|
Стратегический успех
Стратегический успех
Стратегический успех
Павел Садовников
Стратегический
маркетинг позволяет сконцентрировать все творческие силы на наиболее
перспективном направлении для того, чтобы нанести точный удар, сразу завоевав
целевую аудиторию, и выйти на оперативный простор в качестве безоговорочного
лидера в своем сегменте рынка
Магия цифр
Маркетинг
— улица с двусторонним движением. Вернее, оживленный перекресток. От потребителя
к фирме идут «желания», от конкурентов и рынка в целом — «тенденции», а от
фирмы на рынок потребителю навстречу движется товар. В мире довольно много
компаний, сводящих все именно к продвижению товаров и услуг, к продаже — тем
или иным образом, напрямую или через партнеров. И очень, очень мало компаний,
которые хороши в первом, наиболее, пожалуй, важном, стратегическом аспекте
маркетинга.
При
«продвижении» товаров и бренда работает прямая реклама, а также разнообразные
рекламные акции — от конкурсов типа «купи пива и выиграй автомобиль» до вывоза
лучших дистрибьюторов на лучшие курорты Крыжополя (ну, или Анталии, если год
был особо удачным) за корпоративный счет. К такого же рода мероприятиям
относятся и выставки, на которых маркетинговые менеджеры, как правило, больше
времени тратят на закупки прохладительно-горячительных напитков, чем на
изучение своих непосредственных конкурентов, собранных под одной крышей.
Фирма,
как правило, исходит из неопровержимой посылки: если мы данный товар или услугу
разработали, значит, непременно найдется отдельно взятый или же целая группа
энтузиастов, которые это купят. Главный акцент в освоении выделенного бюджета,
делается на «впендюривание». Экскьюз май френч — но иначе язык не
поворачивается назвать все эти яркие наклейки «не содержит холестерина» на
растительном масле (в котором, если оно растительное, холестерина и быть не
может по определению) и «побеждает вирус свиного гриппа» на чистящих средствах
для унитаза (при том, что вирус распространяется исключительно
орально-целовальным путем).
Битва
между зубочистящими брендами «Колгейт» и «Блендамед» одно время сводилась к
гонке цифр — один продукт вдруг оказывался обладателем неких волшебных «5
признаков», в ответ другой без всякого промедления объявлялся надежной защитой
от целых 7 напастей, и так далее по нарастающим числительным. Эта же гонка
цифр, по сути, служит основой продвижения мобильных телефонов, компьютеров и
прочей высокотехнологичной продукции — цифровая ведь техника! «У нашего
аппарата процессор 2, 6 Мгц, а у конкурента — 2, 4». «У нашей фотокамеры 6
мегапикселов, а у конкурентов — только 5». Покупатель ошибочно полагает «больше
— значит лучше» и не обращает внимания на другие, более важные факторы —
например, удобство доступа в меню к выбранной функции.
Такие
вещи более сложны для объяснения и понимания, и, конечно, куда проще построить
продвижение товара на его чисто внешних количественных характеристиках. Ими же
удобней оправдывать и тот факт, что новая модель стоит вдвое дороже, чем
прежняя — хотя разницу в качестве полученных снимков или слышимости собеседника
мегагерцами да пикселями ни один из «продавцов-консультантов» (чей бонус,
кстати, зависит исключительно от суммарной дороговизны продаваемого товара) —
ни увидеть, ни объяснить не сможет.
К
счастью или несчастью, мир устроен именно так, а не иначе, и домохозяйки упорно
сыплют в стиральные машины недешевый волшебный, непередаваемый,
вальпургенический «Калгон» — хотя дедовских времен способ с лимонной кислотой
дает отнюдь не худшие результаты. Так работает реклама, продвижение товара. Но
это всегда тактический успех. Стратегический успех достигается другими
методами.
Удачное предложение
Изучение
спроса и предложение новаторских продуктов — вот что такое стратегический
маркетинг. Звучит просто, но за этой простотой кроется самый мощный двигатель
бизнеса, рычаг, при помощи которого можно переворачивать миры.
Новые
товарные ниши открываются практически ежедневно — это обеспечивается как
непрерывным технологическим прогрессом, расширяющим физические возможности
реализации новых идей, так и общим «бурлением» рынка, позволяющим соединять
идеи и продукты в любых комбинациях. Удачное предложение, вовремя донесенное до
правильно выбранной целевой аудитории и снабженное верно высчитанным ценником,
обеспечивает зачастую не только лидерство на рынке на долгое время, но и, что
немаловажно, ведущую и направляющую роль компании в самом формировании и
дальнейшем развитии этого сегмента.
Возьмем,
к примеру, историю возникновения концепции «джипов»-внедорожников. Как
получилось, что опыт разработки автомобилей для армии оказался не просто
востребованным, а положил начало целому новому сегменту автомобилестроения? Тут
сработали совершенно объективные демографические, социальные, экономические
тенденции. Поколение «бэби-бумеров» — отцов, вернувшихся с войны и
обзаводившихся многочисленным потомством, интенсивное домостроительство,
увеличившее расстояния, рост экономики и доходов домохозяйств, приведший к
увеличению объема вещей, подлежащих транспортировке, изменения в стиле жизни —
серфинг и пикники… Все это вместе и формировало такие требования потребителей к
семейному автомобилю, о которых почему-то не догадывались маркетанты General
Мotors и Ford.
Зато
компания Willys, фактически выросшая на военных заказах, и, по логике, с
окончанием войны имеющая все шансы закрыться, вовремя уловила и должным образом
отреагировала на новые тенденции, удовлетворив (высший пилотаж маркетинга)
«невысказанные, неосознанные» пожелания покупателя. Фирме, правда, успешно
начавшей с применения имеющегося у нее «корневого знания» (как строить
высокопроходимые дешевые надежные армейские многоцелевые автомобили) пришлось
спешно осваивать прихоти потребительского сегмента, с его модой и новинками
консьюмеризма — но в этом ей помогли последующие слияния-поглощения.
Конечно,
далеко не всякая комбинация продуктов и идей оказывается удачной. Ритейловая
сеть I-On специализируется на торговле малогабаритной электроникой. Кому-то она
показалась удобным местом продаж страховых полисов и авиабилетов. Однако
продавцы в торговом зале, ориентирующиеся в телефонах и MP3-плеерах, плохо
обучаются торговле более дорогими и сложными продуктами — страховыми полисами и
билетами с разными вариантами дат, тарифов, классов, условии возврата и пр.
Весь же бизнес этой сети построен на том, что к компьютеру-кассе люди подходят
оплатить свою покупку и пополнить счет своего мобильного. Зависание кассы на
выборе варианта страховки или обратного перелета оказалось критичным — люди
просто уходят из образовавшейся очереди в соседний «Связной» или «Евросеть», и
основной бизнес компании ощутимо проседает. Для того, чтобы понять, какое
предложение окажется удачным, а какое — нет, и нужен стратегический маркетинг.
Попадание в яблочко
Производители
мобильных телефонов, сосредоточившись на показателях квартальных продаж, борьбе
между собой за мегапикселы встроенных фотокамер и наличие в устройствах тех или
иных «фишек» прекрасно действуют в тактическом плане. Разработка моделей
ведется на основе рекомендаций продакт-менеджеров, а они хорошо (или плохо)
знают свое дело. Однако, реагируя на каждый шаг прямых конкурентов,
продакт-менеджеры далеко не всегда в состоянии заметить более общие тенденции,
то есть выйти на уровень стратегического маркетинга.
А
общие тенденции состоят в том, что компьютерные производители давно взяли курс
на миниатюризацию: от настольных компьютеров — к ноутбукам, далее — нетбукам и
«наладонным» устройствам. Мобильные же телефоны с развитием технологий движутся
к этой же точке как бы «снизу», все время наращивая свою функциональность,
производительность. Собственно говоря, мы уже достигли области слияния:
наиболее продвинутые модели коммуникаторов обладают функциями съемки и передачи
изображения, воспроизведения музыки, доступа в Интернет и пр.
Компания
Apple — прекрасный пример такого стратегического маркетинга. Выпустив iPhone и
грамотно обыграв особенности восприятия своего бренда, Apple первой из чисто
компьютерных фирм вышла на рынок устройств мобильной связи. Компания Fujitsu,
производящая весь компьютерный (и не только) ассортимент — от мэйнфреймов до
ноутбуков, вывела весной на рынок, правда пока только японский, свои первые
мобильные телефоны, а Hewlett-Packard приобрела компанию Palm, исторически
специализировавшуюся на мобильных устройствах. Ожидается много подобных
сюрпризов, слияний-поглощений.
Рынок
мобильных телефонов — на пороге больших перемен, и трудно сказать, как будет
выглядеть пятерка ведущих производителей через, скажем, три года. А ведь именно
это и есть — функция стратегического маркетинга — прогнозирование рынка, анализ
тенденций его развития и разработка новых продуктов в соответствии с этими
тенденциями.
Сходным
образом, между прочим, обстоит дело и в сфере HR. За повседневными, текущими
заботами — заполнением вакансий, поддержанием корпоративной политики,
сокращениями и увольнениями (неизбежными в эпоху кризиса) — забывают о
стратегической задаче службы HR — подборе сотрудников и развитии в них качеств
и знаний в соответствии с глобальными тенденциями развития производства,
сотрудников, обладающих компетенциями, которые понадобятся для изготовления и
продажи продуктов будущего года, следующего поколения. Впрочем, это уже
отдельная история.
Список литературы
Журнал
«CEO», №10 за 2010 год
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/
|
|