Рефераты

Аккумуляторные батареи

Аккумуляторные батареи

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Устройство аккумуляторной батареи и принцип ее действия

Аккумуляторная батарея на автомобиле служит для питания электрическим

током стартера при запуске двигателя, а также для всех других приборов

электрооборудования, когда генератор не работает или не может еще отдавать

энергию в цепь.

Если мощность , потребляемая включенными потребителями ,

превышает мощность , развиваемую генератором, аккумуляторная батарея,

разряжаясь , обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим

генератором.

Свинцово- кислотная аккумуляторная батарея является вторичным

химическим источником постоянного тока. Прежде чем она будет отдавать

электрическую энергию, ее необходимо зарядить – сообщить ей определенное

количество электрической энергии. На автомобилях применяют стартерные

аккумуляторные батареи, конструкция которых позволяет разряжать их токами,

в 3-5 раз превышающими их номинальную емкость.

Стартерные аккумуляторные батареи , выпускаемые нашей

промышленностью, классифицируют по номинальному напряжению (6 и 12 В); по

конструкции- в моноблоке с крышками и перемычками над крышками и в

моноблоке с общей крышкой и перемычками под крышкой; батареи

необслуживаемые – залитые электролитом и полностью заряженные или

сухозаряженные.

Согласно ГОСТ 959.0- 84, все свинцовые стартерные аккумуляторные

батареи имеют условное наименование. Например, на автомобиле ЗИЛ-130

установлена батарея 6СТ-90. Первая цифра обозначает количество

последовательно соединенных аккумуляторов в батареи. Напряжение каждого

аккумулятора 2 В, поэтому номинальное напряжение батареи 12 В. Буквы СТ

определяют назначение батареи – стартерная.

Число после букв указывает на емкость батареи в ампер-часах в

20-часовом режиме разряда. Буквы после цифр, обозначающих емкость ,

обозначают исполнение батареи : А- с общей крышкой , Н- несухозаряженная ,

З- необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная. После

условного обозначения батареи указывают обозначение стандарта или

технических условий на батарею конкретного типа. На батарее там же могут

быть указаны номинальная емкость в ампер- часах (А.ч) в 20-часовом режиме и

разрядный ток батареи (А) при температуре – 18 С.

Аккумуляторная батарея имеет полипропеленовый полупрозрачный корпус 1

(рис.)

Разделенный перегородками на шесть отсеков , представляющих собой отдельные

аккумуляторы. Сверху аккумуляторы закрыты общей полипропеленовой крышкой

2, приваренной к корпусу ультразвуковой сваркой. В крышке имеются

отверстия для заливки электролита в каждый аккумулятор и для прохода

двух полюсных выводов батареи : плюсового и минусового.

Каждый аккумулятор состоит из двух полублоков чередующихся

пластин: положительных 9 и отрицательных 10. Пластины одинаковой полярности

приварены к межэлементным соединениям 4, которые служат для крепления

пластин и выводов тока и соединяют аккумуляторы батареи между собой .

Решетки пластин отлиты из сплава свинца с добавлением кальция и сурьмы,

что замедляет процесс разложения электролита и саморазряд аккумуляторов.

Для увеличения емкости в решетку пластин впрессовывают активную

массу , приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов

свинца – свинцового сурика (Р О ) и свинцового глета ( Р О)- для

положительных пластин и свинцового порошка- для отрицательных пластин .

Одноименные пластины соединяются в полублоки , заканчивающиеся выводными

полюсными штырями. Полублоки с положительными и отрицательными

пластинами собирают в блок таким образом, что положительные пластины

располагаются между отрицательными, поэтому последних на одну больше. Это

позволяет лучше использовать двустороннюю активную массу крайних

положительных пластин и предохраняет из от коробнения и разрушения.

Положительные пластины аккумулятора помещаются в сепараторы ,

изготовленные в виде конвертов из тонкого пластикового микропористого

материала. Это исключает их короткое замыкание отрицательными пластинами

, а малая толщина и большая пористость облегчают прохождение через них

электролита , снижают внутреннее сопротивление и обеспечивают получение

разрядного тока большой силы. Кроме того это исключает короткое замыкание

пластин выпадающей активной массой, позволяет устанавливать блоки пластин

непосредственно на днище бака без ребер и значительно увеличить объем

электролита над пластинами и тем самым увеличить срок доливки

дистилированной воды при эксплуатации автомобиля. Для облегчения проверки

уровня электролита в каждом аккумуляторе у заливных отверстий снизу имеются

трубчатые индикаторы (тубусы) 7. Нижний срез индикатора находится на

требуемой высоте от уровня пластин. При нормальном уровне поверхность

электролита образует четко видимый через наливное отверстие меникс (

элипс). Кроме того , на полупрозрачном пластмассовом корпусе

аккумуляторной батареи могут быть метки « MIN» и «MАХ» между которыми

должен находиться уровень электролита .

Полублоки положительных 9 и отрицательных 10 пластин отдельных

аккумуляторов соединены между собой межэлементными соединениями ,

проходящими через пластмассовые перегородки , и соединяются

соответственно с положительными 3 и отрицательными 5 выводами батареи.

Выводы большинства отечественных и импортных аккумуляторных батарей

имеют конусную форму, обеспечивающую сохранение надежного контакта с

клеммами проводов при износе их в процессе эксплуатации и имеют

стандартные размеры. Причем положительный вывод батареи по диаметру

больше отрицательного, что исключает возможность нарушения полярности

при установке батареи на автомобиль.

На верхней поверхности батареи расположены отверстия для заливки

электролита в каждый аккумулятор батареи, закрываемые пробками 6. Пробки

имеют вентиляционные отверстия для вывода газов , образующихся в процессе

работы батареи . У новых незалитых батарей вентиляционные отверстия

закрыты специальными герметизирующими приливами, которые при заливке в

батарею электролита удаляются (срезаются) . Электролит, заливаемый в

аккумуляторную батарею , представляет собой раствор химически чистой

аккумуляторной кислоты с дистилированной водой . Для предотвращения

замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторной батареи в зимних

условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических

условий эксплуатации (см табл)

Плотность электролита при эксплуатации в различных климатических районах

|Климатические районы (средне-|Время года |Плотность электролита , |

|месячная температура воздуха| |приведенная к 25 С |

|в январе) | |г/см3 |

| | |Заливаемого|После |

| | |в батарею |полного |

| | | |раряда |

|Очень холодный (-50-30 С) |Зима |1,28 |1,30 |

| |лето |1,24 |1,26 |

|Холодный (-20 –15 С) |Круглый год |1,26 |1,28 |

|Умеренный (-15 –8 С) |То же |1,26 |1,28 |

|Жаркий сухой (-15 +4 С) | |1,22 |1,24 |

|Теплый влажный ( 0 =4 С) | |1,21 |1,23 |

Технические характеристики и свойства аккумуляторной батареи

Важнейшей технической характеристикой аккумуляторной батареи

является ее емкость , которая характеризует способность батареи отдавать

электроэнергию.

Номинальная емкость (С ) аккумуляторной батареи – это количество

электричества в ампер-часах ( А.ч), которое способно отдать полностью

заряженная батарея при непрерывном 20-часовом разряде с постоянной

силой тока в амперах (А), численно равной 0,05 С при температуре 25 С до

напряжения на выводах батареи U = 10,5 В.

Емкость аккумуляторной батареи определяется как ее конструктивными

параметрами (пористостью материала электродов , их толщиной и качества

пористостью материала сепараторов и т.д.), так и эксплуатационными

факторами : плотностью заливаемого в батарею электролита, его температурой

, степенью заряженности батареи и режимом ее разряда.

При повышении плотности электролита емкость батареи повышается до

определенных пределов. Однако при чрезмерном увеличении плотности

ускоряются корразионные процессы на электродах , их разрушение, и

соответственно , снижается срок службы батареи. При чрезмерной малой

плотности электролита снижается емкость батареи , а при низкой

температуре окружающего воздуха зимой электролит может замерзнуть , и

батарея выйдет из строя. Поэтому оптимальная плотность электролита

устанавливается исходя из условий эксплуатации . При заряде батареи

плотность электролита падает, поэтому по плотности электролита определяют

состояние батареи и степень ее разряженности.

Температура электролита определяется температурой окружающего воздуха

и она несколько возрастает при заряде и разряде батареи. С понижением

температуры емкость батареи уменьшается , в связи с повышением

электрического сопротивления электролита и замедлением химических реакций

. При уменьшении температуры электролита на 1 С емкость батареи снижается

примерно на 1%. Таким образом , если номинальная емкость аккумуляторной

батареи равна , например, 60 А.ч. при 25 С, то при снижении температуры

окружающего воздуха и, соответственно, электролита до минус 25 С она станет

на 50% или вдвое меньше и составит всего 30 А.ч.

Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на плотность

электролита . При заряде батареи плотность электролита повышается и

увеличивается емкость батареи, достигая максимальных значений при полном

ее заряде .

Режим разряда батареи характеризуется силой разрядного тока и его

прерывностью. Чем больше разрядный ток , тем меньше емкость аккумуляторной

батареи. Например , если емкость батареи 6СТ-55 А при разряде ее током

2,75 А при температуре электролита 25 с составляет С= 55А.ч.( номинальная

емкость), то при разряде током 250 А (4,6 С ) емкость снижается более

чем в два раза и составляет 22 А .ч.( примерно 40% от С ). Емкость,

отдаваемая аккумуляторной батареи при прерывистых разрядах , значительно

превышает емкость при непрерывном разряде , что особенно важно учитывать

при стартерном режиме разряда , когда величина разрядного тока очень

высока (примерно 2-5 С ).

К важнейшим техническим характеристикам аккумуляторной батареи

относится также электродвижущая сила (ЭДС) батареи и ее напряжение.

ЭДС батареи- это разность потенциалов на ее полюсных выводах без

нагрузки ( при разомкнутой внешней цепи). Данная характеристика

взаимосвязана со степенью заряженности батареи и по ее величине так же ,

как и по плотности электролита , можно оценивать состояние батареи и

необходимость ее заряда.

Напряжение батареи - это разность потенциалов на ее полюсных

выводах в процессе заряда или разряда ( при наличии тока во внешней цепи)

. Данная характеристика используется при оценке пусковых качеств батареи .

Для оценки пусковых качеств аккумуляторной батареи применяют следующие

основные характеристики стартерного разряда , измеряемое при температуре

электролита 18 С: сила разрядного тока в А , напряжение в начале разряда в

В ( измеряется на батареях с пластмассовым корпусом на 30-й секунде

стартерного разряда), время разряда в минутах ( измеряется при разряде

тока, численно равном 3 С до снижения напряжения батареи до 6 В).

Саморазряд аккумуляторной батареи- является чрезвычайно важным ее

свойством , которое необходимо учитывать для правильной эксплуатации

батареи и продления срока ее службы . Саморазрядом называют

самопроизвольное снижение емкости аккумуляторной батареи при отключенных

от нее потребителях, т. е. при бездействии. Обычно саморазряд батареи не

превышает 1% в сутки , такой саморазряд называют естественным. При более

высоком ( более 1% в сутки) значении саморазряда, он считается ускоренным

и это свидетельствует о неисправности батареи. На скорость саморазряда

батареи оказывает влияние плотность и температура электролита ,

отсутствие примесей в электролите и доливаемой в него воде,

загрязненность аккумуляторной батареи снаружи , а также срок ее

эксплуатации. Скорость саморазряда батареи при повышении плотности

электролита и ее температуры увеличивается , причем особенно интенсивно

с увеличением срока ее службы. При отрицательных температурах саморазряд

аккумуляторных батарей резко уменьшается поэтому хранить их лучше при

низких ( до –30 С) температурах в заряженном состоянии.

Работа аккумуляторных батарей

При прохождении тока через пластины и электролит (заряд) в

аккумуляторе происходит процесс преобразования электрической энергии в

химическую , что выражается в образовании налета активной массы на

поверхности пластин. На положительной пластине образуется перекись свинца

коричневого цвета , а на отрицательной – губчатый свинец серого цвета. При

этом плотность электролита значительно увеличивается – аккумулятор

зарядился . напряжение заряженного аккумулятора составляет 2 В.

При включении в цепь аккумулятора какого- либо потребителя (

лампы) происходит обратный процесс превращения химической энергии в

электрическую, и аккумулятор постепенно разряжается. При этом активная

масса на той и другой пластинах превращается в серно- кислый свинец

(см. рис.), а плотность электролита уменьшается .После полного разряда

аккумулятор снова заряжается и работоспособность его восстанавливается.

Плотность зависит от температуры электролита , уменьшаясь,

примерно, на 0,1 г/см3 при повышении температуры на 15 С. при расчетах

плотность обычно приводят к температуре +15 С. Для предотвращения

замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторов в зимних условиях

плотность регламентируется в зависимости от климатических условий в

соответствии с данными таблицы

|Климатические районы |Время года |Плотность электролита . |

| | |приведенная к 15 С г/см3|

| | | |

| | |Заливаемого в|После |

| | |аккумулятор |зарядки |

|Районы с резкоконтинентальным |Зима |1.29 |1,31 |

|климатом , с температурой зимой |лето |1.25 |1.27 |

|ниже 40 С | | | |

|Северные районы с температурой |Круглый год |1,27 |1,29 |

|зимой до минус 40 С | | | |

|Центральные районы с температурой|То же |1, 25 |1,27 |

|зимой до минус 30 С | | | |

|Южные районы |То же |1,23 |1,25 |

Свинцово- кислотная стартерная аккумуляторная батарея- она состоит

из следующих основных частей:

Отрицательных электродов 4 , собранных в полублок 7, положительных

электродов 3 , собранных в полублок 5, сепараторов 2, бареток 6,

связывающих в полублок параллельно включенные электроды одного знака

(плюс или минус), выводных штырей –борнов 9, аккумуляторного бака 10 с

общей крышкой 11 и заливными пробками 12.

Отрицательные и положительные электроды 8 состоят из решетки 1,

отлитой из свинцово- сурьмянистого сплава с содержанием сурьмы от 4 до

5%. Сурьма увеличивает решетки против коррозии, повышает ее твердость и

улучшает текучесть сплава при отливе решеток.

В настоящее время выпускают так называемые необслуживаемые

аккумуляторные батареи , которые отличаются от обычных меньшим содержанием

сурьмы (1,5- 2,0%) в решетках электродов. Наличие сурьмы в решетках

положительных электродов приводит в процессе эксплуатации батареи к

переносу части сурьмы на поверхность активной массы отрицательных

электродов и в электролит , что сказывается на повышении потенциала

отрицательного электрода и понижения ЭДС батареи в процессе ее срока службы

При постоянном напряжении генератора понижение ЭДС батареи приводит

к повышению зарядного тока, обильному газовыделению и повышению расхода

воды.

В необслуживаемых батареях за счет меньшего содержания сурьмы в

решетках электродов эти явления протекают более слабо, что значительно

увеличивает сроки доливки воды (не чаще одного раза в год).

Решетка выполняет роль каркаса , на котором закреплен активный

материал пластины. Вместе с тем решетка обеспечивает равномерный отвод и

подвод тока к активному материалу при разряде и заряде аккумулятора.

Активный материал приготавливается в виде пасты и вмазывается в решетку.

Благодаря пористости материала активная площадь пластины увеличивается в

600-800 раз по сравнению с ее действительной площадью. Активным материалом

отрицательных электродов является губчатый свинец Рb, имеющий серый цвет.

Активным материалом положительных электродов является диоксид свинца РbO2

темно- коричневого цвета.

Для предохранения отрицательных и положительных электродов от

соприкосновения (короткого замыкания) их разделяют прокладками-

сепараторами. Сепаратор на стороне обращенной к положительному электроду,

имеет ребра. Это обеспечивает доступ к положительному электроду большего

количества кислоты, необходимого для нормального протекания химических

реакций. Сепараторы в необслуживаемых батареях делают в виде конверта ,

куда вставляется положительный электрод , в этом случае в баке отсутствуют

опорные ребра и электроды опираются на дно сосуда что дает возможность

увеличить уровень электролита до 50 мм.

Для приведения в действие аккумуляторную батарею заливают

электролитом , представляющим собой раствор кислоты Н2SO4 в

дистилированной воде Н2О.

Для приготовления электролита применяют особый сорт технической

серной кислоты , согласно ГОСТ 667-73, плотностью 1,83 г/см 3 и воды по

ГОСТ 6709-72 . Содержание примесей в дистилированной воде , идущей на

приготовление электролита , не должно превышать значений , указанных в ГОСТ

6709-72. Плотность электролита у полностью заряженного аккумулятора,

приведенная к 25 С, должна составлять 1,22- 1,30 г/см3 в зависимости от

температурных условий эксплуатации автомобиля. При полном разряде

аккумулятора плотность снижается на 0,15 – 0,16 г/см 3 от исходной.

Аккумуляторный бак имеет вид общего сосуда (моноблока),

разделенного на отдельные ячейки перегородками. На дне каждой ячейки

имеются ребра , на которые опираются положительные и отрицательные

электроды. Баки изготавливают из эбонита, пластмассы и полипропелена.

Выпадающий при работе аккумулятора шлак скапливается в пространстве

между ребрами бака, не замыкая электродов.

Для соединения аккумуляторов в батарею блоки электродов помещают

в ячейки моноблока таким образом, чтобы отрицательный штырь баретки

одного блока находился у положительного штыря баретки соседнего блока

электродов.

Электроды, опущенные в раствор серной кислоты в воде, приобретают

определенный электрический потенциал по отношению к этому раствору и

становятся, таким образом, положительными и отрицательными электродами. Так

как значение электрического потенциала различно для плюсового и

минусового электродов, через последний потечет электрический ток при их

соединение проводником. При разряде аккумулятора ток в электролите

протекает от отрицательного электрода к положительному . На отрицательном

электроде происходит образование сернокислого свинца в результате

соединения губчатого свинца электрода с кислотным остатком из

электролита. На положительном электроде под действием разрядного тока

активный материал превращается иакже в сернокислый свинец ,

поглощая из электролита кислотный остаток и отдавая в электролит

кислород. Кислород положительного электрода , соединяясь с водородом,

оставшимся в электролите в результате распада серной кислоты , образует

воду.

При разряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите

уменьшается и плотность электролита снижается. При заряде аккумулятора

реакции проходят в обратном порядке. В этом случае ток от постороннего

источника пойдет от положительного электрода к отрицательному. Реакции,

проходящие при разряде и заряде аккумулятора можно изобразить следующей

химической формулой:

При заряде аккумулятора количество серной кислоты в электролите

увеличивается и плотность электролита повышается. Свойство электролита

изменять свою плотность при разряде и заряде аккумулятора используется в

эксплуатации для определения степени заряженности аккумуляторной

батареи.

Электрические параметры и характеристик свинцовой аккумуляторной батареи

Электродвижущая сила (ЭДС) аккумулятора является алгебраической

разностью электродных потенциалов (см.рис)

И измеряется как напряжение разомкнутой цепи аккумулятора. Замер

потенциала положительного и отрицательного электродов производят по

отношению к электролиту с помощью кадмиевого электрода.

ЭДС аккумулятора зависит от плотности и очень незначительно от

температуры электролита. С повышением плотности и температуры электролита

ЭДС повышается. При температуре 18 С и плотности d=1,28 г/см 3 аккумулятор

обладает ЭДС, равной 1,12 В. Зависимость ЭДС от плотности электролита

при изменении ее от 1,05 г/см3 выражается формулой Е= 0,84 + d , где Е-

ЭДС аккумулятора , В; d- плотность электролита при температуре 15 С

,г/см3.

По ЭДС нельзя точно судить о степени разряженности аккумулятора.

ЭДС разряженного аккумулятора с большей плотностью электролита будет

выше, чем ЭДС заряженного аккумулятора , но имеющего меньшую плотность

электролита .

Внутреннее сопротивление аккумулятора представляет собой сумму

сопротивлений выводных зажимов, межэлементных соединений , электродов,

электролита, сепараторов и сопротивления , возникающего в местах

соприкосновения электродов с электролитом. Чем больше емкость аккумулятора

(число электродов), тем меньше его внутреннее сопротивление. С понижением

температуры и по мере разряда аккумулятора его внутреннее сопротивление

растет. Чем выше номинальное напряжение аккумуляторной батареи , тем

больше ее внутреннее сопротивление.

Напряжение аккумулятора отличается от его ЭДС на величину падения

напряжения во внутренней цепи аккумулятора . Изменение напряжения

аккумуляторной батареи при ее заряде и разряде показано на рисунке.

При заряде батареи от автомобильного генератора, напряжение которого

постоянно , зарядный ток к концу заряда снижается, что и служит признаком

заряженности аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумуляторной батареи при ее разряде стартерным током

зависит от силы разрядного тока и температуры батареи .

На следующем рисунке показаны вольт-амперные характеристики

аккумуляторной батареи 6СТ-90 при различной температуре электролита . если

разрядный ток будет постоянным , то напряжение батареи при разряде будет

тем меньше , чем ниже ее температура .Для сохранения постоянства

напряжения при разряде необходимо с понижением температуры батареи

снижать силу разрядного тока.

Емкостью аккумулятора называют количество электричества, которое

аккумулятор отдает при разряде до наименьшего допустимого напряжения. Чем

больше сила разрядного тока , тем ниже напряжение, до которого может

разряжаться аккумулятор, например, при определении номинальной емкости

аккумуляторной батареи разряд ведется током до напряжения 10,5 В,

температура электролита должна быть в интервале от 18 С до 27 С, а время

разряда 20 ч. Конец срока службы батареи , согласно ГОСТ 959.0-84 ,

наступает, когда ее емкость составляет 40% от С .

Емкость батареи в стартерных режимах определяется при температуре

25 С и разрядом токе 3С . В этом случае время разряда до напряжения 6 В

(1 В на аккумулятор) должно быть не менее 3 мин.

К электрическим характеристикам также относится резервная емкость

– время разряда (мин) током (25 +0,25) до напряжения 10,5 В на батарею

( 1,75 В на аккумулятор) при температуре ( 27+ 5)С. Эта емкость,

выраженная для удобства использования в минутах, позволяет знать время

, в течении которого автомобиль может продолжать движение , если отказал

генератор , а суммарный ток потребителей при этом равен 25 А. Для батарей

емкостью от 26 до 75 А.ч. резервная емкость может быть подсчитана по

формуле , а для батарей емкостью

Резервная емкость составляет (1,7-1,8)С .

Если разряд происходит при постоянной силе тока , то емкость

аккумуляторной батареи определяется по формуле С=It, где I-ток разряда,А;

t-время разряда,ч .

Емкость аккумуляторной батареи зависит от ее конструкции, числа

электродов, их толщины, материала сепаратора , пористости активного

материала конструкции решетки электродов и других факторов. В

эксплуатации емкость батареи зависит от силы разрядного тока, температуры,

режима разряда, степени заряженности и изношенности аккумуляторной батареи

. При увеличении разрядного тока и степени напряженности , а также с

понижением температуры емкость аккумуляторной батареи уменьшается. При

низких температурах падение емкости аккумуляторной батареи с повышением

разрядных токов происходит особенно интенсивно.

Неисправности

Срок службы аккумуляторной батареи при правильной их эксплуатации и

своевременном уходе за ними составляет 4 года или 75 тыс.км. пробега

автомобиля . Однако эти сроки могут значительно сокращаться при нарушении

правил эксплуатации и хранения батарей. Особенно сильно на техническом

состоянии аккумуляторных батарей сказываются загрязнение электролита,

работа и хранение при повышенной температуре электролита и низком его

уровне, нарушение режимов заряда, заливка электролита повышенной

плотности(это особенно часто бывает , если вместо дистилированной воды для

доводки уровня добавляют в аккумуляторы электролит). Перечисленные

причины вызывают такие наиболее часто наблюдающиеся неисправности, как

коррозия решета положительных пластин, повышенный саморазряд, короткое

замыкание разноименных пластин и сульфатация пластин. Кроме того, в

процессе эксплуатации батарей происходят окисление полюсных штырей и

наконечников, а также растрескивание мастики и появление трещин в баке и

крышках , вызывающих подтекание электролита.

А. Саморазряд аккумуляторной батареи при ее эксплуатации и хранени

возникает в следствии образования в активной массе пластин местных

токов. Местные токи появляются за счет возникновения электродвижущей силы

между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при

длительном хранении электролита в аккумуляторе отстаивается и плотность

электролита в нижних слоях становится больше , чем в верхних. Это приводит

к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на

поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной батареи составляет

1-2% в сутки.

Б. Причинами повышенного саморазряда могут быть: загрязнение

поверхности батарей , применение для доливки обычной (не дистилированной)

воды , содержащей щелочи или соли , попадение внутрь аккумуляторов

металлических частиц и других веществ, способствующих образованию

гальванических пар.

В. для устранения неисправности следует протереть поверхность

батареи или заменить электролит, промыв внутреннюю поверхность бака.

Признаками короткого замыкания внутри аккумулятора являются кипение

электролита и резкое падение напряжения; чаще оно вызывается осыпанием

активной массы и разрушением сепараторов. В этом и другом случаях

аккумуляторную батарею разбирают и устраняют неисправности, заменяя

неисправные элементы.

А. Признаком сульфатации пластин является то, что при заряде

батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и происходит

бурное газовыделение (кипение), а плотность электролита незначительна.

При последующем разряде и особенно при включении стартера батарея быстро

разряжается из-за малой емкости. Основные причины, вызывающие сульфатацию:

разряд батареи ниже 1,7В на один аккумулятор, оголение пластин в следствии

понижения уровня электролита, длительное хранение батареи без подзарядки

( особенно разряженной ) , большая плотность электролита ,

продолжительное пользование стартером при пуске.

Б. Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинвх

образуется крупнокристаллический сернокислый свинец в виде белого налета.

При этом увеличивается сопротивление аккумуляторов . Крупные кристаллы

сульфата свинца закрывают поры активной массы, препятствуя проникновению

электролита и формированию активной массы при заряде. В следствии этого

активная поверхность пластин уменьшается , вызывая снижение емкости

батарей.

В. Небольшая сульфатация пластин может быть устранена проведением

одного или нескольких циклов «заряд-разряд». Для этого аккумуляторную

батарею необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита в

ней до нормальной величины ( 1,285 г/см3) путем доливания электролита

плотностью 1,4 г/см3 или дистилированной воды. Затем разрядить батарею

через лампу током силой 4-5 А до напряжения 1,7В на один аккумулятор и

определить разрядную емкость. После этого привести емкость к температуре +

30 С по формуле.

Где Q действ- емкость батареи, приведенная к + 30 С., Q-разрядная

емкость , полученная умножением силы разрядного тока на время разряда

батареи и в часах. ; t- средняя температура электролита (полусумма

температур, замеренных в начале и в конце разряда) в аккумуляторах во

время разряда.; 0,01- температурный коэффициент емкости.

Если подсчитанная таким образом действительная емкость будет не менее

80% номинальной, то батарею снова заряжают и устанавливают на автомобиль;

если емкость окажется ниже , весь цикл повторяют вновь. Приведенный цикл

рекомендуется применять также после хранения батареи более 6 месяцев и

перед длительным хранением .

Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления во

внешней цепи и даже к прекращению тока. Для устранения неисправности

нужно снять со штырей наконечники проводов (клеммы) , зачистить штыри и

клеммы и укрепить последние на штырях. После этого штыри и клеммы снаружи

надо смазать тонким слоем технического вазелина.

Подтекание электролита через трещины бака обнаруживают осмотром . для

устранения неисправности батарею сдают в ремонт. При вынужденной временной

эксплуатации батареи с этой неисправностью необходимо периодически

добавлять в неисправное отделение бака электролит, а не дистилированную

воду .

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во многом зависят

от своевременного и правильного ухода за ней. Батарея должна содержаться

в чистоте, так как загрязнение ее поверхности приводит к ее повышенному

саморазряду. При техническом обслуживании необходимо протирать

поверхность батарей 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной

соды, после чего вытереть чистой сухой ветошью.

Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы ,

значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому

вентиляционные отверстия в пробках нужно постоянно прочищать тонкой

проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (

смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею рядом с открытым

огнем во избежание взрыва. Периодически необходимо зачищать штыри и клеммы

проводов. Через 2-2,5 тыс.км пробега, а в жаркое время через каждые 5-

6 дней проверять уровень электролита через заливные отверстия

аккумуляторов стеклянной пробкой внутренним диаметром 3-5 мм. Столбик

электролита в трубке указывает высоту его уровня над предохранительным

щитком, которая должна быть 12-15 мм (см.рис)

При отсутствии стеклянной трубки уровень электролита можно проверить

чистой эбонитовой или деревянной палочкой. Нельзя применять для этой цели

металлический стержень. При понижении уровня следует долить

дистилированную воду, а не электролит, так как в процессе работы батареи

вода в электролите разлагается и испаряется , а кислота остается.

Периодически проверяют плотность электролита с целью определения степени

заряженности аккумуляторной батареи. Для этого наконечник кислотомера

опускают в наливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит с

помощью резиновой груши и по делением поплавка , помещенного внутри

стеклянной колбы определяют величину плотности электролита и степенью

заряженности аккумуляторной батареи . Для длительного хранения батареи и

в зимнее время ее нужно снять с автомобиля , полностью зарядить и хранить

в сухом месте при температуре не выше 0 С и ниже минус 30 С, имея ввиду

, что чем ниже температура электролита , тем меньше самозаряд. Через

каждые 3 месяца батарею необходимо подзаряжать для восстановления емкости

, потерянной при самозаряде . При хранении батареи непосредственно на

автомобиле необходимо отсоединить провода от плюсовых штырей (если

отсутствует специальный выключатель). Следует помнить. Что температура

замерзания электролита плотностью 1,1 г/см 3 минус 7 С, плотностью 1,22

г/см3 минус 37 С и плотностью 1.31 г/см3 минус 66 С.

|Плотность электролита, приведенная к 15 С г/см3 |

|плотность заряженной батареи |батарея разряжена |

| |25% |50% |

|1,31 |1,27 |1,23 |

|1,29 |1,25 |1,21 |

|1,27 |1,23 |1,19 |

|1,25 |1,21 |1,17 |


© 2010 Реферат Live