Рефераты

Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка

Задача усложняется, дети должны составить микродиалог.

- Hello, Misha, How are you?

- Fine, thanks, and you Ann?

- It’s cold today, isn’t it, Misha?

- Yes it is Ann

- Your hair needs cutting, doesn’t it, M?

- No, it doesn’t Ann

Which Do You Want?

По условиям игры выбирается двое водящих, которые задумывают число,

например 30. Затем они по очереди начинают диалог с играющими

Katya: What is the number?

Iane: 22

Andrey: More

Misha: 32

Katya: Less

Oleg: 29

Andrey: More

Lena:30

Katya: That’s right

Andrey: What do you want, Lena

Lena: I want a dress

Катя и Андрей договариваются, что у Кати будет длинное красное, а у

Андрее – короткое коричневое платье.

Katya: Which do you want, Lena: a long red dress or a blue short one?

Lena: I want a long red dress.

Лена занимает место Кати и водит вместе с Андреем. Отгадавший число

имеет право назвать предмет. Выбор предмета зависит от изучаемой темы.

3. Система коммуникативных упражнений

К респонсивным (от английского слова response ответ, отклик, реакция)

могут быть отнесены три вида упражнений: вопросно-ответные, репликовые и

условная беседа.

3.1 Вопросно-ответные упражнения.

Этот вид упражнений по праву считается одним из самых популярных в

методике обучения устной иноязычной речи. Как известно, вопрос-ответ

довольно частотное диалогическое единство в реальных актах общения.

Коммуникативная цель вопросительных предложений — запрос информации.

Вопросы, даже праздные, всегда коммуникативны, они нацелены на собеседника,

требуют от него отклика. Таким образом, вопрос — это одновременно и

побуждение к речевой реакции. В этом, кстати, большая притягательная сила

вопроса как дидактического приема в широком смысле.

В практике обучения иноязычной речи вопросы могут носить как условно-,

так и реально-мотивированный характер. Так, если учитель спрашивает ученика

Why didn't you come to school yesterday, Petrov? (Петрова в самом деле не

было вчера на занятиях), то это реальный вопрос и на него следует давать

правдивый ответ. Но на уроке учитель может задать множество иных вопросов,

например: How many windows are there in this classroom? What colour is the

blackboard? Where is Lena Ivanova standing now? (Etc.)

Вопросы, ответы на которые известны спрашивающему, ибо содержатся в

обстоятельствах действительности, коммуникативны лишь по форме. По существу

же они условны, являясь формой учебных действий. Об этом хорошо осведомлены

учащиеся. И все же они дают обстоятельные «серьезные» ответы, поддерживая

тем самым правила игры.

С помощью вопросов учитель может тренировать учащихся в производстве

высказываний определенной синтаксической структуры. Так, на вопрос What are

you? учащиеся будут отвечать предложениями I am a pupil; I am a worker; I

am a driver; I'm a doctor; I'm a painter, etc.; т. е. будут использовать

модель предложения «подлежащее + глагол-связка + предика-тив». Таким

образом, при известной организации вопросов данный вид упражнений как бы

смыкается с тренировочными, обеспечивающими максимальную повторяемость

одинаковых языковых знаков. При этом, однако, содержание своих ответов

учащиеся формируют сами.

Вопросно-ответные упражнения следует различать по: 1) источнику для

ответов, 2) типу вопросов, 3) адресу вопросов и 4) технике применения.

1. По источнику для ответов можно выделить вопросы по предъявленному

дидактическому материалу (текст, рисунок) и вопросы, при ответе на которые

учащиеся должны опираться на свои знания, жизненный опыт, рассуждения.

Предположим, учитель рассказывает или зачитывает текст:

N. Titova, the famous opera singer (soprano), sang at our opera house

last night. They gave Ivan Susanin. The audience liked her very much. They

applauded for a long time when the performance ended. I liked her singing,

too. I sat in the gallery.

К прослушанному тексту могут быть поставлены вопросы:

1. What's the name of the famous singer? 2. Where did she sing last

night? 3. What opera did they give? 4. How did the audience receive the

singer? 5. Did I like her singing? 6. Where was my seat?

Понятно, что без ознакомления с текстом ответить на эти вопросы

невозможно. В этом случае Вопросо-ответные упражнения являются как бы

составной частью комплексного приема —• работы с текстом.

Самостоятельное значение как средство развития неподготовленной

коммуникативной речи имеют вопросы, при ответе на которые ребята опираются

на свои познания и опыт. Здесь следует различать вопросы, связанные с

изучаемой темой устной речи (как, например, «Дома», «Спорт», «В

пионерлагере», «Кино» и т. д.), и вопросы, с помощью которых учитель (или

ученик, действующий по его программе) может завязать беседу. Например:

Вопросы по теме «Спорт»

What kind of sport do you go in for?

What winter (summer) sports do you know?

Is sport popular with the Russian people?

What sport games do you like to watch?

Who is your school champion tennis-player? (Etc.)

Вопросы для беседы

— Are you reading any interesting book now, Pete?

— Yes, I am.

— What are you reading?

— I'm reading 'A Farewell to Arms'.

— Who was this novel written by?

— Ernest Hemingway... You know it, don't you?

— Of course, I do. Well, are you reading it in English or in Russian?

— In English.

— Isn't it difficult for you, Peter?

— No, it really isn't. The book is adapted.

На уроках иностранного языка широкое применение находит практика

постановки к классу (ученику) серии вопросов «служебного» характера.

Например:

|Учитель: |Ученик: |

|Who is on duty today? |I am. |

|What is your name? |My name is Dima Kotov. |

|Who is absent today? |Sidorov is. |

|What's wrong with him? |He is ill. (I don't know.) |

|What is the date today? |Today is the 3rd of October 1980. |

|Is everybody ready for my |Yes. I think everybody is ready. |

|lesson? |I think we'll have geography. |

| |But they say Nina Petrovna is |

|What lesson are you going to |ill. |

|have after mine? | |

|Do you think we can have an extra |I think yes. Though our class |

|English lesson today? |monitor says we are going to |

|Well, have you brought the slide |collect some scrap metal after |

|projector? |this lesson. |

| |Yes, I have. Here it is. |

Подобного рода беседа может рассматриваться в качестве речевой

зарядки, проводимой учителем обычно в начале урока. Тут важно

обратить внимание на то, чтобы ученики не «привыкали» к этим

вопросам, не относились к ответам на них формально. Поэтому следует

всячески варьировать ими, ставить новые, проводить беседу не в

начале, а в середине урока или даже в конце. В круг вопросов могут

постепенно вовлекаться мотивы, касающиеся личности учащегося, его

дел, жизни класса, международных событии. Например:

|Учитель: |Ученик: |

|Where is your brother Klim |He is in the Army. |

|now, Peter? |He serves in the Caucasus. Yes, I |

|Where does he serve? |did. |

|By the way, did you watch |A Greek tanker ran against the |

|the TV news bulletin last night? |rocks and it is burning now. |

|What happened in the English | |

|Channel? | |

2. Основными типами вопросов, как известно, являются

общие, альтернативные и специальные'. Наиболее просты для реакции —

общие вопросы. На них обычно даются лаконичные или неполные ответы. В

учебных целях ученикам часто предлагается отвечать полными предложениями.

Учитель: Ученик:

Is this classroom very large? No, it isn't. It isn't very

large.

Do you live far from the school? Not very. No, I don't. Yes, I do.

I live quite a

long way.

Немаловажное значение для организации упражнения, в основе которого

лежит общий вопрос, имеет сформированное у учащихся умение реагировать в

ответных репликах нестандартными формами, выражающими подтверждение или

отрицание (Of course; Surely; By no means; That's right; etc.).

В условиях обучения языку в старших классах общие вопросы следует

рассматривать как необходимый компонент в построении диалога. Например:

|Do you often go to the theatre? |Yes, rather. |

|How often? |Once or twice a month. |

|Do you go in for collecting? |Yes. |

|What do you collect? |Postage stamps. |

| | |

Альтернативные вопросы уже сами по себе частично содержат ответ:

|Do you plan to go to the University|I'll probably go to the University.|

|or to the Institute of Railway | |

|Transport? Do we live in a big | |

|industrial centre or in a resort |We live in a big industrial centre.|

|town? | |

Опять-таки, как и при обучении ответам на общие вопросы, следует

позаботиться о том, чтобы ученики могли давать и нестандартные ответы на

альтернативные вопросы.

|Have you read the book or|Well, both. It was like this. First I saw the |

|have you only seen the |film. I liked it very much. Then I decided to |

|film? |read the book, too. |

Самый большой простор для творчества в смысле продукции речи дают

специальные вопросы. Но всегда ли они требуют развернутых высказываний в

качестве ответов? Разумеется, нет. Например:

|What do we call this structure? |A bridge. |

|Who is your best friend? | |

|What's your new sister's name? |Oleg (is). |

| |Lena. |

Поэтому в учебных целях в ущерб естественности речи от учащихся надо

требовать не только ответов полными предложениями, но и повторения части

вопроса, особенно если последний является сложноподчиненным предложением.

Например:

|What do you usually put on when it |When it rains, I usually put on a |

|rains? |raincoat and rubber boots. |

|What will you need if you want to |If I want to make a box, I'll |

|make a box? |probably need a hammer, some nails,|

| |a saw, a board. |

Некоторые разновидности специальных вопросов всегда требуют развернутых

ответов. Это вопросы типа: Что вы думаете о ...? Что вы можете сказать о

...? Почему ...? В каком случае ...? Как вы объясняете ...? Каково ваше

мнение о ...?

3. Вопросы могут ставиться ко всему классу (фронтально-последовательная

форма работы), к работающим парам (индивидуальное подключение), к отдельным

ученикам, отвечающим с места или перед классом. Сообразуясь с конкретной

обстановкой, целью и этапом урока, учитель выбирает адрес и коммуникативную

направленность серии вопросов, которые он собирается положить в основу

данного вида упражнений. Учитель должен иметь (постепенно «накопить»)

«банк» вопросов (для удобства пользования—в отдельном блокноте), увязанный

с конкретными разделами учебника, разговорными темами.

4. При условии их продуманной организации вопросы могут быть

эффективными как в автономном, так и в комбинированном варианте применения.

Ими можно начинать урок, заключать его, «вклиниваться» практически между

любыми упражнениями и этапами, заполнять технические паузы урока.

Из рассмотренного выше следует, что вопросо-ответные упражнения

принадлежат к весьма мобильным, простым и вместе с тем коммуникативным

формам работы, развивающим навыки устной речи.

3.2 Репликовые упражнения.

Как отмечалось выше, реплики в естественном диалоге не всегда

соотносятся между собой, как вопрос-ответ. В свободной беседе партнеры

довольно продуктивно реагируют на невопросительные высказывания, такие, как

утверждение, побуждение, приглашение, оценка суждения, сигнал эмоциональной

экспрессии и т. д. Но возможно ли в учебных условиях добиться от учащихся

более или менее распространенной словесной реакции на высказывание, не

содержащее непосредственного требования или приглашения высказаться?

Методистами была показана возможность такого рода упражнений. В репликовых

коммуникативных упражнениях реакция учащихся не программируется: они сами

создают содержание высказывания и — что особенно важно — свободно выбирают

форму его выражения (опираясь, конечно, на ранее усвоенный языковой

материал).

В соответствии с основными видами диалогических единств (исключая,

разумеется, вопрос-ответ) целесообразно различать следующие разновидности

репликовых упражнений (по коммуникативной структуре):

1) утверждение — вопрос (ответная реплика выражает удивление, сомнение,

переспрос, уточнение, предположение, желание получить дополнительные

сведения и т. д.);

2) утверждение — утверждение (ответная реплика выражает подтверждение,

согласие, суждение, заверение, поправку, обещание);

3) утверждение — отрицание (ответная реплика выражает опровержение,

несогласие, возражение, оспаривание, протест).

Приведем примеры по каждой разновидности. Слева даются предложения-

стимулы, справа — возможные варианты реакций на них:

1. Выразите удивление с помощью вопросительного или повествовательного

предложения.

|It takes me almost an hour and a |- Do you live so far? |

|half to get to the swimming-pool |- Does it really take you so long? |

|where I train. | |

| |- Oh, you waste so much time twice |

| |a week when you have to go there. |

2. Согласитесь с утверждением и при возможности сообщите что-либо

дополнительно.

|Sometimes it's very hot here in |— Yes, it's really very hot. And |

|summer. |not sometimes but always. |

| |— Sometimes it's hot here in |

| |spring, too. |

3. Возразите и поправьте нижеследующие утверждения.

There are 30 days in That isn't right. October has 31 days. October.

|The Volga is the longest river in |That isn't correct. The longest |

|the Russia. |river in the Russian is the Ob with|

| |the Irtish. The Volga "4s the |

| |longest river in the European part |

| |of the Russian. |

Как традиционные вопросо-ответные, так и сравнительно новые, репликовые

упражнения следует рассматривать в качестве эффективных приемов работы.

Однако эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения

вести беседу, участвовать в диалоге. Ибо знакомя учеников с разновидностями

реплик в тех или иных типах диалогических единств, мы в указанных

упражнениях как бы упускаем из виду спонтанную и многоликую сочетаемость

этих реплик в естественной беседе, ее единую тематическую нить. Это и

вызывает необходимость в разработке методического аналога последней —

условной беседы.

3.3 Условная беседа.

Эта разновидность коммуникативных упражнений в говорении является

учебным аналогом типичного вида реального устноязычного общения — свободной

беседы. В связи с этим продолжим обсуждение некоторых ее характерных

особенностей.

Свободная беседа возникает в условиях непринужденности и «питается»

отношениями между ее участниками, коммуникативной общностью. Что касается

типичных видов речевых стимулов в беседе, то можно назвать хотя бы

следующие:

а) запрос информации об интересующем лице, объекте, событии; б)

информирование кого-либо о чем-либо; в) выражение своего отношения к какому-

либо событию, к чьим-либо словам, суждениям; г) обмен мнениями или

впечатлениями о чем-либо (ком-либо); д) установление контакта (например,

знакомства);

е) поддержание разговора в силу правил приличия и т. д.

Перечень различных тем беседы, их повторяемость, частота сменяемости и

глубина раскрытия — объект специального обследования. Представляется,

однако, возможным указать наиболее общие тематические комплексы, являющиеся

предметом свободной беседы. Это: 1) человек (его поступки, действия,

успехи, характер, внешность, убеждения, чувства); 2) событие (в личной или

общественной жизни, либо в естественной среде — явления, происшествия,

мероприятия); 3) вещь (любой предмет, являющийся объектом внимания,

действия, потребления, собственности); 4) отношение (коммуникантов друг к

другу, к третьим лицам, к происходящим событиям).

Итак, особенностями свободной беседы являются: разнообразие тем

разговора и речевых стимулов, частая их смена, естественная смена ролей

говорящего и слушающего, непринужденность развертывания общения,

специфический, «неделовой» характер раскрытия темы. Вот почему для лиц,

слабо владеющих иноязычной речью, ведение беседы представляет большие

трудности, гораздо большие, чем, скажем, при установлении официального

контакта.

По контекстуально-смысловой связанности реплик участников групповой

беседы диалог может иметь самую различную структуру. Можно указать две

основные модели. Первая — «линейная», при которой каждое последующее

высказывание-реплика собеседника является реакцией на речевое участие его

предшественника. И вторая — «концентрическая», при которой любое

последующее высказывание является развитием первоначального. Для разработки

упражнения «условная беседа» интерес представляет вторая разновидность.

По коммуникативной цели реплики в беседе второго типа могут иметь

следующее содержание: запрос дополнительной информации, уточнение,

выражение своего отношения (восхищение, радость, негодование и пр.),

реакции практической направленности (просьба, совет), ассоциативная

реакция. Этим набором реплик-реакций практически исчерпывается любая тема-

высказывание.

Из рассмотренного выше вытекает, что беседа концентрической структуры

может быть искусственно воссоздана в классе, при этом от учащихся лишь

потребуется умение строить высказывание заданного коммуникативного

содержания (переспрос, одобрение и т. д.). Что касается экспозиции темы и

«программы» реакций, то они могут быть даны учителем.

Так, высказывание Our school football team won the match yesterday может

вызвать, к примеру, следующие виды реплик-реакций:

реакция-восклицание: Fine! Wonderful! Splendid!

реакция-вопрос: What was the score of the match?

реакция-просьба: Will you please tell me who played yesterday?

реакция-утверждение: One more victory and they'll get the cup!

реакция-предложение: Let us go to their next match all together and

cheer them.

реакция-сомнение: Are you sure the score was that big?

I doubt they can beat such a strong team as that of School

No. 116.

реакция-воспоминание: That reminds me of the situation last year.

Суммарная реакция на данную экспозицию-высказывание условно ограничена

восемью видами коммуникативных реплик.

По-видимому, нет особого смысла в том, чтобы каждая экспозиция

непременно вызывала весь набор возможных реакций. Напротив, иное

предложение-сообщение побудит учащихся в основном только к постановке

выяснительных вопросов. Ср., например: I have seen a very interesting film.

1-й ученик: What is its title?

2-й ученик: What is it about?

3-й ученик: Where is it on? At what cinemas?

4-й ученик: Is it of Soviet or foreign production?

5-й ученик: Who stars' in it?

6-й ученик: Is it colour or black and white?

7-й ученик: Do many people go to see it (this film)?

8-й ученик: Is it a long film? How long does it last?

Итак, под условной беседой понимается упражнение, стимулирующее условно-

коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на

иностранном языке с помощью разворачивающего некоторую тему начального

высказывания и программирования речевой реакции учеников.

В структуре учебной беседы можно выделить некоторые составные части.

Это: 1) тема беседы; 2) экспозиция (начальное высказывание); 3) программа

речевых реакций; 4) речевая реакция — высказывания учащихся.

Тема беседы. Учебная беседа может иметь самую разнообразную тематическую

отнесенность. Жизнь школы, ее учеников, события в классе, общественные

мероприятия, городские (сельские) новости, международные события,

искусство, литература, спорт, бытовые вопросы — все это может быть

предметом разговора. Разумеется, сама по себе тема не содержит явного

стимула к разговору. Важна именно экспозиция.

Экспозиция. Экспозиция, или начальное высказывание, является тем

словесным стимулом, который должен по идее вызвать «цепь» реакций. Понятно,

что «спровоцировать» речь, а тем более разговор «наперебой» может только

динамичная информация, неожиданный поворот в течении жизни, в естественном

ряде явлений. Поэтому экспозиция должна, по возможности, носить событийный

характер. Например: 1) The headmaster said some of our pupils would go to

Moscow. 2) К., the famous film star, is coming to our town. 3) There will

be a new trolley-bus line along our street soon. 4) We are going to have a

new teacher.

Программа речевых реакций. Программа речевых реакций может быть дана

либо в номинативно-свернутом виде (например, «Комментарий», «Переспрос» и

пр.), либо в виде императивных предложений (например, «Уточните детали»,

«Выразите сомнение», «Выразите удивление»).

Говоря о способе предъявления программы реакций, следует бесспорно

отдать предпочтение визуальному способу, когда перед глазами учащихся

находится таблица, показывающая не только тип реакции, но и ее форму на

конкретном речевом примере. В этом случае учащиеся либо сами ищут

«подходящие» реакции, либо преподаватель помогает им, показывая указкой на

ту или иную наиболее естественную в данной ситуации реплику.

Речевая реакция. Как показывает практика, речевая реакция учащихся

принимает форму реплик (восклицание, вопросительное или утвердительное

предложение), реже—высказывания (2—4 предложения). В процессе выполнения

упражнения не исключена ситуация, когда ученик реагирует не на начальное

высказывание, а на реплику одного из своих товарищей. Такого рода реакцию

следует приветствовать, поскольку она свидетельствует о том, что сделан шаг

к естественной беседе.

Рассмотрим вопросы использования учебной беседы на различных этапах

обучения в средней школе, подготовки учащихся к ведению беседы, а также

место ее в структуре урока и приемах ее выполнения.

1. Исходя из понятных соображений (непростая структура упражнения,

вовлечение в работу относительно сложного языкового материала), данное

упражнение целесообразно использовать в основном в старших классах. Так,

тема «Путешествия» может дать, например, следующие экспозиции:

1. (Kotov) has just returned from a tour of the Pushkin places.

2. I saw a rather unusual memorial during my summer holidays.

3. An interesting incident happened with our hiking party when we took

the wrong road.

4. A Bulgarian couple has decided to make a round-the-world voyage in

a small boat.

2. Как уже отмечалось, все виды респонсивных упражнений представляются

весьма полезными в плане подготовки учащихся к ведению беседы. Вместе с тем

следует позаботиться о развитии совершенно определенных умений и навыков.

Так, желательно с учащимися проработать формулы, выражающие положительное

или отрицательное отношение собеседника к услышанному: Fine! Splendid!

Exactly so! Beyond all doubts! Certainly! Impossible! Nothing of the kind!

How awful! I like that! By no means!, а также формулы сомнения и удивления:

Indeed? Really? How can you be sure? One never knows. Hardly. Most

unlikely. You don't say so! I'm surprised. It's incredible! Well, I never!

Среди технико-коммуникативных сигналов особенно необходимы те, с помощью

которых осуществляется управление выдачей информации, например: Pardon? Say

it again, please. I don't follow you. What do you mean? How can you explain

that? I want to ask a question. Speak a bit louder, I can't hear you.

Очень полезны формулы, позволяющие выразить отношение говорящего к

собственному высказыванию: I think; I believe; To my mind; As far as I

know; In my opinion.

В плане непосредственной подготовки к проведению беседы по данной серии

экспозиции можно рекомендовать проработку ключевых слов и выражений с

помощью переводных или каких-либо иных упражнении.

3. Проведение условной беседы следует рекомендовать во второй части

урока, поскольку в начале занятия обычно отмечается большая иноязычно-

речевая скованность учащихся. Данный же прием требует известной

спонтанности, инициативности, «свободы действий». Сначала преподаватель

записывает на доске (или предъявляет на плакате) серии ключевых выражений,

сгруппированных по экспозициям (желательно не более 2—4 на один урок), и

прорабатывает их с учениками. Затем обращает внимание на программу речевых

реакций (также плакат, содержащий стандартизованные выражения «на все

случаи») и дает учащимся время для просмотра. После этого предъявляется

первая экспозиция.

Учебная беседа при наличии благоприятных условий (речевая раскованность

учащихся, нерегламентированность времени, вовлечение в разговор новых

экспозиций, неожиданные, интересные повороты темы) может перейти в беседу

естественную, основанную на проблематике, реально интересующей учащихся,

часто предлагаемой ими самими. В данном случае от преподавателя требуется

умение не приглушать этот «настрой», а развить его дальше, вовлекая в

беседу все новые и новые предметы обсуждения. Естественная беседа — это тот

идеал, к которому надо стремиться.

Во второй главе, рассматривая методику формирования диалогической речи

на начальном этапе наибольший интерес для исследования представили:

- диалогическое единство и диалог-образец

- обучение диалогической речи при помощи игр

- обучение диалогической речи при помощи коммуникативных упражнений.

Заключение.

В I главе диалогическая речь рассматривается как объединенное

ситуационно-тематической общностью коммуникативными мотивами сочетание

устных высказываний порожденных двумя и более собеседниками.

Изучение литературы, посвященной проблематике обучения диалогической

речи на начальном этапе обучения показало, что ученые сходятся во мнении,

что начальный этап обучения важнее потому, что от того, как идет обучение

на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах.

Во второй главе, рассматривая методику формирования диалогической речи

на начальном этапе наибольший интерес для исследования представили:

- диалогическое единство и диалог-образец

- обучение диалогической речи при помощи игр

- обучение диалогической речи при помощи коммуникативных упражнений.

Диалогическое единство представляет собой реплику-стимул и реплику-

реакцию.

Таким образом диалог можно представить как совокупность двух и более

диалогических единств.

Учитель дает разнообразные реплики-стимулы и получает в ответ

разнообразные реплики-реакции в зависимости от языковых средств которыми

располагают дети, от возраста самих детей, от их индивидуальных

способностей.

Если единицей обучения является краткий диалог-образец то работа с ним

происходит в три ступени:

1. Восприятие и понимание

2. Воспроизведение (простое и с модификацией)

3. Использование его в новых ситуациях

Об обучающих возможностях игр известно давно.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных

и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как

поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет

мыслительную деятельность учащихся. Здесь да же слабый по языковой

подготовке ученик может стать первым в игре, т. к. находчивость и

сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание

предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности

задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность,

незаметно усваивается языковой материал

С методической точки зрения игры способствуют выполнению трех важных

задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими

языкового материала.

- Тренировка учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является

подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Система коммуникативных упражнений представляет собой три вида

упражнений:

- вопросно-ответные

- репликовые

- условную беседу

Вопросно-ответные вид упражнений считается одним из самых популярных в

методике обучения устной иноязычной речи. Их коммуникативная цель — запрос

информации. Вопросы всегда направлены на собеседника, побуждают к речевой

реакции.

Репликовые упражнения подразделяются на:

А) утверждение-вопрос

- It takes me an hour to get to the lenir

- Do you live so for

Б) утверждение-утверждение

- Sometimes its very hot in summer

- Yes, it’s really very hot

В) утверждение-отрицание

- The Volga is the longest river in the Russia

- That isn’t correct

Репликовые упражнения не могут сформировать у учащихся умение вести

беседу, участвовать в диалоге. Но они являются необходимым подспорьем в

расширении лексической стороны обучения.

Условная беседа является аналогом свободной беседы – реального

устноязычного общения.

Характерными особенностями свободной беседы являются:

1) запрос информации

2) информирование кого-либо о чем-либо.

Приложение

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

А. ВОПРОСО-ОТВЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПО ТЕМАМ)

Answer these questions. Give additional commentary to your answers

wherever necessary.

Town

Do you know the town you live in very well? What number bus do you take

when you go to the Zoo (Public Library, Central Stadium, etc.)? What kind

of public transport do you like best? What is the usual interval between

trains of the underground? From what time in the morning till what time at

night do trams and buses run? Are the traffic rules in Britain different

from those in other European countries? What are the traffic lights used

for? What is the main street in your town? What are the most common

expressions we use when asking our way? How long does it take you to get to

the Stadium (Palace of Sports, Planetarium, Zoo, etc.)? Are there any

conductors on buses and trams in Moscow (Kiev, etc.)? What are the Soviet

cities with a population of over a million?

Time, Working Day

What time is it now? When do you get up? What do you do when you get up?

When do you have your breakfast? How long does it take you to get to

school? When do classes at school begin? How long does one lesson last?

What do you do during the big (long) interval? When are classes over? What

do you usually do after classes? When do you have your dinner? What do you

do in the evening? When do you go to bed? What do you do on Sundays?

Meals

How many meals a day do you have? What do you call them? What time do

you usually have lunch? Who cooks the meals in your family? What meal

(dish) can you cook? What is your favourite dish? Why do you like it? Do

you eat at school? What British customs in taking meals do you know? Do you

keep to any kind of a diet? What kind of diet? Which course of the dinner

do you like best, the first or the second?

Travelling

Which is the most convenient way of travelling? What is the first thing

we do before starting on a trip? How often do you travel by railway (air,

sea)? Do you like to travel? Where do we go to book tickets for a train

(plane)? Can we boek them by telephone? Can we enjoy hot meals while on a

train (ship, plane)? Do we book tickets for little children going with us?

Why do you think a suitcase is not convenient when we go hiking? What do we

take instead? Does your school arrange hiking tours in summer? What cities,

towns and other places have you visited? What is the fare of a railway

passage from Moscow to St. Petersburg (Sochi, etc.)?

Б. РЕПЛИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (ПО ТЕМАМ)

1.Object to the statements given below. Correct them.

Town

The bus is the most modern kind of city transport. Trams are usually

empty during the rush-hours. The main street of a town is usually found in

its outskirts. There is an underground railway in every British town. The

Thames divides London into two parts. The first words we use to ask about

the way are, "Thank you. What's the time now?" Getting about the town in

which you are for the first time is a simple thing.

Travelling

Tickets for planes are booked only at airports. Moscow has only one big

airport. No meals are usually served on longdistance flights. Airports are

usually near the centres of towns. Passengers are not allowed to smoke on

the train when it leaves the station.

Meals

Sandwich is a hot meal which we eat at dinner for the first course. We

have lunch in the evening before going to bed. Englishmen usually do not

have porridge in the morning. Doctors usually recommend people to have

heavy supper. If you want to reduce your weight (to become slim) you must

eat a lot of bread. Tarts and cakes and fruit are usually served at the

beginning of a meal.Pupils like chewing-gums, lolly-pops, chocolate

2. Express your surprise by asking a question.

Library, Reading Books

There are about two thousand books in my personal library.

1 have read the whole collection of works by Saitvkov-Shched-rin. I have

seen a book which is as small as a rubber. I can read Japanese books. I can

read a book of 500 pages within four hours. My father usually subscribes to

15 newspapers and magazines. I have never read" a single detective story.

Family

I have two sisters and four brothers. My brother has become a cosmonaut.

My cousin Vasya who is fourteen has entered the university this year. When

my elder brother Pete was four years old, he played the piano very well. My

great grandfather is ninety-two years old.

3. Agree with these statements. Say something additional.

Weather, Climate

It is very cold today. The weather today is better than it was last

night. The climate of Britain is mild. Winters are very frosty in our parts

(region, locality). The Black Sea is usually free of ice in winter. Winters

are very long in Norilsk. When it is raining we must wear raincoats. I like

spring best of all. The climate of Siberia is more continental than that of

the Ukraine.

Pastimes and Hobbies

Children are fond of computer games. Collecting books is a very useful

hobby. There is a new hobby-group starting at our school — photography.

There are six hobby-groups at our school headed by highly qualified

instructors. Kate Gromova has a rather big collection of old coins. Riding

a bicycle is my hobby. I usually spend evenings watching television. Our

class went on a hiking trip last summer. Klim made a radio-set himself last

week.

В. УПРАЖНЕНИЯ ТИПА УСЛОВНАЯ БЕСЕДА (ЭКСПОЗИЦИИ ПО ТЕМАМ)

Let's talk a little. On hearing a statement each of you should say

something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question,

statement, request, suggestion, etc.).

Model: I am inviting you to my birthday party.

Exclamation: — Fine! Wonderful! Splendid! A good idea! How nice!

Question: — When will it be? Will it be at your place?

— How old will you be?

Statement: — I'm afraid, Pete (Jane, etc.}, I shan't be able to come

as I'll be away on that day (Friday, Sunday, etc.}.

Suggestion: — Let's celebrate (mark) your birthday on ..., then

everybody will be able to come.

Request: — Will you please tell me where you live? Please give me

your telephone number. Please tell what number bus will take me to your

street.

School Life

1. The pupils of our class have decided to set up the museum at our

school.

2. Soon we shall have our own school video studio.

3. Next week our class will give a concert.

4. Alee S., a pupil of our school, will star in. a film about partisans,

which is to be shot soon.

5. It takes me an hour to do my homework.

6. Kolya M. is absent from school again.

Family

1. We have moved to a new flat.

2. We have bought a new TV set (a car, automatic washing-machine).

3. My brother usually gets up at 5 a. m.

4. My uncle, a businessmen, usually works at the firms in Moscow late in

summer.

5. I shall have to keep house now as Mother has gone to holiday home (on

a tourist trip).

6. My younger brother says he wants to become an archite (a pilot, a

waiter, a cattle-breeder, a cosmonaut).

7. The people v/ho live in our house are interesting people.

Pastimes, Hobbies, Recreation

1. The Drama Theatre is preparing a new play.

2. A new film will be shown tomorrow.

3. A film in 15 parts will be shown on TV.

4. Father says he has subscribed to the collected works Walter Scott.

5. Among other publications I generally subscribe to Yuno.

6. My friend has a very good collection.

7. I collect badges (envelopes, match-boxes, etc.).

8. We plan to spend our summer holidays travelling down t river.

9. We shall go to the country.

Sports

1. I go in for sports.

2. I'm going to visit the Luzhniki Palace of Sport.

3. The volley-ball team will take part in the competition.

4. Leonid K., the centre forward of the football team, has su denly

fallen ill.

5. Kate D. has shown a very good result.

Weather, Seasons

1. The weather forecast says the weather will change next we(

2. I like winter (summer, etc.) best of all.

3. Many writers and poets like autumn.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКЕ.

Interview a public man or a prominent specialist following the

information programme given in the card.

Карточка №1

Ваш интервьюируемый: известный кинорежиссер.

Получите информацию о том, какие фильмы он снял, над чем работает

сейчас, в каких кинофестивалях участвовал, какие планы на будущее, на какой

студии работает, с какими актерами.

Guide words: film director, to shoot a film, actor (actress), film

studio, International Film Festival, plans for the future

Карточка №2

Ваш интервьюируемый: художник

Получите информацию о жанре, в котором он работает, о выставках, в

которых участвовал, о тематике его произведений, о творческих планах.

Guide words: painter, artist, still life, portrait-painting, landscape,

battle painting, exhibition

Карточка №3

Ваш интервьюируемый: космонавт

Получите информацию о полете, в котором он участвовал, характере

подготовки к нему, об основных целях исследования космического

пространства, об успехах советской космонавтики, о планах на будущее.

Guide words: cosmonaut, space flight, to put a spaceship into orbit, to

dock, space laboratory.

Карточка №6

Ваш интервьюируемый: народный депутат местного совета

Получите информацию о реализации генерального плана строительства города

(поселка), о жилищном и культурном строительстве, о бытовом обслуживании, о

городском транспорте, торговле

Guide words: people’s deputy of the local Soviet, housing programmer,

personal service establishments, public transport

Карточка №8

Ваш интервьюируемый: спортсмен-рекордсмен

Получите информацию о виде спорта в котором он достиг отличных

результатов, о методике тренировок, о соревнованиях в которых участвовал, о

личных планах, о личной жизни

Guide words: sportsmen, coach, to train, championship, to set up a

record, to beat ( to break) a record

Карточка №9

Ваш интервьюируемый: учитель английского языка, возвратившийся из

турпоездки по Великобритании

Получите информацию о маршруте поездки, увиденных

достопримечательностях, встречах с простыми англичанами, общих впечатлениях

о стране, об интересных случаях, происшедших во время поездки.

Guide words: a tour of Britain, itinerary, places of interest, meeting

with common people, general impression of the country, curios incident

1. Make up statements using these elementary situations.

Telephone

1. You ring up to your friend. An unknown voice answers,

"Hello!" You Say-

2, Someone on the phone says you have dialled the wrong

number. You say —

3. Your telephone rings. You pick up the receiver. Someone addresses you

and goes on speaking and you still don't know who that person is. You say —

4. The secretary of the person to whom you want to speak over the

telephone says he (she) is out. You say —

Travelling

1. The first thing you did when the plane landed was to phone to your

parents. You said —

2. Your friend has a ticket for this evening fast train to St.

Petersburg. He says —

3. A woman with two little children has just entered the hall of the

airport. Her plane landed 20 minutes ago. She is looking for someone. You

think —

4. The plane has just taken off. You look through the window. The houses

and people and cars on the road seem very small. You say —

Pastimes, Hobbies

Model: Gleb has been collecting match-boxes for 3 years. Now he says

he'll go in for skiing. I think —

I think he is sick and tired of collecting. Skiing, probably, seems more

healthy to him.

1. Dima was fond of riding on bicycles. He changed three of them. Now he

has broken his last bicycle and says he is not going to have a new one. I

think —

2. Kate was crazy about dancing. She would dance almost every day. Now I

never see her at a dance. I think —

3. My cousin's hobby was writing postcards. She wrote hundreds of them.

Now I hardly receive one from her in a year. I think —

Miscellanies

1. You have got an invitation to a party tomorrow. But you must be at

another place at the same time. You say —

2. The teacher asks you to read a word written on the blackboard. But

the letters seem too small. You say—

3. Someone asks: "How about a game of chess?" You don't know the rules.

You say 4. A foreigner is trying to say something. You don't know his

language. You say —

5. You are not sure about the topic you had to learn for today. The

teacher might ask you. The bell rings and it's the end of the lesson. You

say —

II. Make up dialogues using the description of these situations.

School Life

1. Your friend thinks the coming examinations to be rather easy. You

disagree with him (her) giving your reasons.

Guide words: I think this subject is your weak point.

to fail in an exam

to sit for the exams (готовиться к экзаменам)

to have little time

2. Your friend tells you English is very difficult for him. He can't

memorize new words. You are rather good at languages. You want to help him.

Guide words: to be good (poor) at learning some subject Words are all in

the muddle. (Все слова перемешались.) The devil is not so black as he is

painted.

3. You are leaving school this year. You want to enter the same

institute where your friend's brother studies. He tells you all about the

establishment.

In the Street, Asking One's Way

1. A stranger comes up to you and asks you to show the way to the Zoo.

Give him (her) the necessary directions.

Guide words: Will you show me the way to ...? Go along this street as

far as ... This bus will take you right there.

2. You want to get to the Picture Gallery. Ask a passer-by to show you

the way.

Guide words: Excuse me ... Am I right for the Picture Gallery?

3. A passer-by has dropped his glove. You pick it up and hand it to him

(her).

Guide words: I say! (Послушайте!) (формула для привлечения внимания)

Yes?

4. Your friend has bought a newspaper at the newsstand and starts

reading it rightaway. While crossing the street he doesn't see the

approaching car. Warn him of the danger.

Guide words: Look out! There's a car coming! (Берегись! Машина!) People

shouldn't read while on the road.

Family

1. You look through your new friend's photo album and try to guess who

is who. Your friend answers all your questions.

Guide words: There is no likeness at all 'between ... ... are alike as

two peas (...похожи как две капли воды) One wouldn't say it's ...

2. Having your winter (summer) holidays, you ask your mother to give you

some work to do about the house (in the garden). You receive the

instructions.

Guide words: to help with the household work to do some shopping to weed

the flower bed (полоть цветочную клумбу)

3. You meet a former classmate who studies at another school now. You

ask each other a lot of questions some of them concerning his and your

families.

Guide words: What luck running into you! How are your parents? Does your

father still work at ...? My elder brother has got married.

Weather and Climate

1. You want to go out and you ask your sister, who has just come in,

about the weather.

Guide words: It's very cold (windy, slippery, hot) nasty weather

(ужасная погода)

2. Your friend comes in wet to the skin. He has come to

return your book. Ask him (her) to stay and offer some clothes to

change.

Guide words: The rain came on all of a sudden. (Дождь начался

внезапно.) wet as a drowned cat (промокший до нитки)

3. Your friend is fond of autumn while you like spring. Try to convince

him (her) that spring is the best season.

Guide words: The season I like best is ... There is nothing like ...

(Нет ничего лучше, чем ...) the time when new life awakes (время, когда

пробуждается новая жизнь)

4. It is thawing. Walking in the park you notice a boy hurrying across

the frozen river. It is dangerous to walk on the ice in such weather, so

you shout to him to stop. Suddenly the ice breaks and the boy gets into the

water. You rescue the poor chap and bring him to your home. You talk with

him about the episode.

Guide words: It is thawing. (Оттепель. Тает.) to melt (таять) How did

you manage to ...? (Как это тебя угораздило ...?)

Recreation, Pastimes

1. Your amateur theatrical group is going to give a concert in a some

town. You discuss the programme and the technical details of the trip to

the country.

Guide words: compere (конферансье, ведущий программу) recitation

(художественное чтение) folk dancing choir

2. On your way from the cinema you meet your friend who wants to know

your opinion of the film.

Guide words: What's the film about? What do you think of it? I like

every bit of it. (Мне понравился весь фильм.)

3. You are late for the performance and the usher does not let you in.

Try to give him (her) your explanations.

Guide words: It isn't my fault. a long queue at the cloak-room

III. Study these problem situations. Dramatize them or discuss their

possible solutions.

1. Ivan Petrovich does not like the way his young son Alee studies. Alee

does not miss classes any longer but he still gets poor marks in many

subjects. Ivan Petrovich always tells his son that a good education is a

very important thing. "You bib must get a good education! Study hard!" he

often says.

Questions: What doesn't Ivan Petrovich like?

What does he often tell his son?

What's his problem?

Task: Dramatize the talk between the father and his son

2. Kate wanted to go to some place in the country She caught the 11

o'clock train, On the train, someone told her it does not stop at the

station she needed. She did not know what to do.

Questions: Where did Kate want to go?

What did someone tell her about the train?

What was her problem?

Task: Discuss the possible solutions, of her difficulty.

3. My friend Gennady is an old collector. His hobby is masks (маски). Не

had about fifty of thdm on the walls of his room. Last week I returned

from a trip to the Caucasus and I brought one new mask for him. When I

called on him yesterday, I was surprised. Gennady had no masks.

Questions: What did Gennady collect?

Where did I return from last week?

Why was I surprised?

Task: Dramatize your talk with Gennady.

4. An American traveller in an Asian country went into a restaurant. He

failed to explain to the waiter what he wanted, so he pointed to the

first thing on the menu. The waiter seemed surprised. He came back

with a big snake. Now the traveller was surprised. He did not know

what to do but in came a local man who could speak English.

Questions: Where did the traveller go into?

What did he want?

What did he really order?

What was his problem?

Why was the waiter surprised?

Task: Dramatize the traveller's talk with the man who spoke English.

5. John Gale is a young lonely worker. He has not a flat of his own, so

he has to rent a room. But the landlady is strict and the rent is

high. She does not like John to receive his friends. "They are very

noisy!" she says. He would find another room but the factory is too

far from the place where he lives now and he has to pay a fare (за

проезд) on a bus.

Questions: What is John Gale?

Does he like his landlady?

Why doesn't he?

What are his problems?

Task: Dramatize his talk with the landlady.

Dramatize his talk with his friends.

6. Pete has an important exam tomorrow and he has hardly studied for it.

Now there will be an interesting programme on TV He is thinking of

switching his TV set on.

Questions: What has Pete to do tomorrow?

What is his problem?

Task: Discuss his situation.

7. Young Harry did not want to do his homework yesterday. His mother

told him he had to before he went out to play. After he had done it, she

said, "All right. You can go out now."

Questions: What didn't Harry want to do yesterday? What did his

mother tell him? What was Harry's mother problem?

Task: Dramatize her talk with Harry.

Dramatize Harry's talk with his playmates afterwards.

8. Mrs Hill's husband is away on business now. Their little boy has

fallen seriously ill. The doctor says an immediate operation is necessary.

"I wish my husband were here now," she says.

Questions: Where is Mrs Hill's husband now?

What has happened to their little boy?

What's her problem?

Task: Dramatize Mrs Hill's talk with the doctor.

Dramatize her talk with her husband afterwards.

Работа над домашней работой на начальном этапе обучения.

На первом этапе обучения иностранному языку закладываются основы

владения соответствующим иностранным языком.

К концу первого года обучающийся должен уметь:

1) Составить сообщение средней сложности.

Peter was absent yesterday

There are 20 desks in this classroom

Lena is ill

2) Дать информацию с преобладанием оценочного компонента

The weather is fine today

She speaks well

I liked this film

3) Сообщить о своих планах и намерениях

I’m going to see Mr X tomorrow

I’ll go to the library and take this book/

We shall take part in the concert

4) Пригласить собеседника к совместному действию

Let’s go to the Luna – park

Let’s play the game of chess

5) Запросить информацию

What’s your name?

How old are you?

Where do you live?

What does you F do?

6) Выразить просьбу, приказ

Please, open the door!

Please give me my

Stand up! Sit down.

Bring me a piece of chalk!

7) Возразить собеседнику, выразить протест

No! Of course, not! No, I don’t

8) Приветствовать собеседника, поблагодарить его, извиниться и т.д.

Good morning! Hello!

Thank you. Excuse me. Sorry.

Литература.

Беляев Б В «Очерки по психологии обучения иностранным языкам»

Просвещение, М 1985

Сборник статей под редакцией А А Алхазишвили Вопросы психологии

обучения второму языку в младшей школьном возрасте «Миднисреба», 1982

Алхазишвили АА Основы овладения устной иностранной речью, Просвещение,

1988

Гез НИ., Ляховицкая М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.В.,

Методтка обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1982

Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иностранной речи (Пути и

приемы). М., 1980

Ляховицкая М.В., Методика преподавания иностранных языков. М., 1981

Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках/ Под ред.

В.А. Бухбиндера. Киев, 1990

«Методика начального обучения иностранным языкам». Под ред. ИВ Карпова и

ИВ Рахманова М., 1987

Маслыко ЕА Учебное общение на уроке английского языка Минск \1990

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы Сборник

документов М 1984

Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред.

А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин, М. 1987

Пальмер Р Методы обучения английской устной речи Л. 1983

Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. М., 1987

Программы восьмилетней и средней школы. Иностранные языки – М, 1985

Рогова ТВ, Верещалина ИН Методика обучения английскому языку на

начальном этапе в средней школе М 1988

Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М., 1980

Рогова Г.В. методика обучения английскому языку. На английском языке.

Л., 1985

Скалкин В.Л. Основы обучения устной иностранной речи. М., 1981

Старков А.П. Обучение Английскому языку в средней школе. М., 1978

Сердюков ПИ ЭВМ при обучении иностранным языкам// Иностранные языки в

школе – 1985 №5

Скалкин ВЛ Обучение диалогической речи Киев 1989

Стронин МФ Обучающие игры на уроке английского языка М 1981

Palmer. H. The Scientific Study and Teaching of Lenguages. London 1992

Скалкин ВЛ Коммуникативные упражнения на английском языке, М.,

Просвещение, 1983

Уайзер Г.М. Климентенко А.Д. Развитие устной речи на английскои языке.

М 1992

Шубин Э.П. Языкрвая коммуникация и обучение иностранным языкам М.,

Просвещение, 1982

-----------------------

[1] Сердюков П. И. ЭВМ при обучении иностранным языкам // Иностранный язык

в школе – 1985 - №5

[2] Алгазиашвилли А.А. «Основы овладения устной иностранной речью» М.

Просвещение, 1988г

[3] Беляев Б.В. «Очерки по психологии обучения иностранным языкам» М.

Просвещение, 1985

[4] Palmer H The Scientific Study and Teaching of languages London 1992 –

138

[5] Общая методика обучения иностранным языкам в СШ Под ред. А.А.

Миролюбова, ИВ Рахманова, ВС Цетлин, М., 1987 с.115

-----------------------

Принцип коммуникативной направленности

1.Отбор ситуации

2.Многократность и новизна

4.Благоприятные условия для общения

3.Участие каждого в общении

Коммуникативность задачи

Страницы: 1, 2


© 2010 Реферат Live