Рефераты

Налоги как финансовая категория, значение налогов в доходах государства

(см. приложение 2);

6. Основная масса доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями:

· НДС-39,1%;

· НДПИ-31,7%;

· Налога на прибыль-14,1%;

· ЕСН-9,6%;

· Акцизов-3,4%.

Глава 2. Порядок формирования налоговых доходов государства

2.1. Методология планирования (формирования) доходов на федеральном уровне

Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет около 90%.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ. Врублевская О.В. и др. - Бюджетная система РФ. - М., 2003, С. 128-142.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы;

3. Налог на прибыль;

4. Налог на доходы физических лиц;

5. Государственная пошлина;

6. Водный налог;

7. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

8. Единый социальный налог;

9. Налог на добычу полезных ископаемых.

Рассмотрим поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Романовский М.В., Врублевская О.В. «Налоги и налогообложение».- Питер, 2002, С. 173-206.

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сегодня его доля достигает 40% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.

Особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18% .

Налогоплательщиками НДС признаются, как правило:

· организации;

· лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

· индивидуальные предприниматели.

Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:

· реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога;

· передача имущественных прав;

· передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;

· выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС.

В ст.149 НК определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:

· предоставление в аренду арендодателем на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

· реализация товаров, а также передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд на территории РФ: медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период - один квартал.

Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.

Акцизы, как и НДС - федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают пятое место после НДС и в общей сумме налоговых поступлений составляли в 2004 г.- 7.2%, а в 2005 - порядка 4%. www.nalog.ru/ - О поступлении администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет.

НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами:

· спирт этиловый из всей видов сырья;

· алкогольная продукция (водка, вина, коньяки);

· пиво;

· табачные изделия;

· автомобили легковые и мотоциклы;

· бензин автомобильный;

· моторные масла для двигателей;

· прямогонный бензин;

· дизельное топливо;

· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и другие виды продукции в жидком виде).

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

· реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

· реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

· использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

· получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

· ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

Налоговый период для налогоплательщиков акцизов - календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата акциза производится, исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы», вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет важное значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

Еще одним важным источником консолидированного бюджета РФ является налог на прибыль организаций (14,1%), который обеспечивает около 20% всех его доходов.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает третье место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.

В отличие от первого этапа налоговой реформы, в котором налог на прибыль играл основную роль в формировании доходов государства, в последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.

Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

С 1 января 2002 г. в соответствии с введенной в действие гл.25 НК РФ снижена базовая ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24%. Понижение общей ставки налога компенсируется отменой целого ряда льгот для различных видов деятельности и субъектов налоговых отношений.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

9% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;

15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

24% - ставка по всем остальным пунктам, кроме перечисленных.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст. 274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

Также осободоходный налог для бюджета это - Единый социальный налог (ЕСН). В 2005 году его место стало четвертым (9,6%). Его платят:

· Индивидуальные предприниматели;

· Лица, производящие выплаты физическим лицам;

· Физические лица, не признаваемые ИП;

· ИП, адвокаты.

· Объектом являются выплаты за выполнение работ, оказание услуг и т.д.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая база исходит на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года и в зависимости от суммы распределяется следующим образом:

· 20% - в федеральный бюджет;

· 3,2% - в фонд социального страхования РФ;

· 0,8% - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· 2,0% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Общая же сумма налога составляет 26%.

Налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) имеет значимое второе место в доходах федерального бюджета на 2005 год (31,7%). Налогоплательщиками его являются организации и ИП, признаваемые законодательством РФ пользователями недр. При определении налоговой базы данного налога в обязательном порядке производится оценка добытых полезных ископаемых, которые и являются объектом налогообложения.

Налоговый период НДПИ - календарный месяц. А налоговая ставка колеблется в пределах от 0% до 17,5% в зависимости от вида полезного ископаемого, способа его добычи и количества.

Все остальные налоги и сборы в 2005 году составляют 2,1%.

Налог на доходы физических лиц действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от:

· источников в РФ и от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ;

· источников в РФ - для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговые ставки по данному налогу могут быть следующие:

· 35% устанавливается в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в рекламных мероприятиях; страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения лимитов; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств также в части превышения предельных размеров:

· 30% устанавливается в отношении доходов субъектов - нерезидентов РФ.

· 9% в отношении доходов в виде дивидендов.

Основная ставка 13% устанавливается в отношении в отношении всех других видов доходов.

2.2. Методология планирования (формирования) доходов в субъектах РФ

Налоговая система РФ включает федеральные, региональные и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

Реформа федеративных отношений и разграничение полномочий привели к четкому закреплению налоговых полномочий и налоговых доходов федерального центра и субъектов РФ. В результате сегодня сложилась следующая структура налоговой системы в Российской Федерации. В разрезе налоговых полномочий: 9 федеральных налогов и 4 специальных налоговых режима, 3 региональных налога, 2 местных налога Попова Т.Ю. Основные инструменты региональной налоговой политики. // По материалам сайта www.chirkunov.ru. Таким образом, произошло значительное сокращение числа региональных и местных налогов.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются налоговые ставки в пределах, установленных настоящим НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

1. налог на имущество организаций;

2. транспортный налог;

3. налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно - территориального образования.

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по региональным и местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают соответствующие органы власти.

Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".

В региональном законе налоговое бремя не может быть увеличено, а положение налогоплательщиков не должно ухудшиться по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

При этом и остальные нормы регионального закона должны отвечать общим принципам налогообложения и сборов, определенным федеральным законом, и не вступать в противоречие с федеральным законом.

Порядок введения в действие как федерального, так и регионального законов должен строго соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

В случае нарушения перечисленных принципов региональный налог не может считаться законно установленным. В сущности, при этом налогоплательщик не обязан его платить.

Одним из «узких» мест в бюджетной системе является закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней. Разрешение этой задачи ставилось при разработке Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.

Совершенствование принципа расщепления налоговых поступлений должно обеспечивать выравнивание вертикальных дисбалансов и позволять сократить дотационность нижестоящих бюджетов.

Целью данного направления реализации Программы являлось существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе - региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.

Для достижения этой цели к 2005 году было предусмотрено:

1. расширить налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления при одновременном предотвращении недобросовестной налоговой конкуренции и обеспечении единого налогового пространства; - не выполнено,

2. законодательно закрепить основные доходные источники (собственные налоги, отчисления от налоговых поступлений) за региональными и местными бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных полномочий и обязательств; - выполнено,

3. сократить масштабы расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, предусматривая при прочих равных условиях зачисление 100 процентов поступлений по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня; - выполнено,

4. отказаться от практики централизации поступлений по региональным и местным налогам в вышестоящие бюджеты; - выполнено,

5. обеспечить уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние "оффшорные" зоны, ввести правовые и финансовые механизмы по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции.

При разделении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней должны учитываться следующие критерии:

1. стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;

2. экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;

3. территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);

4. равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации данных налоговых поступлений (доходов);

5. социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;

6. бюджетная ответственность: сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, финансирующий соответствующие услуги.

Выше отмечалось, что основная функция налогов -- фискальная, заключающаяся в формировании финансовых ресурсов государства. Налоговые поступления -- это основной источник формирования региональных и местных бюджетов.

В последнее время, когда речь заходит о регионах, применяется понятие «финансовый леверидж» (финансовый рычаг), заимствованное из микроэкономики, который можно определить как соотношение внешних источников формирования регионального бюджета (трансферты) и внутренних (налоговые и неналоговые поступления) Садыгов Ф.К. О налоговых проблемах субъектов Российской Федерации. // Финансы, 2005, № 3. С. 42.. Финансово-независимым может считаться регион, внутренние источники финансирования которого составляют не менее 80 %. Такой регион можно охарактеризовать как финансово-устойчивый, независимый от центра и самостоятельный.

Естественным стремлением каждого региона является повышение финансовой независимости и устойчивости. Это - основной аспект формирования налоговой политики на региональном уровне. Главное средство для этого -- увеличение налоговых поступлений.

Налоговые поступления могут быть увеличены несколькими способами:

1. Введение новых налогов. Основное достоинство этого способа -- стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического введения проходит длительное время.

2. Увеличение ставок налогов. Достоинство -- быстрый эффект. Недостаток -- ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.

3. Повышение собираемости начисленных налогов. Достоинство -- отсутствие потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключаются в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2000. С. 69.. Но указанный способ не может дать значительного экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.

4. Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство -- теоретическое увеличение поступления налогов. Недостатки -- возможные социальные недовольства и ухудшение финансового положения бывших льготников, что ведет к их неплатежеспособности.

5. Совершенствование налоговой базы регионов.

Наиболее актуальным представляется последний из методов.

Совершенствование налоговой базы -- это процесс трансформации налоговой базы из фактического состояния в оптимальное. Начальный этап разработки программы совершенствования налоговой базы регионов -- это выявление факторов, влияющих на налоговую базу, а также характера и степени этого влияния.

По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на две группы: внешние, возникающие вне региона, и внутренние. Конкретный регион не может оказывать какого-либо значительного влияния на внешние факторы, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на налоговую базу региона. Внутренние факторы в достаточной степени подвержены влиянию региональной законодательной и исполнительной власти.

Главный внешний фактор совершенствования налоговой базы - налоговое законодательство федерального уровня, включающее нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Влияние внутренних факторов может корректироваться в ту или иную сторону в рамках региона. При определении состава этих факторов необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона.

Ресурсно-сырьевые (геоэкономические) факторы -- это оценка территории по совокупному природно-ресурсному потенциалу с точки зрения бюджетной достаточности. Расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона позволяет экстенсивно расширить налоговую базу региона без усиления налогового бремени. Этот фактор оказывает большое влияние и на структуру налоговой базы -- возрастает доля акцизов и НДС в совокупности налоговых поступлении. При этом следует учесть, что косвенные налоги до сих пор собираются лучше прямых, а законодательство по акцизам и НДС за годы существования данных налогов претерпело значительные изменения.

Инвестиционные факторы. Они зависят от производственного потенциала региона и уровня инвестиций. При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствуют расширению налоговой базы. Это происходит за счет создания новых производств, применения современных технологий и, как следствие, увеличения объемов производства, товарооборота, роста реальных доходов населения и т.д.

Инновационные факторы -- уровень развития НИОКР и их финансирование, внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса Юткина Т. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 78.. Так как эти факторы не дают быстрой отдачи в виде поступлений в бюджет, в условиях переходного периода их финансирование при недостатке средств прекращается, как правило, в первую очередь.

Понятие эффективности налоговой базы региона в настоящее время отсутствует. Ввиду того, что оценить ее в стоимостном выражении не представляется возможным из-за разнородности компонентов, входящих в состав налоговой базы, в качестве этого показателя можно рассматривать величину реальных налоговых поступлений на одного жителя региона. Меньшая налоговая база региона, но учитывающая специфику данной территории неориентированная на ее реальный сектор экономики, может дать больший эффект в виде налоговых поступлений.

Подводя итоги, можно сказать, что практически каждый регион нашей страны нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать возросшие в результате совершенствования налоговой базы региона налоговые поступления. В то же время регионы имеют ограниченное воздействие на налоговую базу, но в рамках предоставленных им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов производства. Только следствием этого процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений.

2.3. Формирование доходов местных бюджетов

Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.

Также можно выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории, амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций.

Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц.

1. Земельный налог.

Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом земельного налога является земельная площадь, находящаяся в собственности, владении или пользовании юридических и физических лиц, включая территорию занятую строениями, сооружениями, санитарно-защитными и техническими зонами.

Ставки земельного налога устанавливаются законодательными органами власти отдельно для земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования.

В основу исчисления годовых налоговых ставок на сельскохозяйственные угодья и земли городов и поселков приняты средние размеры земельного налога, установленные законом о плате за землю. Ставка устанавливается на 1г. пашни для земли сельскохозяйственного использования или 1 кв.м. для земли несельскохозяйственного использования.

Ставки налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются дифференцировано по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ.

Кроме того, учитывается местоположение земельного участка. Ставки налога на землю городов и поселков дифференцируются по местоположению участков и зонами различной градостроительной ценности. Для каждого населенного пункта эти ставки утверждаются органами местного самоуправления.

Налог уплачивается равными долями в два срока не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года. Органы местного самоуправления имеют право установить иные сроки уплаты.

2. Налог на имущество физических лиц.

Плательщиками являются граждане РФ, иностранные граждане в собственности которых имеются на территории РФ имущество, признаваемое объектом налогообложения.

В состав облагаемого имущества включаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения и прочее имущество.

Законом РФ о налогах на имущество физических лиц установлены предельные ставки налогообложения.

Законом РФ и налогам на имущество физических лиц установлены предельные ставки налогообложения, дифференцированные в процентах от суммарной, инвентарной стоимости облагаемых объектов.

Ставки в пределах от 0,1 до 2%.

Представительным органам местного самоуправления дано право: исходя из, установленных пределов налогообложения определить конкретные размеры ставок с учетом не только стоимости имущества, но и других факторов, например характера использования (для хозяйственного или для коммерческого использования)

Отдельным категориям граждан предоставляются льготы по указанным налогам.

Исчисление налога производят налоговые органы по местонахождению облагаемых объектов. Налог уплачивается на основе налогового уведомления равными долями в два срока, также не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года. Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2005 г.

Глава 3. Совершенствование структуры налоговых доходов государства

3.1. Современные проблемы формирования налоговых доходов

Ресурсы общественного сектора находятся в распоряжении не только центральных, но и территориальных (региональных, местных) органов. Для осуществления своих функций каждый из них располагает собственным бюджетом. В России и других федеративных государствах субъекты федерации пользуются широкими бюджетными правами, в унитарных государствах права административно-территориальных образований, как правило, не столь значительны Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Бек, 2004. С. 110.. По сути, именно способность в некоторых пределах распоряжаться ресурсами общественного сектора делает власть территориальных органов реальной.

Вместе с тем значительная часть общественных средств в любой стране сосредоточена в руках центральных органов законодательной и исполнительной власти. Решения, принимаемые на общенациональном уровне, существенно влияют на бюджетную политику регионов. Это происходит, в частности, потому, что во многих странах, в том числе в России, территориальные бюджеты формируются в преобладающей степени за счет устанавливаемых законом отчислений от общенациональных (федеральных) налогов, а также за счет финансовой помощи из общенационального бюджета Паскачев А.Б., Коломиец А.Л. О региональном аспекте совершенствования налогового законодательства. // Налоговый вестник, 2005, № 7. С. 34..

Таким образом, на практике имеет место сложная система взаимоотношений между бюджетами разного уровня. Объяснить эти взаимоотношения и определить пути их формирования, отвечающие принципу эффективности, призвана теория бюджетного федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства.

Законодательно межбюджетные отношения в части распределения налогов определяются Бюджетным Кодексом РФ и региональными законами. Под межбюджетными отношениями понимаются отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет федеральных налогов.

Проведем сравнительный анализ распределения налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным кодексом РФ. (Таблица 3.1).

Из таблицы видно, что изменения в распределении не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.

Изменилось распределение акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия: в Программе было предусмотрено равное распределение между федеральным и региональными бюджетами - по 50%, а в БК РФ установлено 100% - в региональные бюджеты.

Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе полностью распределялись (100%) в региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты.

Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах.

Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно - на 2%.

Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов.

Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен.

Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.

Таблица 3.1

Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году

Налог

Статус

Распределение, предусмотренное Программой

Распределение, установленное БК РФ

Федераль-ный бюджет

Региональ-ные бюджеты

Местные бюджеты

Федераль-ный бюджет

Региональ-ные бюджеты

Местные бюджеты

Таможенные пошлины

Ф

100

-

-

100

-

-

НДС

Ф

100

-

-

100

-

-

Налог на добычу полезных ископаемых:

Ф

углеводородного сырья

80

20*

-

80

20*

-

общераспространенных полезных ископаемых

-

100*

-

-

100*

-

прочих полезных ископаемых

40

60*

-

40

60*

-

добываемых на континентальном шельфе

100

-

-

100

-

-

Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию)

Ф

100

-

-

100

-

-

Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия

Ф

50

50

-

-

100

-

Прочие акцизы (по нефтепродуктам)

Ф

-

100

-

40

60

-

Налог на доходы физических лиц

Ф

-

50

50**

-

70*

30

Налог на наследование

Ф

-

100

-

-

100

-

Налог на прибыль предприятий

Ф

31

61*

8

27

63

-

Транспортный налог

Р

-

100

-

-

100

-

Налог с продаж

Р

-

40

60**

Отменен

Экологические платежи ( налоги )

Р

-

50

50

Переведены в неналоговые

Налог на игорный бизнес

Р

-

80

20

-

100

-

Налог на недвижимость (имущество, землю)

М

-

-

100

Не введен

Единый налог на вмененный доход

М

-

-

100

-

-

100

Единый сельскохозяй-ственный налог

Не был введен

40

30

30

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Реферат Live