Лизинг: сущность, перспективы развития
случайно же это постановление объявлено утратившим силу после принятия
Федерального закона «О лизинге».
Оставить НДС-2, но точно определить облагаемую базу. Необходимо точно
установить: что такое добавленная стоимость в лизинге. Добавленную
стоимость нельзя смешивать с выручкой. В законе Российской Федерации «О
налоге на добавленную стоимость» последний определяется как форма
«изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех
стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат,
отнесённых на издержки производства»
Ясно, что это положение относится, прежде всего, к производственным
предприятиям. Лизинговые компании к числу таковых не относятся. Это –
посреднические организации, занимающиеся оказанием определённых услуг
лизингополучателям.
Приходится ещё и ещё раз повторять, что стоимость самого оборудования,
компенсируемая в лизинговых платежах амортизационными отчислениями,
никакого отношению к добавленной стоимости не имеет и налогом на
добавленную стоимость облагаться не должна. Не являются добавленной
стоимостью и проценты за кредит и страховые взносы и тем более различные
налоги (на имущество, на пользователей автомобильных дорог).
Следовательно, если мы хотим действительно содействовать развитию
лизинга в России, нам следует разобрать методику начисления и расчётов по
налогу на добавленную стоимость. Этот вопрос не может быть предметом
самодеятельности каждой лизинговой компании со своим клиентом и своей
налоговой инспекцией.
Существуют и другие различия между Федеральным законом «О лизинге» и
новым Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», которые
отражены в таблице 2.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что интересы развития
экономики страны, преодоления инвестиционного кризиса требуют
основательного подхода к совершенствованию нормативно-правовой и
налоговой базы лизинговых операций.
2. рынок лизинга в России
2.1.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным
инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в
оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении
инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если
бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов
проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития
лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва
инвестиционного кризиса становится всё более острой. Сегодня
производственные фонды страны изношены, по оценкам специалистов, уже на
60-70%, через три года ожидается их массовое выбытие на 25%, а к 2006г. –
50%. [6]
Ещё хуже положение в отдельных отраслях производства. По сравнению с
1990г. сократился парк основных видов сельскохозяйственной техники, а
оставшаяся в хозяйствах техника сильно изношена и катастрофически
устарела. Темпы износа сельхозтехники резко опережают темпы её
обновления.
Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной
и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и
обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас
увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?
Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей
законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого
действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой
деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину
России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств федерального
бюджета 2001 года, предусмотренных по разделу «Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО
«Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» 600 млн рублей
и 400млн рублей соответственно. Эти компании стали победителями конкурса
по отбору инвестиционных проектов лизинга российских воздушных судов Ту-
204/214 и Ил-96. [7] А 16 апреля 2002 года на совещании председателя
правительства Михаила Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с
законопроектной деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за
ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже
определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме
лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает.[8]
Как уточнил заместитель главы Росавиакосмоса Станислав Рынкевич, на эту
схему продажи отчественных пассажирских самолётов государством в 2002
году будет выделено ещё 3 млрд рублей. [9]
Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга
отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским
авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных
судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации
в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять
одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив
нашей стране роль мировой авиационной державы.
Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, по мнению
автора, являются:
Высокая инфляция, бюджетный и долговой кризисы и, как итог, –
запредельные процентные ставки за кредит
Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система
налогообложения лизинговых операций
Равнодушие, неисполнительность и безответственность различных звеньев
государственной власти.
Отсутствие чёткой и обоснованной государственной инвестиционной стратегии
и несогласованность действий различных звеньев законодательной и
исполнительной власти.
Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую
стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о
лизинге.
К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались.
Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на
несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и
значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил
противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и
препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.
Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается
прежде всего двумя основными факторами:
Узостью платежеспособного спроса населения и низкой инвестиционной
активностью.
Низкой инвестиционной активностью
Может показаться странным, но негативное влияние на развитие лизинга в
России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по
сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с
долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и
статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не
существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из
этих «преимуществ».
Например, вызывает замечание такое утверждение В.А. Горемыкина, что
«преимущество – увеличение производственного потенциала. Факторы,
обуславливающие преимущество, – одинаковый стартовый капитал позволяет
при лизинге задействовать значительно больше производственных мощностей,
чем при покупке в кредит с процентами».[10]
Но ведь лизинг – не волшебная палочка. Если машина стоит 5 млн руб., то
на ссуду в 5 млн руб. можно купить только одну машину, независимо от
того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае
предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой
расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором
получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в
течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае
полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины.
Вряд ли можно согласиться и ещё с одним «преимуществом» лизинга,
выделяемым В.А. Горемыкиным: «Стабильные платежи снижают влияние инфляции
и рост банковских процентов по ссудам». Надо полагать, что автор
подразумевает выгоду для лизингополучателя, так как он является
плательщиком всех расходов по лизинговой сделке. Такому утверждению
противоречат два обстоятельства:
Лизингополучатель действительно выиграл бы, если бы лизинговые платежи
оставались стабильными, а уровень инфляции рос. Но этот уровень может
оставаться неизменным или понижаться. В этом случае лизингополучатель не
имеет никакого преимущества. Но рассматриваемые последствия характерны не
только для лизинга. Это свойство изменения позиций любого кредитора и
дебитора в условиях инфляции. То же присуще и обычному кредиту.
Лизинговая сделка – равноправное соглашение двух сторон, каждая из
которых стремится извлечь свою выгоду. Почему мы должны рассчитывать на
такое самопожертвование лизингодателя, как готовность устанавливать
фиксированную процентную ставку на несколько лет вперёд при
непредсказуемости динамики инфляции? Почему он не сможет воспользоваться,
скажем, договоренностью об установлении плавающей процентной ставки или
индексации суммы платежей? Так что и по этой причине преимущество лизинга
перед тем же обычным кредитом никак не просматривается.
Большинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя
выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие
лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса),
необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с
другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо прежде
всего обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых
операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как
он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во
много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль
лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в
себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка
государства, которая пока находится на низком уровне.
2.2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
В целях создания благоприятных условий для развития лизинга как
эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации
инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса,
повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере
производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга,
государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения.
Все мероприятия и меры по государственной поддержке деятельности
лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные законами РФ,
Постановлениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, можно
разделить на две группы: общие направления и специальные, т.е. в отдельных
отраслях.
Для поддержки частного капитала государство принимает долевое участие
в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых
инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям,
осуществляющим лизинг, государственные заказы на поставки товаров для
государственных нужд. Для реализации лизинговых проектов государство
предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и другим
кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от
предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года
для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных
экономических условий для деятельности лизинговых компаний им
предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы.
Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в
РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов.
Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы,
обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников
лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере
поддержки.
Государство проводит политику поддержки лизинговой деятельности не
только в области экономики, но и на образовательном уровне по вопросу
обучения основам лизинговой деятельности: повышение квалификации
преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка
государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.
Государство содействует созданию новых кампаний, специализирующихся
на лизинге: дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования,
оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе,
технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России,
морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства,
авиационной техники, племенного скота и многолетних насаждений, машин и
оборудования для агропромышленного комплекса и других отраслей народного
хозяйства.
В качестве вывода можно сказать, что в Федеральном законе «О финансовой
аренде (лизинге)» имеется целая глава «Государственная поддержка лизинговой
деятельности». В ней насчитывается 12 мер государственной поддержки
лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят не обязательный, а
рекомендательный характер. Кроме того, большинство этих мер носят
формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной поддержки
лизинговых организаций названа «разработка и реализация федеральной
программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в
отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного
социально - экономического развития Российской Федерации или региона». Но в
чём выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной программы
развития лизинга был подготовлен семь лет назад. Три с половиной года назад
был принят Федеральный закон «О лизинге». Однако федеральная программа
развития лизинга так и осталась проектом. Также обстоит дело и с такими
мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и
лизингодателям. Примечательно и то, что почти все меры государственной
поддержки лизинга обещаны посредникам – лизинговым компаниям и банкам, а не
главному рабочему экономики – лизингополучателю.
2.3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России,
является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение
ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей
тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра
порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.
Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за
кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не
остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за
кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или
лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить
плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого
оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки
рефинансирования.
Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное
значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных
ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при
разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010
года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы,
чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что
конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не
либерализация любой ценой.
Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами
достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы
инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному
улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в
формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа,
по представлениям автора, должна включать:
Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений,
строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда
не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.
Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в
основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-
конструкторских разработок и освоение новых технологий
Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до
уровня законодательно установленной нормы
Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования
производственной деятельности, развитие новых для России направлений
кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга
Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать
инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью
государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков,
формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с
участием Центрального банка Российской Федерации
Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования
производственных инвестиций
Принятие эффективным мер по пресечению нелегального вывоза капитала за
границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль
Сберегательного банка в этом
Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы
Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной
и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на
увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного
процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.
Достичь этого непросто, но это необходимо, пока ещё остаются шансы на
возрождение России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования
инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного
потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных
производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но
для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт
других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание:
соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.
Из первой главы можно сделать вывод, что лизинг – это приобретение
оборудования с предоставлением его в аренду организациям
(лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Согласно Федеральному
закону от 29 января 2002 года, лизинг — совокупность экономических и
правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в
том числе приобретением предмета лизинга. В общем же смысле лизинг – это
вид инвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего,
но и авансированного капитала страны. Стоит также подчеркнуть, что лизинг
не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества
финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и
оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при
необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный
момент для лизингополучателей, заключающийся в том чтобы начать дело без
достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при
лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может
представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере,
чтобы покрыть издержки банка). Лизинг имеет множество видов, а согласно
Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» основными формами
лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.
Во второй части данной работы рассмотрен российский рынок лизинга, его
состояние и проблемы на современном этапе и перспективы развития.
На взгляд автора, России не хватает комплексной программы, в рамках
которой были бы следующие элементы:
была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка
лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных
кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном
кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при
контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению
иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Быстрое и широкое распространение лизинга в деловой практике обусловлено
с одной стороны выгодами и преимуществами его применения участниками
хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития
государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство
стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной
экономики.
Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически
выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг
обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации
техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм
амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами
капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы
действия договора. С другой стороны государством вводятся налоговые
скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения
изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.
Для пользователей техники лизинг является инструментом оперативной
замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации
сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую
значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью
лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники.
Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности
фирм на рынке.
Для государства финансовое поощрение лизинга служит средством
стимулирования продаж новой техники, побуждающим лизинговые фирмы к
увеличению капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к
постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг
инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее
конкурентоспособности на мировом рынке.
Лизинг, как эффективный механизм преодоления промышленного спада и
активизации инвестиционного процесса в экономике, может очень сильно
повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, а в
особенности на развитие фермерства, т.к. оно неспособно купить
современное оборудование из-за своей низкой покупательской способности.
Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшем развитии частного
бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательской деятельности
в сфере производства.
Из рассмотренного материала автор сделал вывод, что России
необходимо учитывать международный опыт, опыт развитых стран Запада,
чтобы не допустить их ошибок и сделать так, чтобы такое явление как
фиктивный лизинг в России себя не проявило. Конечно, это трудная цель -
взять от лизинга "все хорошее", при этом оставив негативные моменты
лизинга "за бортом". Но цель окупит себя, учитывая тягу российских
предпринимателей к поиску лазеек обхождения налоговых законов. И тогда
можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно
будет наращивать свои обороты и будет играть все более весомую роль в
экономике России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ
Гражданский кодекс Российской Федерации
Часть вторая от 26 ноября 1996 г. N 14-ФЗ (с последующими изменениями)
2) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред.
Федеральных законов от 03.02.1996 N 17-ФЗ, от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от
05.07.1999 N 126-ФЗ,
от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ)
3) Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в
ред. Федеральных законов от 9 июля 1999 года №160-ФЗ)
4)Постановление правительства правительства РФ от 29 июня 1995 года №633 (в
ред. От 21.07.97.) «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»
(утратил силу)
5) Федеральный закон «О лизинге» (в ред. Федеральных законов от 29 октября
1998 года №164-ФЗ)
6) Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. Федеральных
законов от 29 января 2002 года №10-ФЗ)
ИСТОЧНИКИ
Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес, Москва, «Экономика», 1997 г., с. 49
Банковское дело: Учебное пособие/ Под ред. О.И.Лаврушина.- М.: Финансы и
статистика, 2001.
Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/ Под ред
М.Х.Лапидуса. –М.: Финансы и статистика, 2000.
Куликов А.Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в
России//Деньги и кредит.2001.№3.С.25-30
Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие. –М.:Инфра.
-1997. –С.30
Глазьев С. Российский экономический журнал. -2000. -№5/6. –С.10
Горемыкин В.А. Основы технологий лизинговых операций. Учебное пособие. Ось-
89. –М., 2000. –С.33,34.
Куликов А.Г. Почём фунт лизинга в России//Деньги и кредит.2000.№4.С.22-28.
Марголин А.М., Голубев В.В. Проблемы государственного регулирования
развития лизинга и пути их решения. –М., 2000. –С.36
Лещенко М.И. Основы лизинга. –М.: Финансы и статистика, 2000. –С.273-281
Гусаков Б., Сидорович Ю. Лизинг – катализатор экономического
роста.//Финансы.2001.№1.С.12
приложения
Приложение 1“Развитие лизингового законодательства в России”.
1. Приказ Минфина СССР от 01 ноября 1991 г. ?56 "План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкция по его применению"
2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (включая Положение
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результа-' тов, учитываемых при налогообложении
прибыли - с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства ?1133)
3. Федеральный закон от 9 октября 1992 г. ?3615-1 "О валютном
регулировании и контроле"
4. Указание Государственного таможенного комитета РФ от 25 апреля 1994 г.
?01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного
ввоза (вывоза)"
5. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. ?1929 "О развитии финансового
лизинга в инвестиционной деятельности"
6. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. ?1256 "О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг."
7. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. ?1418 "О
лицензировании отдельных видов деятельности"
8. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. ?88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
9. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. ?633 "О развитии
лизинга в инвестиционной деятельности" (включая Временное положение о
лизинге, с изменениями и дополнениями от 23 апреля, 27 июня 1996 г.)
10. Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. ?01-
13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках
лизинговых соглашений"
11. Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. ?105 "Об отражении в
бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций" (действовал до 17
февраля 1997 г., отменен Приказом Минфина России ?15)
12. Инструктивное письмо Государственной налоговой службы РФ от 30 октября
1995 г. №ПВ -6-17/572 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности
лизинговых операций"
13. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. ?1133 "О внесении
дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли"
14. Инструктивное письмо Министерства финансов РФ от 13 декабря 1995 г.
?128 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли"
15. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. ?167 "Об
утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской
Федерации"
16. Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р "О проведении
Международной конференции по развитию лизинга в РФ"
17. Государственный комитет РФ по статистике Письмо от 13 марта 1996 г.
?24-1-21/483 "Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования"
18. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14
марта 1996 года №ПВ-6-02/180 "О положении о лицензировании лизинговой
деятельности в Российской Федерации".
19. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации
от 14 марта 1996 года ?66 "О постановлении Правительства Российской
Федерации от 26 февраля 1996 года ?167 "Об утверждении положения о
лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации".
20. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. ?491 "О первоочередных мерах
государственной поддержки малого предпринимательства в РФ"
21. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16 апреля
1996 г., утвержденные Минэкономики РФ
22. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. ?528 "О внесении
дополнений в постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. ?633 "О
развитии лизинга в инвестиционной деятельности"" 23. Приказ Министерства
экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года ?91 "Об организации
работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в
Российской Федерации".
24. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. ?752 "О
государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ"
25. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 "О
лицензировании лизинговой деятельности"
26. Письмо Центрального банка РФ от 14 октября 1996 г. ?342 "Об учете
отдельных операций"
27. Приказ Минфина России от 17 февраля 1997 г. ?15 "Об отражении в
бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (включая Указания обо
отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга)
28. Письмо Центрального банка РФ от 5 мая 1997 г. ?18-2-1/1-361 "Об
отражении в бухгалтерском учете банков операций, совершаемых по лизингу"
29. Федеральный закон «О лизинге» (в ред. Федеральных законов от 29 октября
1998 года №164-ФЗ)
30. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. Федеральных
законов от 29 января 2002 года №10-ФЗ)
Таблица 2
Сравнение Закона «О лизинге» и Закона «О финансовой аренде (лизинге)»
|«О лизинге» |«О финансовой аренде (лизинге)» |
|лизинг - вид инвестиционной | лизинг - совокупность |
|деятельности по приобретению |экономических и правовых |
|имущества и передаче его на |отношений, возникающих в связи с |
|основании договора лизинга |реализацией договора лизинга, в |
|физическим или юридическим лицам |том числе приобретением предмета |
|за определенную плату, на |лизинга |
|определенный срок и на | |
|определенных условиях, | |
|обусловленных договором, с правом | |
|выкупа имущества | |
|лизингополучателем | |
|Определение отсутствует | договор лизинга - договор, в |
| |соответствии с которым |
| |арендодатель (далее - |
| |лизингодатель) обязуется |
| |приобрести в собственность |
| |указанное арендатором (далее - |
| |лизингополучатель) имущество у |
| |определенного им продавца и |
| |предоставить лизингополучателю это|
| |имущество за плату во временное |
| |владение и пользование. Договором |
| |лизинга может быть предусмотрено, |
| |что выбор продавца и |
| |приобретаемого имущества |
| |осуществляется лизингодателем; |
|Определение отсутствует |лизинговая деятельность - вид |
| |инвестиционной деятельности по |
| |приобретению имущества и передаче |
| |его в лизинг. |
|лизинговая сделка - совокупность |Определение отсутствует |
|договоров, необходимых для | |
|реализации договора лизинга между | |
|лизингодателем, лизингополучателем| |
|и продавцом (поставщиком) предмета| |
|лизинга. | |
|Статья 6 |исключена |
| |Статья 7. (изменена редакция) |
| |Формы лизинга |
| | |
| |1. Основными формами лизинга |
| |являются внутренний лизинг и |
| |международный лизинг. |
| |При осуществлении внутреннего |
| |лизинга лизингодатель и |
| |лизингополучатель являются |
| |резидентами Российской Федерации. |
| |При осуществлении международного |
| |лизинга лизингодатель или |
| |лизингополучатель является |
| |нерезидентом Российской Федерации.|
| | |
| |2. Договор лизинга может включать |
| |в себя условия оказания |
| |дополнительных услуг и проведения |
| |дополнительных работ. |
| | Дополнительные услуги |
| |(работы) - услуги (работы) любого |
| |рода, оказанные лизингодателем как|
| |до начала пользования, так и в |
| |процессе пользования предметом |
| |лизинга лизингополучателем и |
| |непосредственно связанные с |
| |реализацией договора лизинга. |
| | Перечень, объем и стоимость |
| |дополнительных услуг (работ) |
| |определяются соглашением сторон. |
|Статья 9 |исключить |
|Статья 12 |исключить |
| |Статья 13. (изменена редакция) |
| |Обеспечение прав лизингодателя |
| | |
| | 1. В случае неперечисления |
| |лизингополучателем лизинговых |
| |платежей более двух раз подряд по |
| |истечении установленного договором|
| |лизинга срока платежа их списание |
| |со счета лизингополучателя |
| |осуществляется в бесспорном |
| |порядке путем направления |
| |лизингодателем в банк или иную |
| |кредитную организацию, в которых |
| |открыт счет лизингополучателя, |
| |распоряжения на списание с его |
| |счета денежных средств в пределах |
| |сумм просроченных лизинговых |
| |платежей. Бесспорное списание |
| |денежных средств не лишает |
| |лизингополучателя права на |
| |обращение в суд. |
| | 2. Лизингодатель вправе |
| |потребовать досрочного расторжения|
| |договора лизинга и возврата в |
| |разумный срок лизингополучателем |
| |имущества в случаях, |
| |предусмотренных законодательством |
| |Российской Федерации, настоящим |
| |Федеральным законом и договором |
| |лизинга. |
| | В этом случае все расходы, |
| |связанные с возвратом имущества, в|
| |том числе расходы на его демонтаж,|
| |страхование и транспортировку, |
| |несет лизингополучатель. |
|Статья 14 |исключить |
|Статья 16 |исключить |
| |Статья 19. (изменена редакция) |
| |Переход права собственности на |
| |предмет лизинга |
| | |
| | 1. Договором лизинга может |
| |быть предусмотрено, что предмет |
| |лизинга переходит в собственность |
| |лизингополучателя по истечении |
| |срока договора лизинга или до его |
| |истечения на условиях, |
| |предусмотренных соглашением |
| |сторон. |
| | 2. Федеральным законом могут |
| |быть установлены случаи запрещения|
| |перехода права собственности на |
| |предмет лизинга к |
| |лизингополучателю. |
|Статья 24 |исключить |
|Статья 25 |исключить |
|Статья 27 |Исключить |
|Статья 29 |исключить |
|Статья 30 |исключить |
|Статья 32 |Исключить |
|Статья 33 |исключить |
-----------------------
[1] А.Г.Куликов. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в
России//Деньги и кредит.2001.№3.С.25
[2] Статья 607 ГК РФ
[3] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности »
[4] Закон «Об иностранных инвестициях в РФ».
[5] Горемыкин В.А. Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие.
–М.:Инфра. -1997. –С.30
[6] Глазьев С. Российский экономический журнал. -2000. -№5/6. –С.10
[7] Информационный сайт Страна. Ru. 24.12.2001. 15:34
[8] Информационный сайт NewSpb.Ru. 16.04.2002. 15:00
[9] Сообщение РИА Новости
[10] Горемыкин В.А. Основы технологий лизинговых операций. Учебное пособие.
Ось-89. –М., 2000. –С.33,34.
-----------------------
Лизинговая компания
(Лизингодатель)
Продавец
(Изготовитель)
Лизингополучатель
договор купли-продажи
договор лизинга
Страницы: 1, 2
|