Детская журналистика
Детская журналистика
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
ДИПЛОМНАЯ РАБАОТА
«СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА ПСИХОЛОГИЮ РЕБЕНКА»
Выполнена:
Студенткой V курса
заочного отделения
Семеновой О.К.
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
Моденкова Л.В.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ (3 стр.)
1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (5 стр.)
2. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ. ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ». (29
стр.)
3. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (50 стр.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (58 стр.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с
журнала.
Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю. До
революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот
детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие
прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было
вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал
не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что
являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.
«Друг детей», «Детский музеум», «Собеседник», «Отдых», «Крошка».
«Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха»,
«Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко». Каждый из этих и
многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру.
К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано
очень мало, содержание журналов не раскрыто ни в одной библиографической
работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на
страницах периодики. Правда, с недавнего времени стали появляться
публикации из детских журналов прошлого века, но пока это эпизодические
явления.
Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с
самого зарождения и выделить тенденции ее влияния на развитие ребенка в
зависимости от эпохи, политического строя, мировоззрения общества. Поэтому
в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания
периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология
публикаций, их содержание, назначение, будет прослежена судьба людей,
связанных с журналистикой для детей.
При написании работы использовался обширный материал детской
периодики, начиная с 18 века до наших дней, документов Главлита, монографий
и воспоминаний современников.
Работа представляет интерес для широкой аудитории: студенты
филологических отделений, работников культуры, прессы, журналистики,
психологов, а также для родителей, для которых немаловажна роль
журналистики в воспитании своих детей.
1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу,
первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в
картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал
родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.
Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок»
(1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское
периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало
выходить в России в Москве.
Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и
разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он
выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по
1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность
провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский
журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума»,
воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы
добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного
благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический
характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях
природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал
должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан». И. И.
Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда
воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». С этой целью
он и предпринял свое издание. Просветительские функции периодики определяли
ее характер.
Хороший вкус и литературный талант сотрудников (одним из редакторов
был Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и
разума» первую повесть «Евгений и Юлия») сказались и на отборе переводной
литературы. Читатели знакомились с произведениями Вольтера, Лесинга,
Томсона и многих других. Журнал Новикова выдержал испытание временем.
«Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени
языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-
помалу дали совершенно иной колорит целому обществу»,— отмечалось в одном
из отзывов 1849 года. С.Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к
журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом)
произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие
явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с
любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...»
Через 60 лет после появления «Детского чтения» В.Белинский воскликнул:
«Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».
Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные
номера Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно
продавались.
За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали
другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не
претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем
задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он
призван был просвещать юное поколение.
Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века
периодические издания для названной аудитории стали выходить один за
другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и
аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское
чтение» С. Глинки (1821—1824).
У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном
отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял
перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью
населения— подавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для
кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам?—спрашивал
издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка. И отвечал.—Для
добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то,
что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им
вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение
напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой
любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям»[1]."
Эти, а также некоторые другие обстоятельства определили структуру,
содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до
середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью
номеров, как правило, один раз в месяц. В 1859 году, отмечая обилие такой
периодики, Н. А. Добролюбов писал: «В области детского чтения ныне
совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей
литературой: журналы заступают место книг»[2].
Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с
1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл
заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н. И.Невзоров,
был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н.И. Невзоров
желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько
можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались стихи,
рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории,
географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов,
помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и
педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих
перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической
назидательностью.
Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это
«Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал его
литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудниками были известные писатели,
ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и
другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского
государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не
было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как
редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности
статей, составляющих журнал».
В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847 —
1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека». По
характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-
популярных статей. Это очень нравилось Белинскому: он высоко отзывался о
«Новой детской библиотеке», как об издании, прививающем детям
реалистическое отношение к явлениям действительности.
П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он
требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал
материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал, тем не
менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям.
Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая
познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он
рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и
«Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет».
Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно
рекомендовать для детского чтения.
«Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858
— 1862 годах, выпускал его известный поэт В. Майков. Это издание было
заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более, что многие
детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко
печатал современных русских авторов реалистического направления, публиковал
много переводных произведений — Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана,
братьев Гримм.
В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего
существования и влияния за счет обращения к более массовому числу
читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация
образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала все
более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к
иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать
устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению
детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные
русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной
детской литературы. Все это способствовало становлению личности, прививало
передовые для своего времени знания и взгляды.
В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.
Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и
другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма
резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной
одаренности. Творчество этих писателей еще недавно принято было называть
«охранительным», «реакционным» и даже «низкопробным», насаждавшим в среде
маленьких читателей «слезливость» и «жалостливость». Между тем они внесли
ценный вклад не только в популяризацию знаний (в основном в области
истории, природоведения, географии), но и в нравственное воспитание, в
пробуждение «чувств добрых». Детские писатели изображали положительного
героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой; герои-злодеи у них
попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом. Ребенок
получал от этих писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.
При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые
жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В. Бурьянов
ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-
художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.
Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.
Сергей Глинка (1776 — 1847) — участник Отечественной войны 1812 года,
поэт, прозаик, драматург, публицист — издавал в 1819 — 1824 годах журнал
«Новое детское чтение». На страницах этого журнала рассказывалось о русском
патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения
помещика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.
Для детей Глинка написал «Русскую историю» в десяти томах, «Русские
исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную повесть
«Образец любви» и другие произведения подобного рода. Язык их в наше время
воспринимается как довольно тяжелый, особенно для маленького, читателя, но
в свое время он таковым не казался. Сам автор не раз заявлял, что лучшее
средство воспитания гражданина -— простая и ясная родная речь.
С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он
и как издатель взрослого журнала — «Русский вестник». Но эту сторону его
деятельности мы не рассматриваем.
Виктор Бурьянов (это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812
— 1888) также был приверженцем патриархальной старины. Из всех
профессиональных детских писателей того периода он, пожалуй, более всего
заслуживает упрека в низкопробности, ремесленничестве, навязчивом
морализаторстве. В то же время его многочисленные произведения в жанре
«прогулок» делают его едва ли не самым плодовитым популяризатором первой
половины XIX века.
Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные
дети! Мало того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах
благоухающий цвет чувств и выращивает в них пырей и белену резонерства, г-н
Бурьянов еще убивает в вас и всякую возможность говорить и писать по-
человечески на своем родном языке».
Столь же низкого мнения был великий критик и о Петре Фурмане (1809 —
1856). Детям, говорил он, лучше совсем не знать грамоты, чем читать его
книги. Тем не менее, произведения этого писателя пользовались у маленьких
читателей успехом. Их привлекала, в частности, тематика, родная история и
герои — подлинные исторические деятели. Повести П. Фурмана «Саардамский
плотник» (о Петре Первом), «Князь Меньшиков», «Князь Суворов-Рымникский» и
многие другие отличались умело построенным сюжетом и эффектно поданными
ключевыми сценами и держали детей в напряжении. Хотя язык этих произведений
и психологическая разработка сюжетов не выдерживали критики.
Борис Федоров (1798 — 1895) выступал как писатель и переводчик и
заслужил у взрослых современников печальную славу графомана. Однако его
деятельности на ниве детской периодики заслуживает внимания. Его журнал
«Новая детская библиотека» дает представление о литературе для маленьких
читателей пушкинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и
образах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы об античных
героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о растениях
и животных, повести и заметки на религиозные темы. Федоров стремился
воспитать в подрастающем человеке религиозную веру, милосердие, любовь к
ближнему, внимание к культуре поведения, быта. Журнал Федорова, а также
изящные малоформатные книги снабжены иллюстрациями. Он одним из первых
оценил значение книжной картинки для ребенка.
Б. Федоров составил для детей альманахи «Детский Цветник» и «Детский
павильон», где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназначены
они были для «семейного чтения», т. е. для чтения детей вместе со
взрослыми.
Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствует смешное и
серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры.
В своих альманахах Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов
из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.
Морализаторские рассказы, помещенные в эти альманахи, отличались
открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными,
разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и тому
подобное. Большое место Федоров отводил религиозным писателям, а также
переводам зарубежных авторов-моралистов.
Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству
нельзя сказать, что он отличался безупречным художественным вкусом, но
детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в
частности, его отклик на появление повести-сказки «Черная курица, или
Подземные жители» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на Русском языке
сказки лучше написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как известно,
произведение это надолго стало любимым детским чтением.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет,
стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).
Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881) следует сказать особо,
так как она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой
половины XIX века.
Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она
не могла получить образования, всему училась сама, по книгам.
Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким, да
так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы
писательским даром, А.О. Ишимова решила написать «Историю России в
рассказах для детей», трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания:
она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге
приступила к изданию журнала «Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи»
(1850—1860). Оба журнала предназначались для девочек.
Н. М. Карамзин закончил свою «Историю Государства Российского», когда
Ишимовой не было еще четырнадцати лет, и она только что завершила свое
обучение в пансионе. Тяжелые семейные обстоятельства (отец ее был надолго
сослан Аракчеевым) привели к тому, что ей пришлось рано приобрести навыки
самостоятельности и трудолюбия, что было весьма необычным для барышень-
дворянок той эпохи. Это помогло ей и в литературной деятельности. Ведь
замысел кратко, понятно и занимательно пересказать детям многотомную
карамзинскую «Историю..» был грандиозен. Для его осуществления Ишимова
несколько раз перечитала весь огромный труд, познакомилась и с другими
сочинениями на исторические темы.
«История..» А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась
обращением к маленьким читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные
рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о
добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не
сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах
ваших предков». Это произведение — одна из самых значительных попыток
рассказать детям об истории родной страны.
Известен отклик А. С. Пушкина — из последнего в его жизни письма:
«Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался.
Вот как надо бы писать!» В. Г. Белинский тоже одобрительно высказывался о
языке, слоге, повествовательном даровании писательницы. Ей удалось, заявлял
он, соединить «занимательность анекдота с достоверностью и важностью
истории».
А.О.Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в
области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к
разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она
облекала свои повествования, весьма разнообразны: беседа с читателем
(«История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»),
переписка детей («Рассказы старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий
свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы,
шедевры архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нравы народов,
например, как в ее «Каникулах 1844 года»).
А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи»
(1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста,
второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц.
Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек
в то время (религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко
критиковались Белинским и его последователями — революционерами-
демократами.
Однако многие из педагогических утверждений детской писательницы А. О.
Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них такое, например (давшее название
ее рассказу): «Надобно любить труд».
Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому
периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь
бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать
плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей —
научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась
ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого
периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же
создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.
«Звездочка» вначале выходила в двух отделах: для старшего и младшего
возраста. После их объединения Ишимова отработала четкую структуру журнала.
Каждый номер имел следующие отделы:
1. Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой, рассказы,
сказки, стихи других авторов).
2. Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).
3. Новые книги.
4. Смесь.
5. Для маленьких читателей.
Ишимова привлекала к сотрудничеству известных писателей и ученых. В
«Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал с
успехом выполнял задачу, поставленную издателем: воспитывать будущих
матерей, хозяек дома.
Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы
не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862)
под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей:
«...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно
наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор
привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д.
Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным
сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года
она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который
просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года);
первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.
Годовые подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя
после выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением
«Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее
взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства
государыни императрицы Марии Александровны. В нем публиковались
произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из
номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными
историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг.
Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.
Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный
журнал—«Калейдоскоп». Новизна его усматривалась уже в подзаголовке:
«Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». В программе
издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться
цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею
пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую
игрушку»4. В первом номере на восьми страницах (объем 1 печатный лист) были
кроме программы «Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства»
помещены: «Няня. Характеристический очерк», зарисовка «Кокосовое дерево»,
три стихотворения и «Мозаика» — мелкие сообщения о любопытных диковинках на
свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали
многочисленные иллюстрации.
Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) совпало со
временем общественного подъема в канун «великих реформ». Произошло это, на
наш взгляд, не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили
и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша
гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели»,— отмечал «чайковец»
Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии,
что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto;
чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с
жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием
сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала»[3].
Веяния эпохи хорошо уловила С. П. Буряашева, редактор «Калейдоскопа».
Она решила сделать в детской журналистике то, что до нее никто не делал:
приблизить свое издание к жизни, «осовременить» его, дать отклик на
происходящие события. Одно только это обстоятельство предъявило непременное
условие—выпускать журнал не раз в месяц, как обычно, а значительно чаще.
3атем последовали и другие изменения: объем издания уменьшался,
«упразднялись» некоторые жанры, привычные для альманаха, трансформировался
облик журнала.
«Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных
произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте
населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который
именовался то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости и мелочи». Рассказ
очевидца, указание местности, описание мелких подробностей—все это
конкретизировало публикации. И в то же самое время требовало от автора
определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе
материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления
действительности.
«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской
журналистике. Сам факт освоения иных типологических возможностей открывал
определенные перспективы в периодике для юного читателя. Но подлинной
газетой издание не стало. Оно оказалось вдали от злободневных вопросов
современности, от политических, социальных проблем, с которыми сталкивалось
общество.
Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К
этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие
изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые
издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив
весь редакционно-издательский механизм; все чаще и чаще в журналах стали
принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в
другом—изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата
постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов.
На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоев населения, о
положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и
голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о
последних политических событиях, комментарий к ним.
Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в
дни вооруженного выступления народных масс 1905—1907-х годов. Идя навстречу
пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей
по текущим вопросам»8, журналы начинают писать о Государственной Думе,
разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый
журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.
Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское
чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906). Он
просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом
номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из
жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические
советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А.
Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая
и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.
Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не
переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным
юным, читателям.
Успех «Детского чтения» определился с самого начала. К концу первого
года работы появились рецензии, в которых отмечалось прогрессивное
направление журнала. С первых же номеров А. Острогорский сумел сплотить
вокруг нового издания группу известных писателей: А. Левитова, П.
Засодимского, А. Плещеева, Е. Водовозову. Л. Шелгунову, М. Цебрикову. С
редактором сотрудничали Я. Полонский и И. Тургенев. Из переводных авторов
отдавалось предпочтение М. Твену, Дж. Лондону, Э. Сетон-Томпсону. В журнале
нашло отражение все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце
XIX — начале XX века.
Опыт «Детского чтения» впоследствии широко использовали издатели
«Родника» (1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908),
«Маяка» (1909-1918) и др.
В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к
читателям из рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-
реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной
направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом,
«еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы
формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и
окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные
знания.
Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных
долгожителей среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово»
(1876 — 1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие
широко известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник,
А. Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к «Задушевному
слову» скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником
убогих обывательских представлений.
Продолжительное время выходил и журнал М. Вольфа «Задушевное слово»
(1877—1917). Сначала он имел четыре отдела:
1) для детей младшего возраста (5—8 лет),
2) для детей среднего возраста (8—12 лет),
3) для детей старшего возраста (старше 12 лет).
4) семейное чтение для взрослых. С 1883 года отделов стало два: для
старшего и младшего возраста.
Постоянной сотрудницей журнала была писательница Л. Чарская,
опубликовавшая на его страницах немало своих повестей, рассказов и сказок.
Здесь постоянно печатались Евг. Шведер, Т. Щепкина-Куперник, Г. Галина и
др.
В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним
издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок»
(1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909).
Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом
преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах
журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни,
шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и
писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти
журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу
ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-
Сибиряк.
Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался
только для маленьких. Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А. И.
Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество
произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В
каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии
знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были
отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для
малюток» печатался более крупным шрифтом.
Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (190? — 1920), редактором
и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель А. А. Федоров-
Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего возраста. Большая часть
его материалов носила чисто развлекательный характер, что вызывало
нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания
признавались его многочисленные приложения — игры, забавные игрушки,
поделки, которые должны были изготавливать сами дети.
Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был
журнал «Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие
известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого
начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его
страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке
писателей.
Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 —
1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.
И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам
Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая
демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих
авторов. В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый
школьный день», «Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им
направления. Новаторскими для детской журналистики стали рекомендательно-
библиографический отдел и раздел «Письма наших читателей и ответы на них»,
печатавшиеся в «Маяке».
Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных
форм выражения. Выступления журналов получают четкую публицистическую
направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого
издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение
детских журналов—явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся
отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило
интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом
смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым
известным журналом «Детское чтение». В 1906 году, отметив уже свое
сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия». Читателям сообщалось:
«Журнал «Детское чтение» перерос свое название, и впредь будет называться
«Юная Россия». Журнал «Юная Россия» будет издаваться по той же программе,
как и «Детское чтение». Редакция и сотрудники остаются те же. Словом, все
остается по-прежнему, переменяется только одно название».
Вероятно, такое редакционное объяснение было адресовано цензуре, тем
более, что к этому времени внимание «кровопивцев» (так редактор Д. И.
Тихомиров называл цензоров) стало к журналу особенно придирчивым.
Изменилось в нем очень многое. Об этом написало само издание: «Общественный
подъем и начатые правительством реформы наших дней настойчиво требуют от
книги и школы насаждения и культивирования в народе и юношестве
гражданственности, соответственно правовой жизни народа». Понятно, что
задача журнала—давать детям «чтение»—стала на определенном этапе аморфной.
Новое название—«Юная Россия» — несло в себе публицистическое начало и
соответствовало иному содержанию, другим задачам, пришедшим в журналистику.
Появление в этих условиях ряда детских газет развивало наметившуюся
тенденцию в периодике. Газетка для детей «Что нового» (М., 1908), «Детская
газета» (СПб., 1908), «Детская газета» (М., 1910)—всем своим содержанием
говорили о том, что у них имеется свой читатель, что они располагают
многими неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма
показателен опыт «Газетки для детей и юношества», чрезвычайно популярной в
России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 год и сыграла заметную роль в
формировании нового типа периодического издания.
В первом номере, ее редактор-издатель А. П. Коркин писал: «Главная
задача нашей «Газетки» дать читателям возможно больше разнообразного и
занятного материала из всех отраслей жизни, науки и искусства, помещая его
таким образом, чтобы в семье дети разного возраста нашли каждый для себя
понятный и интересный материал»". Нельзя сказать, что такая абстрактная
программа говорила о рождении принципиально нового издания в периодике.
Подобным образом сформулировать; свои задачи могли многие журналы. Но что
обращало на себя внимание, так это обилие уже в первом номере всевозможных
рубрик, отделов: «Наша хроника» (о событиях в стране), «Заграничная жизнь»,
«Открытия н изобретения», «Разные сведения», «Спорт», «Наука и забава», «В
часы досуга», «Юмористическая страничка», «Объявления», «Приложение»
(игра).
Это был не «калейдоскоп» отвлеченного материала, а публикации, как
правило, злободневного характера, факты из современной жизни. Через год
свою новизну «Газетка» очертит более точно, выделив существо издания:
«Совершенно отличаясь от других детских журналов, она дает в каждом номepe
большой обзор новостей и событий русской и заграничной жизни».
Сами сотрудники называют свое сочинение- то журналом, то газетой. С
одной стороны, оно располагает традиционными атрибутами журнала: «почтовым
ящиком», приложением—пособием для склеивания и выпиливания игрушек,
печатает на протяжении многих номеров повести, постоянно публикует очерки о
явлениях природы, о научных открытиях. С другой стороны, новое издание,
выходя раз в неделю, стремится охватить своим вниманием все наиболее важные
последние события. Часто публикации носят сугубо хроникальный характер.
Большое признание получает новый жанр для детской периодики—репортаж.
Рассказ ведется прямо со спортивной площадки, с полигона для испытания
Страницы: 1, 2
|