Рефераты

Аргументация в совещательной речи

Чрезвычайное счастие Поликрата было не безызвестно и Амасиду и сильно тревожило его. Так как счастие Поликрата все возрастало, то Амасид написал к нему письмо, которое и отослал на Самос. Амасид так говорит Поликрату: «Приятно слышать, что друг и союзник благоденствует; но твои необыкновенные удачи не радуют меня, потому что я знаю, как завистливо божество. И для себя, и для тех, кто мне дорог, я желал бы, чтобы удачи сменялись неудачами, и потому предпочел бы существовать с переменным счастьем, нежели с постоянным. В самом деле, я никогда не слышал, чтобы кто-либо, пользуясь во всем удачею, не кончил несчастливо и не был бы уничтожен вконец. Поэтому послушай меня и прими против твоего счастия следующую меру: сообрази, что есть у тебя самого драгоценного, потерею чего ты был бы больше всего огорчен, возьми эту вещь и закинь так, чтобы никогда больше она не попадалась на глаза людям. Если и после этого удачи не будут у тебя перемежаться с неудачами, то и впредь исправляй свою судьбу предлагаемым мною способом».

По прочтении письма Поликрат понял, что Амасид дает ему благой совет, и стал раздумывать, потеря какого драгоценного предмета огорчила бы его больше всего. Размышления привели его к следующему: был у него перстень с печатью, смарагдовый, отделанный в золото, работы самосца Феодора, сына Телекла. Решивши забросить перстень, Поликрат поступил так: снарядил пятидесятивесельный корабль, взошел на него сам и приказал отплыть в открытое море. Отошедши далеко от острова, он на глазах у всех спутников снял перстень и бросил в море; после этого поплыл обратно, а вернувшись домой, загрустил.

На пятый или на шестой день после этого случилось следующее: рыбак поймал большую прекрасную рыбу и решил поднести ее в дар Поликрату. С рыбой в руках подошел он к дверям дворца и объявил, что желает быть представленным самому Поликрату. Ему это удалось. Вручая рыбу Поликрату, рыбак сказал: «Поймав такую рыбу, царь, я не решил нести ее на рынок, хотя и живу трудами рук своих; она показалась мне достойною тебя и твоей власти, и потому я подношу ее в дар тебе». Поликрату понравилось это приветствие, и он сказал: «Ты поступил очень хорошо; тебя следует вдвойне благодарить: за речь и за подарок; мы зовем тебя на обед». Рыбак считал это для себя большой честью и возвратился домой. Между тем слуги разрезали рыбу и в животе нашли перстень Поликрата. Увидев перстень, они тотчас взяли его и с радостью понесли Поликрату; вручая его, они рассказали, как он был найден. Поликрату пришло на мысль, что это - дело божества; потом он написал в письме все, что сделал и что с ним было, и послал письмо к Амасиду.

Прочитав это письмо от Поликрата, Амасид понял, что человек бессилен спасти другого от предстоящего ему несчастия и что Поликрата, хотя он и пользуется постоянным счастием, ждет дурной конец: раз он находит даже то, что забрасывает. После этого Амасид через посла, отправленного на Самос, объявил, что он разрывает с ним дружбу; делал он это для того, чтобы самому не терзаться за друга, когда с Поликратом случится страшное несчастие.

Если все чересчур хорошо, то нужно ждать беды.

В жизни Поликрата все было чересчур хорошо.

С Поликратом скоро случится беда.

Препятствующие обстоятельства

В совещательной речи, которая, в отличие от показательной, предполагает не оценку, а обоснование какой-то стратегии, препятствующие обстоятельства - прекрасный повод попросить помощи. В тех речах, где оратор хочет получить финансовую или моральную поддержку своих начинаний, он прибегает к описанию тех трудностей, что встали у него на пути. Лучшим примером в данном случае является уже цитированная посвященная проблемам СПИДа сессия генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке 27 июня 2001 г. Представители многих государств обращаются к ООН с просьбой выделить деньги, мотивируя это различными тяжелыми обстоятельствами, в которых находится их страна.

Представитель Таджикистана Рашид Алимов:

Очевидно, что какова бы ни была природа этой страшной болезни, истинные причины столь масштабной эпидемии заложены в слабости социального и экономического здоровья многих стран мира, их ограниченной возможности противостоять кризисным ситуациям. Тяжелые последствия гражданского конфликта еще долго будут давать о себе знать в Таджикистане, где система здравоохранения переживает самые тяжелые времена за последние 30 лет. Правительство предпринимает значительные усилия по восстановлению инфраструктуры здравоохранения в пострадавших от конфликта районах. Несмотря на ограниченные бюджетные ресурсы, государство финансирует проекты, направленные на укрепление первичной медико-санитарной помощи и на борьбу с растущим числом инфекционных заболеваний, которые уже дают свои позитивные результаты. Однако без поддержки извне эти достижения могут оказаться кратковременными.

Тем, кто находится в чрезвычайно тяжелой ситуации, надо помогать.

В Таджикистане чрезвычайно тяжелая ситуация после гражданской войны.

Следовательно, Таджикистану надо помогать.

Представитель Армении Айко Дарбинян:

Господин председатель,

На пути осуществления профилактических мероприятий существуют как определенные возможности, так и весьма ощутимые препятствия. Говоря о возможностях, следует отметить принятие закона Республики Армения «О профилактике заболевания, вызванного ВИЧ», а также наличие высокопрофессиональных кадров. В Армении действует Республиканский Центр по Профилактике СПИДа, который имеет большой научно-практический потенциал. Хочу особо отметить, что несмотря на экономические трудности, присущие странам с переходной экономикой, правительством Армении выделяются значительные средства для проведения научных исследований в этой области. Мы надеемся на расширение и развитие сотрудничества в рамках Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу и Всемирной Организации Здравоохранения, а так же с другими международными структурами.

К числу препятствий, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться, следует прежде всего отнести сложности переходного периода, в первую очередь - нехватку финансовых ресурсов, затрудняющую проведение полномасштабных профилактических мероприятий.

Тем, кому не хватает денег, надо помочь.

В Армении не хватает денег.

Следовательно, Армении надо помочь.

Обратный вариант аргументации, использующей топ препятствующих обстоятельств, - такой же, как и в показательной речи. «Не стоит делать этого, потому что с самого начала все нам мешало». К такого рода аргументации относятся дурные предзнаменования. Пример подобного аргумента, заставившего правителя отказаться от решающего сражения, приводится в книге Е. Андреевой «Разоблаченные чудеса»:

В V веке до нашей эры во время Пелопоннесской войны, когда в Древней Греции шла борьба за господство между Афинами и Спартой, произошло морское сражение у города Сиракуз. Во время сражения случилось затмение Луны. Оно повергло в ужас афинского предводителя Никия и всю его армию. В нерешительности … Никий задержал отплытие флота.

Дурные предзнаменования предсказывают неудачу.

Перед отплытием в морской поход произошло дурное предзнаменование.

Следовательно, морской поход обречен на неудачу.

Предпосылки

Обращение к далекому прошлому, к тем временам, которые отстают от современной эпохи на десять, сто, тысячу лет можно назвать «аргументом к традиции». Взывая к традиции, можно убедить человека как делать что-либо (так было принято), как и не делать чего-либо (так не было принято). Когда обсуждался вопрос о гимне России, и одним из вариантов был старый гимн Советского Союза (который впоследствии и был принят), В.В. Жириновский в своей речи апеллировал к стоящей за советским гимном традиции:

Гимн Советского Союза не имел политического значения, он имел значение моральное для всего народа. Под этот гимн с радостью просыпались наши люди в 6 часов утра, зная, что действительно в нашей стране наступило утро. Это было очень торжественно. И его воспринимали, где бы он ни звучал. Спортсмены плакали, когда этот гимн играли и поднималось наше знамя. А сегодня даже мы, депутаты, не всегда реагируем на гимн по мотивам Глинки, когда его играют. Народ не воспринимает его, именно народ, наши граждане, для которых он должен исполняться.

Поэтому мы вполне готовы поддержать именно наш прежний гимн, Гимн Советского Союза. Потому что у него прекрасная мелодия, и слова тоже все, практически на 90 процентов, соответствуют даже и нынешней эпохе.

Все, за чем стоит традиция, нужно поддержать.

За советским гимном стоит традиция.

Следовательно, советский гимн нужно поддержать.

Основание

Аргумент к основанию в совещательной речи может использоваться со значением: «Исходя из сложившейся ситуации, необходимо поступить именно так». Например, в речи Уильяма Бернса «Атом для мира возвращается» (1 марта 2007 г., московский центр Карнеги) важность ядерного вопроса для современного мира обосновывается через описание ситуации: рост потребности в энергии, изменение климата, глобальное потепление и т.д.:

Ни один из этих вопросов не имеет более важного значения для мира, в котором мы живем сегодня, чем ядерный вызов, о котором Эйзенхауэр говорил с такой прозорливостью много десятилетий назад. Так, рост потребности в энергии приводит к истощению ограниченных запасов органического топлива. Общемировой спрос на одну только нефть, например, может вырасти к 2030 году на 50%. Рост потребления нефти, газа и угля отрицательно сказывается на окружающей среде. Мягкий январь 2007 года в Москве напомнил всем нам о глобальном потеплении - и действительно, десять самых теплых лет в мире за все время наблюдений пришлись на период после 1990 года.

Когда растет потребность в топливе, пора вспомнить о ядерной энергии.

Растет потребность в топливе.

Следовательно, пора вспомнить о ядерной энергии.

Отрицательный вариант аргумента к основанию, по сути, является продолжением положительного: мы НЕ будем делать так, потому что ситуация НЕ такова. В той же самой речи Уильям Бернс сравнивает теперешнюю ситуацию с тем временем, когда Эйзенхауэр произносил речь «Атом для мира», и показывает, что ситуация радикально изменилась:

Третий элемент нашего подхода к современным ядерным проблемам - управление имеющимися у наших стран ядерными арсеналами. Ситуация с этим вопросом сегодня радикально отличается от той, которая была во времена президента Эйзенхауэра, когда в 1953 году он произносил свою речь в Нью-Йорке (в обеих наших странах уже были созданы термоядерные бомбы, а гонка ядерных вооружений шла полным ходом).

В ситуации холодной войны ядерная энергия используется в оборонных целях.

Сейчас НЕ ситуация холодной войны.

Следовательно, сейчас НЕ нужно использовать ядерную энергию в оборонных целях.

Причина

«Причина», в отличие от «основания» - это не реальное положение дел, а вúдение данной ситуации субъектом, мотивы, которыми он руководствуется. Обращение к мотиву в совещательной речи принимает следующий вид: руководствуясь такими-то и такими-то побуждениями, отталкиваясь от такого представления о ситуации, мы обязаны предпринять следующее. В уже цитированной речи «Атом для мира возвращается» Уильям Бернс обращается не только к идее основания (какова реальная ситуация и что в связи с этим мы должны предпринять), но и к идее мотива, представления о ситуации с точки зрения субъекта: основные игроки на атомном поле, Россия и США, уже давно не видят ситуацию как противостояние, борьбу - и в связи с этим надо уделять большое внимание вопросу мирного использования атомной энергии.

Более полувека назад, на заре атомной эры, президент Эйзенхауэр, выступая на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке, изложил простую и в то же время очень дальновидную идею о необходимости сотрудничества между мировыми ядерными державами. В своем выступлении, озаглавленном «Атом для мира», он дал общий подход, состоявший из трех основных частей: использование атомной энергии в мирных целях, обуздание распространения ядерного оружия и ответственное распоряжение Америки и России своими ядерными арсеналами. Предложения Эйзенхауэра привели к созданию Международного агентства по атомной энергии, а позже к заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако холодная война в значительной мере выхолостила его многообещающие идеи.

Полстолетия спустя мир сильно изменился, и между Россией и США - несмотря на все трения и словесные разногласия между нами - сложились совсем другие отношения. У нас есть расхождения во мнениях и взаимные претензии, а в отношениях между нашими странами присутствуют очевидные элементы соперничества и конкуренции. Но мы больше не враги. Мы не хотим ни новой холодной войны, ни повторения изматывающей гонки вооружений. И хотя между нами, возможно, еще не сложилось стратегическое партнерство, порождающее полное совпадение интересов по всем вопросам, мы, несомненно, можем быть партнерами по ключевым стратегическим вопросам.

Атомная энергия используется в военных целях, когда между Россией и США были напряженные отношения.

Между Россией и США НЕ напряженные отношения.

Следовательно, энергия НЕ должна использоваться в военных целях.

Идея мотива в совещательной речи может быть реализована и в отрицательном смысле: мы не станем предпринимать этого действия, так как в этом случае нами будет двигать отрицательный мотив. Например, в своем выступлении на радио «Свобода» 24 января 2001 г. Алексей Симонов предлагает идею - всем телезрителям собрать деньги и выкупить телекомпанию НТВ. Чтобы подкрепить эту мысль, он обращается к мотивам, которые двигают министерством печати:

Кстати, может быть, имеет смысл (идея родилась буквально вчера)... Подумайте, может, нам выкупить НТВ?

Ну, а что? Кинем клич. Если каждый зритель НТВ положит по одному доллару, то уже будет сто миллионов. Ну, вот, имейте в виду.

Значит, оттачиваются дополнительные юридические механизмы удушения свободы слова и мысли. В Министерстве печати и теле- и радио России и в Комитете Госдумы по информационной политике разрабатываются такие поправки к закону о средствах массовой информации, которые выхолостят его демократический дух и разрушат выверенный баланс интересов производителей и потребителей информации, министерство превратят в силовую структуру.

Со всеми, кто руководствуется низкими мотивами, нужно бороться.

Министерство печати руководствуется низкими мотивами.

Следовательно, нужно бороться с действиями министерства печати.

Цель

Положительная, благородная цель - аргумент, призывающий людей совершить что-то и одновременно дающий им возможность ощутить свое благородство. Аргумент «Мы сделаем это, так как наша цель благородна», в отличие от аргумента к результату, повышает самосознание аудитории. Этот аргумент применяет, например, Уинстон Черчилль, призывая Великобританию вступить в войну (речь в Палате общин 13 мая 1940 года):

Я заявляю палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу только предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Пред нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий.

Вы спросите - в чем наша политика? Скажу вам - начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, дарованной Богом; начать войну против ужасной тирании, невиданной даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика.

Вы спросите - какова наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым ни был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Представим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут и вековые импульсы, толкающие человечество вперед к его цели.

Ради победы стоит вступать в войну.

Наша цель - победа.

Следовательно, нам следует вступить в войну.

Благородная цель войны - спасение Британии - затмевает все ужасы на пути к ней. Аргумент к цели создает образ возвышенных, прекрасных людей, которые вместе идут к некой цели. Слушающий хочет присоединиться к этой, как писал И.А. Гончаров, «разумно-деятельной толпе».

С другой стороны, аргумент к цели можно развернуть и противоположным образом - это не надо делать, так как цель данного действия низка и неприятна. Вы ведь не хотите быть с теми, кто преследует низкие цели? Дискредитируя цель, мы дискредитируем и само действие, которое человек собирается предпринять.

Результат

Один из самых ключевых аргументов при принятии решения - результат. Какое-то действие признается положительным и принимается решение его предпринять, потому что в результате получатся замечательные вещи - прибыль, улучшение здоровья, удовольствие и т.д. Так, американский оратор Дэвид Олмен агитирует говорить публичные речи, основываясь именно на этом аргументе:

Постарайтесь максимально развить в себе способность открыто выражать свои мысли и чувства. Учитесь делать ваши мысли и идеи понятными другим как при непосредственном общении с отдельными людьми, так и выступая перед аудиториями. Как только вы преуспеете в своих попытках делать это, вы обнаружите, что вы - именно вы - производите впечатление как никогда раньше, оказываете влияние на людей.

От этого рецепта вы можете получить двойную пользу. По мере того, как вы будете учиться общаться с другими, ваша уверенность в себе будет усиливаться, вы сами станете теплее и добрее. Это означает, что вы будете лучше чувствовать себя в эмоциональном, а значит, и в физическом плане. В современном мире умение выступать публично необходимо всем: мужчинам и женщинам, молодым и пожилым. Лично я не знаю о пользе этих выступлений в бизнесе или промышленности. Я только слышал, что она огромна. Но я знаю об их пользе для здоровья. Говорите, когда только сможете, независимо от числа присутствующих, и у вас будет получаться все лучше и лучше; я испытал это на собственном опыте. Вы ощутите душевный подъем, почувствуете себя целостной, гармонично развитой личностью - подобных ощущений вы никогда раньше не испытывали.

Все, что приносит пользу здоровью, стоит делать.

Публичные выступления приносят пользу здоровью.

Следовательно, стоит заниматься публичными выступлениями.

Отговорить что-либо делать тоже можно с помощью идеи результата: описать, насколько хуже станет, если предпринять именно это - придется потратить деньги, силы, время, и в итоге можно остаться без каких-либо благ.

В целом, аргумент к результату (не только по отношению здоровью) - это тот, к которому чаще всего обращаются при построении совещательной аргументации. В речи об одном из законов депутат Ропп от Виленской губернии (Государственная Дума Российской Империи III созыва) говорит, что данный закон не нужно принимать, так как результат его будет отрицателен:

Даже практическое применение этого закона, если б он стал законом, является почти невозможным. От этого может произойти только междоусобная война не только в государстве, но и в каждой деревне, в каждом обществе, в каждой волости. А каковы последствия этой войны - войны всех против всех? Те, которые умеют обходить закон, те и тут сумеют обойти закон, и устроить так, чтобы для них было выгодно, а для населения невыгодно. Выйдет то, что население попадет под террор, под влияние какого-то негласного правительства, кулаков и разного рода лиц.

Все, что принесет отрицательный результат, не стоит делать.

Этот закон принесет отрицательный результат (междоусобную войну).

Следовательно, не стоит принимать этот закон.

Последствия

Отдаленные последствия действия могут оказаться в глазах аудитории сильнее результата и цели. Аргумент принимает облик «Надо сделать это, так как спустя много лет это принесет добро». Подобный аргумент представлен в притче о старике, который сажал яблоневый сад, зная, что яблоки достанутся не ему, а его детям или даже внукам. Однако чаще аргумент к последствиям в совещательной речи принимает отрицательный вид: «Не нужно делать этого, потому что в перспективе (спустя 20, 50, 100 лет) от этого будут неприятности». Задача оратора - показать, что данное действие может принести положительные результаты сейчас, но потом оно отзовется ужасными вещами.

Выступая в Государственной думе Российской Империи III созыва, товарищ министра внутренних дел Гурко, отвергает идеи социалистов о разделении всей земли поровну, указывая, что цель, может быть, и благородна, и даже первичный результат обрадует всех, а вот более далекие последствия будут ужасны:

Я не могу не указать, что социализм преследует прежде всего, не раздробление имуществ поровну между всеми людьми, а наоборот, общность владения ими. Социалисты утверждают, что справедливость будет господствовать на земле лишь в том случае, если распределятся между людьми не источники доходов, следовательно, не имущества сами по себе, а те доходы, которые приносят имущества. У социалистов господствует принцип, что в единении сила. Не распыление богатств природных или составляющих плод человеческого труда, распыление, неизбежно сопряженное с потерей ими части их производительной силы, а наоборот, сосредоточение их и объединение преследуют социалисты, причем предоставляют каждому участнику в данном производстве долю прибыли, соответствующую приносимой им этому производству или предприятию пользе. Социалисты имеют в виду предоставить каждому большие средства к существованию, и осуществление этого усматривают в создании общего, сложного народного хозяйства, т.е. именно в возможном полном объединении производительных сил страны. Нам из двух преследуемых социалистами целей - равномерного распределения благ земных и возможно большего удовлетворения потребностей каждого - предлагают осуществить только первую цель. Со свойственной нашей славянской расе прямолинейностью останавливаются на простейшем, можно сказать, первобытном способе - равном распределении главной категории доходных имуществ - земли, очевидно полагая, что тем самым будет достигнуто и равномерное распределение доходов. Но, господа, эти два факта не равнозначащи. Одинаковые равноценные имущества приносят совершенно различный доход в руках различных лиц, в зависимости от их предприимчивости, энергии, ума и сметливости. Одновременно совершенно упускают из виду вторую цель, а именно возможное улучшение быта народных масс. Действительно, если распределением земли на участки, не превышающие трудовой нормы, достигнется в большей или меньшей степени осуществление одной цели, то оно в корне противоречит второй и, нет сомнения, еще более важной цели - возможно полному удовлетворению всех потребностей каждого человека. Народные массы не в состоянии разобраться в этом сложном политико-экономическом вопросе. Под влиянием убеждения, что количество земли, имеющееся в распоряжении государства Российского, даже в пределах Европейской России, настолько велико, что земли этой хватит чуть ли не по 20, а некоторые думают - и по 100 десятин на душу, многие крестьяне к этой мере стремятся всеми силами. Но люди, сколько-нибудь знакомые с политической экономией, знающие находящиеся вне людской власти мировые законы, управляющие сложным народным хозяйством, не могут, однако, сомневаться в справедливости этого положения. Их обязанность указывать на те роковые последствия, которые можно предвидеть от раздробления главной производительной силы нашей страны и основного ея богатства.

Последствия разделения земли будут роковыми.

Не стоит делать то, последствия чего будут роковыми.

Следовательно, не стоит разделять землю.

Отталкиваясь от такого же аргумента - «недальновидны те люди, которые предлагают это, поскольку последствия их предложения будут ужасны», лидер российской партии «СЛОН» («Союз Людей за Образование и Науку») Вячеслав Игрунов в речи на II съезде этой общественной организации противопоставляет свою партию таким недальновидным людям и показывает положительные последствия, которые он видит в деятельности своей партии:

Когда крупнейший, известнейший предприниматель говорит, что главное в России - это сосредоточиться на разработке наших богатств, и говорит, что нефти у нас хватит аж на целых 40 лет, и поэтому нам надо сегодня мобилизовать все силы, чтобы как можно быстрее выработать эти запасы, это говорит о крайней недальновидности этих людей, это говорит о том, что они оставят нашу страну через 20-30 лет нищей, с выточенными недрами, не имеющей высоких технологий, не имеющей развитой системы образования, не вкладывающей деньги в науку, которая единственная может поддержать достойное место России в мире, в мировой экономике, в мировой политике, это говорит о том, что вряд ли интересы России им близки. Собственно говоря, они неоднократно об этом говорили. Мы не можем согласиться с такой политикой. Мы считаем, что будущее России - это будущее интеллектуальной страны с высокими технологиями, которая является одним из лидеров современного экономического процесса.

Мы - партия, которая видит мировые процессы и видит Россию в этих процессах, мы не за то, чтобы наша страна стала придатком развивающихся стран, мы не за то, чтобы в однополюсном мире единственная страна диктовала условия, а мы аплодировали в партере, а то и на балконе вовсе.

Предложение выработать все запасы нефти принесет ужасные последствия (истощение ресурсов).

Нельзя предпринимать то, что принесет ужасные последствия.

Следовательно, нельзя вырабатывать все запасы нефти.

Соответственно, партия СЛОН на этом фоне выглядит положительной, так как ее действия более дальновидны:

Тот, кто видит мировые процессы, может принять решение, приносящее хорошие последствия.

Мы видим мировые процессы.

Мы сможем принять решение, приносящее хорошие последствия.

Род-вид

Разделение данного явления на виды или включение его в какой-то род - удачный ход мысли для начала речи. Если конечная цель - призвать что-то сделать или склонить к определенному решению, то и расстановка координат в начале должная быть соответствующей. Аргумент в данном случае принимает следующий вид:

В ситуации А надо поступать так-то.

Эта ситуация - А.

Следовательно, в этой ситуации надо поступать так-то.

Например, говоря речь на съезде народных депутатов, Д.С. Лихачев начинает с определения того, что входит в понятие культуры, чтобы затем разобрать каждый из этих пунктов и показать, что культура вообще находится в ужасающем состоянии. Цель его речи - заставить депутатов задуматься, что-то предпринять, и именно поэтому он включает в понятие культуры прежде всего то, что требует принятия срочных и немедленных мер:

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. <…> В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь - среднего и начального, когда закладывается культура человека.

Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами - культура не погибнет в такой стране. Между тем наши важнейшие библиотеки в Москве, в Ленинграде и в других городах горят, как свечки.

Культуру надо беречь.

Библиотеки, музеи, памятники - это культура.

Следовательно, библиотеки, музеи и памятники надо беречь.

В другом выступлении, «Русская культура в современном мире», он обозначает категорию, к которой принадлежит Россия, с тем, чтобы потом порекомендовать России вообще и своим слушателям как русским людям ту или иную стратегию действий:

Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти.

Со страной, которая является мостом между народами, надо поступать так-то.

Россия - мост между народами.

Следовательно, с Россией надо поступать так-то.

Часть-целое

Прибегая к аргументу части и целого, совещательная речь представляет своих слушателей как часть определенного множества (студентов, москвичей, пенсионеров и пр.). Дальше аргументация может пойти по двум противоположным направлениям. Либо часть должна вести себя «так, как все» и, следовательно, этой аудитории предлагается делать то же, что делают остальные. Второй вариант - часть не должна вести себя так, как все, она должна быть оригинальной, выделяться из целого, следовательно, данная аудитория не должна поступать так, как поступают остальные.

Среди речей государственной думы III созыва (в Российской Империи) есть речь, призывающая сформировать новый кабинет министров. Она принадлежит депутату Аладьину из Симбирской губернии. В ней он показывает, что министры, являющиеся частью исполнительной ветви власти, ведут себя не как исполнительная, а как законодательная власть, и, следовательно, их необходимо сменить:

Не все министры обязаны покрывать страну позором казней и расстрелов, но все министры обязаны быть властью исполнительной, они должны брать у нас то, что мы, представители страны, находим нужным, необходимым и неотложным для нас - страны - изучать то, что мы поставляем, как закон, и, как наши верные слуги, исполнять эти законы. Вот их обязанность. (Аплодисменты). А они явились сюда диктовать нам, представителям страны, поучать нас. … Так как гг. министры смешали власть исполнительную с властью законодательною, так как они решили сюда и преподать нам урок, тем самым они показывают, что у них нет понятия о том, где они и каково их место. Нам нужно указать, где им быть и как быть им, и мы скажем: если только вы хотите сохранить ваше положение, у вас остается только одно - следовать тому, что мы требуем, а мы требуем прежде всего удаления безответственного министерства и сформирования министерства, которое пойдет вместе с народом и будет подчиняться воле народа, а не являться сюда за тем, чтобы преподавать уроки. (Аплодисменты).

Если часть чего-то ведет себя не так, как целое, его действия необходимо скорректировать.

Министры - часть исполнительной власти.

Министры ведут себя не как исполнительная власть.

Следовательно, действия министров надо скорректировать.

В данном случае тот, кто действует не так, как сообщество, частью которого он является, подвергнут осуждению. В этой речи используется представление «часть не должна отличаться от целого».

Аргумент к части-целому может использовать обратное направление мысли - целое должно действовать так, как действует его часть. Например, в статье Роберта Рождественского «Не для вида» используется аргумент - если отдельный человек всегда готов к наступлению зимы, то целое общество, тем более, должно быть к ней готово:

К примеру, каждый человек в отдельности твёрдо знает, что зима в этом году будет обязательно. И соответственно к ней готовится: достаёт тёплое пальто, покупает тёплые ботинки, варежки, бельё... Но как только отдельные, персонально готовые к зиме люди собираются под крышей какого-либо учреждения (скажем, управления железной дорогой, областного агропрома или конторы, которая ведает теплоснабжением в городе), так зима, самая обычная зима, приходит к нам неожиданно. Каждый год они регулярно оправдываются в статьях, что «зима, к сожалению, застала нас в этом году врасплох». Читать это, честное слово, смешно! Но дальше смешное кончается. Дальше начинаются аварии.

Общая схема аргумента, которую можно выделить в данном случае, выглядит так:

Целое должно действовать так, как действуют части.

Часть делает А.

Следовательно, и целое должно делать А.

В статье Роберта Рождественского этот аргумент выглядит следующим образом:

Общество должно действовать так, как отдельный человек.

Отдельный человек обычно готов к зиме.

Следовательно, общество должно быть готово к зиме.

Присущее-привходящее

Стратегия действий, которые необходимо предпринять, зависит от того, какие свойства данной ситуации считать важными, а какие - неважными. Таким образом, в совещательной речи приобретает большое значение топ присущего-привходящего. Аргументация с его участием распределяет разные аспекты ситуации: это важно, а это неважно, это нужно сделать, а это не нужно.

Например, в речи генерального директора предприятия «Русские самоцветы» В.Л. Захарова на форуме «Развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в странах СНГ» рассмотрена ситуация: некачественное клеймение ювелирных изделий. Предложенное решение отталкивается от следующих соображений: сотрудники заняты нанесением клейма в процессе изготовления, в то время как это не так уж и важно (после нанесения клейма делается еще много дополнительных операций, в ходе которых к изделию можно примешать другие металлы). Подлинно важно проконтролировать уже готовые изделия, выходящие на рынок, и государство с этим не справляется. В связи с этим можно на неважное (привходящее) бросить сотрудников самих предприятий, изготовляющих украшения, а на важное (контроль за торговлей) бросить государственных сотрудников. Фактически, директор предлагает, чтобы ювелиры сами наносили клейма на свою продукцию! И обосновано такое революционное предложение именно исходя из разведения присущих и привходящих моментов государственного контроля:

Статистика свидетельствует о значительном росте выпуска ювелирных изделий за последние два года. Так, количество золотых и серебряных изделий, заклейменных в России государственными инспекциями пробирного надзора в 2001 году, выросло, по сравнению с 1999 годом, соответственно на 63% и 52%. В то же время количество инспекций, равно как и их штат остались неизменными.

Как следствие - срывы сроков выдачи изделий после клеймения, сопровождающиеся, зачастую, некачественной простановкой оттисков клейма.

Известно, что операции по опробованию и клеймению ювелирных изделий из драгоценных металлов являются неотъемлемой частью техпроцесса их изготовления, причем, как правило, эти операции являются не конечными, а промежуточными, после выполнения которых изделие подвергается множеству других технологических операций, таких как: полировка, закрепка, глянцовка, а в случае необходимости, и подпайка открывшихся пор или деформированных элементов изделий. Какими припоями пользуются в этих случаях ювелиры - инспекциям пробирного надзора уже знать не дано, но ответственность за пробность заклейменного изделия государство, в их лице, уже взяло на себя.

Для разрешения этой проблемы, состоящей уже из двух подпроблем, мы предлагаем внести в соответствующие нормативно-правовые акты изменения, предоставляющие наиболее крупным предприятиям, зарекомендовавшим себя длительной, безупречной работой с драгметаллами и имеющими соответствующие технические возможности, право самостоятельного опробования и нанесения клейма пробирного надзора. За региональными инспекциями оставить в отношении этих предприятий право жесткого выборочного контроля. Учитывая, что, как правило, к этим предприятиям относятся наиболее крупные производители («Русские самоцветы», «Ювелиры Урала», Московский экспериментальный ювелирный завод, Московский завод спецсплавов, Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов, Костромской ювелирный завод и др.) это позволит значительно разгрузить региональные инспекции от рутинной, механической работы, и направить силы своих высококвалифицированных сотрудников на выполнение подлинно контрольных функций, особенно в розничной торговле, где велика вероятность появления изделий с фальшивыми оттисками клейм. Усиленный жесткий контроль требуется также за ввозом в страну импортных изделий и соблюдением правил торговли ими.

Сущность

Как и в показательной речи, идея сущности должна задавать координаты, в которых необходимо рассматривать данный предмет. Отталкиваясь от сущности, оратор предлагает принять решение: как необходимо действовать с данным предметом или с данным феноменом. В отличие от аргумента к роду и виду, который предполагает декларацию «А - это В», аргумент к сущности - это подробное разъяснение сути понятия, которое должно направить мысли аудитории к нужным действиям.

В речи министра торговли и инвестиций Великобритании Иена Пирсона на выставке «Мой чистый город» (22 февраля 2006 г.) данная выставка преподносится как пример сотрудничества в области энергетики, а сотрудничество в области энергетики, в свою очередь, «означает экономическое благополучие»:

Совместная российско-британская инициатива «Мой чистый город» ещё один наглядный пример сотрудничества в этой области. <…>

Я доволен тем, что Британское правительство вместе с нашими международными партнёрами ищет решение наболевших проблем. Причём энергетическая безопасность и изменение климата рассматриваются, как одна проблема, пожалуй, самая серьёзная из всех.

Россия играет чрезвычайно важную роль в деле укрепления мировой энергетической безопасности. Энергетическая безопасность означает - экономическое благополучие, а экономическое благополучие связано с поставками таких продуктов, как высококачественное образование и здравоохранение, - не только материальных продуктов.

Выставка - это укрепление энергетической безопасности. Укрепление энергетической безопасности - это экономическое благополучие. Экономическое благополучие - это высококачественное образование и здравоохранение. Высококачественное образование и здравоохранение - это хорошо. Следовательно, выставка - это хорошо.

Отрицательный вариант аргумента к сущности также объясняет некое понятие, чтобы показать, что его сущность плоха, и, следовательно, нужно предпринять нечто (или не нужно предпринимать чего-либо). В выступлении на конференции «Глобальные кризисы - глобальная ответственность» 10 февраля 2007 г. в Мюнхене В.В. Путин строит следующую аргументацию. Он объясняет сущность понятия «однополярный мир», и уже на основании этой сущности приводит слушателей к выводу, что в современном обществе модель «однополярного мира» не работает:

Предлагавшийся же после «холодной войны» однополярный мир тоже не состоялся.

История человечества, конечно, знает и периоды однополярного состояния и стремления к мировому господству. Чего только не было в истории человечества.

Однако что же такое однополярный мир? Как бы ни украшали этот термин, он в конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения.

Это мир одного хозяина, одного суверена. И это в конечном итоге губительно не только для всех, кто находится в рамках этой системы, но и для самого суверена, потому что разрушает его изнутри.

Однополярный мир - мир одного хозяина. Мир одного хозяина ничего общего с демократией не имеет. Следовательно, модель однополярного мира неприемлема в современной жизни.

Имя

При принятии решений аудитория может руководствоваться и достаточно иррациональными соображениями. Одно из них - аргументация к имени. В совещательной речи предложение предпринимать или не предпринимать что-то может быть обосновано так: это действие никуда не годится, так как и имя у него плохое («Хорошее дело браком не назовут!»). Такую аргументацию, например, использует Татьяна Толстая в статье «90-60-90», призывая женщин не худеть:

Мы хотим похудеть. А зачем нам, собственно, худеть? Ведь во многих культурах худоба не ценится, воспринимается как признак болезни. В русском языке «худой» - синоним «плохого».

Все, что ассоциируется с плохим, делать не стоит.

Слово «худеть» ассоциируется со словом «худой», «плохой».

Следовательно, худеть не стоит.

Тождество

Отождествление двух объектов ведет к одинаковой стратегии поведения с ними. В совещательной речи, чтобы предложить какое-то решение, можно сказать: «В тождественно А. Если в случае А мы поступаем так, то так же нам следует поступить и в случае В».

Например, в речи депутата Петрункевича из Твери (Государственная Дума Российской империи III созыва) использован аргумент: такое положение, как сейчас, уже было - два года назад. В прошлый раз молчание министров привело к войне. Следовательно, в этот раз молчать им нельзя:

Припомните, господа, что два года тому назад мы начали самую тяжелую, самую обидную для русского чувства и самолюбия войну. Мы начали ее только потому, что не умели разобраться в условиях, которые нас окружали. Мы не заметили, что идем прямо к гибели. Она нас привела к Цусиме. И теперь мы находимся в том же положении, нам грозит новая Цусима, а господа министры сидят с закрытыми глазами. Ведь еще в прошлом году начались аграрные беспорядки.

Эта ситуация тождественна той, что была 2 года назад.

2 года назад было принято неверное решение.

В этой ситуации необходимо принять верное решение.

Сопоставление

Сопоставление предполагает соотнесение двух сходных предметов в категориях «лучше - хуже», и для совещательной речи это важный аргумент. Призыв делать что-либо может быть основан сопоставлением двух стратегий, двух типов ситуаций с тем, чтобы как можно более выгодно представить одну из них. А лучше, чем В, следовательно, нужно развивать А.Или: А хуже, чем В, следовательно, нужно развивать А. Также речь может идти о том, что худшее должно тянуться за лучшим, быть таким же, как оно.

Так, например, на фестивале социальной рекламы в Санкт-Петербурге в выступлении одного из участников пресс-конференции С.Я. Петченко (начальника Управления эстетики городской среды Санкт-Петербурга Комитета по градостроительству и архитектуры Правительства Санкт-Петербурга) социальная реклама сопоставлена с коммерческой и, естественно, на фоне коммерческой она выглядит более положительной:

Я занимаюсь рекламой в Санкт-Петербурге более пятнадцати лет. У меня достаточно информации о том, что приносит нам коммерческая реклама. Вы это все видите и знаете. Что любопытно, что хотим мы или нет, но всё равно это все срабатывает, всё, что нас окружает. Это на уровне буквально периферийного зрения, периферийного слуха, на уровне подсознания идет информация. Постоянно поступает информация. Качество этой информации, коммерческой информации, очень низкое. Вы прекрасно понимаете, что зачастую это: либо искажение действительности, либо это откровенная ложь, либо вообще очень некорректные вещи. Причём, и в прессе, и в полиграфии и на телевидение. В данном случае, для нас социальная реклама - это своего рода свет в конце туннеля, который я вижу сейчас. Понимаете, это редкий случай, когда мы можем использовать эти очень эффективные рычаги воздействия на человека для чего-то доброго и начать формировать новую идеологию, буквально, то чего нам не хватает.

Внутри общего понятия «реклама» есть два вида: социальная и коммерческая, они не похожи друг на друга, и в связи с этим один из них лучше, а другой хуже, - такова логика данного аргумента. Следовательно, нужно развивать социальную рекламу, поскольку она лучше, чем коммерческая.

Сравнение

Аргумент к сравнению оперирует категориями «большее» и «меньшее». В совещательной речи возможны разные варианты - «С бóльшим надо поступать так-то, потому что так-то поступают с меньшим», «С меньшим надо поступать так-то, потому что так поступают с бóльшим». Первый вариант аргументации можно проиллюстрировать примером из речи представителя Туркменистана Аксолтан Атаевой на сессии генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, посвященной СПИДу. Она говорит о необходимости борьбы со СПИДом, потому что он уже затрагивает детей. Дети, в данном случае, безусловно, «меньшее» - они слабее, хуже могут сопротивляться инфекции, не представляют путей ее распространения. Именно поэтому «бóльшим», взрослым, надо задуматься о профилактике этой болезни:

Проблема СПИДа, которая нарастала в течении десятилетий коснулась почти всех стран мира и перешла в глобальную. Мир встревожен быстротой распространения этого вируса, тяжестью течения процесса, отсутствием достаточно эффективного лечения. Особенно тревожным является тот факт, что заболевание распространилось и на детей, сделав эту уязвимую часть населения наиболее ранимой и беспомощной перед этой катастрофой 21 века. Лидеры мира, беспокоясь за безопасность народов, взяли на себя обязательства к 2015 году остановить распространение и сделать все для сокращения масштабов вируса иммунодефицита человека. Независимо от того, насколько это заболевание имеет место в каждой отдельной взятой стране, опасность распространения представляет одинаковую угрозу для всех, так как нет абсолютного барьера для проникновения инфекции в страну. С учетом сложившейся ситуации мы поддерживаем призыв о необходимости безотлагательно объединить усилия всех стран для осуществления комплексной профилактики заболевания, возглавив эту работу на самом высоком уровне. Руководство на глобальном и национальном уровне, мобилизация всех средств и их координация по борьбе с эпидемией единственно эффективный вариант, который должен быть подкреплен адекватным финансированием. Мы осознаем серьезные социально-экономические последствия распространения ВИЧ/СПИДа, и мы полностью поддерживаем инициативу Генерального секретаря ООН о создании Глобального фонда по борьбе со СПИДом.

Те, кто больше, должны помочь тем, кто меньше.

Дети слабее взрослых и более уязвимы по отношению к инфекции.

Следовательно, взрослые должны помочь детям.

В «Слове об осуждении еретиков» Иосифа Волоцкого использован вариант аргумента к сравнению - большее должно подвергаться тому же, чему подвергается меньшее. Призывая бороться с еретиками, он ссылается на распоряжения святых отцов. Однако святые отцы говорили об убийцах и прелюбодеях - а значит, еретикам тем более надо мстить, раз уж с убийцами и прелюбодеями (которые все же не являются вероотступниками) велено бороться:

Если же кто-нибудь скажет, что святые отцы и преподобные отцы велели, чтобы цари, князья и владыки отмщали злодеям - то есть убийцам, прелюбодеям, - воровство, разбой и другие прегрешения совершающим, но не еретикам и вероотступникам, - то ведь если велено это в отношении убийц, прелюбодеев и совершающих другие преступления, гораздо нужней, чтоб было так с еретиками и вероотступниками, как свидетельствуют об этом божественные тексты.

Убийц велено казнить.

Еретики совершают еще больший грех по сравнению с убийцами.

Следовательно, еретиков тем более нужно казнить.

Данный аргумент может быть развернут и в обратную сторону - с меньшим надо поступать так (меньшему надо поступать так), поскольку так поступают с большим (большее поступает так). Например, в речи С. Пояркова, депутата Государственной Думы III созыва из Воронежской губернии:

Затем мне кажется странным и немного неподходящим, что мы решаемся определять потребности крестьян. Я останавливаюсь на этой фразе потому, что подобные же слова мне приходилось слышать и в частных беседах и читать в газетах. Однако, ни один из имущих классов не допустит, чтобы кто-нибудь вмешивался в его расходы. Почему же мы считаем себя вправе говорить о крестьянских потребностях, ставить крестьянам рамки, из которых они не могут выходить? Мы не имеем на это нравственного права.

Неимущие должны пользоваться теми же правами, что и имущие.

Имущие не позволяют вмешиваться в свои расходы.

Следовательно, в расходы неимущих вмешиваться также нельзя.

«Меньшее должно быть признано таковым, потому что таковым признано большее» - такой вариант аргумента к сравнению можно проиллюстрировать примером из речи генерального директора предприятия «Русские самоцветы» В.Л. Захарова на форуме «Развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в странах СНГ». Как уже упоминалось выше, он говорит о том, что в российском законодательстве понятие драгоценных металлов все еще определяется традицией, тогда как во всем мире уже давно руководствуются таблицей Менделеева. Если мы традиционно подходим к определению драгметалла как ценного вещества, то не записать ли в эту категорию и соль на том основании, что когда-то она была намного ценнее серебра? Абсурдное сравнение (соль, стоящую сейчас копейки, предлагают поставить на один уровень с серебром) призвано убедить слушателей принять решение по изменению сложившейся ситуации:

Все металлы, которые у нас отнесены в разряд драгоценных, являются лишь частными представителями класса цветных металлов и драгоценными их можно назвать лишь в определенных временных и территориальных границах. Когда-то, как мы знаем, и соль была значительно ценнее всех драгметаллов вместе взятых и, особенно серебра, к разговору о котором я хочу перейти.

Серебро признается драгоценным веществом, потому что оно когда-то очень дорого стоило.

Соль также когда-то очень дорого стоила.

Следовательно, можно и соль признать драгоценным веществом.

Подобие

Уподобление в совещательной речи формирует оценку объекта речи и связанные с этим действия. Аналогия призывает либо предпринимать, либо не предпринимать определенные действия, связанные с А, на том основании, что А подобно В, с которым поступают так. Убеждая своих слушателей отбросить старое искусство, Сальвадор Дали уподобляет его ненужным башмакам (речь на митинге в Ситжес, 1932 г.):

Покуда башмаки нам служат, мы их носим, когда же они стопчутся, мы их закинем на чердак и купим другие.

Почему не требовать того же от искусства? И если уж оно устарело и перестало служить нашим чувствам, вышвырнем его на чердак. Пусть принадлежит истории.

Старое искусство похоже на старые башмаки.

Старые башмаки нужно выбросить.

Следовательно, старое искусство также нужно выбросить.

Министр юстиции, объясняя, как должна вести себя Россия, прибегает к аналогии с постройкой дома:

То время, которое переживает Россия, есть, конечно, время исключительное; исключительность этого времени определяется тем, что мы еще должны продолжать своем существование под действием старых законов, как бы мы ни относились к оценке этих законов, как бы мы ни признавали их обветшалыми и несовершенными, тем не менее, пока эти законы не отменены, мы должны ими руководствоваться. Не таково ли положение того, кто, имея весьма плохую постройку, в которой он обязан проживать вместе с своим семейством, не может перейти в воздвигаемый им новый дом, пока этот новый дом не доведен до окончания? При таких условиях, пока нет новых законов, правительство не может класть в основу своей деятельности то, что будет то, что признается и им весьма желательным, и по необходимости должно было вам заявить, господа народные представители, о том, что оно вынуждено, что оно поставлено в необходимость руководствоваться старыми законами, усовершенствование которых представляется не только желательным, скажу прямо - необходимым.

При отсутствии дома нужно строить новый.

Отсутствие законов похоже на отсутствие дома.

Следовательно, при отсутствии законов нужно разрабатывать новые.

Гипотетическая ситуация

В показательной и судебной речи идея гипотетической ситуации используется для того, чтобы противопоставить то, что было сделано на самом деле, тому, что можно было бы сделать, и, отталкиваясь от этого, признать действие, состоявшееся в реальности, положительным или отрицательным. Аргумент в этих видах речей строится по схеме:

Было сделано А.

Можно было сделать В.

Если В лучше А, то того, кто сделал А следует осудить. // Если В хуже А, то того, кто сделал А, следует похвалить.

В совещательной речи нет возможности использовать топ гипотетической ситуации таким образом, поскольку никаких действий еще не было, а только обсуждается, что предпринять. Поэтому в совещательной речи топ гипотетической ситуации используется так: «представим себе, что было бы, если бы…» - ситуация моделируется, чтобы принять по ней решение.

Например, П. А. Столыпин в речи в Государственной думе III созыва («Речь о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесенная в Государственной Думе») осуждает коллективную волю через этот аргумент:

Возьмем домохозяина, который хочет прикупить к своему участку некоторое количество земли; для того, чтобы заплатить верхи, он должен или продать часть своего надела, или продать весь надел, или заложить свою землю, или, наконец, занять деньги в частных руках. И вот дело, для осуществления которого нужна единая воля, единое соображение, идет на суд семьи, и дети, его дети, могут разрушить зрелое, обдуманное, может быть, долголетнее решение своего отца. И все это для того, чтобы создать какую-то коллективную волю?! Как бы, господа не наплодить этим не одну семейную драму. Мелкая семейная община грозит в будущем и мелкою чересполосицей, а в настоящую минуту, она, несомненно, будет парализовать и личную волю, и личную инициативу поселянина.

Противоположность

Для принятия решения в совещательной речи может использоваться аргумент к противоположности. Данная ситуация (еще не решенная) противоположна другой (уже состоявшейся). Если в уже состоявшейся ситуации принятое решение было отрицательным, то в данной ситуации оно может оказаться положительным. И наоборот: если в данной ситуации решение оказалось положительным, то здесь оно окажется отрицательным.

Данная ситуация (А) противоположна ситуации В.

В случае В было принято такое решение.

В случае А нельзя принимать такое решение.

Например, в речи, сказанной перед лидерами Чеченской республики, В.В. Путин противопоставляет ситуацию в Чечне и ситуацию в Афганистане. В Афганистане всё решали иностранцы. В Чечне всё решали свои люди. Налаживая ситуацию в Чечне, возвращая ее к мирной жизни, необходимо учесть ошибки Афганистана, не повторить их и воспользоваться иной стратегией:

Если мы обратимся к ситуации, скажем, в Афганистане, там, по сути дела, произошла оккупация Афганистана и афганского народа экстремистскими силами, но мы-то с вами знаем, что там, в основном, командовали, во всяком случае, определяли политику в значительной степени иностранцы. А у нас что произошло: люди не пощадили свой собственный народ, сделали заложников из собственного народа. Но будем надеяться на то, что это постепенно уходит в прошлое. Чтобы это быстрей ушло в прошлое, мы должны думать о будущем. И именно поэтому, мне бы хотелось послушать вас и по сегодняшней ситуации, и, еще раз повторяю, по тому, как нам выстраивать ситуацию на перспективу.

Ситуация в Афганистане противоположна ситуации в Чечне.

В Афганистане произошла оккупация.

Следовательно, в Чечне не должно происходить оккупации.

Противоречие

Топ противоречия в любом случае предполагает работу с логической цепочкой. Из А следует В, из В следует С, но С абсурдно, неверно, невозможно или попросту смешно, - следовательно, А не может быть верным. Чаще этот аргумент используется при обсуждении уже сделанного, в судебной речи, но и в совещательной речи ему есть место, - когда говорят об уже сказанном, и предлагают иную стратегию действия. Критикуя то, что сказал председатель совета министров, депутат Кокошкин (Государственная дума Российской Империи III созыва) сводит его слова к противоречию, чтобы тем самым опровергнуть их:

Господин председатель совета министров весьма красноречиво говорил об устоях, без которых не могли бы существовать цивилизованные государства, как будто то, на что указывает дума, имеется только в России, а в цивилизованных государствах этого нет. Я не знаю, известно или неизвестно господину председателю совета министров, что в Англии, которая, едва ли может называться страной, где частная собственность не уважается, - Англия страна капиталистическая, - существует закон, по которому органы местного самоуправления, советы графств и приходов могут во всякое время отчуждать частную собственность для того, чтобы делить ее на мелкие участки и продавать эти мелкие участки населению, нуждающемуся в земле. Если бы мы согласились с председателем совета министров, то мы сказали, что Англия такое государство, существование которого немыслимо (Смех, аплодисменты). А между тем мы видим, что Англия существует благополучно и гораздо благополучнее, чем наше отечество. (Смех).

Председатель совета министров утверждает, что не существует цивилизованных стран, отчуждающих частную собственность.

Следовательно, не существует Англии.

Однако Англия существует.

Следовательно, слова председателя совета министров неверны.

Различие

Топ различия предполагает, что А не равно В, и, следовательно, с А и В необходимо обращаться по-разному. В судебной речи с помощью этого аргумента говорят о том, что прецедентное право не дает гарантии с этим подсудимым обращаться так же, как с тем, - ведь они разные люди. А в совещательной аргумент к различию является ответом на аргумент к тождеству - «А похож на В, значит, А должен поступать так же, как поступает В». Когда профессора Преображенского призывают отказаться от седьмой комнаты, апеллируя к тому, что такого количества комнат нет даже у Айседоры Дункан, он отвечает достаточно просто - «Я не Айседора Дункан»:

- Извиняюсь, - перебил его Швондер, - вот именно по поводу столовой и смотровой мы и пришли поговорить. Общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

- Даже у Айседоры Дункан, - звонко крикнула женщина.

С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо нежно побагровело и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.

- И от смотровой также, - продолжал Швондер, - смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.

- Угу, - молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, - а где же я должен принимать пищу?

- В спальне, - хором ответили все четверо.

Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.

- В спальне принимать пищу, - заговорил он слегка придушенным голосом, - в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!.. - Вдруг рявкнул он и багровость его стала желтой. - Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию и покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.

У Айседоры Дункан нет столовой.

Профессор Преображенский - не Айседора Дункан.

Следовательно, у профессора Преображенского может быть столовая.

По воспоминаниям современников, Марина Цветаева в ответ на слова «Марина, так никто не делает» неизменно отвечала: «А я - кто!». Аргумент к различию применяют даже в рекламе, когда призывают человека выделиться, быть не похожим на всех.

Авторитет

Апелляция к авторитетному источнику, важному для данной аудитории, - один из самых мощных аргументов для принятия решений. Аргумент использует схему «Нужно делать так, потому что так советует Х». Если представить эту схему в виде силлогизма, то она примет вид:

Необходимо прислушиваться к советам известных и уважаемых людей.

Х (известный и уважаемый человек) советует делать А.

Следовательно, необходимо делать А.

На презентации Санкт-Петербургского Международного Фестиваля социальной рекламы директор фестиваля Залыгин В.В., объясняя цель этого мероприятия, ссылается на авторитет Канта:

Добрый день. Я приветствую всех, кто собрался сегодня здесь на нашу пресс-конференцию. Я являюсь директором Фестиваля, и хотел бы добавить немножко пафоса, с Вашего позволения, к нашей сегодняшней встрече. Хотел сказать вот что. Нравственный закон, по которому может и должен, собственно, жить каждый человек, существует не зависимо от сознания человека. И стремление, путь к нравственности - это закон. Он объективен и стремление, путь к этой нравственности, к осознанию этого нравственного закона, который внутри нас, да как говорит Кант, и есть путь выживания человека, если мы говорим о Человеке в пространстве, в глобальном пространстве. Поэтому хочется сказать, что социальная реклама как раз занимается подготовкой нашего сознания к тому, что так важно, и к тому, что в принципе заложено в нас и живёт в нас, поэтому мы не задумываемся над этим, но оно существует, где-то там, в нашем сердце. Вот, собственно и всё, что я хотел сказать.

Но и сам авторитет может быть отрицательным, презираемым в рамках данного общества, данной культуры, и отсылка к нему является скорее стимулом отказаться от подобных действий. Тогда аргумент строится по схеме «Это отрицательно, так как тот, кто предлагает это - человек известный, но неуважаемый». Например, в романе У. Эко «Имя Розы» монах-католик говорит речь о том, что нужно делать его собратьям-монахам. Ссылаясь на отрицательный авторитет - мусульман, он говорит: «мы несогласны так мыслить»:

Рассказывают, что один восточный халиф когда-то поджег библиотеку знаменитой, преславной и горделивой столицы; и покуда тысячи томов пылали, он вещал, что-де этим книгам можно и должно было уничтожиться, потому что либо они повторяют то, что и до того уже было сказано в Коране, в священной для неверных книге, и, значит, они бесполезны, либо они противоречат тому, что было сказано в Коране, и, следовательно, они вредны. Доктора нашей церкви и мы, благоверные христиане, несогласны так мыслить. Все, что звучит разъяснением и доказательством Св. Писанию, должно сохраняться, дабы преумножалась слава Слова Господня; но и все, что Писанию противоречит, уничтожаться не должно, потому что, только сохраненное, оно может быть опровергнуто теми силами, которые получат подобную возможность и подобное задание, теми способами, которые укажет Господь, и в то время, когда он укажет. В этом ответственность нашего монашеского ордена перед лицом столетий, в этом повинность, исполняемая им ныне; он должен горделиво перечитывать и повторять слова святой истины, он должен осторожно и скромно оберегать слова, враждебные истине, сам не перенимая их скверну.

Свидетельство

Ссылка на безличный источник - пословицу, свод законов, религиозный текст - достаточно сильный аргумент в совещательной речи. Люди склонны принимать решение под влиянием разного типа авторитетов, и даже лучше, если этот авторитет - не конкретный человек, а целый народ. Например, в речи Вячеслава Игрунова на II Съезде партии «Союз людей за образование и науку» (СЛОН) сила партии СЛОН (пока еще достаточно молодой и небольшой) обосновывается через ссылку на древнюю китайскую пословицу:

Да, сегодня мы маленькая партия, мы только что появились на свет. Но слабое, мягкое, только что родившееся, как говорят китайцы, побеждает. И нам необходимо этот слабый росток поливать и давать ему жизнь, нам необходимо участвовать в выборах. Нам необходимо участвовать во всех сторонах политической жизни, нам надо завоевывать власть, нам надо идти во властные структуры, чтобы влиять на принятие решений, и я уверен, что мы в состоянии сделать это. Именно поэтому Бюро нашей партии решило, что на волне тех процессов, которые происходят в стране, мы обязаны принять участие в избирательной компании 2003 года. Именно это решение я предлагаю принять съезду.

В речах русских ораторов, естественно, часто используются ссылки и на русские пословицы. Например, в речи Лукаш О.Н., дублера Префекта Северного административного округа г. Москвы, «О молодежном предпринимательстве в городе Москве» используется ссылка на русскую пословицу:

А значит, начинать изменять структуру деятельности малых предприятий в производственно-инновационную сторону надо с привлечения в первую очередь студентов. … Увеличить охват категорий молодежи сейчас, значит ухудшить качество вплоть до формального подхода. Есть известная русская поговорка: «Широко шагаешь - штаны порвутся».

Однако ссылка на безличный источник может быть не только положительной («мои слова подтверждаются словами народа»). Возможен и вариант «слома» свидетельства: я опровергну слова народа, разрушу стереотип, который в нем бытует. Например, в речи В.В. Путина перед чеченскими лидерами говорится о стереотипе силового метода, ассоциирующегося с чеченцами:

Уважаемые друзья!

Я рад возможности встретиться с вами и обсудить текущие проблемы в Чечне, вопросы, связанные с восстановлением нормальной политической, социальной и экономической жизни. У нас очень много стереотипов. Вообще, в любой стране, в любом народе они далеко не всегда соответствуют реальной действительности. Один из таких стереотипов, который постепенно утверждался за последние годы, состоит в том, что чеченцы могут решать всегда вопросы исключительно силовым методом и других методов не признают. Думаю, что те люди, которые представлены здесь на встрече в Кремле, как раз всей своей жизнью и результатами своей жизни доказывают обратное. Не скрою, с некоторыми мы знакомы, с некоторыми не очень, с отдельными участниками сегодняшней встречи видимся первый раз. Я не скрою, что посмотрел материалы о каждом из вас, и могу с уверенностью сказать, что каждый добился в жизни очень многого, благодаря опоре на собственные силы, исключительно мирные, и никак не связан ни с какими силовыми действиями, тем более боевыми действиями.

Лицо

В отличие от аргумента к авторитету (необходимо делать так, как сказал великий человек), аргумент к лицу апеллирует к действиям (необходимо делать так, как делал великий человек):

Необходимо подражать действиям известных и уважаемых людей.

Х (известный и уважаемый человек) делает А.

Следовательно, необходимо делать А.

Например, в речи, посвященной рукоположению епископа Агапита, епископу предлагают ориентироваться на поступки апостола Павла:

Затрудняет ли тебя отдаленность паствы, тебе вверяемой? - Опять воззри на Павла, который, не довольствуясь тем, что своим служением наполнил пространство от Иерусалима до Иллирика, еще побуждаем был Апостольскою ревностию распространить свои подвиги до Рима и до Испании; или - если трудно смотреть так далеко, - воззри на собственном твоем пути на … Не добрые ли это предшественники? Не благ ли путь, который лежит по следам их?

Однако не только известный и уважаемый человек может быть «лицом». Аргумент к лицу может «выворачиваться наизнанку»: мы не будем делать так, потому что так делал презираемый, неблагородный и неприятный человек. Например, в разговоре Ф.Ф. Преображенского и И.А. Борменталя о том, как им решать проблему с Шариковым, сам Шариков является своего рода «антилицом»: уже известно, какое это неблагодарное и примитивное существо. Говоря об одном из вариантов (убить Шарикова), профессор Преображенский отвергает его, аргументируя это так: «Я не буду поступать так, потому что так поступает Шариков»:

- Филипп Филиппович, вы - величина мирового значения, и из-за какого-то извините за выражение, сукиного сына... Да разве они могут вас тронуть, помилуйте!

- Тем более, не пойду на это, - задумчиво возразил Филипп Филиппович, останавливаясь и озираясь на стеклянный шкаф.

- Да почему?

- Потому что вы-то ведь не величина мирового значения.

- Где уж...

- Ну вот-с. А бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите... Я - московский студент, а не Шариков.

Пример

В совещательной речи может быть использован аргумент к примеру, который должен убедить слушателей предпринять или не предпринимать то или иное действие:

Указаниям единичного примера можно доверять.

Пример А доказывает, что нужно (не нужно) делать так.

Следовательно, нужно (не нужно) делать так.

Такого рода аргументами изобилуют книги Дейла Карнеги - каждую свою мысль он подтверждает историями из своей жизни, из жизни своих друзей, родственников и учеников. Любая его книга, фактически, на 90% представляет собой один большой совещательный аргумент к примеру. Причем его примеры всегда отличаются большой конкретикой. Вот один из них:

8 марта 1887 года скончался славившийся своим красноречием пастор Генри Уорд Бичер. На следующее воскресенье занять его место на кафедре был приглашен священник Лайман Эбботт. Желая произвести наилучшее впечатление, Эбботт бесконечно переписывал и переделывал свою проповедь, наводя на нее блеск с тщательностью Флобера. Наконец он прочитал ее своей жене. Как и большинство заранее написанных выступлений, проповедь оказалась слабой. Окажись жена Эбботта не столь благоразумной, она сказала бы ему нечто вроде: «Лайман, это ужасно. Так нельзя писать - люди просто уснут от скуки. С тем же успехом ты мог бы читать им энциклопедию. Ты же не первый год выступаешь с проповедями, пора уже в этом разбираться. Боже мой, да говори ты нормальным человеческим языком! Будь проще! А если выступишь с такой ахинеей, то наверняка опозоришься».

Да, так она могла бы сказать, и нетрудно себе представить, каков был бы результат. Жена тоже это понимала, поэтому просто заметила, что из его проповеди получилась бы блестящая статья для журнала «Норт Американ Ревю». Это была и похвала, и тонкий намек: в качестве речи текст не подойдет. Лайман Эбботт понял жену, порвал свою многострадальную рукопись и выступил с проповедью без каких-либо заранее подготовленных заметок.

Вот наилучший способ указать людям на их ошибки.

Не следует прямо указывать на ошибки - критикуйте косвенно.

Аргументация, употребляющаяся в совещательной речи, не всегда используется во благо. Зачастую с помощью различных аргументов политики, рекламщики и другие ораторы пытаются присоединить аудиторию к безнравственной и наносящей вред точке зрения. Именно поэтому необходимо отделять ход мысли, использованный в поддержку той или иной идеи, от самой идеи, посылки от вывода. Можно вспомнить совещательную речь, произнесенную Остапом Бендером перед членами «тайного союза Меча и Орала»: призывая помочь беспризорным детям, он, по сути, вымогал деньги. По такому принципу строятся многие совещательные речи и сегодня.

Знание о моделях аргументов может быть полезно не только для анализа речей, но и для их разработки. Так, призывая людей присоединиться к какому-либо решению, оратор может разработать достаточно обширный корпус аргументов по топам, чтобы затем выбрать наиболее убедительные для данной аудитории. Для желающих научиться произносить совещательные речи можно порекомендовать следующие типы заданий:

Произнести совещательную речь, убеждающую в чем-либо, для разных типов аудиторий (например, защитить идею «Необходимо слушать классическую музыку» перед воображаемой аудиторией подростков, бизнесменов, пенсионеров и т.д.).

Разработать концепцию рекламы какого-либо продукта с учетом различных категорий потребителей (молодых, пожилых, мужчин, женщин и пр.).

Упражнение, предполагающее взаимодействие с аудиторией: высказав свои соображения по какому-либо вопросу, попросить слушателей возражать, и каждое их возражение превращать в аргумент в пользу своей точки зрения. Например, во многих восточных единоборствах участники надевают кимоно белого цвета. Традиционный аргумент против - белая одежда легко пачкается. Но именно за счет того, что белое кимоно легко запачкать, противники показывают свое уважение друг к другу. Будь кимоно черным или серым, на нем не было бы видно грязи, и его можно было бы стирать не так часто. А ходя на тренировки в белом, спортсмен поневоле вынужден ходить всегда чистым и опрятным.

В целом, любая речь, призывающая кого-то делать (или не делать) что-то, прибегает к совещательной аргументации. Поэтому задания на произнесение совещательных речей можно вводить в программу риторики (или развития речи) не только в высших учебных заведениях, но и в старших классах школы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>



Страницы: 1, 2


© 2010 Реферат Live