Рефераты

Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

буквально работают с колес, постоянно есть угроза жизнеобеспечению. Решение

этой проблемы – одна из основных задач.[13]

ГЛАВА 2. МАКРО АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ НА 2003 – 2008 гг. «5+5»

2.1. Основные цели и задачи реструктуризации РАО «ЕЭС России»

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли

являются:

- повышение эффективности предприятий электроэнергетики;

- создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы являются следующие:

- разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача

и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные

(производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;

- создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах

деятельности;

- обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных

монополий;

- эффективное и справедливое государственное регулирование

естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и

обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий

РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей

реформирования, с учетом:

- обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения

добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и

долгосрочной перспективе;

- обеспечения баланса между исполнением интересов собственников

компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая

потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников

компании.

Реформирование отрасли задано нормативными актами и является

абсолютным императивом для РАО "ЕЭС России". Компания, являющаяся одним из

крупнейших и наиболее важных субъектов реформирования отрасли, займет

активную позицию в содействии исполнительным органам власти в продвижении

реформы, формировании конкретных моделей, механизмов её реализации.[14]

Необходимо отметить, что РАО «ЕЭС России» начало готовиться к

предстоящим преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний

задолго до утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России»

запретило своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов,

векселей и бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов

деньгами составляла всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель

составил 100%. Кроме того, менеджмент компании добился того, что

кредиторска задолженность снизилась на 20%, дебиторская на 25%. Еще в 2000

году РАО впервые за всю историю получило прибыль от основной деятельности

по международным стандартам финансовой отчетности в 8 млрд. руб. (против 28

млрд. убытков в 1999 году.)

Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по

выводу наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые

управляющие энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько

энергосистем для антикризисного управления и подготовить их к

реформированию. Но главное в том, что при создании таких управляющих

компаний местные губернаторы фактически теряют контроль над ранее

подконтрольными энергосистемами.[15]

Первой ласточкой стала Средневолжская межрегиональная управляющая

компания (СМУЭК). В структуру (СМУЭК) вошли «Калмэнерго», «Саратовэнерго» и

«Самараэнерго». Следующим шагом было создание аналогичных управляющих

компаний:

- Кавказская энергетическая управляющая компания «КВЭУК» (в составе:

«Ингушэнерго», «Карачаево - Черкесэнерго», «Севкавказэнерго» и

«Каббалкэнерго»);

- Северная энергетическая управляющая компания «СВУЭК» (в составе:

«Архэнерго», «Костромаэнерго» и «Вологдаэнерго»);

- Дальневосточная энергетическая управляющая компания «ДВЭУК» на базе

«Дальэнерго» и ЗАО ЛуТЭК;

- Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад»

(ВоГЭК).[16]

Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и

задачи на сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу

по подготовке к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний

уже показал свою эффективность. В соответствии с целью, обеспечения

надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей

предприятий, входящих в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы

улучшили свое финансовое состояние и повысили уровень надежности и

бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей.

РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с

данными государством полномочиями реально может осуществить каждую из

поставленных в концепции целей. Основной задачей менеджмента компании

является продолжение многолетней работы по реформированию отрасли.

2.2. Законодательная база

Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации

невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим

Правительством Российской Федерации был разработан и внесён в

Государственную Думу пакет законопроектов, регламентирующий реформирование

электроэнергетической отрасли и РАО «ЕЭС России», задающий основные контуры

и принципы функционирования электроэнергетики в будущем в условиях

конкуренции и строго регламентированного государственного вмешательства в

хозяйственные отношения.

В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов:

. «Об электроэнергетике»[17],

. «О введении в действие федерального закона «Об электроэнергетике»,

. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном

регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской

Федерации»[18],

. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных

монополиях»[19],

. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса

Российской Федерации",

. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении".

Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет

законопроектов был одобрен и подписан Президентом РФ.[20]

В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и

сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном –

объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по

указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы

по тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в

переходном периоде.

2.3. Переходный период

С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с

момента его официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых

Правительством правил оптового рынка (которое должно состояться не ранее 1

июля 2005 года) функционирование электроэнергетики будет происходить в

условиях переходного периода. Данный период необходим с целью отработки

рыночных механизмов организации хозяйственных отношений в электроэнергетике

и обеспечения последовательного перехода от существующей системы

административной регуляции к формированию конкурентной среды[21]. В

переходный период будет обеспечена подготовка электроэнергетического

комплекса к работе в новых условиях, предполагающих конкурентную

организацию хозяйственных отношений с сохранением необходимого уровня

административного регулирования в секторах, где формирование рыночных

условий невозможно. В данный период изменения в отрасли будут протекать по

следующим основным направлениям:

- Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению

видов деятельности.

В переходный период будет обеспечено полное разделение потенциально

конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в

электроэнергетике. Последовательность перехода от

вертикально–интегрированных компаний к раздельному осуществлению видов

деятельности будет достигнута за счёт поэтапного процесса разделения.

Так, до 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике

будут распределены между самостоятельными организациями. Эти организации

будут создаваться путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате

будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта,

диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов

деятельности.

Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для

злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной

структуры, является запрет на одновременное владение имуществом,

используемым для осуществления естественно–монопольных и потенциально

конкурентных видов деятельности.

В результате первоначально существующую структуру вертикальной

интеграции на региональном уровне, в основе которой лежит организационное

единство, заменит система объединения направлений хозяйственной

деятельности в рамках управляющих компаний.

В дальнейшем, до момента окончания переходного периода (который

состоится не ранее 1 июля 2005 года) будет достигнуто разделение видов

деятельности в рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и

юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и

(или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).

Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в

электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное

осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь

хозяйствующие субъекты, которые:

. функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии

отсутствия или ограничения конкуренции;

. осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению

и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях

удовлетворения собственных производственных нужд;

. территориальные сетевые компании, которые получили статус

гарантирующего поставщика.

Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об

электроэнергетике» начнут действовать его положения, определяющие порядок

оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно-

диспетчерскому управлению.

Такие меры помогут осуществить последовательный переход от интеграции

к рыночной системе отношений и станут фундаментом для последующей отмены

регулирования в сфере ценообразования и развития конкурентных рынков.

- Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное

ценообразование и тарифное регулирование.

Функционирование оптового и розничных рынков электрической энергии до

вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих

порядок организации хозяйственных отношений на указанных рынках, будет

осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка

электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии

на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по

свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по

свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, будут определены

Правительством. Тарифное регулирование в переходный период будет

осуществляться в соответствии с действующим федеральным законом «О

государственном регулировании тарифов…» от 14.04.1995г. №41-ФЗ, а в части

не урегулированной этим законом будут применяться положения закона «Об

электроэнергетике».

В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет

ежегодно, до принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на

электрическую энергию. При этом будет обеспечена защита интересов

населения посредством утверждения для нее отдельных предельных уровней цен.

- Завершение процесса формирования новых участников хозяйственных

отношений в электроэнергетике.

В рамках переходного периода будет завершён процесс формирования

организационной и имущественной структуры новых участников хозяйственных

отношений в сфере электроэнергетики.

Так, до окончания переходного периода реформирования (до вступления в

силу утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в

уставном капитале Организации по управлению единой национальной

электрической сетью и Системном операторе (которые к настоящему моменту

созданы в качестве 100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть

обеспечено в размере не менее, чем 52%.

До обеспечения указанного размера доли участия РФ в уставном капитале

Организации по управлению единой национальной электрической сетью и

Системном операторе отчуждение их акций и (или) имущества (за исключением

денежных средств), внесенного в оплату уставного капитала, не допускается.

В последующий период РФ увеличивает долю своего участия в уставных

капиталах указанных компаний всеми законными способами до уровня не менее,

чем 75% плюс одна голосующая акция. Увеличение доли может быть

осуществлено в том числе за счет снижения доли участия РФ в генерирующих

компаниях с учетом ограничения, что в процессе преобразования РАО "ЕЭС

России" не допускается снижение доли участия РФ (если указанная доля

составляет свыше 50%) в уставном капитале:

. акционерных обществ, которые владеют на праве собственности или ином

предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями,

введенными в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального

закона «Об электроэнергетике»;

. организаций (или их правопреемников), по отношению к которым указанные

акционерные общества являются дочерними обществами.

При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в

эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об

электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных

компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и

более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны

оптового рынка.

До 1 июля 2005 г. в наблюдательном совете Администратора торговой

системы оптового рынка будет обеспечено равное участие поставщиков и

покупателей, в координационном совете будут также работать представители

органов исполнительной и законодательной власти.

- Замена тарифного регулирования механизмами свободного

ценообразования.

С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в

силу правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об

электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и

розничных рынков.

В результате на оптовом рынке начнёт действовать механизм формирования

равновесных цен в рамках ценовых зон (их границы определяются

Правительством). Основой данного механизма является система подачи

поставщиками и покупателями ценовых заявок (которые могут быть с нулевой

ценой – то есть ценопринимающими). В результате сопоставления поданных

заявок (указанных в них объемов электроэнергии и цен) определяется цена, по

которой осуществляется купля-продажа электроэнергии, а также осуществляется

оперативно-диспетчерское управление.

Кроме системы подачи заявок (то есть оптового рынка) будет также

действовать рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации

электроэнергии по ценам, определяемым сторонами (вне зависимости от

определённой равновесной цены) на основе двусторонних договоров. Весь

механизм организации торгов будет действовать с учётом строгой

очерёдности загрузки генерирующих мощностей (в первую очередь – мощности,

обеспечивающие системную надёжность и АЭС в части обеспечения условий их

безопасной эксплуатации; во вторую очередь – ТЭС в объеме производства

электроэнергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме, и ГЭС

в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести

по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической

безопасности).

По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных

рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием

спроса и предложения.

Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части

регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым

будут отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор).

Государственное регулирование сохраняется по отношению к следующим

объектам:

. регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию,

поставляемую в условиях отсутствия конкуренции;

. регулирование цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной

надежности;

. регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой

системы;

. регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию;

. регулирование платы за технологическое присоединение к

электрическим сетям;

. регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Кроме того, при проявлении монопольных или олигопольных тенденций,

требующих вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет

осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных)

уровней цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую

генерирующую мощность.

- Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства.

С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное

формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и

управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В

частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников

объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную

электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу

электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную

электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они

находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией. Кроме того,

собственники указанных объектов не вправе распоряжаться ими (в части вывода

этих объектов из эксплуатации) без согласия данной организации, за

исключением случаев нарушения Федеральной сетевой компанией определяемых

Правительством Российской Федерации условий договора о порядке

использования объектов, входящих в единую национальную электрическую сеть,

и иных случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации. При

этом собственникам данных объектов гарантируется компенсация в размере

суммы, которую они бы получали, если бы самостоятельно эксплуатировали

данное имущество, за исключением текущих расходов, которые несет

организация по управлению единой национальной общероссийской электрической

сетью в связи с эксплуатацией указанного имущества.

- Формирование механизмов, обеспечивающих в условиях конкуренции

надёжное энергоснабжение потребителей.

Обеспечению прав потребителей электроэнергии на надёжное

энергоснабжение будет содействовать формирование системы гарантированной

поставки. Данную систему образуют организации, которым будет присвоен

статус гарантирующего поставщика и функцией которых является обеспечение

поставок электроэнергии любому обратившемуся лицу.

Поддержка процесса создания и развития в электроэнергетике

«гарантированной поставки» будет обеспечена за счёт формирования системы

договоров (срок действия которых составляет 3 года с момента окончания

переходного периода) между гарантирующими поставщиками и поставщиками

электроэнергии - субъектами оптового рынка. Условия этих договоров будут

определяться Правительством, в том числе — начальная цена электроэнергии,

поставляемой по этим договорам. С течением времени цена, по которой будет

поставляться электроэнергия по этим договорам, должна будет постепенно

приближаться к средней цене электроэнергии на оптовом рынке. Таким образом,

в течение трех лет с момента окончания переходного периода будет

гарантирована возможность обеспечения поставок электроэнергии населению не

по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего

поставщика, которая будет складываться из стоимости электроэнергии,

установленной Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В

результате цена на электроэнергию для населения не будет зависеть от

возможных колебаний цены на оптовом рынке.

Кроме того, в целях обеспечения надёжного и бесперебойного

энергоснабжения отдельных групп потребителей, обслуживаемых гарантирующими

поставщиками (к которым будут отнесены наименее защищённые с экономической

точки зрения потребители, а также потребители, обеспечение энергоснабжения

которых необходимо в целях национальной безопасности), будет сформирован

механизм предоставления гарантий обязательств по оплате электроэнергии за

счёт бюджетных средств.

В результате реализации вышеописанных мероприятий и процессов будет

обеспечено:

. снижение рисков переходного периода для всех потребителей и

производителей, а для наименее защищённых с экономической точки

зрения группы потребителей – сглаживание возможных резких

колебаний цен на электроэнергию на оптовом рынке;

. формирование системы оперативного государственного контроля за

ходом реформирования;

. последовательный переход от существующей системы хозяйствования к

конкурентным отношениям в сфере оборота электроэнергии[22].

Команда Чубайса уже через полтора месяца получила сильнейший аргумент

в пользу правильности выбранного пути: свободный рынок электроэнергии в

течение этого срока стабильно оправдывает обещания главы РАО «ЕЭС России»

относительно того, что рынок позволит снизить тарифы.

Как это не грустно, снижение тарифов если продлится, то очень недолго.

Уже к концу года на свободный рынок должны выйти около двух десятков новых

участников, в основном это потребители электроэнергии. Следовательно, спрос

на свободную электроэнергию возрастет, сто повлечет за собой как минимум

стабилизацию цен.

Мало того, уже в ближайшее время на свободном рынке может возникнуть

ситуация, когда объем заявок потребителей превысит пятнадцатипроцентной

квоты продаж, установленной для производителей электроэнергии. Это может

случиться, если, например, все предприятия – потребители, которые сегодня

не могут выйти на ФОРЭМ (с подачи руководства РАО «ЕЭС России» процедура

получения соответствующих разрешений была существенно усложнена), ринутся

на свободный рынок. Впрочем, представители РАО ЕЭС считают такое развитие

событий маловероятным. Однако угроза существует. В материалах,

подготовленных в середине ноября 2003г. экспертами Минэкономразвития,

отмечается, что если в 2004 году стоимость электроэнергии в свободном

секторе не превысит уровня регулируемых тарифов на ФОРЭМ, то в 2005 году

выход новых потребителей на свободный рынок может вызвать существенный рост

цен в этом секторе – 15 – 20% выше уровня 2004 года. Чтобы избежать этого и

«плавно выравнивать рыночные колебания цен в этом случае», МЭРТ предложило

увеличить объемы электроэнергии, продаваемой по свободным ценам, до 30% и

сделать такие продажи обязательными.

Еще более серьезную опасность для нового рынка может представлять

предусмотренная действующим законодательством возможность заключения прямых

договоров на поставку электроэнергии между производителем и потребителем.

«Росэнергоатом», например, предпочтет заключать договора с самыми крупными

и наиболее платежеспособными потребителями – «Газпром», МПС, нефтяными

компаниями. Ни юридических, ни технических препятствий для этого не

существует, а все, что может противопоставить этим тенденциям руководство

РАО «ЕЭС России», - моральные увещевания.

«Мы объясняем, что сейчас настал наилучший момент для того, Чтобы

научиться работать в условиях рынка, - говорит заместитель начальника

департамента РАО «ЕЭС России» Марита Нагога. – На прямые договоры всегда

можно перейти через год, два, три. Но это не рыночная ситуация, а сейчас

правильнее учиться работать в условиях рынка»[23].

Трудно сказать насколько убедительными эти аргументы покажутся крупным

компаниям. Между тем проблема остается очень важная: если «крупняк»

останется на свободном рынке до 2006 года, когда будет введена обязательная

продажа и покупка электроэнергии в свободном секторе, энергетический рынок

выживет. Если нет – нынешние успехи могут обернутся полным провалом реформы

«по Чубайсу».

К разряду глобальных проблем также относится вопрос о надежности

работы отрасли в переходный период. По словам, заместителя министра

энергетики Виктора Кудрявого, «надежного энергоснабжения не будет, т.к. в

проекте реформы энергетики нет ни одного решения, направленного на

обеспечение надежности». В Российской энергетике заводы – изготовители не

выполняют ни одного процента технического обслуживания. Вся энергетика

обслуживается силами энергокомпаний. Поэтому, когда энергокомпании делятся

по видам бизнеса, как предлагается, - инфраструктура повисает в воздухе.

После раздела энергосистемы старая система техобслуживания будет

нарушена, а когда будет создана новая, фирменная неизвестно.[24]

Задач перед руководством РАО «ЕЭС России» на сегодня поставлено много,

но и разрешенных сложных проблем достачно. Поэтому есть основания полагать,

что переходный период не будет связан с масштабными кризисами в отрасли.

2.4. Целевая структура отрасли электроэнергетики к 2008 г

Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы

реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы

оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году закончатся основные

преобразования, начатые РАО "ЕЭС России" в 2006 году (выделение компаний из

РАО "ЕЭС России"), включая обеспечение прямого участия акционеров РАО "ЕЭС

России" в выделенных компаниях. К 2008 году должна быть обеспечена

независимость большинства генерирующих компаний друг от друга путем

снижения доли государственного владения.

В итоге реструктуризации холдинга РАО "ЕЭС России" и других

предприятий отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура

собственности.

[pic]

Рис. 2.4.1. Структура отрасли в 2008 году

ФСК – Федеральная сетевая компания (единая национальная

электрическая сеть)

МРСК – межрегиональная распределительная сетевая компания

МРСК’ – компания, выделившаяся из РАО «ЕЭС России» и владеющая

акциями МРСК

РСК – распределительная сетевая компания

ОГК – оптовая генерирующая компания

ТГК – территориальная генерирующая компания

РГК – региональная генерирующая компания

Основными субъектами отрасли должны стать:

A. Инфраструктурные организации:

2.4.1. Организация по управлению Единой национальной электрической

сетью

ФСК – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой

национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая

обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на

возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по

ЕНЭС.

Основные активы ОАО "ФСК ЕЭС" – практически все магистральные сети РФ

(сейчас находящиеся в собственности холдинга РАО "ЕЭС России").

Созданная в 2002 году как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России»,

к 2008 году ФСК (как организация по управлению ЕНЭС) будет являться

самостоятельной компанией, выделенной из РАО «ЕЭС России», владеющей

активами магистральных сетей, в настоящее время находящихся в АО-энерго,

или акциями компаний, созданных на базе этих активов. В последнем случае

ФСК будет стремиться к образованию единой операционной компании (путем

перехода на единую акцию) при условии неснижения доли владения государства.

Предлагаются следующие варианты консолидации магистральных сетей АО-

энерго в ОАО "ФСК ЕЭС":

. ОАО "ФСК ЕЭС" выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго

(принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене, используя для этого

заемные средства, привлекаемые с рынка капитала, либо от государства.

Обслуживание заимствованных средств на рынке капитала предполагается

за счет включения расходов на обслуживание в тариф на передачу

энергии.

. Государство вносит денежные средства в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС",

которое затем выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго

(принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене. Данный вариант ведет к

немедленному увеличению доли государства в ОАО "ФСК ЕЭС".

В то же время, происходит процесс создания семи Межрегиональных

магистральных сетевых компаний (ММСК) путем внесения активов магистральных

сетей АО-энерго в оплату дополнительной эмиссии ММСК до реорганизации АО-

энерго.

Если ОАО "ФСК ЕЭС" не сможет выкупить активы (акции ММСК), то при

реорганизации АО-энерго выделяются Магистральные сетевые компании (МСК),

единственным активом которых будут являться акции ММСК. После выделения МСК

ликвидируются, либо присоединяются к ММСК, в результате чего акции ММСК

пропорционально распределяются среди акционеров.

После этого РАО "ЕЭС России" внесет принадлежащие ему акции ММСК в

уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС".

Менеджмент РАО «ЕЭС России» уделяет первостепенное внимание скорейшему

реформированию ОАО «ФСК ЕЭС» (включая магистральные активы АО-энерго) и его

выделению из РАО «ЕЭС России» в кратчайшей перспективе. Сложность

корпоративных процедур, связанных с этим вопросом, обуславливает

необходимость его дальнейшего изучения и проработки. При определенных

условиях и содействии правительственных и регулятивных органов не исключена

возможность выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России» до реорганизации

РАО «ЕЭС России» в 2006 году.

После выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России», в соответствии с

законом «Об электроэнергетике» в последующем предполагается увеличение

всеми законными способами доли государства в ОАО «ФСК ЕЭС» до 75% плюс одна

голосующая акция, в том числе за счет продажи или обмена доли государства в

генерирующих компаниях.

Основные доходы ОАО «ФСК ЕЭС» формируются за счет тарифа на передачу

электроэнергии по магистральным сетям. Перспективная деятельность ОАО «ФСК

ЕЭС» (строительство новых сетей, долгосрочные и сложные проекты) может

финансироваться за счет заемного капитала.

Ключевым фактором экономического успеха ОАО «ФСК ЕЭС» будет являться

формирование прозрачной системы регулирования и тарифообразования и

определение регулирующим органом справедливой регуляторной базы капитала

(РБК) и справедливой нормы возврата на вложенный капитал. Создание крупной

компании ФСК обеспечит оптимальную ликвидность и способность привлекать

заемные средства, что будет приводить к снижению стоимости капитала и, как

следствие, сдерживанию роста тарифов[25].

2.4.2. Системный оператор

Системный оператор осуществляет единоличное управление

технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и

уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно-

диспетчерского управления команд.

Созданное как 100%-ное дочернее общество ОАО РАО «ЕЭС России» ОАО «СО-

ЦДУ ЕЭС» в 2006 году будет самостоятельной компанией, владеющей активами

ЦДУ, ОДУ, а также РДУ, находящимися в настоящий момент в собственности АО-

энерго.

Активы РДУ будут выкуплены ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС» за счет привлечения

заемных средств на рынке (оценивающиеся приблизительно в 1,5 млрд. рублей)

– возможно, под гарантию РАО «ЕЭС России». Обслуживание займа на рынке

капитала предполагается за счет включения данных расходов в тариф ОАО «СО –

ЦДУ ЕЭС».

Обособление ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС» предполагается через выделение при

реорганизации РАО "ЕЭС России" в 2005 или 2006 году. Доля государства в

уставном капитале ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" составит не менее 52%. В дальнейшем

государство будет увеличивать свою долю в ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" до уровня 75%

плюс 1 акция всеми законными способами (включая обмен принадлежащих

государству акций ОГК и ТГК на акции ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС»).

В случае одномоментного выделения ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС" из

РАО "ЕЭС России" Правительство РФ может принять решение об их объединении.

2.4.3. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК)

Созданные в ходе реструктуризации АО-энерго распределительные сетевые

компании на этапе их межрегиональной интеграции будут объединены в

несколько (до 5) холдинговых компаний по ОЭС, имеющих достаточные величину

активов и рыночную капитализацию. Тарифообразование в МРСК будет также

осуществляться на основе установления справедливой РБК и справедливой нормы

возврата на вложенный капитал. Предполагается, что регуляторная база

капитала (РБК) каждой МРСК должна составить не менее 0,5 млрд. долларов

США.

Планируется, что каждая из МРСК (100% дочернее общество РАО "ЕЭС

России") примет все необходимые шаги для скорейшего перехода на единую

акцию (при этом миноритарным акционерам РСК будет предложено обменять свои

акции РСК на акции МРСК). В результате такого обмена доля РАО "ЕЭС России"

в МРСК может снизиться до уровня не менее 49%. При этом доля МРСК в РСК

увеличится до 100%.

В 2006г. предполагается обособление при реорганизации РАО "ЕЭС России"

компании, владеющей принадлежащими РАО "ЕЭС России" акциями всех МРСК, доля

государства в которой составит более 52%.

После завершения всех основных мероприятий по реформированию холдинга

РАО «ЕЭС России» и формирования целевой структуры отрасли предполагается,

что государство может принять стратегическое решение о распоряжении

пакетами акций распределительных сетевых компаний исходя из целей

государственной экономической политики, предусмотрев в том числе

возможность приватизации принадлежащих государству пакетов акций (путем

продажи либо перехода на единую акцию) при условии установления

регуляторного режима, обеспечивающего недискриминационный доступ к сетям.

B. Генерирующие компании:

2.4.4. Оптовые генерирующие компании (ОГК), созданные на базе РАО "ЕЭС

России"

ОГК (со средней установленной мощностью около 9 ГВт) являются наиболее

крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке. Предполагается

создание 10 оптовых генерирующих компаний на базе крупных федеральных

станций, принадлежащих РАО "ЕЭС России" и АО-энерго: 6 ОГК формируются на

базе теплогенерирующих активов (ТЭС), 4 ОГК - на базе гидрогенерирующих

активов (ГЭС). Перечень и состав оптовых генерирующих компаний будет

утвержден соответствующим Распоряжением Правительства РФ. При этом

рассматривается возможность включения в состав ОГК строящихся в настоящее

время гидроэлектростанций (Бурейская ГЭС, Богучанская ГЭС). В целях

ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок

электроэнергии тепловые ОГК формируются по экстерриториальному принципу,

ГЭС - преимущественно по каскадам.

На первом этапе ОГК будут созданы в форме 10 холдинговых компаний

(100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России») за счет внесения в их уставный

капитал пакетов акций и имущественных комплексов электростанций,

принадлежащих РАО «ЕЭС России». ОГК могут начать формироваться до момента

реорганизации АО-энерго на базе активов, принадлежащих материнской компании

РАО «ЕЭС России», с последующим увеличением их уставного капитала за счет

генерирующих активов АО-энерго, подлежащих вхождению в состав ОГК.

Альтернативный вариант создания ОГК – путём присоединения к одной из

АО-станций остальных станций, предполагаемых к включению в ОГК, – не

является приоритетным, поскольку данный процесс достаточно длителен (займет

ориентировочно 1-2 года), и полное формирование ОГК в этом случае

обеспечивается только после завершения всех мероприятий, связанных с

объединением всех входящих в ОГК станций.

ОГК на базе ТЭС в перспективе будут являться интегрированными

компаниями, переведенными на единую акцию. В целях перехода ОГК на базе ТЭС

на единую акцию головная компания ОГК, немедленно после приобретения

пакетов акций всех предполагаемых к вхождению в неё АО-станций, сделает

предложение акционерам АО-станций об обмене принадлежащих им акций данных

станций на акции головной компании ОГК. Обособление ОГК от РАО «ЕЭС России»

возможно только после истечения срока действия предложения об обмене акций.

При этом для целей перевода на единую акцию предполагается, что

электростанции будут оценены на основе единой методики оценки бизнеса,

утверждаемой Советом директоров РАО «ЕЭС России» и разрабатываемой в

настоящий момент компанией «Делойт и Туш».

После выделения из РАО «ЕЭС России» (в 2006 году) все ОГК на базе

гидрогенерации будут представлять собой производственно-финансовые

холдинги, структура капитала каждой головной компании ОГК на базе

гидрогенерации будет идентична структуре капитала РАО «ЕЭС России». Переход

на единую акцию в гидро-ОГК возможен после выделения гидро-ОГК из РАО "ЕЭС

России", в случае обеспечения доли участия государства в капитале

перешедшей на единую акцию компании на уровне более 50%. [26]

Целевой задачей является снижение доли государства в тепловых ОГК к

2008 году до нуля.

2.4.5. Территориальные генерирующие компании (ТГК), созданные на базе

компаний РАО "ЕЭС России"

ТГК (территориальные генерирующие компании) – это компании, созданные

на базе генерирующих активов АО-энерго (за исключением станций, вошедших в

ОГК и изолированных АО-энерго), укрупненные по региональному признаку.

Перечень и состав ТГК определяется решением Совета директоров РАО «ЕЭС

России». В 2006 году ТГК будут обособлены от РАО «ЕЭС России». При этом

выделяемые ТГК будут представлять собой как операционные компании

(переведенные на единую акцию), так и, возможно, холдинговые компании,

находящиеся в процессе перехода на единую акцию (после перехода на единую

акцию доля государства в них составит менее 51%). Предполагается, что

государство будет снижать долю своего участия в ТГК, и к 2008 году оно

может не иметь в собственности акций ТГК.

ТГК будут формироваться по принципу максимального увеличения размера

новых компаний при обеспечении конфигурации, не препятствующей свободному

ценообразованию на оптовом рынке электроэнергии. Базовым вариантом

формирования ТГК является создание холдинговой компании – 100% дочернего

предприятия РАО "ЕЭС России" - в уставный капитал которой вносятся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Реферат Live