Рефераты

Новации в процессе обучения иностранным языкам

статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика

(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные

рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -

фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из

последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три

типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12

фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды

предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование

аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана

и количество цветов, а также объем информации.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов

информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,

поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является

оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных

применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewriteable, DVD и

др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при

котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие

привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь

не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от

линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом

выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,

видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким

предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в

обращении. При необходимости такой учебник можно "выложить" на любом

сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны

неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых

форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

2.1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ

При выборе средств необходима оценка наличия:

• аппаратных средств определенной конфигурации;

• сертифицированных программных систем;

• специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,

необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем

памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и

гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на

большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие

аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

2.1.4.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число

обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают

споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции

"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление

учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована

и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом

новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию

в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для

живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого

места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых

лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,

должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с

движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,

чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными

перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой

информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может

быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной

области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые

трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для

пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным

учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их

не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб

времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной

съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является

основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

2.1.5.РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

1. обучение без проверки;

2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы

(параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов,

позволяющих определить степень усвоения материала;

3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний

с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного

материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно

использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так

как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое

время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,

проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные

методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,

что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,

сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых

технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы

заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться, что

применение новых информационных технологий способствуют повышению

эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при

самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью

необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки

в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели

изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и

реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ

включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию

структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их

понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного

мышления.

. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала

англоязычных, а затем и отечественных электронных энциклопедий,

предоставляющих пользователям принципиально новые "степени свободы" нежели

их традиционные, "бумажные" аналоги. Отсюда уже один шаг оставался до

попыток создать принципиально новые учебные пособия - электронные учебники.

В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за

рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные

попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен

некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого

термина "электронный учебник" и его концепция, которую первопроходцы-

энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться.

Результат проделанной работы - электронный учебник, выполненный в

двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть

Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной

сети). Он обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и

кинесиологическим требованиям к компьютерным средствам обучения.. Первое,

это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные)

способы представления информации, в виде обучающих программ, использующих,

в том числе средства анимации. Второе, возможность включать интерактивные

средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки, и

третье, при сегодняшнем сложном состоянии с учебниками, электронную версию

легко "сбросить" на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если

при этом учебник положить на сервер, то к нему может быть обеспечен

неограниченный доступ.

2.2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых

информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические

средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу

обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование

и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому

овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического

овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения,

которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё

творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность

учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные

педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная

методика, использование новых информационных технологий, Интернет -

ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении,

обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом

способностей детей, их уровня обученное™, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках

иностранного языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

обучение диалогической и монологической речи;

обучение письму;

отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная

сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и

учителям информации, находящейся в любой точке земного шара:

страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и

журналов, необходимую литературу и т.д.

В настоящей работе поставлена цель: привести методику преподавания

английского языка в школе в соответствие с развитием современных

информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернета

можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения

чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения

письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать

у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того,

работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для

расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и

контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах,

конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со

сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в

данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских

школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

2.2.1. Новые информационные технологии в обучении английскому языку

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия,

которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало

создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что

буквально означает "международная сеть" (англ, international net).

Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях

является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики,

так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса,

начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к

академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования,

безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой

эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом

его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе"

пишут: "Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при

использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в

приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может "дружелюбно"

общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать" его, однако

она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать,

что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является,

возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов

преподавания".

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе -

формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели

(образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе

осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает

обучение общению и формирование способности к межкультурному

взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне

общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное,

кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном

общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый

гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо

происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель

реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся

оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого

круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники

обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует

создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми

формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и

выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного

языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся

концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение

грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении,

исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не

сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями,

что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-

психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что

является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня

его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет

как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества.

Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве

необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также

компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все

больше и больше отдается Интернет.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям

многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в

себя:

электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet);

видеоконференции;

возможность публикации собственной информации, создание собственной

домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

доступ к информационным ресурсам:

справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart,

Galaxy); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler,

Excite); разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без

практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного

языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет

выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям

возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные

для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь

вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных

результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс

урока.

2.2.2. Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета

Обучение аудированию

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs

позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь

разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На

сайте http://www.bell-labs.com/proiect/tts/index.html можно выбрать один из

семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский

(рис.1). Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через

несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько

механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из

учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые

пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя

перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и

сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к

прослушиванию, не заходя в Интернет.

Обучение чтению

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних

событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить

классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных

репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как

включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для

того, чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить

учащимся посетить страничку MEDIA LINKS

(), предлагающую ссылки ко множеству

изданий.

Media сайты на английском языке:

the washington post ()

Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она

представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь

представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые,

по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными

положениями в них обсуждаемыми. Как любое издание периодической печати, web-

газеты разделены на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к

пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти

непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. The Washington

Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт

(sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace).

В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета

является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу

мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть

происходящее с различных точек зрения. Особенно ценными для классной работы

является ссылка - send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с

издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично

побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу

"сегодняшние журналисты" ("Today's Columnists"), где выбор определенной

фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-

связь с главным действующим лицом статьи.

CNN World News (),

ABC News ().

BBC World Service ().

The Washington Times ( )

The New York Times () - все эти и другие

новостные агентства имеют похожую удобную для пользователя структуру дерева

ссылок. Название и количество рубрик может варьироваться от издательства к

издательству, однако все они охватывают основные сферы жизнедеятельности

человека.

ВВС World Service (httrj://www.bbc.co.uk/worldservice) предоставляют

возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках,

причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и

прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться

двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с

издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US,

ABC News (http.V/www.abcnews.go.com/index.html) сопровождает свои

публикации помимо звукового еще и видео сопровождением. Возможна так же

беседа на предложенную тему среди читателей в разделах CHAT.

CNN World News (http://cnn.com/WORLD) также предоставляют информацию

на нескольких языках и двойную классификацию статей. Возможно вызвать аудио

и видео сопровождение. Интеракция читателей с редакцией и между собой

возможна в рамках рубрики DISCUSSION (дискуссия), где есть своя доска

объявлений (MESSAGE BOARDS), комната для беседы (CHAT) и связь с

редколлегией (FEEDBACK). The New York Times помимо вышеперечисленного

предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными

разработками.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать

статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду,

культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности

всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут

заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым

можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области

культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно

пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить

словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение

новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

Результатом такой работы может стать создание своей странички,

посвященной одному конкретному событию, где необходимо попытаться дать

нейтральное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных

новостных агентств. Здесь же необходимо указать гиперссылки на источники.

Для развития межкультурной компетенции исследование статей на определенную

тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного промежутка

времени имеет также свои преимущества: досконально изучив проблему,

учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к

изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и,

соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной

работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого ученика

или группы будет являться отдельным сектором общей проблемы. Т.о.,

поделившись результатами своей работы и сложив их в единое целое, учащиеся

получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины

происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск оптимального решения

- ведь понимание, установление причинно-следственных связей - это

единственно правильная основа для выхода из конфликта.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают

доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности

печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий,

самолично оказывая на него влияние.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и

активно. Учащиеся могут попробовать себя в роли не потребителей, а

поставщиков информации. Сайт THE YOUNG VOICES OF THE WORLD

() - открытый форум, представляющий

собой некое издательство, где желающие могут опубликовать свои работы,

сделав их достоянием многомиллионной аудитории и высказав на обсуждение

свое мнение. Все работы сопровождаются электронным адресом их создателя,

что позволяет осуществление обратной связи и завязыванию дискуссий.

Авторы статьи Language Learning Activities for the World Wide Web

отмечают огромные возможности WWW по использованию и созданию дву-языковых

страничек, обеспечивая оптимальные результаты интеграции Интернет в процесс

урока для обеих участвующих сторон (класс, изучающий английский в России и

класс, изучающий русский в США или Англии). Вот лишь некоторые из возможных

обсуждаемых тем: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты и

поговорки, высказывания, анекдоты и загадки, местные рецепты, меню,

средства народной медицины, фольклор, спорт, школа и ее проблемы и т.д.

Учащимся должен показаться увлекательным и значимым процесс создания своей

странички.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной

почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может

использоваться следующим образом:

Установление дружеской переписки.

Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на

любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования

изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом

культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с

бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Найти партнеров по переписке для своих учеников можно следующим

образом:

1. обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted

language learning sub-branch listserv@cunvvm.cunv.edu/

listscrv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listscrvfojcunyvrn.cuny.edu);

2. обратиться к лист-серверу для межкультурных связей

(Intercultural E-Mail Classroom Connections ,

), предлагающим установление переписки

с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения

насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;

3. посетить домашнюю страничку E-mail for ESL/L1NC Students

http://edvista.com/clairc/linc.htm Она предлагает помощь и инструкции по

использованию e-mail, свободный доступ к электронной почте, помогает найти

друзей по переписке, предлагает участие в парных и групповых проектах, и,

кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным полезным ресурсам.

Для получения оптимальных результатов такого вида деятельности

необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть в

ходе работы.

Учителя, интегрировавшие e-mail в учебный процесс, отмечают

недостаточную глубину содержания переписки. Изначальная заинтересованность

быстро проходит, и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не

зная о чем писать. Во избежание разочарования необходимо обязательно

соотнести данный вид работы с общим учебным планом и нельзя пускать его на

самотек. Например, можно предложить учащимся расспросить своих друзей по

переписке по той или иной теме и на базе полученных результатов сделать

доклад в классе.

Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее

разочарование. Чтобы этого не случилось, можно предложить ученикам общаться

сразу с несколькими партнерами (в той же группе или в параллельной, в

другом городе и даже стране).

Проанализировав опыт использования электронной почты в процессе

обучения иностранным языкам, Марк Варшауэр и другие преподаватели пришли к

следующим выводам:

1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без

жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты

достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для

обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинсгву

группы (в таком случае просто образуется новая группа).

2. Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где

осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения

и свободною полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает

повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной,

к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась

аргументация.

3. Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться

редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления

монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим

партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа

интерактивности.

4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу

изучения языка.

Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи

телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.

Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование

ресурсов Интернет, в т.ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ

овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.

Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e-

mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:

• поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по

переписке;

• напишите информацию о себе;

• вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;

• для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения,

интересующие вас вопросы;

• примите не меньше трех ответов на свои сообщения;

• предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы

сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете

задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.

Создание совместных учебных проектов*

Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов

земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается

тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и

помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже

предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать

ответных контактов. Страничка Email Project Home Page

() предлагает к

исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть,

влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары

в разных регионах, народная медицина и многие другие.

Сейчас разрабатываются следующие проекты:

Email Project (project@hila.hut.fi ') -

учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым

было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по

решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по

созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли

многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.

Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички

International Writing Exchange (http://www.hut.fi/-rviimi/Projcct/IW/'). К-

12 Projects fiearnfg.iec.apc.org ). Global

School Net Foundation (fred@acme.fred.org)

-проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ

учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.

Project Icons (jwS3fjjiumail.umd.edu ) -

по своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют

переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме

(демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются

информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры,

которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.

Международные разговоры в системе реального времени - возможны через

IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University

(). Печатаемая информация сразу же

появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное

общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам),

придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд

для того, чтобы обеспечить успешное общение:

• telnet - для подсоединения к МОО;

• connect guest - для входа в диалоговую квартиру;

• @who - предлагает список присутствующих в ней;

• @join xxx - для входа в комнату ххх;

• @go xxx - для передвижения по комнатам;

• look - вид комнаты;

• say xxx - для передачи сообщения;

• :ххх - для передачи действий и эмоций;

• @quit - для выхода из МОО;

• help - помощь по МОО.

Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка

непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В

Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм,

онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные

каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Для более

подробного ознакомления с возможностями, предлагаемыми schMOOze University,

можно посетить их домашнюю страничку по адресу:

2.2.3. Интернет, как средство коммуникативности

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности,

интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном

контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают

возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной

способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы

оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.

Конечной целью обучения иностранным языкам является научение

свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать

в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения

способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня

новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются

традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный

ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых

упражнений, то есть "с разговорами о языке вместо общения НА языке". Многие

учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры =

язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не

математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы,

необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция.

Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко

функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не

хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном

языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что

называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать

изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются

исправить новые технологии, в частности Интернет.

Как известно, нее, чему обучается человек, он стремится использовать

в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний,

навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, от

того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти

знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить

учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях

иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность

коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения

является моделью процесса общения.

Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение,

направленная на создание психологической и языковой готовности к общению,

на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на

осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя

реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой

сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или

вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и

оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое

использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием,

позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности

является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для

оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт

посредством иностранного языка как Личность, а именно личность поставлена в

центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в

значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию

современной дидактики.

Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше

мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в

изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и

опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной

коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого

языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене

аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или

друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не

должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л.

Бим, что коммуникативность "не сводима только к установлению с помощью речи

социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение

личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через

чтение". Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем

сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности

выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная

способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в

решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых

задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их

уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает

важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту

использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Реферат Live