Нюансы продвижения
Нюансы продвижения
Нюансы продвижения
В
отличие от прямой рекламы коммерческий PR позволяет создать долговременный
эффект при меньших затратах. Но выбирая РR-программу, руководитель не должен
ограничиваться только аргументами об эффективности для его предприятия
предложенной агентством схемы продвижения товара/услуги. Необходимо убедиться в
том, что предприятие сможет точно реализовать каждый пункт программы и что
последняя соответствует масштабности решаемой задачи. Иначе, как показывает
практика, эффект такого PR сводится к разочарованию руководителя по поводу
неокупившихся инвестиций.
Наряду
с классическими методиками управления информацией, которые изложены в учебниках
по PR, в настоящее время на первый план выходит формирование новых идеи. При
этом упор делается на разработках для конкретного бизнеса. Так, не могут быть
одинаковыми подходы в управлении информацией для компании, торгующей товарами
массового спроса (продукты питания, средства гигиены, моющие средства и т. д.),
и фирмы, предоставляющей эксклюзивные услуги (салон красоты, юридическая,
консалтинговая фирмы и т. д.). У компании, занимающейся товарами массового
спроса, процесс формирования новостей должен носить беспрерывный характер, т.
к. формирование устойчивого мнения у массового потребителя о том, что данная
компания выпускает/продает качественный и надежный товар, крайне важно для
успешного развития бизнеса. Во втором случае эта методика не подходит;
эксклюзивность услуг требует эксклюзивности идей.
Схема
эксклюзивного управления коммерческой информацией для фирм с товаром
"мысль, идея, интеллект" на примере РR-продвиження консалтинговой
фирмы
В
качестве примера эксклюзивных подходов к РR-поддержке можно привести следующий.
Консалтинговая фирма WZ (название условное), консультирующая в различных сферах
бизнеса, решила расширить круг клиентов и укрепить свою репутацию. Была
поставлена стратегическая цель: добиться признания лидерства данной фирмы в
области бизнес-консалтинга целевыми аудиториями.
Изначально
рассматривались два пути достижения этой цели. Первый заключался в
использовании paid publicity как разновидности PR, т.е. размещении в средствах
массовой информации (СМИ) оплаченных хвалебных статей, описывающих достижения
фирмы. Второй путь предусматривал осторожный, ненавязчивый подход к
формированию убеждений потенциальных клиентов.
Было
решено реализовать второй вариант. При этом в консалтинговой фирме нацелились
на то, чтобы убедить потребителя в своем лидерстве с помощью предоставления
конкретной деловой информации. На практике это означает, что специалисты фирмы
WZ, тщательно отслеживая конъюнктуру рынка, должны выбрать несколько наиболее
важных для бизнес-кругов тем (например, связанных с эффективным менеджментом
предприятий или оптимизацией налогообложения). Затем по выбранным темам
необходимо провести исследования и полученные результаты изложить в виде
докладов или аналитических статей.
После
проведения такой работы в консалтинговой фирме возникла необходимость в
привлечении РR-консультанта, который смог бы оформить информацию согласно
корпоративному стилю компании, выбрать эффективные каналы коммуникации и
задействовать их с максимальной выгодой. Результатом работы РR-консультанта
стало появление следующей схемы (которая реализуется в данный момент).
Целевая
рассылка докладов директорам крупнейших фирм. В данном случае целевая аудитория
подвергается "первичной обработке" - получая бизнес-информацию из
первых рук, руководители крупнейших фирм сами формируют представление о
компетентности и профессионализме компании WZ.
Выступления,
чтение докладов на бизнес-форумах и т. д. Эта форма взаимодействия с
потенциальным клиентом позволяет усилить первоначальное впечатление о
консалтинговой фирме.
Комментарии
прессы по поводу этих выступлений. Важно, чтобы комментарии были
квалифицированными. Дело в том, что когда речь идет о крупных событиях, процесс
распространения информации не всегда контролируется, особенно в тех случаях,
когда организаторами события являются несколько фирм. Некоторые приглашенные
журналисты могут быть по каким-либо причинам настроены не совсем лояльно к
данной компании.
Интервью
с генеральным директором компании в крупнейших украинских и зарубежных
бизнес-изданиях. Давать интервью рекомендуется только проверенным изданиям и
компетентным журналистам, работающим но данной тематике.
Ссылка
на исследования компании WZ в статьях бизнес-прессы; осуществление постоянного
сотрудничества с ключевыми изданиями на регулярной основе в качестве ведущего
эксперта. В данном случае необходимо выбрать издание, ключевое в плане
информации для потенциальных клиентов. Для этого нужно выяснить у потенциальных
клиентов, откуда они черпают информацию, какому бизнес-изданию более всего
доверяют. Необходимо также определить круг тем с участием компании WZ, которые
были бы интересны этому изданию. Если это сделано на должном уровне, то, как
свидетельствует практика, серьезные бизнес-издания практически никогда не
отказываются от подобной информации.
Каждый
из указанных каналов привлечения клиентов к информации о компании достаточно
эффективен сам по себе. Однако в совокупности - в виде логически выстроенной
цепочки РR-событий - их использование приводит к достижению поставленной цели
наиболее оптимальным путем. Этот метод требует длительной подготовки и
отточенной реализации, и срок, в течение которого возможно осуществление
программы такого масштаба, составляет в среднем от одного до двух лет.
Такого
рода РR-стратегия, с небольшими вариациями и дополнениями, применима для фирм,
"товар" которых - мысль, идея, интеллект (консалтинговые и
юридические фирмы, инвестиционные фонды и компании, РR-агентства и т. д.).
Прямая реклама для них не только недостаточно эффективна, но в некоторых
случаях вредит репутации, т. к. носит слишком поверхностный характер для данных
видов деятельности.
Долговременный
эффект РR-кампании напрямую связан со степенью объективности продвигаемой на
рынок деловой информации
Реализуя
ту или иную схему РR-продвижения (необязательно - эксклюзивную), следует
учесть, что само по себе количество информации не изменит отношения
потребителей к данному товару/услуге. Необходимо, чтобы такая информация
обладала достаточной объективностью для потребителя.
Ярким
примером тому может послужить следующий случай. В свое время европейский
автопронзводитель с мировым именем продвигал на украинский рынок
"новую" модель легкового малолитражного автомобиля, специально
разработанного для стран Восточной Европы. Производитель избрал РR-стратегию,
информирующую потенциальных покупателей о преимуществах автомобиля, которая
базировалась на таких ключевых моментах:
новизна,
прогрессивность;
специальная
разработка для условий СНГ;
низкая
цена.
Анализ,
проведенный специалистами РR-агентства, обнаружил несоответствие этих заявлений
реальности. Во-первых, утверждение о "новизне" не совпадало с тем,
что на автомобиль устанавливался устаревший карбюраторный двигатель (без
системы впрыска топлива EFI). Во-вторых, выяснилось, что фраза "специально
для СНГ" (под неприхотливого потребителя) относится к измененному дизайну
автомобиля, причем измененному не в лучшую сторону. И, в-третьих, цену
автомобиля нельзя было назвать низкой.
Вывод:
РR-кампания, основанная на заблуждении потребителя, со временем больше
навредит, чем принесет реальную отдачу в виде хороших продаж.
Без
учета организационных и "масштабных" факторов любая РR-программа
будет неэффективной
Эффективность
программы формирования общественного мнения зависит как от ее наполнения, так и
от вторичных факторов. Один из них - проведение конкретных мероприятий в четко
установленные сроки.
Вот
реальный пример того, как перенесение запланированных сроков маркетинговой
акции привело к практической невозможности достижения необходимого результата и
очевидным финансовым потерям клиента. Фирма "Н" (условное название),
работающая на рынке бытовой техники, запланировала на 1 июня проведение
ежегодной летней акции. Цель - стимуляция покупки товаров стоимостью свыше 200
грн. Условия акции предусматривали, что все лица, осуществившие покупку товаров
на определенную сумму, становятся участниками розыгрыша призов и туристической
путевки.
Идея
сама по себе не нова, но при четком соблюдении сроков должна была принести
ожидаемый результат (увеличение продаж и привлечение новых покупателей). Однако
по внутренним причинам акция не началась в срок и была перенесена на середину
июля, на отпускной период. РR-консультант, обеспокоенный возможными негативными
последствиями такого решения, порекомендовал клиенту не проводить акцию в
неудобные сроки, а приурочить ее к более позднему времени. Эти рекомендации во
внимание приняты не были. Результат - затраты на рекламу самой акции, покупку
путевок и сувениров для награждения победителей себя не оправдали.
Второй
фактор, снижающий эффективность самой продуманной РR-программы -
несоизмеримость задач с масштабами решающих их мероприятий. Так, руководство
крупного универмага, в течение нескольких лет занимавшееся переоформлением
витрин, формированием новых отделов, служб сервиса и т. д., пришло к выводу,
что количество покупателей в связи с этими мероприятиями не возрастает. Было
решено обратиться в РR-агентство с предложением разработать стратегию программы
внешних коммуникаций, направленную на формирование положительного мнения у
покупателей о данном предприятии торговли с тем, чтобы увеличить их количество.
Агентство
предложило соответствующий вариант, предусматривающий минимум прямой рекламы.
Тем не менее, программа не подошла директору универмага. Во-первых, у него
вызвал удивление тот факт, что, помимо затрат на организацию мероприятий,
необходимо отдельно заплатить агентству за написание сценария мероприятий, т.
е. за саму идею тактических шагов и их планирование. Во-вторых, заказчик счел,
что указанный срок проведения РR-мероприятий несоизмерим с ожидаемым
количественным притоком покупателей. Интересно, что к такому же выводу пришли и
специалисты агентства, убедившись в том, что для украинских предприятий
торговли, не обладающих сетью, нецелесообразно проводить масштабную
РR-деятельность. Но для сети магазинов или супермаркетов, работающих под одной
торговой маркой, созданная программа и цена за нее воспринимались бы как
выгодное вложение средств.
Успех
- достойная цель любой компании. И если есть что-либо, что ему способствует, то
необходимо внедрять это на своем предприятии. К такой категории, улучшающей и
совершенствующей отношения в бизнес-среде, безусловно, относится и PR. И те
руководители компаний, которые первыми осознают необходимость цивилизованных
контактов с внешним миром, одержат победу в конкурентной борьбе за лидерство на
рынках.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.prlink.ru/
|