Государственная поддержка инвестиционной деятельности
чехарда и информационные войны привели к тому, что в целом, инвесторы
предпочли занять выжидательную позицию по отношению к России. Подобную
ситуацию можно расценить как критическую. Кризис доверия губителен для
прямых инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее
ликвидную форму капитала.
Таким образом, России остро необходимо быстрое и существенное
изменение инвестиционного климата. Эта работа должна производиться
поэтапно, результатом такой деятельности должны стать существенные
экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России
эффективной рыночной экономики, в которой развитие обеспечивается частной
инициативой. В конечном счете, именно это означает благоприятный
инвестиционный климат.
В качестве важнейшего инструмента государственной инвестиционной
политики, ориентированной на стимулирование привлечения средств частных
инвесторов в реальный сектор экономики, предполагалось еще в 1997 году
запустить механизм Бюджета развития и связанный с ним механизм
предоставления государственных гарантий.
Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» был принят
только 26 ноября 1998 года.
Принципиальная важность Бюджета развития как стимулятора экономического
роста состоит в том, что средства налогоплательщиков предоставляются
корпоративному сектору строго на возвратной, платной и срочной основе.
В Бюджете развития сосредоточена часть ресурсов, выделяемых
государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы, необходимые для
выполнения государством своих обязательств - строительство социально
значимых и дорогостоящих инфраструктурных объектов, обслуживание технически
сложных систем - обеспечиваются по обычной схеме через текущий бюджет.
Максимально высокая эффективность использования средств Бюджета
развития обеспечивается конкурсным отбором финансируемых объектов по
критериям высокой экономической эффективности инвестиционных проектов на
принципах долевого участия государства в их финансировании. Обязательным
условием является наличие у заемщика собственных денежных средств в размере
не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта, а по
крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн. долларов США) - не менее
10% указанного объема.1
Бюджет развития представляет собой список конкретных инвестиционных
проектов, прошедших конкурсный отбор и экспертизу и размер денежных
средств, выделяемых из Бюджета развития на финансирование этих проектов.
Ввиду известной напряженности ситуации с Федеральным бюджетом, для
потенциальных инвесторов больший интерес представляют государственные
гарантии, которые являются обязательством Правительства РФ возместить
кредитору за счет средств Бюджета развития часть фактически предоставленных
им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае не возврата
заемщиком (инвестором) основного долга в срок, установленный кредитным
договором.
Необходимо создавать механизм жесткого контроля со стороны государства
за целевым и эффективным использованием государственных инвестиций, в
частности, в форме проверок целевого использования средств федерального
бюджета, предназначенных для реализации федеральных целевых программ, а
также контрольных проверок объемов и стоимости работ (поставок, услуг),
оплаченных за счет средств федерального бюджета, с применением штрафных
санкций, в случае их нецелевого использования. При этом должно быть
обеспечено ритмичное финансирование федеральных целевых программ, а также
строек и объектов инвестиционной программы года, в пределах выделяемых на
капитальное строительство финансовых ресурсов с учётом хода выполнения
работ.
Аналогичный контроль устанавливается за использованием бюджетных
инвестиций, направляемых на финансирование федеральных программ развития
регионов, а также капитальных затрат, финансируемых за пределами
федеральной инвестиционной программы по различным статьям бюджета.
Одним из ведущих направлений повышения инвестиционной активности и
привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны, в том числе
иностранных, должно стать развитие лизинговой деятельности в России.
Развитие лизинга в инвестиционной деятельности предоставляет широкие
возможности для реализации государственных инвестиционных программ,
позволяет осуществлять их финансирование, не опасаясь влечения на другие
цели и создавая все условия для контролируемой адресной работы по
формированию и обновлению производственно-технической базы страны.1
Для мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, привлечения
иностранного капитала необходимо формирование инвестиционного климата,
предполагающее создание благоприятных условий и механизмов накопления
национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции,
содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного
капитала, стимулирование притока иностранных инвестиций.
В создании условий для благоприятного инвестиционного климата важную
роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению
амортизационных отчислений - преимущественно на инвестиционные нужды для
воспроизводства основных фондов. С учетом дальнейшего развития рыночных
отношений решение этой задачи осуществляется не на принципах жестких
ограничений по направлениям использования амортизации, а за счёт
приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений
предприятий к налогооблагаемому доходу.
Важным направлением повышения действенности амортизационной политики
является приведение стоимости основных фондов в соответствие с их рыночной
оценкой. Это дает не только основу для разработки основных норм
амортизационных отчислений, но и позволит снизить нагрузку на финансы
предприятий.
Усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая
переоценка основных фондов и применение механизма ускоренной амортизации.
Действующие законодательные акты в области налоговой политики
предоставляют ряд льгот по налогообложению. В их числе льготы при
налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными
инвестициями, освобождение от НДС на импортируемое технологическое
оборудование и запасные части к нему.
Ещё один фактор привлечения кредитных ресурсов для финансирования
инвестиционных проектов - система государственно-коммерческих гарантий.
Сдвиги в государственной поддержке инвестиционного процесса на
предоставление гарантий отвечают как интересам государства, так и частного
сектора.
Страхование инвестиционного процесса при поддержке государства дает
дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает
достижение экономической и денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в
страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов
в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их
страхования.
На первый план сегодня выходит также задача формирования эффективных
форм организации капитала, заключающиеся в создании современной
институциональной среды.
Ее основу должны составить институты с мощным финансовым, промышленным,
инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам относятся
финансово-промышленные группы (ФПГ), образующиеся вокруг одного или
нескольких технологически связанных крупных предприятий-производителей, а
также банковской структуры с развитой филиальной сетью и иные
«профессиональные корпорации», создающие эффект солидарной
заинтересованности и ответственности субъектов управления и производство за
принятие и реализацию решений.
Формирование финансово-промышленных групп обеспечивает дополнительные
возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных программ,
является одним из факторов устойчивой стабилизации экономики и повышения
эффективности производства. Объединение финансовых ресурсов участников ФПГ
существенно расширяет в целом их внутренние инвестиционные возможности,
позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.
Мощным стимулом для концентрации финансовых средств в производство
должно стать создание специализированных инвестиционных банков,
занимающихся только долгосрочными проектами. Для них государство должно
принять максимально льготные ставки налогообложения и создать реальные
условия, поддерживающие конкурентоспособность на межбанковском уровне.
За последние три года при активном участии государства был сделан
важный для стимулирования инвестиционного процесса шаг - стал развиваться
рынок ценных бумаг. Он предоставил легальную возможность динамичного
перелива капитала в наиболее перспективные отрасли и проекты, которые,
показав свою эффективность, требуют дополнительных средств для дальнейшего
развития.
В настоящее время наряду с проблемами снижения процентных ставок,
снижения налогового бремени, сокращения рисков, порождаемых общим
состоянием экономики, превращения государственной политики поддержки
частных инвестиций в один из важнейших приоритетов и т.п. наиболее
существенны следующие направления работы:
Завершение существенно отставшего процесса формирования минимально
необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.
Привлечение денег населения на инвестиционные цели.
Расширение лизинга, увеличение средств, направляемых на развитие лизинга в
структуре финансирования государственной инвестиционной программы.
Расширение банковского кредитования инвестиций.
Формирование финансово-промышленных групп различных типов, в том числе на
основе участия банков в капитале предприятия, которое они кредитуют.
Дальнейшее развитие по мере преодоления кризиса, российского рынка
корпоративных ценных бумаг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности
фирм, участвующих на этом рынке.
Развитие конкуренции между регионами за создание большей инвестиционной
привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов, имея в виду,
что именно регионы начали играть ведущую роль в формировании благоприятных
условий для инвестиционной деятельности.
Решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки, без
которой невозможно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности.
Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий в
области стратегии, бизнес - планирования и обоснования инвестиционных
проектов. Создание сети школ проектного финансирования. Формирование более
широкой сети консультационных фирм и активизация консультационной
деятельности в области инвестиций, особенно в регионах.1
Если дать общую оценку сложившейся на текущий момент ситуации, то можно
сказать, что потенциальные возможности Сибири как сферы приложения капитала
задействованы далеко не полностью в силу ряда причин, в первую очередь,
макроэкономического и институционального характера. Тем не менее,
инвестиционные возможности регионов Сибири имеют большие перспективы. С
одной стороны, в России в последнее время наметились признаки экономической
стабилизации, с другой стороны, и государство как на федеральном, так и на
региональном уровнях делает шаги по улучшению инвестиционного климата и
стимулированию инвестиционной активности, в том числе и по привлечению
иностранных инвесторов.
Ведется соответствующая работа российского правительства и на
международном уровне. Россия подписала Сеульскую конвенцию (1985г.) об
учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) при
Всемирном Банке, Вашингтонскую конвенцию (1965г.) по созданию
Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном
Банке. Все это позволит уменьшить риск капиталовложений, что для России
сейчас чрезвычайно актуально.
2.2.История поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области
Изучая инвестиционный процесс в регионе, можно отметить его сложность и
существенное отличие от инвестиционного процесса на государственном уровне.
На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они
как с масштабами деятельности, также особенностями хозяйствующих субъектов,
их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ
инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма
трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов
инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.
Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен
множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой
степени уникален. Хотя некоторые закономерности направлений инвестирования
по различным секторам экономики прослеживаются достаточно четко.
В настоящее время, органы государственного управления субъектов РФ
осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим
основным направлениям:
а) финансирование капитальных вложений органов государственного
управления для осуществления и поддержания своей деятельности;
б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора
экономики на возвратной и безвозвратной основе (субсидии, дотации и т.п.);
в) целевое финансирование некоммерческого сектора экономики в
соответствии с региональными программами развития.
Таким образом, государственные органы осуществляют целевое
финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На
региональном уровне целевое финансирование находит место как в
федеральных, так и в региональных программах.
Наиболее известными федеральными программами, реализуемыми на
территории Новосибирской области являются: «Дети России», «Сохранение и
развитие культуры и искусства», «Социальная поддержка инвалидов».
Особое значение для Новосибирской области имеет такой фактор как
«специфическая особенность Новосибирской области - преобладание в структуре
промышленности высокотехнологичных и наукоемких производств, в основном
предприятий ВПК, наличие десятков научно-исследовательских организаций.
Здесь имеется значительный научно-технический потенциал, квалифицированные
специалисты, что может послужить основой инвестиционного развития нового
типа в противовес первой волне инвестиций, затронувшей топливно-сырьевые
регионы с преобладающей экспортной ориентацией,»1 - считает В. Поляков,
один из организаторов Агентства содействия инвестициям.
К числу положительных моментов в инвестиционной сфере Новосибирской
области он относит следующие:
1.Наличие производственно - технической базы достаточно
диверсифицированной структуры, пригодной для организации различных видов
бизнеса.
2.Научный потенциал, овеществленный в различных формах интеллектуальной
собственности - патентах, промышленных образцах, ноу-хау.
3.Наличие квалифицированного персонала.
4.Потенциальная востребованность части продукции предприятий области на
внутреннем рынке, рынках ближнего и дальнего зарубежья.
5.Поддержка со стороны администрации области мероприятий по развитию
новых ресурсосберегающих технологий, производству импортозамещающих и
экспортных товаров.
Однако он отмечает и негативные стороны, противодействующие
инвестиционному развитию, которые, по сути, нейтрализуют все
положительные моменты:
1.Производственное оборудование предприятий морально и физически
устарело, не в полной мере отвечает задачам их рыночной ориентации,
основные производственные и инфраструктурные мощности простаивают.
2.Имеющаяся интеллектуальная собственность не оценена с позиций её
рыночного применения. Некоторые наиболее привлекательные запатентованные
технологии, ноу-хау расхищаются или используются без лицензий или иных
компенсаций.
3.Потенциальные возможности персонала недоиспользуются из-за
неразработанности организационно-экономических форм его включения в новые
формы и виды деятельности.
4.Маркетинговый анализ потребностей внутреннего рынка, рынков ближнего
и дальнего зарубежья, с привязкой к производственным возможностям
предприятий не проводится.
5.Недостаточно разработаны инвестиционные программы (включающие и
пакеты конкретных проектов), позволяющие материализовать в различных формах
поддержку со стороны администрации области, привлечь сторонние источники
инвестиций и снизить воздействие всего комплекса негативных факторов.
Возможность реализации инвестиционных программ и проектов сдерживается
рядом факторов. Решающими из них являются несогласованноесть действий
участников инвестиционного процесса, неумение правильно оценить
инвестиционную ситуацию, а также неготовность предприятий-инициаторов
проектов выполнять комплекс работ инвестиционного цикла: от проведения
технико-экономических исследований до эффективного управления ресурсами
проектов на этапе их реализации. Ситуация усугубляется недостаточно
развитой в области (и по России в целом, за исключением Москвы)
инфраструктурной инвестиционной деятельности, включающей системы
информационного обслуживания, оказания квалифицированных услуг, подготовки
и переподготовки руководителей и ведущих специалистов.1
Таким образом, при наличии значительного инвестиционного потенциала,
область, тем не менее, находится в ситуации инвестиционного кризиса.
Следует отметить, что ситуация в инвестиционной сфере Новосибирской
области не намного отличается от ситуации по России в целом, с тем лишь
отличием, что наблюдается более равномерное изменение ситуации, без резких
скачков.
Более подробно динамика распределения инвестиционных ресурсов по
источникам показана в Таблице 1.
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за
1995-1999 гг. (в процентах к итогу)
(1995-1998гг по полному кругу предприятий, 1999 -2000гг. по кругу
крупных и средних предприятий), (2000г.-прогнозные данные)
| |1995г.|1996г.|1997г.|1998г.|1999г. |2000г. |
|Инвестиции в основной |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|капитал, всего | | | | | | |
| Собственные |47,2 |54,8 |56,7 |59,2 |60,1 |53,2 |
|средства предприятий | | | | | | |
|Привлеченные средства, |52.8 |45.2 |43.3 |40,8 |39,9 |46,8 |
|из них: | | | | | | |
|Государственное |17,7 |23,3 |24,8 |23.6 |17,0 |24,1 |
|финансирование, в т.ч.:| | | | | | |
|Федеральный бюджет |8,4 |15,7 |16,1 |14,94 |11,7 |16,8 |
|Областной бюджет и |9,9 |7,6 |8,7 |8,66 |5,1 |7,1 |
|местные бюджеты | | | | | | |
В период 1995-1999гг. в Новосибирской области происходит постепенное
снижение доли областного и местного бюджетов в общем объеме инвестиций в
основной капитал. Если в 1995г. доля местных бюджетов составляла 9,3%, то в
1999-снизилась до 5,1%, в 2000г. наметился подъем до 7,1%, но это
прогнозные данные и, скорее всего, фактически они будут ниже.
С 1992 года основным источником финансирования являются средства
предприятий. На их долю приходится более половины средств, используемых на
инвестиции. Но инвестиционные возможности большинства предприятий на
сегодняшний день не велики.
Изменилась за последние годы и воспроизводственная структура
капитальных вложений. В 1992 году 44% всех капитальных вложений в
промышленности были направлены на реконструкцию и техническое
перевооружение действующих предприятий. А в 1994 году уже 25%. В то же
время доля затрат на строительство новых предприятий возросла с 38% до 56%.
Более подробно данные изменения показаны в Таблице 2.
Таблица 2
Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал но объектам
промышленного назначения (в процентах к предыдущему году)1
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |
|Инвестиции в основной капитал, всего |100 |100 |100 |100 |100 |
|в том числе направленные на: | | | | | |
|техническое перевооружение и |44 |36 |25 |30 |28 |
|реконструкцию действующих предприятий| | | | | |
|расширение действующих предприятий |15 |10 |14 |12 |12 |
|новое строительство |38 |50 |56 |54 |55 |
|отдельные объекты действующих |3 |4 |5 |4 |5 |
|предприятий | | | | | |
Уменьшение инвестиций, направляемых на техническое перевооружение и
реконструкцию, привело к возрастанию износа именно промышленного
оборудования. В результате, износ всех ОПФ в промышленности в 1994 году был
равен 48,9%2 и значительно превышал износ всех ОПФ по народному хозяйству
Новосибирской области (38%).
Как известно, ранее одним из источников капиталовложений предприятий
были средства амортизационных отчислений. В 1991 году в России более 51%
всех капитальных вложений осуществлялись за счёт средств амортизационных
отчислений”3. В 1994 году эта доля уменьшилась до 10%. Использование их для
многих предприятий сейчас не выгодно из-за отсутствия каких-либо других
значительных источников пополнения оборотных средств.
Зачетная система расчетов за произведенную продукцию явилась чуть ли не
единственно возможным источником пополнения собственных средств -
простаивающие основные фонды, механизмы оптимальной реализации которых
сегодня только начинают разрабатываться.
Не меняется не только группа получателей инвестиций, но и стран-
инвесторов. До последнего времени основной формой участия иностранных
капиталов в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий.
Несмотря на довольно большое число зарегистрированных СП, размеры
привлечённых ими инвестиций невелики, а роль в экономике незначительна.
Что касается инвестирования предприятий посредством кредитования, то
ситуация в этой сфере за последние годы резко ухудшилась. По данным
Главного управления ЦБ РФ по Новосибирской области, за 1998 год кредитные
вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 392 млн. рублей, или на
220%, и на 1.01.99г. составили 1535,6 млн. рублей. Удельный вес
задолженности по кредитам в общей сумме вложений банков и филиалов составил
на 01.01.98 г 29% против 41% на 01.01.99 г. Доля просроченной
задолженности в кредитных вложениях возросла в три раза (с 6% на 01.01.98
г. до 18% на 01.01.99 г.).
Из приведенных данных видно, что ситуация в сфере кредитования
реального сектора 1998 году значительно ухудшалась. Это обусловлено резким
падением рубля, ростом темпов инфляции, ростом процентных ставок по
кредитам.
Всего за 1998 год банковской системой Новосибирской области было выдано
кредитов на сумму 4000 млн. рублей, что на 25% ниже, чем в 1997 году.
Практически все кредиты (90%) были направлены в три отрасли: промышленность
(17,4%), торгово-посредническая деятельность (35%), и прочие отрасли,
включая потребительские кредиты населению, органам власти и внебюджетным
фондам (37%). При этом, объемы кредитов, выданных промышленным предприятиям
области, уменьшились на 43%, торгово-посредническим предприятиям - на 24%.
Практически не кредитовалось сельской хозяйство, а в строительство и
транспорт было направлено 10% общей суммы выделенных средств.
Таким образом, из приведённых данных видно, что, проблем в
инвестиционном комплексе довольно таки много и что для активизации
инвестиционной деятельности и решения ряда проблем, стоящих па этом пути,
необходимо принимать меры.
В настоящее время действует закон «О внебюджетном фонде развития
промышленности Новосибирской области» от 25.05.98 № 12-03. Этот закон
устанавливает порядок образования и использования средств внебюджетного
фонда развития промышленности Новосибирской области, компетенцию органов
государственной власти по управлению и осуществлению контроля. Целью
создания фонда является накопление финансовых ресурсов для финансирования
целевых социально-экономических, научно-технических, конверсионных программ
и проектов промышленных предприятий, увеличения инвестиций в промышленность
области, повышения конкурентоспособности продукции предприятий области.1
Основным источником формирования фонда является задолженность
промышленных предприятий всех форм собственности перед областным бюджетом,
трансформированная в товары, услуги, фондовые инструменты.
Расходная часть фонда формируется в соответствии с законом НСО «О
бюджете внебюджетного фонда развития промышленности Новосибирской области»
на очередной финансовый год по следующим направлениям:
Предоставление кредитов промышленным предприятиям всех форм собственности
на подготовку и освоение производства с целью внедрения результатов научно-
технических и опытно-конструкторских работ,
Предоставление краткосрочных кредитов для финансовой поддержки предприятий,
выпускающих конкурентоспособную, экспортную и импортозамещающую продукцию
или осуществляющих структурную перестройку производства, в том числе
реализацию программ конверсии производства.
Новосибирским областным Советом депутатов 26 мая 1999 года принят
Закон НСО №12-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности
на территории Новосибирской области» (Приложение 1). В нем предусмотрен ряд
льгот для инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и система
государственных гарантий. Так, по этому Закону, предприятие, прошедшее
конкурсный отбор, освобождается от ряда налогов в части, зачисляемой в
бюджет области, в размере, не превышающем половины привлеченных инвестиций.
Это налог на прибыль, отчисления в территориальный дорожный фонд, налог на
имущество. Предложен ряд льгот по аренде областной собственности, отсрочке
платежей в территориальный дорожный фонд.
Инвесторы, отвечающие требованиям, установленным настоящим Законом,
имеют право на применение следующих ставок налогов и льгот по налогам, в
части зачисляемой в областной бюджет и территориальный дорожный фонд
Новосибирской области:
на период фактической окупаемости вложенных инвестором инвестиций, но
не более срока окупаемости, предусмотренного инвестиционным проектом:
налог на имущество, используемое инвестором для реализации
инвестиционного проекта 0 % от базовой ставки;
- налог на прибыль, полученную от реализации продукции (работ, услуг),
произведенной на созданных (приобретенных, полученных) в ходе реализации
инвестиционного проекта производственных мощностях или посредством
технологий, внедренных в ходе реализации инвестиционного проекта 0 % от
базовой ставки;
- налог на пользователей автомобильных дорог 0,75% от суммы реализации
продукции (услуг);
- налог на имущество, используемое инвестором для реализации
инвестиционного проекта 0 % от базовой ставки;
Также, в качестве мер государственной поддержки, предлагается
предоставление инвестиционных бюджетных ссуд из средств областного бюджета
и внебюджетных фондов, предоставление поручительств в качестве обеспечения
использования обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации
проекта, обеспечение залогом обязательств инвестора.
Областным Советом депутатов принят закон НСО «О Бюджете развития
Новосибирской области» от 20.12.99 № 81-ОЗ (Приложение2).
Администрация НСО в своей работе расширяет применение программно-
целевого метода управления. Их основой является формирование специальных
областных целевых программ по крупным социальным и экономическим проблемам.
Учитывая сложное финансово-экономическое положение области, к
реализации и финансированию за счет средств областного бюджета в 2001 году
принято 10 областных целевых программ, наиболее актуальных и значимых,
требующих незамедлительного внедрения. (Приложение 3).
В целях усиления контроля за процессом разработки и реализации
областных целевых программ было разработано Положение о порядке разработки
и реализации областных целевых программ, утвержденное постановлением главы
администрации области от 27.01.99 №43.
Данное положение предусматривает ряд мер, позволяющих более качественно
производить разработку проектов программ, более рационально и эффективно
использовать бюджетные средства 1.
2.3.Развитие инвестиционной деятельности в Москве и Московской области
Рыночные преобразования в Москве и Московской области продвинуты
дальше, чем в любом другом регионе. Правительство города, образованное
десять лет назад как правительство экономических реформ, продолжает линию
по созидательным процессам в области рыночных преобразований. Система
власти вызывает доверие, которому придается большое значение при выборе
региона для инвестирования.
Юрий Лужков в своем докладе «Притяжение Москвы», на первом заседании
Московского Международного пресс-клуба «Моя Москва», посвященному теме
«Инвестиционный климат Москвы»1, говорил, что, принятые законодательным
собранием Москвы законы расширили поле возможных инвестиций. В 1996г. объем
иностранных инвестиций составил 4 млрд $, в 1997- 8 млрд. $, в 1998 - 6
млрд. $. Из них 55-60% составили иностранные инвестиции. Вкладываемые
сегодня инвестиции на 1 тыс. $ приносят через полгода 2 тыс. $.
Московская область двигается в сторону льгот и гарантий защищенности
инвесторам. При спорах, инвесторы прибегают к юридическим нормам тех стран,
откуда они приходят. В настоящее время отрабатывается режим залоговых
гарантий, особенно крупных инвестиций.
Московскую область с полной уверенностью можно отнести к региону с
благоприятным инвестиционным климатом и низким уровнем инвестиционных
рисков. Все это благодаря как инвестиционному потенциалу региона, так и
грамотной политике, проводимой властями.
Инвестиционная деятельность в Московской области регулируется
законом от 28.07.97.г. №39/97 – ОЗ «О льготном налогообложении в Московской
области».
И от 31.12.98 г. №65/98-ОЗ «О гарантиях осуществления инвестиционной
деятельности в Московской области».
Согласно вышеприведенному закону, различают следующие государственные
гарантии:
. Обеспечение правовой защиты инвестиционной деятельности
. Гарантия компенсаций при национализации и реквизиции инвестиций
. Гарантии от незаконных действий государственных властей, ОМСУ и
должностных лиц
. Гарантии в случае изменения законодательства Московской области
. Гарантии прав инвестора на земельные участки
. Гарантия использования доходов
. Гарантии правительства Московской области от имени московской области по
возмещению кредитору части фактически предоставленных им средств на
финансирование инвестиционного проекта.
Власти Московской области со своей стороны стараются создать такие
условия, которые бы предупредили возникновение форс-мажорных обстоятельств.
Гарантии в случаях изменения законодательства Московской области
предполагает, что в случаях принятия нормативно-правовых актов московской
области, за исключением связанных с изменением федерального
законодательства, ухудшающие условия инвестирования, предусмотренных в
ранее заключенном договоре. Их положения не распространяются на срок
окупаемости инвестиций, если иное не предусмотрено в договоре, но не более
7 лет с даты начала осуществления инвестиционного проекта по договору.
Можно различить следующие гарантии:
1.Гарантии на земельные участки:
Закрепляются на праве постоянного пользования или аренды, если
земельные участки изымаются, то инвестору возмещаются убытки.
2.Гарантии использования доходов:
доходы, получаемые в результате инвестиционной деятельности после
уплаты соответствующих налогов и сборов. Инвесторам предоставляются также
налоговые льготы и налоговые кредиты - изменение срока налоговой уплаты,
при котором юридическим лицам предоставляется возможность в течение
определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по
налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок 1-5 лет
по налогу на прибыль и другим налогам, определенным в законе.
Налоговый кредит по налогам может быть предоставлен при наличии
следующих основ:
1. Приобретение юридическим лицом технологического оборудования, машин,
механизмов, транспортных средств производственного назначения для
осуществления реконструкции или технического перевооружения производства.
2. Приобретение этим лицом оборудования для научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ при реконструкции или технической
перевооруженности производства.
3. Приобретение оборудования для защиты окружающей среды от загрязнения
промышленными отходами.
4. Выполнение юридическим лицом на контрактной основе государственного
заказа на закупку и поставку товаров, производство работ и оказание услуг
для обеспечения государственных нужд Московской области.
5. Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, направленной
на создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание
новых видов сырья или материалов.
6. Осуществление этим юридическим лицом инвестиционной деятельности в
соответствии с перечнем приоритетных направлений.
7. Ряд других оснований, предусмотренных законом.
Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается
финансовым органом исполнительной власти Московской области в месячный срок
с момента подачи письменного заявления. Инвестиционный налоговый кредит
имеет форму бюджетного кредита на основании договора, при условии
предоставления заемщиком обеспечения использования своего обязательства по
возврату указанного кредита. Среди способов обеспечения инвестиционного
налогового кредита выделяют банковские гарантии, поручительства и залог
имущества в размере не менее 100% предоставленного кредита. Предоставление
инвестиционного налогового кредита за счет средств областного бюджета
осуществляется в пределах лимитов, предусмотренных законодательством
Московской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Налоговые льготы предоставляются субъектам инвестиционной деятельности в
порядке, предусмотренном законодательством Московской области «О льготном
налогообложении в Московской области»1 с соблюдением положений Закона №
65\98-ОЗ «О гарантиях осуществления деятельности в Московской области».
Право на получение дополнительных льгот имеют субъекты инвестиционной
деятельности, осуществляющие инвестиционную деятельность с перечнем
приоритетных направлений инвестиционной деятельности. При этом, сумма
налоговых льгот не может превышать сумму инвестиций, вложенных в
инвестиционный проект.
Согласно ст. 44 Закона «О льготном налогообложении в Московской
области», льготы, предоставляемые пользователям объектов производственных
инвестиций на территории Московской области. К пользователям относятся
юридические лица и их филиалы, осуществляющие производственную деятельность
на этих объектах и уплачивающие налоги на территории Московской области. В
законе пользователи делятся на две группы в зависимости от суммы
инвестированных средств.
Льготы действуют со дня заключения налогового соглашения до дня
завершения инвестиционного проекта. Отдельной статьей закона «О льготном
налогообложении в Московской области» предусматривается предоставление
льгот инвесторам, осуществляющих инвестиции в организации, предназначенные
для производства субстанции генно-инженерного и человеческого инсулина.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Москве и Московской области
уделяется огромное внимание созданию благоприятного инвестиционного
климата.
2.4. Опыт поддержки инвестиций в Алтайском крае
Одним из основных законов, регулирующим инвестиционную деятельность в
Алтайском крае является закон от 09.12.98 №61-ЗС «Об инвестиционной
деятельности в Алтайском крае». Согласно закону, выделяются следующие цели
инвестиционной деятельности:
1.Формирование привлекательности инвестиционной среды, способствующей
повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в социально-
экономическом развитии края.
2.Инвестиционная поддержка жизнеобеспечивающих производств и
социальной сферы.
3.Формирование развитой общехозяйственной и рыночной инфраструктуры на
территории края.
4.Полное и эффективное использование материального, производственного и
кадрового потенциала края.
5.Обеспечение высоких стандартов качества жизни населения края.
При осуществлении инвестиционной деятельности, органы государственной
власти исходят из следующих принципов:
. Приоритетности направлений инвестирования;
. Максимальной социально-экономической эффективности;
. Программно-целевой ориентации;
. Информационной открытости;
. Конкурсной основы;
. Предварительной аналитической обоснованности;
. Повышения доли собственных средств товаропроизводителей в инвестициях;
. Контролируемости целевого использования инвестируемых средств;
. Законодательной защищенности интересов инвесторов.
В крае применяются меры по стимулированию инвестиционной деятельности:
. Разработка, утверждение и реализация инвестиционных программ в крае;
. Проведение благоприятной финансовой и кредитной политики, политики
ценообразования и амортизационной политики;
. Предоставление льгот по налогам и сборам, зачисляемым в краевой бюджет;
. Предоставление займов из краевого бюджета для осуществления инвесторами
инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям развития края;
. Ряд других мер.
При осуществлении инвестиций в объекты производственного назначения
устанавливается льготное налогообложение.
Льготы предоставляются на весь период окупаемости инвестиционных
программ и пересмотру в связи с изменениями финансовых и иных обстоятельств
не подлежат.
Инвестиционная деятельность осуществляется на основе инвестиционной
программы, в которой указаны цели инвестиционной деятельности и необходимые
для достижения этих целей средства, а также возможные источники инвестиций
и состав участников.
Инвестиционная программа края утверждается краевым Законодательным
Собранием после вступления в силу закона о краевом бюджете на
соответствующий год. Администрация выделяет займы в случае осуществления
инвестором инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям
развития края. Приоритетные направления инвестиционной политики в крае
определяются в перспективных планах социально-экономического развития края
Страницы: 1, 2, 3, 4
|