Синонимия русского и немецкого языков. Проблематика подбора, перевода и классификации синонимов на м...
Из
сказанного следует, что ни критерий общности предметно-логического содержания,
ни те критерии, о которых только что говорилось, не дают достаточно надежных
оснований для установления синонимичности между лексико-семантическими
вариантами слов, хотя они и должны быть, безусловно, приняты во внимание.
Если
проанализировать лингвистическую литературу с точки зрения того, какие типы
смысловых отличий усматриваются между синонимами, то придется констатировать,
что большинство исследователей ограничиваются общим указанием на то, что
синонимы различаются оттенками значения. Довольно типично в этом отношении замечание
Р. А. Будагова, который пишет, что «самое существенное в синонимах — выражение
различных оттенков значения[45]», но не раскрывает того, что
понимается под оттенком значения. В некоторых работах содержатся замечания
относительно отдельных конкретных смысловых отличий, которыми обладают
синонимы разных групп или какой-либо определенной категории. Так, К. В.
Архангельская усматривает между синонимами наличие количественно-качественных
отношений[46].
В. Н. Цыганова[47],
анализируя глаголы русского языка, выделяет такие признаки, различающие
синонимы по оттенкам значения, как степень
интенсивности действия (кричать — вопить, любить — обожать, бежать —
нестись), отсутствие или наличие намеренности действия (попасть —
очутиться, найти — отыскать, клонить — нагибать). А. П. Евгеньева во Введении к
«Словарю синонимов русского языка» говорит, что синонимы: а) служат для
детализации и выделения того или иного признака, существенного, с точки зрения
говорящего или пишущего (загореться, заняться, вспыхнуть, запылать); б) служат
выражению степени и меры в проявлении признака (громадный, огромный, колоссальный,
гигантский, исполинский, грандиозный, циклопический; боязнь, страх, ужас); в)
выражают интенсивность обозначаемого действия (бежать, мчаться, нестись, лететь);
г) служат выражению субъективной оценки, отношения говорящего к обозначаемому (глупый,
неумный, безголовый, пустоголовый, безмозглый). Однако названные признаки не
исчерпывают типов смысловых отличий слов-синонимов.
Особенно
интересна в этом отношении статья Ю. Д. Апресяна «Английские синонимы и
синонимический словарь», [48]где
описаны широко представленные в английском материале разнообразные типы
признаков, на основе которых возникают семантические различия между синонимами.
Нам
представляется, что при определении оттенков значения слова важно принимать во
внимание контекст и лексическую среду, в которых употребляется данный
лексико-семантический вариант, т.е. учитывать, идет ли речь о живых или неживых
предметах, о людях или животных, об объективном или субъективном высказывании и
т. д. Например: halten — stehenbleiben
(по отношению к людям нет различия, по отношению к средствам транспорта — есть:
halten используется, когда речь идет о любой, обычно регулярной остановке,
stehenbleiben — чаще об остановке по особой причине); ertragen — vertragen
(ertragen просто констатирует преодоление чего-либо: жары, потерь, голода;
vertragen подчеркивает, что преодоление чего-то — насмешек, критики и
т.п. — связано с субъективными способностями и особенностями) и т.д.
§2. Семантические отличия слов в синонимическом
ряду.
Анализ
употребления значительного числа синонимов немецкого языка дает основание
выделить следующие основные признаки, которые следует учитывать при описании
семантических отличий слов в синонимическом ряду:
1. Степень. Здесь имеется в виду степень
возрастания выражаемого свойства, качества или интенсивности действия,
например:
Befürchtung — Angst — Entsetzen
gut — ausgezeichnet
schwerhörig — taub — stocktaub
werfen — schleudern
zuhören — horchen
laufen — rennen
2. Характер (действия,
процесса и т.д.). Т.е. продолжительность, быстрота, размеренность, небрежность
или тщательность выполнения и т.д., например:
aufmachen — aufsperren
anfangen — ausbrechen
gehen — schreiten
schauen — betrachten
3. Специализация. К специализации относятся случаи,
когда слово имеет либо более общее, либо более частное значение, указывает на
абсолютный или относительный признак. Эти случаи связаны с разным объемом
значения, с различной сочетаемостью, например:
gießen — eingießen — zapfen (из бочки)
Gipfel — Wipfel (у дерева)
weit (во всех направлениях) — breit (в
одном)
vorteilhaft ('выгодный') — einträglich
('доходный')
geschehen — passieren (лишь по отношению к не
очень значительным событиям)
ablegen — abnehmen — ausziehen (разная
сочетаемость: ablegen — только о верхней одежде)
strafen — bestrafen (с применением конкретной
меры наказания)
verlieren — einbüßen — sich (D) verscherzen
(по собственной вине)
Laut (в фонетике) — Ton, Klang (в музыке) — Schall
(в акустике)
4. Отношение. Здесь
имеется в виду оценка выражаемого действия, качества, например:
ausgeben ('расходовать') — verschwenden
('расточать') schreiben ('писать') — kritzeln ('царапать')
5. Мотивация. Под
мотивацией понимается внешнее или внутреннее побуждение к действию, а также
причины действия, зависящие или не зависящие от субъекта, например:
sich benehmen (внутреннее побуждение) — sich
betragen (как предписано, установлено)
Spazierengehen ('гулять') — schlendern
('гулять без цели', 'шляться')
blinzeln — zwinkern (большей частью намеренно)
ändern — verändern (не
зависит от субъекта)
6. Результативность (действия,
процесса). Например:
behandeln — kurieren — heilen ('вылечить')
wecken — erwecken ('пробуждать')
7. Постоянство (свойства,
признака предмета, действия). Например:
schüchtern (постоянный признак 'робкий')— verlegen
(временный признак 'смущенный')
böse ('злой') — erbost
('разозленный')
leben ('жить' где-либо) — sich
aufhalten ('временно жить, останавливаться')
Некоторые синонимы обладают одновременно несколькими
признаками. Так, например, verlieren — einbüßen — sich (D)
verscherzen отнесены к
специализации, хотя verscherzen отличается от других членов ряда и тем,
что выражает результативность, поскольку означает, что кто-либо
потерял, утратил что-либо окончательно, навсегда.
В
приведенных примерах в качестве синонимов фигурируют лишь знаменательные части
речи, но это не означает, что в синонимические отношения не могут вступать
служебные слова и междометия. Однако они сравнительно малочисленны и чаще
выступают как полные синонимы.
§3.
Классификация синонимов.
Стилистически
не ограниченные синонимы могут подразделяться на равнозначные и неравнозначные
синонимы.
Равнозначные синонимы могут быть
полными (если совпадают и их значение и их употребление) и неполными (если они
отличаются только по употреблению). Примеры: halten и stehenbleiben
'стоять' (по отношению к человеку) полные синонимы; Meer и See 'море'
— неполные, так как можно сказать: das Meer (но не
die See) bedeckt einen großen Teil der Erdkugel, Leutnant zur See (но
не zum Meer).
Неравнозначные синонимы различаются
по оттенкам значения и большей частью и по употреблению. Эти последние
наиболее многочисленны.
Исследуя
синонимы, можно наблюдать интересный факт: одни синонимы могут употребляться с
любыми частями речи (если они вообще с ними сочетаются), а другие нет.
Приведем в качестве примера sogar — selbst. Sogar
сочетается с любой знаменательной частью речи, в то время как selbst
нельзя сочетать с глаголом.
Все
вышеперечисленные критерии хотя и не исчерпывают всего многообразия оттенков
значения синонимов, однако, все же проливают некоторый свет на характер
синонимических отношений между отдельными значениями так называемых идеографических синонимов, т.е. не
совпадающих полностью по значению.
На
первый взгляд несколько проще обстоит дело со стилистически
дифференцированными, так называемыми стилистическими
синонимами. Однако и здесь нет достаточно надежных данных ни для
дифференциации стилистически не ограниченных и стилистически ограниченных, ни
для дальнейшего подразделения стилистически ограниченных синонимов хотя бы на
синонимы разговорного и книжно-письменного стиля речи.
Иногда
различие между стилистически не ограниченными (идеографическими) и
стилистически ограниченными синонимами видят в их различной эмоциональной
окраске, в различной экспрессивности и потому называют первые нейтральными, а
вторые — стилистически окрашенными. Эти термины вряд ли удачны, так как
стилистическая нейтральность в смысле нулевой экспрессивности присуща как стилистически
ограниченным, так и стилистически не ограниченным синонимам; ср.: anfangen и beginnen, aufmachen и öffnen
или Dienstmädchen и Haustochter,
где первые члены синонимических рядов относятся к стилистически не
ограниченным, а вторые — либо к лексике книжно-письменной, либо разговорной
речи; ср.: das Geschäft wird
geöffnet, но не aufgemacht и
т.д. Однако в этих
синонимах нельзя обнаружить никаких экспрессивных (эмоциональных) оттенков.
Стилистически
ограниченные синонимы сравнительно легко обнаруживаются по присущим им
дополнительным экспрессивным оттенкам, выражающим иронию, торжественность и
т.д., ср.: inkommodieren, Beamtenkuh,
Gemach и др.
«Нейтральные»
стилистические синонимы труднее обнаружить, так как они обычно словарями
соответствующим образом не квалифицируются. Их стилистическую ограниченность
можно установить только либо путем лингвистического эксперимента, как предлагал
Л. В. Щерба, для чего нужно совершенное знание
языка, а им обладают немногие, либо статистически, путем изучения большого
количества текстов (контекстов), что, в общем, не под силу одному исследователю;
возможно, что это скоро будет выполнено с помощью машин. Практическая важность
этой работы неоспорима. Достаточно пролистать любой учебник по иностранному
языку, чтобы убедиться в том, насколько неоправданно в нем употребление
синонимов, например, beginnen вместо anfangen, wünschen
вместо wollen, senden
вместо schicken и т.п.
В
немецкой лексикографии имеется довольно большое количество синонимических
словарей, но они почти все, за исключением старого издания словаря серии Дудена[49], представляют
собой более или менее удачно подобранные синонимические ряды, не содержащие,
как правило, примеров, иллюстрирующих их значение и употребление. Среди
опубликованных словарей можно обнаружить два типа: словари, где синонимические
ряды смешаны с тематическими (сюда можно отнести словари, подобные словарю
Пельцера) и синонимические словари типа
Гернера и Кемпке, где проведен строгий отбор синонимов,
но не даны различия между ними.
В
словаре К. Пельцера, например, в одном ряду приведены Bank, Stuhl,
Schemel, Schulbank и т.д.,
которые образуют тематический, но не синонимический ряд. В словаре под
редакцией Г. Гернера и Г. Кемпке собрано большое количество синонимических
рядов, члены которых представляют собой либо идеографические, либо стилистические
синонимы.
Все
эти словари предназначены для носителей языка и рассчитаны на то, чтобы
установить то общее, что характерно для синонимов данного ряда. Но, как уже
говорилось, из них нельзя почерпнуть почти никаких сведений о том, в чем
заключаются различия между помещенными в один ряд синонимами.
Единственным
пока словарем, который дает и те, и другие сведения, является упомянутый выше
синонимический словарь серии Дудена. Помимо синонимических рядов он содержит
и пространное толкование различий в значении и употреблении членов каждого синонимического
ряда, а также иллюстрирующие их примеры, в том числе и заимствованные из
литературы[50].
§4. Состав синонимического ряда.
Заглавным
словом основных статей является индифферентный синоним. Под индифферентным
понимается синоним, который передает значение данного синонимического ряда
наиболее общо, не имеет эмоциональной окраски и является, как правило, наиболее
употребительным в данном ряду. В качестве заглавного слова индифферентный
синоним с русским эквивалентом помещается над соответствующим синонимическим
рядом. Например:
Balkon балкон
der Balkon — der
Altan — der Soller
Членами синонимического ряда могут быть как
слова, так и словосочетания. Последние могут иногда выступать в качестве индифферентного
синонима. Например:
fremd werden становиться чужим
fremd werden — entfremdet
sein — sich
entfremden
Расположение синонимов в синонимическом ряду определяется,
как правило, принадлежностью слова к определенному стилю речи. В этом случае
синонимы располагаются в такой последовательности:
индифферентный синоним, затем другие стилистически нейтральные синонимы, затем
синонимы, относящиеся к книжной речи, и, наконец, слова разговорной речи. Например:
betragen составлять (определенное
количество)
betragen —
ausmachen — sich
belaufen — machen
Многие синонимы, особенно обозначающие признак,
свойство, качество и т.п., образуют
синонимические ряды, выражающие некую иерархическую зависимость членов ряда. В
таком случае синонимы приводятся в порядке возрастания признака или
интенсивности действия, причем стилистическая характеристика синонимов наглядно
представлена различными шрифтами тем же способом, что и в предыдущем случае.
Такому ряду дается общая характеристика, в которой порядок следования
синонимов специально оговаривается. Например:
freudig радостный
zufrieden — vergnügt — heiter
— froh - freudig — heidenfroh —
glücklich — überglücklich — selig —
glückselig — verklärt
Синонимы
данного ряда расположены по степени
возрастания выражаемого признака.
Синонимы,
образующие синонимический ряд, принадлежат к одной и той же части речи. Это,
однако, не исключает известных грамматических различий между ними. В частности,
в одной словарной статье могут быть объединены слова и словосочетания,
выступающие как прилагательное и как наречие. Например:
bald скоро
bald — in
Zukunft — zukünftig
– umsonst — vergebens — vergeblich
В синонимических рядах глаголов и прилагательных при
иллюстрации употребления допускались примеры, включающие субстантивированные
слова, если последние сохраняют и хорошо передают семантические особенности
исходного слова. Например:
nachsinnen высок. = nachdenken...
sie schwieg in tiefem Nachsinnen - она молчала, погруженная в
глубокое раздумье.
Производные слова
включаются в словник лишь в том случае, когда они отличаются от исходного слова
не только своим лексико-грамматическим значением, а образуют синонимический
ряд, не совпадающий по составу с рядом исходного слова. Например, ряд исходного
существительного:
Laune прихоть, каприз
die Laune — die
Schrulle — die Marotte — der
Tick — die Grille — die Mucke
значительно отличается по своему составу от ряда
производного прилагательного:
launenhaft непостоянный, капризный
launenhaft — launisch — kapriziös
— unberechenbar — grillenhaft — wetterwendisch
4. Перевод – один из путей взаимодействия национальных культур и
средство коммуникации.
§1. Общие проблемы перевода.
Перевод традиционно и с полным правом рассматривают
как один из важнейших путей взаимодействия национальных культур, как действенный
способ межкультурной коммуникации. О
теоретической и практической значимости перевода свидетельствует тот факт, что
он удачно вписывается в научную проблематику, получившую в настоящее время
название «Диалог культур». Что же является предметом перевода (переводческой
деятельности) — тем, с помощью чего в меру, допустимую спецификой двуязычной
опосредованной коммуникации, можно максимально приблизить последнюю к
естественной, одноязычной коммуникации?
Очевидно,
что таковым является переводной текст (ПТ). Заменяя в
процессе двуязычного общения текст-подлинник, или, как принято говорить в
переводоведении, исходный текст (ИТ),
текстом переводным, переводчик тем самым нейтрализует разделяющий разноязычных
коммуникантов лингвоэтнический барьер и дает им возможность речевого общения,
сравнимую с возможностью общения в рамках одноязычной коммуникации. Иными
словами, потребность, обусловливающая деятельность переводчика,
удовлетворяется путем создания ПТ.
При
переходе к социально-личностным барьерам прибавляется еще и лингвоэтнический
барьер — расхождение в языках, закономерностях их функционирования, культурах
общающихся. Задача переводчика состоит в том, чтобы нейтрализовать этот и
только этот барьер, то есть барьер лингвоэтнический. Иными словами, в процессе
перевода переводчик нейтрализует только те препятствия на пути эффективной
речевой коммуникации разноязычных участников общения, которые вытекают из
обстоятельства их принадлежности к разным лингвоэтническим коллективам.
Перевод, таким образом, является чисто лингвоэтнической ретрансляцией при
переводе осуществляется лишь лингвоэтническая, но
не социально-групповая или индивидуально-личностная переадресовка сообщения,
происходят замены адресатов типа русский — немец, англичанин — китаец, и не
производятся замены типа специалист — неспециалист, взрослый — ребенок,
массовая аудитория в ФРГ — товарищ Петров из СНГ. Иногда, правда,
лингвоэтнические и социально-групповые различия могут совпадать. Так, если
иностранный текст, переводимый на русский язык, адресован врачам-католикам, то
отсутствие у нас аналогичной социальной группы должно рассматриваться не
только как социальное, но одновременно и как лингвоэтническое различие между
адресатами ИТ и ПТ и учитываться в переводе путем введения не содержащейся
непосредственно в ИТ, но подразумеваемой, известной адресатам ИТ информации
непосредственно в ПТ или сообщения этой информации адресатам ПТ с помощью
примечаний и комментариев к тексту перевода.
Чисто
лингвоэтнический характер переводческой ретрансляции обусловлен общественным
предназначением перевода. Если бы в процессе перевода нивелировались не только
лингвоэтнические, но также социально-групповые и индивидуальные
коммуникативно-релевантные характеристики носителей ИЯ и носителей ПЯ,
если бы переводчик адаптировал сообщение в его переводном варианте к ситуации,
возникающей между переводчиком и редактором художественной переводной
литературы в тех случаях, когда переводчик отвергает вышеназванное требование:
«Что делать редактору в таком случае, если, скажем, автор пишет длинными
периодами с параллельными конструкциями, а переводчик короткими эмоционально-рваными
фразами и притом аргументирует тем, что «иначе будет не по-русски»? Тут,
разумеется, дело редактора требовать, чтобы было и по-русски и как у автора.
Ведь доказано же русскими писателями и переводчиками, что и по-русски длинный
период, правильно построенный, может сохранить логику развития мысли и
эмоциональность. Труднее спорить, когда переводчик принципиально не согласен с
тем, что авторский период нужно сохранять, нужно-де только, чтобы перевод, в
общем, производил то же впечатление, что и подлинник». Как мы видим, в описанной
ситуации объективная основа для обсуждения, принятия и отклонения вариантов
перевода практически исчезает.
Теперь
подведем итог сказанному о требовании к тексту перевода. Максимально возможная
(не переходящая в буквализм) семантико-структурная
близость ИТ и ПТ позволяет:
—
максимально сохранить в переводе идентичность авторской мысли;
—
увеличивает диапазон адекватного замещения исходного текста переводным
(соответственно уменьшает количество потенциальных ситуаций, в которых ИТ
может оказаться неадекватным заместителем ПТ);
—
повышает объективность процесса перевода и переводческого решения.
В
перечисленном заключается конструктивная ценность семантико-структурной
(текстуальной) близости ИТ и ПТ в рамках общественного предназначения перевода
для общественной практики.
Перевод
можно рассматривать как процесс создания текста на ПЯ, в
определенных отношениях равноценного тексту на ИЯ.
Это дает нам основание взглянуть на перевод через призму философского учения о
тождестве — равенстве — эквивалентности. На наш взгляд, это весьма полезно,
поскольку понятие эквивалентности в переводе, получившее в последнее время широкое
распространение, используется без достаточного научного обоснования, как нечто
априорно или интуитивно понятное.
А
между тем именно введение в теорию перевода термина «эквивалентность» и замена
им синонимичного термина «адекватность» открывает благоприятную возможность
увязать проблему переводческой эквивалентности с широкой общенаучно-философской
проблематикой тождества — равенства — эквивалентности и решать эту
переводоведческую проблему на гораздо более высоком теоретическом уровне.
Слово
«адекватность», используемое в теории перевода для обозначения специально
переводческой эквивалентности, представляет собой локальный, чисто
переводческий термин: в общенаучном плане «адекватность» не является термином,
а употребляется нетерминологически — в значении «вполне соответствующий»,
«равный». Из-за этого в тех случаях, когда вместо термина «эквивалентность»
употребляется термин «адекватность», проблема переводческой эквивалентности
уже на терминологическом уровне изолируется от широкой общенаучно-философской
проблематики тождества — равенства — эквивалентности.
Иное
дело — термин «эквивалентность», являющийся обозначением родового понятия
всевозможных отношений типа равенства.
Эквивалентность
каких-либо объектов означает их равенство в каком-либо отношении. Равенства
объектов во всех отношениях не бывает. Всякая вещь универсума есть единственная
вещь. Двух вещей, из которых каждая была бы тою же самой вещью, что и другая,
не существует.
Тем
не менее, как в повседневной жизни, так и в теории мы постоянно отождествляем
различные предметы, то есть, говорим о разных предметах так, как если бы они
были одной и той же вещью. Возникающая при этом абстракция отождествления
различного получила отражение в принципе тождества неразличимых Г. В.
Лейбница. Между признанием индивидуальности каждой вещи и принципом тождества
неразличимых не возникает противоречия, поскольку, говоря об индивидуальности,
мы имеем в виду онтологическую индивидуальность вещей (вещей «самих по себе»,
по их «внутреннему состоянию»), а принцип тождества неразличимых имеет в виду
не абсолютную (онтологическую) неразличимость, то есть неразличимость вещей по
любому признаку, а лишь их неразличимость «для нас» в процессе их познания, в
практике. Если различать «вещь» (то есть предмет универсума «сам по себе») и
«объект» (предмет универсума в познании, в практике, в отношении к другим
предметам), то, можно сказать: нет тождественных вещей, но есть тождественные
объекты.
Таким
образом, с онтологической точки зрения тождество (эквивалентность) является
идеализацией, имеющей, однако, объективное основание в условиях существования
вещей: практика убеждает нас в том, что существуют ситуации, в которых «разные
вещи» ведут себя как «одна и та же вещь». Поэтому отождествление различного не
является упрощением или огрублением действительности.
Неразличимость объектов, отождествляемых по принципу
тождества неразличимых, может выражаться операционально — в их «поведении»,
истолковываться в терминах свойств, вообще определяться совокупностью
некоторых фиксированных условий неразличимости.
Каковы
условия неразличимости в переводе, при которых текст на одном языке признается
эквивалентным тексту на другом языке?
Из
всего сказанного выше следует, что в наиболее общем виде они сводятся к трем
главным требованиям:
—
ИТ и ПТ должны обладать (относительно) равными коммуникативно-функциональными
свойствами (относительно одинаковым образом должны «вести себя» соответственно
в сфере носителей ИЯ и в сфере носителей ПЯ);
—
в меру, допустимую в рамках первого условия, ИТ и ПТ должны быть максимально
аналогичны друг другу в семантико-структурном отношении;
—
при всех «компенсирующих» отклонениях между ИТ и ПТ не должны возникать семантико-структурные
расхождения, не допустимые в переводе.
К
числу факторов, непосредственно определяющих реакцию на текст, относятся
факторы ценностной ориентации получателя: мировоззрение, убеждения,
склонности, интересы, вкусы, оценочные стереотипы и т.д. Природа этих факторов
носит смешанный характер: в ней переплетаются элементы общечеловеческого, социально-группового,
индивидуально-личностного и — что более всего существенно для нас — элементы
этнического характера. Порой национальные культуры прямо-таки предписывают
своим представителям определенные оценки определенных явлений материальной и
духовной жизни. Как отмечает И.С. Кон, образы некоторых явлений, существующие
в общественном сознании, усваиваются индивидом в готовом виде. Эти «готовые»
представления, мнения, оценки, именуемые стереотипами, «мнемически фиксируют
не только черты данного явления, но и его эмоциональную окраску» (Ю.
Шерковин). Как свидетельствуют специальные
исследования, частично этническая, национально-стереотипизированная природа
факторов ценностной ориентации достаточно проявляет себя в речевой коммуникации:
даже на такие, казалось бы, интернациональные, одинаковые для всех людей
понятия, как «политика», «атомная энергия», «налог» и т.п., представители
разных лингвоэтнических коллективов реагируют по-разному.
Естественно,
это отражается и в переводе. Из многих возможных примеров на эту тему приведем
лишь один, на наш взгляд, весьма показательный. Так, по свидетельству,
известного литературоведа В. Шкловского, японских читателей, впервые
познакомившихся в переводе с романом Л. Толстого «Воскресение», «не поразило
то, что Катюша Маслова проститутка: это занятие в их стране не содержит в себе
той позорной характеристики, которую оно имеет у нас. Поразило то, что Катюша
любила Нехлюдова и отказалась от брака с ним; любила и поэтому ушла с другим».
Комментируя этот факт, С.С. Прокопович пишет: «Перевод, следовательно, может
быть выполнен идеально, отвечать всем требованиям, которые мы обычно
предъявляем к художественному переводу,… и, тем не менее, книга в переводе
будет восприниматься не так, как она воспринималась (или воспринимается) на
языке, на котором была написана».
Действительно,
в данном случае создать посредством перевода равноценные предпосылки для
эмоционально-оценочного эффекта в сфере носителей ИЯ и в сфере носителей ПЯ
невозможно. Единственный путь к этому, который можно себе представить, — это
заменить в переводе род занятий героини романа на ремесло, столь же
малопочтенное у японцев, каковым является для русского читателя занятие Катюши
Масловой. Однако такая замена (если она
вообще возможна) относилась бы к тем сверхрадикальным «компенсирующим»
расхождениям, которые в переводе запрещены и которые превращают продукт
языкового посредничества в «адаптивное переложение» (термин О. Каде). Из
сказанного можно сделать вывод, представляющийся достаточно очевидным:
расхождение национально-культурно обусловленных факторов ценностной ориентации
у носителей ИЯ и носителей ПЯ не поддается нейтрализации в переводе.
Полноты
ради, необходимо сказать о том, что непреодолимость расхождений национально-культурно
обусловленных факторов ценностной ориентации в отдельных случаях может быть в
какой-то степени «возмещена» в письменном переводе комментариями и примечаниями
переводчика.
Покажем
это на примере. В романе Э.-М.
Ремарка „Drei Kameraden“ есть следующий
эпизод. Девушка из относительно «высокого» слоя общества Патриция Хольман
приглашает к себе домой своего возлюбленного Роберта Локампа и угощает его
завтраком. Роберт — из простых людей. Он смущен непривычной обстановкой, как
ему кажется, богатого дома. Вскоре происходит следующий разговор, начинающийся
вопросом Патриции к Роберту:
„Also, was willst du nun, Tee oder Kaffee?“
„Kaffee,
einfach Kaffee, Pat. Ich bin vom Lande. Und du?“
„Ich
trinke mit dir Kaffee.“
„Aber
sonst trinkst du Tee?“
„Ja.“
„Da
haben wir es.“
„Ich
fange schon an, mich an Kaffee zu gewöhnen. Willst du Kuchen dazu? Oder
Brötchen?“
„Beides
Pat. Man muß solche Gelegenheiten ausnützen. Ich werde nachher auch
noch Tee trinken...“.
Для того
чтобы понять внутренний смысл диалога, необходимо, во-первых, знать его
психологическую подоплеку: Роберта одолевают опасения, ему кажется, что он не
пара Патриции, потому что он не из ее круга, потому что слишком прост и беден,
для того чтобы иметь право на ее любовь. Пат всячески пытается успокоить его,
прогнать от него эти мысли. Во-вторых, читателю должно быть известно, какое
место среди стереотипизированных представлений немцев той эпохи занимали чай и
кофе: чай считался напитком привилегированных слоев общества, кофе (зачастую
его суррогаты) был более простым, массовым напитком. В переводном варианте
романа об этом можно было бы сказать в примечании переводчика. Только при этом
условии русскому читателю станет ясен смысл диалога:
—
Итак, чего же ты хочешь, чаю или кофе?
—
Кофе, просто кофе. Пат. Я ведь из деревни.
— И
я выпью с тобой кофе.
—
Ну, а вообще-то, ты пьешь чай?
—
Да.
—
Я так и думал.
—
Я уже начинаю привыкать к кофе. С чем ты будешь пить:
с
пирожным или бутербродом?
Я
попробую и того и другого. Такие возможности нельзя упускать. Я потом еще выпью
и чаю...
§2.
Особенности перевода синонимов в синонимическом ряду:
Значение
слов, входящих в синонимический ряд, разъясняется при помощи русского
эквивалента или описательно. Например:
Kluft I пропасть
die
Kluft – der Abgrund –
die Tiefe – der Schlund
Kluft индифф.
синоним... Abgrund бездна — Tiefe
глубина... Schlund высок. поэт,
пучина». Русский перевод может включать элементы толкования, например, в
ряду unangenehm:
peinlich неприятный тем, что связан с
тягостным ощущением неловкости, смущения и т.п. Раскрытию
значения слова служит сопоставление одного синонима с другим, причем особое
внимание уделяется смысловым отличиям между ними, например:
Köchin кухарка,
повар
die
Köchin – die Kochfrau –
die Kuchenfee... Küchenfee разг. шутл. Köchin, но
когда о кухарке отзываются с большой похвалой...
Если
в каком-либо ряду все синонимы имеют примерно то же значение и переводятся
одинаково, то до объяснения отдельных синонимов дается их общая семантическая
характеристика. Например:
Gesetzlich законный
gesetzlich – rechtlich –
gesetzmäßig – rechtmäßig –
legal – legitim – rechtskräftig – rechtsgültig
Синонимы данного ряда имеют примерно одно и то же значение,
но различаются по сочетаемости и употреблению.
В
этом случае перевод дается только при заглавном слове и при каждом синониме не
повторяется.
Если
же совпадают значения лишь у отдельных синонимов ряда, то после синонима,
отличающегося от ранее описанного только стилистически или по употреблению,
вместо перевода дается отсылка со знаком приблизительного равенства. ≈
Это значит, что слово имеет примерно то же значение, что и то, с которым оно
сопоставляется, например:
pleite разг. = bankrott, но
часто шутл. – о временных денежных
затруднениях... Если совпадает не только значение, но и употребление, синонимы
при описании даются через запятую, например, в ряду gleiten:
schlittern, glitschen разг.
скользить (без коньков, лыж} на льду или гладкой поверхности...
При отсылке они даются со знаком равенства, например, в ряду beredt:
mundfertig = zungenfertig, но
употр. редко. Если в пределах значения данного синонимического
ряда у какого-либо синонима четко выделяются различные условия употребления
или оттенки значения, объяснение синонима делится на соответствующие
подпункты. Например, в ряду bereiten:
präparieren а) готовить кого-л. (к
экзаменам и т. п.).. b) устаревает
препарировать (текст и т. п.),
готовить уроки (особенно сочинение, перевод и т. п.)...
5. Роман Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку».
Роман
Г. Фаллады «Каждый умирает в одиночку» (1947) занимает особое место в немецкой
демократической литературе. Автор его оставался на родине в годы фашистской
диктатуры. Писатель запечатлел по горячим следам как очевидец будни
гитлеровского рейха в период Второй Мировой войны и по-своему, остро и сильно,
поставил проблемы антифашистского Сопротивления.
По-немецки
роман Фаллады называется «Jeder stirbt für sich allein».
Слово «allein» проходит
через весь роман как своего рода лейтмотив и возникает в разных смысловых
оттенках: иногда оно значит «один», «в одиночку», иногда же – «сам», «сам по
себе». Разобщённость – своего рода закон бытия для героев Фаллады, «маленьких
людей», и мастер Квангель в этом смысле не составляет исключения. Жестокий
закон капиталистического мира он превращает в добродетель: именно в одиночку,
сам по себе, без посторонней помощи, указаний, подсказки пытается он выполнить
свой человеческий долг, как он его теперь понимает.
События
этого романа в общих чертах основаны на материалах гестапо о подпольной
деятельности берлинской рабочей четы за период между 1940 и 1942 годами. В этой
книге речь идёт почти исключительно о людях, которые боролись против
гитлеровского режима, о них и их преследователях. Добрая треть романа
происходит в тюрьмах и домах для умалишённых. Где смерть была делом обиходным.
7. Заключение.
Итак, перевод традиционно и с полным правом
рассматривают как один из важнейших путей взаимодействия национальных культур,
как действенный способ межкультурной коммуникации. О теоретической и
практической значимости перевода свидетельствует тот факт, что он удачно
вписывается в научную проблематику, получившую в настоящее время название
«Диалог культур».
Синонимами называют слова с равным
значением, со сходным значением, слова, обозначающие одно и то же понятие или
понятия очень близкие между собой, слова с единым или очень близким
предметно-логическим содержанием, слова, одинаковые по номинативной
отнесенности, но, как правило, различающиеся стилистически, слова, способные в
том же контексте или в контекстах, близких по смыслу, заменять друг друга.
Синонимы
в немецком литературном языке появляются либо благодаря заимствованиям, либо
вследствие проникновения диалектальных слов в литературный язык, либо,
наконец, в результате изменения значений слов.
Анализ
употребления значительного числа синонимов немецкого языка дает основание
выделить следующие основные признаки, которые следует учитывать при описании
семантических отличий слов в синонимическом ряду:
1. Степень. Здесь имеется в виду степень
возрастания выражаемого свойства, качества или интенсивности действия;
2. Характер (действия, процесса и т.д.). Т.е.
продолжительность, быстрота, размеренность, небрежность или тщательность
выполнения и т.д;
3. Специализация. К специализации относятся случаи,
когда слово имеет либо более общее, либо более частное значение, указывает на
абсолютный или относительный признак. Эти случаи связаны с разным объемом
значения, с различной сочетаемостью;
4. Отношение. Здесь
имеется в виду оценка выражаемого действия, качества;
5. Мотивация. Под мотивацией понимается внешнее
или внутреннее побуждение к действию, а также причины действия, зависящие или
не зависящие от субъекта;
6. Результативность (действия,
процесса);
7. Постоянство (свойства, признака предмета, действия);
Некоторые
синонимы обладают одновременно несколькими признаками.
Стилистически
не ограниченные синонимы могут подразделяться на равнозначные и неравнозначные
синонимы.
Равнозначные синонимы могут быть
полными (если совпадают и их значение и их употребление) и неполными (если они
отличаются только по употреблению). Неравнозначные
синонимы различаются по оттенкам значения и большей частью и по употреблению.
Эти последние наиболее многочисленны.
Исследуя
синонимы, можно наблюдать интересный факт: одни синонимы могут употребляться с
любыми частями речи (если они вообще с ними сочетаются), а другие нет.
8. Библиография:
1.
К.В. Архангельская. Равнозначные синонимы немецкого
языка. – Учённые записки/ Моск. гос. пед. ин-тут. ин. яз. им. М. Тореза, 1958,
т. 16.
2.
Ю. Д. Апресян. Проблема синонима. Вопросы
языкознания.
3.
О.С. Ахманова. Очерки по общей и русской
лексикологии. М., 1957.
4.
В.В. Виноградов. Лексикология и лексикография.
Избранные труды. М., Наука, 1977.
5.
Л.Р. Зиндер, Т.В. Строева. Пособие по теоретической
грамматике и лексикологии немецкого языка. М., 1962.
6.
Л.Р. Зиндер, Т.В. Строева. СНЯ. Л., 1941.
7.
В.И. Кодухов. Методы лингвистических исследований.
М., 1978.
8.
В.И. Кодухов. Общее языкознание. М., 1974.
9.
В.Н. Крупнов. Курс перевода. М., «Международные
отношения». 1979.
10.
Э.В. Кузнецова. Лексикология русского языка. М.,
1989.
11.
Л.К. Латышев. Перевод: проблемы теории, практики и методики
преподавания. М., 1988.
12.
М.Ф. Палевская. Синонимы в русском языке. М., 1964.
13.
Р.Н. Попов. Современный русский язык. М., 1976.
14.
А.А. Реформатский. Введение в языкознание. 4-е изд.,
М., 1967.
15.
М.Д. Степанова, И.И. Чернышева. Лексикология СНЯ.
М., 1962.
16.
Г. Фаллада. Каждый умирает в одиночку. Киев, 1973.
17.
В.Н. Цыганова. Синонимический ряд (на материале глаголов)
СРЯ. М.;Л., 1966.
18.
Н.М. Шанский, В.В. Иванов. Современный русский язык.
Часть 1. М., 1987.
19.
Синонимы немецкого языка. – «Иностранные языки в школе»,
1961, №5.
20.
Современный русский язык. Часть 1. /Под ред. Д.Э. Розенталя,
М., 1976.
21.
А.П. Евгеньева. Словарь синонимов русского языка.
Справочное пособие. Л., 1975.
22.
А.П. Евгеньева. Проект словаря синонимов. М., 1964.
23.
В.В. Лопатин. Малый толковый словарь русского языка.
М., 1993.
24.
М. Марузо. Словарь лингвистических терминов. М.,
1960.
25.
Немецко-русский синонимический словарь./Под ред. Гармута
Шмидта, М.,1983.
26.
Ch.
Agricola, E. Agricola. Wörter und Gegenwörter.
Antonyme der deutschen Sprache. Leipzig, 1977.
27.
Duden. Sinn und sachverwandte Wörter. Mannheim,
1972.
28.
Duden. Verleichendes Synonymwörterbuch.
Mannheim, 1964.
29.
P. Grebe. Bedeutengswörterbuch. Mannheim, 1970.
30.
C. Heupel. Taschenwörterbuch der Linguistik.
München, 1975.
31.
Lewandowski. Linguistisches Wörterbuch.
Heidelberg,1980, Bd. 3.
32.
K. Peltzer. Das treffende Wort. Thun; München,
1959.
33.
C. Rud. Kleines Wörterbuch
sprachwissenschaftlicher Termin. Leipzig, 1979.
6. Приложение
[1] M.
Quintîlianus, Institutio oratoria, ed E. Bonnell, vol. II, Lipsial, 1866,
p. 149
[2] «La justesse de
la langue française ou les différentes significations des mots
qui passent pour les synonymes».
[3] Напечатана
в журнале «Сын отечества» в 1814 г.
[4] П.
Калайдович, Опыт словаря русских синонимов. Предисловие, М., 1818, стр. 14—15.
[5] Там
же.
[6] «Словарь
русских синонимов или сословов», Спб, 1840, стр. VII.
[7] И.
И. Давыдов, О словаре русских синоним, «Известия ОРЯС», М., 1856.
[8] В.
Г. Белинский, Словарь русских синоним или сословов (рецензия), «Отечественные
записки», 1840, т. IX. № 4, отд. VI; В. Г. Белинский» Словарь русских синоним
(рецензия), «Отечественные записки», 1840. т. XI, № 7, отд. VI.
[9] И.
И. Давыдов, О словаре русских синоним, «Известия ОРЯС», т. V, вып. VI, СПб.,
1856.
[10] Н.
Абрамов, Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений (первое
издание вышло в 1900 г., второе—в 1911 г.).
[11] В.
Д. Павлов-Шишкин и П. А. Стефановский, Учебный словарь синонимов русского
литературного языка (первое издание вышло в 1930 г.; второе издание,
исправленное и дополненное, – в 1931 г.).
[12] См.
рецензию А.Б. Шапиро на эту книгу в журнале «Русский язык в школе», 1953, №6.
[13] А.Н.
Гвоздёв, Очерки по стилистике русского языка, изд. 2, Учпедгиз, М., 1955.
[14] См.:
«Доклады и сообщения Института языкознания АН СССР», т. VIII, 1955.
[15] В.Н.
Клюева, Краткий словарь синонимов русского языка, изд. II, Учпедгиз, М., 1961.
[16] Статья
напечатана в журнале «Русский язык в школе», 1959, №3.
[17] См.
сборник «Вопросы культуры речи», №2, изд. АН СССР, М., 1959.
[18] См.
сборник научных трудов «Вопросы теории и методики преподавания английского и
немецкого языков», вып. 19, изд. Киевского инженерно-строительного института,
1962.
[19] См.
«вопросы теории и истории языка». Сборник в честь проф. Б.А. Ларина, Л., 1963,
стр. 127-142.
[20] Авторы
учебника «Русский язык», для педагогических училищ, ч. I, изд. 6, Учпедгиз, М.,
1963.
[21] Авторы учебника «Современный русский
литературный язык», Киев, 1954.
[22] См.
его «Стилистику художественной речи», изд. 2, МГУ, 1961.
[23] См.
его «Очерки по стилистике русского языка», Учпедгиз, М., 1955.
[24] См.
его «Введение в языкознание», ч. II, Учпедгиз, М., 1953.
[25] См. его «Введение в науку о языке», Учпедгиз,
1958.
[26] См.
его «Лексику и фразеологию современного русского языка», Учпедгиз, М., 1957.
[27] См. раздел «Лексика» в учебнике Е. М.
Галкиной-Федорук, К. В. Горшковой и Н. М. Шанского «Современный русский язык»,
ч. I, изд. МГУ, 1962.
[28] См.
журнал «Русский язык в школе», 1960, № 3.
[29] Т.
А. Бертагаев, В. И. Зимин, О синонимии фразеологических сочетаний в
современном русском языке, «Русский язык в школе», 1960, № 3, стр. 5—6.
[30] См.
«Труды кафедр русского языка вузов Восточной Сибири и Дальнего Востока», изд
Иркутского государственного педагогического института, 1962.
[31] Указанная
работа, стр. 116.
[32]Общее значение
слов в группах дается весьма приблизительно; точное определение их
представляется пока трудным вследствие неразработанности этого вопроса.
[33] См.
«Словарь русского языка» Академии наук СССР в 4-х томах, т. I, 1957, стр. 263.
[34] В.Н.
Клюева, Краткий словарь синонимов русского языка, изд. II, Учпедгиз, М., 1961,
стр. 232.
[35] В. Н. Клюева (см. ее «Краткий словарь синонимов
русского языка, изд. 2, Предисловие) считает, что «нельзя синонимизировать
слова с нейтральной или положительной оценкой со словами, имеющими
отрицательную оценку. Конь и кляча не синонимы, хотя обозначают
одну и ту же зоологическую особь». Отрицая синонимичность слов лошадь –
кляча, В. Н. Клюева противоречит своему определению синонимов как двух
слов-понятий, «отражающих сущность одного и того же явления объективной
действительности, различающихся дополнительными оттенками». Слово кляча
обозначает тот же предмет, что и слово лошадь, но только в это
обозначение вносит дополнительные оттенки. Правда, найти контекст, в котором
слова конь и лошадь могли бы быть заменены словом кляча,
нелегко, но и это не противоречит определению В. Н. Клюевой синонимов как слов,
которые «служат не столько для подмены друг друга, сколько для уточнения мысли
и нашего отношения к высказываемому".
[36] См. «Словарь русского языка» Академии наук
СССР, в 4-х томах, т. II» стр. 140.
[37] Чуковский
К.И. Живой как жизнь. О русском языке. М., 1966, с.146
[38] Апресян
Ю.Д. Проблема синонима. – Вопросы языкознания, 1957, №6; Англиские синонимы и
синонимический словарь. – Англо-русский синонимический словарь. М., 1979.
[39] Новиков
Л.А. Антонимия и словари антонимов. – Словарь антонимовт русского языка. /сост.
М.Р. Львовю М., 1978.
[40] Именно
это последнее понимание синонимов мы находим у Ю.Д. Апресяна (см. раздел
«Англиские синонимические словари».) – Англо-русский синонимический словарь /
сост. под руководством А.И. Розенмана, Ю.Д. Апресяна. М., 1979, с. 507.
[41] М.Д.
Степанова, И.И. Чернышева. Лексиколгия СНЯ. М., 1962.
[42] Bedeutungsworterbuch,
bearbeitet von Paul Grebe. Mannheim, 1970.
[43] Булаховский
Л.А. Указ. Соч., с. 39, См. также Heupel C. Taschenworterbuch der Linguistik.
Munchen, 1975.
[44] Цыганова
В.Н. Синонимический ряд.М.;Л., 1966, с.180.
[45] Будагов
Р.А. Очерки по языкознанию. М., 1953, с. 28-29.
[46] Архангельская
К.В. равнозначные синонимы немецкого языка. – Учен. записки, М.,1958, т. 16.
[47] Цыганова
В.Н. Синонимический ряд, М.;Л.,1966.
[48] Англо-русский
синонимический словарь / Сост. под рук. А.И. Розенмана, Ю.Д. Апресяна, М.,
1979.
[49] Duden.
Verleichendes Synonymworterbuch. Mannheim, 1964.
[50] Более
поздее издание синонимического словаря серии Дудена содержит только ряды,
тематические и синонимические вперемешку, сщ стилистическими пометами и
представляет собой словарь традиционного плана, совершенно другую, по сравнению
с изданием 1964г., книгу что и отразилось в новом названии Sinn und
sachverwandte Worter, Mannheim, 1972.
Страницы: 1, 2, 3
|