурой. отверстия забивают
деревянными пробками.
Старейший русский художник-анималист В. Ватагин в книге "Изображение
животного" писал: "Я люблю свои скульптуры из дерева, не считаясь с тем,
высохло оно или сырое. Сырое дерево гораздо легче режется, стамеска мягче
врезывается в эластичный, сырой слой. Трещины всё равно появятся, и тогда
их необходимо будет заделать. Но в некоторых случаях при оформлении обрубка
обнажаются внутренние слои, просушивание происходит равномернее, и трещины
не появляются или появляются в меньшем количестве". Как видим, скульптор
сушил древесину одновременно с её пластической обработкой.
Не исключено, что на не законченной деревянной скульптуре, резном,
долблёном или токарном изделии, выполненных из хорошо просушенной
древесины, всё же могут одна-две трещины. Поэтому каждый мастер-древодел
должен уметь искусно заделывать их. В основном трещины идут вдоль волокон,
постепенно сужаясь к сердцевине. Забив в трещину небольшой кусок замазки
(можно пластилина или эглина), её затем осторожно извлекают стеком и
щепкой. Замазка приобретает форму трёхгранной призмы. Чтобы она не
прилипала к древесине, щель перед формовкой присыпают тальком или зубным
порошком. Руководствуясь полученным слепком, мастер вырезает из дерева
реечки с треугольным сечением. Их обычно называют петухами. Заготовленные
реки смазывают клеем и забивают в трещины. Мелкие трещины заделывают
специальной шпаклевкой (в жидкий раствор столярного клея насыпают зубной
порошок). Шпаклёвку подкрашивают сухими пигментами, гуашью или темперой под
цвет древесины.
Сушка древесины в лесу прямо на корню производилась весной и летом.
Вокруг ствола дерева, предназначенного для рубки, снимали широкое кольцо
коры. Влага из почвы переставала поступать в крону. Листья и хвоя вбирали в
себя оставшуюся в стволе влагу, которая испарялась одновременно с
засыханием. Дерево с подсохшим стволом валили, обрубали сучья, а затем
раскряжёвывали, то есть распиливали на брёвна. В наше время таким способом
заготовители подсушивают сосну перед сплавом по реке. Подсушка деревьев на
корню увеличивает плавучесть сплавляемой древесины, а значит, и уменьшает
её потери в пути.
Весной, когда молодая листва набирала на деревьях полную силу,
богородские мастера ехали в лес заготавливать липовую древесину для резных
игрушек. У сваленной липы обрубали сучья и снимали кору со ствола примерно
на две трети длины всего дерева. Верхнюю часть дерева с сучьями, ветвями и
листьями (крону) оставляли нетронутой. Соображения были очень простыми. У
спиленного дерева листва вянет не сразу, а продолжает долгое время бороться
за жизнь, словно мощными насосами втягивая в себя живительную влагу,
находящуюся в стволе дерева. За две недели этот естественный насос
выкачивал из ствола столько влаги, что на удаление её при обычной сушке на
открытом воздухе потребовалось бы несколько месяцев. По истечении двух
недель ствол липы распиливали на кряжи длиной до полутора метров. Окорённые
и подсохшие липовые кряжи, так называемые лутошки, привозили домой и
досушивали на дворе под навесом, уложив их на возвышающийся над землёй
настил. К осени липовая древесина была уже вполне пригодна для всевозможных
резных работ. Часть древесины пускали в дело, а остальную продолжали
досушивать на вольном воздухе.
Сушка древесины запариванием применялась народными мастерами ещё в
далёком прошлом, с тех пор как была изобретена русская печь, которая стала
прототипом современной сушильной камеры.
Если по каким-либо причинам заготовить древесину с весны не удавалось,
её в короткий срок высушивали в русских печах. Запаривали древесину в
больших чугунах. В чугун укладывали сырую древесину, а на дно наливали
немного воды. Затем чугун накрывали крышкой и ставили в протопленную печь.
Чтобы жар не уходил из печи, её закрывали заслонкой. Утром древесину
вынимали из чугуна и досушивали при комнатной температуре.
Применяли и другой, более простой способ сушки древесины. После
очередной топки из русской печи выгребали золу и чисто подметали пол, на
который на попа ставили деревянные заготовки. Плотно закрыв заслонку,
дерево выдерживали в печи до утра. К утру древесина хорошо просыхала и
одновременно приобретала красивую окраску. Белая в сыром виде липа после
запаривания окрашивалась в золотистый цвет, а древесина ольхи — в светло-
шоколадный.
Сушка брёвен в вертикальном положении на сухой земле известна в южных
областях нашей страны. Например, узбекские резчики сушили древесину под
навесом на открытом воздухе. Брёвна, предназначенные для сушки, ставили
вертикально, чтобы нижний торец упирался в сухую почву. Влага, находящаяся
в брёвнах, постепенно опускалась вдоль волокон по капиллярам вниз и сухая
земля жадно впитывала её.
Сушка древесины в земле и речном песке. Из ствола свежесрубленного
дерева вытёсывают вначале грубую заготовку. Затем её зарывают в землю где-
нибудь под навесом, чтобы дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево
выдерживают несколько лет, но чаще бывает достаточно всего одного года.
Через определённый срок заготовку вырывают из земли и досушивают в
помещении. Срок досушки определяется состоянием древесины. Цвет древесины,
характер звука, издаваемого заготовкой при лёгком постукивании по ней
костяшкой пальцев, дают опытному мастеру точную информацию о готовности
древесины к дальнейшей обработке.
Мелкие заготовки твёрдой древесины можно высушить довольно быстро
искусственным путём в речном песке. Одновременно они приобретают золотисто-
коричневую окраску.
Интересного декоративного эффекта можно добиться при сушке уже готовых
резных изделий. В чугун насыпают слой чистого речного песка. Сверху кладут
заготовки, которые, в свою очередь, засыпают новым слоем сухого песка.
Таким образом, чугун заполняют доверху, следя за тем, чтобы заготовки не
касались его стенок. Загруженный чугун без крышки ставят на печь. Чем ближе
он стоит к горящим дровам, тем быстрее пойдёт сушка. Но при этом возникает
опасность, что древесина начнёт через некоторое время тлеть. В то же время,
если чугун стоит слишком далеко от огня, дерево будет сохнуть медленно.
Оптимальное расстояние от огня до чугуна определяют опытным путём. По мере
высыхания древесины на участках, обращённых в сторону огня, постепенно
возникает золотистая подпалина. Она плавно переходит в естественный цвет,
который имеет древесная заготовка с противоположной стороны. Часто именно
такого эффекта добиваются, декорируя готовые резные изделия. Но если нужно
получить равномерную окраску, чугун время от времени поворачивают вокруг
своей оси, подставляя то один, то другой его бок к огню. Если же хотят
получить чистую высохшую древесину (без подпала), чугун с песком и
заготовками ставят в печь после протопки на ночь. Сушить древесину в песке
можно и на плите или костре, используя вместо чугуна банки, старые
кастрюли, вёдра.
Из письменных источников известно, что древнегреческие скульпторы
сушили древесину ценных пород зарыванием в сухую рожь. Сушка древесины в
зерне была хорошо известна на Руси. Деревянную заготовку зарывали в зерно
ближе к весне. За несколько недель зерно вбирало в себя из древесины всю
"лесную влагу". Подготовленную таким образом древесину выдерживали при
комнатной температуре, а затем смело пускали в дело, не опасаясь появления
трещин. Считалось, что сушка сырой древесины в зерне за несколько недель до
посева благотворно влияет на качество посевного материала. Напоённое
живительной влагой зерно словно пробуждалось от зимней спячки и быстрее
прорастало, оказавшись в земле.
3.2 Склеивание
Склеивание может производиться разными клеями. В основном это такие
популярные и очень распространённые клеи: ПВА-М, Супер-клей, Момент,
Столярный.
В своём дипломном проекте я использовал только клей ПВА-М, т.к. его
клеящая способность достаточно хороша при склеивании как дерева, так и
бумаги, и он весьма универсален.
3.3 Заделка трещин и сучков. Исправление сколов
Заделка трещин и сучков требует большого умения и терпения. Это очень
трудоёмкая операция и занимает много времени.
Маленькие трещины заделывают тонкой стружкой той же породы дерева, что
и изделие. Затем место, где производилась заделка трещины восстанавливают
до нужной формы и шлифуют.
Сколы можно заделать следующим образом. Скол зачищают ножом, чтобы
поверхность на сколе была ровная, затем подбирают нужный кусочек древесины,
также одинаковой породы и по направлениям годичных колец. Обтачивают его до
ровной поверхности, подгоняют под скол и заклеивают, крепко прижав в месту
скола. Затем его также доводят до нужной формы, обтачивают.
Если же сколовшийся кусок сохранился, то его просто приклеивают на своё
место, также крепко прижав.
3.4 Шлифовка и полировка древесины
Шлифовка в процессе изготовления заготовки вазы и подставки по неё
производится прямо на токарном станке. Это позволяет сэкономить время и
производить чистую обработку, вплоть до появления блеска. Шлифовка
производится наждачной бумагой, полировка заготовок также может
производиться — лучше всего использовать любую деревянную болванку из той
же породы дерева, что и само изделие. Это как бы и придаёт эффект блеска.
3.5 Тонирование
Такая древесина как липа, очень хорошо впитывает влагу, разбухая при
этом. Поэтому чтобы уже готовое изделие не повело, и не образовалось
никаких дефектов типа трещин, тонирование не производится.
Что же касается тонирования вообще, то это очень красивый метод
обработки древесины. Часто можно добиться потрясающих результатов
окрашивания, при этом изделие настолько великолепно смотрится, что про
такое же "белое" изделие можно забыть.
Некоторые мастера всегда пользуются тонированием своих изделий. А
вообще, по большому счёту, это дело каждого мастера, дело вкуса, кому как
нравится…
3.6 Прозрачная отделка
Чтобы изделие не пачкалось, чтобы предохранить его от повреждений и от
другого воздействия внешней среды, часто пользуются разного рода
прозрачными и непрозрачными покрытиями.
Прозрачная отделка позволяет подчеркнуть достоинства древесины, такие
как фактура и цвет.
Встречаются разные виды прозрачной отделки:
- Покрытие лаками,
- Покрытие мастиками
- Покрытие воском
- Пропитка олифой
- Пропитка подсолнечным маслом
- Вываривание в подсолнечном масле
и другие…
Покрытие лаком позволяет закрыть поры древесины, но при первом
нанесении слоя встаёт ворс, поэтому часто приходится этот слой сначала
высушить, как он есть, потом легко пройти по нему наждачной бумагой, чтобы
его снять. И потом, когда ворс снят, изделие протирают влажной тряпочкой,
дают просохнуть и наносят ещё один слой лака. При необходимости можно
повторить операцию. Но обычно после покрытия вторым слоем лака, покрытие
выглядит блестящим, а на ощупь — ровное.
Пропитка олифой применяется также, но её лучше всего использовать, если
изделие предполагается применять под открытым небом, т.к. она имеет
свойство долго сохнуть.
Пропитка подсолнечным маслом часто используется мастерами по дереву, в
основном, для того, чтобы проявить фактуру дерева, здесь масло не заменить
ничем. Также оно позволяет закрыть поры древесины. Это используется, если
изделие делается из сырого дерева. Отрицательными качествами является то,
что при большом использовании масла, его слой на изделии долго впитывается
и сохнет, и ещё — если на поверхности изделия остаётся небольшой слой
масла, то со временем на этом слое начинается оседать пыль, летающая в
воздухе, и грязь, поэтому изделие, покрытое подсолнечным маслом, может
быстро потерять свои наглядные качества.
Наиболее подходящим для своего изделия я считаю покрытие — мастика для
пола.
Оно позволяет придать изделию хороший конечный внешний вид, также в
последствии его поддерживать (это легко сделать, если время от времени
протирать поверхности изделия мягкой тряпочкой или щёткой). Единственным
недостатком такого покрытия — нельзя, чтобы оно оказалось во влажной среде,
например, под дождём. Появятся пятна от воды. НО, если изделие используется
в домашних, комнатных условиях, то такое покрытие считаю незаменимым.
4 Технологическая часть
4.1 Характеристика изделия
Оба изделия: ваза и подставка под неё представляют собой тела вращения.
Изготавливаются на токарных станках промышленного типа. По изготовлению
достаточно сложны, т.к. имеют большую длину. Поэтому ваза и подставка
предусматривается сделать сборными, т.е. они будут состоять из нескольких
частей (деталей). Гораздо легче изготовить (выточить) и вазу, и подставку
по частям, нежели полностью из одного куска и позже соединить их.
Материал для изготовления и вазы, и подставки — липа. Она быстро
сохнет. Это зависит от размера спиленного кряжа. Чем меньше размер, тем
быстрее липа высыхает. Как раз это свойство и можно использовать. По
отдельности кряжи быстро высохнут. При естественной сушке может быть
достаточно 3-4 месяцев.
После этого можно приступать к изготовлению.
Итак, ваза будет состоять из 2-х деталей (горлышка и основания),
подставка — из 4-х (столешницы, стойки, базы и заглушки).
Соединение у вазы сделаем в районе горлышка. Это позволит легко выбрать
древесную массу внутри вазы. Также, если горлышко вазы будет изготовлено
отдельно, это позволит избежать растрескивания древесины горлышка, если она
не будет хорошо просушена.
4.2 Оборудование и инструменты
Ниже перечислены всё оборудование и инструменты для изготовления
декоративной вазы и подставки под неё.
Оборудование: станок ТС-40, сменные патроны к нему
Инструменты: штангенциркуль, линейка, циркуль, рулетка, стамески и
инструменты для токарных работ, нож-резец, бруски заточные, наждачная
бумага разного размера, пила для поперечного пиления по дереву, топор,
киянка, стамески плоские и круглые,
4.3 Краткий технологический процесс изготовления вазы
Материал — липа. Измерительный инструмент — штангенциркуль, рулетка.
Операции:
005 Заготовительная
Д Пила дисковая
О Круглую болванку (220(5 распилить на равные части длиной по 600(2
дисковой пилой
010 Заготовительная
Д Пила дисковая
О Круглую болванку ( 160(5 распилить на равные части длиной по 260(3
дисковой пилой
015 Подготовительная
Д Топор
О Окорить болванку (220(5 до (180(3
020 Подготовительная
Д Топор
О Окорить болванку (160(5 до (130(3
025 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Точить до нужной формы
О Рабочая область 150 от патрона до 60 от задней бабки
030 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Точить внутри
О Заднюю бабку отвести
035 Чистовая токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Обтачивать поверхности до [pic]
040 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Отрезать заготовку от оси с поднутрением
О Длина заготовки 365(1
045 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Точить болванку (160(5045 по форме
050 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Выбрать пространство изнутри, заднюю бабку отвести
055 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Обтачивать поверхности до [pic]
060 Токарная
Д Токарный станок ТС-40
О Отрезать заготовку от оси
065 Соединительная
Д Клей ПВА-М
О Склеить детали
070 Нанесение резьбы
Д Резец
О Наносить резьбу
070 Отделочная
О Наносить покрытие, мастику для пола ОСТ 14-27-82
О Полировать
4.4 Технологический процесс
для изготовления подставки по вазу
Материал — липа. Измерительный инструмент — штангенциркуль, рулетка.
Операции:
005 Подготовительная
Д Пила дисковая
О Отрезать круглую болванку (210 на части длиной 500(5, 670(5
О Отрезать круглую болванку (130 длиной 180(3
010 Подготовительная
Д Пила дисковая
О Отрезать круглую болванку (270 длиной 170(5
015 Подготовительная
Д Топор
О Окорить все болванки
020 Токарная
Д Станок ТС-40
О Точить заготовку длиной 500(5 по размерам
025 Токарная
Д Станок ТС-40
О Точить заготовку длиной 670(5 по размерам
030 Токарная
Д Станок ТС-40
О Точить заготовку длиной 170(5 по размерам
035 Токарная
Д Станок ТС-40
О Точить заготовку длиной 180(3 по размерам
040 Токарная
Д Станок ТС-40
О Обтачивать поверхности до [pic] у всех заготовок
045 Токарная
Д Станок ТС-40
О Отрезать заготовку длиной 294(1 с поднутрением от вала длиной 500(5
050 Токарная
Д Станок ТС-40
О Отрезать заготовку длиной 560(1 от вала длиной 670(5
055 Токарная
Д Станок ТС-40
О Отрезать заготовку длиной 66(1 с поднутрением от вала длиной 170(5
060 Токарная
Д Станок ТС-40
О Отрезать заготовку длиной 40(3 с поднутрением от вала длиной 180(3
065 Соединительная
Д Клей ПВА-М
О Клеить все части
070 Отделочная
Д Резец
О Наносить резьбу
075 Отделочная
О Наносить покрытие, мастику для пола ОСТ 14-27-82
О Полировать
5 Компьютерная часть
5.1 Работа с пакетом 3D Studio MAX.
Преимущества компьютерного проектирования объектов
Пакет программ 3D Studio МАХ (называемый далее просто МАХ) — это единый
программный комплекс моделирования, визуализации и анимации объектов,
разработанный фирмой Autodesk для операционной системы Windows NT версии не
ниже, чем 3.51. С появлением комплекса МАХ достигнут новый уровень
производительности, широты возможностей и адаптации под конкретные нужды
пользователя. Вот лишь некоторые новые черты комплекса МАХ:
[pic]
Рисунок 6 — Редактор для объёмного проектирования объектов,
анимации и визуализации.
. Обновлённый пользовательский интерфейс, призванный обеспечить большую
гибкость и эффективность работы.
. Новая операционная система (Windows 95/98/NT) с более высоким уровнем
производительности (по сравнению с платформами на базе DOS) и с большими
возможностями модернизации.
. Новые команды моделирования и редактирования объектов.
. Стек (Stack) — список модификаторов, примененных к геометрическому
элементу. Вы всегда можете вернуться и изменить любой из модификаторов,
что дает возможность параметрического моделирования.
. Новый многопоточный модуль визуализации, позволяющий воспользоваться
достоинствами мультипроцессорной обработки.
. Новый Редактор материалов (Material Editor) и новые типы материалов.
Обновленный интерфейс и набор новых образцов обеспечивают вас практически
всеми типами материалов, какие могут когда-либо потребоваться.
. Новое диалоговое окно — Просмотр треков (Track View) — для удобного
управления анимационными последовательностями и их редактирования.
. Новая архитектура сменных модулей (plug-ins), названная технологией
замещения компонентов ядра системы (Core Component Plug-In technology).
Сменные модули могут теперь замещать любую часть процесса визуализации,
включая моделирование, раскраску, отображение и т. д.
. HEIDI-технология отображения затенения. Теперь возможно работать с
затенениями в реальном времени, используя аппаратное ускорение
визуализации, обеспечиваемое специальными видеоадаптерами на базе
микросхем типа GUNT.
Даже если у новичка нет навыка ни в одной из перечисленных областей,
он, тем не менее, может изучать и использовать 3D Studio MAX, следуя
приведенным в примерам и образцам, поставляемым на CD-ROM "3D MAX".
5.1.1 Создание объёмного объекта, основанного на сечениях
Объект, основанный на сечениях (loft object) — это трёхмерный объект,
поверхность которого создана как огибающая одной или более опорных форм
(loft shapes), размещённых вдоль некоторого пути (path). Формы, на которые
опирается поверхность подобного объекта, действительно могут
рассматриваться как его поперечные сечения. Путь определяет размещение
сечений в пределах объекта. Чтобы создать объект, основанный на сечениях,
требуются как минимум две формы — одна (или более) в качестве сечений и
одна — в роли пути. Если используется только одна форма-сечение, то МАХ
разместит её на обоих концах пути.
Единственными ограничениями на формы-сечения являются требования, чтобы
все они состояли из одинакового числа сплайнов и чтобы сплайны в их составе
имели одинаковый порядок вложенности. К примеру, если вы изготовили две
формы, одна из которых является кольцом, а другая — окружностью, то они не
могут быть использованы в качестве сечений одного и того же трёхмерного
объекта, так как первая содержит два сплайна, а вторая — только один.
Сказанное остается в силе и в том случае, если вторая форма будет
представлена двумя окружностями, находящимися бок о бок, так как на этот
раз первая форма состоит из вложенных сплайнов, а вторая — нет.
Единственным ограничением на форму-путь является требование, чтобы она
состояла из единственного сплайна. Например, кольцо не может служить путем,
так как состоит из двух сплайнов.
После того как мы создали две формы, необходимо выделить одну из них,
чтобы получить доступ к команде создания объекта по сечениям.
После выделения формы нужно щёлкнуть кнопку Geometry (Геометрия)
командной панели Create (Создать) и выбрать строку Loft Object (Объект на
основе сечений) в раскрывающемся списке, чтобы отобразить командную кнопку
Loft (Создать по сечениям). Щелчок поданной кнопке открывает доступ к
свиткам команды Loft (Создать по сечениям). Свитки команды Loft (Создать по
сечениям) позволяют выбрать формы-сечения и форму-путь, а также задать
различные параметры для построения оболочки объекта, основанного на
сечениях (skinning), её сглаживания (smoothing) и проецирования на неё карт
текстуры (mapping). Командная панель при выборе команды Loft (Создать по
сечениям) предоставляет доступ к четырём свиткам: Creation Method (Метод
создания), Surface Parameters (Параметры поверхности), Skin Parameters
(Параметры оболочки) и Path Parameters (Параметры пути).
Форму, которую мы выбрали ранее для получения доступа к команде Loft
(Создать по сечениям), может быть использована либо как сечение, либо как
путь. Это определяется тем, какую из двух кнопок свитка Creation Method
(Метод создания) мы выберем: Get Shape (Взять форму) или Get Path (Взять
путь). Если первая выделенная форма должна служить путем, выберем затем
кнопку Get Shape (Взять форму) и пометим вторую форму как сечение. Если
первая выделенная форма будет использоваться как сечение, выберем затем
кнопку Get Path (Взять путь) и пометим вторую форму в качестве пути.
Свитки команды Loft (Создать по сечениям), с помощью которых мы можем
построить параметры создания объекта по сечениям.
Форма, выделенная до ввода команды Loft (Создать по сечениям),
проверяется комплексом МАХ на предмет возможности использования в качестве
пути (состоит ли она из единственного сплайна). Если нет, то данная форма
может служить только опорным сечением создаваемого объекта. В этом случае в
свитке Creation Method (Метод создания) будет доступна только кнопка Get
Path (Взять путь).
Свиток Creation Method (Метод создания) имеет три переключателя,
определяющие, что будет происходить с формой при исполнении команд Get Path
(Взять путь) или Get Shape (Взять форму). Если щелкнуть кнопку-
переключатель Move (Переместить), то форма будет помещена в создаваемый
объект и удалена со сцены. Если выбрать Copy (Копировать), то в качестве
сечения будет использована независимая копия исходной формы. Если выбран
параметр Instance (Образец), в составе синтезируемого объекта будет
использован образец исходной формы. Этот вариант установлен по умолчанию.
Образец формы, выделенной перед выбором команды Loft (Создать по сечениям),
всегда используется в составе создаваемого объекта.
После применения к форме одной из команд Get Path (Взять путь) или Get
Shape (Взять форму) мы увидим форму-сечение прикреплённой к началу формы-
пути. Как только это происходит, объект, основанный на сечениях, уже
является созданным, хотя мы пока и не можем его увидеть.
Два свитка на панели команды Loft (Создать по сечениям) при выборе
данной команды не развернуты. Щёлкнем кнопки-заголовки, чтобы развернуть
свитки Surface Parameters (Параметры поверхности) и Skin Parameters
(Параметры оболочки).
Свитки Surface Parameters (Параметры поверхности) и Skin Parameters
(Параметры оболочки) позволяют нам установить разнообразные параметры
построения оболочки объекта, ее сглаживания и проецирования на нее карт
текстуры.
Свиток Surface Parameters (Параметры поверхности) позволяет применить
сглаживание к поверхности объекта, создаваемого по сечениям, а также
спроецировать на его поверхность карты текстуры. Сглаживание ведет к
созданию красивого гладкого объекта. Установка флажка Smooth Length
(Сгладить вдоль) обеспечивает сглаживание изломов поверхности вдоль пути,
тогда как Smooth Width (Сгладить поперек) вызывает сглаживание по периметру
опорных сечений. Проецирование карт позволяет правильно применить к
поверхности объекта определенную текстуру материала.
Свиток Skin Parameters (Параметры оболочки) позволяет управлять
параметрами процесса построения оболочки объекта но опорным сечениям, а
также тем, будет ли созданный объект иметь «донца» на торцах и каким
образом он будет отображаться в окнах проекций комплекса МАХ. В поле
Capping (Накрытие) указывается, будут ли созданы поверхности на начальном
(Cap Start) и конечном (Cap End) торцах трёхмерного объекта, чтобы сделать
его замкнутым. В поле Options (Параметры) задаются параметры, определяющие
степень сложности создаваемой оболочки объекта.
Shape Steps (Шагов формы). Управляет числом шагов (линейных сегментов)
между соседними вершинами форм-сечений. Чем больше шагов, тем более
гладкими будут формы сечений.
Path Steps (Шагов пути). Управляет числом шагов между заданными
положениями сечений вдоль пути. Это помогает контролировать гладкость
оболочки объекта о случаях, когда используются криволинейные пути или
применяются деформации оболочки.
Optimize Shapes (Оптимальные формы). Оптимизирует линейные сегменты
сплайнов форм-сечений перед построением оболочки объекта, тем самым снижая
её сложность.
Adaptive Path Steps (Адаптивные шаге пути). Добавляет дополнительные
шаги между вершинами пути, с тем чтобы создать наилучшую возможную оболочку
объекта. Шаги добавляются там, где формы-сечения ложатся на кривую пути, а
также там, где находятся контрольные точки кривой деформации.
Contour (Контур). Заставляет форму-сечение постоянно располагаться
перпендикулярно кривой пути. Если флажок сброшен, сечения перемещаются
вдоль пути параллельно своему начальному положению.
Banking (Крен). Заставляет форму-сечение не вращаться вместе с кривой
пути. К примеру, при использовании спирали в качестве пути нужно установить
данный флажок, чтобы объект сформировался должным образом. В противном
случае сечение не будет правильно располагаться относительно пути во всех
трех измерениях.
Linear Interpolation (Линейная интерполяция). Определяет, будет ли МАХ
интерполировать оболочку трехмерного объекта в промежутках между сечениями
по линейному закону или со сглаживанием изломов. По умолчанию принимается
сглаженная интерполяция, что выражается в формировании более гладкого
объекта. Линейная интерполяция создаст оболочку, в которой промежутки между
сечениями соединяются отрезками прямых линий. В результате получается
ребристый объект упрощенной формы.
В поле Display (Отображение) в нижней части свитка Skin Parameters
(Параметры оболочки) имеются два флажка: Skin (Оболочка) и Skin in Shaded
(Тонированная оболочка). По умолчанию установлен флажок Skin in Shaded
(Тонированная оболочка), что ведет к показу синтезированной оболочки
объект, основанного на сечениях, только в окне просмотра тонированного
изображения. Если дополнительно установить флажок Skin (Оболочка), оболочка
будет показана и в окнах просмотра каркасных моделей объекта.
Последний свиток — Path Parameters (Параметры пути) — позволяет
расставить различные формы-сечения в разных точках пути. Пусть, к примеру,
вы хотите установить в начале пути сечение в виде окружности, в середине —
в форме звезды, а в конце — в форме прямоугольника. Это возможно, так как
существует только два ограничения на форму сечений: они должны содержать
одинаковое число сплайнов и иметь одинаковую их вложенность.
Свиток Path Parameters (Параметры пути) содержит два настраиваемых
параметра: Path (Путь) и Snap (Привязка). Параметр Path (Путь) определяет
положение текущей точки (или уровня) пути, в которой будет размещено
сечение. Параметр Snap (Привязка) позволяет расставить сечения вдоль пути с
заданным интервалом. Величина интервала может указываться как в единицах
длины (если установлен переключатель Distance (Расстояние)), так и в
процентах от длины пути (переключатель Percentage (Процент)). Чтобы
подсказать нам, в какое место пути будет помещено новое сечение, по кривой
появляется маркер в виде крестика желтого цвета. Следует просто щелкнуть
кнопку Get Shape (Взять форму) и выделить новую форму, которую мы хотим
использовать как сечение, чтобы она была автоматически помещена в нужную
точку пути.
В нижней части свитка Path Parameters (Параметры пути) имеются три
кнопки. Они служат для определения активного уровня пути (активного
сечения). Активный уровень указывается крестиком жёлтого цвета. Первая
кнопка. Pick Level (Указать уровень), позволяет нам сделать любое сечение
активным, щелкнув его кнопкой мыши. Вторая кнопка. Previous Shape
(Предыдущее сечение) делает активным предыдущее сечение. Третья кнопка.
Next Shape (Следующее сечение), делает активным следующее вдоль пути
сечение.
Предупреждение: если мы используем несколько форм-сечений, надо быть
внимательным и правильно располагать первую вершину сечений. Первой
считается вершина, с которой было начато создание формы. Когда форма
выделено, ее первая вершина помечается квадратным маркером белого цвета.
Если первые вершины всех сечений ориентированы в одном направлении перед
тем, как расположить эти сечения вдоль пути, то после построения объекта по
сечениям будет получен желаемый результат. В противном случае
синтезированный трехмерный объект может оказаться перекрученным вдоль своей
продольной оси, определяемой формой-путем.
Следующее упражнение показывает, как создать объект, основанный на
сечениях:
Пример создания объекта по сечениям:
1. Создадим форму-звезду с внутренним радиусом, равным 5, и внешним —10
единицам.
2. Создадим спираль с Радиусом 1, равным 100. и Радиусом 2, равным 5.
Установим число витков равным 4, а высоту — равной 100 единицам.
3. Щёлкнем кнопку Geometry (Геометрия) командной панели Create
(Создать), затем выберем Loft Object (Объект на основе сечений) из
раскрывающегося списка.
4. Щёлкнем кнопку Loft (Создать по сечениям).
5. Выберем Get Shape (Взять форму) в свитке команды Loft. Форма-звезда
при этом помещается в начало спирального пути перпендикулярно ей.
6. Щёлкнем кнопку-заголовок свитка Skin Parameters (Параметры
оболочки). Установим флажок Skin (Оболочка). Объект, основанный на
сечениях, появится в окне проекции.
Объекты, основанные на сечениях — мощный метод создания геометрических
моделей. Его возможности ещё более расширяются, когда мы применяем к
созданной оболочке различные деформации.
Создание форм и использование их в качестве сечений — сравнительно
простой процесс, позволяющий получить очень существенные результаты в
области сложного геометрического моделирования. Необходимо помнить
следующую важную информацию об объектах, основанных на сечениях:
Надо быть внимательным при создании сплайнов, так как каждый из них
может быть отдельной формой. Если мы хотим объединить два сплайна в один,
убедимся, что кнопка Start New Shape (Начать новую форму) не нажата. Затем
мы сможем изменить созданную форму, используя команды правки или изменить,
добавив новые линии.
Надо использовать параметры свитка Skin Parameters (Параметры оболочки)
для управления отображением объекта, основанного на сечениях.
Чтобы получить доступ к средствам создания объектов по сечениям,
следует выделить форму, которая будет служить путём или сечением.
Если мы собираемся использовать разные сечения на одном и том же пути,
нельзя забывать одинаково сориентировать их первые вершины, а также
необходимо проследить за тем, чтобы все сечения имели одинаковое число
сплайнов и одинаковый порядок их вложенности.
Если будем соблюдать эти правила, то сможем создать самые разнообразные
объекты, основанные на сечениях.
5.2 Профессиональная обработка изображений
в редакторе Adobe Photoshop 5.0
Уникальный по своим возможностям популярный пакет профессиональной
обработки изображений Adobe PhotoShop 5.0 позволяет проделывать с любой
картинкой такие вещи, которые только возможны.
[pic]
Рисунок 7 - Редактор для обработки изображений Adobe PhotoShop 5.0
Даже новичок, сев за компьютер сможет с помощью этого пакета освоить
сначала более простые операции, типа: кадрирование, изменение светлости,
яркости и цветности рисунка, а потом и более сложные: наложение слоёв
изображений, наложение теней и разных спецэффектов.
Количество эффектов уже сейчас около 500. Это достигается с помощью
встраиваемых программных модулей и фильтров (plug-ins), выполняющих
конкретные задачи. С каждым месяцем таких модулей и фильтров становится всё
больше, следовательно и возможности значительно возрастают.
А современные компьютерные технологии, оборудование + доступ к
глобальной сети Интернет вообще расширяют рамки познания почти до
бесконечности.
Т.к. в мире достаточное количество места для хранения информации, вся
эта информация может быть доступна любому. Это и позволяет получать её, не
выходя из дома, офиса; позволяет пользоваться неограниченными мировыми
информационными ресурсами.
Поэтому необходимо стремиться к более широкому распространению новейших
технологий, внедрению их в промышленность (!) и образование !
Список используемых адресов сети Internet
1. http://www.istra.ru/~ivv/
2. http://www.kedr.udmnet.ru/gallery/
3. http://www.pirit.sibtel/ru/tour/foods/
4. http://univer.omsk.su/dolli/guest/Blum/
5. http://www.fartek.sitek.ru/
6. http://www.vel.ru/
7. http://members.xoom.com/etpk/
8. http://members.xoom.com/grefsh/
9. http://viola.da.ru/
10. http://www.t-80.ru/mospv/
11. http://www.user.cytiline.ru/
Список используемых источников
1. Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. Основы художественного
ремесла. М. Просвещение, 1979.
2. "Декоративное искусство СССР", № 11/168, 1971 г.
3. "Декоративное искусство СССР", № 9/190, 1973 г.
4. "Декоративное искусство СССР", № 2/195, 1974 г.
5. "Декоративное искусство СССР", № 10/203, 1974 г.
6. Ёлкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. М., Просвещение, 1971. — 95
с., ил.
7. Зайцев Б.П., Пинчуков П.П. Солнечные узоры: Деревянное народное
зодчество Подмосковья. — М.: Московский рабочий, 1978. — 144 с., 2 л.
ил.
8. Иванова, Гундега, Современная керамика. М. Советский художник, 1979.
9. "История искусства зарубежных стран" /под ред.Доброклонского М.В. и
Чубовой А.П., М. Изобразительное искусство, 1980.
10. Колчин Б.А. "Археология СССР: свод археологических источников —
новгородские древности: резное дерево". Выпуск Е1-55 /под ред.
Рыбакова Б.А./ М. Наука, 1971.
11. Милова М.Ф. Красота и удобство — своими руками: Проект, предложения и
рисунки архитектора и дизайнера Ю.С. Сомова. — М., Молодая гвардия,
1987. — 271 [1] с., ил.
12. Основы художественного ремесла: Практ. пособие для руководителей
школ. кружков / Барадулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов В.А. и др.;
Под ред. Барадулина. — М., Просвещение, 1979. — 320 с., ил., 16 л.
ил.
13. Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство. Минск. "Народная
асвета", 1975. — 112 с., ил.
14. Слипак В.П. Резьба по дереву. Из опыта работы / Учебное издание.
Псков, 1991.
15. Степанов Н.С. Резьбы очарованье. Л., Лениздат, 1991. — 110 с., ил.
16. "Сувениры" /сборник/, ВНИПИЭлеспром Министерства лесной и
деревообрабатывающей промышленности СССР, 1997.
17. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы: Учеб. для
проф. учеб. заведений. — М. Высшая школа, 1992. — 195 с.
18. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. — М:
Просвещение, 1987. — 240 с., 8 л. ил.; илл.
19. "Энциклопедия по "3D Studio MAX" (CD-ROM ©1998)"
20. Информационные листы с описаниями и техническими характеристиками
оборудования.
21. Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б.В. Зубков, С.В.
Чумаков — М.: Педагогика, 1980. — 512 с., ил.
-----------------------
[pic]
Рисунок 4 — Ваза с подставкой: взрыв схема.
1. Горлышко вазы
2. Корпус вазы
3. Столешница
4. Стойка
5. База
6. Заглушка
[pic]
Рисунок 5 — Топор для плотницких работ.
[pic]
[pic]
Рисунок 3 — Самостоятельное изготовление резца
[pic]
Рисунок 1 — Различные виды розеток.
[pic]
Рисунок 2 — Разделочная доска, украшенная резьбой.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|