Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства
Обозначения:
Ф - федеральный бюджет;
Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);
М - местный бюджет (муниципальных образований);
* - с возможным выделением части отчислений для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
** - с возможным выделением в составе данной доли минимально гарантированной и выравнивающей частей.
Таким образом, распределение налогов в целом в региональные бюджеты увеличилось.
При прочих равных условиях желательно, чтобы доля трансфертов в доходах территориальных бюджетов была не высокой. Что же касается территориальных налогов, с одной стороны, и долевых отчислений от федеральных налогов (или иных доходов верхнего уровня бюджетной системы), с другой, то и те и другие имеют свои преимущества. Преобладание собственных, устанавливаемых в регионе, налогов в доходной базе территориального бюджета (так называемая американская модель бюджетного федерализма) обеспечивает максимальную гибкость и самостоятельность бюджетной политики регионов Бабич А.М.; Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 80.. Высокой доле отчислений от федеральных налогов в нижестоящих бюджетах (так называемой германской модели) соответствуют относительно большее единство бюджетной политики в масштабе всей страны и заинтересованность региональных властей в полном сборе этих налогов Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России. // Финансы, 2003, № 12. С. 11.. Для России в настоящее время характерна скорее германская модель.
Опыт развития межбюджетных отношений в России показывает, что статус налогов (федеральный, региональный или местный) не является условием его жесткой увязки с порядком направления платежей в бюджеты соответствующего уровня. В связи с этим имеется возможность по истечении очередного финансового года сохранять либо изменять направления налоговых поступлений, что придает бюджетной системе определенную гибкость. Отмеченная особенность, свойственная налогам в целом, характерна и для платежей за пользование природными ресурсами. Рассмотрение поступления этих платежей в комплексе и в рамках общих направлений бюджетной и налоговой политики представляет интерес с точки зрения выявления их роли в формировании доходов государственного бюджета от природопользования.
Одним из определяющих условий при распределении платежей за пользование природными ресурсами между уровнями бюджетной системы является достижение баланса интересов центра и регионов.
Критерии такого баланса содержатся в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584.
При распределении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней в Программе, в частности, предлагается учитывать критерий равномерности размещения налоговой базы. Иными словами, чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов).
Применительно к платежам за пользование природными ресурсами этот критерий определяет на период реализации Программы следующие наиболее существенные условия разграничения налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы Платежи за пользование природными ресурсами: этапы политики межбюджетного распределения. // Налоговое планирование, 2004, № 4.:
· зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации 100% платежей за пользование общераспространенными природными ресурсами с возможным последующим их преобразованием в региональные налоги (с разделением поступлений между региональными и местными бюджетами);
· повышение централизации платежей за пользование неравномерно размещенными природными ресурсами (прежде всего по углеводородному сырью).
Вместе с тем направление ресурсных платежей в бюджеты соответствующего уровня, по нашему мнению, должно зависеть и от того, насколько приоритетным и масштабным является пользование конкретными природными ресурсами. Следовательно, межбюджетное распределение этих платежей должно определяться величиной налогового потенциала того или иного вида природопользования. Отсюда, чем выше доходность конкретной добывающей отрасли, тем больше оснований для централизации ее налоговых доходов от природопользования. С другой стороны, при распределении ресурсных платежей между уровнями бюджетной системы важное значение имеет и объем финансовой нагрузки по воспроизводству, охране и защите природного потенциала, приходящейся на федеральный и территориальные бюджеты.
Таким образом, решение вопроса о распределении указанных платежей между бюджетами центра и регионов должно учитывать принципы формирования как доходной, так и расходной частей государственного бюджета.
Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов Налоги и налоговое право. Учебное пособие. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитик-пресс, 2005. С. 97..
Соглашения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и другие положения, установленные Бюджетным Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат.
3.2. Укрепление налогового потенциала региона как источника формирования налоговых доходов федерального бюджета
Налоговый потенциал - существенная часть финансового потенциала региона.
Налоговый потенциал региона - эта максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в отдельном регионе, исчисленных в условиях действующего законодательства Налоги: учебник / под ред. Черника Д. Г. - М.: Финансы и статистика, 2004. С. 94.. Потенциал отдельного налога - максимально возможная за определенный период времени сумма поступлений по данному налогу исходя из установленных законом налоговой базы и налоговых ставок.
Расчет налогового потенциала является важной составляющей в бюджетном процессе, и многие регионы справедливо отмечают в своей нормативно-правовой базе важность данного показателя. Основой расчетов налогового потенциала являются показатели краткосрочного прогноза социально-экономического развития региона. Источником для расчета налоговой базы и потенциала доходов бюджета является отчетность, предоставленная предприятиями всех форм собственности в Государственный комитет статистики РФ. Экономические службы региона после анализа полученных данных передают информацию об объемах реализованной продукции, размерах балансовой прибыли, фонда оплаты труда, среднегодовой стоимости имущества и т.п. в финансовые службы, которые на основе них проводят предварительные расчеты потенциала доходов бюджета в соответствии с утвержденной методикой. Основой для расчета доходов в целом или по отдельным видам налогов являются:
· показатели социально-экономического развития региона;
· показатели анализа поступлений налогов и сборов за три предшествующих года;
· ожидаемый объем поступлений;
· ожидаемый объем недоимки и др.
Необходимость оценки налогового потенциала региона вызвана прежде всего:
· стремлением увеличить самостоятельность регионов в использовании своего налогового потенциала;
· возможностью правильно оценить действительные потребности регионов в финансовой помощи;
· желанием прекратить споры по поводу несправедливого распределения федеральной помощи между субъектами РФ.
На величину налогового потенциала региона оказывают влияние множество факторов как объективных, так и субъективных. К объективным факторам можно отнести Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ. 2003. С. 117.:
· уровень развития экономики региона;
· отраслевая структура региона;
· действующее налоговое законодательство;
· уровень и динамика действующих цен;
· объем и структура экспорта и импорта и др.
К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др.
Далее в работе будет сделана попытка, рассмотреть социально-экономическое развитие Калужской области как основу формирования налоговых доходов региона.
Калужская область - характерный субъект Центрального федерального округа (ЦФО): регион не богат полезными ископаемыми; доля занятых в экономике составляет около 50% всех проживающих; уровень благосостояния населения ниже средне российского, но очагов социальной напряженности нет.
Основой экономики Калужской области является промышленность. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение (36.7% всей промышленной продукции в 2003 году), деревообработка (12.2%), пищевая промышленность (22.7%) Шарифуллина Д. Калужская область - перспективный заемщик. // Аналитическая записка группы компаний «АВК», 05.07.2004 г.. Перспективы экономики региона связаны с наукоемкими производствами (разработки в области атомной энергетики, космической техники, радиооборудования и приборостроения), наличием развитой транспортной инфраструктуры и подъемом туристической отрасли.
Калужская область имеет кредитный рейтинг, присвоенный агентством Standard & Poor's: В+ по международной шкале и ruА+ по российской шкале (прогноз стабильный). Среди российских регионов аналогичный рейтинг, но с позитивным прогнозом, у Московской области.
В целом, основой и наиболее активно развивающимся сегментом экономики Калужской области является промышленность (см. таблицу 3.2)
Отмечается стабилизация работы большинства промышленных предприятий области, многие из них устойчиво развиваются, наращивая выпуск продукции. Объем промышленной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом возрос на 103,7%.
Таблица 3.2
Индекс промышленного производства, % к предыдущему периоду
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005 (прогноз)
|
|
РФ
|
112,0
|
105,0
|
104,0
|
107,0
|
106,7
|
106,2
|
|
ЦФО
|
115,0
|
110,0
|
111,0
|
109,3
|
109,1
|
107,5
|
|
Калужская обл.
|
117,0
|
115,0
|
102,0
|
108,2
|
107,6
|
106,4
|
|
|
Источник: Госкомстат РФ
Регион не богат уникальными полезными ископаемыми, на территории встречаются бурый уголь, различные глины и пески, известняк, мел, фосфориты. Промышленность строительных материалов на основе добываемых ископаемых составляет 7.4% от объема всего промышленного производства области.
Ведущими отраслями промышленности Калужской области являются машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и деревообрабатывающая промышленность (рис. 3.1).
Рисунок 2.1. Отраслевая структура промышленного производства в 2003 г.
В результате успешного экономического развития региона в 2000-2003 годах произошло значительное (в 4 раза) увеличение налоговых доходов бюджета.
За 2004 год налоговые доходы бюджета области, скорректированные на инфляционные процессы, возросли на 28%.
Налоговые доходы составили 40% всех доходов области в 2003 году, в 2004 - 50%. При этом доля налога на прибыль (доход) по итогам 2003 года составила 59% всех налоговых доходов, по итогам 2004 года - 65%.
Характерно, что доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 2003-2004 годах превышает 40% всех налоговых доходов. Такая тенденция - увеличить собираемость налогов с физических лиц, одновременно предоставляя предприятиям льготы по налогу на прибыль при инвестировании, - поддерживается российским правительством.
В то же время Калужская область остается дотационным регионом. Собственные доходы регионального бюджета варьируются от 40 до 60% от общих доходов, а доля трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) в доходах областного бюджета в 2000-2003 годах составляла 30-50% при нормативе в 40%. По итогам 2003 года доля трансфертов составила 32.8%.
В Приложении 4 приведена таблица, иллюстрирующая динамику поступления налоговых доходов в областной бюджет в 2003-2005 гг.
Можно сказать, что в 2004 году план по налоговым доходам был выполнен на 100,8 %, темп роста планируемых налоговых поступлений относительно 2003 года составил 17,5 %. В 2005 году ожидается выполнение плана по налоговым доходам на уровне 103,7 %.
Несмотря на то, что в 2004 году план по налогу на прибыль не был выполнен (96,6 % по сравнению с запланированным), в 2005 году ожидается значительное увеличение поступлений данного налога. Выполнение плана по налогу на прибыль составит примерно 112,7 %.
На протяжении 2003-2005 годов план по налогу на доходы физических лиц стабильно выполнялся на уровне 102-102,5 %. В натуральном выражении план сбора данного налога увеличился в 2005 году по сравнению с 2003 более чем в 2 раза.
В 2004 году план по акцизам был выполнен на 102% , однако в 2005 ожидается снижение поступлений по данному налогу и выполнение плана на уровне 86,3%.
Поступления по налогу на имущество организаций на протяжении рассматриваемого периода неуклонно возрастают. План сборов данного налога выполнен на 103,1 % в 2003 году, на 104% - в 2004 г., на 108,6% - в 2005 г. (прогноз).
По налогам за пользование природными ресурсами план в 2004 году был выполнен на 110,9 %, в 2005 году ожидаемое выполнение плана - 100 %.
Региональная налоговая политика осуществляется с учетом проводимой налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки должно компенсироваться увеличением налогооблагаемой базы. В связи с этим предполагается продолжить взаимовыгодное сотрудничество с вертикально интегрированными компаниями: будут создаваться условия, стимулирующие уплату ими налогов на территории области.
Правительством Калужской области в 2002 году была принята программа реформирования региональных финансов, цель которой - заинтересовать муниципальные образования в увеличении собственного экономического и налогового потенциалов. В результате предполагалось устранить диспропорцию территориального развития муниципальных образований и сократить дефицит регионального бюджета и его зависимость от федеральных субсидий.
Можно констатировать, что финансовое управление в Калужской области находится на высоком уровне, о чем свидетельствуют результаты исполнения регионального бюджета, сокращение долговой нагрузки и ликвидация просроченной задолженности, принятие программ, оптимизирующих отношения с муниципальными образованиями.
Правительство Калужской области проводит целенаправленную, открытую политику путем создания необходимых условий для деловых партнеров. Сделаны серьезные шаги по законодательному обеспечению инвестиционной деятельности, ориентированные на создание в области благоприятного инвестиционного климата, условий стимулирования ускоренного развития экономики области, прежде всего приоритетных отраслей. К ним относятся машиностроение, лесной комплекс, развитие перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса, создание экологически чистых и безотходных производств.
Основная задача - стабилизация и подъем экономики на основе реформирования народнохозяйственного комплекса области и оживления инвестиционной деятельности. В области идет структурная реорганизация ведущих отраслей промышленности, конверсия оборонного комплекса, земельная реформа. Большинство крупных промышленных и транспортных предприятий реорганизованы в акционерные общества открытого типа. В области активно развивается банковский сектор, действуют представительства крупнейших финансовых учреждений России, формируются финансово-промышленные группы и страховые компании.
3.3. Структура и динамика налоговых доходов
В таблице 3.3 представлена динамика налоговых доходов бюджета Калужской области в 2004-2006 гг.
Таблица 3.3
Динамика и структура налоговых доходов бюджета Калужской области (тыс. руб.)
|
2004
|
Доля в общей сумме налогов
|
2005
|
2006 (прогноз)
|
|
|
|
|
сумма
|
Доля в общей сумме налогов
|
темп роста, %
|
сумма
|
Доля в общей сумме налогов
|
темп роста, %
|
|
Налог на прибыль организаций
|
1212079
|
0,187
|
1295620
|
0,19
|
106,9
|
1405273
|
0,189
|
108,5
|
|
Налог на доходы физических лиц
|
3245666
|
0,502
|
2650271
|
0,41
|
81,7
|
3207961
|
0,432
|
121,0
|
|
Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ
|
1286012
|
0,198
|
1959815
|
0,298
|
152,4
|
1942004
|
0,261
|
99,1
|
|
Единый с/х налог
|
286
|
0,000044
|
1038
|
0,00015
|
362,9
|
1832
|
0,00025
|
176,5
|
|
Налог на имущество организаций
|
431190
|
0,066
|
405083
|
0,06
|
93,9
|
482140
|
0,065
|
119,0
|
|
Налог на наследование или дарение
|
7319
|
0,0011
|
5790
|
0,00088
|
79,1
|
0
|
|
0,0
|
|
Транспортный налог
|
|
|
139677
|
0,021
|
|
150689
|
0,02
|
107,9
|
|
Налог на игорный бизнес
|
59035
|
0.0091
|
79920
|
0,012
|
135,4
|
214200
|
0,029
|
268,0
|
|
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
222028
|
0,034
|
18339
|
0,0027
|
8,3
|
18856
|
0,0025
|
102,8
|
|
Всего налогов
|
6463615
|
100
|
6555553
|
100
|
|
7422955
|
100
|
|
|
|
1. Налог на прибыль предприятий и организаций в 2004 году составлял 19% общих налоговых доходов. Это произошло за счет увеличения норматива отчисления в областной бюджет. В 2003 году, в связи с изменением налогового законодательства ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, была увеличена до 16%.
В 2006 году рост налоговой базы (прибыли прибыльных организаций) составляет 111,3%, вместе с тем при расчете применен пониженный коэффициент к налоговой базе - 96% в связи с изменением федерального налогового законодательства. Вместе с тем, изменение нормативов распределения налога (норматив отчислений в МО г. Калуга на 2005 г. - 7%) увеличивает доходы областного бюджета на 16,2 млн. руб.
2. Налог на доходы физических лиц составил 22,8% в 2004 г. Рост этих связан с увеличением фонда оплаты труда по области, с изменением налогового законодательства, а также увеличением нормативов отчисления в областной бюджет. В 2003 году в бюджет области зачислялось 100%, норматив отчисления в областной бюджет увеличился по всем муниципальным образованиям области с 10% до 58%, по г. Калуга 61%.
Согласно прогнозу в 2006 году произойдет рост фонда оплаты труда по полному кругу предприятий на 121,0%, что приведет к дальнейшему увеличению доходов областного бюджета.
3. В 2003 году удельный вес акцизов возрос до 10,69% - это связано с увеличением налоговых ставок: по водке и ликероводочной продукции - на 15%, по пиву - на 25%. В 2004 году удельный вес акцизов составил 13,6%.
Снижение прогноза 2006 г. к оценке 2005 г. по алкогольной продукции объясняется изменением порядка зачисления акцизов в бюджеты субъектов РФ. ФЗ от 21.07.2005 № 107-ФЗ предусмотрен рост ставок по алкогольной продукции на 109%. Прогноз на 2006 г. составляет 99,1% к ожидаемой оценке 2005 г.
В целом же поступления по данному виду налогу в основном стабильны и предсказуемы.
4. Налог на имущество организаций.
По прогнозу в 2006 году будет обеспечен прирост доходов по данному виду налога на 19% по сравнению с 2005 годом. Это объясняется ростом налоговой базы и изменением федерального налогового законодательства. С 01.01.2006 утрачивают право на льготу по налогу на имущество ряд организаций, в том числе организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ЖКХ, финансируемых за счет средств бюджета, в отношении объектов социально-культурной сферы, научные организации российских академий в отношении имущества, используемого ими в целях научной деятельности.
5. Налог на игорный бизнес: в 2004 году его доля составила 0,7% от общей суммы поступивших доходов. Это связано, прежде всего, с развитием на территории области сети игорных заведений в 2 раза, а также с тем, что с 1 ноября 2003 года налог на игорный бизнес относится к категории региональных налогов. В связи с этим сумма налога на игорный бизнес полностью зачисляется в бюджет субъекта.
По прогнозу в 2006 году поступления этого налога значительно увеличатся, это связано с дальнейшим ростом количества игорных заведений.
6. Налоги и платежи за пользование природными ресурсами.
По прогнозу в 2006 году ожидается рост поступлений по данному налогу на 2,8% по сравнению с 2005 годом за счет увеличения добычи полезных ископаемых и за счет изменений в структуре объектов животного мира между взрослым животным и молодняком (снижена добыча молодняка по ставке в 2 раза меньшей ставки взрослого животного), увеличения количества отстрела взрослых копытных животных на 563 головы и молодняка до года - на 420 голов, снижения количества пернатой дичи на 270 голов.
На рисунке 3.1 представлены темпы роста поступления собственных доходов в областной бюджет в период с 2003 - 2006 г.г.
Рисунок 3.1. Темпы роста поступления налоговых и неналоговых доходов в денежной форме на счет областного бюджета за 2003-2006гг. (тыс.руб.)
Объемы поступления доходов в областной бюджет напрямую связаны со сроками уплаты основных налогов, а также с периодичностью (год, квартал, месяц) бухгалтерской отчетности предприятий. Так в период с января по март поступление налоговых платежей в областной бюджет минимально, в апреле - мае наступает срок уплаты налога прибыль по годовым расчетам предприятий, налога на имущество. В июле поступление налогов увеличивается, т.к. рассчитываются налоги за I полугодие и т.д. К концу года поступления вновь увеличиваются, так как, как правило, предприятия стараются рассчитаться с накопившимися долгами по налогам.
Рассмотрим динамику поступлений налоговых доходов в бюджет области за первое полугодие 2005 года.
По итогам первого полугодия 2005 г. в бюджет Калужской области поступило доходов в сумме около 5 миллиардов рублей, из них более 2 миллиардов рублей составила доля собственных доходов.
По большинству налоговых источников план выполняется, хотя и не 100 процентов. Так, наиболее высокий процент исполнения сложился по налогу на игорный бизнес - на 104 % к годовому плану. Причина - увеличение объектов игорного бизнеса по сравнению с прогнозом почти в 3 раза.
Самое низкое поступление налогов у транспортной сферы. В этой связи вице-губернатор Валерий Логинов высказал опасение, что тем самым, целевые областные программы могут оказаться под угрозой срыва. Он заявил, что неправильно "выстраивать" областные доходы лишь за счет игорного бизнеса. Между тем, один из солидных областных налогоплательщиков калужский завод "Кристалл", выпускающий водочные изделия под одноименным брендом, за 6 месяцев 2005 года, заплатил в казну налогов всего лишь на 74 процента от плановых поступлений, недодав 26 процентов, за счет снижения объемов производства.
С 1 января 2006 года в налоговом законодательстве РФ произойдут следующие изменения:
1. По налогу на прибыль - будет введена «амортизационная премия» - включение в состав расходов расходы на капитальные вложения в размере 10 % первоначальной стоимости основных средств, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения; увеличение совокупной суммы переносимого убытка в отчетном (налоговом) периоде с 30 до 50 % налоговой базы, а также и другие изменения, оказывающие влияние на снижение налоговой базы.
В результате этого, по прогнозу, доходы консолидированного бюджета области снизятся на -57017 тыс. руб.
2. Произойдет увеличение ставок акцизов, будет отменен режим налогового склада, будет осуществляться поступление доходов от акцизов на алкогольную продукцию в бюджет Калужской области через специальный регулирующий счет, по нормативу 0,8575; распределение между бюджетами Российской Федерации 60 % поступлений от уплаты акцизов на прямогонный бензин, зачисляемых в федеральный бюджет, по соответствующим нормативам (Калужская область - 0,4932).
Данные меры приведут к росту доходов консолидированного бюджета области на 244583 тыс. руб.
3. Отмена налога на имущество, переходящего в порядке наследование, снизит доходы консолидированного бюджета области на 6467 тыс. руб.
4. За счет изменения в законодательстве, регулирующем платежи за негативное воздействие на окружающую среду, доходы бюджета сократятся на 4756 тыс. руб.
В Приложении 5 приведен прогноз сводного финансового баланса Калужской области на 2006 год.
Прогноз сводного финансового баланса составлен исходя из основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года и Калужской области на 2006 год, с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, а также в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 года № 174-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации», а также осуществляемых Правительством Калужской области мероприятий по наполнению доходной части бюджета области и привлечению дополнительных финансовых ресурсов.
По уточненной оценке доходы и расходы области в 2005 году составят 39,1 млрд. рублей, в том числе объем собственных финансовых средств составит 35,1 млрд. рублей или 90% общего объема. Основными финансовыми источниками области являются: налоговые и неналоговые доходы, мобилизуемые в бюджеты всех уровней, прибыль предприятий и организаций всех форм собственности, амортизационные отчисления. Налоговые доходы (без налога на прибыль) составят 34 % от объема собственных финансовых средств (2004год - 35%).
Средства, передаваемые областью на федеральный уровень власти в части сумм, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с действующим законодательством, составят в текущем году 9,9 млрд. рублей.
Поступления из федерального бюджета по оценке 2005 года составят 11,8 млрд. рублей (дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субвенции на реализацию ряда федеральных законов, субсидии и субвенции на возмещение льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварий на ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, учтено поступление субвенций АПК.
Кроме того, из централизованных государственных внебюджетных фондов поступит 3,6 млрд. рублей.
Таким образом, область по оценке в 2005 году получит 15,4 млрд.рублей, перечислив при этом на федеральный уровень 11,3 млрд.рублей.
Основной расходной статьей финансового баланса области в 2005 году (53% всех расходов области) являются расходы на социально-культурные мероприятия (включающие затраты на текущее содержание учреждений, пособия и компенсационные выплаты населению, затраты на пенсионное, социальное и медицинское страхование за счет средств бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов).
Средства, остающиеся в распоряжении предприятий, составят 6,2 млрд. рублей, или 16 % всех финансовых ресурсов области (на уровне 2004 года).
Все финансовые ресурсы области в 2006 году прогнозируются в сумме 43,3 млрд. рублей, в том числе собственные ресурсы области возрастут в 1,1 раза и составят 39,6 млрд. рублей. В Приложении 6 приведен прогноз доходов бюджета области на 2006 год (согласно закону Калужской области "Об областном бюджете на 2006 год»).
Налоговые доходы области (без налога на прибыль) предположительно возрастут на 1,4 млрд. рублей и в 2006 году и составят 13,2 млрд.рублей. Балансовая прибыль предприятий и организаций по всем видам деятельности прогнозируется в объеме 6,2 млрд.рублей или 117% к уровню 2005 года.
Из федерального бюджета и централизованных государственных внебюджетных фондов предполагается поступление средств в сумме 15,8 млрд.рублей. Средства, передаваемые на федеральный уровень власти, составят 12,1 млрд. рублей.
Сохранится ориентация бюджета на приоритетность финансирования отраслей социального блока. Наибольший удельный вес в расходной части составят расходы на социальную сферу, производимые за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств социальных фондов (ФОМС, ПФ, фонда социального страхования). Расходы на эти цели в 2006 году составят 23,1 млрд. рублей или 53 % всех расходов ( на уровне 2005 года).
Исходя из прогнозируемых объемов финансовых ресурсов предприятий и системы налогообложения, в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты налога на прибыль, а также с учетом амортизационных отчислений останется ресурсов 7,5 млрд.рублей (17 % всех ресурсов финансового баланса области).
Основным приоритетом расходов в кратко- и долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу систему социальной защиты и инвестиции в человеческий капитал.
В таблице 3.4. приведен перспективный финансовый план бюджета Калужской области на 2006-2008 гг.
Таблица 3.4
Перспективный финансовый план на 2006-2008 годы, тыс. руб.
Показатели
|
2005 год-
|
Плановый период
|
|
|
уточненный план
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
|
Областной бюджет
|
|
Доходы - всего
|
9951319
|
10 846 746
|
11796728
|
12 603 930
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
Налоговые доходы
|
6 590 000
|
7 454 863
|
8983 110
|
10114982
|
|
Неналоговые доходы
|
140 432
|
154205
|
155747
|
158550
|
|
Безвозмездные и безвозвратные перечисления
|
2 733 498
|
2 693 862
|
2097741
|
1 736 100
|
|
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
|
487 389
|
543 816
|
560 130
|
594 298
|
|
Расходы - всего
|
11 127 523
|
12110550
|
12 837 183
|
13 350 670
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты бюджетам других уровней
|
3 801 673
|
4 194 803
|
4446491
|
4624351
|
|
Профицит (+), дефицит (-)
|
-1 176 204
|
-1 263 804
|
-1 040 455
|
-746 740
|
|
Источники финансирования дефицита
|
1 176204
|
1 263 804
|
1 040 455
|
746 740
|
|
|
Как видно из приведенных данных, планируется последовательное увеличение доходной части бюджета с 10 846746 тыс. руб. в 2006 г. до 12 603930 тыс. руб. в 2008 г. Перспективный финансовый план предусматривает увеличение налоговых доходов области на фоне сокращения дотаций федерального бюджета. Если в 2006 году доля налоговых доходов в совокупных доходах бюджета составит 69 %, то к 2008 году планируется увеличить этот показатель до 80%. Соответственно доля безвозмездных и безвозвратных перечислений должна быть сокращена с 25% в 2006 году до 14% в 2008.
3.4. Перспективы увеличения налоговых доходов бюджета
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут Пансков В. Г. Организационные вопросы Налоговой реформы. // Финансы, 2005, № 5. С. 33.:
· учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
· перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
· децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
· необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Одна из главных целей региональной экономической политики - обеспечение достойного уровня благосостояния населения в регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства общества. Главная цель региональной политики в экономической сфере - это рациональное использование природно-экономических возможностей области, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей данного региона.
Стратегические задачи развития российских регионов сводятся к следующим:
1. Реконструкция экономики и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
2. Преодоление кризисного состояния АПК, возрождение малых городов и сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
3. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в области, формирование технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
4. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем - транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
Государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности также осуществляется в форме субсидирования процентных ставок и предоставления инвестиционных налоговых кредитов Диалог власти и бизнеса. Интервью с губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым. // Губернские ведомости, 2005, № 18. С. 5..
Таблица 3.5
Индекс объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему периоду
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
|
РФ
|
117,4
|
110,0
|
102,6
|
112,5
|
110,2
|
|
ЦФО
|
113,5
|
97,9
|
100,7
|
107,0
|
109,3
|
|
|
Источник: Госкомстат РФ
Например, индекс прироста инвестиций в основной капитал предприятий Калужской области (табл. 3.6) был сравнительно высоким в 2000-2001 годах. В 2005 году прирост общего объема инвестиций в основной капитал предположительно составит не менее 5% к 2004 году, при этом рост капитальных вложений предусматривается как в социальную сферу, так и в реальный сектор экономики.
Таблица 3.6
Распределение инвестиций в основной капитал в Калужской области, % от общего объема
Страницы: 1, 2, 3, 4
|