Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции
виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют
немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием
формальной и функциональной стороной грамматического навыка.
Глава 3 Опытное обучение и его результаты
3.1.Структура опытного обучения
Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения
иностранному языку на старшем этапе средней школы .
Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое
влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения
грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались
те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением:
1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия
обучаемых, цели обучения, количество учебных часов)
2) мотивация в учении
3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к
осуществлению иноязычной деятельности
Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной
3.1.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе ставились следующие задачи:
. отбор грамматического материала
. организация отобранного материала в учебных целях
Отбор грамматического материала
В качестве языкового материала были избраны две грамматические
темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect
Continuous”.
Причины по которым были избраны именно эти темы следующие:
. Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым
материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние
какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту
проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее
изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом
случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и
направить его на реализацию поставленных целей и задач.
. Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных
целях.
Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и
тексты, которые подбирались из различного рода пособий.
Организация отобранного материала
Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса
упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present
Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих
принципиальные положения функционального подхода к обучению
грамматической стороне речи.
Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present
Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании
коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента -
языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на
иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя
условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс
коммуникации (по всем видам речевой деятельности).
Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и
грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных
(тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические
высказывания, ролевая игра) заданий.
Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью
функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам
опытного обучения судить об эффективности данного подхода и
разработанной системы упражнений.
3.1.2.Основной этап
На этом этапе решалась основная задача исследования - определение
эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса
упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе
проведения опытного обучения.
Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г.
Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса.
Структура опытного обучения была следующей:
1) Промежуточный комплекс- 3 урока
Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса
Отсроченный срез – через 1 месяц
2) Промежуточный комплекс- 3 урока
Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса
Отсроченный срез – через 1 неделю
а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional”
1 урок
Задачи:
. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала
. Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных)
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти, мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “
Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но
учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока
входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second
Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с
функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и
предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом
уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа :
. What is the weather like today?
. What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow?
. Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow?
Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое
явление было использовано , в какой функции. После того, как было
выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для
выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся
установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when
they want to express a real condition. Today we’ll learn to express
unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке
в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что
более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в
ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной
формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как
следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and
I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If
I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the
city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом).
Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams .
Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.”
После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца
, отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”:
нереальное условие :
На основе представленных речевых образцов, после уточнения
функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия
имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :
1) Т: What would you do if you were a queen/king?
What would you do if you lived in a palace?
What would you do with the money if you had 1000$?
2) P-P: Discuss the following situations with your partner.
a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person?
b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a
desert island?
c) Which single item would you save if your house was on fire?
В процессе таких упражнений функция грамматического явления
усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.
Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо
уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим
явлением.
На доске записаны два предложения:
If the weather is fine tomorrow I will go for a walk
If the weather were fine today I would go for a walk
На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные
выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.
На этом предъявления материала завершается и начинается этап
первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых
упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие
упражнения:
Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think
are :
a) possible
b) possible in theory but probably won’t happen?
. rain at the weekend
. you win a lot of money
. you are president of your country
. you have nothing to do tonight
. you have a winter holiday
. you have three wishes
Discuss these possibilities in groups. ( use First or Second
Conditional)
Ex. Work in pairs. Imagine yourself in the following situations,
and discuss what would you do.
What would you do if………..
. your mother bought you a sweater for your birthday and you didn’t like
it?
. you were at a friend’s house for dinner, and you didn’t like the food?
. you came home and found a burglar?
. you saw someone stealing from a shop?
Для того, чтобы закрепить использование Second Conditional в
функции – нереальное условие и его результат, домашнее задание выглядит
следующим образом: учащимся предлагается составить монологическое
высказывание по теме : “ I have a dream. What would happen if my dream
came true ”.
2 урок
Задачи:
. Дальнейшая автоматизация грамматического материала
. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической
речи), чтения, аудирования
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти , мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Целью данного урока по теме «Second Conditional» является
ознакомление учащихся с ещё одной функцией Second Conditional –
функцией совета. Для этой цели после проведения речевой зарядки и
опроса домашнего задания, которое показало достаточную степень
сформированности грамматического навыка, а также серии условно-речевых
и речевых упражнений, перед учащимися ставится следующий вопрос: “ If
we want to give someone advice what do we say? For example : I lost my
pen and I don’t know what to do. Give me advice!”. Таким образом,
выясняется, что единственный способ выражения совета, известный
учащимся, заключается в использовании повелительного наклонения. На
основе этого даётся такая установка:” Сегодня мы узнаем ещё один способ
выражения совета, которым пользуются англичане”.
Предъявление функции начинается, опять-таки с речевого образца:
Схема первичной автоматизации функции совета такая же как и при
отработке функции нереального условия: имитативные упражнения, условно-
речевые упражнения, такие как :
EX. Give advice
1. Your friend broke her/his mother’s favourite vase. He/she is asking for
your advice. Give advice, saying: If I were you I would….
2. Your friend has promised his/her teacher to make a report on Tuesday,
but he /she failed to do it.
What explanations would you give to the teacher if you were on
your friend’s place?
В конце урока подводятся итоги по теме «Second Conditional», а
именно по функционированию этого грамматического явления в процессе
коммуникации.
Домашнее задание выглядит следующим образом :
Write an essay “ Imagine that tomorrow is Apocalypses. How would
you react? How would you behave? What would you do to stop the panic
among people if you were President?”
3 урок
Задачи:
. Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном
владении
. Контроль сформированности грамматического навыка
. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической
речи), чтения, аудирования
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти , мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Урок делится на две части :
Первая часть проходит в режиме P-C и является подготовкой к
ролевой игре, которая занимает вторую часть урока.
1. Каждый из учеников получает карточку с темой. Например: broken vase,
spilled milk, spoiled jacket, torn letter etc.
Сначала ученики в парах составляют диалоги по типу:
- I have a beautiful vase.
- What would you do if you broke it?
- If I broke it I would buy another one.
- If I were you I would stick the pieces together.
Затем задание меняется. Задача каждого ученика перед всем классом
представить ситуацию по типу: I had a beautiful vase. But I’ve broken
it and I don’t know what to do. Can you please give me advice? Задача
остальных – дать как можно больше советов.
2. Следующий этап урока- ролевая игра.
Для обсуждения предлагается следующая ситуация:
А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The
name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide
what to do with the bag.
Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is
graduating from school this year), his daughter and her husband ( who
can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors (
who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend (
who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old
woman)
b)Промежуточный комплекс по теме “ Present Perfect & Present
Perfect Continuous”
1 урок
Задачи :
. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала
. Дальнейшее развитие грамматических навыков ( активных и рецептивных)
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти , мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Грамматический материал по теме “ Present Perfect & Present
Perfect Continuous” не являлся для учащихся новым грамматическим
материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным
темам.
Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной
близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.
Для сравнения этих двух грамматических форм были выделены
следующие их функции: - Present Result
- Past Action
Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был
направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании
учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.
Непосредственной перед презентацией грамматического материала
была проведена речевая зарядка, направленная на повторение
грамматического материала, с одной стороны, и оценку сформированности
грамматических навыков- с другой. Таким образом, учащимся была задана
серия вопросов типа:
- How long have you been studying in this school?
- How long have you been living in Nizhny Novgorod?
- Have you ever lived in another city/town?
- When did you move to N.N.? etc.
Необходимо заметить, что при «раздельном» употреблении двух
грамматических явлений (Present Perfect & Present Perfect Continuous) у
учащихся не возникало трудностей ни с оформлением, ни с
воспроизведением данных грамматических явлений. На основе этого можно
сделать следующий вывод: предыдущий языковой опыт прочно закрепил в
сознании учащихся, по крайней мере, форму явлений. Что же касается
функции, то, после проведения речевой зарядки, даётся следующая
установка на урок : “ When Englishmen talk about past they use several
different means. You already know some of them. Today we’ll learn to
talk about past in a way the Englishmen usually do, using all possible
means.
При такой формулировке упоминается средство выражения прошедшего
времени, которое уже известно учащимся. Это Past Simple. При любом
подходе к обучению грамматике форма Past Simple маркируется в сознании
учащихся, на основе аналогии с родным языком, как средство выражения
прошедшего времени. Несмотря на все усилия преподавателя, для
большинства учащихся форма Past Simple так и остаётся единственным
средством выражения прошедшего времени. Сломать подобный стереотип
очень непросто. Таким образом, при работе над темой «Present Perfect &
Present Perfect Continuous» представляется необходимым в ходе всего
комплекса проводить параллели не только между данными грамматическими
явлениями, но и с Past Simple для чёткой дифференциации данных явлений
в сознании учащихся и для уточнения специфики функционирования данных
грамматических явлений и невозможности их ( Present Perfect & Present
Perfect Continuous vs Past Simple) взаимозаменяемости.
Презентация по теме “ Present Perfect & Present Perfect
Continuous” выглядит следующим образом:
Betty Tudor’s life-long passion is driving, but there is on
problem, as our interviewer found out.
Interviewer: How long have you been trying to pass your driving
test, Betty?
Betty: Seventeen years.
Interviewer: How many times have you taken it?
Betty: Thirty-eight, and I’m afraid I’ve failed it every time.
I’ve always wanted to be able to drive , and I’m determined to pass.
Interviewer: I suppose you’ve been taking lessons all the time?
Betty: That’s right.
Interviewer: How many have you had?
Betty: Over two hundred and seventy. It’s cost me about two
thousand pounds already. I’m taking the test again next week.
Interviewer: I hear you are saving up to buy your own car now.
How long have you been saving?
Betty: Since 1982
Interviewer: And how much have you saved?
Betty: Over 4 000 pounds, and that’s enough to buy a nice little
second-hand car.
Interviewer: Well, all the very best with your next test.
Betty: Thank you.
После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих
как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:
Underline with a solid line ________ the examples of the Present
Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the
Present Perfect Continuous.
Why does the interviewer ask : How long have you been saving?
but How much have
you saved?
Далее предлагается следующее тренировочное упражнение,
направленное на закрепление операции оформления грамматического навыка:
Betty Tudor doesn’t use full sentences when answering the
interviewer’s questions which begin How….? Complete her sentences like
this: I have been trying to pass my driving test for seventeen years.
Далее следует серия тренировочных упражнений на закрепление как
формы, так и функции:
Ex.1 Look at this dialogue and answer the questions below:
Albert: I’ve been reading the current issue of Plant
News and so far I can’t see any mention of my research.
Bert: Well, I’ve read your journal. And I see that
you’ve been working on the same problem I‘ve been working on for the
last twenty years!
7) When did Albert start reading Plant News?
8) Did Albert finish reading all of Plant news?
9) Did Bert finish reading all of the journal?
10) When did their research begin?
11) Is their research continuing?
12) Is their research complete?
Ex.2 Tell your partner about the following:
a. a sport or activity you’ve been doing a lot of recently
b. a sport you haven’t done for a long time
c. a book you have been reading
d. a country you’ve always wanted to visit
Далее следует серия ситуативных упражнений типа:
Ex. Make up interviews with these two people about their life-
long passion, using the information below.
Gina Mellish
Opera singer
Married three times
Works with NY Opera Company
Henry Blofeld
Stamp collector
Collected over 20 000 stamps
Works for philatelist publisher
Has the world famous Penny Blue
Ask questions beginning with “ How long….?”, “ How many…?”
Ex. In pairs, imagine that one of you is a chef of a computer
firm , you are going to interview a person, who is eager to work for
you. Try to find out as much information about this person ( biography,
experience etc.) as possible.
Таким образом, в течение первого урока происходит предъявление
грамматической темы и первичная автоматизация грамматического явления,
в ходе которой важное место занимает функция грамматических явлений,
возможности их функционирования речи и использования данных
грамматических явлений при решении коммуникативных задач на ИЯ.
В конце урока учащимся предлагается прослушать текст:
Ex. Lori has written a letter to Glenn from Long Island in the
USA and spoken it onto a cassette. Listen o her letter-cassette and
say:
- What annual event has just taken place
- What the weather has been like
- What happened to their summer cabin
- What she has been doing recently
Во время второго прослушивания предлагается выполнить упражнение
“ fill in the gaps”: Такое упражнение позволяет определить степень
сформированности навыка аудирования , но при этом позволяет учащимся
выполнить упражнение, опираясь на полученные знания о грамматическом
явлении.
Домашнее задание выглядит следующим образом:
Write to an English-speaking pen friend . Start by apologizing
for not writing before and give reasons. Describe some of the things
you have been doing recently. Say what the weather has been like. Close
the letter by sending greetings to any other people you know.
2 урок
Задачи:
. Дальнейшая автоматизация грамматического материала
. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической
речи), чтения, аудирования
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти , мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Целью данного урока по грамматической теме «Present Perfect &
Present Perfect Continuous» является ознакомление учащихся с ещё одной
функцией данных грамматических явлений – Present Result.
Предъявление данной функции происходит на основе речевого
образца. Учащиеся воспринимают грамматическое явление на слух,
одновременно прочитывая и проговаривая текст диалога.
A You look tired. What have you been doing?
B I’m exhausted I’ve been getting ready to go on holiday.
A Have you done everything?
B Nearly. I’ve packed the cases, and I’ve been to the bank, but
I haven’t checked the flight yet.
После предъявления диалога, задаётся серия вопросов, уточняющих
как форму, так и функции предъявляемого грамматического явления:
Underline with a solid line ________ the examples of the Present
Perfect. Underline with a broken line _ _ _ _ _ the examples of the
Present Perfect Continuous.
Why does A ask : What have you been doing?
but
Have you done everything?
Затем необходимо обратить внимание учащихся на тот факт, что
некоторые категории глаголов не употребляются в Continuous .
Далее следует серия тренировочных упражнений, направленная на
дифференциацию функций двух грамматических явлений и серия ситуативных
упражнений типа:
Ex. Make up similar dialogues using the prompts below.
Example: covered in paint
decorating the living room
A You’re covered in paint! What have you been doing?
B I’ve been decorating the living room.
A Have you finished it?
B Not yet. I’ve painted the woodwork, but I haven’t put up the
wallpaper yet.
a. oil on your face/ servicing the car
b. dirty hands/ working in the garden
c. blood on your finger/ sawing wood
d. smell of garlic/ cooking
Затем следует упражнение, которое является подготовительным
упражнением к будущему проекту:
Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research Centre.
You are going to interview someone who says that he has been watching
the monster for several years. Make up ten questions you would like to
ask this person , like this:
- How many times have you seen the monster?
- Have you taken any photographs of it?
In pairs act out the interview.
Домашнее задание выглядит следующим образом:
Design your own monster. Draw a picture to show what your monster
looks like. Give a description of your monster, give details where your
monster lives, how many times it has been seen etc.
3 урок
Задачи:
. Поддержание ранее усвоенного грамматического материала в активном
владении
. Контроль сформированности грамматического навыка
. Дальнейшее развитие навыков говорения (диалогической и монологической
речи), чтения, аудирования
. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных
задач на ИЯ
. Развитие памяти, мышления, воображения
. Повышение мотивации изучения ИЯ
Первая часть урока посвящена повторению и систематизации
изученного грамматического материала. Учащимся предлагаются
микроситуации , в которых присутствует определённая речевая задача,
которую необходимо решить, путём использования того или иного
грамматического явления. Например:
Ex. Your friend has just returned from Paris. You have never been
to Paris yourself. Ask him and find out what he has seen there.
Ex. You meet your friend and see that his arm is broken. Find out
what’s happened to him.
Завершается урок презентацией проектов.
3.2.Результаты опытного обучения
В процессе проведения опытного обучения объектами контроля
являлись: степень сформированности грамматического навыка и его
функционирование в различных видах речевой деятельности. Для
определения степени сформированности навыков, а также эффективности
применяемого подхода и разработанной системы упражнений, в ходе
опытного обучения был проведён ряд срезов, как устных, так и
письменных.
Для проверки сформированности навыка как на промежуточном этапе
работы над грамматическим явлением так и на этапе отсроченного контроля
были избраны такие формы проверки как сочинение и письмо. Такой выбор
объясняется стремлением определить насколько полученные результаты
соответствуют поставленным в ходе опытного обучения целям и задачам и в
частности такой цели как развитие навыков и умений самостоятельного
решения коммуникативных задач на ИЯ. Такие виды работ как сочинение и
письмо требуют от учащихся творческого подхода к выполнению задания и
представляют собой некую коммуникативную задачу, которую учащийся
должен решить. Таким образом , в ходе выполнения таких видов работ
учащиеся могли выбирать, использовать изучаемое грамматическое явление
или нет. Если учащиеся не избегают употребления грамматического
явления, то это говорит о достаточной степени сформированности
грамматического навыка для решения коммуникативных задач на иностранном
языке, т.е . о достаточной степени сформированности коммуникативной
компетенции, способствующей успеху акта коммуникации.
Что касается письменных тестов, то они включали в себя различные
виды заданий, которые дали возможность проанализировать степень
сформированности грамматического навыка с его формальной и
функциональной стороны, учитывая такие качества грамматического навыка
,как гибкость, сознательность и устойчивость, характерные для
письменной речи. Итоговые устные срезы, представляли собой
монологические и диалогические высказывания, в ходе которых оценивались
такие качества грамматического навыка как автоматизированность,
устойчивость, сознательность, гибкость и относительная сложность.
В Таблице 1 представлен перечень видов работ, проводимых в ходе
опытного обучения, для подтверждения выдвинутой гипотезы.
Таблица 1
| |Промежуточный срез|Итоговый срез |Отсроченный срез|
|Second |essay |Role play |Grammar test |
|Conditional | | | |
| |Grammar test |Grammar test | letter |
|Present |letter |Project |Grammar test |
|Perfect & | | | |
|Present | | | |
|Perfect | | | |
|Continuous | | | |
| | Grammar test |Grammar test | essay |
При обработке данных, полученных в результате проведения опытного
обучения, учитывались следующие показатели:
1) общее количество ошибок (формальных и функциональных)
2) количество функциональных ошибок разных видов, а именно: ошибки,
заключающиеся в неправильном употреблении одной грамматической формы
вместо другой (например, First Conditional вместо Second Conditional;
Present Perfect вместо Present Perfect Continuous)
3) степень сформированности грамматического навыка в соответствии с
отобранными критериями.
Так как грамматический навык имеет две стороны: формальную и
функциональную, все грамматические ошибки, таким образом, можно
подразделить на формальные и функциональные. Формальные ошибки связаны
с операцией оформления, которая отвечает за правильность оформления
высказывания. Операция оформления должна происходить согласно нормам
языка. Любое отклонение от этих норм приводит к формальным ошибкам в
речи учащихся. Функциональные ошибки связаны с операцией выбора, т.е.
говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. При
применении функционального подхода такой выбор происходит сознательно,
т.к. форма грамматического явления усваивалась вместе с функцией и,
следовательно, маркирована ею в сознании говорящего.
Под степенью высокой сформированности грамматического навыка
подразумевается наличие у грамматического навыка тех или иных качеств и
их проявление в процессе речевой деятельности.
3.2.1.Письменные срезы.
На основе результатов всех письменных срезов было подсчитано
общее количество ошибок, допущенных учащимися, и количество
функциональных ошибок разных видов. На основе этих данных было
определено качество обучения и коэффициент усвоения учебного
материала.
Качество обучения определялось по количеству положительных
оценок, полученных учащимися.
Например, за такой вид работы как essay были получены три
положительные оценки из пяти. Таким образом, качество обучения,
рассчитанное как (3:5)·100% равно 60 %
Коэффициент усвоения учебного материала определялся по формуле:
Сумма верных ответов
К= число ответов
Например, по результатам итогового среза по теме “ Second
Conditional” для анализа были представлены 15 работ.
Каждая работа предполагала наличие 25 верных ответов. Всего-375
ответов.
Общее количество грамматических ошибок составило-88
Количество функциональных ошибок- 16
Таким образом, коэффициент усвоения учебного материала составил:
( 375-88)
К= 375 = 0, 765· 100%= 76,5 %
В таблицах 2 и 3 представлены результаты письменных срезов по
темам “ Second Conditional” и “ Present Perfect& Present Perfect
Continuous”
Таблица 2
тема “ Second Conditional”
| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент|
| |работ |количеств|функциональных|обучения|усвоения |
| | |о ошибок |ошибок | |учебного |
| | | | | |материала |
|Промежуточный |5 |34 |6 |60% |66% |
|срез | | | | | |
| |7 |21 |6 |71% |80% |
|Итоговый срез |15 |88 |16 |67% |76,5% |
|Отсроченный срез|10 |4 |4 |70% |93% |
| |10 |9 |4 |90% |85% |
Таблица 3
Тема “ Present Perfect& Present Perfect Continuous”
| |Количество|Общее |Количество |Качество|Коэффициент |
| |работ |количество|функциональных |обучения|усвоения |
| | |ошибок |ошибок | |учебного |
| | | | | |материала |
|Промежуточный |7 |60 |5 |57% |63% |
|срез | | | | | |
| |7 |23 |4 |71% |78% |
|Итоговый срез |10 |75 |13 |60% |72% |
|Отсроченный |11 |21 |6 |82% |86% |
|срез | | | | | |
| |11 |11 |3 |82% |78% |
На основе данных, представленных в таблицах, можно сделать
следующие выводы:
> количество ошибок, и, соответственно, качество обучения и коэффициент
усвоения материала, со временем изменяется в лучшую сторону, несмотря
на то, что никакие специальные упражнения на автоматизацию навыка между
итоговыми и отсроченными срезами не проводились. Это связано с
применением комплекса коммуникативных упражнений, с помощью которых
функции ( значения) изучаемых грамматических явлений маркируются и
таким образом закрепляются в сознании учащихся.
> количество функциональных ошибок по отношению к остальным видам ошибок
ничтожно мало. Это говорит о том, что функциональная сторона явления
усваивается учащимися, при использовании функционального подхода, на
основе разработанного комплекса упражнений, легко и остаётся в памяти
надолго. Что же касается формы явления, то ошибки на грубое нарушение
формы практически отсутствовали. Типичные ошибки при употреблении “
Present Perfect& Present Perfect Continuous” были следующие: -
употребление глаголов, не употребляющихся в Continuous; - использование
пассивного залога вместо активного. При употреблении Second
Conditional: замена would на will в придаточном предложении, при
сохранении правильной формы- в главном и наоборот. Также необходимо
заметить, что усвоение формы явления зависит не столько от
эффективности применяемого подхода и упражнений, сколько от желания
самих учащихся потратить какое-то количество своего свободного времени
на заучивание, например, трёх форм глагола и т.п. , т.к. при любом
подходе к обучению грамматической стороне речи есть , так называемые
пункты для самостоятельного усвоения. И насколько учащийся сознательно
отнесётся к данной рутинной работе, зависит, в большинстве случаев,
правильность оформления речевых высказываний. За количество же
функциональных ошибок в речи ответственность несёт учитель и в
частности применяемый им подход и упражнения.
> Также в работах наблюдалась инициативность учащихся по использованию
того или иного грамматического явления там, где они не были ограничены
жёсткими рамками контекста. Так, например, наблюдалась вариативность в
использовании форм Second Conditional и форм повелительного
наклонения, для выражения совета; форм Present Perfect и Past
Indefinite для выражения форм прошедшего времени. Приведённые примеры
говорят о сформированности таких качеств грамматического навыка как
гибкость и « сознательность» .
> В таких видах работ как эссе и письмо кроме коэффициента усвоения
учебного материала, был применён другой критерий оценки- оценка
сформированности качеств навыка, в частности такого качества навыка как
гибкость. Проанализировав эти два вида работ, были сделаны следующие
наблюдения: как на этапе промежуточного, так и отсроченного срезов в
нескольких работах была замечена некоторая «перегруженность» сочинений
изучаемым грамматическим явлением, так называемое сплошное
употребление. Очевидно, что употребление языкового явления в каждом
предложении даётся легче, чем в чередовании с предложениями с другими
явлениями. Однако, процент таких работ составил примерно одну четвертую
часть от общего числа. Остальные же учащиеся сфокусировали своё
внимание на содержании высказывания, попутно, логично дополняя его
изучаемым грамматическим явлением в той или иной форме. На основе этих
данных можно утверждать, что одна из важнейших целей - развитие навыков
и умений самостоятельного решения коммуникативных задач на ИЯ- была
достигнута.
Таким образом, результаты письменных срезов подтверждают
эффективность применяемого подхода и разработанного комплекса
упражнений для обучения грамматической стороне речи.
3.2.2. Устные срезы
Для анализа результатов устных срезов применялся метод экспертов
, с помощью которого проводилось наблюдение за развитием качеств навыка
на протяжении всего опытного обучения и по результатам итоговых срезов
были сделаны соответствующие выводы.
Для проведения итоговых устных срезов были избраны такие виды
работ как ролевая игра и проектная работа, которая выполнялась в парах
либо в группах. При выполнении таких типов заданий представляется
возможность оценить сформированность грамматического навыка во всех
видах речевой деятельности ( ролевая игра : говорение, аудирование,
чтение; проектная работа : говорение, письмо, аудирование, чтение).
Кроме того такой вид работы как ролевая игра имитирует ситуацию
реальной коммуникации, а при выполнении проектной работы представляется
необходимым решение поставленной коммуникативной задачи, что
стимулирует развитие навыков и умений самостоятельного решения
коммуникативных задач на ИЯ.
Для проведения ролевой игры применительно к грамматической теме “
Second Conditional” была предложена следующая ситуация:
А taxi driver has found a bag in his cab with 5 000$ in it. The
name of the owner is on the bag, but not the address. He can’t decide
what to do with the bag.
Участники игры: a taxi driver, his wife, his son ( who is
graduating from school this year), his daughter and her husband ( who
can hardly have two ends meet) his friend ( a lawyer), two neighbors (
who know the taxi driver as an honest, trustworthy man), his friend (
who himself once occurred in such a situation), his mother ( a wise old
woman)
Ситуация была составлена таким образом, чтобы спровоцировать
учащихся к употреблению Second Conditional чтобы сымитировать условия
реального общения.
Применительно к грамматической теме “ Present Perfect& Present
Perfect Continuous” был предложен следующий проект: Design your own
monster. Draw a picture what your monster looks like. Write a short
paragraph describing where your monster lives, how many times it has
been seen etc.
В Таблице 4 представлены данные, проводимого наблюдения в течение
промежуточного комплекса и итогового среза.
Таблица 4
|Качества навыка |Промежуточный комплекс | Итоговый срез |
|Автоматизированн|Заметна некоторая |Для анализа итогового |
|ость |напряжённость при выборе |среза по теме “ Second |
| |формы грамматического |Conditional” были |
| |явления, что порождает |представлены |
| |ненормативные паузы и |неподготовленные |
| |снижает скорость речи По |высказывания учащихся, а |
| |мере выполнения комплекса |по теме “ Present Perfect&|
| |упражнений скорость речи |Present Perfect |
| |возрастает, количество |Continuous” – |
| |ненормативных пауз перед |подготовленные. |
| |употреблением |Автоматизированность |
| |грамматического явления |навыка может быть |
| |уменьшается. . |охарактеризована следующим|
| | |образом: |
| | |Скорость речи нормальная в|
| | |обоих случаях, без особого|
| | |перевеса в сторону |
| | |подготовленной речи. |
| | |Ненормативные паузы: |
| | |В первом случае количество|
| | |ненормативных пауз было |
| | |больше чем во втором, но |
| | |тем не менее , наличие |
| | |таких ненормативных пауз |
| | |не нарушало целостности и |
| | |плавности высказывания. |
| | |Напряжённость при |
| | |оформлении грамматического|
| | |явления заметно снизилась.|
|Устойчивость |При выполнении |Сформированность такого |
| |коммуникативно-направленных |качества грамматического |
| |упражнений грамматический |навыка как устойчивость не|
| |навык изучаемого явления |вызывает сомнений. |
| |сразу же оказывается в |Учащиеся свободно включают|
| |окружении других навыков. |в свою речь изучаемое |
| |Таким образом, отсутствует |грамматическое явление, в |
| |процесс « адаптации» одного |сочетании с любыми |
| |грамматического навыка к |другими, что никак не |
| |окружению других. Такое |влияет на логику, |
| |качество навыка как |содержание , скорость |
| |устойчивость проявлялось у |высказывания и т.п. На |
| |учащихся во включении |данном этапе заметно |
| |изучаемого грамматического |построение высказываний |
| |явления в речь. Тем не |таким образом, что |
| |менее, нельзя сказать, что |некоторые учащиеся |
| |на протяжении промежуточного|задумывались, в первую |
| |комплекса данное качество |очередь, об употреблении |
| |сформировалось у всех |изучаемого грамматического|
| |учащихся, некоторые заметно|явления, а не о содержании|
| |избегали включения |высказывания, так сказать,|
| |изучаемого грамматического |намеренное насыщение речи |
| |явления в речь. |грамматическим явлением. |
| | |Что же касается |
| | |устойчивости навыка, то |
| | |многократное употребление |
| | |грамматического явления в |
| | |речи в сочетании с любыми |
| | |другими подтверждает |
| | |сформированность данного |
| | |качества грамматического |
| | |навыка. |
|Гибкость |Весь комплекс |Особенно ярко проявляет |
| |коммуникативных упражнений |себя гибкость навыка в |
| |направлен на формирование |неподготовленной речи |
| |такого качества навыка как |учащихся, которая |
| |гибкость. Можно заметить, |имитирует ситуацию |
| |что на начальном этапе |коммуникации. По |
| |формирования грамматического|результатам наблюдений |
| |навыка, при выполнении |можно сделать следующий |
| |имитативных упражнений на |вывод: как в |
| |основе речевых образцов, |неподготовленной речи, так|
| |закладываются основы |и в подготовленной |
| |гибкости навыка. На |учащиеся свободно включают|
| |протяжении всего |грамматическое явление в |
| |промежуточного комплекса не |новую ситуацию, переносят |
| |было замечено трудностей в |грамматическое явление из |
| |переносе грамматического |одной ситуации в другую. |
| |явления из одной ситуации в |Такой процесс происходит |
| |другую, при функционировании|подсознательно, на основе |
| |на новом речевом материале. |выработанных автоматизмов |
| |Это обусловлено прежде всего|и маркированности явления |
| |спецификой коммуникативного |в сознании учащихся, |
| |подхода. |благодаря применению |
| | |функционального подхода. |
|Относительная |По мере выполнения комплекса|На основе наблюдений, |
|сложность |упражнений была замечена |сделанных во время |
| |тенденция к усложнению |проведения устных срезов, |
| |грамматического навыка. Этот|можно заключить, что |
| |естественный процесс был |учащиеся способны включать|
| |опять-таки подкреплён |грамматическое явление в |
| |системой упражнений, которая|такие единицы речи, как |
| |была направлена на логичное |сложные предложения, |
| |усложнение грамматического |синтагмы, что говорит о |
| |навыка от упражнения к |достаточной |
| |упражнению. |сформированности такого |
| | |качества навыка как « |
| | |относительная сложность» |
Выводы:
1. В ходе проведения опытного обучения объектом контроля являлась языковая
компетенция учащихся, а именно сформированность грамматических навыков,
которая является важной составляющей частью коммуникативной компетенции
в целом.
2. При применении функционального подхода к обучению грамматической
стороне речи, и в частности коммуникативных упражнений, формирование
как формальной, так и функциональной стороны грамматического навыка
может быть охарактеризовано как продуктивное, эффективное и устойчивое.
3. Все качества грамматического навыка, благодаря применению
разработанного комплекса коммуникативных упражнений, формируются
последовательно, прочно и таким образом обладают достаточной степенью
сформированности для решения коммуникативных задач на ИЯ, т.е. для
практического использования ИЯ.
Заключение
На основе материалов исследований, проводимых в методике
преподавания ИЯ по проблеме обучения грамматической стороне речи АЯ и,
в частности, по проблеме применения различных подходов к обучению
грамматической стороне речи, можно заключить, что в настоящее время
отсутствует единый универсальный метод преподавания ИЯ, однако,
предпочтение отдаётся использованию личностно- ориентированных
технологий, стимулирующих творческую активность учащихся и
комбинированных методик, отвечающих современным требованиям,
предъявляемым к предмету " иностранный язык", а именно :
- формирование способности самостоятельного решения
коммуникативных задач на ИЯ
- формирование и развитие всех компонентов коммуникативной
компетенции
Определив, современные требования к обучению ИЯ, необходимо
заметить, что функциональный подход в преподавании иностранных языков,
и в частности грамматической стороны речи, позволяет наиболее
оптимально достичь основных целей, которые ставятся перед предметом
иностранный язык в настоящее время.
Таким образом, учитывая потребность современного общества в
практическом владении иностранным языком, функциональный подход явился
"золотой серединой", примиривший две противоположные точки зрения на
грамматику в курсе ИЯ, а именно: переоценка её роли в курсе ИЯ с одной
стороны и неоправданное сокращение грамматического материала с другой
стороны.
Функциональный подход отдаёт предпочтение использованию
личностно- ориентированных технологий, что делает возможным заметно
повысить мотивацию и стимулировать творческую активность учащихся, что
в итоге приводит к повышению эффективности применения данного подхода.
Также, необходим учёт основных принципов обучения, таких как принцип
речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны и
коллективного взаимодействия.
В теоретическом плане работа показала, что современная теория и
практика преподавания ИЯ имеет ярко выраженную коммуникативную
направленность, что способствует всестороннему развитию личности,
развитию духовных ценностей учащихся. Функциональный подход
соответствует данным современным тенденциям в методике, а именно
предлагает:
o практическое предъявление грамматического материала
o адекватное применение тренировочных упражнений, обеспечивающих связь
между формальной и функциональной стороной грамматического навыка
o преимущественное использование ситуативных условно-речевых и речевых
упражнений с ориентацией на значение
Данные основные положения функционального подхода нашли
отражение в разработанном комплексе упражнений и были реализованы
практически в проведённом опытном обучении.
На материале проведённого опытного обучения, было доказано, что
функциональный подход является эффективным средством формирования
грамматических навыков и умений, направленных на практическую
реализацию в условиях естественной коммуникации, а разработанный
комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым
для преподавания грамматической стороны речи на среднем и старшем
этапах средней школы.
БИБЛИОГРАФИЯ
Баранова Е.Н., Дупленко Е.П. " О подготовке к межкультурному языковому
общению"// Педагогика.-1998.-№1
Бондаревская Е.В." Гуманистическая парадигма личностно ориентированного
образования " // Педагогика .- 1997.-№4
Васильева Н.А. " Европейский год языков и вариативность педагогических
технологий при обучении немецкому языку как второму иностранному" //
Педагогика .- 2001.-№6
Витлин Ж.Л. " Современные проблемы обучения грамматике ИЯ" // ИЯШ.-2000.-№5
Гальскова Н.Д. " Педагогическое сотрудничество в контексте современной
модели обучения иностранным языкам // Обучение иностранному языку как
коммуникативному взаимодействию" . Сб. научн. тр. Вып. 443, М., 1999
Гурвич П.Б. " Теория и практика эксперимента в методике преподавания
иностранного языка". Владимир., 1980
Жинкин Н.И. " Язык- речь- творчество".М., 1998. Цитируется по статье :
Синицын В.А. " Праздник творчества на уроках русского языка" // РЯШ. -
2000.- №6
Зимняя И.И. " Психология обучения иностранным языкам в школе".-М .:
Просвещение, 1991
Казарицкая Т.А. " Упражнения при функционально-направленном обучении
грамматике" // ИЯШ .- 1987.-№2
Колпакчи М.А. " Дружеские встречи с английским языком". М., 1980
Крутских А.В. " Коммуникативно- направленное обучение грамматике на
продвинутом этапе в гуманитарно- лингвистической гимназии " // ИЯШ .-1996.-
№6
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. " Воспитательная работа в средней школе: от
коллективизма к взаимодействию". Ростов -н/Д: Творческий центр " Учитель" ,
2000
Лаптева О.А." Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной методике".
М.,1990
Лизенин С.М., Денисова Л.Г. "Грамматика в курсе интенсивного обучения
английскому языку в старших классах средней школы"// ИЯШ.-1992.-№5
Мельникова Г.Т. " Исследование сравнительной эффективности различных
подходов к обучению иноязычной грамматике" : Автореф. дис. канд. пед. наук;
М., 1980
Мильруд Р.П. " Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике"//
ИЯШ.- 2001.- №6
Нижнева Н.Н. " Проблема навыков и умений в обучении иноязычной речевой
деятельности "// Обучение устной речи и чтению в средней школе : Межвуз.
сб. науч. тр. / Ленингр. гос.пед. ин-т им. А.И. Герцена. - Л.,.1984
Николаева С.Ю. " подход к проблеме упражнений с позиции теории
индивидуализации обучения"// ИЯШ.- 1987.-№5
Пассов Е.И. " Коммуникативность обучения - в практику школы". М., 1985
Пассов Е.И. " Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению".
М.,1977
Пассов Е.И. " Основы методики обучения иностранным языкам". М., 1977
Пассов Е.И. " Основы коммуникативной методики обучения иноязычному
общению". М.,1989
Петровский А.В., Китайгородская Г.А. " К некоторым вопросам активизации
учебной деятельности": - В кн. : Методы интенсивного обучения иностр. яз.,
вып. 5, М., 1979
" Проблема коммуникативного метода обучения иноязычной речевой
деятельности" Сборник научн. тр. Воронеж.,. 1981
Риверс М. " Десять принципов изучения и обучения иностранным языкам на
основе взаимодействия обучаемого и преподавателя" // Глядя в будущее.
Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам
преподавания и изучения иностранных языков 17-21.10.89.- М.: РЕМН
МГЛУ.,1992
Скалкин В.П. " Коммуникативные упражнения на английском языке". Владимир.,
1980
Фадеева С.А., Юсупов В.О. " Идея коммуникативной лингвистики в
коммуникативной методике"// РЯШ .- 2000.- №4
Шатилов С.Ф. " Теоретические основы методики обучения грамматическому
аспекту иноязычной речи". В сборнике " Общая методика обучения иностранным
языкам". Хрестоматия/ сост. Леонтьев А.А. - М., Русский язык., 1991
Штульман Э.А. " Основы эксперимента в методике обучения иностранным языкам"
. Воронеж., 1971
Щерба Л.В. " О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в
языкознании" // Языковая система и речевая деятельность . М., 1947
Brian Abbs, Ingrid Freebairn " Blueprint Intermediate", Longman 1989
C.J. Brumfit, K. Johnson “ The Communicative Approach in Language
Teaching”, Oxford Univ.press, 1991
J.Harmer " Teaching and Learning Grammar", Longman Group UK Limited 1987
L. Hashemi with Raymond Murphy " English Grammar in Use". Supplementary
Exercises, CUP 1995
L. Jones " Communicative Grammar Practice". CUP 1992
J.C. Richards, T.S. Rogers “ Approaches and Methods in Language Teaching”,
Cambr. Univ.Press, 1993
M. Rivolucri " Grammar Games" GB, CUP 1993
J. Seidl " Grammar Four". OUP 1996
J.Shepheard “ The Anti-Grammar Grammar Book”, Longman UK, 1992
Liz&John Soars Headway Pre-Intermediate , Oxford Univ. Press, 1995
P.Viney, K. Viney " Grapevine" Student Book 3. OUP 1992
.
-----------------------
If I had 1000$ I would buy a coat for myself.
If I were a queen I would live in a palace.
If I had 1000$ I would buy a coat for myself.
If I were a queen I would live in a palace.
I would go to the sea, and I would swim and play tennis.
What would you do if you were suddenly given three days’ holiday?
I wouldn’t! I’d stay in bed and sleep and read
My grandson is so naughty!
If I were you I would be stricter to him
грамматические и лексические навыки и умения
Страницы: 1, 2, 3
|