Рефераты

Мультимедиа

Мультимедиа

Мультимедиа.

Мультимедиа – совокупность программно-аппаратных средств,

реализующих обработку информации в звуковом и зрительном

виде. Мультимедиа спроектирована, чтобы передавать звук, данные

и изображения по местным, региональным и глобальным сетям (на

пример, для проведения персональных видеоконференций).

МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ И РОССИИ

I. Введение.

Каждый из нас не раз слышал, что "компьютер может все". Однако, в

реальной жизни мы не имели убедительных подтверждений подобных высказываний

прежде всего потому, что имелись в виду потенциальные возможности

компьютера, известные, в основном, узкому кругу специалистов. Ситуация

существенно изменилась с появлением мультимедиа технологий, позволяющих

раскрыть этот потенциал в привычной информационной среде.

В настоящее время в мире наблюдается новый этап компьютеризации

различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа (multimedia)

технологий. Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном

режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой

пользователь обретает качественно новые возможности. Самое широкое

применение мультимедиа технологии нашли в образовании - от детского до

пожилого возраста и от вузовских аудиторий до домашних условий. Мультимедиа

продукты успешно используются в различных информационных, демонстрационных

и рекламных целях, внедрение мультимедиа в телекоммуникации стимулировало

бурный рост новых применений.

Развитие мультимедиа технологий в информационном обществе справедливо

сравнивают по значимости с появлением кино в обществе индустриальном.

II. Положение в мире.

Характерным отличием мультимедиа продуктов является большой

информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих

продуктов является оптический диск CD-ROM стандартной емкости 640 Мбайт. На

мировом рынке сегодня представлены тысячи наименований мультимедиа

продуктов на CD-ROM. Как правило, каталоги содержат следующие разделы:

энциклопедии и справочники;

образование;

развлечения;

игры;

обучающие и развивающие игры.

Если в 1996 году было продано 5,1 млн. CD-ROM, то в 1999 году продажа

составила 52,1 миллионов дисков. Не существует аналогичного сектора

мирового рынка, где объемы продаж увеличились в 10 раз за 3 года.

Цифровая внешняя память CD-ROM за последние годы практически вытеснила

альтернативные решения, также как аналоговые видеодиски и видеоленты. Доля

специализированных устройств демонстрации, таких как CDI, существенно

упала, мультимедиа прочно обосновалась на компьютерах общего применения.

Для широкого пользователя наибольшее распространение получили две

компьютерные платформы - IBM PC и Apple Macintosh. Обе эти платформы на

сегодня равноценны с точки зрения возможностей. Разница заключается лишь в

том, что IBM PC является открытой системой, где набор дополнительных

мультимедиа устройств определяет сам пользователь, выбирая и широкую

номенклатуру, а в Apple это сделали специалисты фирмы.

Такой подход Apple давал преимущества на первом этапе развития

мультимедиа и становится тормозом в настоящее время. Анализ каталогов CD-

ROM показывает, что доля продуктов для IBM РС уже существенно выше, чем для

Apple Macintosh. Огромное количество аппаратных и программных расшире-ний

IBM, представленных на рынке, также свидетельствует о преимуществах

открытых систем.

Наряду с продуктами, подготовленными к широкой продаже, имеется

значительное количество мультимедиа приложений, разработанных в

университетах для нужд учебного процесса (Proceedings of ED-MEDIA 94- World

Conference on Educational Multimedia and Hypermedia, Vancower, Canada,

June, 1994).

Эти приложения чаще всего не обладают товарными качествами, зато

имеют неоспоримые преимущества с точки зрения методики, оперативности и

удовлетворения нужд данного учебного заведения.

Количество таких разработок колоссально. Достаточно сказать, что на

упомянутой конференции было представлено более 500 докладов и демонстраций,

отобранных из трех тысяч предложений, которые поступили от университетов

практически всех стран мира.

Третье бурно развивающееся направление - мультимедиа в

телекоммуникациях. Многие крупные фирмы активно ведут разработки

коммуникаций на основе волоконно-оптических сетей стандарта ISDN. Канал в

такой сети имеет пропускную способность 64 Кбит/сек и пользователю может

быть одновременно предоставлено несколько каналов. Спектр предлагаемых

применений весьма широк - от заказа товара по мультимедиа каталогу и

просмотра заказной телепередачи до выбора нужной книги и участия в

мультимедиа телеконференции. Такие разработки уже имеют общее название

Information highway и предполагаются к объединению в рамках государственных

программ.

В то же время активно популяризируется идея использования уже

существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С

этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе

гипермедиа технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный

недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В

то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются

профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры,

программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае

профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по

объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной

области - вне конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа

фрагменты учебных курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый

преподаватель университета при подготовке своего курса мог набрать

необходимый материал по сети. Один из идеологов этой работы - профессор

Маурер (Грац, Австрия) - утверждает, что,

несмотря на очевидные проблемы (низкая для мультимедиа пропускная

способность сетей, авторское право и др.), идея такого "мирового

университета" жизнеспособна.

III. Положение в России.

Еще три года назад трудно было предположить появление рынка

мультимедиа продуктов в стране, испытывающей экономический кризис. Тем не

менее, объем продаж CD-ROM в России в 1994 году уже исчислялся тысячами

штук. Появились фирмы-производители мультимедиа продуктов, только в Москве

их

насчитывается семь. Развиваются фирмы - распространители CD-ROM, освоен

серийный выпуск дисков на Уральском электромеханическом заводе. По

некоторым данным, российскими производителями разработано до 40

наименований мультимедиа продуктов, правда, большинство из них - по

зарубежным заказам. Важно отметить, что по состоянию на 1994 год высшая

школа занимает лидирующее положение в области разработки мультимедиа

продуктов в России.

Благодаря межвузовской научно - технической программе " Мультимедиа

технологии" (1992-1994 гг.) более чем в 15 ВУЗах страны сформировались

группы специалистов. Некоторые из них имеют достаточную квалификацию, опыт

и техническую базу для профессиональной работы (Российский государственный

гуманитарный университет, Московский государственный институт электроники и

математики (технический

университет), Санкт - Петербургский государственный морской технический

университет). Во многих ВУЗах руководство поддерживает инициативные работы

в этой области. Ежегодно к программе подключалось 2-3 новых группы,

получившие необходимый опыт из инициативных работ. В рамках программы

создана и действует центральная инфостудия Госкомвуза России - "Экон",

которая на сегодня является самым крупным разработчиком мультимедиа

продуктов в стране.

В 1994 году результаты работ по программе представлялись на 18

международных выставках и конференциях, в том числе - на крупнейших

зарубежных ("CeBIT" - в Германии, "Comdex/Fall" - в США, "CEETEX" - в

Англии, "Евромитинг" - в Бельгии, "ED-MEDIA" - в Канаде), а также - на

наиболее представительных в России ("Аниграф", "Comtec", "Графикон" и др.).

Уровень разработок можно оценить полученными от зарубежных фирм и

университетов предложениями (более 30).

Анализ представленных результатов был дан практически во всей

компьютерной периодике ("Компьютер пресс", "Мир ПК", "КомпьюТерра", "Софт-

маркет" и др.), в других средствах массовой информации (TV - 1, 2,

4,"Коммерсант - Daily", "Наука и бизнес", "Поиск", "625" и др.).

Такая широкая экспертиза позволяет сделать однозначный вывод –

российские мультимедиа продукты для образования рассматриваются как одни из

самых перспективных в мире, а образовательная система является самой

эффективной почвой для развития мультимедиа технологий в стране.


© 2010 Реферат Live