Налоги и налогообложение в экономическом аспекте
Законодательные органы субъектов российской Федерации имеют право расширить перечень налоговых льгот.
Порядок исчисления налога. Налоговым периодом определен год, а отчетным периодом - первый квартал, полугодие, девять месяцев. Законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае поступления в региональный бюджет будут осуществляться один раз в год после окончания н. периода, что может привести к дефициту бюджета в течение календарного года. Поэтому вряд ли законодательные органы регионов воспользуются этим правом.
Сумма налога исчисляется нал-иками самостоятельно исходя из фактической среднегодовой стоимости имущества (с учетом льгот) и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам н. периода, определяется с учетом ранее начисленных авансовых платежей.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, сумма авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую нал. ставку.
Сроки уплаты. Налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Нал-ики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а нал. декларацию по итогам н. периода - не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты и декларация представляются в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Налог и авансовые платежи российских организаций подлежат уплате в бюджет по месту нахождения имущества. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах. Если иностранные организации не осуществляют деятельность через постоянные представительства, то налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения имущества.
4.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Упрощенная система нал-ия была введена Законом РФ от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе нал-ия, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель ее введения - создание более благоприятных экономических условий для деятельности организаций малого бизнеса. Ныне действующая система вступила в действие с 1 января 2003г. Наряду с уже существующей тенденцией снижения количества уплачиваемых налогов расширился круг плательщиков, введены принципиально новые положения по порядку исчисления налога. Порядок исчисления и уплаты налога регламентируется положениями главы 26І Н. кодекса Российской Федерации.
Упрощенная система нал-ия является специальным налоговым режимом. Она применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой нал-ия. Переход или возврат от одной системы к другой осуществляется на добровольной основе.
Применение упрощенной системы нал-ия организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной, деятельности организаций за н. период.
Применение упрощенной системы нал-ия индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физ. лиц (по доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности) и вышеуказанных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за н. период.
Сохраняется обычный порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему нал-ия, уплачиваются в соответствии с общим режимом нал-ия.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему нал-ия при следующих условиях:
1) по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от реализации не должен превышать 11млн. руб. (без налога на добавленную стоимость). Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено;
2) в уставном капитале доля других организации составляет не более 25%;
3) средняя численность работников за н. период не превышает 100 человек;
4) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности организации, не превышает 100млн. руб. Остаточная стоимость имущества определяется на 1-е число месяца, в котором нал-ик подает заявление о переходе на применение упрощенной системы нал-ия.
Ограничения по применению упрощенной системы установлены и на определенные виды деятельности. Не вправе ее применять:
– организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
– банки и страховщики;
– негосударственные пенсионные фонды;
– инвестиционные фонды;
– ломбарды;
– профессиональные участники рынка ценных бумаг;
– организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом и (или) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции, занимающиеся производством подакцизной продукции, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
– нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Заявление о переходе на упрощенную систему нал-ия подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с начала которого нал-ики переходят на эту систему по месту своего нахождения.
Если по итогам н. (отчетного) периода доход нал-ика превысит 15млн. руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов - 100млн. руб., то нал-ик обязан перейти на общий режим нал-ия с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
Объектом нал-ия признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осуществляется нал-иком самостоятельно. Доходы и расходы признаются по методу оплаты. Расходы на приобретение основных средств имеют свои особенности:
1) средства, приобретенные в период применения упрощенной системы нал-ия, принимаются в расходы в момент ввода их в эксплуатацию при условии их фактической оплаты;
2) если средства приобретены до перехода на упрощенную систему нал-ия, то остаточная стоимость основных средств включается в расходы на приобретение в зависимости от срока их полезного использования:
– срок полезного использования до 3 лет - в течение одного года применения упрощенной системы нал-ия;
– срок полезного использования от 3 до 15 лет - в течение первого года - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости, третьего года - 20% стоимости;
– срок полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение н. периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Налоговые ставки:
– 6% - от дохода;
– 15% - от дохода, уменьшенного на величину расходов.
Порядок исчисления и уплаты. Налог исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Нал-ики, которые применяют в качестве объекта нал-ия доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог в размере 1% от доходов, если исчисленная в общем порядке сумма налога по итогам н. периода меньше минимального либо когда отсутствует нал. база. В этом случае они вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.
Нал-ики также имеют право уменьшить нал. базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась упрощенная система нал-ия в порядке, предусмотренном для общей системы нал-ия.
Нал-ики, которые применяют в качестве объекта нал-ия доходы, имеют право уменьшить сумму налога на сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% от суммы налога.
Уплата единого налога производится не позднее срока подачи налоговых деклараций: по итогам года - 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного квартала - 25-го числа месяца, следующего за кварталом.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему нал-ия, действуют порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности. Они обязаны вести н. учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
4.3. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система нал-ия в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным налоговым режимом, применяемым нал-иком в обязательном порядке. Порядок исчисления и уплаты регулируется положениями главы 26і НК РФ и Методическими рекомендациями по применению этой главы, утвержденными приказом МНС России от 10 декабря 2002г. №БГ3-22/707, которые носят рекомендательный характер и предназначены для использования работниками налоговых органов. Однако знание требований контролирующих органов позволяет избежать разногласий при исчислении налогов. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют его элементы в пределах своей компетенции.
Система нал-ия в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в отношении следующих видов деятельности:
– оказание бытовых услуг;
– оказание ветеринарных услуг;
– оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
– розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150мІ, палатки, лотки и другие объекты организации торговли;
– оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150мІ;
– оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых предпринимателями и организациями, использующими автомобили в количестве не более 20.
При этом надо учитывать, что ограничения по площади торгового зала или зала обслуживания посетителей должны соблюдаться по каждому объекту организации торговли и общественного питания. Если хоть по одному объекту будет превышение указанных размеров, то нал-ик не вправе применять данную систему нал-ия.
Уплата организациями и индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов исходя из общеустановленной системы нал-ия, а именно налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физ. лиц), НДС, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Сохраняется обычный порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Нал-ики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При осуществлении нескольких видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, и иных видов предпринимательской деятельности нал-ик обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении каждого вида деятельности.
Основные понятия, используемые при исчислении единого налога на вмененный доход:
вмененный доход - потенциально возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение дохода;
базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности;
корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, а именно:
К1 - учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях (в зависимости от места расположения) и определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности нал-ика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной государственным земельным кадастром для данного вида деятельности;
К2 - учитывает прочие особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности;
К3 - коэффициент- дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.
Объект нал-ия и нал. база. Объектом нал-ия для применения единого налога признается вмененный доход нал-ика.
При исчислении налоговой базы используется следующая формула:
ВД=(БДЧ(N1+N2+N3)ЧК1 ЧК2 ЧК3),
где ВД - величина вмененного дохода;
БД - значение базовой доходности, которая установлена для определенного вида деятельности и является одинаковой для применения на всей территории Российской Федерации;
N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце н. периода;
К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности.
Нал. база рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2, К3. Значения коэффициента К2 определяются субъектом Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,1 до 1.
В случае изменения в течение н. периода величины физического показателя нал-ик при исчислении налоговой базы учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.
Вновь зарегистрированные нал-ики исчисляют нал. базу за н. период исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации.
Н. период - квартал.
Нал. ставка - 15%.
Порядок исчисления единого налога на вмененный доход. Налог исчисляется нал-иком по итогам каждого н. периода по ставке 15% вмененного дохода по формуле
ЕН=ВДЧ15%,
где ВД - вмененный доход за н. период.
При этом сумма налога, исчисленная за н. период, уменьшается (но не более чем на 50%) на сумму уплаченных за этот н. период страховых взносов при выплате вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных предпринимателем за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в полном размере). В целях исчисления единого налога на вмененный доход под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную нал-иком, превышающую за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. На 1 января 2004г. его величина составляет 400руб.
Сроки уплаты. Уплата налога производится по итогам н. периода не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом.
Нал. декларация по итогам н. периода представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего н. периода.
4.4. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
С 1 января 2003г. отменен налог на пользователей автомобильных дорог. Вместо налога с владельцев транспортных средств введен транспортный налог. Возможно, в ближайшее время вместо налога на пользователей автодорог введут дорожный налог, который предусмотрен частью первой НК РФ. Порядок исчисления и уплаты регулируется положениями главы 28 НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Приказом МНС России от 9 апреля 2003г. №БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог», которые носят разъяснительный характер.
Нал-ики - лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом нал-ия. Если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, передано им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента опубликования закона о транспортном налоге (до 1 августа 2002г.), то плательщиком является лицо, указанное в доверенности.
Объект нал-ия. К ним относятся автомобили, мотоциклы, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, водные и воздушные транспортные средства, кроме указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Нал. база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя в лошадиных силах;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) по иным водным и воздушным транспортным средствам - как единица транспортного средства.
Н. период - год.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1л. с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 5 раз по сравнению со ставками, установленными федеральным законодательством. Ставки, установленные федеральным законом, приведены в ст. 361 НК РФ.
Порядок исчисления налога. Нал-ики, являющиеся организациями, исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физ. лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств на территории РФ. Сумма налога исчисляется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение н. периода, то сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на нал-ика, к числу месяцев в налоговом периоде (12 месяцев). При этом месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Если в течение н. периода изменялась мощность транспортного средства (например, замена двигателя), то налог исчисляется с учетом изменений и месяца такого изменения.
По транспортным средствам, которые находятся в розыске, при наличии подтверждающих документов налог не исчисляется. При их возвращении владельцу исчисление налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении нал-ика.
Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ. Законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться авансовые платежи для плательщиков - юридических лиц. Величина их может определяться, например, в размере ј от суммы платежа за н. период. Это позволит обеспечить регулярные поступления в региональный бюджет и равномерно распределить нал. нагрузку в течение н. периода. Организации представляют в н. орган по месту вхождения транспортных средств нал. декларацию.
Нал-ику, являющемуся физ. лицом, налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налоговым органом не позднее 1 июня года н. периода. Если физическое лицо отнесено законом субъекта РФ о транспортном налоге к льготной категории, то необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие право на льготу по данному налогу.
4.5. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объекты нал-ия. К ним относятся:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Нал-ик обязан поставить на учет в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве нал-ика каждый объект нал-ия не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и в такие же сроки сообщать об установке новых объектов или выбытии ранее действовавших.
Нал. база определяется отдельно по каждому объекту нал-ия как общее количество соответствующих объектов нал-ия.
Ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25000 до 125000руб.;
2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500руб.;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000руб.
В случае если ставки налогов не определены законами субъектов РФ, то применяется нижний предел ставок, установленных федеральным законодательством.
Н. период - календарный месяц.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется нал-иком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту нал-ия, и ставки налога. В случае если игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей. При установке нового объекта нал-ия до 15-го числа текущего н. периода сумма налога исчисляется как за полный месяц, а после 15-го числа - исходя из одной второй ставки налога. При выбытии объекта нал-ия до 15-го числа текущего н. периода сумма налога исчисляется исходя из одной второй ставки, установленной для этого объекта, а после 15-го числа - исходя из ставки налога.
Порядок и сроки уплаты. Нал. декларация представляется в н. орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата производится не позднее срока, установленного для подачи декларации.
5. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
5.1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Плательщики налога:
– физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
– физические лица, не являющиеся резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России.
Объект нал-ия:
– для резидентов - доход, полученный от источников на территории и за пределами России;
– для лиц, не являющихся резидентами, - доход, полученный только от источников на территории России.
К доходам от источников в России, в частности, относятся:
– дивиденды и проценты, выплачиваемые российскими или иностранными организациями в связи с деятельностью их представительств в России;
– страховые выплаты при наступлении страхового случая;
– доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;
– доходы, полученные от использования любых транспортных средств;
– доходы от реализации недвижимого имущества, ценных бумаг, прав требования к российским или иностранным организациям (если ее деятельность осуществляется через постоянное представительство);
– иные доходы, получаемые нал-иком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Нал. база. При определении налоговой базы нал-ика учитываются все доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Порядок расчет налога на доходы физ. лиц:
Совокупный доход:
в денежном, натуральном выражении;
материальная выгода
(-) Доходы, не подлежащие налогообложению = Нал. база (-) Вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные) = Сумма, облагаемая налогом Ч Ставка налога = Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Рассмотрим особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме. К оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах нал-ика работ и оказываемых услуг. В случае оплаты труда в натуральной форме нал. база определяется как стоимость выданной работнику продукции по рыночным ценам. В данном случае сумма налога на доходы физ. лиц удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Остальная часть налога будет удерживаться в последующие месяцы.
К доходам нал-ика, полученным в виде материальной выгоды, относятся:
– материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физ. лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к нал-ику;
– материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование нал-иком заемными средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей;
– материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Определение размера материальной выгоды, полученной нал-иком от приобретения товаров, рассчитывается исходя из разницы цен по приобретенным товарам взаимозависимыми лицами и реализованных сторонним покупателям.
Расчет материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде, проводится в следующем порядке.
1. Определяется сумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, по рублевым средствам (9% - по заемным средствам, выраженным в иностранной валюте) по формуле
С1=ЗсЧПцбЧД/365 или 366 дн.,
где С1 - сумма процентной платы исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату выдачи средств;
Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находящихся в пользовании в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;
Пцб - сумма процентов в размере трех четвертых действующей ставки рефинансирования на дату получения рублевых заемных средств;
Д - количество дней нахождения заемных средств в пользовании нал-ика со дня выдачи займа (кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита).
2. Из суммы процентной платы С1 вычитается сумма процентной платы, внесенной согласно условиям договора займа (кредита) - С2. Сумма процентной платы рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного соответствующим договором. Нал. база определяется в размере полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв):
С1-С2=Мв.
При получении нал-иком дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, нал. база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов нал-ика на их приобретение. Исчисление и уплата налога происходят при покупке таких ценных бумаг. Если материальная выгода получена от приобретения ценных бумаг у других физ. лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, исчисление и уплата налога производятся на основании налоговой декларации, подаваемой по месту жительства нал-ика на территории Российской Федерации в сроки, установленные законодательством.
К доходам от источников в России относятся дивиденды, выплачиваемые налоговым агентом физическому лицу-резиденту РФ и физическому лицу, которое не признается резидентом России. Если источником дохода является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому нал-ику с учетом законодательно установленных ставок.
Нал-ики, получающие дивиденды от источников за пределами России, вправе уменьшить сумму налога на исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника, если с этим иностранным государством заключен международный договор об избежании двойного нал-ия.
Нал. база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, нал. база определяется как сумма доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, то нал. база принимается равной нулю.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, при определении налоговой базы вычеты не применяются.
Не подлежат налогообложению доходы иностранных граждан:
– глав и персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей;
– сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций.
Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физ. лиц:
– государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг, оплата стоимости или выдача полагающегося натурального довольствия и т.д.);
– государственные пенсии; вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
– суммы единовременной материальной помощи в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами; гуманитарной и благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке благотворительными организациями;
– суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, кроме туристических, выплачиваемые работодателями за счет собственных средств, остающихся после нал-ия, и средств фонда социального страхования;
– суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей;
– стипендии учащихся, аспирантов, студентов;
– доходы, полученные от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, расположенных на территории РФ, продукции животноводства, растениеводства и т.д.;
– доходы, получаемые от физ. лиц в порядке наследования или дарения;
– доходы от подарков, призов, материальной помощи в связи с выходом на пенсию, любых выигрышей, если их стоимость не превышает 2000руб.;
– иные доходы в соответствии со ст. 217 НК РФ.
Нал. база уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.
Вычеты представляют собой суммы расходов гражданина и уменьшают базу обложения. Среди вычетов особое место занимает льгота в виде необлагаемого минимума дохода.
«Необлагаемый минимум» бывает индивидуальным, т.е. характеризующим установленный государственный норматив расходов, предназначенный для удовлетворения необходимых текущих потребностей самого гражданина, а также семейным - на детей. Он может предоставляться двумя способами:
1) фиксированным - ежемесячный вычет из дохода гражданина, имеющего особый социальный статус, установленной государством нормативной величины (3000руб. или 500руб.) независимо от размера этого дохода;
2) регрессивно-накопительным - ежемесячный вычет установленного норматива в зависимости от величины дохода гражданина (для всех работающих, для детей в зависимости от возраста).
В РФ законодательством предусмотрены следующие группы вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
«Необлагаемый минимум» (стандартные вычеты) предоставляется гражданам по заявлениям по месту их работы. Если нал-ик работает в нескольких местах, то право выбора предоставляется ему. Все остальные вычеты предоставляются только при подачи декларации о доходах.
Налоговые ставки:
– 13% - в отношении всех видов доходов, кроме указанных ниже;
– 30% - в отношении доходов, получаемых физ. лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;
– 35% - в отношении доходов, полученных от выигрышей, стоимости любых призов, полученных на мероприятиях, проводимых в целях рекламы, страховых выплат по договорам добровольного страхования, суммы экономии на процентах при получении нал-иками заемных средств;
– 9% - в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
– 9% - в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется умножением соответствующей налоговой базы на соответствующую нал. ставку. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала н. периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам (в отношении которых применяется нал. ставка 13%), начисленным нал-ику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего н. периода суммы налога. Общая сумма налога исчисляется по итогам н. периода применительно ко всем доходам нал-ика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Уплата. Удержание у нал-ика начисленной суммы налога производится налоговыми агентами за счет любых денежных средств при их фактической выплате, при этом удерживаемая сумма налога не должна превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств н. агента не допускается. Окончательный вычет производят по годовым налоговым декларациям.
Особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой. Нал-ики уплачивают авансовые платежи, рассчитанные налоговыми органами на основании сумм предполагаемого дохода, в следующие сроки:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Общая сумма налога уплачивается в соответствии с налоговой декларацией по месту жительства нал-ика в срок не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, с учетом ранее уплаченных авансовых платежей.
5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
5.2.1. Налог на имущество
Налог на имущество физ. лиц относится к числу местных налогов. Введение его обязательно на всей территории РФ. Налог взимается на основании закона РФ от 9 декабря 1991г. №2003-I «О налогах на имущество физ. лиц» и инструкции МНС России «По применению закона РФ от 2 ноября 1999г. №54 «О налогах на имущество физ. лиц», разъясняющей порядок определения объекта нал-ия, исчисления и уплаты налога.
Плательщики налогов на имущество физ. лиц - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом нал-ия. Право собственности на различные виды имущества возникает чаще всего при совершении покупки, обмена, дарения, наследства, нового строительства. Факт владения имуществом (после соответствующей регистрации), отнесенным к объекту обложения, причисляет физ. лиц независимо от гражданства к плательщикам налога.
Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физ. лиц, то нал-иком в отношении этого имущества признается каждое из этих физ. лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Если имущество, признаваемое объектом нал-ия, находится в общей совместной собственности нескольких физ. лиц, то они несут равную ответственность по исполнению н. обязательства. При этом нал-иком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объектом нал-ия является находящееся в собственности физ. лиц следующее имущество: жилые дома, квартиры, и, гаражи и иные строения, помещения и сооружения,
Нал. база для исчисления налога определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации (в случае если она не определялась, то налог исчисляется от стоимости имущества, определяемой для расчета сумм по государственному обязательному страхованию).
Инвентаризационная стоимость рассчитывается как восстановленная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвестиционных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами нал-ия и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (но в пределах, определенных федеральным законодательством) дифференцированно в зависимости от величины налоговой базы и других критериев.
Льготы. От уплаты налога освобождаются:
– герои СС и РФ, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
– инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
– участники Гражданской и ВО войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
– лица вольнонаемного состава вооруженных сил, участвовавшие в боевых действиях;
– граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф;
– члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
– пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
Представительные органы местного самоуправления имеют пра-во устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физ. лиц для отдельных категорий нал-иков.
В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогу на имущество они освобождаются от налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу. Для получения льгот физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы по месту жительства.
При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Порядок исчисления и уплаты. Налог на имущество физ. лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов нал-ия. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом нал-ия, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога отправляется нал-ику по адресу его места жительства.
Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Если у нал-ика в собственности имеется несколько объектов нал-ия и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. Если установлены различные ставки налога в зависимости от типа использования имущества (жилого или нежилого назначения, используемого для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в н. орган сведения, нео6ходимые для исчисления налогов на имущество физ. лиц по состоянию на 1 января.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом нал-ия, обязаны соо6щать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
В соответствии с законодательством члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
За строения и другое имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог уплачивается каждый из этих граждан соразмерно его доле в объектах. При переходе права собственности в течение года от одного гражданина-нал-ика к другому (купля-продажа, мена, дарение) налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности, а каждому новому собственнику - с момента вступления в право собственности до момента отчуждения. Налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется имущество или нет.
За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.
Налоговые органы вручают гражданам платежные извещения на уплату налога по месту их жительства не позднее 1 августа. Уплата производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.
5.2.2. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
Плательщики налога - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории РФ порядке наследования или дарения.
Объект нал-ия. К имуществу, подлежащему налогообложению, относят жилые дома, квартиры, дачи, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, предметы антиквариата искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, паенакопления в кооперативах, суммы вкладов в банках, валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении. Стоимость имущества для нал-ия определяется как величина, кратная величине минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельства о праве на наследство или удостоверения ими договора дарения (копии которых они обязаны представить в налоговые органы в 15-дневный срок), если общая стоимость имущества превышает:
– на день открытия наследства - 850 МРОТ;
– на день удостоверения договора дарения - 80 МРОТ.
Оценка производится:
– жилого дома, квартиры, дачи - органами коммунального хозяйства (технической инвентаризации) или страховыми организациями;
– транспортных средств - страховыми организациями или другими организациями, имеющими на это право;
– другого имущества - специалистами-оценщиками (экспертами).
Нотариусы, а также другие должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны представить в н. орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность физ. лиц, необходимую для исчисления налога в случаях:
– если имущество перешло в собственность физ. лиц, проживающих на территории РФ, - в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения;
– если имущество перешло в собственность физ. ли проживающих за пределами РФ, - в период оформления права собственности на это имущество.
Ставки налога. Как и в большинстве стран, в РФ установлены дифференцированные ставки в зависимости от стоимости имущества и степени родства. Они являются комбинированными, т.е. выражены в количестве МРОТ и процентах от стоимости имущества, превышающей это количество МРОТ.
Наследники по закону классифицируются по трем категориям: наследниками первой очереди являются дети, в том числе усыновленные, супруг, родители; второй очереди - братья и сестры, дед и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери; третья очередь другие наследники.
Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования.
Ставка налога па имущество, переходящее в порядке дарения, дифференцируется несколько иначе. Здесь только две градации: детям, родителям и другим гражданам.
Физическое лицо, получившее в дар от организации квартиру, должно уплатить налог с имущества, переходящего в порядке дарения. Кроме того, стоимость квартиры включается в совокупный годовой доход гражданина, с которого исчисляется налог на доходы физ. лиц. Сумма этого налога не уменьшается на сумму уплаченного налога на дарение.
Льготы. Налог не взимается:
– со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования пережившему супругу или дарения имущества одним супругом другому;
– со стоимости жилых домов квартир сумм паевых накоплений в кооперативах, если наследники или одариваемые проживали в этих домах совместно с наследодателем или дарителем на день открытия наследства или оформления договора дарения. Факт совместного проживания подтверждается справкой из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда. В частности, не лишаются права на льготу по налогу физические лица, получающие имущество в порядке наследования или дарения, проживающие совместно с наследодателем или дарителем и временно выехавшие в связи с обучением (студенты, аспиранты, учащиеся), нахождением в длительной служебной командировке, прохождением срочной службы в ВС РФ. В этом случае основанием для предоставления льготы является справка соответствующей организации о причинах отсутствия гражданина;
– со стоимости жилых домов, квартир и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам I и II групп.
Порядок исчисления и уплаты налога. Исчисление налога и вручение платежных извещений производятся налоговыми органами гражданам РФ в 15-дневный срок со дня получения документов от нотариальных органов. Если физические лица проживают за пределами России, вручение им платежного извещения производится до получения ими документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
Налог исчисляется со стоимости имущества, переходящего от каждого конкретного наследодателя в собственность наследника, в зависимости от причитающейся ему доли.
В случаях, когда физическому лицу от одного и того же физического лица неоднократно в течение года переходит в собственно имущество в порядке дарения, налог исчисляется с общей стоимости имущества на основании всех нотариально удостоверенных договоров.
Граждане уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. Граждане, проживающие за пределами России, уплату налога производят до получения ими документа, удостоверяющего их право собственности на имущество. В случае необходимости по письменным заявлениям граждан налоговые органы могут предоставить рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на 2 года, с уплатой процентов в размере 0,5 действующей ставки Банка России на вклады (срочные депозиты).
6. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Со вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ с 1 января 2002г. перед работниками бухгалтерской службы встали новые проблемы. Появилось понятие "н. учет» и закрепилось понятие «учетная политика в целях нал-ия», или «нал. политика».
Н. и бухгалтерский (финансовый) учет существенно различаются по целям, задачам, принципам и способам ведения. Наиболее проблематичным является формирование методического обеспечения способов ведения н. учета, так как в главе 25 НК РФ отсутствует методика его организации и ведения.
Н. учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Основными задачами н. учета являются: получение полной информации о порядке формирования данных в отношении величины доходов и расходов организации, которые определяют размер налоговой базы отчетного н. периода; обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за точностью исчисления расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
6.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Для учета расчетов с бюджетом по НДС используется активный счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 "Расчеты по налогам и сборам». Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» может иметь следующие субсчета:
19-1 "НДС при приобретении основных средств»;
19-2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;
19-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»;
19-4 «НДС при осуществлении капитальных вложений»;
19-5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям».
По дебету счета 19 организация отражает суммы НДС, уплаченные по приобретенным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» только после оплаты поставщикам (подрядчикам) за оприходованные и принятые на учет материальные ценности.
Суммы НДС, фактически полученные от покупателей и заказчиков за проданные им товары, продукцию, работы, услуги, отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», и дебету счетов 90 «Продажи» или 91 «Прочие доходы и расходы».
Если выручка от продаж принимается к учету по мере отгрузки, то сумма налога, выделенная отдельно в первичных документах по отгруженной продукции в составе выручки от продажи, отражается по кредиту счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 90, 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».
Если в целях нал-ия выручка от продажи продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма НДС, подлежащая получению от покупателей и заказчиков, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» в корреспонденции с дебетом счетов 90, 91. При оплате товаров (работ, услуг) сумма НДС списывается с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» в кредит счета 68, субсчет «Расчеты по НДС».
При получении авансов (предварительной оплаты) при поставке товаров, а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам, отражается по дебету счетов денежных средств (50, 51, 52) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно сумма НДС, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах, отражается в бухгалтерском учете: Д 62 - К 68; при отгрузке продукции, выполнении работ (оказании услуг) на сумму ранее учтенного НДС корректируется ранее выполненная запись: Д 68 - К 62 и отражаются все операции, связанные с реализацией.
НДС, уплаченный при приобретении основных средств, отражается бухгалтерской записью: Д 19-1 - К 60,76. В момент принятия на учет основных средств сумма налога списывается Д 68 - К 19-1.
При выполнении работ по строительству хозяйственным способом сумма НДС отражается бухгалтерской записью: Д 08 - К - 68. В момент ввода объекта в эксплуатацию на основании акта приемки-передачи основных средств сумма учтенного в процессе строительства НДС отражается записью: Д 68 - К 08.
При выполнении работ по строительству подрядным способом сумма НДС отражается бухгалтерской записью: Д 19-4 - К 60, 76. В момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства сумма НДС, уплаченная подрядным организациям, списывает, с кредита счета 19-4 в дебет счета 68.
НДС, уплаченный при приобретении нематериальных активов, отражается бухгалтерской записью: Д 19-2 - К 60, 76. Сумма НДС, подлежащая возмещению, списывается: Д 68 - К 19-2.
При недостаче, порче или хищении материальных ресурсов до момента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента оплаты суммы указанного в первичных документах при их приобретении НДС, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, списываются с кредита счета 19 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство после их оплаты суммы НДС, не подлежащего зачету, ранее уже возмещенные из бюджета, восстанавливаются по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Суммы НДС, перечисленные в бюджет, отражаются бухгалтерской записью: Д 68 - К 51.
Для учета расчетов с бюджетом по акцизам используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по акцизам».
Суммы акцизов, уплаченных поставщиками за подакцизные товары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, по которым засчитывается акцизный платеж, организация отражает бухгалтерской записью: Д 19-5 - К 60, 76. Суммы акцизов, предусмотренные в составе выручки от реализации товаров, в том числе выработанных из давальческого сырья, отражаются: Д 90 - К 68.
Суммы акцизов по материальным ценностям, учитываемым по дебету счета 19-5, списываются в уменьшение задолженности перед бюджетом по акцизам по мере списания на производство оприходованных и оплаченных материальных ценностей с кредита счета 19-5 в дебет счета 68.
Если для целей нал-ия выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма акцизов, подлежащая получению от покупателей и заказчиков, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по акцизам» и дебету счета 90 «Продажи». При оплате продукции сумма акцизов списывается со счета 76 в дебет счета 68.
Перечисление авансовых платежей акцизов в бюджет по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, отражается записью по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Авансовый платеж по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора». По мере реализации товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора, сумма акцизов отражается бухгалтерской записью: Д 90 - К 68. Одновременно авансовый платеж в части расходов, приходящихся на реализацию подакцизных товаров с наклеенными марками акцизного сбора, списывается с кредита счета 97 в дебет счета 68.
Фактическая себестоимость подакцизных товаров (без учета акцизов), используемых для производства других товаров, не облагаемых акцизами, отражается по кредиту счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства» или 43 «Готовая продукция» в корреспонденции с дебетом счета 20 «Основное производство». Одновременно по этим товарам исчисленная сумма акцизов отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 20; суммы акциз перечисленные в бюджет, - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51.
Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Начисление суммы налога на имущество отражается Д 91 - К 68. Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68 - К 51.
Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Начисление авансовых платежей по налогу па прибыль и платежей по пересчетам по нему из фактической прибыли отражается записью: Д99 - К 68. Перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль и платежей по пересчетам по нему из фактической прибыли в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68 - К 51.
Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физ. лиц ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчет по налогу на доходы физ. лиц». Налог исчисляется и удерживается теми организациями, в которых был получен доход физ., лицами. На сумму удержанного из доходов физического лица налога составляется бухгалтерская запись: Д 70 - К 68. Исчисленный и удержанный налог должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня получения в банке денежных средств на выплату дохода физ. лицам. Перечисление сумм налога на доходы физ. лиц в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68 - К 51.
Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей дорог осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог». Начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается записью: Д 26, 44 - К 76. Суммы налога перечисляются в соответствующий дорожный фонд, что отражается бухгалтерской записью: Д 76 - К 51.
Учет расчетов с дорожным фондом по транспортному налогу ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Начисление взносов транспортного налога в составе затрат на производство отражается бухгалтерской записью: Д 26, 44 - К 76; перечисление налога - Д 76 - К 51.
Учет расчетов по единому налогу на вмененный доход ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на вмененный доход». Начисление единого налога на вмененный доход отражается записью: Д 99 - К 68. В связи с тем, что 25% общей суммы единого налога зачисляется в государственные внебюджетные фонды, в бухгалтерском учете делается запись: Д 68 - К 69. Перечисление сумм единого налога на вмененный доход в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68, 69 - К 51.
Взносы по единому социальному налогу зачисляются в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ,1111, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Этот налог уплачивают организации, производящие выплаты физ. лицам. Отчисления единого социального налога относятся на затраты организации. Начисленная сумма отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию» в дебет счетов:
08 «Вложения во внеоборотные активы» - на взносы но доходам работников, занятых в капитальном строительстве;
20 «Основное производство» - на взносы, производимые от доходов работников, занятых непосредственно производством основной продукции;
23 «Вспомогательные производства» - на взносы, начисляемые по доходам работников, занятых во вспомогательных цехах;
25 «Общепроизводственные расходы» - на взносы по доходам обслуживающего персонала и работников управления цехов основного производства;
26 «Общехозяйственные расходы» - на взносы по доходам обслуживающего персонала и персонала управления организации в целом»;
44 «Расходы на продажу» - на взносы по доходам лиц, занятых отгрузкой и продажей продукции.
Ежемесячно организации производят уплату платежей в фонды в сроки, установленные для получения средств на оплату труда. На перечисленные суммы оформляется бухгалтерская запись: Д 69 - К 51.
Средства фонда социального страхования могут использоваться организацией на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также на другие виды пособий по государственному социальному страхованию. На начисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности и на другие выплаты, произведенные за счет средств фонда социального страхования, оформляется бухгалтерская запись:
Д 69 - К 70 - на сумму пособия по временной нетрудоспособности;
Д 69 - К 50, 51 - на расходы, направленные на санаторно-курортное обслуживание и другие выплаты социального характера.
6.2. ОРГАНИЗАЦИЯ Н. УЧЕТА
В соответствии с действующим налоговым законодательством можно предложить два варианта ведения н. учета:
1) автономное ведение н. и бухгалтерского учета;
2) интегрированное ведение н. и бухгалтерского учета.
Первый вариант ведения н. учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающей всеми вопросами нал-ия на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации нал-ия) и взаимодействие с налоговыми органами. Специалисты данной службы могут координировать всю финансовую деятельность организации. Причем их образование не требует специальной подготовки в области бухгалтерского учета, так как при ведении н. учета можно не учитывать правила ведения бухгалтерского учета, в том числе применение бухгалтерских счетов, двойной записи и др.
Ведение данного варианта строится на применении аналитических регистров н. учета, которые формируются на основе первичных документов, являющихся основанием и для ведения бухгалтерского учета. В этом случае следует иметь дополнительные экземпляры первичных документов для ведения н. учета. Кроме того, необходимо предусмотреть взаимосвязь данных н. и бухгалтерского учета, а также внутренний контроль тождественности информации двух видов учета, что значительно увеличит расходы организации.
Второй вариант предусматривает максимальное сближение (интеграцию) бухгалтерского и н. учета. Поскольку здесь регистры н. учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение н. учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.
При выборе варианта ведения н. учета надо учитывать влияние всех факторов, а не только ф. возможности организации. Такими факторами являются: организационная структура предприятия; отраслевая принадлежность и специфика деятельности; наличие внешних и внутренних пользователей информации; степень автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями; уровень состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля.
Для организации н. учета нал-икам необходимо принять и утвердить учетную политику для целей нал-ия прибыли (далее - нал. политику).
Нал. политика - это совокупность способов ведения н. учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов в целях формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.
Нал. политика должна раскрывать подходы организации при решении таких вопросов, как:
– определение налоговой базы по налогу на прибыль;
– формирование налоговых обязательств перед бюджетом;
– оценка имущества;
– распределение убытков между налоговыми периодами.
В процессе формирования налоговой политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты н. учета:
– порядок организации н. учета;
– принципы и порядок н. учета видов деятельности осуществляемых нал-иком;
– формы аналитических регистров н. учета;
– технология обработки учетной информации;
– способы ведения н. учета.
К налоговой политике прилагаются формы аналитических регистров и порядок отражения в них информации. При этом каждый регистр должен содержать следующие реквизиты: наименование, период составления, измерители операции, наименование операции, подпись лица, ответственного за составление регистра.
Принятая нал. политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации.
Способы ведения н. учета, выбранные организацией, применяются последовательно от одного учетного периода к другому.
Изменения в нал. политику могут быть внесены в случае изменения:
– законодательства о налоге на прибыль;
– применяемых способов н. учета.
С 1 января 2002г. организация обязана формировать в налоговом учете информацию о:
– доходах от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав;
– внереализационных доходах.
Аналогичным образом должна формироваться информация о ее расходах.
Представленный подход к классификации доходов и расходов отличается от принципов их группировки для целей бухгалтерского учета. В соответствии с гл. 25 НК РФ организация вправе самостоятельно классифицировать:
– доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду (субаренду);
– доходы (расходы) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В налоговом учете эти доходы (расходы) признаются как внереализационные. Однако если имущество и интеллектуальная собственность предоставляются за плату во временное владение и пользование на постоянной основе, то они должны быть включены в состав доходов (расходов) от реализации.
В налоговом учете допускаются два варианта признания доходов (расходов):
– метод начисления;
– кассовый метод.
Согласно ст. 283 НК РФ с 1 января 2002г. нал-ик может признавать свой убыток не только в текущем налоговом периоде, но и в будущих налоговых периодах. Это позволит сгладить существующие противоречия между налоговым и бухгалтерским учетом, особенно в организациях, которые получают в налоговом учете убыток, а в бухгалтерском - прибыль.
Правила переноса убытка на будущие налоговые периоды предполагают соблюдение двух условий:
– перенос убытка осуществляется не более 10 лет;
– сумма переносимого убытка не должна превышать 30% налоговой базы по налогу на прибыль.
Организация, получившая убытки более чем в одном налоговом периоде, осуществляет их перенос на будущее согласно очереди получения, т.е. после покрытия соответствующих убытков.
При формировании налоговой политики организация может выбрать один из следующих методов начисления амортизации:
– линейный метод;
– нелинейный метод (метод уменьшаемого остатка).
В целях равномерного включения предстоящих затрат в расходы организация может создавать резервы:
– по сомнительным долгам;
– по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.
Размер материальных расходов при списании в производство сырья и материалов может определяться:
– методом оценки по себестоимости единицы запасов;
– методом оценки по средней себестоимости;
– методом оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
– методом оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Эти методы распространяются также на сделки по реализации покупных товаров.
Сумма налога на прибыль определяется по итогам календарного года. В течение года в бюджет должны вноситься авансовые платежи налога, периодичность которых устанавливается организацией. В НК РФ предусмотрены два варианта внесения авансовых платежей, один из которых необходимо указать в налоговой политике:
– ежеквартальная уплата;
– ежемесячная уплата.
Квартальные авансовые платежи начисляются исходя из ставки налога и (Ч) суммы прибыли, полученной с начала года до окончания н. периода (1 квартала, полугодия, 9 месяцев и года) (:100%) с учетом ранее начисленных авансовых платежей (-).
В течение квартала (не позднее 15-го числа каждого месяца) организация производит уплату в бюджет промежуточных авансовых платежей:
1/3 суммы налога на прибыль, уплаченной в прошлом квартале (руб.).
Месячные авансовые платежи рассчитываются из ставки налога и (Ч) суммы прибыли, полученной с начала года до окончания соответствующего месяца (:100%), с учетом ранее начисленных авансовых платежей (-).
6.3. РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Данные первичных документов группируются в соответствии с требованиями н. законодательства в специально разработанных аналитических регистрах н. учета, представляющих собой сводные формы систематизации данных без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Формы регистров н. учета и порядок отражения в них аналитических данных разрабатываются нал-иком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей нал-ия.
Формы аналитических регистров н. учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном и в денежном выражении; содержание хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Регистры н. учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Данные н. учета группируются в регистрах путем непрерывного отражения в хронологическом порядке объектов учета. Аналитический учет организуется нал-иком таким образом, чтобы можно было проследить порядок формирования налоговой базы.
При хранении регистров н. учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре н. учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Н. учет может быть организован как в самостоятельных регистрах н. учета, так и в регистрах бухгалтерского учета, дополненных реквизитами, необходимыми при исчислении налога на прибыль. При этом показатели н. учета в регистрах могут:
совпадать с показателями бухгалтерского учета;
иметь другое значение, рассчитанное в отдельном регистре.
Использование регистров бухгалтерского учета для н. учета возможно при условии ведения н. учета методом начисления. При кассовом методе это невозможно, поскольку требования бухгалтерского и н. учета в отношении момента отражения хозяйственных операций не совпадают.
В информационном сообщении МНС России от 19 декабря 2001г. «Система н. учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ» приводится ряд понятий, используемых при ведении регистров н. учета:
объекты н. учета - имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного н. периода или налоговой базы последующих периодов;
единицы н. учета - объекты н. учета, информация о которых используется более одного отчетного (н.) периода;
показатели н. учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета;
данные н. учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах нал-ика, группирующих информацию об объектах нал-ия.
В указанном информационном сообщении предлагаются основные регистры системы н. учета, сгруппированные в 5 разделов:
регистры промежуточных расчетов;
регистры учета состояния единицы н. учета;
регистры учета хозяйственных операций;
регистры формирования отчетных данных;
регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.
6.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В декабре 2002г. было утверждено ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», которое четко определило взаимосвязь н. и бухгалтерского учета.
Данным Положением установлены: правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль, а также взаимосвязь прибыли (убытка), исчисленной в целях бухгалтерского учета и налоговой базы, рассчитанной в целях нал-ия. Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете:
– суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет;
– суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога;
– суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде;
– сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.
Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных актах по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.
Постоянные разницы представляют собой доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.
Временные разницы представляют собой доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а нал. базу по налогу на прибыль - в другом или других отчетных периодах.
Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Информация о постоянных разницах может формироваться на основании первичных учетных документов или в регистрах бухгалтерского учета, или в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. В отношении временных разниц никаких указаний на этот счет не имеется. Постоянные и временные разницы отчетного периода отражаются в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла разница).
Постоянные и временные разницы связаны с абсолютно новыми для бухгалтера объектами: постоянное налоговое обязательство; отложенный н. актив; отложенное налоговое обязательство.
Постоянное налоговое обязательство - это сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Оно признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. Определяется как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем отчетном или в последующих отчетных периодах. Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах. Определяется как произведение вычитаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль.
Отложенное налоговое обязательство представляет собой часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы. Определяется как произведение налогооблагаемых временных разниц, возникших в отчетном периоде на ставку налога на прибыль.
Сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.
Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль определяется как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль
Текущий налог на прибыль (текущий н. убыток) - это налог на прибыль для целей нал-ия, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного н. обязательства, отложенного н. актива и отложенного н. обязательства отчетного периода.
Корректировка условного расхода (дохода)
+Условный расход по налогу на прибыль Д99 - К68-Условный доход по налогу на прибыль Д68 - К99+Постоянное налоговое обязательство Д99 - К68+Отложенный н. актив Д «ОНА» - К68-Отложенное налоговое обязательство Д68 - К «ОНО» = (+)Текущий налог на прибыль (-)Текущий н. убыток
Условный расход (доход) по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (текущему налоговому убытку) при отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4
|