Информационные войны
Информационные войны
Информационные войны
Марина Субботина
Организация
способна успешно развиваться и функционировать только при наличии неких
ресурсов:
-
Капитал (Куда ж без него?).
-
Материалы и технологии (То, что позволяет определить место организации
существующем бизнес-пространстве).
-
Человеческие ресурсы.
-
Информационные ресурсы.
Все
очень взаимосвязано. Без наличия капитала не купишь “крутого” специалиста, без
“крутого” специалиста не обновишь технологии, устаревшие технологии не позволят
увеличить прибыли и обеспечить выживаемость, а незнание законов (т.е.
невладение информацией) не освободит Вас от ответственности за что-нибудь
содеянное со всеми Вашими ресурсами.
Поговорим
о взаимодействии двух последних ресурсов: человеческих и информационных. Люди
являются искателями, создателями, носителями, хранителями, потребителями,
распространителями информации. Люди бьются за информацию. Информационные войны
охватили всех, кто хотел бы в сегодняшнем жестком, конкурентном мире идти в
первых рядах. Чем больше Вы владеете информацией, тем больше Вы независимы, тем
больше у Вас шансов оказывать влияние на окружение и определять свои правила
игры. Как писал Гете “Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам”. И был 1000
раз прав.
Но
обстоятельства сегодняшнего дня складываются таким образом, что часто то, что
вы прекрасно знаете и понимаете, вдруг как-то внезапно перестает Вам
принадлежать. Например, в один прекрасный день (а может не совсем прекрасный)
Вы вдруг обнаруживаете, что стали информационным банкротом.
Об
этом много говорят и пишут. Существуют институты, организации и ассоциации,
работающие над проблемами защиты информации. В основном, рассматривается
техническая сторона проблемы. Посмотрим на этическую сторону вопроса. Речь
пойдет о миграции персонала, а вместе с ним и об эмиграции информации,
включающей разработанные технологии, продукты, клиентские базы и т.п., то есть
того, что Вы некогда считали ресурсом именно Вашей организации. Вопрос очень сложный
и больной.
На
Руси говорят, что “рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше”. Специалист
делает карьеру только тогда, когда он способен перемещаться и обогащать свой
опыт. А опыт, как известно, есть источник мудрости. Правда, источником нашего
опыта часто бывает глупость. Но это уже другая история.
Можно
ли получить то, что хочешь и не потерять, что имеешь?
Итак,
Вы - работодатель. Вы прекрасно осознаете важность привлечения в организацию
профессионалов. Чем выше интеллектуальный потенциал Вашего специалиста, тем
дороже он обходится. Вы доверительно обеспечиваете его важнейшей внутренней
информацией, Вы создаете условия для его развития и поддерживаете все его
начинания. Вы здраво рассуждаете, что, привлекая профи, вы делаете хорошие инвестиции
в развитие своей компании. Естественно, хороший специалист в рамках политики
компании, начинает продвигать или создавать некий продукт. Давайте представим
себя в 2-х ситуациях, которые являются сторонами одной медали:
1
сторона
Продукт
и информационная база уже были разработаны приглашенным Вами специалистом (на
базе Ваших конкурентов или при каких-либо других обстоятельствах). Вы же,
проявив смекалку и парочку шпионских приемов, завербовали этого гения в свою
организацию. Теперь Вы не без основания полагаете, что имеете полное право не
только на готовый продукт, но и на владение всем информационным материалом,
хранящимся в “светлой” голове (и не только) Вашего протеже. Возможно при таком
раскладе, Вы выигрываете бой и радостно констатируете: один – ноль в свою
пользу. Возникает вопрос, а выиграете ли Вы все сражение? Ведь если Ваше
“смертельное оружие” и от дедушки ушло, и от бабушки ушло, то и от Вас подавно
может уйти.
2
сторона
Продукт
и информационная база разрабатываются Вами с нуля. Предположим, как вариант, Вы
берете молодого специалиста: перспективного, амбициозного, без опыта работы, но
с наполеоновскими задатками, притом готового на первых порах работать за идею.
Вы начинаете его растить и лелеять. База его знаний богатеет и крепнет за Ваш счет.
Вы с умилением украдкой посматриваете на творение рук своих и тешите себя
радужными перспективами. И вдруг наступает час истины, а Вы узнаете, что тот, в
кого было столько вложено, кто считался сильной стороной Вашей компании, кто
был генератором идей, - покидает стены родной компании.
В
лучшем случае он отправляется осваивать новые территории и рубежи своих
жизненных свершений, а в худшем – Ваш питомец направляется в лагерь ваших
конкурентов. Понятно, что свято место пусто не бывает. Да и формально Вам
оставили весь Ваш информационный ресурс: файлы, папки, массив документов с
описанием технологий, разработки. Кража информации тем и отличается от кражи
материальных ценностей, что потерпевшему остается ее копия.
Но
это не очень утешает. Мало того, что не стало идейно - информационного
носителя, так ведь еще и часть постоянных клиентов почему-то вдруг перестали
подавать о себе знать. Дополнительно гложет червь сомнений, не произошла ли
утечка важнейшей стратегической информации? “Во дни сомнений, во дни тягостных
раздумий” единственной поддержкой и опорой может стать великий и могучий
русский язык. Вы экспрессивно выскажете все, что думаете о случившемся,
решительно заявите, что впредь не будете наступать на эти грабли, и, скорее
всего, снова на них наступите, столкнувшись с оборотной стороной вышеупомянутой
медали. Люди есть люди!
Ваши
рассуждения по этичности данных ситуаций жду на e-mail: soubbotina@ftk.ru
Эффективные
методы борьбы с ветряными мельницами
Береженого
бог бережет
Почему
с ветряными мельницами? Потому что усилий много, а оценить, откуда исходит
угроза, сложно. Существуют ли какие-либо конкретные рекомендации и методы
борьбы с утечкой информации? Попробуем сформулировать некоторые моменты,
которые можно использовать в борьбе с информационной чумой нового тысячелетия.
Естественно, речь не идет о криминальных разборках. Продумаем цивилизованную
тактику и стратегию. Например, японцы, эту проблему решили, создав и
пропагандируя философию пожизненного найма.
Кстати,
очень надеюсь, что Вы также сможете предложить свои варианты решения проблемы
на e-mail: soubbotina@ftk.ru.
Итак:
1.
Старайтесь документально оформлять информацию. Создали продукт (в том числе
интеллектуальный) – зафиксируйте его, завизируйте кем только можно и наложите
возможные ограничения с указанием сроков и ответственных лиц.
Существует
Федеральный Закон о защите информации от 20 февраля 1995 года. Там даны
определения рассматриваемых нами понятий:
«Информация
- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления.
Информационные
ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и
массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах,
банках данных, других информационных системах)»
Статья
21 гласит: “Защите подлежит любая документированная информации, неправомерное
обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу,
пользователю и иному лицу”. Таким образом, если уж очень захотеть, то только
имея задокументированный материал, вы сможете привлечь нарушителя спокойствия к
ответственности и доказать принадлежность Информационного ресурса Вам или Вашей
организации.
2.
Составьте должностные инструкции. Заключите договора-обязательства со всеми
Вашими сотрудниками, имеющими доступ к любой стратегически важной информации.
Четко пропишите ответственность лица за несоблюдение постулатов.
3.
Продумайте систему мотивации. Притом гибкую и трансформирующую. Не
останавливайтесь на достигнутом. Люди меняются. И те потребности, которые для
них были важны сегодня, завтра могут не сработать. Лучше маленькие
непредсказуемые радости, чем что-то большое, далекое и туманное, хотя вами
обещаемое.
4.
Ротация персонала. Подумайте о карьере своих специалистов и спланируйте их
перемещения. Позвольте им осваивать новые территории, не выходя за пределы
вашей организации.
5.
Ваши варианты: ……………….
О
бедненьком профи замолвите слово….
Теперь
очередной парадокс. Давайте влезем в шкуру специалиста - интеллектуала. Ведь
именно он когда-то заканчивал институты/университеты, питался в студенческих
столовках, защищал докторские, скупал тоннами литературу, ночами сидел над
поставленными задачами, разрабатывал ноу-хау в ущерб своим личным отношениям и
т.д. И вдруг, кто-то покушается на его интеллектуальную собственность. Да еще
ставит условия, когда надо пользоваться имеющимися у него знаниями, умениями,
навыками, а когда под суд!!! Где же свобода выбора?
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.inter-solar.ru
|