Рефераты

роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России

Доход на душу населения, темпы роста.

Валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения часто

используют как обобщенный показатель для сравнения уровня жизни в различных

странах. Он также чаще всего применяется и в качестве универсального

измерителя экономической активности. ВНП рассчитывается сложением

добавленной стоимости, произведенной в стране и за рубежом, использованной

без вычета амортизации, и населением этой страны.

Валовой внутренний продукт (ВВП) показывает стоимость конечной

продукции, предназначенной для потребления и произведенной в стране как ее

гражданами, так и нерезидентами.

Таким образом, ВНП состоит из ВВП плюс разница между зарубежными

доходами резидентов за оказанные там услуги (рабочая сила и капитал) и

минус выплаты нерезидентам за их вклад в национальную экономику.

Для многих развивающихся стран характерен не только более низкий

уровень дохода на душу населения, чем в развитых государствах, но и более

медленный рост ВНП. В 80-х гг. Развивающиеся страны существенно замедлили

свой экономический рост, а реальный доход на душу населения в 1990г.

сократился на 0,2% и продолжал уменьшаться в 1991г., что видно из

следующего рисунка:

Рис.2.1.

[pic]

Распределение национального дохода.

Неравенство в распределении доходов является в той или иной мере

актуальной проблемой для всех стран как развитых, так и развивающихся. Но

разрыв в развивающихся странах, как правило, значительно больший, чем в

более развитых странах.

Масштабы бедности и здоровье.

Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами: 1)

уровнем дохода на душу населения и 2) степенью равномерности его

распределения. Чем выше неравномерность в распределении достигнутого уровня

доходов, тем больше масштабы нищеты. Соответственно при сложившейся системе

распределения чем ниже уровень дохода, тем шире распространение нищеты.

Многие жители развивающихся стран страдают не только от низких

доходов, но и от недоедания, болезней, неудовлетворительного физического

состояния.

Низкий уровень производительности.

Кроме низкого жизненного уровня, развивающиеся страны характеризуются

и низкой производительностью труда. Концепция производственной функции,

выражающая системную зависимость между объемом производства и комбинацией

создающих его факторов при существующем уровне технологии, часто

используется для описания путей, посредством которых общество удовлетворяет

свои материальные потребности. Однако эта концепция технической

зависимости должна дополняться более широким подходом, который учитывал бы

и другие компоненты- искусство управления (менеджмент), мотивацию труда

рабочих и гибкость институциональных структур. Производительность труда в

развивающихся странах (выпуск в расчете на одного рабочего) очень низка в

сравнении с развитыми государствами.

Концепция снижающейся предельной производительности утверждает, что

добавление сверх определенного количества переменного фактора (труда) к

другим фиксированным факторам производства (капиталу, земле, материалам и

т.п.) ведет к сокращению полученного в результате его использования

дополнительного (предельного) продукта. Причина заключается в снижающейся

предельной производительности данного переменного фактора. Таким образом,

низкая производительность труда вызвана отсутствием или жестким дефицитом

дополнительных факторов производства (физического капитала, управленческого

опыта).

Согласно этой концепции для повышения производительности необходимо

мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для

инвестирования в материальные средства производства и в человеческий

капитал (например, для повышения качества управления) путем улучшения

систем общего и специального образования, а также осуществить

институциональные изменения во многих сферах. Эти изменения могут включать

реформу землевладения и корпоративного налогообложения, совершенствование

кредитной и банковской систем, формирование и консолидацию независимого и

эффективного административного аппарата, перестройку систем общего и

специального образования для приведения их в соответствие с потребностями

развивающихся обществ.

Зависимость от развитых стран.

Внешняя независимость- состояние и сочетание экономических,

политических и военных факторов, которые обеспечивают государственность,

цели и интересы нации при самостоятельном принятии решений относительно

взаимоотношений с иностранными партнерами и использования зарубежных

ресурсов и опыта. Обратное состояние- внешняя зависимость, когда

обеспечение национальных целей и интересов с разной степенью глубины и

интенсивности оказывается под влиянием, исходящим из-за рубежа. Внешняя

зависимость может навязываться силой- военной и дипломатической; может

явиться результатом развития событий внутри страны вследствие недооценки

национальных возможностей или пренебрежения ими; наконец, может быть

сочетанием того и другого, когда внешние силы целенаправленно пользуются

внутренними слабостями для установления отношений послушания и подчинения.

В последнее время многие страны открыто выступили с осуждением своей

зависимости, осознав, что они слишком зависят от сбыта одного первичного

продукта или от одной страны в качестве потребителя и поставщика. Поскольку

хозяйства развивающихся стран имеют небольшие размеры, они обычно

значительно больше зависят от конкретной промышленно развитой страны, чем

эта страна зависит от них. Например,60% экспорта и импорта Мексики связаны

с США, а в с США эти взаимосвязи составляют менее 5%. Таким образом,

политика США может значительно сильнее повлиять на Мексику, чем политика

Мексики- на США. Этот вид зависимости развивающейся страны от промышленно

развитой приводит к широко распространенному убеждению, что она тормозит

прогресс развивающихся стран. Боязнь зависимости привела многие

развивающиеся страны к попыткам изменения структуры производства и

торговли.

На следующем рисунке показано, что в 21 из 22 промышленно развитых

стран (кроме Исландии) на ведущую позицию экспорта приходится менее 25%

всех экспортных поступлений. Однако 57% развивающихся стран получают не

менее 25% своих экспортных поступлений от одного вида товара.

Рис.№ 2.2.

Зависимость экспортной прибыли от ведущего вида товара.

[pic]

[pic]

Из 22 промышленно развитых стран ни одно не получает свыше половины и

только одна получает между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего

экспортного товара. Из 28 развивающихся стран 7 стран получают свыше

половины и 9-между 25 и 50% экспортной прибыли от своего ведущего

экспортного товара.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран от одного товара

показана в следующей таблице:

Таблица № 2.2.

Зависимость экспортной прибыли развивающихся

стран от одного товара.

|Развивающаяся |Товар |Доля экспорта развивающейся|

|страна | |страны |

|Колумбия |Кофе |59,9 |

|Куба |Сахар |77,1 |

|Габон |Нефть |76,1 |

|Гана |Какао |58,3 |

|Ямайка |Руды основных |65,3 |

| |металлов | |

|Либерия |Сырьевые |90,3 |

| |(нефтяные) | |

| |материалы | |

|Макао |Одежда |56,8 |

|Мали |Хлопок |55,7 |

|Мавритания |Железная руда |49,1 |

|Нигер |Руды урана и тория|83,2 |

|Руанда |Кофе |71,5 |

|Сьерра-Леоне |Полудрагоценные |70,4 |

| |камни и сырьевые | |

| |материалы | |

|Сомали |Живые животные |89,7 |

Развивающиеся страны также сильнее зависят от одного торгового

партнера, чем промышленно развитые. Покажем это на рисунке 2.3.

Рис.№ 2.3.

Зависимость от основного партнера по экспорту.

[pic]

[pic]

Торговый партнер, от которого обычно зависит развивающаяся страна, почти

всегда относится к категории промышленно развитых стран. Некоторые примеры

приведены в следующей таблице (см. таблицу 2.3.)

Таблица № 2.3

Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран

от торгового партнера

|Развивающаяся страна |Экспортный рынок |Доля экспорта |

| | |развиваю-щейся |

| | |страны, % |

|Бруней |Япония |61,2 |

|Центральноафриканская|Франция |44,1 |

|Республика | | |

|Маврикий |Великобритания |43,5 |

|Мексика |США |64,7 |

|Сомали |Саудовская Аравия |86,5 |

2)Социально- экономическое развитие России.

В период макроэкономической стабилизации в России многие

исследователи (особенно зарубежные) высказывали мнение о том, что по ее

завершении страна перейдет к экономическому росту. Подобные ожидания

базировались на опыте других стран с переходной экономикой. Практически

речь шла о том, что либерализованная экономика при условии жестких

бюджетных ограничений и подавлении инфляции немедленно поворачивает к

росту. Возникло представление о повороте к росту как о естественной награде

за глубокие рыночные реформы. Оно отчасти повлияло и на официальные

прогнозы, что видно из следующей таблицы

Таблица №2.4.

Динамика макроэкономических показателей и

прогнозы[14]

(темпы прироста в %)

|1992г |104,9 |2,8 |0,7 |

|1993г |103,7 |9,0 |0,3 |

|1994г |108,6 |11,3 |0,5 |

|1995г |103,0 |17,4 |0,9 |

|1996г |100,8 |24,2 |0,9 |

|1997г |97,8 |33,0 |0,7 |

|1998г[15] |95,0 |55,0 |1,2 |

Ситуация, при которой государственные заимствования требовали

значительно больше ресурсов, чем составляла величина внутренних ликвидных

сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на рынок

внутреннего государственного долга. По данным Минфина РФ , в апреле 1998г.

доля нерезидентов составляла около 28% рынка. Доступ нерезидентов на рынок

внутреннего государственного долга позволил решить задачу снижения

процентных ставок в российской экономике, тем самым уменьшая нагрузку на

бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга.

Одновременно широкое участие иностранных инвесторов в финансировании

дефицита государственного бюджета резко усилило зависимость экономики

России от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Но существенное ослабление контроля за иностранными капиталом и

соответствующее снижение стоимости обслуживания государственного долга

создали у правительства иллюзию отсутствия проблем с обеспечением

финансирования дефицита государственного бюджета, по крайней мере в

среднесрочной перспективе. С этой точки зрения допуск нерезидентов на рынок

внутреннего долга увеличил риск выбора мягкой бюджетной политики, не

предполагавшей резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно

потребностей в государственных заимствованиях.

После кризисного обвала российская экономика постепенно приходит в

себя. Однако перспективы оживления инвестиционных рынков, похоже,

отодвинуты весьма и весьма надолго. Здесь ситуация гораздо хуже и не

внушает особого оптимизма.

Во-первых, неконтролируемая девальвация и спровоцированная ей инфляция

разом обесценили ранее сформировавшийся потенциал сбережений и накоплений

отечественной экономики. А ведь именно из этих ресурсов формируется спрос

на рынке капитала, в том числе на инвестиции в реальные активы.

Вторая причина - это замораживание внутреннего долга, что по сути дела

вывело значительную часть ресурсов сбережений из хозяйственного оборона,

усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.

В-третьих, значительная часть финансовых ресурсов оказалась жестко

связана низкой платежеспособностью, по сути дела параличом банковской

системы и потребностями обслуживания внутреннего и внешнего долга и

практически не может использоваться в виде источника финансирования

инвестиций реального сектора.

Во многом ситуация оказалась адекватной началу либерализации экономики

в 1992 году. В итоге падение инвестиционного спроса после августовских

событий значительно ускорилось. В целом по итогам года сокращение

инвестиций, согласно прогнозу, составит порядка 8-10 процентов.

В сложившихся условиях падение спроса на инвестиции в текущем году

могло бы быть значительно больше. Ведь по имеющимся оценкам, в результате

инфляции и трехкратной девальвации рубля совокупный платежеспособный спрос

в экономике с учетом структуры денежной массы сократился, как минимум,

втрое.

В ситуации общего сжатия спроса в экономике прежде всего страдают

инвестиции, поскольку происходит закономерное перераспределение ресурсов от

инвестирования к потреблению.

Однако тот факт, что капитальное строительство в последние годы

реально работает не на живых деньгах, а преимущественно на квазиплатежных

инструментах - бартере, зачетах и т.д., - сделал отечественные рынки

инвестиций не столь чувствительными к катаклизмам на финансовых рынках в

сравнении с аналогичной ситуацией в развитом рыночном хозяйстве.

Хуже другое - то, что углубление кризисных процессов на инвестиционном

рынке в виде отклика на летний обвал наиболее сильно может проявиться в

1999 году. Темпы углубления кризиса в этот период в решающей мере будут

определяться тремя критическими параметрами: темпами вероятной девальвацией

рубля, уровнем инфляции на внутреннем рынке и уровнем реальной процентной

ставки.

Как показывают расчеты, пороговым значением среднемесячной инфляции,

за которым обычно начинается регрессия объемов сбережений граждан и, как

результат, падение инвестиционного спроса, является рост цен на уровне 8-10

процентов в месяц, что составляет около 250-310 процентов в год. Кстати,

именно такая ситуация имела место быть в 1992-94 годах в период высоких

темпов инфляции.

Сегодня, даже если абстрагироваться от роста цен в сентябре (почти 40

процентов), угроза инфляционного разогрева экономики сохраняется. Уровень

инфляции (например, в ноябре почти 6 процентов) оказывается весьма близок к

критическому рубежу, инициирующему усиление спада инвестиций.

Инфляция составляет важную часть экономики в связи с ее воздействием

на процентные ставки, обменные курсы, стоимость жизни и общее доверие к

политической и экономической системам страны.

В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую

деятельность и вести прибыльные операции. Компании должны менять цены почти

ежедневно, чтобы сохранить достаточный поток наличности для возмещения

товарно-материальных запасов и поддержки деятельности фирмы. Точный прогноз

инфляции труден, поэтому фирмы выпускают продукцию с заниженной или

завышенной ценой, что приводит к нехватке денежных средств или к такой

цене, которая оказывается слишком высокой, чтобы можно было сохранить свою

долю рынка.

Инфляция приводит к политической дестабилизации. Если правительство

пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные

доходы населения снижаются и наступает безысходность. Если правительство

решает ничего не предпринимать, страна рискует ухудшить экономику до такой

степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Введение финансовых

ограничений ставит правительство в уязвимую позицию и, самое главное,

трудно осуществимо.

Изменение цен по секторам экономики России в 1998г. приведены ниже:

Таблица 3.2.

Изменение цен по секторам экономики России.

на конец года в процентах

| |К предыдущему месяцу|Октябрь 1998г. |Справочно |

| | |к | |

| |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабр|октябрь |

| |т |рь |ь | |ю |97г. к |

| | | | |1997г |1997г.|декабрю |

| | | | | | |96г. |

|Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 |

|потребительских | | | | | | |

|цен | | | | | | |

|Индекс цен |98,8 |107,4 |105,9 |112,4 |112,0 |107,3 |

|производи-телей | | | | | | |

|промышленной | | | | | | |

|продукции | | | | | | |

|Индекс тарифов |100,6|105,0 |101,0 |112,2 |111,6 |100,4 |

|на грузовые | | | | | | |

|перевозки | | | | | | |

В течение 1998г. темпы роста потребительских цен опережали изменение

цен производителей промышленной продукции, однако в октябре прирост цен

производителей был выше, чем на потребительские товары и

услуги.(см.рис.3.1.)

Рис 3.1.

[pic]

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг приведена

ниже:

Таблица 3.3.

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг.

на конец периода, в процентах

| |К предыдущему месяцу |Октябрь 1998г. |Справочно |

| | |к | |

| |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабрю|октябрь97г|

| |т |рь |ь |1997г. |1997г. |. к |

| | | | | | |декабрю |

| | | | | | |96г. |

|Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 |

|потребительских| | | | | | |

|цен | | | | | | |

|в том числе на:| | | | | | |

| | | | | | | |

| |102,4|139,5 |103,9 |158,2 |155,6 |107,4 |

|продовольственн| | | | | | |

|ые товары | | | | | | |

|непродовольстве|107,1|154,3 |107,4 |182,2 |180,0 |106,7 |

|нные | | | | | | |

|товары | | | | | | |

|платные услуги |101,2|103,4 |101,6 |116,9 |114,8 |120,3 |

|населению | | | | | | |

При анализе факторов, определяющих возникновение отрицательного

сальдо платежного баланса по текущим операциям и изменение в 1997г.

источников финансирования дефицита платежного баланса, важно иметь в виду

внутреннюю противоречивость экономической ситуации в России. С одной

стороны, при падении цен на нефть у экономических агентов возникли

подозрения относительно завышенности курса рубля и соответственно появились

ожидания девальвации. Эти ожидания усиливались также из-за роста спроса на

валюту в связи с необходимостью обслуживания и погашения внешнего долга.

Изменения конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей сделали

корректировку проводимой курсовой политики и определенное обесценение рубля

действительно необходимыми. ,то стало очевидным в IV квартале 1997г., когда

обозначилась тенденция использования официальных золотовалютных резервов в

качестве одного из основных источников финансирования дефицита.

Однако, с другой стороны, в условиях экономической ситуации, которая

характеризуется наличием короткого внутреннего государственного долга и

высокой долей нерезидентов на этом рынке, любые попытки изменения курсовой

политики (в частности, попытки ускорения обесценения рубля) вызывают

массовый отток иностранных инвесторов с финансовых рынков, рост процентных

ставок, увеличение спроса на валюту, снижение валютных резервов, повышение

риска дефолта по государственным обязательствам и резкой девальвации. В

результате политика постепенного обесценения рубля в целях уравновешивания

платежного баланса становится практически неосуществимой.

К середине ноября 1998г. затих фондовый рынок. Напуганные кризисом

инвесторы постарались перевести свои средства в более стабильные финансовые

инструменты. В результате объемы торгов российскими акциями упали до

неприличных, по словам трейдеров, значений- в среднем чуть более $50 млн.

в день (до кризиса объем в $200 млн. никого не удивлял). Такое снижение

активности инвесторов привело к тому, что амплитуда колебаний котировок

российских акций резко уменьшилась. Сложившаяся динамика цен характерна

скорее для развитых, чем для развивающихся рынков.

К сожалению, это вовсе не свидетельствует о том, что российский рынок

перерос стадию развивающегося. Просто обычно его на 60-70% поддерживают

нерезиденты, а сейчас игру ведут преимущественно российские участники. И

такое положение дел, по оценкам начальника финансового управления

Спецстройбанка Максима Рыкова, сохранится: «Сейчас нерезиденты выводят

денежные средства с рынка акций- по американскому законодательству

инвесторы в конце года должны держать активы в денежных средствах. Поэтому

рынок будет поддерживаться лишь за счет российских операторов- крупных

банков и инвестиционных компаний». Рассчитывать же на существенный рост

активности российских брокеров не приходится.

С особой остротой встает проблема инвестиций на возмещение и

обновление производственного аппарата, на пополнение оборотных средств.

Резервы стабилизации и роста производства за счет улучшения

использования имеющихся производственных мощностей при увеличении спроса,

которые кажутся весьма значительными, на самом деле не столь велики,

поскольку даже при увеличении масштабов производства на этих мощностях

издержки и качество продукции не будут отвечать новым требованиям и не

обеспечат ее конкурентоспособности.

Поэтому проблема состоит именно в инвестициях. Суть ее не просто в

наращивании объемов. Повышение доли потребления в валовом внутреннем

продукте при относительном сокращении инвестиций является, с одной стороны,

естественным стремлением населения сохранить в период кризиса прежде всего

уровень жизни.

Но, с другой стороны, сокращение объема инвестиций в переходный период

составляет неизбежный момент в процессе смены режимов воспроизводства

основного капитала: от свойственного планово-распределительной системе

режима, в которой падающая эффективность вложений восполнялась ростом их

объемов, к режиму, характерному для рыночной экономики, при котором рост

эффективности инвестиций позволяет получать больший результат при тех же

или даже снижающихся их объемах.

Поэтому главное в проблеме инвестиций- их эффективность, создание

условий для интенсификации вложений в наиболее эффективные,

конкурентоспособные производства, дающие быструю отдачу, позволяющие

максимально увеличить доходы предприятий, населения и бюджета;

предотвращать те капитальные и иные затраты, которые ведут лишь к

растранжириванию ресурсов и усилению инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными

угрозами. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся

решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции

народного хозяйства и возобновления экономического роста. Поэтому

Российское законодательство должно быть направлено на привлечение

иностранных инвестиций.

Но сегодня при принятии законов и других решений, касающихся

иностранных инвестиций, превалирует не столько желание создать

благоприятные условия для них, сколько боязнь, что иностранные компании

внедряться в важные сектора российской промышленности.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений-

одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта

зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов

(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника

принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого

действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на

недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать

и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости

большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не

образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих

стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и

времени.

Становление законодательства об иностранных инвестициях- составная

часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит

сделать еще очень многое для того, чтобы наше государство стало

действительно правовым. Пока что такое его определение, закрепленное в

Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая реальность.

Таким образом, появилась необходимость создания новых законодательных

актов, регулирующих иностранные инвестиции.

***

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились

неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим

инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией,

продолжающимся экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой

(финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги,

правовая незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не

способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов -

неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие

для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих

развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов

отпугивает непоследовательность экономической политики государства,

постоянное изменение “правил игры”.

2.Иностранные компании на российском рынке.

Производя инвестиции в России иностранные компании и банки могут

преследовать следующие цели:

1) Получение высокой нормы прибыли при создании производств по выпуску

продукции, которая дефицитна в России, или цены на которую в России

значительно выше мировых.

2) Использование факторов производства, цена которых в России ниже

мировой: сравнительно дешевая (но квалифицированная) рабочая сила, низкая

цена некоторых видов сырья.

3) Использование сравнительно богатых месторождений полезных

ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в России

дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах

затруднен.

4) Покупка потенциально эффективных российских предприятий (обычно

экспортно-ориентированных) по низкой цене с целью получения высокой прибыли

после ограниченных инвестиций в создание системы сбыта, проведение

маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

5) Продвижение на российский рынок своей продукции: создание торгово-

сбытовой сети, сборочных производств, сервисных предприятий, внедрение

своих стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа

подталкивают и высокие таможенные сборы.

6) Использование морально устаревшего или экологически вредного

оборудования, которое невозможно эффективно использовать в развитых

странах. Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой

хорошо отработана.

7) Инвестирование средств российского происхождения под видом

иностранных, чтобы иметь больше возможностей для защиты капитала от

действий властей.

Но несмотря на какие-либо привлекательные стороны инвестирования в

российскую экономику иностранные инвесторы считают, что в сравнении с

другими странами-импортерами капитала инвестиционный климат России является

весьма рискованным. Для такого заключения у них есть основания, поскольку

большинство западных исследований утверждает, что комплексная оценка риска

вложений капитала в российскую экономику заметно выше, чем, например, в

Западной Европе.

По данным международного финансового журнала «Евромани», который

оценивает риск зарубежного инвестирования по 100-бальной шкале (чем выше

этот показатель, тем степень риска ниже, и наоборот), по состоянию на

1993г. показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет

18,13.[16] Более того, налицо не только низкий уровень привлекательности

инвестиционного климата России, но и устойчивое ухудшение инвестиционного

рейтинга в мировой иерархии. Так, по данным американской группы «Бизнес

Риск Интернэшнл» в списке из 132 государств, «опасных»для инвестирования,

СССР накануне своего распада в 1991г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе

стран, привлекательных для инвестирования, журнала «Евромани» в 1992 году

России отводилось уже 129-е место, а в 1993 году - 149-е из 169 стран.

Большинство инвесторов США, оценивая инвестиционный климат в России

как не очень благоприятный, считают негативными факторами налоговую

политику (не стимулирует развитие производства), а также проникновение

криминальных элементов в предпринимательскую среду, неразвитость

транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, низкий уровень

менеджмента и технологий, а также коррупцию и бюрократизм. Кроме того,

инвесторы США, имеющие опыт работы в России, отмечают не только отсутствие

необходимых законов, но и невыполнение действующих, что приводит к

нарушению прав акционеров.

В финансовый кризис в России оказались вовлечены практически все

иностранные корпорации, банки и фирмы, работающие в стране.

Из-за сложной экономической ситуации в России большинство иностранных

инвесторов воздерживаются от новых инвестиций в российскую экономику.

Анализ деятельности инвесторов США на российском рынке в 1997-1998гг.

показывает, что с середины 1997г. большинство из инвестиционных фондов США,

специализирующихся на прямых капиталовложениях в экономику России, снизили

свою активность. Эта тенденция характерна также для большинства компаний,

осуществляющих портфельные инвестиции. В связи с валютно-финансовым

кризисом в Азии они в октябре 1997г. стали изымать свои капиталы с

российского фондового рынка; процесс завершился в основном в январе-феврале

1998г. Но крупные инвестиционные банки и компании США, имеющие значительные

финансовые ресурсы и резервные страховые фонды, а также международные

спекулянты продолжали работать с российскими ГКО в связи с их высокой

ликвидностью.

По данным Министерства торговли США, с 1995г. были зарегистрированы

следующие специализированные фонды: «US-Russia Investment Fund»,

«Agribussiness Partners Fund», «AIG Brunswick Hellennium Fund», «Defence

Enterprises Fund» и другие с общим объемом привлеченных средств более 1

млрд. долл. Их деятельность в России гарантирована правительством США или

американскими правительственными организациями. Предполагалось, что эти

фонды будут сотрудничать с российскими партнерами в разработке

месторождений нефти и газа, инвестировать капитал в связь и энергетику,

переработку сельскохозяйственного сырья, высокие технологии, участвовать в

конверсии оборонных предприятий РФ.

Итоги 1997г. и I полугодия 1998г. показывают, что рост долгосрочных

инвестиций в указанные сектора российской экономики был незначительным. По

оценке : «US-Russia Investment Fund», инвесторы США почти не осуществляют

прямые инвестиции в обрабатывающую промышленность и высокотехнологичные

отрасли России. Так, в машиностроении их доля не превышает 6-7%. Они

предпочитают быстроокупаемые проекты в отраслях, продукция которых

пользуется спросом населения России, и инвестируют капитал в основном в

отрасли с низкой степенью обработки (добыча полезных ископаемых) или в

экологически «грязные» производства, продукцию которых можно

экспортировать.

Деловые круги США понимают, насколько рискованны инвестиции в

производство в России в обстановке неплатежей, обострения проблемы

задолженности и ухудшения финансового положения фирм-должников. Специальные

инвестиционные фонды (страновые), а также частные компании будут

воздерживаться от значительных инвестиций в российскую промышленность, за

исключением ведущих нефтяных компаний («Mobill», «Exxon», «Texaco»), а

также «Coca-Cola» и ряда других, которые заинтересованы в реализации новых

проектов в России или расширении действующих производств.

По оценкам американских экспертов, в 1997г. основными инвесторами в

экономику РФ были частные фонды и инвестиционные компании США, которым были

выгодны условия доступа на рынок российских ценных бумаг, где они получили

значительные прибыли, осуществляя спекулятивные операции. В июне-сентябре

1997г. на фондовом рынке России наблюдался бум, неадекватный состоянию

промышленности РФ, и это не могло долго продолжаться. Так, отмечался

повышенный спрос на акции компаний, имевших значительные долговые

обязательства.

При появлении признаков кризиса большинство компаний США, допущенных

на российский рынок покинуло его. В I полугодии 1998г. при обострении

кризисных явлений в экономике РФ западные инвесторы перешли на более

выгодный и надежный (таким его считали многие иностранные инвесторы) рынок

ГКО, а затем вывели большую часть своих капиталов из страны.

В 1998г в финансовых кругах США сложилось мнение, что напряжение в

мировой экономической системе достигло предела в связи с постоянным

притоком на фондовый рынок производственных ценных бумаг. Возможны

потрясения на мировых валютных и финансовых рынках, катализатором которых

может стать обострение финансовой ситуации в странах Азии и России.

Эксперты отмечают, что РФ несет большие, чем западные страны, потери из-за

потрясений на мировых финансовых рынках.

Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию в России, существуют

стратегические западные инвесторы, которые не покидают российский рынок.

Cегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов,

среди них:

-Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

На сегодняшний день есть информация об участии ЕБРР в следующих проектах:

кредит в 90 млн. долл. выделен СП Polar Lights Company, в состав которого

входит государственное предприятие по добыче нефти «Архангельскгеология».

Кроме ЕБРР, в финансировании участвуют Международная финансовая корпорация

(60 млн.долл.)и OPIC (Overseas Private Investment Corporation, 50

млн.долл.).Общая стоимость проекта составляет 350 млн.долл. Средства пойдут

на разработку Ардалинской нефтяной провинции в Тимано-Печорском регионе.

Помимо нефтегазового комплекса средства выделялись и на поддержку

других сфер, в частности, инфраструктуры, ЕБРР предоставил кредит в 3,5

млн. ЭКЮ, направленный на развитие высококачественной международной

телекоммуникационной связи в Москве, компании Sovintel (СП между

«Ростелекомом» и SFMT).

ЕБРР оказывает также техническую помощь и консультирование по

следующим направлениям: приватизация (53,5% всех затрат в порядке помощи),

реструктуризация производства (0,9%), финансы (7,1%), инфраструктурные

проекты (36,6%), правовая помощь (1%), прочие (1,2%).

-Международная Финансовая Корпорация, МФК (The International finance

Corporation, IFC).

Международная финансовая корпорация (МФК)- независимый член группы

Всемирного банка. В отличие от другого члена Всемирного банка-

Международного банка реконструкции и развития - МФК работает на

микроуровне, финансируя не правительства, а непосредственно предприятия.

Первыми двумя проектами МФК в России на сумму 71,5 млн.долл. (общая сумма

привлеченных по этим проектам средств составила 377 млн.долл.) стали

вложения в предприятия нефтегазовой промышленности. Один из кредитов (60

млн.долл) выдан СП Polar Lights Company. Кредит в 10- млн. долл.

предоставлен СП «Васюган Сервисез» (учредители - ПО «Томскнефть»,

Васюганский производственный отдел и компания Canadian Frackmaster.

В процессе обзора деятельности крупнейших инвестиционных институтов

на российском рынке нельзя не упомянуть о такой крупной финансовой

организации, как Всемирный Банк. Деятельность большинства отделений банка

(помимо Международной финансовой корпорации) направлена на финансирование

правительственных программ и к частным предпринимателям непосредственного

отношения не имеет. Однако с этой точки зрения финансовые ресурсы банка

могут рассматриваться как средство для создания более благоприятных условий

бизнеса в той или иной отрасли, регионе. Главная цель такой поддержки, как

сказал директор его представительства в Москве Арди Стаутьездайк ( Ardi

Stautezdaik) - развитие экономики посредством стимулирования частного

сектора.

Россия вступила во Всемирный банк летом 1992 года. С тех пор основные

инвестиционные средства в страну идут (за исключением средств ранее уже

упоминавшейся МФК) через Международный банк реконструкции и развития

(МБРР). За два последних года МБРР направлял на развитие экономики России

около 1,5 млрд. долл. ежегодно. Эти средства использовались в основном на

поддержание жизненно необходимого импорта (фармацевтики, семян, удобрений и

пр.), а также на осуществление крупных инвестиционных проектов в России.

Многие крупнейшие компании - от автомобильных до фармацевтических

корпораций- инвестируют в России настолько крупные средства, что это

заставляет из заглядывать дальше сегодняшних проблем на российском рынке.

*Генеральный директор отдела международных связей аэрокосмической

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Реферат Live