Борьба за живучесть судна
После получения сигнала или доклада о поступлении воды внутрь судна
вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу,
по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с
расписанием по тревогам.
По сигналу общесудовой тревоги начальники аварийных партий (групп)
обязаны:
прибыть в район аварии и доложить на ГКП о готовности партии (группы) к
борьбе за живучесть судна;
установить место, характер и размеры повреждений;
выделить необходимое количество людей и средств для борьбы с водой и
определить их действия;
организовать вынос пострадавших из аварийного отсека и оказать им помощь;
произвести герметизацию аварийного отсека;
организовать осмотр отсеков, смежных с аварийным, и при необходимости
дать указания по обеспечению водонепроницаемости переборок и закрытий и по
их подкреплению;
доложить о результатах разведки и действиях аварийной партии на ГКП.
При обследовании отсека в районе повреждений и смежных с ними помещений
начальник аварийной партии запрещает открывать водонепроницаемые закрытия
или ослаблять их задраивание до тех пор, пока не убедится, что это не
приведет к распространению воды по судну.
Наличие воды в аварийном отсеке или помещении может быть проверено
пуском в действие осушительной системы.
Шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы, глухой
звук, издаваемый переборкой, палубой, вторым дном при ударе по ним
металлическим предметом, отпотевание переборок, палуб, платформ второго дна
также •указывают на наличие воды в аварийном отсеке
При борьбе с поступлением воды необходимо:
стремиться ограничить ее распространение по судну; при этом борьбу следует
начинать от внешних границ затопленных районов, сосредотачивая основные
силы и средства на помещениях, имеющих жизненно важное значение для судна;
принимать меры по заделке повреждений корпуса;
установить постоянное наблюдение за прочностью и водонепроницаемостью
переборок со стороны смежных отсеков и при необходимости произвести их
подкрепление и ликвидировать водотечность.
После прекращения поступления воды внутрь судна надлежит:
тщательно проверить качество заделки пробоин и при необходимости
произвести ее подкрепление;
установить наблюдение за аварийным отсеком и смежными с ним помещениями,
а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту;
принять меры по удалению из судна забортной воды, попавшей при аварии.
Подкрепление водонепроницаемых переборок, палуб, платформ и второго дна
рекомендуется производить при опасном затоплении отсека, значительных
выпучинах в металле переборок, платформ и настила второго дна, а также при
обнаружении признаков расхождения швов и ослабления заклепок.
Для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок,
палуб, платформ, настила второго дна и закрытий опорные места для подпора
должны выбираться на их наборе г. вскрытием обшивки и изоляции.
Для предупреждения нарушения водонепроницаемости или снижения прочности
запрещается выправлять с помощью подпор или домкратов остаточные
деформации, полученные водонепроницаемыми переборками, палубами,
платформами, настилом второго дна и закрытиями.
За подкрепленными водонепроницаемыми переборками, палубами, платформами и
закрытиями следует установить непрерывное наблюдение.
Для осушения затопленного отсека надлежит использовать все, включая и
переносные водоотливные средства, имеющиеся на судне.
Фактическое состояние аварийного судна устанавливается капитаном. В случае
угрозы опрокидывания судна вследствие недостаточной остойчивости
или его затопления от израсходования запаса плавучести капитан судна обязан
принять меры к посадке судна на мель.
Основной мерой для повышения аварийной плавучести судна является откачка
жидких грузов из неповрежденных танков (цистерн). При недостаточной
аварийной остойчивости или недопустимости ее снижения откачка разрешается'
только из танков (цистерн), расположенных выше центра тяжести судна.
Основными мерами по повышению аварийной остойчивости судна являются:
откачка жидких грузов из высокорасположенных неповрежденных танков-
(цистерн);
прием водяного балласта в низкорасположенные танки (цистерны), когда запас
аварийной плавучести достаточен;
запрессовка неповрежденных заполненных танков для ликвидации свободных
поверхностей в них;
обеспечение быстрого удаления воды с палуб судна.
Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна производится
только по указанию капитана.
В процессе борьбы за непотопляемость капитан обязан контролировать запас
остойчивости и плавучести, установить наблюдение за изменением осадки судна
и высотой надводного борта, а также учитывать количество поступившей внутрь
судна воды. При этом капитан должен руководствоваться принципом, что
важнейшим в борьбе за непотопляемость судна является восстановление его
остойчивости и уменьшение крена и дифферента до минимальных.
Остойчивость судна следует считать недостаточной в следующих случаях:
судно не отвечает нормам Регистра РФ по результатам расчета в соответствии
с Информацией об остойчивости судна для капитана;
при перекладке руля на ходу судно переваливается с борта на борт и не
выпрямляется при приведении руля в положение “прямо руль”
судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и
получило постоянный крен на другой борт;
при симметричном относительно диаметральной плоскости затоплении помещений
крен аварийного судна превышает 5°.
При проведении мероприятий по спрямлению аварийного судна запрещается
проводить какие-либо работы до выяснения его фактической остойчивости.
Спрямление аварийного судна и повышение остойчивости рекомендуется
проводить в следующем порядке:
прекратить перемещение, перетекание или пересыпание грузов на поврежденный
борт;
удалить воду из не полностью затопленных больших помещений, расположенных
до момента аварии с судном выше действующей ватерлинии;
удалить за борт воду, имевшуюся в помещениях, расположенных до момента
аварии с судном выше действующей ватерлинии, или, как исключение, спустить
ее в помещения, расположенные ниже;
осушить поврежденный отсек и соседние с ним помещения после заделки
пробоин;
перекачать жидкие грузы в днищевые танки (цистерны), а в исключительных
случаях удалить их за борт;
переместить вниз твердые грузы, расположенныр пьтгпкп, а в исключительных
случаях удалить их за борт;
произвести балластировку судна.
Перекачивание жидких грузов (топлива, воды и масла) из междудонных
танков (цистерн) в бортовые разрешается только при достаточной начальной
остойчивости аварийного судна. Жидкие грузы должны перекачиваться, по
возможности, из танков (цистерн) с большей вместимостью в танки (цистерны)
с меньшей вместимостью до полного их заполнения. Остаток жидких грузов
перекачивается в танки (цистерны), симметричные относительно диаметральной
плоскости судна. При этом следует избегать перекачки жидких грузов из
танков (цистерн), смежных с затопленным отсеком.
Для спрямления аварийного судна следует затоплять танки (цистерны)
минимальных объемов, чтобы создавался требующийся спрямляющий момент, т. е.
для уменьшения крена необходимо выбирать наиболее удаленные от
диаметральной плоскости танки (цистерны), а для уменьшения дифферента —
наиболее удаленные от миделя. При этом должны выбираться самые низкие
днищевые танки, если даже они менее удалены от диаметральной плоскости, чем
бортовые. В первую очередь должны затапливаться креновые и дифферентные
танки, если они имеются на судне.
Особое внимание при спрямлении судна должно быть обращено на то, что
откачку и перекачку жидких грузов и балластировку цистерн разрешается
производить только при затоплении с достаточной положительной
остойчивостью. При затоплениях, приводящих к малой положительной
метацентрической высоте, необходимо сначала принять меры по улучшению
аварийной остойчивости, а затем приступить к спрямлению судна.
При этом надлежит знать следующее:
заполнение и осушение танков (цистерн) должно производиться полностью;
прием балласта или перекачка жидкого груза производятся одновременно только
с одной парой цистерн;
крен следует уменьшать не сразу, а по этапам.
Поперечное спрямление аварийного судна следует прекращать при уменьшении
крена до 5° в целях предупреждения переваливания судна на другой борт с еще
большим креном.
Продольное спрямление аварийного судна должно производиться только в
исключительных случаях, а именно, для обеспечения хода и управляемости
судна, а также если дифферент непрерывно возрастает и имеется опасность
погружения открытых частей палубы в воду, оголения винтов и руля. При
продольном спрямлении необходимо вести наблюдение за креном, не допуская
его увеличения.
После спрямления аварийного судна необходимо учесть общее количество
принятой воды и оценить оставшийся запас плавучести. Если имеется
возможность дальнейшего повышения его остойчивости, то это следует сделать.
При плавании судна с постоянным креном, оставшимся после спрямления,
необходимо:
перекрыть магистрали, сообщающие танки (цистерны), расположенные по
разным бортам и в разных отсеках;
расходовать жидкие грузы только из танков (цистерн) накрененного борта;
для предотвращения оголения приемников воды, топлива и масла не допускать
снижения уровня жидкости в танках (цистернах) до опасного предела;
тщательно наблюдать за уровнем воды в работающих котлах, не допуская
оголения трубок и попадания воды в паровые магистрали;
тщательно наблюдать за насосами, в которых приемники забортной воды
расположены близко к ватерлинии.
4. Борьба экипажа с обледенением судна.
При угрозе обледенения судна надлежит:
привести в готовность все имеющиеся на судне средства борьбы с
обледенением;
прекратить промысловые и грузовые операции;
выбрать из воды и уложить в подпалубные помещения орудия лова, а при
отсутствии такой возможности — закрепить по штормовому на штатных
местах;
рыбные ящики на палубе разобрать, бочки и контейнеры с рыбой, тару,
снаряжение и имущество, переносные механизмы и агрегаты убрать с палубы в
1рюмы и закрытые помещения, а имеющийся в трюмах и других отсеках судна
груз разместить возможно ниже палубы переборок и надежно закрепить.
Запрещается оставлять орудия лова в подвешенном состоянии;
опустить и закрепить грузовые стрелы и краны по-походному;
зачехлить палубные механизмы, швартовные вьюшки и шлюпки;
установить штормовые леера и леера на палубе;
привести в рабочее состояние штормовые портики, убрать предметы,
находящиеся около шпигатов и портиков и мешающие стоку воды с палубы;
задраить все грузовые и сходные люки, крышки, горловины, водонепроницаемые
наружные двери в надстройках и рубках, иллюминаторы, отверстия воздушных и
вентиляционных труб для обеспечения полной водонепроницаемости корпуса
судна;
проверить правильность загрузки судна в соответствии с Информацией об
остойчивости судна для капитана, а также количество жидкого балласта и его
расположение. Все пустые днищевые цистерны, если позволяет запас высоты
надводного борта, запрессовать забортной водой;
привести в готовность все водоотливные средства и аварийное снабжение;
проверить исправность палубного освещения и судовых прожекторов;
принять меры к выводу судна из опасного района. При этом следует учитывать,
что подветренные кромки ледяных полей, районы теплых течений и защищенный
от ветра район береговой полосы являются хорошим укрытием для судна.
Об обледенении капитан обязан срочно доложить руководителю промысла и
судовладельцу, установить и обеспечить с ними и ближайшими судами
постоянную радиосвязь.
Борьба экипажа с обледенением должна вестись непрерывно всеми
предусмотренными на судне средствами до полного удаления льда.
Борьба с обледенением производится с помощью различного ручного инвентаря,
предусмотренного табелем снабжения судов флота рыбной промышленности для
борьбы с обледенением. Также могут быть использованы вода под давлением,
горячая вода, пар и другие технические средства,
При борьбе с обледенением не следует допускать накопления льда на судне. В
первую очередь надлежит освобождать от льда радиоантенны, ходовые огни,
спасательные средства, такелаж, рангоут, а также двери надстроек и рубок,
брашпиль и якорные клюзы. Необходимо следить за своевременной сколкой льда
со штормовых портиков и шпигатов для обеспечения беспрепятственного стока
воды с палубы.
Если экипаж судна не может своими силами справиться со сколкой льда,
следует потребовать помощи от других, более крупных судов, или судов-
спасателей.
Очистку от льда больших судовых поверхностей следует начинать с наиболее
высоко расположенных конструкций (мостиков, рубок и т. д.), так как даже
незначительное их обледенение ведет к резкому ухудшению остойчивости судна.
Потерю остойчивости судна следует определять путем сравнения периода качки
до начала и во время обледенения. При возрастании периода качки на 20— 25 %
надлежит немедленно принять меры по увеличению остойчивости судна. При
обледенении следует избегать курсов судна на попутном волнении, так как
может произойти резкое ухудшение остойчивости.
При возникновении несимметричного обледенения и появлении статического
крена удаление льда следует производить в первую очередь со стороны крена
судна. В этом случае запрещается выравнивать крен путем перекачки топлива
или воды из одной цистерны в другую в связи с опасностью опрокидывания
судна. Для уменьшения дифферента на нос допускается перераспределение
водяного балласта.
В течение всего времени борьбы с обледенением на судне должно быть
обесценено постоянное наблюдение за водонепроницаемостью корпуса.
5. Борьба экипажа с пожарами.
Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с
оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством
капитана и включать следующие действия:
обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
ограничение распространения пожара;
предупреждение возможных при пожаре взрывов;
ликвидация пожара и его последствий.
После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана
обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по
сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с
расписанием по тревогам.
По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных
партий (групп) обязаны:
прибыть в район пожара и немедленно приступить к его тушению;
установить место и размеры пожара;
выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах и
средств для тушения пожара и работы в задымленных отсеках;
обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших
и оказать им первую медицинскую помощь;
организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при
необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.
Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения,
должны быть снабжены снаряжением пожарного.
Комплект снаряжения пожарного состоит из защитной одежды из материала,
способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и
ошпаривания, с водостойкой наружной поверхностью; ботинок и перчаток из
резины или другого неэлектропроводного материала; жесткого шлема,
обеспечивающего эффективную защиту от ударов; переносного аккумуляторного
фонаря взрывобезопасной конструкции, рассчитанного на горение в течение не
менее 3 ч;
пожарного топора с ручкой из дерева твердых пород; дыхательного
изолирующего аппарата; предохранительного троса длиной около 30 м с поясом
и карабином для обеспечения безопасности при работе в задымленной среде.
Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих
помещениях запрещается.
Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих
материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных
стволах должны применяться распылительные насадки.
Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их
газов.
На судах применяются поверхностный и объемный способы тушения пожара. При
поверхностном способе тушения пожара изоляция поверхности горящего вещества
от доступа воздуха осуществляется с помощью огнегасительных средств, а при
объемном — прекращением доступа воздуха в помещение или введением в него
веществ, не поддерживающих или прекращающих горение.
В качестве огнегасительных веществ при поверхностном способе используются
вода, химическая и воздушно-механическая пена; при объемном способе
применяются углекислый газ, пар, легкоиспаряющиеся жидкости.
При выборе наиболее эффективных огнегасительных средств из числа имеющихся
на судне для тушения пожаров различных грузов рекомендуется пользоваться
таблицей, приведенной в приложении
Вода применяется при тушении пожаров практически во всех случаях, за
исключением тушения горящих металлов (алюминий, магний, цинк, натрий),
электрооборудования, находящегося под напряжением, карбида и других
химикатов. При тушении горящего угля, древесины и особенно волокнистых
материалов наибольший эффект достигается за счет прибавления к воде
смачивателей. В мелкораспыленном виде воду можно применять при тушении
нефтепродуктов.
При тушении пожара водой необходимо учитывать:
влияние скапливающейся воды в отсеках на остойчивость и запас плавучести
судна;
вредное воздействие воды на электрооборудование;
образование удушливого и опасного для жизни людей газа при попадании воды в
кислоту;
порчу пищевых продуктов.
Водяной пар применяется главным образом для тушения пожара в
малодоступных и закрытых отсеках, помещениях, трюмах, танках (цистернах) и
т. п.
Пена — эффективное средство для тушения горючих, нерастворимых в воде
жидкостей (бензина, керосина, нефти, мазута, солярки, масел, жиров), рыбной
муки и т. п. Пеной, образованной на морской воде, можно тушить все виды
пожаров за исключением находящегося под напряжением электрооборудования и
металлов.
При тушении горючих и растворимых в воде жидкостей (ацетона, спирта,
глицерина, гликоля и др.) наибольший эффект дает химическая пена на основе
омыленного пеногенераторного порошка. Для тушения этих жидкостей можно
использовать также химическую пену, получаемую на основе обыкновенного
пенопорошка, но при этом следует увеличить интенсивность ее подачи. Для
тушения горящих нефтепродуктов применяется любая пена, однако наибольший
эффект достигается при использовании химической пены.
При тушении горящих жидкостей внутри отсека струя пены должна подаваться
как можно горизонтальнее и равномернее в направлении от края горящей
жидкости к центру. При тушении горящих вертикальных, поверхностей пену
следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременное использование
воды и пены для тушения пожара не рекомендуется, так как вода разрушает
пену.
Углекислый газ применяется на судах для тушения большинства горящих
веществ в трюмах, танках (цистернах) и в других малодоступных и поддающихся
герметизации помещениях. Углекислота не электропроводка и не портит грузы
при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося
под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее
горение средство. Тушению углекислотой не поддаются вещества, способные
гореть в инертной среде (кинолента и др.). Одновременное использование
углекислого газа и водяного пара для тушения пожара в одном отсеке
(помещении) не рекомендуется, так как ведет к нейтрализации действия
углекислого газа.
Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал
о запуске углекислотной установки, выведены из помещения все люди,
остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.
Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые
и парусиновые покрывала, песок.
При тушении пожара надлежит учитывать:
возникновение угрозы отравления людей газами, особенно при тушении горящих
химикатов;
возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние
помещения;
отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает
очага пожара).
Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует
применять системы водотушения, а при необходимости — пенотушения. Для
тушения пожаров в труднодоступных помещениях судна, где нет людей, можно
использовать пар, углекислотные переносные баллоны, огнетушители и
бромэтиловые составы. Использование паротушения, жидкостного тушения и
газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей
запрещается.
При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления
горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные
стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели
отверстия.
Для тушения наружного огня необходимо:
по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от
других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с
наветренного борта;
охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и
материалы;
вести наблюдение за смежными с районами пожара помещениями;
сбить за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не
удается погасить.
Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так
как доступ к очагу пожара практически бывает ограничен или невозможен. При
определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств
необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в
трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации
люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.
При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:
прекратить грузовые операции;
произвести полную герметизацию трюмов;
включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное
тушение, газотушение) данного отсека;
вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;
производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других
конструкций, расположенные вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных
огнеопасными грузами;
производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных
пожаром.
В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать
пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует
затопить трюм. При этом необходимо учитывать:
влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести
судна;
возможность всплытия горящего груза под палубу;
увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.
При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофрированной картонной
тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами
(высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение
самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная
и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях — инертными
газами, водяным паром и высокократной пеной.
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в трюмах
необходимо учитывать следующее: большинство перевозимых на судах грузов
портится от воды, пены и пара, поэтому предпочтительнее применять
углекислый и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы;
при возгорании волокнистых материалов следует использовать любые
огнегасительные средства для объемного способа тушения, так как в этом
случае происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности;
в трюмах, содержащих груз в ящиках и бочках, для тушения пожара может
быть использован пар, если имеется возможность его проникновения в штабеля;
в трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять
пар чрезвычайно опасно.
При пожаре о грузовом танке, загруженном нефтепродуктами, надлежит:
немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и
отсоединить грузовые шланги;
произвести герметизацию танков;
включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного
танка;
усилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений
судна;
охлаждать забортной водой палубы, переборки и другие конструкции в районе
пожара, а также танки, содержащие нефтепродукты и газы.
При использовании пены для тушения жидких горючих грузов, не растворимых
в воде, надо иметь в виду, что выделяемые при их горении пары могут
прорвать слой пены и воспламениться, поэтому с пенотушением необходимо
применять пар, углекислый газ и инертные газы
При пожаре в насосном отделении необходимо
немедленно прекратить грузовые операции и закрыть клапаны трубопроводов;
вывести из действия механизмы насосного отделения и отключить их
электропитание, отсоединить грузовые шланги;
произвести полную герметизацию помещений и выключить вентиляцию;
включить стационарную систему пожаротушения;
осилить наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений
и при необходимости охлаждать переборки водой из пожарных рукавов.
Для тушения небольших пожаров в помещении грузовых насосов могут быть
использованы местные и переносные пенные и углекислотные установки и
огнетушители
Для тушения пожара в машинных и котельном отделениях необходимо
использовать в первую очередь огнетушители, местные и переносные пенные и
углекислотные установки, а также водопожарную систему, имеющую стволы с
распылительными насадками Если пожар этими средствами погасить не удается,
а также в случае возгорания под пайолами, надлежит применять стационарные
системы пожаротушения.
При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения
температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные
клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный
выпуск аммиака из всей системы рефрижераторной установки.
Перед включением стационарных систем пожаротушения в машинном или
котельном отделениях надлежит.
прекратить подачу топлива к механизмам и вывести их из действия;
произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из
отделения всех людей;
одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки
и палубы всех помещений, смежных с аварийным.
Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на
судне системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана судна и
по указанию главного (старшего) механика. В случаях, не терпящих
отлагательства и не позволяющих в создавшейся обстановке получить
разрешение капитана судна, команда о включении стационарных систем
пожаротушения может быть дана непосредственно главным (старшим) механиком
судна или в его отсутствие — вахтенным механиком, о чем следует немедленно
доложить вахтенному помощнику капитана
Перед тушением находящегося под напряжением горящего электро-оборудования
необходимо как можно быстрее его обесточить.
Если напряжение сразу же снять не удалось, для тушения горящего
электрооборудования, находящегося под напряжением, следует использовать
сухие углекислотные и аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену,
приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других
огнегасительных средств запрещается
Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под
напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также ботах или
галошах и, по возможности, находиться на резиновых ковриках.
Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с
помощью любых огнегасительных средств Однако во и .Лежание порчи тушить
электрооборудование рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее
отсутствии — воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде,
или пресной водой. При этом необходимо учитывать следующее.
углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции
электрооборудования;
воздушно-механическая пена и пресная вода снижают сопротивление изоляции,
поэтому после их применения электрооборудование требует просушки,
при применении морской воды или химической пены электрооборудование может
быть выведено из строя.
Горящее жидкое топливо следует тушить бромэтиловьми составами, паром или
углекислым газом, используя для этого стационарные системы пожаротушения.
Для предупреждения пожара и взрыва в соседних помещениях следует подавать в
них бромэтиловые составы, пар или углекислый газ.
При возгорании жидкого топлива в закрытых хранилищах выделяющиеся горючие
газы в смеси с воздухом могут образовывать взрывоопасные концентрации. О
наличии в помещении опасной концентрации горючих смесей надлежит доложить
капитану судна.
Для предотвращения взрывов горючих газов и паров необходимо:
принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие
помещения;
с разрешения капитана отключить электропитание сетей в зоне горения
горючих газов и паров;
принять все возможные меры (искусственная вентиляция, разбавление
инертными газами, охлаждение и т. п.) по устранению взрывоопасной
концентрации горючих смесей
При горении топлива у борта судна необходимо:
вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных
стволов под углом 30—40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая
очаг пожара;
применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в
угрожаемых судну местах;
охлаждать корпус в угрожаемых судну местах водяными струями.
При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах необходимо
подавать в очаг пожара воду пожарными шлангами с отсоединенными стволами.
Лица, участвующие в тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и
ямах, должны работать в дыхательных изолирующих аппаратах, иметь при себе
предохранительные тросы, при необходимости быть одетыми в термостойкие
костюмы и должны знать условные сигналы, приведенные в приложении .
При тушении горящего угля в трюмах, угольных бункерах и ямах применять
углекислый газ и водяной пар не рекомендуется.
Во время тушения пожара необходимо принять меры по борьбе с дымом,
используя для этого переносные дымососы и, если возможно, стационарные
вытяжные вентиляторы. При этом необходимо учитывать, что приток чистого
воздуха способствует горению. При объемном способе тушения пожара
производить вентиляцию помещения запрещается.
Для предотвращения повторного возгорания после применения средств
объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не
ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится
до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.
До окончания производства вентиляции входить в помещение, где
осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения,
разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все
правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным
аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно
убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.
Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными
углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только
по прибытии судна в ближайший порт.
6. Борьба экипажа с аварийной утечкой (прорывом) аммиака.
При аварийной утечке (прорыве) аммиака в рефрижераторном отделении
необходимо:
подать сигнал общесудовой тревоги и объявить по радиотрансляции об
аварийной утечке (прорыве) аммиака;
объявить по радиотрансляции мест сбира всех лиц экипажа, не имеющих
конкретных обязанностей по этому сигналу;
прекратить все грузовые и промысловые операции;
произвести полную герметизацию трюмов и других помещений, где есть
опасность отравления пищевых продуктов;
привести судно на курс, обеспечивающий безопасность экипажа от поражения
парами аммиака в месте сбора;
произвести проверку загазованности жилых и служебных помещений и обеспечить
эвакуацию пострадавших из этих помещений.
На судах, где имеется производственный персонал, группа охраны порядка и
безопасности обеспечивает поддержание порядка при движении людей в проходах
и на трапах. Эвакуация экипажа осуществляется в соответствии с
установленными маршрутами.
Начальник аварийной партии (группы) машинно-котельного отделения (МКО)
докладывает о готовности партии главному (старшему) механику и на ГКП,
обеспечивает эвакуацию пострадавших и руководит производством работ по
ликвидации аварии.
По дополнительной команде с ГКП в распоряжение начальника аварийной
партии (группы) МКО поступают члены других аварийных партий (за которыми
закреплены дыхательные изолирующие аппараты) с готовыми к действию
аппаратами.
О всех повреждениях рефрижераторной установки, связанных с прорывом
аммиака, члены экипажа, обнаружившие аварию, обязаны немедленно доложить
вахтенному механику и вахтенному помощнику капитана.
Вахтенные МКО, обнаружив аварию рефрижераторной установки, должны:
доложить об аварии вахтенному помощнику капитана и главному (старшему)
механику;
не дожидаясь объявления тревоги при помощи аварийной кнопки, находящейся
у входа в рефрижераторное отделение, обесточить электрооборудование
рефрижераторной установки и включить аварийную вентиляцию;
эвакуировать пострадавших из рефрижераторного отделения и МКО;
произвести герметизацию рефрижераторного отделения;
включить пожарный насос и подать воду в систему водяных завес
рефрижераторного отделения;
в дальнейшем действовать по приказанию начальника аварийной партии
(группы) МКО.
Вахтенные котельные машинисты в случае поступления паров аммиака в
котельное отделение должны по приказу вахтенного механика прекратить
горение топлива в топке.
Вахтенный механик рефрижераторной установки и машинисты при аварии в
рефрижераторном МО должны исходя из конкретной сложившейся обстановки,
выполнить следующие основные действия:
надеть дыхательные изолирующие аппараты;
доложить об аварии вахтенному механику;
эвакуировать пострадавших;
произвести аварийное выключение рефрижераторной установки;
принять все необходимые меры для локализации и ликвидации аварии.
Учитывая возможность поражения аммиаком вахтенного персонала в
рефрижераторном МО, а также опасность быстрого распространения паров
аммиака по судовым помещениям, независимо от расположения МКО и
рефрижераторного отделения на судне, все действия, должны выполняться
первым из подоспевших лиц вахтенной судомеханической службы и аварийной
партии (группы) МКО. При этом основной обязанностью вахтенного механика
остается обеспечение бесперебойной работы всех технических средств для
борьбы за живучесть и безопасность судна.
При распространении паров аммиака по судну, во избежание взрыва, следует
немедленно ликвидировать все источники открытого пламени и принять меры
(искусственная вентиляция, орошение, водяные завесы и др.) для устранения
взрывоопасной концентрации паров аммиака в воздухе помещений.
Все работы по ликвидации аварийной утечки (прорыва) аммиака надлежит
производить только в дыхательных изолирующих аппаратах и в газозащищенных
костюмах. Работа в аварийном помещении менее двух человек запрещается.
В зависимости от интенсивности выделения аммиака из аварийного участка
рефрижераторной установки принимается решение о подаче воды в систему
орошения аварийного помещения. При этом следует учитывать, что включение в
действие системы орошения может привести к порче электрооборудования
рефрижераторной установки. Поэтому ее использование допускается только
тогда, когда другие способы нейтрализации опасной концентрации паров
аммиака не дают должного эффекта.
Перед включением орошения надлежит обесточить на главном распределительном
щите электрооборудование рефрижераторного МО.
Аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной установки за борт
судна разрешается производить только по приказанию главного (старшего)
механика, который обязан получить на то разрешение капитана. В случаях, не
терпящих отлагательства, вахтенный механик рефрижераторных установок вправе
выпустить хладагент самостоятельно, немедленно доложив об этом вахтенному
механику, старшему механику рефрижераторных установок и вахтенному
помощнику капитана.
Следует помнить, что аварийный выпуск аммиака из системы рефрижераторной
установки на промысле приведет не только к прекращению производственной
деятельности судна, но и к порче хранящейся в трюмах рыбопродукции. Кроме
того, эта операция чаще всего является длительной и не всегда сможет
оказать существенное влияние на изменение аварийной ситуации.
Производить аварийный выпуск аммиака из всей системы следует в тех
случаях, когда не представляется возможным перекрыть аварийный участок
системы рефрижераторной установки.
Выпуск аммиака за борт следует производить осторожно, не допуская сильных
гидравлических ударов (выстрелов) в трубопроводе аварийного выпуска, так
как это может привести к его разрыву или выходу из строя клапана кингстона.
При прорыве аммиачной системы морозильных аппаратов, льдогенераторов,
аммиачных трубопроводов, проходящих вне рефрижераторного МО или других
потребителей холода, содержащих аммиак, надлежит:
сообщить об этом вахтенному помощнику капитана и главному (старшему)
механику;
немедленно эвакуировать личный состав из аварийных и смежных с ними
помещений;
включить систему водяного орошения, если она имеется в аварийном помещении;
по возможности загерметизировать загазованные помещения;
включить аварийную вентиляцию, если она имеется в загазованном помещении;
прекратить подачу аммиака на аварийный участок морозильного аппарата,
льдогенератора или других потребителей холода и интенсивно отсасывать из
него
аммиак.
Для уменьшения опасной для жизни человека концентрации паров аммиака в
помещениях, не имеющих активной вентиляции и стационарной системы орошения,
следует применять водораспылительные устройства, используя для этого
водопожарную систему.
Аммиак активно поглощается водой, поэтому при отсутствии специальных
газозащитных средств рекомендуется дышать через марлю или ткань, обильно
смоченную водой, и быстро покинуть загазованное помещение.
Страницы: 1, 2
|