Рефераты

Оценка кредитоспособности заемщика юридического лица в ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга"

Таблица 5.

Расчёт основных финансовых коэффициентов ОАО «ЧЗПТ».

Коэффициент

Метод расчета

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

Чистый оборотный капитал

Общий размер оборотных активов - Краткосрочные обязательства.

735 102

587 158

763 754

Коэффициент текущей ликвидности (к-т покрытия)

Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

1,53

1,27

1,31

Коэффициент срочной ликвидности

(Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Краткосрочная кредиторская задолженность

0,90

1,18

1,93

Коэффициент быстрой ликвидности

(Оборотный капитал - Товарно-материальные запасы) / Краткосрочные обязательства

0,97

0,85

0,94

Коэффициент финансовой независимости

Собственный капитал / Валюта баланса

37,18%

33,40%

33,73%

Коэффициент абсолютной ликвидности

Высоколиквидные активы / Краткосрочные пассивы

0,49

0,40

0,47

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

Собственный капитал / Суммарные обязательства

0,59

0,50

0,51

Коэффициент прибыльности

Прибыль от основной деятельности до уплаты налогов, дивидендов и процентов / Выручка от реализации

0,07

0,13

0,07

Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль после уплаты процентов и налогов / Себестоимость продукции

2,10%

6,34%

2,10%

Таблица 6.

Определение группы риска заемщика. ОАО «ЧЗПТ»

Коэффициент

01.01.2004

01.01.2005

01.01.2006

Коэффициент текущей ликвидности (к-т покрытия)

2-3 Группа (Приемлемый)

2-3 Группа (Приемлемый)

2-3 Группа (Приемлемый)

Коэффициент быстрой ликвидности

1 Группа (Низкий)

1 Группа (Низкий)

1 Группа (Низкий)

Коэффициент финансовой независимости (автономии)

2-3 Группа (Приемлемый)

2-3 Группа (Приемлемый)

2-3 Группа (Приемлемый)

Как видно из проведенного анализа, ОАО «Челябинский завод промышленных тракторов» относится к кредитоспособным заемщикам и решение о предоставлении кредита может быть принято положительное.

3. Основные пути и формы совершенствования методов и форм банковского кредитования юридических лиц в Российской Федерации

3.1. Пути развития банковского сектора в Российской Федерации и диверсификация банковских кредитов и ссуд

Диверсификация кредитов - это распределение вкладываемых или кредитуемых в экономику денежных капиталов между разными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.

Российский банковский сектор в последние годы переживает этап системного реформирования. Потребность в реформах определяется объективными факторами. В первую очередь это интеграция российских финансовых рынков в международную финансовую систему. Приближающееся вступление России в ВТО и свободный допуск иностранных кредитных институтов на внутренний рынок приводят к необходимости существенного повышения конкурентоспособности национальной банковской системы и сохранения ее самостоятельности.Потребности структурного реформирования экономики обуславливают необходимость существенной перестройки и активизации работы кредитных организаций по обеспечению финансовыми ресурсами проводимых реформ. Для этого первоочередной становится задача существенного роста собственной ресурсной базы .банковской системы и ее эффективного использования.Системный кризис в августе 1998 года и кризис доверия банков в июне-июле 2004 года показали повышенную нестабильность и незащищенность российского банковского сектора и его кредиторов по сравнению с развитыми странами. Системные и структурные риски банковской деятельности в России по-прежнему являются одними из основных препятствий роста ресурсной и клиентской базы банков, развития различных направлений их деятельности. Это вынуждает развивать общебанковскую инфраструктуру, системы управления и контроля банковских рисков и стандарты банковского корпоративного управления. Очевиден факт, что ряд регионов и отраслей недостаточно обеспечены банковскими услугами. Это замедляет их экономическое и социальное развитие.В тоже время, оценивая тенденции развития собственно банковского сектора в последние годы можно отметить целый ряд позитивных факторов итенденций. Так, существенно растут объемы кредитования и качество кредитных портфелей банков, быстрыми темпами развивается структура банковских продуктов. Банки все более активно начинают осваивать наиболее перспективные внутренние рынки, развивают индивидуальный и комплексный подход при обслуживании клиентов.

Таким образом, в настоящее время в банковском секторе, с одной стороны, существуют нерешенные проблемы системного характера, а с другой - наблюдаются определенные текущие позитивные изменения и успехи. Это приводит к увеличению роли системного и стратегического государственного регулирования в проведении взвешенной государственной политики в отношении российской банковской системы.

Теоретические аспекты стратегического развития различных систем и государственного регулирования банковского сектора и отдельных аспектов банковской деятельности исследовались рядом российских и зарубежных авторов, в том числе: Ван-Хузом Д.Д., А.Г. Вдовиченко, В.Г. Ворониной, О.В. Вьюгиным, СЕ. Егоровым, СМ. Игнатьевым, Р. С. Капланом, Р.Л. Миллером, Ф. Мишкиным, Д. П. Нортоном, В.М. Родионовой, А. Ю. Симоновским, А. Хандруевым, А. О. Хмелевым.

В отечественной экономической литературе практически отсутствуют специальные фундаментальные работы по проблемам стратегического развития, государственному финансовому регулированию банковского сектора и банковской деятельности.

Одновременно, деятельность банков в современной России связана с высоким уровнем рисков.

Определив риск как угрозу того, что банк понесет потери, размер которых является показателем уровня рискованности предстоящей операции, можно сделать вывод о вероятностной сути этого понятия. Следовательно, риск можно с достаточной степенью точности оценить при помощи анализа потерь.

Количественно размер риска может выражаться в абсолютных и относительных показателях. Однако оценить эти потери с достаточной точностью не всегда пред-ставляется возможным. Если же отнести размер вероятных потерь к какому-либо показателю, характеризующему банковскую деятельность, например, к размеру кредитных ресурсов, раз-меру расходов или доходов банка в связи с осуществлением конкретной операции, то полу-чится величина риска в относительном выражении. Относительное выражение риска в виде установления допустимого уровня при совершении различных операций применяется при выработке политики банка. Это видимый конечный результат сложной работы по выработке подходов к оценке риска, определению допустимого его уровня, что и составляет понятие стратегии риска.

Разработка стратегии риска проходит ряд этапов:

- Выявление факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении определенных банковских операций.

- Анализ выявленных факторов с точки зрения силы воздействия на риск.

- Оценка конкретного вида риска.

- Установление оптимального вида риска.

- Анализ отдельных операций с точки зрения соответствия приемлемому уровню риска.

- Разработка мероприятий по снижению риска.

К рассмотрению принимаются не все факторы, а лишь стандартный их набор, который периодически пересматривается. Эти факторы служат исходной базой для анализа риска.

Способами управления процентным риском являются:

1. Выдача кредитов с плавающей процентной ставкой. Такие меры позволяют банку вно-сить соответствующие изменения в размер процентной ставки по выданному кредиту в соот-ветствии с колебаниями рыночных процентных ставок. В результате банк получает возмож-ность избежать вероятных потерь в случае повышения рыночной нормы ссудного процента.

2. Согласование активов и пассивов по срокам их возврата. Согласование активов и пасси-вов по срокам их возврата возможно по всему балансу банка (макро хеджирование) или по конкретному активу и конкретному пассиву (микро хеджирование). Для максимального хеджирования процентного риска сроки возврата по активу и пассиву должны полностью совпадать, что, однако, значительным образом ограничивает маневренность в деятельности банка. Вследствие этого допускается разрыв (разница) между соответствующими по срокам суммами актива и пассива. В целях управления данной разницей банки устанавливают обычно нормы соответствия активов и пассивов по сроку для тех их видов, которые чувствительны к изменениям процентных ставок. Если ожидается, что ставки процента будут возрастать, то разница должна быть положительной. Это приведет к тому, что в категорию с более высокими ставка-ми переместится больше активов, чем пассивов, и чистый процентный доход банка увеличится сверх ожидаемого. Напротив, при ожидаемом снижении продетых ставок разница должна быть отрицательной.

3. Процентные фьючерсные контракты. Они представляют собой срочные контракты, ко-торые используются для игры на процентных ставках. Подобно прочим фьючерсным контрак-там процентные фьючерсы используются для спекуляции на колебаниях рыночных процент-ных ставок, а также для покрытия процентного риска.

4. Процентные опционы. Процентный опцион - это соглашение, которое предоставляет держателю опциона право (а на обязательство) купить или продать некоторый финансовый инструмент (краткосрочную ссуду или депозит) по фиксированной цене до или по наступле-нии определенной даты в будущем.

5. Процентные свопы. Одним из способов снижения процентного риска являются опера-ции "своп" с процентами, то есть когда две стороны заключают между собой сделку, по усло-виям которой обязуются уплатить проценты друг другу по определенным обязательствам заранее обусловленные сроки. Обычно происходит обмен процентных платежей по сделке с фиксированной ставкой против сделки с переменной ставкой. При этом сторона, обязующаяся произвести выплаты по фиксированным ставкам, рассчитывает на значительный рост за пери-од сделки переменных ставок; противоположная сторона - на их снижение. В результате сдел-ки выигрывает та сторона, которая правильно прогнозировала динамику процентных ставок.

6. Срочные соглашения. Этот метод защиты от процентного риска связан с заключением между банком и клиентом специального форвардного соглашения о предоставлении в огово-ренный день ссуды с определенном размере и под установленный процент. Таким образом, за-ранее фиксируется дата, размер будущего кредита, а также плата за пользование им. Заключая такое соглашение, банк ограждает себя от риска потерь в случае падения на момент выдачи ссуды рыночных процентных ставок. При повышении же этих ставок выигрывает клиент, по-лучающий кредит за более низкую плату. Этот метод хеджирования, таким образом, позволяет разделить риск, связанный с колебанием процентных ставок с клиентом.

7. Страхование процентного риска. Оно предполагает полную передачу соответствующего риска страховой организации.

Процентный риск содержит в себе инфляционный риск - риск убытков в результате обес-ценения сумм процентов, уплачиваемых заемщиком. Методом его страхования является ин-дексация, при которой в кредитном договоре оговаривается, что сумма платежа зависит от из-менения определенного индекса, например, цен, а также заключение возобновляемых (револь-верных) займов на короткий срок с правом их возобновления и пересмотра уровня ставки.

Для снижения валютного риска банк может использовать следующие приемы:

1. Выдача ссуд в одной валюте с условием ее погашения в другой с учетом форвардного курса, зафиксированного в кредитном договоре. Такие меры позволяют банку застраховаться от возможного падения курса валюты кредита. Предположим, что банк выдает ссуду в раз-мере 100.000 франков. При этом, рассчитывая на ослабление франка по отношению к фунту стерлингов, банк по согласованию с клиентом может зафиксировать в кредитном договоре в качестве условия погашения кредита в фунтах по форвардному курсу 10 франков за I фунт (то есть для погашения кредита заемщику потребуется 10.000 фунтов). В данном случае воз-можны три варианта развития событий:

а) если на момент погашения задолженности по ссуде обменный курс составит 10 фран-ков за 1 фунт, то банк получит свои 10.000 фунтов, и ни одна из сторон не понесет убытков;

б) если на момент погашения кредита обменный курс будет равен 12 франков за 1 фунт, то банк получит опять же 10.000 фунтов, в то время как в случае возврата кредита во фран-ках он бы имел 100.000, что составило бы только 8333.33 фунта (100.000/12);

в) если к моменту погашения ссуды обменный курс составит 9 франков за 1 фунт, банк окажется в убытке, поскольку получит назад опять таки 10.000 фунтов, в то время как при погашении кредита во франках он имел бы 100.000 франков или 11111.11 фунта.

2. Форвардные валютные контракты. Это основной метод снижения валютного риска. Та-кие операции предполагают заключение срочных соглашений между банком и клиентом о ку-пле-продаже иностранной валюты при фиксации в соглашении суммы сделки и форвардного обменного курса. Механизм действия форвардных валютных контрактов в принципе аналоги-чен только что описанному. Форвардные валютные сделки бывают фиксированные или с оп-ционом. Термин "фиксированная" означает, что сделка должна совершиться в строго опреде-ленный день. Опцион же предполагает возможность выбора клиентом даты ее совершения: либо в любой день, начиная со дня подписания контракта и до определенного крайнего срока, либо в рамках какого-либо определенного периода в будущем. Важным условием форвардного контракта является обязательность его исполнения. Однако и сам форвардный валютный кон-тракт связан с определенным риском. Для банка он состоит в том, что клиент может оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства по контракту, в этом случае банк окажется не способным продать валюту, которою клиент в соответствии с контрактом должен был купить или наоборот, приобрести валюту, которую клиент должен был продать. При этом купля (про-дажа) соответствующего количества валюты на рынке может обернуться убытками для банка.

3. Валютные фьючерсные контракты. Также как и форвардные валютные контракты, фью-черсы представляют собой соглашение купить или продать определенное количество ино-странной валюты в определенный день в будущем. Однако в отличие от форвардных контрак-тов их условия могут быть достаточно легко пересмотрены. Кроме того, данные контракты могут свободно обращаться на бирже финансовых фьючерсов. Вместе с тем валютные фьючерс-ные контракты не получили еще широкого распространения.

4. Валютные опционы. Несмотря на сходство в названии форвардного валютного контрак-та с опционом, они являются инструментом, дающих их владельцу право (а не обязательство) купить некоторое количество иностранной валюты по определенному курсу в рамках ограни-ченного периода времени или по окончании этого периода. Валютные опционы бывают двух типов:

а) Опцион "колл" дает его покупателю право приобрести валюту, оговоренную контрак-том, по фиксированному курсу (при этом продавец опциона должен будет продать соответствующую валюту по этому курсу).

б) Опцион "пут" предоставляет право его покупателю продать валюту, оговоренную контрактом, по фиксированному курсу (при этом продавец опциона должен будет купить соответствующую валюту по этому курсу).

5. Валютные свопы. Валютный своп представляет собой соглашение между двумя сторо-нами об обмене в будущем сериями платежей в разных валютах. Валютные свопы могут подразделяться на следующие два вида:

- свопы пассивами (обязательствами);

- свопы активами.

Валютные свопы пассивами - это обмен обязательствами по уплате процентов и погаше-нию основного долга в одной валюте на подобные обязательства в другой валюте. Целью тако-го свопа, помимо снижения долгосрочного валютного риска, является так же уменьшение за-трат в связи с привлечением фондов. {3} Валютный своп активами позволяет сторонам соглашения произвести обмен денежными доходами от какого-либо актива в одной валюте на аналогичные доходы в другой валюте, та-кой своп направлен на снижение долгосрочного валютного риска и повышения доходности активов.

6. Ускорение или задержка платежей. Ускорение или задержка платежей используется при осуществлении операций с иностранной валютой. При этом банк в соответствии со своими ожиданиями будущих изменений валютных курсов может потребовать от своих дебиторов ус-корения или задержки расчетов. Этим приемом пользуются для защиты от валютного риска или получение выигрыша от колебаний валютных курсов. Однако риск потерь по-прежнему присутствует, поскольку вполне вероятно неправильное предсказание направления изменения валютного курса.

7. Диверсификация валютных средств банка в иностранной валюте. Этот метод снижения валютного риска предполагает постоянное наблюдение за колебанием курсов иностранных валют. А поскольку предугадать вероятные направления таких колебаний чрезвычайно сложно, то банки с целью уменьшения риска проиграть в результате невыгодного изменения курсов валют прибегают к диверсификации активов, деноминированных в иностранной валюте. 8. Страхование валютного риска. Страхование валютного "риска предполагает передачу всего риска страховой организации.

Методы снижения рыночного риска:

1. Фьючерсные контракты на куплю-продажу ценных бумаг. Они представляют права их владельцу на куплю или продажу соответствующих ценных бумаг по установленному заранее курсу. Как и прочие финансовые фьючерсные контракты, данные фьючерсы позволяют "иг-рать" на колебаниях рыночной стоимости ценных бумаг или уменьшать риск потерь от таких колебаний.

2. Фондовые опционы. Фондовый опцион - это право купить или продать акции (или дру-гие ценные бумаги обращающиеся на фондовой бирже) в течение оговоренного срока.

3. Диверсификация инвестиционного портфеля. Важнейшим средством защиты от обесце-нения ценных бумаг является диверсификация инвестиционного портфеля банка.

Управление кредитным риском осуществляется следующими способами:

1. Оценка кредитоспособности. Кредитные работники обычно отдают предпочтение именно этому методу, поскольку он позволяет предотвратить практически полностью все возможные потери, связанные с невозвращением кредита. К определению кредитоспособно-сти заемщика существует множество различных подходов. Однако в последнее время в практике зарубежных банков все большее распространение получает метод, основанный на бальной оценке ссудополучателя. Этот метод предполагает разработку специальных шкал для определения рейтинга клиента. Критерии, по которым производится оценка заемщика, строго индивидуальны для каждого банка и базируются на его практическом опыте. Эти критерии периодически пересматриваются, что обеспечивает повышение эффективности анализа кредитоспособности.

2. Диверсификация кредитного риска предполагает рассредоточение имеющихся у банка возможностей по кредитованию и инвестированию. Кредитный риск возрастает по мере увеличения общего объема кредитования и степени концентрации кредитов среди ограниченного числа заемщиков. Кроме того, производится распределение кредитов по срокам, по назначению кредитов, по виду обеспечения, по способу установления ставки за кредит, по отраслям и так далее. В целях диверсификации осуществляется рационирование кредита - плавающие лимиты кредитования, сверх которых кредиты не предоставляются вне зависимости от уровня процентной ставки.

3. Уменьшение размера выдаваемых кредитов одному заемщику. Этот способ применяется, когда банк не полностью уверен в достаточной кредитоспособности клиента. Уменьшенный размер кредита позволяет сократить величину потерь в случае его невозврата.

4. Страхование кредитов. Страхование кредита предполагает полную передачу риска его невозврата организации, занимающейся страхованием. Существует много различных вари-антов страхования кредитов, но все расходы, связанные с их осуществлением, как правило, относятся на ссудополучателей.

5. Привлечение достаточного обеспечения. Такой метод практически полностью гарантирует банку возврат выданной суммы и получение процентов. При этом важным моментом является тот факт, что размер обеспечения ссуды должен покрывать не только саму сумму выданного кредита, но и сумму процентов по нему. Однако все же приоритет при защите от кредитного риска должен отдаваться не привлечению достаточного обеспечения, предназначенного для покрытия убытков, а анализу кредитоспособности заемщика, направленному на недопущение этих убытков, поскольку ссуда выдается не в расчете на то, что для ее по-гашения придется продать активы, служащие обеспечением, а на то, что она будет возвра-щена в соответствии с кредитным договором.

6. Выдача дисконтных ссуд. Дисконтные ссуды лишь в небольшой степени позволяют снизить кредитный риск. Такой способ предоставления кредитов гарантирует, как минимум, получение платы за кредит, а вопрос о ее возврате остается открытым, если не используются другие методы защиты от кредитного риска.

7. Оценка стоимости выдаваемых кредитов и последующее их сопровождение выражается в классификации кредитов по группам риска и созданием резерва по сомнительным долгам в зависимости от группы риска. А так как резерв создается за счет отчислений, отно-симых на расходы банка, то это и составляет часть понятия стоимости кредита для банка.

Таким образом, мы рассмотрели основные методы снижения различных видов риска, с которыми сталкиваются банки в процессе своей деятельности. Разработка этих мероприятий яв-ляется важнейшим компонентом стратегии банка в области риска.

В заключение необходимо отметить, что все перечисленные выше методы уменьшения или ухода от риска имеют множество вариаций, используемых в зависимости от конкретной си-туации и договоренностей с партнерами. Подобного рода операции банк может проводить как за свой счет (при этом преследуя цели снижения соответствующего финансового риска или получение дохода от заключаемых соглашений в случае благоприятного для него изменения рыночных условий), так и по поручению клиентов (выступая при этом посредником и получая за это соответствующее вознаграждение).

Наиболее часто встречающийся риск в банковской сфере - кредитный риск. Поэтому, чтобы снизить этот риск до минимума, при выдаче кредитов банку необходимо оценить кредитоспособность заёмщика, его финансовое положение.

3.2. Перспективы деятельности малого предпринимательства в России

Развитие малого и среднего бизнеса в России служит укреплению экономического и инновационного потенциала государства, способствует росту благосостояния населения и авторитета страны в мире. Для России не менее важно, что развитие малого и среднего бизнеса постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом политической стабильности.

Решение задач развития малого и среднего предпринимательства рассматривается в настоящее время обеими палатами Федерального Собрания в русле общего курса, согласованного с Президентом и Правительством Российской Федерации. Совершенствование законодательства в сфере деятельности малого и среднего бизнеса предполагает объединение и координацию действий федеральных, региональных и местных органов власти, конструктивное сотрудничество с общественными объединениями малого и среднего бизнеса.

Правовой основой государственной политики в данной сфере является Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ от 14.06. 1995 г.

Основными инструментами реализации государственной политики служат федеральные и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время принят ряд экономических и политических мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса в России.

1. Принят пакет антибюрократических законов, речь в которых идет об устранении административных барьеров для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне.

2. Внесен ряд поправок в Налоговый кодекс, изменена ставка налога на прибыль в сторону уменьшения с 35% до 24%. Введение единого социального налога с регрессивной шкалой отчислений дало возможность предприятиям платить меньше налогов и увеличить заработную плату работникам. Появилась возможность увеличения оборотных средств, остающихся в распоряжении предприятий.

Однако процесс улучшения предпринимательского климата в России протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого и среднего бизнеса за последние годы крайне нестабильны.

Основные показатели развития малого предпринимательства (по состоянию на начало 2007 г.)

1. По данным Рабочего Центра экономических реформ при Правительстве РФ, за период с 1 января 2006 г. по 1 января 2007 г. число зарегистрированных малых предприятий (МП) снизилось на 4,1%, составив на начало 2007 г. 843,0 тыс. единиц.

При этом за 2006 г. количество зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей не изменилось в 47 регионах. В 23 регионах произошло снижение, из них в наибольшей степени в таких, как Санкт-Петербург (на 661 ед.), Агинском Бурятском АО (на 378 ед.), Республике Алтай (на 244 ед.), Ленинградской области (на 156 ед.).

По итогам 2006 г. количество зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей повысилось только в трех округах - Центральном, Приволжском и Уральском.

2. Среднесписочная численность занятых на МП в 2006 г. в целом по стране сократилась на 1,7%. В 2005 г. напротив, наблюдался прирост на 1,7%.

Из 57 регионов, где в 2006 г. отмечено сокращение среднесписочной занятости на МП, в наибольшей степени показатель снизился в Еврейском АО (на 58,9%), Республике Ингушетия (на 53,3%), Эвенкийском АО (на 50%). Еще в 12 регионах снижение составило от 20 до 30% (Алтай, Хакасия, Саха (Якутия), Красноярский и Ставропольский края, Мордовия, Читинская и Ивановская области).

3. Производство продукции (работ, услуг) на МП в целом по стране относительно 2000 г. увеличилось на 17,3% (в 2005 г. по сравнению с 2004 г. прирост составил 20,5%). При этом незначительное снижение отмечено только в одном федеральном округе - Северо-Западном (на 1,9%). Более чем на 30% производство на МП увеличилось в Центральном и Уральском ФО, в остальных рост составил от 3 до 7%.

По итогам 2006 г. производство на МП снизилось в 39 регионах (в 2005 г. их было 15). Среди них в наибольшей степени сократилось в Усть-Ордынском Бурятском АО (на 89,7%). Сильное снижение произошло в таких регионах, как Республика Тыва (на 56,8%), Республике Хакасия (на 47,8%), Республике Ингушетия (на 46,4%). Еще в 12 регионах наблюдалось сокращение от 10 до 30%.

В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли и общественного питания - 42,7%, строительства - 16,4%, промышленности - 15,7%, науки - 5,5%, бытового обслуживания - 1,2%.

4. В 2006 г. инвестиционная активность на МП была очень нестабильной. После сокращения объема инвестиций в основной капитал в 3 кв. 2006 г. на 15,5% в целом по стране в 4 кв. наблюдалось его небывалое увеличение (в 3,5 раза по сравнению с 3 кв. 2006 г.).

По итогам 2006 г. по сравнению с 2005 г. также произошел рост инвестиций, показатель увеличился на 23%. Лидером по приросту стал Приволжский ФО (на 53,3%).

В ряде регионов инвестиции в 2006 г. либо не осуществлялись, либо их объемы были очень малы (Еврейская АО, Корякский АО, Ненецкий АО, Калмыкия, Тыва).

По итогам 2006 г. положительный прирост инвестиций в основной капитал на МП относительно предыдущего года отмечен в 38 регионах (в 2005 г. таких регионов было 55).

Таким образом, развитие малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно - как в региональном, так и в отраслевом разрезах.

Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора (30-50% реального оборота субъектов малого предпринимательства составляет “теневой” сектор).

Россия в значительной степени уступает странам с развитой экономикой в вопросах развития малого предпринимательства. Оценки малого бизнеса за рубежом показывают, что доля малого бизнеса в производство ВВП колеблется в пределах 80% (в США - 70%, Японии - 78%, Италии - 73%), в то время, как в России этот показатель составляет лишь 10-11%.

По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации, доля малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет сейчас составляет 10%, тогда как в Европе - более 50%.

Перспективы развития малого предпринимательства

Рост числа новых малых предприятий, увеличение объемов выпуска продукции в 2003-2005 гг. в значительной степени будет зависеть от ряда условий.

1. По мнению ряда экспертов, финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства является основным направлением его развития. За последние годы происходило снижение финансовой поддержки малого бизнеса из федерального бюджета. В 2005 г. было выделено 100 млн. руб., в 2006 г. - 140 млн. руб., в 2007 г. - только 20 млн. руб. На 2008-2009 гг. принято принципиальное решение по выделению ресурсов на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета в размере: 250, 350 и 450 млн. руб..

Отсутствие инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений - от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями. Импорт продукции указанных отраслей в последние годы продолжает расти.

2. Формирование благоприятного предпринимательского климата.

Для этого необходима реализация в регионах и на местах принятых федеральных законов, направленных на улучшение предпринимательского климата в стране.

Принятый пакет антибюрократических законов должен ликвидировать барьеры для ведения бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Это относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают упрощение порядка регистрации хозяйствующих субъектов (Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”), существенное сокращение лицензируемых видов деятельности (Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”), унификацию и уменьшение контрольных административных процедур, усиление защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или проведение государственного контроля (Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”).

В 2002 г. был принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования в Российской Федерации”, необходимый для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень зарегулированности бизнеса, отменив огромное количество действующих стандартов.

3. Сокращение налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предприятий. В этих целях возможно применение налоговых каникул на первые два года для новых производственно-инновационных, строительных, “инвалидных” малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п.

Создание благоприятного налогового климата для субъектов предпринимательства возможно не только через снижение налогового бремени, упрощение порядка учета и отчетности, налогообложения, но и путем получения возможности при расчете единого налога принимать к зачету сумму уплаченного единого социального налога.

4. Концентрация финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2008-2009 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и уже работающих на российском рынке предприятий;

- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

- создание современных элементов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков.

5. Налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ. В этой связи необходимо разделить полномочия между законодательной и исполнительной властью, отвечающими за формирование благоприятного предпринимательского климата в стране, формирование и проведение государственной политики поддержки малого предпринимательства и органами, отвечающими за меры по реализации федеральных программ и упрощению доступа малых предприятий к финансовых ресурсам.

6. Активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения.

Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания (молочных, мясных, кондитерских и т.п.), крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

7. Для стабильной работы малых и средних предприятий в условиях глобализации с учетом международного опыта необходимо обеспечить условия для создания оперативно действующей справочно-информационной системы о положении дел в России и странах СНГ. Необходимо выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения деятельности малого предпринимательства.

3.3. Некоторые рекомендации по совершенствованию социально-экономической и нормативно-правовой базы и практики банковского кредитования юридических лиц-резидентов в РФ

Понятие государственного регулирования, с учетом небольших корректировок по отношению к теме исследования определяется толковым биржевым словарем следующим образом: формулирование элементов и методов воздействия государства на экономическую систему (банковский сектор и банковскую деятельность) с целью обеспечения или поддержания определенных процессов изменения экономических (финансовых) явлений или их связей. Толковым биржевым словарем дается также понятие «регуляторов» -в терминологии Банка России, которую мы применяем, они определяются как «инструменты»: экономические и финансовые рычаги, непосредственно или косвенно воздействующие через механизм интересов на участников финансовых отношений.

Таким образом, государственное регулирование может быть прямым (непосредственным) и косвенным. Прямое регулирование воздействует на определенную цель, или группу целей, связанных непосредственно с состоянием банковского сектора и характером банковской деятельности. Косвенное регулирование способствует достижению этих же целей, посредством формирования и изменения общих условий или факторов. С точки зрения собственно организации регулирования, оно реализуется через субъектов регулирования.

Помимо понятия регулирования, Банком России активно используются понятия реформирования и надзора.

С точки зрения терминологии, цели и - процессы реформирования являются объектом регулирования. Применяя инструменты регулирования, государство воздействует на процессы реформирования, представляющие из себя непрерывное изменение соответствующих систем и явлений.

Надзор объединяет в себе документарный надзор и инспектирование кредитных организаций. Документарный надзор объединяет в себе все формы финансово-операционной информации о развитии банковской деятельности и состоянии банковского сектора. Документарный надзор определяет всевозможные нормативы и показатели, которые являются основой для построения единой универсальной системы административных и финансовых мер со стороны Банка России. Инспектирование кредитных организаций призвано обеспечить достоверность данных документарного надзора и соответствие деятельности кредитных организаций требованиям законодательства.

Помимо надзора регулирование со стороны Банка России включает в себя регистрацию и лицензирование, банковской деятельности, предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и вывод с рынка банковских услуг неплатежеспособных кредитных организаций.

В соответствии с задачами, определенными в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, и в соответствии с требованиями банковского законодательства и нормативных актов Банк России при принятии решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций осуществлял контроль за:

- недопущением создания и расширения деятельности кредитных организаций, не способных обеспечить надлежащую финансовую устойчивость;

- соответствием руководителей кредитных организаций установленным квалификационным требованиям и требованиям к их деловой репутации;

- обеспечением прозрачности структуры собственности кредитных организаций;

- правомерностью формирования уставного капитала кредитных организаций в целях противодействия оплаты акций (долей) кредитных организаций ненадлежащими активами.

В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередь создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", в том числе:

- укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;

- обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;

- укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;

- упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;

- создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй;

- создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий;

- создать правовые механизмы противодействия установлению недобросовестными лицами контроля над кредитными организациями;

- продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

Предстоит дополнить законодательство в банковской сфере нормами прямого действия, а также уточнить нормы этого законодательства, касающиеся участия иностранного капитала в банковской сфере.

Заключение

Таким образом, развитие наиболее перспективного в условиях наметившегося экономического подъёма страны направления банковских операций - кредитование реального сектора экономики - наталкивается на ряд существенных труднопреодолимых ограничений. Существенным фактором, тормозящим кредитную активность российских банков, являются высокие риски кредитования российских предприятий. Несмотря на снижение общих рисков кредитования реального сектора за счёт улучшения макроэкономической ситуации, условий сбыта продукции и роста прибыли, остаются высокими институциональные элементы рисков, в первую очередь неэффективная система налогообложения производственной и финансовой деятельности, узость законодательной базы в сфере защиты прав кредиторов, недостаточная прозрачность финансовой отчётности предприятий. Все эти факторы в целом отражают недостаточно интенсивную реструктуризацию предприятий реального сектора экономики.

Вместе с тем следует отметить, что необоснованное форсирование кредитования реального сектора экономики в объёмах, неадекватных существующим банковским рискам, может привести к снижению устойчивости банковской системы и, таким образом, явится существенным препятствием для решения, как основной задачи реструктуризации, так и непосредственно задачи эффективного взаимодействия с нефинансовым сектором. Необходима дальнейшая работа по снижению инвестиционных рисков. Арсенал инструментов, которые могли бы в этих целях использоваться, хорошо известен: предоставление синдицированных кредитов, позволяющих распределить риски, страхование инвестиционных и кредитных рисков. Банки должны проявлять инициативу и способствовать формированию в России так называемых институциональных инвесторов, что особенно актуально в условиях снижающихся микроэкономических рисков.

Другим ограничителем расширения кредитования реального сектора экономики является дефицит долгосрочных ресурсов. По состоянию на 1.04.2007г. объём долгосрочных (свыше одного года) обязательств составлял около 100 млрд. руб., или около 7,5% совокупных обязательств банков. В зарубежной практике этот показатель не менее 30%.

Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, деятельность банков на рынке инвестиций носит многоплановый ха-рактер. В связи с этим форми-рование концепции деятельно-сти банков в отношении допу-стимого на рынке инвестиций круга операций является весь-ма важным моментом в обес-печении стабильности банков-ской системы.

Конечно, формирование дан-ной концепции займет доста-точно продолжительный пери-од времени. Однако уже сей-час можно говорить о печаль-ных последствиях высоко рискованной деятельности банков на российском рынке ценных бу-маг, основой которой явилось прежде всего развитие тех направлений банковской дея-тельности, которые приносили немедленный спекулятивный доход. Последнее не исключи-тельная, но весьма значитель-ная причина ситуации, сложив-шейся в настоящее время в банковской системе

Тем не менее, именно бан-ки располагают достаточно развитой инфраструктурой, способной обеспечить эффективный переток капиталов в экономике. Кроме того, они аккумулируют свободные де-нежные средства, которые представляют интерес с точ-ки зрения привлечения их в качестве инвестиций в реаль-ный сектор экономики.

Итак, необходимость присут-ствия банков на рынке инвестиций совершенно очевидна Вопрос лишь в том, каким образом, допуская банки на рынок инвестиций, сохранить стабильность и высокую надеж-ность банковской системы. Можно достаточно много говорить о различных вариантах концепции инвестиционной де-ятельности указанных финан-совых институтов, однако, несомненно, одно -- инфраструк-тура банковской системы должна служить на благо развития реального сектора и экономики в целом, а не стремиться к получению еди-новременной краткосрочной выгоды.

Выводы и рекомендации

Совершенствование государственного финансового регулирования банковского сектора и банковской деятельности и стратегии их развития на основе принципов и подходов, применяемых в международной практике требуют внедрения в банковский сектор России.

Как мы видим, важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть бан-ки. Однако в настоящее время банки еще не стали ни аккумулятором заметных инвестици-онных ресурсов, ни их эффективным операто-ром. Причины такого положения дел много-образны. Но если кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Реферат Live