Налоговая система Испании
Налоговая система Испании
2
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Финансы и кредит»
Эссе
На тему: Налоговая система Испании
Выполнила:
Студентка «4-1ЭФ» группы
Экономического факультета
Мальцева Я.В.
Руководитель:
Кандидат юридических наук, доцент
Пышкина Н.Л.
Нижний Новгород
2003
Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. В течение последних десятилетий Испания по своему эко-номическому развитию существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. Этому способствовала не только стабильность политической ситуации, но и благоприятный для инвестиций налоговый курс правительства. Действующая система налогообложения в Испании является важнейшей составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.
Налоговая система Испании значительно реформировалась в последние годы. В нее вносились изменения, применительно к требованиям ЕС, совершенствовалась законодательная база с учетом роста экономического потенциала страны и материально-финансового положения налогоплательщиков.
Испания имеет несколько сходное с Российской Федерацией администра-тивное деление. Страна делится, на 17 автономных территорий, которые включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две из них -- Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем остальные, в том числе и в области налогообложения. Так, они пользу-ются правом самим вводить различные виды региональных и местных на-логов. Они сами собирают федеральные налоги, отчисляя законодательно установленный процент от них в федеральный бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налого-вые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоя-тельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федераль-ным законам в области налогообложения.
В соответствии с административно-территориальным делением налого-вая система Испании трехступенчата.
Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций.
Высшим органом власти, устанавливающим налоги, являет-ся парламент (кортесы), высший орган, управляющий налоговой системой, -- Министерство экономики и финансов. По-следнее выпускает разъяснения и инструктивные письма в от-ношении применения налоговых законов, а также отвечает на запросы налогоплательщиков по отдельным нестандартным случаям и ситуациям. Такие ответы служат руководством для налоговых органов, хотя как налогоплательщики, так и налого-вые органы могут оспорить их в суде, если считают не соответ-ствующими действующим налоговым законам.
Непосредственно сбором налогов занимаются налоговые органы, имеющие главную контору в Мадриде и региональные управления в столице каждой провинции. Отдельные департа-менты налоговой службы управляют сбором прямых и косвен-ных налогов.
В 1994 г. в Испании была проведена частичная налоговая реформа с це-лью укрепить финансовую базу регионов. Некоторые федеральные налоги были переданы в ведение территорий. После этого осталось пять видов ос-новных федеральных налогов.
На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц.
С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также как и в России. Налогооблагаемая база в Испании шире, чем в большинстве европейских стран. Так, помимо заработной платы, до-ходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивиден-дов от капитала, в нее включаются пенсии, пособия по безработице. Не об-лагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные сти-пендии, выигрыши в лотереи, разовые пособия при увольнении с работы.
Из налогооблагаемого дохода вычитается до 20 тыс. песет в год на каж-дого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет. Из годового дохода ис-ключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% и не свыше суммы 250 тыс. песет. Частично вычитаются до-кументированные расходы на лекарства.
Для исчисления налога к доходу добавляются 2% от стоимости недвижи-мого имущества.
Подоходный налог уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет в первом случае 400 тыс. песет в год, во втором -- 800 тыс. песет. Далее с ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная -- 20%, максимальная -- 56%. Последняя применяется при доходах свыше 9 550 тыс. песет в год у одного человека или свыше 11 000 тыс. песет -- у семейной пары.
Нельзя не отметить, что 16 ставок подоходного налога создают значи-тельные неудобства в расчетах. В настоящее время в Испании разрабатыва-ются предложения о сокращении их числа. Система многих развитых стран (в том числе России) из 3--5 ставок налога более целесообразна.
15% подоходного налога из федерального бюджета передаются в бюдже-ты регионов.
Одним из основных прямых налогов является налог на прибыль корпора-ций. Налог на прибыль взимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35 % в отличие от Российской Федерации, где ставка - 24 %. Для коопе-ративов ставка понижается до 26%. Значительные льготы предусмотрены для новых инвести-ций и развивающихся производств. На уменьшение налогооблагаемой базы может сразу относиться до 5% суммы новых ин-вестиций, для предприятий, осуществляющих вложения в но-вые технологии и разработку новых видов продукции, размер этой льготы увеличен до 20%. Испанские экспортеры также по-лучают особые льготы в виде налоговых скидок в отношении расходов на освоение новых рынков и открытие филиалов за рубежом. Налоговыми льготами особо поощряются капиталовложения в культуру, включая кинопромыш-ленность, образование, профессиональную подготовку кадров.
В федеральном бюджете доходы от налога на прибыль корпораций опре-делены в 8,2%.
Законодательством установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации: Испания - 20 июня, Российская Федерация - 30 апреля каждого года.
Важное место в федеральной налоговой системе, как и в Российской Федерации, занимает налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура -IVА). Этот налог в послед-ние годы имеет тенденцию к повышению. Так, в 1986 г., когда данный на-лог был введен в связи с вхождением Испании в ЕЭС, и до 1993 г. включи-тельно ставка менялась с 12 до 15%. С 1994 г. НДС взимается по ставке 16% и дает 25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его выплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных и продовольственных товаров, различных видов услуг, транспортных билетов. Не облагаются НДС медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование.
В доходной части федерального бюджета сумма НДС равна 3 533,8 млрд. песет, или 24,9%.
Вторым важным косвенным федеральным налогом служат акцизы, их доля в бюджете -- 1 872,6 млрд. песет, или 13,2%. Набор подакцизных това-ров обычен для европейских стран: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары.
Подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы - обеспечивают более 84% доходов феде-рального бюджета Испании. Остальное -- таможенные пошлины, пени за просрочку налоговых платежей и неналоговые поступления. В общей сумме собираемых налогов ведущее место занимают прямые налоги -- более 60%, на долю косвенных приходится око-ло 25%, остальное -- платежи по социальному страхованию.
Ряд прямых налогов передан автономиям, в частности налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и налог на собственность или на имущество (независимо от местонахождения имущества - в Испании или за рубежом). В Российской Федерации, помимо налога на имущество физических лиц и налога на наследование или дарение к местным налогам и сборам также относится земельный налог, налог на рекламу и местные лицензионные сборы. В Испании же к ведению местных властей относятся налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы.
Автономные власти собирают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства и государственные отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии и муниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости недвижимости; в Барселоне - 0,9%).
Региональные налоги
Налоги на игорный бизнес в размере 0,2% бюджета. Облагаются казино, аттракционы, луна-парки, игровые ав-томаты. Ставки налога колеблются от 20 до 55%.
Налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации заложе-ны в бюджет в размере или 0,3%.
Налог на собственность или на имущество предусмотрен 1,7%. Необлагаемый минимум составляет 17 млн. песет. Далее име-ется прогрессивная шкала со ставками от 0,2 до 2,5% в год. Максимальная ставка применяется, если стоимость имущества превышает 1,6 млн. песет. Не подлежат налогообложению исторические и культурные ценности.
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, за-писан в бюджет 2%. Ставки налога -- от 7,65 до 34%. При определении налогооблагаемой базы наибольшими льготами пользуется прямой наследник.
Налог на передачу имущества --6,4% бюджета. Платель-щиками выступают юридические лица при покупке или аренде имущества. Передача движимого имущества облагается по ставке 4%, недвижимого имущества -- 6%.
Федеральный налог на игорный бизнес -- 38 300 млн. песет, или 2,2%.
Региональные органы могут по согласованию с федеральным правитель-ством вводить и некоторые другие мелкие налоги. Например, налог на стра-хование жизни. Ставка его -- 0,2% от суммы страхования в год. Если страховая сумма превышает 17 млн. песет, то ставка налога увеличивается до 0,5%.
Нетрудно заметить, что даже после передачи регионам некоторых доход-ных источников в Испании происходит перераспределение налогов "сверху вниз". В основе формирования региональных бюджетов лежат не столько собственные источники, сколько субсидии.
То же самое происходит и на муниципальном уровне. Среди местных налогов, можно отметить три важнейших.
Прежде всего это налог на недвижимость: земельные участки и строения в пределах муниципального округа, составляет 14,9% муниципальных доходов. Оценка имущества производится Кадастровым управ-лением. Ставки дифференцированные и регулируются муниципалитетами.
Затем налог на экономическую деятельность. Он дает местным бюджетам или 3,4%. Налог платят юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (вида деятельности, метража занимаемого помещения, энергопотребления, места расположения предприятия, от муниципального коэффициента количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.
В Российской Федерации преимущество такого способа налогообложения малых предприятий оценили сравнительно недавно. Введение единого налога на вмененный доход позволяет государству практически полностью собирать налоги и значительно упростить налоговую документацию.
Третий -- налог на автотранспорт обеспечивает местным бюджетам, или 4,1%.
Можно отметить такие местные налоги, как налог на возрастающую стоимость земельных участков. Вносится при изменении владельца участка в случае, если его кадастровая стоимость возросла за период, прошедший от приобретения до продажи.
Налог на строительство зданий общественной значимости, чтобы воз-местить расходы. Налог на вывоз мусора. Вводятся специальные налоги, чтобы покрыть стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Так, стоимость работ по асфальтированию тротуара раскладывается на заинтере-сованных жильцов расположенных в данном месте домов.
Введение дополнительных муниципальных налогов возможно, но только с разрешения вышестоящих органов управления.
Государственное агентство налоговой службы Испании сумело успешно решить задачу регистрации и учета налогоплательщиков через свой инфор-мационный центр. Каждое юридическое и физическое лицо имеет иденти-фикационный номер. Юридическому лицу он присваивается налоговой службой при регистрации новой компании. А для учета физических лиц ис-пользуются идентификационные номера Министерства внутренних дел. Все данные о налогоплательщиках страны находятся в компьютерной системе налоговой службы в Мадриде.
Заключение
Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.
В Российской Федерации, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.
Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.
Список использованной литературы
1. Налоговая система России / Под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева. М., 1999.
2. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Т. Русаковой. М., 1998.
3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М., 1999.
4. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., 1997.
|