Рефераты

Философия и методология науки

в) Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человечес-кой деятельности.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то из-начально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализ-ма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказы-вать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и исто-рии окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и много-численная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на-ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту-пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна-ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов на-уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле-менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX сто-летия в Европе возникло и стало шириться движение, провоз-гласившее банкротство науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают боль-шей информационной емкостью, также оспаривается сторон-никами подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на до-стоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально ис-тинная информация может оказаться за пределами науки.

Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величе-ство Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ин-женера и ученого значительно снизился, то напряжение, свя-занное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

§ 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппа-рат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зави-симости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мисти-ческой форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практи-ческих знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возника-ет необходимость систематического наблюдения за явления-ми природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, откры-тию циклически повторяющихся затмений Солнца и т. д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана ирридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произве-денного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорцио-нально социальным и профессиональным рангам. Для прак-тического употребления создавалось множество таблиц с го-товыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходи-мы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никог-да они не занимались созданием теорий - одним из важней-ших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 мину-там, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилиза-ции, большая часть текстов которой не расшифрована.

Специфика освоения мира шумерской и другими цивилиза-циями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального

исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как прави-ло, происходит отождествление различных предметов, явле-ний, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выде-ления «существенных» признаков, а также научиться сопо-ставлять различные предметы, явления по выделенным при-знакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в ста-новлении знаний.

Формирование отдельных научных знаний и методов свя-зывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного переворота?

Рассматривая переход от традиционного общества к не-традиционному, в котором возможно создание науки, разви-тие философии, искусства, нужно отметит что для традиционного общества характерна лично-именная и про-фессионально-именная трансляция культуры. Общество та-кого типа может развиваться либо через совершенствование приемов и орудий труда, повышение качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из по-коления в поколение, увеличивается благодаря специализа-ции. Но при таком развитии наука появиться не могла, ей не на что было бы опереться, уж ли не на знания и навыки, пе-редаваемые от отца сыну? Кроме того, в таком обществе не-возможно совмещение разнородных профессий без умень-шения качества продукции. Что же тогда послужило причи-ной разрушения традиционного общества, положило конец развитию через специализацию?. Такой причиной стал пират-ский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, возника-ет настоятельная необходимость совмещения профессий. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необ-ходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означа-ет и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни реша-ют, другие исполняют), что впоследствии приводит к осозна-нию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Система-тизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

В некоторых концепциях упор делается на особеннос-ти общественной психологии древних греков, обусловлен-ные социальными, политическими, природными и другими факторами.

Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенден-ции в жизни греческого общества, приводящие к критике ари-стократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным ин-тересам спорящих, что способствовало развитию критичнос-ти, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практичес-ких, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».

В истории науки, существует два метода форми-рования знаний, соответствующих зарождению науки (преднауки) и науки в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей прак-тической деятельности и обыденном опыте. Он пытается строить модели таких изменений для предвидения результатов своих действий. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляла идеализированную схему практических действий. Так, египетские таблицы сложения представляют типичную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями. Такая же связь с практикой обнаруживается в первых знаниях, которые относятся к геометрии, основанной на практике измерения земельных участков.

Способ построения знаний путем абстрагирования и сис-тематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сло-жившихся способов практического освоения мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов язы-ка и правила оперирования с ними) выводились непосред-ственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает стро-ить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по от-ношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредствований, проверяет созданные из идеальных объек-тов конструкции, сопоставляя их с предметными отношени-ями практики.

При таком методе исходные идеальные объекты черпают-ся уже не из практики, а заимствуются из ранее сложивших-ся систем знания (языка) и применяются в качестве строи-тельного материала для формирования новых знаний. Эти объекты погружаются в особую «сеть отношений», структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она пред-варительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой «сеткой отношений» способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обо-снование данной системы практикой превращает ее в досто-верное знание.

В развитой науке такой способ исследования встречается буквально на каждом шагу. Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объек-ты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое ис-следование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Применяя, напри-мер, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа при вычи-тании из меньшего числа большего.

Открыв для себя класс отрицательных чисел, математика делает следующий шаг. Она распространяет на них все те опе-рации, которые были приняты для положительных чисел, и таким путем создает новое знание, характеризующее ранее неисследованные структуры действительности. Описанный способ построения знаний распространяется не только в математике, но и в естественных науках (метод выдвижения гипотез с их последующим обоснованием опытом).

С этого момента заканчивается преднаука. Поскольку на-учное познание начинает ориентироваться на поиск предмет-ных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возни-кает потребность в особой форме практики, обслуживающей развивающееся естествознание, - научном эксперименте.

Древние греки пытаются описать и объяснить возникнове-ние, развитие и строение мира в целом и вещей его составля-ющих. Эти представления получили название натурфилософ-ских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой кар-тины лежал принцип: началом всего является число. Пифа-горейцы считали числовые отношения ключом к понима-нию мироустройства. И это создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. За-дачей становилось изучение чисел и их отношений не про-сто как моделей тех или иных практических ситуаций, а са-мих по себе, безотносительно к практическому примене-нию. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Чис-ла представали как особые объекты, которые нужно пости-гать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, ис-ходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять на-блюдаемые явления.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эм-пирического познания количественных отношений (привя-занного к наличному опыту) к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к но-вым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения. В пифагорейской математике наряду с доказательством ряда теорем, наиболее известной из кото-рых является знаменитая теорема Пифагора, были осуществ-лены важные шаги к соединению теоретического исследова-ния свойств геометрических фигур со свойствами чисел. Так, число «10», которое рассматривалось как совершенное число, соотносилось с треугольником'.

К началу V в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции. Достаточно полно была изучена окружность, так как для гре-бков круг являлся идеальной фигурой и необходимым элементом их умозрительных построений. Немногим позже стала развиваться геометрия объемных тел - стереометрия. Теэтетом была создана теория правильных многогранников, он указал способы их построения, выразил их ребра через ради-ус описанной сферы и доказал, что никаких других правиль-ных выпуклых многогранников существовать не может. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно Созерцательному (греческий- рассматриваю, созерцаю), наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. А что же созерцать, как не небесный свод, по которому движутся небесные светила? Без сомнения, наблюдения над небом производились и в чисто практических целях в интересах навигации, сельского хозяйства, для уточнения календаря. Но не это было для греков лавным. Надо было не столько фиксировать видимые перемещения небесных светил по небесному своду и предсказы-вать их сочетания, а разобраться в смысле наблюдаемых явлений, включив их в общую схему мироздания. Причем в отличие от Древнего Востока, который накопил огромный материал подобных наблюдений и использовал их в целях предсказаний, астрология в Древней Греции не находила себе применения.

Первая геометрическая модель Космоса была разработа-на Эвдоксом (V в. до н. э.) и получила название модели го-моцентрических сфер. Затем она была усовершенствована Калиппом. Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем. В основе всех этих моделей лежит представление о том, что Космос со-стоит из ряда сфер или оболочек, обладающих общим цент-ром, совпадающим с центром Земли. Сверху Космос ограни-чен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. Все небесные тела (Луна, Солнце и пять в то время известных планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн) описываются системой взаимо-связанных сфер, каждая из которых вращается равномерно вокруг своей оси, но направление оси и скорость движения для различных сфер могут быть различными. Небесное тело прикреплено к экватору внутренней сферы, ось которой же-стко связана с двумя точками следующей по порядку сферой и т. д. Таким образом, все сферы находятся в непрерывном движении. Во всех гомоцентрических моделях расстояние от любой планеты до центра Земли всегда остается одинаковым, поэтому невозможно объяснить видимое колебание яркости таких планет, как Марс, Венера, следовательно, вполне резон-но, что могли появиться иные модели Космоса.

И к таким моделям можно отнести гелиоцентрические модели Гераклида Понтийского (V в. до н. э.) и Аристарха Самосского ( в. до н. э.), но они не имели в то время ши-рокого распространения и приверженцев, потому что ге-лиоцентризм расходился с традиционными воззрениями на центральное положение Земли как центра мира и гипотеза о ее движении встречала активное сопротивление со сторо-ны астрономов.

Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм. Как счи-тал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540-450 гг. до н. э.). Если проинтерпретиро-вать мысль Парменида, то проблема будет звучать так: как найти единое, неизменное и неуничтожающееся в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожающегося? В ан-тичности известны два пути решения этой проблемы.

Согласно первому, все сущее построено из двух начал: начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и начала разрушения, изменчивости, неве-щественности и бесформенного. Первое - атом («нерассе-каемое»), второе - пустота, ничем не наполненная протя-женность. Такое решение было предложено Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460-370 гг. до н. э.). Бытие для них не едино, а представляет собой бесконечные по числу невидимые вследствие малости объемов частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются, то - к их гибели.

Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (ок. 490-430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Элемен-ты не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи со-стоят из элементов.

Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элемен-тах и атомистическую концепцию строения вещества. В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента - огонь, воз-дух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и прини-мать за стихии (греческий т. е. «буквы»). Различия между эле-ментами определяются различиями между мельчайшими ча-стицами, из которых они состоят. Частицы имеют сложную внутреннюю структуру, могут разрушаться, переходить друг в друга, обладают разными формами и величинами. Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мыш-ления, приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников - куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.

Так как некоторые элементы могут переходить друг в дру-га, то и преобразования одних многогранников в другие мо-гут происходить за счет перестройки их внутренних структур. Для этого необходимо найти в этих фигурах общее. Таким об-щим для тетраэдра, октаэдра и икосаэдра является грань этих фигур, представляющая из себя правильный (равносторон-ний) треугольник.

Предложенные американ-ским физиком К. Гелл-Манном гипотетические простейшие структурные единицы материи - кварки - имеют некоторые черты, напоминающие платоновские элементарные треуголь-ники. И те и другие не существуют отдельно, самостоятельно. Как и свойства треугольников, свойства кварков определяют-ся числом 3: существует всего три рода кварков, электричес-кий заряд кварка равен одной трети заряда электрона и т. д. Изложенная в «Тимее» атомистическая концепция Платона, «представляет собой поразитель-ное, уникальное и в каких-то отношениях провидческое явле-ние в истории европейского естествознания».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию сво-их современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, фило-софии. Вот названия только некоторых из них: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «Механика», «О душе», «История животных» и др. Согласно Аристотелю, ис-тинным бытием обладает не идея, не число (как, например, у Платона), а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из чего воз-никает вещь, ее материал. Но чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей лежащая на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии. Сти-хии - это первичная материя, получившая форму под дей-ствием той или иной пары первичных сил - горячего, сухо-го, холодного, влажного. Сочетание сухого и горячего дает огонь, сухого и холодного - землю, горячего и влажного - воздух, холодного и влажного - воду. Стихии могут перехо-дить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, об-разуя разнообразные вещества.

Чтобы объяснить процессы движения, изменения, разви-тия, которые происходят в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Рассмотрим их на его примере с бронзовой статуей. Материальная причина - бронза, действующая - деятель-ность ваятеля, формальная - форма, в которую облекли бронзу, целевая - то, ради чего ваялась статуя.

Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественные изменения; в отношении места - перемеще-ние. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Но между ними существует некоторая иерар-хия, где первое движение - перемещение.

Согласно Аристотелю, Космос ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего; Космос вечен и не-подвижен, он не сотворен никем и не возник в ходе естествен-ного космического процесса; заполнен материальными телами, которые в «подлунной» области образованы из четырех элементов - воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в «надлунной» обла-сти нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела - звезды, планеты, Земля, Луна, которые совершают свои круговые движения, и пятый элемент - эфир, «первое тело», ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится шарообразная Земля, неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Ари-стотель впервые в истории человеческого знания попытался определить размеры Земли, вычисленный им диаметр земного шара примерно в два раза превысил истинный. Основанная философом перипатетическая школа дала античному миру до-стойных продолжателей его учений, которые внесли свой вклад в копилку знаний.

Эпоху эллинизма (V в. до н. э. - в. н. э.) считают наибо-лее блестящим периодом в истории становления научного знания. В это время хотя и происходило взаимодействие культур греческой и восточной на завоеванных землях, но преобладающее значение имела все-таки греческая культура. Основной чертой эллинистической культуры стал индивиду-ализм, вызванный неустойчивостью социально-политичес-кой ситуации, невозможностью для человека влиять на судь-бу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью царя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма - стоицизме, скептициз-ме, эпикуреизме, неоплатонизме, - так и на некоторых на-турфилософских идеях. Так, в физике стоиков Зенона Катионского (336-264 гг. до н. э.), Клеанфа из Ассоса (331-232 гг. до н. э.), Хрисиппа из Сол (281-205 гг. до н. э.) большое значение придавалось законам, по которым существует При-рода, т. е. мировому порядку, которому, осознав его, долж-ны с радостью подчиняться стоики.

В физике стоиков использовались аристотелевские пред-ставления о первоэлементах, в которые ими вносились новые идеи: соединение огня и воздуха образует субстанцию, назван-ную «пневмой» (от греч.- «теплое дыхание»), которой припи-сывали функции мировой души. Она сообщает индивидуаль-ность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает логос вещи, т. е. закон ее существования и развития. Пневма является активным мировым агентом в отличие от физического тела, которое - пассивный участник процессов.

Согласно стоикам, мир представляется единым и взаимо-связанным потоком событий, где все имеет причину и след-ствие. И эти всеобщие и необходимые связи они называли роком или судьбой. Наряду с причинной обусловленностью явлений существует их определенная направленность к благой, прекрасной и разумной цели. Следовательно, кроме судьбы, стоики признают и благотворное провидение, что свидетельствует о тесной связи стоической физики и этики.

Так же тесно связаны физика и этика у Эпикура (342-270 гг. до н. э.), который считал, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, но реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Атом Эпикура - это мысленная конструкция, результат оста-новки деления вещи на некотором пределе.

Атомы Эпикура наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут «спонтанно отклоняться» от вертикального перемещения. В поэме Лукреция Кара «О при-роде вещей» это отклонение получило название clinamen. От-клонившиеся атомы описывают разнообразные кривые, спле-таются, ударяются друг о друга, в результате чего образуется вещный мир.

В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксирова-ны в области математических знаний. Так, Евклиду (конец V - начало в. до н. э.) принадлежит выдающаяся работа античности «Stoicheia» (т. е. «Элементы», что в современной литературе получило название «Начала»). Этот 15-томный труд явился результатом систематизации имевшихся в то вре-мя знаний в области математики, часть из которых, по утвер-ждению исследователей, принадлежит предшественникам Евклида. Успехами в разработке методов вычисления площа-дей поверхностей и объемов геометрических тел отмечена жизнь Архимеда (ок. 287-212 гг. до н. э.). Но в большей сте-пени он известен как гениальный механик и инженер.

II-I вв. до н. э. характеризуются упадком эллинистических государств как под воздействием междоусобных войн, так ипод ударами римских легионеров, теряют свое значение куль-турные центры, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает. Это не могло не отразиться на книжно-компиляторском характере римской учености. Рим не дал миру ни одного мыслителя, который по своему уровню мог быть приближен к Платону, Аристотелю, Архимеду. Все это ком-пенсировалось созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий.

Большой славой пользовалась девятитомная энциклопедия Марка Терренция Варрона (116-27 гг. до н. э.), содержавшая знания из области грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, теории музыки, медицины и архи-тектуры. Веком позже шеститомный компендиум, посвящен-ный сельскому хозяйству, военному делу, медицине, ораторско-му искусству, философии и праву, составляет Авл Корнелий Цельс. Наиболее известное сочинение этой поры - поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99-95 гг. - ок. 55 г. до н. э.) «О природе ве-щей», в которой дано наиболее полное и систематическое изло-жение эпикурейской философии. Энциклопедическими работа-ми были труды Гая Плиния Секунда Старшего (23-79 гг. н. э.), Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г н. э.).

Кроме этих компиляций, были созданы работы больших знатоков своего дела: сочинения Витрувия «Об архитектуре», Секста Юлия Фронтина «О римских водопроводах», Луция Юния Модерета Колемеллы «О сельском хозяйстве» ( в. н. э.). Ко П в. н. э. относится деятельность величайшего врача, фи-зиолога и анатома Клавдия Галена (129-199 гг.) и астронома Клавдия Птолемея (ум. ок. 170 г. до н. э.), система которого объясняла движение небесных тел с позиций геоцентричес-кого принципа и поэтому в течение столетий считалась наи-высшей точкой развития теоретической астрономии.

Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание - это знание всеобщее, апо-диктическое (доказательное). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только уни-версальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово вы-ступает орудием творения, а переданное человеку, оно вы-ступает универсальным орудием постижения мира. Поня-тия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от поня-тий. Познавательная деятельность сводится к исследова-нию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Святого писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степе-ни «вещи невидимые», т. е. являются их символами. И в за-висимости от приближенности или отдаленности от Бога между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей (земля и вода служат растениям, которые в свою оче-редь служат скоту).

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жест-кая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от мно-гих провидческих идей античности, не вписывающихся в ре-лигиозные представления. Так как познавательная деятель-ность носит теологически-текстовый характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому уни-версальным методом становится дедукция (царствует дедуктив-ная логика Аристотеля). В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рож-дения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилосо-фией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Средневековая западная культура - специфический фено-мен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому - существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактно-му умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсаль-ного над уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «эксперимен-тальный» характер.

А на Востоке в средние века наметился прогресс в облас-ти математических, физических, астрономических, медицин-ских знаний. В X в. была переведена на арабский язык кни-га «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-Магисте» (великое), которая потом вер-нулась в Европу как «Альмагест». Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида, и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию матема-тики, астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризуют си-стематичность изложения материала, полнота, строгость фор-мулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисле-ния, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

Становление нового стиля мышления ученого в мировоззренческом плане связано с принципиально иным пониманием отношения мира и ученого, идеального и реального мира, «мира земного» и «мира небесного».

Наиболее яркое и глубокое отражение оно нашло в учениях Фараби и его последователей ал-Хорезми, Фергани, Беруни, Улугбека и многих других.

Хайруллаев М.М. утверждает, что «Фараби был одним из мыслителей, благодаря которым в период средневековья народы Средней Азии внесли огромный вклад в формирование и развитие арабоязычной философии и социологии, в развитие всей мировой общественно-философской мысли». см. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его вклад в историю философии. - Т.: 1967. С. 4. Не случайно Фараби на Востоке называют «вторым учителем». Объясняя природу и социальное устройство общества он, как каждый ученый-энциклопедист, охвативший почти все отрасли средневековой науки, руководствовался своим собственным стилем мышления, уделяя особое внимание проблемам логики и эпистемологии. Он справедливо утверждал, что «логика отличает истинное от ложного в каждой вещи». Там же. Комментируя учения Аристотеля Фараби подходил к нему не догматически, а творчески. Он писал: «Подражание Аристотелю должно быть таким, чтобы любовь к нему (никогда) не доходила до такой степени, когда его предпочитают истине, ни таким, когда оно становится предметом ненависти, способным вызвать желание его опровергнуть». Ал-Фараби Логические трактаты. - Алма-Ата: Наука. 1975. С. 54.

Несомненной заслугой Фараби являются его плодотворные попытки раскрыть связи между различными категориями, поскольку каждая из них отражает различные стороны связи одного и того же. «Разве не видишь ты, - писал Фараби, - что один такой индивид, к примеру, Сократ, входит в понятие сущность; поскольку он человек в понятии количества, постольку он обладает величием, поскольку он белый, достойный или какой иной, в понятии отношения, поскольку он является отцом или сыном в понятии положения, поскольку он сидит или возлежит? То же можно сказать обо всем подобном». Ал-Фараби Логические трактаты. - Алма-Ата: Наука. 1975. С. 86.

Эти мысли получили свое развитие и комментарии в трудах многих философов, в частности Рассела Б. Развивая свою науку к объяснению мира, он противопоставляет свой метод и свой стиль объяснения мира - религиозной догматикой.

Обобщение огромного количества частных квадратных уравнений в виде конечных типов их классификации, выполненное великим ученым средневековья ал-Хорезми, положило начало современной алгебре. Ал-Хорезми открыл безупречные методы их решения, которыми по существу, ежедневно пользуются все школьники мира. Методы эти обладают логическим совершенством, красотой созерцательного мышления, педагогическим удобством. Эвристический характер открытых им методов решения задач получил всеобщее признание в мировой науке, не случайно одно из понятий современной науки алгоритм этимологически связано с именем ал-Хорезми. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной систе-мой счисления и правилами (алгоритмами - от имени ал-Хорез-ми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела иму-щества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т. д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела матема-тики, как алгебра) и «ал-мукабала» - приемы вычислений, кот были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика ( в.) Диофанта. Но в Европе об алгеб-раических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточ-ном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке. Вот еще некоторые имена: Позже теория алгоритмов послужила основой математической логики, которая, в свою очередь, является логической основой развития современной компьютеризации. В наши дни алгоритмизация применяется и в других отраслях человеческой жизни. см. Файзуллаев А.Ф. Возникновение и развитие понятия «алгоритм» // Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация. - Т.: Фан. 2000. С. 31.

Научные труды ал-Фергани явились основой научных изысканий эпохи возрождения в Европе. Исследовательская деятельность всегда ведет ученых от познанного к непознанному. В связи с этим ал-Фергани признает, что «между учеными нет разногласия в том, что небо подобно сфере и, что оно вращается вместе со всем, что на нем из светил - как вращение сферы вокруг двух закрепленных неподвижных помостов, один из которых в северной стороне, а другой с южной стороны. Это относительно неба». Аль-Фергани Ахмад Астрономические трактаты. - Т.: Фан. 1998. С. 18 . Это касается и всего того, что нас окружает и, таким образом, все учения и о суше и море, так же подобно сфере». Ал-Фергани Ахмад Астрономические трактаты. - Т.: Фан. 1998. С. 20. Вывод о том, что небо выпуклое, земля и сфера - вогнутые, был сделан давно. Но главное, как считает ал-Фергани, доказать истинность этих взглядов. Доказательство шарообразности земли в дальнейшем осуществлено Колумбом (в XV в.), Магелланом (в XVI в.), а много веков до этого на основе мыслительно-экспериментального мышления это было доказано ал-Фергани.

Беруни прослеживает трудный путь познания. Он уделяет особое внимание единице времени, необходимой для изучения исторических событий. «В соответствии с поставленной целью нам следует объяснить, что такое ночь и день и их совокупность, и какой момент принято считать их началом, ибо сутки для месяцев, годов и эпох - то же, что и единицы для чисел, из суток они складываются и на сутки разлагаются. Полное представление о сущности суток облегчает путь к пониманию того, что составляется из суток и строится на них». Беруни А.Р. Избранные произведения. Т.1, 2. - Т.: Изд. АН Уз. 1957. С. 43.

Беруни на основе сравнительно исторического стиля мышления с позиций здравого смысла, научной объективности и беспристрастности, во-первых, сопоставляет различные философские и религиозные системы и, во-вторых, пытается установить соответствие между взглядами на тот или иной вопрос представителей различных народов и религий - древних греков, доисламских персов и арабов, иудеев, христиан различных толков, мусульман сунитов, суфиев и т.д. В этом отношении характерно сопоставление им представлений о Боге индийцев, иудеев и христиан, о душе индийской мысли и Сократа, о спасении, как соединении с Богом у индийцев, о фантастических существах индийских мифов и греческой мифологии, о сословиях древних иранцев с индийскими, о религиозных законах греков и индийцев и т.д. В этом контексте обнаруживаются не только определенные аспекты культурных, научно-философских контактов, а также то, что Беруни являлся приверженцем принципов взаимообогащения, контактов между различными культурами, народами. Поражает его беспристрастная научная объективность и исследовательская деликатность.

Открытия в астрономии Улугбека и его учеников вели к пересмотру миропонимания в главном - представлении о космосе, к ликвидации разрыва между взглядами на земную природу и небесные явления. Они составили научный план и создали уникальную обсерваторию для организации наблюдения и фиксирования движения небесных тел, таким образом, сумели доказать переход в процессе познания небесных явлений от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Благодаря обсерватории, построенной по проекту Улугбека, проводились наблюдения и фиксировались основные характеристики движения звезд на небе. Улугбек и его ученики, основываясь формально-логическим мышлением, при научных исследованиях применяли доказательный метод. Один из методов, который использовали для произведения опосредованного вычисления величины, был метод интерполяции. Так же в проведении научных исследований не менее важными являлись методы последовательных приближений и определения «уравнения скорости», аксиома, теорема, фантазия, аналогия и т.д. Объектом исследований являлись небесные тела, субъектами - астрономы-наблюдатели (Улугбек и его ученики). Средствами познания - секстант и др. Эти элементы вступали во взаимодействие в процессе наблюдения за видимыми движениями небесных тел». Файзуллаев А.Ф. Исторические методы наблюдения как формы познания // Классическая наука Средней Азии и современная мировая цивилизация. - Т.: Фан. 2000. С. 243. Улугбек с большой точностью определил смещение точки весеннего равнодействия 51. Секстант Улугбека позволил получить наиболее точную величину звездного года - 365 суток 6 часов 10 минут 8 секунд. Этому способствовала тщательная научная обработка данных наблюдений.

v В философии наших великих предков удачно сочетается философский стиль мышления с естественнонаучным. Свои философские произведения они писали, опираясь на разделяемую ими картину мира. В частности известно, что Ибн Сина в историю вошел как князь философии и князь медицины. Он развивает мысль о единстве и взаимопроникновении философии и медицины, утверждая, что медицина лечит тело человека, а философия - его душу. В этой связи иначе звучит древний афоризм: «В здоровом теле здоровый дух», так как не только здоровое тело порождает, как правило, здоровый дух, но и здоровый дух обусловливает здоровое тело. Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) -философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной на-уки» снискал мировую славу и представляет определен-ный познавательный интерес сегодня;

Вот ещё некоторые имена:

v Мухаммедаль-Баттани (850-929) - астроном, составив-ший новые астрономические таблицы;

v Ибн Юлас (950-1009), известный достижениями в обла-сти тригонометрии, составивший таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений;

v Ибн аль-Хайсам (965-1020), сделавший значительные открытия в области оптики;

v Омар Хайям (1048-1122) - не только великий поэт, но и известнейший в свое время математик, астроном, ме-ханик, философ;

v Ибн Рушд (1126-1198) - философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии. Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средне-вековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частно-сти глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовле-нии из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальней-шем это привело к созданию оптики.

Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационально-го мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым они вплотную подошли к созданию химии.

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самарканд-ской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносит-ся в Западную Европу.

§ 4. Зарождение и развитие классичечкой науки.

С первых двух глобальных революций в развитии научных знаний, происходивших в XV-XVH вв., создавших принци-пиально новое по сравнению с античностью и средневековь-ем понимание мира, и началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т. е. особой системы знания, своеобразного ду-ховного феномена и социального института.

Подготовительный этап первой научной революции при-ходится на эпоху Возрождения (1448-1540). В этот период происходит постепенная смена мировоззренческой ориента-ции: для человека значимым становится посюсторонний мир, а автономным, универсальным и самодостаточным - инди-вид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которым понимается практически ори-ентированное познание природы.

Поэтому первоначальное «целое» науки в отличие от фило-софии - это математическое естествознание, и прежде всего механика. «Предоставив дело спасения души «одной лишь вере», протестантизм тем самым вытолкнул разум на поприще мировой практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Применение разума в практической сфере тем более поощрялось, что сама эта сфера, с точки зрения реформаторов, приобретает особо важное значение: труд выступает теперь как своего рода мирская аскеза, поскольку монашескую аскезу про-тестантизм не принимает. Отсюда уважение к любому труду - как крестьянскому, так и ремесленному, как деятельности зем-лекопа, так и деятельности предпринимателя. Этим объясняет-ся характерное для протестантов признание особой ценности технических и научных изобретений, всевозможных усовер-шенствований, которые способствуют облегчению труда и сти-мулированию материального производства»'. В этих условиях и возникает экспериментально-математическое естествозна-ние, отделившееся от собственно философии как особой сфе-ры знания («великая дифференциация»).

Среди тех, кто непосредственно подготавливал рождение" науки, был Николай Кузанский (1401-1464), идеи которого оказали влияние на Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Николя Коперника, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера.

В своих философских воззрениях на мир Николай Кузанский вводит методологический принцип совпадения противоположностей - единого и бесконечного, максимума и мини-мума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета, тех предпосылок, которые лежат в фундамен-те арифметики, геометрии, астрономии и других знаний. От сюда он делает заключение о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только того, которое мы получаем, опираясь на опыт, как считали в античности. По-этому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах.

Большое внимание Николай Кузанский придает измери-тельным процедурам, поэтому интерес представляет его по-пытка дать «опытное» обоснование геометрии с помощью взвешивания, которое воспринимается им как универсальный прием. Механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством, что уничтожает ранее непреодолимую грань между механикой, понимаемой как искусство, и математикой как наукой. Это те предпосыл-ки, без которых не могло бы возникнуть исчисление беско-нечно малых и механика как математическая наука.

Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский высказал предположение, что Земля не является центром Вселенной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астроно-мии, который в дальнейшем совершил Коперник. А приме-ненный к проблеме движения принцип совпадения противо-положностей дал Н. Кузанскому возможность высказать идею о тождестве движения и покоя, что в корне противоречило ан-тичному и средневековому пониманию, утверждавшему, что покой и движение - качественно различные и принципиаль-но несовместимые состояния.

Тот переворот, который совершил в астрономии польский астроном Николай Коперник (1473-1543), имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. В год своей смерти он публикует труд «Об обра-щении небесных тел», в котором в качестве постулата утвер-ждает, что все небесные тела являются сферами, вращающи-мися по круговым орбитам вокруг Солнца, восседающего на царском престоле и управляющего всеми светилами.

В этой гелиоцентрической концепции сформулировано новое миропонимание, согласно которому Земля - одна из планет, движущаяся по круговой орбите вокруг Солнца. Со-вершая обращение вокруг Солнца, она вращается и вокруг своей оси. Кажущиеся движения планет принадлежат не им, а Земле и через ее движение можно объяснить их неравномер-ности. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел - ценное достижение концепции Коперника. Кроме того, им высказана мысль о том, что движение тел под-чинено некоторым общим закономерностям. Но он был убеж-ден в конечности мироздания и считал, что Вселенная где-то заканчивается неподвижной твердой сферой, на которой за-креплены неподвижные звезды.

Убеждение Коперника в ограниченности Вселенной твер-дой сферой было опровергнуто датским астрономом Тихо Браге (1546-1601), который сумел рассчитать орбиту кометы, проходившей вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам, получалось, что эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, если бы та существовала, чего не произошло.

Джордано Бруно (1548-1600), который был в большей степени натурфилософом, чем математиком, физиком или астрономом, отстаивал идею бесконечности Вселенной, кото-рая для него была единой и неподвижной. Он считал, что Все-ленная не движется в пространстве, так как ничего нет вне ее, куда она могла бы переместиться, потому что она является всем. Она не рождается и не уничтожается, не уменьшается и не увеличивается. «Вселенной, таким образом, приписаны ат-рибуты божества: пантеизм потому и рассматривался церковью как опасное учение, что он вел к устранению трансценден-тального Бога, к его имманентизации. К этим выводам не пришел Кузанец, хотя он и проложил тот путь, по которому до конца пошел Бруно».

А так как Вселенная бесконечна, то могут быть отменены и положения аристотелевской космогонии, в частности: вне мира нет ничего, Космос конечен. Отвергает Бруно и понятие абсолютного места (абсолютного верха и абсолютного низа), тем самым вводя идею относительности движения, столь не-обходимую для создания физики. Он делает предположение, что существует множество миров, подобных нашему. А это уже характеристики нового мышления.

Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опыт-ного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление маг-нитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утвержде-ние идеи гелиоцентризма и принципа идеализации (особен-но важного для науки) Г. Галилеем.

Галилео Галилея (1564-1642) - итальянского физика и ас-тронома - по праву относят к тем, кто стоял у истоков фор-мирования науки. Опираясь на принцип совпадения противо-положностей, сформулированный Николаем Кузанским, он применил его к решению проблемы бесконечного и недели-мого. Решая проблему пустоты, известную еще с античности, Галилей допустил существование «мельчайших пустот» в те-лах, которые оказываются источником силы сцепления в них. С Галилея начинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. До него господствова-ло представление о движении, сформированное еще Аристо-телем, согласно которому оно происходит, если существует сила, приводящая тело в движение; нет силы, действующей на тело, нет и движения тела. Кроме того, чтобы последнее продолжалось, необходимо сопротивление, другими словами, в пустоте движение невозможно, так как в ней нет ничего, что оказывало бы сопротивление.

Галилей предположил, что, если допустить существование абсолютно горизонтальной поверхности, убрать трение, то движение тела будет продолжаться. В этом предположении заключен закон инерции, сформулированный позже И. Нью-тоном. Галилей был одним из первых мыслителей, кто пока-зал, что непосредственное данные опыта не являются исход-ным материалом познания, что они всегда нуждаются в опре-деленных теоретических предпосылках, другими словами, опыт «теоретически нагружен».

Галилей выделил два основных метода исследования природы:

а. Аналитический («метод резолюций») - прогнозирова-ние чувственного опыта с использованием средств мате-матики, абстрагирования и идеализации, благодаря чему выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (например, мгновенная скорость).

б. Синтетически-дедуктивный («метод композиции») - математическая обработка данных опыта выявляет ко-личественные соотношения, на основе которых выраба-тываются теоретические схемы, применяемые для ин-терпретации и объяснения явлений.

Идеи закона инерции и примененный Галилеем метод за-ложили основы классической физики. К его научным дости-жениям относятся: установление того, что скорость свободно-го падения тела не зависит от его массы, а пройденный путь пропорционален квадрату времени падения; создание теории параболического движения, теории прочности и сопротивле-ния материалов, создание телескопа, открытие закона колеба-ния маятника, экспериментальное установление того, что воз-дух обладает весом. В области астрономических исследований Галилей обосновал гелиоцентрическую систему Коперника в работе «Диалог о двух системах мира - Птолемеевской и Коперниковой», дополнив ее своими открытиями, что Солнце вращается вокруг своей оси, что на его поверхности есть пят-на, обнаружил у Юпитера 4 спутника (сейчас их известно 13), что Млечный путь состоит из звезд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


© 2010 Реферат Live