Рефераты

Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ

· адекватность величины пенсии совре-менным условиям -- сохранение ее покупа-тельной способности в течение всего перио-да получения путем индексации пенсионно-го капитала.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением в стране. Первоочередным в этой части представляется объединение в одной организационной структуре всех функций по сбору и аккумуляции средств, назначению и перерасчету пенсий, а также их выплате. Это -- мировая практика, к этому пришли в России, это необходимо делать и в Беларуси.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе [6, с. 28].

При сегодняшней системе социальной солидарности поколений (иными словами, при перераспределении средств от работающих к неработающим) персонифицированный учет позволит обеспечить сбор средств и хранение точной информации о страховом стаже каждого работающего гражданина, о заработке или доходе за весь этот период, о начисленных страховых взносах и накопление другой информации, необходимой для начисления пенсии.

Персонифицированный учет позволит в дальнейшем при необходимости обеспечить функционирование накопительной системы и учет уже не только информации о работающих гражданах, но и сумм, накапливаемых на счетах каждого застрахованного гражданина. Если не начать персонифицированный учет сегодня, то реформы государственного социального страхования, в частности, системы пенсионного обеспечения, будут просто невозможны.

Даже наш небогатый опыт работы с временно свободными финансовыми ресурсами свидетельствует о перспективности этого направления. Опираясь на мировой опыт, эта сфера деятельности должна расширяться. Инвестирование средств социального страхования в экономику страны, должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Конечно, это требует более квалифицированного подхода в сравнении с тем, который мы имеем сегодня. Нужны подготовленные люди, нужны соответствующие структуры в Фонде, но эти затраты правомерны и окупятся с лихвой.

Система социального страхова-ния также требует глубокой транс-формации, которая обусловлена не-обходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий [2, с.65]. Более жесткое равновесие между суммой уплачен-ных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тари-фов на социальное страхование от-носительно базового тарифа. Необ-ходимо осуществить более деталь-ную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тари-фа по отдельным видам социального страхования (по болезни застрахо-ванного; страхования родителей от болезни детей; в связи со смертью за-страхованного; на санаторно-курорт-ное лечение и др.) и суммам страхо-вых выплат.

Страховые взносы в фонд и отношения, возникаю-щие при их уплате, имеют налоговую природу, т.к. тарифы взносов устанав-ливаются государством и являются облигаторными платежами, при этом объем страховых выплат не совпадает с размером страховых взносов. Стра-ховые тарифы установлены произ-вольно, без необходимой оценки со-циальных рисков и актуарных расче-тов. Тогда как страховые платежи дол-жны быть строго целевыми, связанны-ми с социальными рисками, возмезд-ными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступле-нии страховых событий.

Для действия подлин-ного механизма страхования необходимо установить жесткие и точные правовые отношения между страхов-щиком в лице фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обяза-тельствами фонда. В связи с возмож-ностью резких колебаний в количестве социальных рисков фонду необходимо формировать финансовый резерв, средства которого должны инвестиро-ваться в высоколиквидные вложения.

Прямое установление государ-ством страховых тарифов без подроб-ного анализа обширных статистических данных и актуарных расчетов крайне нерационально. Введение час-тичной дифференциации тарифа на пенсионное и социальное страхование, а также создание автономной системы страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний стало важным шагом в нужном направлении. Однако произо-шедшие перемены в системе уже нельзя считать своевременными. Давно назрела необходимость создания пол-ноценной разветвленной системы пен-сионного страхования с введением обя-зательного государственного накопи-тельного страхования с равнозначным участием социальных партнеров.

Особое внимание государства необходимо срочно привлечь к про-блемам ранней диагностики серьез-ных заболеваний застрахованных. С этой целью необходимо в рамках го-сударственного социального страхо-вания рассмотреть возможность вве-дения нового вида страхования -- ди-агностического. Подобное государ-ственное социальное страхование существует во многих цивилизован-ных странах и предусматривает вып-латы на медицинское обследование каждые два года для застрахован-ных, достигших 35-летнего возраста; а также ежегодное обследование по раннему распознаванию рака у жен-щин с 20-летнего возраста, у мужчин - с 45 лет. В нашей стране такой вид страхования будет особенно акту-альным для лиц, не получающих выплат по временной нетрудоспо-собности в течение нескольких лет подряд и долговременно не посеща-ющих амбулаторно-поликлинические учреждения [9, с.72].

Страхование не явля-ется самодостаточным видом бизнеса - оно реагирует на рисковый характер различных видов человеческой деятельно-сти, являясь инструментом ми-нимизации и управления риска-ми. Спрос на страховые услуги обусловлен процессом осозна-ния, выявления и оценки рис-ков, а также разработки и при-нятия системы управления ими. Этот процесс в разных формах присущ любым эконо-мическим и историческим усло-виям человеческой деятельнос-ти. В западных странах он пе-рерос в целую науку и стал дос-таточно значимой сферой прак-тической деятельности, полу-чившей название риск-менедж-мент. В нашей же стране в силу причин исторического характе-ра, особенностей национально-го менталитета и других факто-ров понимание необходимости и жизненной важности постоян-ного выявления и оценки рис-ков, сопровождающих полити-ческие, экономические и соци-альные процессы на уровне субъектов хозяйствования и граждан, находится в зачаточ-ном состоянии.

В связи с этим все направ-ления развития страхования должны строиться вокруг ме-роприятий по осознанию и оценке рисков юридическими и физическими лицами, а также принятию мер по их снижению. Решению именно этой задачи должны посвятить свои усилия государство, страховое сооб-щество и потенциальные стра-хователи.

В исследованиях МОТ неодно-кратно отмечалось, что логический критерий для распределения с эко-номической точки зрения величины страховых взносов между субъекта-ми пенсионного и социального стра-хования не установлен, за исключе-нием взносов по несчастным случа-ям на производстве, где утвердился ясный правовой принцип полной фи-нансовой ответственности работо-дателя. Как показало исследование МОТ, формирование страховой нагрузки в большинстве европейских стран осуществляется примерно в равных пропорциях для работников и нани-мателей [1, с. 45].

При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей респуб-лике, также было бы це-лесообразно начать постепенный пе-реход к равному участию нанимателя и работника в этом процессе, предва-рительно восстановив полную сто-имость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышения удельного веса зарплаты в общих доходах насе-ления.

Значительным скрытым резер-вом увеличения доходов бюджета ФСЗН остается сокращение «теневой» составляющей заработной платы. На-личие значительной численности нера-ботающего официально и, соответ-ственно, не уплачивающего страховые взносы трудоспособного населения также уменьшает группу активных доноров системы фонда.

Несмотря на ог-ромную проделанную работу по персо-нифицированному учету, большое чис-ло граждан остается за рамками госу-дарственного пенсионного и социаль-ного страхования в нарушение прин-ципа всеобщности и обязательности. В связи с этим необходимо ужесточить условия обязательной ре-гистрации в системе персонифициро-ванного учета плательщиков страхо-вых взносов для всех граждан РБ.

По мнению Алешкевич И.Н., представля-ется правомерным установление обязательных, минимально допус-тимых фиксированных взносов на пенсионное и социальное страхова-ние для фермеров, представителей свободных профессий и предприни-мателей, для которых этот вид дея-тельности является основным, дей-ствующий в настоящее время мини-мальный размер взносов для дан-ной категории плательщиков - 36 % от БПМ - не отвечает реальной ситу-ации, так как трудно представить, что предприниматель «существует» на заработанный доход, не превы-шающий 70 долларов в месяц. Раз-мер страховых взносов для «самозанятого» населения можно было бы увязать с показателем средней за-работной платы в республике. В про-тивном случае многие плательщики данной категории, не имея необхо-димого страхового стажа и соответ-ственно накопленных страховых взносов, рискуют в недалеком буду-щем примкнуть к категории получа-телей социальных пенсий и пособий, резко снизив личный и семейный уровень жизненных стандартов.

До настоящего времени система пенсионного и социального страхова-ния в республике не соответствует страховым принципам [2, с.23].

Политика децентрализации госу-дарственных социальных расходов привела к увеличению доли ФСЗН в общих социальных расходах госу-дарства, В то время как расходы го-сударственного бюджета в ВВП в последние годы сократились более чем на 10%, удельный вес семей-ных пособий, выплачиваемых за счет бюджета, снизился с 3,0% до 1,5% ВВП, отношение расходов ФСЗН к валовому внутреннему про-дукту стабильно превышало десяти-процентный уровень.

Неустойчивостью характеризу-ются расходы на пенсии. Их доля в ВВП колебалась от 7,6% в 1999 г., в 2001-2002 гг. была на уровне 9,5%, в 2003-2004 гг. снизилась до 8,8% (удельный вес расходов на пенсии в ВВП в развитых зарубежных стра-нах составляет от 6,3% в США до 16,5% в Нидерландах и Бельгии).

В анализируемом периоде изме-нилась структура страховых расходов ФСЗН. Удельный вес расходов на пен-сии снизился с 81,6% в 1999 г, до 79,5% в 2004 г при одновременном увеличении численности пенсионе-ров. Доля расходов на выплату детских пособий превысила 7,2%, в то вре-мя как трансферты из государственно-го бюджета на эти цели поступали ог-раниченно.

Результатом частичной финансо-вой и функциональной самостоятель-ности Фонда социальной зашиты на-селения является его бездефицит-ность. Превышение доходов над рас-ходами было особенно ощутимым в 90-е годы: в 1997 г. -6,5%; в 1998 г -8,7%; в 1999г-30,5%. Благодаря ав-тономности ФСЗН в те годы достигнут более высокий уровень сбора средств по сравнению с бюджетной системой. Однако к 2004 г доходы фонда превы-сили его расходы всего на 3,5%. Это обусловлено тем, что с 1 апреля 2004 г. средства Фонда социальной защиты населения проходят через органы каз-начейства Министерства финансов, как официально обозначено, с целью оптимизации работы фонда. В связи с этим вырисовалась новая сложнейшая схема финансирования социальных выплат [3, с.22-23].

Аккумуляция взносов на пенсион-ное и социальное страхование в каз-начействе Министерства финансов нарушает один из основных принци-пов пенсионного и социального стра-хования -- автономности средств. Средства республиканского бюджета и бюджета пенсионного и социального страхования имеют разную природу и направленность. Средства фонда представляют собой пенсионно-страховой капитал, который формируется в основном за счет целевых страховых взносов и должен быть направлен на формирование страховых резервов, капитализацию и использован строго по целевому назначению.

Консолидация средств пенсионно-го и социального страхования в бюд-жете позволяет использовать их на об-щегосударственные нужды в интере-сах республиканского бюджета. Эта практика неизбежно отражается на уровне пенсий и пособий. Проблемы, накопившиеся в системе, будут усугуб-ляться, поскольку построение эффек-тивной и рациональной системы пен-сионного страхования в условиях кон-солидации бюджета ФСЗН практичес-ки невозможно. Должна быть создана разветв-ленная система пенсионного стра-хования, основанная на распреде-лительно-накопительных принципах и автономии государственного стра-хования досрочных пенсий. Финан-совые ресурсы пенсионной системы следует расходовать обособленно на оказание солидарной страховой помощи и на выплату накопленных страховых пенсий. Система соци-ального страхования должна пре-дусматривать автономию отдель-ных видов страхования с установле-нием дифференцированных тари-фов, основанных на оценках воз-можных рисков и анализе многолет-них фактических данных.

Следует начать постепенный пе-реход к равному участию нанимателя и работника в финансировании систе-мы пенсионного и социального стра-хования, с этой целью предлагается снизить до 50% долю работодателей в финансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю в финансировании пенсий до 30%; увеличить долю работников в финан-сировании государственной системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счет соответствующих источников финансирование пенсионного и соци-ального страхования граждан в перио-ды вынужденного нахождения в «не-страховых» периодах.

Также нужно обеспечить раздельный учет зачис-ления средств пенсионного и социаль-ного страхования на счета фонда и ин-дивидуальные лицевые счета застра-хованны в связи с их различным целе-вым назначением, что увеличит возможности фонда для эффективного управления пенсионно-страховым ка-питалом.

Необходимо ослабить стимулы к занижению истинных размеров зара-ботной платы, установив реальную ве-личину минимальной заработной пла-ты в республике и размер минималь-ного потребительского бюджета, а также увязать размер страховых взно-сов для «самозанятого» населения с показателем средней заработной платы в республике; принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифициро-ванного учета с целью выявления дол-говременных неплательщиков страхо-вых взносов либо стабильных платель-щиков минимальных платежей в фик-сированном размере.

Опираясь на научный подход к вопросам теории и практики страхования, а также регулиро-вания страхования в экономи-ческой политике государства, можно выделить два этапа, в соответствии с которыми долж-на строиться государственная политика на страховом рынке в целях наиболее полной реали-зации функций страхования как экономической категории с уче-том уровня социально-эконо-мического развития общества [23, с. 356].

На первом этапе при выра-ботке политики государства в данной сфере необходимо уде-лять внимание мероприятиям, которые на макроуровне позво-лят реализовать компенсацион-ную функцию страхования в це-лях создания более благопри-ятных условий для функциони-рования важнейших сфер дея-тельности общества. В первую очередь речь идет о стимулиро-вании спроса на страхование и о создании благоприятной и стабильной социально-эконо-мической среды, обеспечиваю-щей высокий уровень защиты потребителей. Проблемы стра-хования на микроуровне на этом этапе должны решаться путем создания комплексной нормативно-правовой базы, ре-гулирующей деятельность про-фессиональных участников страхового рынка. Не менее важным для нормализации ра-боты на микроуровне является создание сильного надзорного органа, адекватного условиям работы отрасли и способного мобильно реагировать на изме-няющуюся ситуацию.

На втором этапе при усло-вии достаточного распростра-нения страхования, а также в случае создания ситуации от-носительно устойчивого эконо-мического развития значимую роль должна сыграть инвести-ционная функция страхования. При значительном объеме опе-раций по страхованию иному, чем страхование жизни, вре-менно свободные средства страховых компаний могут стать инвестиционным ресурсом; имеющим значение в мак-роэкономическом масштабе,

Социальные издержки переходного периода, влияние негативных демогра-фических факторов и различные экономические проблемы стали причиной глубинной деформации финансовых основ пенсионного и социального страхования в нашей стране. Отмечается рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные поступлением стра-ховых платежей. Отсутствие механизма дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного и социального страхования усили-вает негативное действие нецелевого расходования средств.

В связи с этим особое значение приобретают вопросы поиска оптимальной рыночной модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гаранти-ровала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых при-знаков системы. Основанная на актуарных расчетах, модель должна адекватно оценивать текущее и долгосрочное прогнозирование финансового состояния систе-мы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи [1, с. 45]:

* определить основные этапы проведения актуарных расчетов и прогнози-рования финансового состояния системы;

* уточнить систему прогнозных показателей, применяемых при расчете суммы страховых взносов;

* основываясь на принципе паритетного участия социальных партнеров, разработать механизм перераспределения страховых тарифов между застрахо-ванным лицом и нанимателем;

* разработать методику расчета дотаций на санаторно-курортное лечение с учетом страхового стажа реципиентов и их реального вклада в систему со-циальных трансфертов.

На первом этапе актуарного моделирования необходимо определить исход-ные параметры будущего прогноза -- основные макроэкономические и демо-графические характеристики, а также ограничения и требования к уровню жизни, который система должна обеспечивать участникам.

На следующем этапе устанавливаются основные показатели расходной части бюджета фонда, т.е. необходимого объема финансовых ресурсов для обеспечения выплаты пенсий в соответствии с действующим законодательством. При этом рас-четы осуществляются отдельно по каждой категории получателей пенсий, а также в разрезе выплат, определяются резервы сокращения расходов ФСЗН.

Уровень, ресурсной обеспеченности фонда рассчитывают на третьем этапе, как и тариф страховых взносов, необходимый для финансирования назначенных пенсий и пособий в полном объеме. Последний этап предполагает корректировку и регули-рование страхового тарифа, расчет страховых платежей для финансирования выплат по "нестраховым" периодам, использование резервов увеличения доходов и сокращение расходов для достижения финансовой сбалансированности фонда [1, с. 46].

В связи с необходимостью пенсионного и социального страхования граждан, вынужденно находящихся в "нестраховых" периодах, а также занятостью отдель-ной когорты застрахованных в силовых ведомствах, имеющей особенности при расчете страховых взносов, наличием большого числа самозанятых плательщиков страховых взносов, несущих двойную страховую нагрузку (нанимателя и застра-хованного) система укрупненных прогнозных показателей, применяемых при мак-роэкономических расчетах для оценки финансового состояния Фонда социальной защиты населения на долгосрочную перспективу, нуждается в доработке.

При актуарных расчетах объема поступлений в ФСЗН Алешкевич И. Н. предлагает ис-пользовать коэффициент бонификации , учитывающий уровень необла-гаемых выплат, который позволит оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных и отражающий реальное соотношение всех доходов застрахованных и доходов, подлежащих обложению. Также необходимо учи-тывать и коэффициент собираемости страховых взносов , поскольку несмотря на достаточно высокий уровень собираемости взносов, он ниже 1 (данный показатель принимает среднее значение 0,986 с 1997 по 2004 гг.) и су-щественно влияет на отклонение прогнозных показателей. Таким образом, фор-мула общего объема поступлений страховых взносов в ФСЗН будет иметь четыре составляющих: страховые взносы работающих самозанятого населения (SV2), граждан в «нестраховых» периодах и страховые взносы, занятых в силовых ведомствах и примет следующий вид [2, с. 65]:

; (2)

(3)

(4)

(5)

где NR -- численность работающих в году t;

Zm -- среднемесячная заработная плата;

Кь -- коэффициент бонификации (уровень необлагаемых выплат);

Т -- тариф страховых взносов, установленный по законодательству;

Ks -- коэффи-циент собираемости страховых взносов;

NSN -- численность самозанятого на-селения;

MZP -- минимальная заработная плата;

ВРМ -- бюджет прожиточ-ного минимума; NNP -- численность населения в нестраховых периодах;

NSV -- численность занятых в силовых ведомствах;

Zmsv -- среднемесячные доходы в силовых ведомствах.

Применение дополнительных коэффициентов позволит реально оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных, более точно опре-делить коэффициент замещения пенсий, спрогнозировать численность буду-щих получателей социальных пенсий и предусмотреть в случае необходимости дополнительные источники финансирования страховых выплат.

В отличие от большинства сторонников "мягких" вариантов реформирова-ния, которые, основываясь на принципе солидарности поколений, не учиты-вают главных принципов пенсионного страхования и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы кардинальные меры по ре-формированию пенсионной системы введением семинакопительной системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].

Перераспределение совокупного страхового тарифа на пенсионное и со-циальное страхование позволит размежевать распределительную и накопитель-ную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и пол-ностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы работника -- зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элемен-тами и в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с ухудшением демографической ситуации.

Для усиления действия страховых принципов в социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для нанимате-лей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей деятельности стра-хователя (суммы страхового обеспечения по временной нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.) механизм должен преду-сматривать установление дополнительных скидок и надбавок к базовому стра-ховому тарифу и таким образом усиливать принцип самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы социального страхования и будет способствовать усилению контроля за сред-ствами социального страхования со стороны страхователей.

Необходимо также исключить произвольную, не учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное лечение и оздоровление [13]. Для расчета обоснованного возмещения стоимости санатор-ных путевок предлагается рассчитывать суммы дотаций с учетом страхового стажа реципиентов, суммы уплаченных ими страховых взносов и дотационно-го периода по формулам:

(6)

, (7)

где D -- сумма дотации (страхового возмещения) на санаторно-курортное ле-чение или оздоровление;

Zp -- среднемесячные доходы получателя дотации за 12 предшествующих месяцев, принимаемые для исчисления страховых взно-сов;

Zr -- среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за аналогичный период;

Pd - дотационный период в месяцах (период страхо-вого стажа с момента предоставления получателю предыдущей дотации на са-наторно-курортное лечение или оздоровление);

Ptn -- типовой нормативный дотационный период в месяцах;

Ntsv -- типовой норматив страхового возмеще-ния;

Z -- среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за п лет (для более точных расчетов мы предлагаем использовать данные за несколько лет);

Tos -- действующий тариф страховых взносов на оздорови-тельное страхование.

ФСЗН может ежегодно устанавливать дифференцированный по типам оз-доровительных учреждений норматив страхового возмещения с учетом мини-мальной стоимости путевки и сроков санаторно-курортного лечения.

Эта методика дает возможность более справедливо использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых возмещений, а так-же расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных оздоровитель-ных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и со-циального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное страхование как финансовая категория представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

В данной курсовой работе был определен исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и принципы, виды социального страхования.

В нашей стране -- один из самых высоких страхо-вых тарифов в системах социаль-ного страхования, действующих в настоящее время (размер страхового взноса составляет 36%). Только проана-лизировав, от чего за-висит размер тарифов, куда и как эти средс-тва расходуются, како-ва мировая практика в этой области, мож-но определить что можно сделать для рефор-мирования системы социального страхова-ния и снижения стра-ховых тарифов.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Все вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы. Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем: катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий, зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН, а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.

Между тем, есть богатый мировой опыт реформирования пенсионных систем. Интересный материал по этой проблеме помещен в глубоком исследовании МАСО (международная ассоциация социального обеспечения) "Тенденции развития социального обеспечения в 2001-2004 годах". В частности, заслуживает особого внимания (для нас это очень важно) проводимая в жизнь многим развитыми странами стратегия увеличения продолжительности работы людей пожилого возраста, система, в которой работник заинтересован отложить свой выход на пенсию. Много поучительного можно найти в системах назначения и выплаты других видов пособий по социальному страхованию. Немало полезного в этой части можно увидеть в системах стран бывшего социалистического лагеря: Чехии, Словакии, Болгарии, Польше.

Руководством страны поставлена задача постоянного роста коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.

Успеху мероприятий по рефор-мированию пенсионного и социаль-ного страхования будет способство-вать дальнейшее расширение пер-сонифицированного учета, основан-ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси-онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со-циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ-фику национальной системы, кото-рая позволит рассматривать воз-можные варианты развития и своев-ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица-тельных тенденций.

Принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью. Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

.

1. Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006. - №7. - С. 42-46.

2. Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2006. - №1. - С. 63-66.

3. Алешкевич, И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. - 2006. - № 8. - С. 21-23.

4. Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. - 2004. - № 7. - С. 12-13.

5. Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая практика / О. Ананич // Директор. - 2004. - № 5. - С. 34-37.

6. Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. - 2004. - № 5. - С. 27-29.

7. Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в Республике Беларусь // Н. К. Громыко // Отдел кадров. - 2004. - № 8. - С. 84-97.

8. Доходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by

9. Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике Беларусь // НЭГ - 1997. - №20.- С. 18.

10. Капыльская, Л. И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел кадров. - 2006. - № 5. - С. 70-78.

11. Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент. Учебно - справочное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

12. Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И. Кравцова, В. Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина- Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. - 336 с.

13. Мировые тенденции в социальном страховании //www.ssf.gov.by

14. Николаевский, В. В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский // Социология. - 2004. - №3.- С. 21-42.

15. Об основах государственного соци-ального страхования: Закон Республики Бе-ларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by.

16. О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок [Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by

17. О концепции реформы системы пен-сионного обеспечения в Республике Бела-русь и плане первоочередных мер го реали-зации ее основных положений: Постановле-ние Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 // Нац экон. газ. -1997.-№20.-C 18.

18. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-ХП (с измене-ниями и дополнениями) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1992. № 17, Ст. 275.

19. Расходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by

20. Роик, В. Д. Доктрины и концепции со-циального страхования / В. Д. Роик // Человек и труд. -2005. - № 6. - С.74.

21. Теория финансов: Учебное пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. - Мн.: Выш. шк., 2005.- 542с.

22. Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива, Юрайт, 2000.

23. Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы: Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2000.

24. Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст//Финансы, учет, аудит. - 2004. - № 4. - С. 12-13.

25. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.- М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2000.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 46 страниц, 2 рисунка, 25 литературных источников.

Тема: «Социальное страхование в системе социальной защиты населения РБ»

Ключевые слова: социальное страхование, социальная защита населения, Фонд социальной защиты населения, персонифицированный учет, пенсионная система.

Объектом и предметом исследования методологические и практические вопросы совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Цель работы -- всестороннее и полное изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

При выполнении работы использовались методы как общенаучные, так и специальные методы исследования : анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический и метод технико-экономических расчетов.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования, были изучены особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь, ознакомление с международным опытом социального страхования, изучение тенденций и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Элементами научной новизны полученных результатов являются дальнейшее расширение пер-сонифицированного учета, основан-ное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы пенси-онного и социального страхования, а также создание системы актуарных расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и со-циального страхования, полностью учитывающей особенности и специ-фику национальной системы, кото-рая позволит рассматривать воз-можные варианты развития и своев-ременно принимать упреждающие меры при возникновении отрица-тельных тенденций.

Экономическая и социальная значимость: Увеличение абсолютной численности пен-сионеров, их удельного веса в общей числен-ности населения и другие факторы стали при-чиной кризисных явлений в системе пенси-онного и социального страхования. В связи с этим особую экономическую и социальную значимость приобретает курсовая работа, как поиск оптимальной модели финансово-го обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные прин-ципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и актива-цию страховых признаков системы.

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Реферат Live