Рефераты

Оценка факторов внутренней и внешней среды деятельности образовательного учреждения на примере филиала ВЗФЭИ г. Брянска

Внутренняя структура современного вуза всецело зависит от его внешней среды. Она органически встроена в рынок и вынуждена меняться постоянно. Важно поэтому обеспечивать постоянную адекватность внутренней структуры вуза требованиям динамичной внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру вуза.

Рис. 1.3.. Система взаимодействия комплекса маркетинга и факторов внутренней среды

Многие специалисты считают, что создание внутренней структуры вуза сродни конструированию механизма, где "деталями" служат квадратики с названиями хозяйственных подразделений, отделов, кафедр, центров и т.п.. Практика показывает, что такое организационное "творчество" чаще ухудшает состояние образовательной организации, нежели повышает эффективность работы. У нас распространен взгляд на организацию, как на структуру, которую можно строить по произволу конструктора. На Западе уже давно отказались от представлений об образовательной организации как о механизме, созданном только для добывания прибыли. Осознано, что любое образовательная организация - это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Важнейшими закономерностями его существования являются:

- стремление к выживанию;

- постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;

- создание и совершенствование своих "органов";

- поддержание благоприятной внутренней среды;

- наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного вуза, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такая оценка вуза заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах.

Можно заметить, как постепенно растет слой людей, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают уходить от высокой зарплаты ради психологического комфорта и более творческой работы.

Микросреда представлена силами (конкретными организациями и лицами), имеющими непосредственное отношение к данному субъекту маркетинга и его возможностям. Микросреда подразделяется на:

1. факторы, не контролируемые образовательным учреждением (включая конкретных поставщиков, контрагентов, потребителей, конкурентов);

2. факторы, в определенной степени контролируемые руководством образовательного учреждения (выбор и коррекция сферы деятельности, определение целей учреждения, роль в нем маркетинга, общий уровень профессионализма и маркетинговой культуры персонала и др.) Степень контролируемости этих факторов коррелирует со степенью самостоятельности учреждения;

3. факторы, подконтрольные службе маркетинга: выбор целевых рынков (сегментов), в т.ч. по размерам, особенностям и глубине разработки; цели маркетинговой деятельности, в т.ч. в отношении имиджа учреждения, путей продвижения образовательных услуг, роли в конкуренции; тип организации маркетинговой службы; расстановка акцентов, выбор средств, внесение корректив в ходе выполнения маркетинговых действий, решения задач.

Кадровый фактор внутренней среды

К внутренним факторам относиться кадровая политика вуза. Уровень образования кадров и этические подходы весьма важны. Это основные составляющие конкурентных преимуществ.

Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

Проблем, возникающих вследствие воздействия системы избыточного контроля, можно избежать, задавая осмысленные приемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

Влияние государственной финансовой политики

В России должна быть сильная современная высшая школа, об этом говорили в своих докладах ректор МГУ Виктор Садовничий. Она обязана готовить первоклассных специалистов и проводить научные исследования в ведущих областях, определяющих научно-технический прогресс, экономический рост в стране и благосостояние населения.

Владимир Путин считает, что в сферу образования нужно привлекать частные капиталы, бизнес, который будет использовать свои средства на подготовку специалистов и сам следить за их распределением. Он коснулся и проблем обучения в платных учебных заведениях, заметив, что некоторые из них не могут реально конкурировать с государственными. Они дают невысокий уровень знаний, нередко такие вузы возглавляют руководители, не имеющие ученых степеней. Они просто занимаются обманом населения.

Таблица 1.4.

Источники финансирования вузов, находящихся в подчинении Министерства образования Российской Федерации (в %)

Источник финансирования

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Госбюджетное финансирование

68,3

65,7

55,1

53,8

50,9

50,9

Средства от предпринимательской деятельности

22,9

25,4

33,0

35,2

37,0

39,2

Прочие средства

8,8

8,9

11,9

11,0

12,1

9,9

ИТОГО

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Как видим, в целом по России прослеживаемся тенденция снижения значения бюджетного финансирования высшей школы и переход на доходы от предпринимательской деятельности.

В 2003 году финансирование вузов будет увеличено, а выделение средств на закупку научного оборудования для вузов возрастет на 68 процентов. На обновление и комплектование библиотек расходы увеличат на 240 процентов. А это значит, что у студентов и преподавателей будет больше компьютеров и учебников. Вдвое возрастет объем финансирования капитального строительства. Оно составит 3 миллиарда рублей. А это значит, будет больше студенческих общежитий, квартир для преподавателей и современных спортивных комплексов. В три раза повысятся надбавки за ученую степень. И это тоже приятная новость для ученых. Одна из важнейших проблем, по мнению ректоров вузов, - защита интересов преподавателей и ученых. На съезде ректоров шла речь о введении новой системы оплаты труда с 1 октября 2003 года, бюджетном финансировании вузов, создании отраслевой пенсионной системы, которая дала бы социальную защиту педагогам, много лет проработавшим в сфере просвещения.

Расходы на обучение одного отечественного студента-бюджетника составляют около тысячи долларов в год. По этому показателю Россия значительно отстает от европейских стран и США. Даже бывшие социалистические страны тратят на подготовку специалистов с высшим образованием гораздо большие суммы.

Рис. 1.4. Расходы на обучение одного студента в разных странах

Востребованность отдельных профессий

В России у нас нужно рассчитывать рынок образовательных услуг не менее чем на 10-12 лет (а рынок высшего образования - на 4-6 лет).

Резервную армию труда пополняют в основном женщины, а следовательно, растет спрос на переподготовку женщин, которые предъявляют спрос на специфические "женские" профессии.

Одной из острых демографических проблем в приложении к образовательной сфере является студенческая и научная эмиграция. Исследования, проведенные Центром демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, свидетельствуют о чрезвычайно низком «потенциале возвращения» российских студентов, обучающихся за рубежом (18-25%). При этом максимальный уровень эмиграционного потенциала очень высок - около 70%.

Как показали опросы специалистов, пять процентов выпускников вузов изъявляют желание как можно скорее уехать за границу. За последние годы эмигрировали более ста тысяч молодых специалистов. В Америке и Канаде молодых российских ученых используют особенно активно, для них специально готовят рабочие места.

В то же время страна испытывает колоссальный дефицит профессионалов - ученых, инженеров, экономистов, менеджеров. В наши дни все большую роль в производстве играют высокие технологии. В том числе в столь важных для России отраслях, как транспортная и энергетическая. И для них необходима подготовка таких специалистов. Нет нужды уверять всех в том, что уровень образования и науки - это и вопрос национальной безопасности.

Структура выпуска высших учебных заведений по профессиям на сегодняшний день характеризуется следующими данными: 27% студентов государственных вузов изучают право, экономику, менеджмент, гуманитарные и социальные науки. Остальные студенты обучаются по техническим, естественнонаучным и медицинским специальностям. Между тем, в развитых странах соотношение специальностей обратное - около 35% инженеров, медиков и специалистов в области естественных наук в числе выпускников.

Интересные исследования в области прогнозов рынка труда и соответствия структуры выпуска образовательных организаций спросу, предъявляемому на рынке труда, проводят разнообразные кадровые агентства и независимые аналитические центры. Специалисты группы поиска персонала «Триза Exclusive» утверждают, что сегодня наиболее популярными остаются выпускники экономических вузов - на их долю приходится свыше 50% спроса, при этом, в течение ближайших пяти лет высокий спрос на выпускников-экономистов, скорее всего, сохранится.

Аналитики исследовательской компании RPI предполагают, что, несмотря на то, что на сегодняшний день рецессия в области информационных технологий повлекла за собой уменьшение спроса на специалистов этого профиля, в перспективе на ближайшие пять лет безработица тем, кто сегодня выбирает профессии IT-инженеров не грозит.

Кроме того, хорошие перспективы предрекают таким специальностям, как логистик, маркетолог, специалист по связям с общественностью. Также высокий спрос, согласно прогнозам, будет предъявляться на экологов, психологов, инженеров-строителей, химиков-пищевиков.

По данным Министерства образования в ближайшие годы возрастет спрос на медиков, учителей и специалистов со средним образованием - токарей, слесарей, поваров.

1.4. некоторые черты дистанционного образования

Одним из видов образовательных услуг является дистанционное образование. Оно позволяет пересечь границы регионов и даже стран. Поле маркетинговой деятельности вуза значительно расширяется.

Смысл дистанционного образования в том, что потребитель таких образовательных услуг может не занимать учебные площади, а учиться дома.

Интернет стал важнейшим образовательным инструментом, причем не только в процессе обучения студентов, но и при подготовке преподавателей - таковы результаты исследования, проведенного в Канаде по заказу компании MsGraw-Hill Reyrson, занимающейся изданием учебников.

В ходе международного исследования были опрошены 1177 преподавателей и студентов университетов и колледжей. На основании их ответов Msdtaw-Hill рассчитала степень важности информационных технологий в обучении. В 1999 году этот показатель был равен 22%, теперь достиг 57%.

В этом году начинает свою работу новый онлайновый проект британских вузов UkeU - UK eUniversities Worldwide («электронные университеты Соединенного Королевства»). В рамках этого проекта студентам всего мира (в т. ч. и из России) будет предоставлена возможность получить британское высшее образование и ученую степень через Интернет.

Участники LJkeU смогут выбрать учебные курсы по семи дисциплинам, включая научные технологии, бизнес и менеджмент. Ожидается, что количество иностранных студентов должно составить 80% всех онлайновых учащихся. Стоимость обучения зависит от выбранных курсов и составит не менее 1,5 тыс. фунтов в год. Связь преподавателей и студентов будет осуществляться через новый Интернет-портал www.ukeu.com, созданный Sun Microsystems. На нем разместятся иллюстрированные тексты в формате HTML, аудиофайлы, а также тесты.

Самыми первыми дипломами, которые можно будет получить в рамках этого проекта, станут дипломы Открытого и Кэмбриджского университетов в области экономики.

Глава 2. Оценка отдельных факторов среды бизнеса ВЗФЭИ

2.1. Характеристика профиля ВЗФЭИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ) - основан 14 мая 1930.

Полное наименование вуза (в соответствии с учредительными документами): Всероссийский заочный финансово-экономический институт.

Юридический адрес: (в соответствии с учредительными документами) 123995, ГСП-5, г.Москва, Г-96 ул. О.Дундича, д.23.

Всероссийский заочный финансово-экономический институт имеет лицензию на образовательную деятельность №24Г-1144 от 11.09.2000г.

ВЗФЭИ - один из ведущих центров экономических исследований в области становления социально-ориентированной рыночной экономики, теории финансов, совершенствования бюджетной системы, кредитно-денежной политики и др.

Структура ВЗФЭИ:

В структуру института входят: Московское отделение и 21 филиал (в Архангельске, Барнауле, Брянске, Владимире, Воронеже, Волгограде, Калуге, Кирове, Краснодаре, Курске, Липецке, Новороссийске, Омске, Орле, Пензе, Смоленске, Сургуте, Туле, Уфе, Челябинске, Ярославле).

ВЗФЭИ имеет 5 факультетов: Финансово-кредитный, Учетно-статистический и Менеджмента и маркетинга (в составе которых работает 21 кафедра); Непpеpывного образования и Повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Есть специализированные подготовительные курсы для поступления на первый курс института. Имеется Центр дистанционного обучения (в Брянском филиале его нет).

Дополнительно в процессе обучения участвуют:

o Центр новых образовательных технологий - осуществляет проведение научных исследований в области разработки методологии и реализации новых компьютерных образовательных технологий, а также создания программных продуктов учебного назначения.

o Центр дополнительных образовательных услуг - осуществляет целевую подготовку экономистов высшей квалификации по специальностям "Финансы и кредит"; "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"; "Менеджмент организации"; "Маркетинг".

o Центр аттестации и повышения квалификации аудиторов и бухгалтеров.

Академические подразделения:

o Компьютерные залы.

o Библиотека.

Структурными подразделениями института являются:

o Отраслевая научно-исследовательская лаборатория.

o Профком.

o Учебно-методическое управление.

o Приемная комиссия.

o Отдел подготовки печатных материалов.

o Центр обеспечения учебно-методической литературой.

o Общежитие.

А также:

o Кадровые и административно-управленческие службы.

o Управление бухучета и финансового планирования.

o Хозяйственные и технические подразделения.

2.2. Описание специфики ВЗФЭИ

Крупнейший в России государственный и единственный специализированный заочный экономический вуз. Является лидером в области подготовки специалистов без отрыва от производства по ведущим финансово-экономическим специальностям: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации» и д.р.

Научные исследования проводят крупные ученые-экономисты, авторы известных в стране монографий, учебников, учебных пособий. Ими созданы научные школы в области финансов, бюджета, кредитных отношений, управления вузами и предпринимательства, маркетинга, бухгалтерского учета и аудита, статистики, анализа хозяйственной деятельности вузов, применения экономико-математических методов и вычислительной техники в управлении экономикой и др.

Преподаватели института участвуют в работе центральных органов власти и управления по подготовке законодательных актов и нормативных документов, в проведении экспертных оценок подготавливаемых проектов и экономических расчетов.

Более чем 70-летний опыт научной и педагогической деятельности, а также постоянная ориентация учебного процесса на соответствие реальным потребностям экономики позволили ВЗФЭИ стать лидером в области подготовки специалистов без отрыва от производства. Институт к настоящему времени уже подготовил свыше 300 тысяч высококвалифицированных специалистов: ученых; руководителей финансовой и банковской систем; ведущих экономистов и главных бухгалтеров; руководителей различных звеньев управления народным хозяйством.

В 2001 году ВЗФЭИ занял 4 место в рейтинге экономических вузов по России по итогам 2000 года. (см. приложение№1)

Институт имеет государственную аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность №24Г-1144 от 11.09.2000г.

В соответствии с профилем деятельности вуз сверх основных функций проводит важные виды дополнительной работы по оказанию услуг населению и вузам промышленности в области повышения квалификации специалистов, подготовки молодежи к поступлению в институты и др.

Головной вуз ведет дифференцированную ценовую политику в отношении филиалов, он учитывает объективные и субъективные факторы конкретной региональной среды бизнеса.

Что же было сделано в стране в рамках данной Концепции в 2002/2003 учебном году и что предполагается осуществить в новом учебном году.

В 2003 году значительно расширен эксперимент по единому государственному экзамену (ЕГЭ), который проводился в 48 субъектах РФ и в котором участвовало примерно 600 тысяч школьников, т.е. половина выпускников 11-х классов. Прием абитуриентов в институт по результатам ЕГЭ осуществляется пока в одном этом филиале в г. Калуге по трем специальностям. В 2004 году эксперимент распространится практически на все субъекты РФ, в т.ч. и на Москву (в нем будут участвовать школьники пяти административных округов г. Москвы). Проведение эксперимента, по мнению некоторых ректоров вузов, высветило ряд негативных моментов. Так, внедрение системы отодвигает вузы от активного участия в отборе своих абитуриентов, т.е. тех, кто хочет обучаться в определенном учебном заведении. При внедрении ЕГЭ утрачивается смысл существования профильных классов в школах учебного комплекса ВЗФЭИ, требуется перестройка системы довузовской подготовки и работы приемных комиссий.

Единый государственный экзамен

В этом году филиал ВЗФЭИ в г. Калуге участвовал в эксперименте вместе с другими вузами города и области по единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Институтом были определены три специальности, по которым осуществлялся прием:

- менеджмент организации;

- маркетинг;

- экономика труда.

Перечень документов, которые абитуриент должен представить в отборочную комиссию, был дополнен свидетельством о результатах ЕГЭ. Не принимались документы у абитуриентов, которые имели следующие результаты по ЕГЭ: по математике - ниже 32 баллов, по русскому - ниже 28 баллов.

К большому удовлетворению план набора по всем трем специальностям был выполнен.

По «Менеджменту организации»: из 30 человек, представленных к зачислению, 11 окончили школы с медалями; максимальный балл - 159, проходной - 129.

По «Маркетингу»: из 40 человек 1 медалист, максимальный балл - 159, проходной - 115.

По «Экономике труда»: из 40 человек, представленных к зачислению, 7 окончили школу с медалями, максимальный балл - 164, проходной - 104.

Концепция предполагает также переход от планов приема в вузы (ранее - по принципу от достигнутого) к конкурсному распределению государственного задания на подготовку специалистов по регионально-отраслевому принципу.

В соответствии с постановлением правительства РФ такой конкурс состоялся в феврале с.г. в специальном центре. Наши филиалы, участвовали в нем в составе базового ВЗФЭИ.

Конкурсная заявка включала: анкету ВЗФЭИ, предложения на размещение госзадания на подготовку специалистов, информационные карты ВЗФЭИ и филиалов, копии свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, лицензий, свидетельства о госаккредитации, свидетельства о регистрации в территориальных налоговых органах.

Маркетинговое поле

Госзадание на подготовку специалистов на 2003 год утверждено на уровне приема в 2002 году. В результате конкурса предложения ВЗФЭИ были приняты.

В информационной карте ВЗФЭИ на сайте представлена подробная информация о структуре и качественном составе профессорско-преподавательских кадров, контингенте студентов по каждой специальности, приеме, выпуске и т.д.; об аспирантуре, докторантуре, советах по защите диссертаций, НИР, учебно-методической работе, информационном обслуживании, востребованности выпускников, материальной базе.

Выпуск специалистов в отчетном году завершился достаточно благополучно, что подтверждается результатами государственной итоговой аттестации. Всего выпущено 8764 специалиста, получающих высшее образование впервые (по второму образованию выпуска не было). Из них в Московском отделении - 2078 человек. Дипломы с отличием получили 486 выпускников (в т.ч. 91 в Москве).

Безусловным достижением прошлого года явилась работа, проводимая под руководством профессоров Д.М. Дайитбегова и B.C. Торопцова по созданию электронных версий учебно-методической литературы по всем курсам и специальностям. Это позволяет выдавать каждому студенту на весь учебный год полный комплект учебно-методической литературы в виде одного компакт-диска и в конечном итоге может обеспечить институту экономию денежных средств от сокращения выпуска методичек на бумажных носителях.

За анализируемый период созданы электронные версии учебно-методической литературы 134-х наименований для студентов I-III курсов всех специальностей и IV и V курсов специальностей 060400 и 060500.

Все это отвечает духу перестройки системы образования и чрезвычайно важно для развития передовых технологий обучения, укрепления позиций института в образовательной среде.

* В отчетном году, как и в прошлые годы, в институте продолжала активно развиваться система непрерывного обучения.

По ускоренным программам на ФНО проходили подготовку 10 124 студента, в том числе в Московском отделении (включая Серпуховское представительство) - 2378 человек.

Обучение студентов осуществлялось как по традиционной технологии, так и с использованием дистанционного обучения. В 27 представительствах ВЗФЭИ на ФНО по дистанционной технологии обучалось 153 7 человек.

В прошедшем году сохранялась тенденция роста Учебного комплекса (УК), расширение связей со средними и начальными профессиональными учебными заведениями, а также общеобразовательными школами.

В настоящее время в его состав входит 109 учебных заведений (55 колледжей и лицеев, 3 профессиональных училища (ПУ), 51 общеобразовательная школа), в том числе в Москве - 28 учебных заведений (18 колледжей, 2 ПУ и 8 общеобразовательных средних школ).

* Достаточно активно в прошлом году работал факультет повышения квалификации, на котором прошли переподготовку более 1300 бухгалтеров и аудиторов.

С этого года на факультете начнется повышение квалификации преподавателей вузов.

* Стабильно развивается в институте Центр дополнительных образовательных услуг.

Курсы дополнительных образовательных услуг действовали в Московском отделении и в 17 филиалах ВЗФЭИ.

Всего по институту на курсах дополнительных образовательных услуг в минувшем году прошли обучение по разным программам 4812 слушателя, в том числе в Московском отделении - 1031, в филиалах-3781.

В Московском отделении обучение на курсах дополнительных образовательных услуг проводилось по 16 учебным программам, в филиалах в качестве дополнительных образовательных услуг было востребовано от 3 до 8 учебных дисциплин.

*Продолжалось развитие системы дистанционного обучения на | базе создаваемых нашими филиалами представительств.

Контингент студентов увеличился по сравнению с предыдущим годом почти вдвое и составил более 4300 чел.

* Через подготовительные курсы в течение отчетного учебного года прошли обучение 9701 абитуриент в Московском отделении и филиалах, что на 350 человек больше, чем в прошлом учебном году.

Большинство выпускников подготовительных курсов подали документы для поступления на первый курс и стали студентами Брянского института.

* Научно-методическая работа в институте координируется Научно-методическим советом (НМС) под руководством Д.М. Дайитбегова.

Основное внимание в 2002/2003 учебном году НМС уделял вопросам совершенствования организации и методического обеспечения учебного процесса, изучения и распространения передовых методов и технологий обучения, и вопросам качества проведения научно-методической и учебной работы. При этом заседания НМС проводились совместно с редакционно-издательским советом (РИС).

В соответствии с утвержденным тематическим планом издания учебной литературы на 2003 год на заседании НМС и РИС рассмотрены и утверждены 25 планов-проспектов учебников и учебных пособий и одновременно рассмотрены и одобрены учебные программы дисциплин, по которым будут готовиться учебники и учебные пособия по новым государственным образовательным стандартам [. Материалы сайта ВЗФЭИ http://www.vzfei.ru].

Материально-техническая база

В прошедшем учебном году институт продолжал укреплять свою материально-техническую базу.

Головной институт в Москве располагает прекраснейшим современным зданием еродизайна. Реконструкция его закончена всего 2 года назад. Но уже ощущается нехватка учебных аудиторий.

Практически на стадии завершения находится строительство нового учебного корпуса в г. Калуге площадью около 2,5 тыс. м2.

Успешно завершена реконструкция учебного корпуса в г. Туле. Выполнен значительный объем работ по реконструкции подвальных помещений, сооружению пристройки входного вестибюля, облицовке всего фасада здания современным отделочным материалом и ремонту этажей. В результате здание филиала является теперь одним из лучших в городе.

Ведется строительство надстройки 6- и 7-го этажей филиала в г. Барнауле с целью расширить площадь на 1,5 тыс. м2. Срок завершения работ - декабрь текущего года.

Проводились ремонтные работы в Орловском, Смоленском, Кировском, Волгоградском, Новороссийском, Челябинском, Ярославском, Брянском, Липецком, Сургутском филиалах.

Ведется проектирование пристройки к зданию Владимирского филиала площадью около 2 тыс. м2, а также входной группы и одного дополнительного этажа в Липецком филиале.

Наука и методическое обеспечение

ВЗФЭИ имеет аспирантуру и докторантуру по 5 научным специальностям, 5 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Институт является учебно-методическим центром страны по заочному экономическому образованию, а также одним из крупнейших в Российской Федерации научно-исследовательским центром.

Учебный процесс в институте проводиться на основе единых учебных программ и методических разработок. Кафедрами ВЗФЭИ подготовлено к изданию в 2002/2003 учебном году 124 наименования учебно-методических материалов (на 33 больше, чем в 2001/2002 учебном году).

ВЗФЭИ является участником эксперимента Министерства образования РФ по дистанционным технологиям обучения.

На 2003/2004 учебный год проводится набор на 1-й курс студентов для обучения с использованием дистанционной технологии в филиалах и представительствах института, закрепленных за ними (гг. Архангельск, Барнаул, Владимир, Волгоград, Воронеж, Калуга, Краснодар, Курск, Липецк, Омск, Пенза, Тула, Уфа, Челябинск, Серпухов). Прием заявлений и документов от поступающих для обучения с использованием дистанционной технологии проводится по установленному графику и осуществляется на платно-договорной основе, в соответствии с утвержденным планом набора на дистанционное обучение.

При обучении помимо учебников, учебных пособий, методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ, написанных ведущими преподавателями института, по всем дисциплинам используются обзорные (установочные) лекции, записанные на аудиокассетах, и компьютерные обучающие программы, записанные на дискетах или CD-ROM.

В нынешнем учебном году предусмотрена подготовка новой редакции методических указаний для студентов-дипломников, программ производственной практики, методики оценки знаний студентов членами ГАК, учебной и учебно-методической литературы для студентов пятых и шестых курсов по новым дисциплинам учебных планов, в т.ч. по дисциплинам специализаций.

* Исключительно важное значение для повышения эффективности подготовки специалистов имеет развитие внутривузовской системы управления качеством учебного процесса (системы менеджмента качества - СМК), разрабатываемой под руководством проф. Г.С. Желнинского, в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО 9001:2001.

Важнейшей сферой деятельности института является научно-исследовательская работа.

По результатам научных исследований преподавателями института были защищены 2 докторских (М. А. Бахрушина и Л.В. Сотникова) и 7 кандидатских диссертаций.

Особого внимания заслуживает научно-исследовательская работа, которая ведется с зарубежными образовательными и научными учреждениями.

ВЗФЭИ и Центральным университетом финансов и экономики Китая под руководством проф. Г.Б. Поляка и проф. Ван Енгжана исследуется проблема «Разделение прав и полномочий в области финансов между центральными и территориальными органами власти в России и в Китае». Под руководством проф. М.М. Максимцова ведется совместная работа с китайскими учеными над учебником «Менеджмент международного бизнеса». Под руководством проф. Л.Т. Гиляровской группа российских и китайских ученых исследует «Систему бухгалтерского учета в России и в Китае». Доцент С.П. Колчин участвует в разработке научного доклада «Налоговые системы в России и в Китае: проблемы и пути их решения».

Институт ежегодно принимает участие в работе конгрессов, проводимых Международным институтом государственных финансов и международной ассоциации профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Продолжается сотрудничество с крупнейшими шведскими университетами: Гетеборгским и Упсальским по разработке программ развития дистанционного обучения.

Это сотрудничество поддерживается Шведским национальным агентством по высшему образованию и Шведским национальным программным комитетом.

Имеется договоренность о проведении работ по темам «Международные стандарты аудита», «Риск-менеджмент», «Корпоративные финансы».

Международное сотрудничество осуществляет и ряд филиалов Брянского института. Так, Брянский филиал участвует в проекте международной научной программы «Баренц-регион». Филиал в г. Омске принимает участие в разработке научной темы «Исследование и решение задач оптимального размещения экономических объектов» (совместно с научными учреждениями Франции и Белоруссии). Филиал в г. Смоленске совместно с научными коллективами из Германии, Белоруссии, Литвы и Украины участвует в международной межвузовской программе «Исследование трансформационных процессов современного общества».

Преподаватели ВЗФЭИ ежегодно выступают с докладами на различных международных конференциях.

* Важным участком научной работы является подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре. В отчетном периоде в аспирантуре обучались 233 человека, из них на бюджетной основе - 115, на договорной - 118.

В связи с введением новых паспортов специальностей по экономическим наукам была пересмотрена тематика научных исследований по специальностям диссертационных советов ВЗФЭИ.

Для дополнительного развития научного потенциала ВЗФЭИ открыта аспирантура по специализациям «Экономическая история» и «Маркетинг» с правом защиты кандидатских и докторских диссертаций в советах института.

В 2002/2003 учебном году было подготовлено и издано 14 учебников объемом 416,19 п.л., тиражом 488 500 экз. (в т.ч. 8 с грифом Минобразования РФ и 6 с грифом УМЦ и УМО), 10 учебных пособий объемом 217,96 п.л., тиражом 13 100 экз. (в т.ч. с грифом Минобразования РФ 5 и 5 с грифами УМЦ и УМО).

Институт принял участие во Втором общероссийском конкурсе учебных изданий вузов «Университетская книга-2002». Приказом Минобразования РФ от 22.04.03 г. № 1744 ВЗФЭИ признан призером этого конкурса и отмечен почетной грамотой за успехи в учебном книгоиздании.

Научные исследования, проводимые в институте, легли в основу подготовки научных монографий, учебников, учебных пособий, курсов лекций, статей в периодических изданиях. В прошлом году было подготовлено свыше 570 таких работ общим объемом более 2230 п.л.

Издано 25 сборников научных трудов преподавателей и аспирантов института, в том числе 5 Московским отделением института.

За анализируемый период на базе института и филиалов проведено свыше 40 научно-практических конференций и семинаров, посвященных актуальным вопросам развития российской экономики и финансов.

Отрицательным является то, что вуз не предоставляет отсрочку от армии.

2.2. Специфика филиала в г. Брянске

адрес филиала: 241000 Брянск, ул. Фокина, дом 6. телефоны: (8-083-2) 74-52-84; e-mail: vzfei@vzfei.brk.ru

Номер Лицензии - 24Г-0057, Дата Выдачи - 01.04.99 Срок действия - до 01.04.2005

Директор филиала: Игнашков Владмир Иванович

До 1994 года он был единственным вузом, готовившим специалистов по специальности финансы и кредит и бухучет высшей квалификации на Брянский регион.

Методическое обеспечение и обеспечение учебниками взял на себя головной вуз, он печатает в своем издательстве ЮНИТИ базовые учебники. В брянском филиале преподаватели все свои усилия сосредотачивают не на составлении учебных планов и пособий а на процедурных вопросах учебного процесса. Все методички, программы и билеты приходят из Москвы. Это есть конкурентное преимущество данного вуза в целом на рынке образовательных услуг.

Кандидатуры на вакантную должность так же утверждает Московская кафедра. Однако в последнее время, филиал несколько отошел от этого правила.

Методические пособия и программы подготовлены ведущими преподавателями Московского аппарата ВЗФЭИ.

Таблица 2.1

Отдельные характеристики работы вузов Брянского региона, готовящих специалистов экономических направлений

Наименование позиции для сравнения

Филиал ВЗФЭИ

Филиал ОРАГС

Филиал МПСИ

Госуниверситет

Филиал Института потребкооперации

Технологическая академия

Гуманитарный университет

Транспортного машиностроения

Сельхозакадемия

Наличие дневного отделения

нет

нет

есть

есть

нет

есть

есть

есть

есть

Наличие военной кафедры

нет

нет

нет

нет

нет

есть

нет

нет

нет

Наличие дистанционного образования

нет

нет

нет

нет

нет

нет

есть

нет

нет

Наличие бюджетных мест по экономическим специальностям

185

нет

нет

220

нет

210

нет

165

60

Конкурс на одно бюджетное место

4

нет

нет

5

нет

5

нет

3

2

Конкурс на платное образование

нет

нет

нет

2

нет

нет

нет

нет

нет

Таким образом, филиал видим, что отсрочку от армии получают только студенты Брянской технологической академии.

Видно, что полноценное дневное образование по экономике имеет место не во всех вузах. В ВЗФЭИ Гуманитарном институте студенты имеют возможность приходить на занятия днем, но учатся по сокращенной программе как и заочники.

Дистанционное образование можно получить только в Современном гуманитарном университете.

О престиже Брянского филиала ВЗФЭИ свидетельствует конкурс: в этом году на одно бюджетное место претендовало в среднем 3-4 человека, но вот на платной основе в госуниверситет конкурс составил более двух человек на место. Уже несколько лет подряд филиал ВЗФЭИ не ограничивается традиционной формой обучения. Одновременно ведет подготовку специалистов на базе высшего образования. Необходимо отметить, что немало желающих продолжить свое образование не только на финансово-кредитном и учетно-статистическом факультетах, но и на факультете менеджмента и маркетинга. Вместе с этим постоянно ведет набор на факультет непрерывного обучения.

Не во всех вузах Брянска есть возможность учиться за счет средств федерального бюджета.

А конкурс на платное отделение характерен для Госуниверситета.

Таблица 2.2

Показатели платы за обучение и возможность получить дополнительное образование на базе 2-го высшего и на базе среднего специального образования

Наименование позиции для сравнения

Филиал ВЗФЭИ

Филиал ОРАГС

Филиал МПСИ

Госуниверситет

Филиал Института потребкооперации

Технологическая академия

Гуманитарный университет

Транспортного машиностроения

Плата за обучение на заочном отделении первого образования

15

-

12

11

11

8

12

Плата за обучение на 2-м высшем образовании

17

13

-

-

-

10

-

13

Плата за обучение для имеющих специальное среднее образование (ускоренное обучение)

16

12

11

10

9

10

-

14

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Реферат Live