Рефераты

Методика разработки и выполнения муниципального бюджета

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение кон-трольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся Излагается по: Финансовое право. Учебник. Отв. Ред. Н.И.Химичева. 2-е изд. М.: Юристъ. 2000г.:

ь организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использова-ния федеральной собственности;

ь оценка обоснованности доходных и расходных статей проек-тов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет-ных фондов;

ь финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государствен-ной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

ь анализ выявленных отклонений от установленных показате-лей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет-ных фондов и подготовка предложений, направленных на их уст-ранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

ь контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджет-ных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполно-моченных банках, иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

ь регулярное представление Совету Федерации и Государст-венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюдже-та и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной пала-ты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Рос-сийской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффектив-ностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государствен-ных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организа-циям.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Феде-рации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федераль-ного бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслужи-ванию государственного долга РФ (статьи 16, 19 Закона).

В отношении государственной собственности Счетная палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полу-ченных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами феде-ральной собственности).

Закон определяет круг субъектов, на которых распространяют-ся контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

ь все государственные органы (в том числе их аппараты) и уч-реждения, федеральные внебюджетные фонды;

ь органы местного самоуправления, предприятия, организа-ции, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независи-мо от видов и форм собственности, если они получают, перечисля-ют, используют средства из федерального бюджета или использу-ют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федераль-ными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

ь общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея-тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты рас-пространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, исполь-зованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или фе-деральными органами государственной власти налоговых, тамо-женных и иных льгот и преимуществ (статья 12 Закона).

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с феде-ральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собствен-ности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата впра-ве проводить ревизии и тематические проверки, о результатах ко-торых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уго-ловную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в опе-ративную деятельность проверяемых организаций, а также преда-вать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, воз-мещению причиненного государству ущерба и привлечению к от-ветственности должностных лиц, виновных в бесхозяйственности и нарушении законодательства РФ, Счетная палата направляет представление органам государственной влас-ти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в ука-занный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяе-мых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо-зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, на-носящих государству прямой непосредственный ущерб и требую-щих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умыш-ленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятст-вий для проведения ее контрольных мероприятий.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол-нении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласова-нию с Государственной Думой принять решение о приостановле-нии всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и реви-зий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посе-щать государственные органы, предприятия, учреждения, органи-зации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помеще-ния, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хи-щений, злоупотреблений -- изымать необходимые документы, ос-тавляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодей-ствует с другими контрольными органами РФ (статья 22 Закона). Контрольные органы Президента и Правительства РФ, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранитель-ные органы. Центральный банк, а также органы ведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной па-латы. Счетная палата должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъ-ектов РФ, что закреплено в их законодатель-стве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов, местного самоуправления - уставы муниципальных образований, положе-ния и др.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государствен-ного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создава-емых органами власти соответствующих субъектов. Названные счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

Представительные органы местного самоуправления также об-разуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган - Глав-ное контрольное управление Президента РФ (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента РФ, впоследствии - Контрольно-го управления Президента РФ).

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимо-действует с другими структурными подразделениями Админи-страции Президента РФ, соответствующими комитетами и комис-сиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерально-го Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ-ными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

К основным функциям Главного контрольного управления от-несены Финансовое право. Учебник. Отв. Ред. Н.И.Химичева. 2-е изд. М.: Юристъ. 2000г.:

ь контроль и проверка исполнения федеральных законов, ука-зов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

ь контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

ь подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенст-вовании деятельности федеральных органов исполнительной влас-ти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, это орган широкой сферы контрольной деятель-ности, в состав которой входит и финансовый контроль.

Для реализации своих контрольных функций Главное кон-трольное управление наделено правами: требовать от руководите-лей государственных органов, предприятий, учреждений и орга-низаций документы, материалы, письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок в соответст-вии с задачами Управления; привлекать к проверкам представите-лей правоохранительных и специальных органов контроля, специ-алистов; вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Управление не наделено правом применения каких-либо сан-кций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов ис-полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотла-гательно. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений.

Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствую-щих должностных лиц до принятия решения по результатам про-верки; ставить перед руководителями соответствующих государ-ственных органов вопрос о наложении дисциплинарных взыска-ний на государственных служащих и о временном отстранении их от исполнения должностных обязанностей.

Финансовый контроль осуществляют (наряду с другими свои-ми функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах, включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за использованием средств федерального бюд-жета в соответствующем регионе.

При необходимости усиления определенных направлений фи-нансового контроля на конкретных этапах Президент РФ образует временные органы. Так, Указом Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисципли-ны, к основным задачам которой отнесены контроль за своевре-менностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, за своевременным и целевым использовани-ем средств федерального бюджета и государственных внебюджет-ных фондов.

Правительство РФ, правительст-ва администрации субъектов Федерации направляют контроль-ную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основа-нии Конституции РФ (статья 114) и Федерального конституцион-ного закона “О Правительстве Российской Федерации” контроли-рует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осущест-вляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руко-водство и контроль за деятельностью в области финансов федераль-ных министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подот-четны ему.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному зако-нодательству и международным обязательствам РФ Правительст-во РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности. Это относится как к отраслевым орга-нам государственного управления, так и действующим в сфере фи-нансов. Так, Правительством РФ утверждены Положение о Ми-нистерстве финансов РФ (постановление от б марта 1998 г.), Поло-жение о федеральном казначействе РФ (постановление от 27 авгус-та 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финан-совому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие ор-ганы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Федеральная комиссия по обеспечению фор-мирования доходов федерального бюджета за счет средств от при-ватизации; Комиссия по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета).

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом. Так, Федеральным законом “О федераль-ном бюджете на 1999 год” (статья 129) Правительству РФ предписано создать специальную комиссию в составе представителей Прави-тельства РФ и Государственной Думы, уполномоченную контроли-ровать погашение задолженностей по возвратным бюджетным ин-вестиционным ассигнованиям.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его систему структурными подразде-лениями и органами, а также Министерство РФ по налогам и сбо-рам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

На уровне субъектов РФ такой контроль проводят министерст-ва финансов или финансовые управления администраций, в муни-ципальных образованиях -- финансовые отделы или управления администраций, формируются соответствующие казначейства и налоговые службы.

На Министерство финансов РФ возложено проведение в рам-ках его компетенции государственного финансового контроля. Его направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с госу-дарственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; контроль за использованием и хранени-ем драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершением сделок с ними, а также страховой надзор и кон-троль за обеспечением платежеспособности страховщиков; кон-троль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведе-ния лотерей, зарегистрированных в РФ.

В связи с этим Минфин России вправе проводить комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов и других федеральных средств, проводит документальные ревизии и про-верки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям право-охранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Минфин России организует ревизии и финансовые проверки соответствую-щих организаций.

Для выполнения контрольных полномочий Минфин России имеет право запрашивать необходимые материалы по бюджетным и внебюджетным фондам и применять меры воздействия по ре-зультатам контроля -- при установлении фактов нецелевого ис-пользования взыскивать их с наложением штрафа; ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование организаций в случае нарушения финансовой дисциплины. Вместе с тем, Мин-фин России уполномочен предоставлять отсрочки и рассрочки по налоговым платежам в федеральный бюджет.

Следует обратить внимание на то, что закрепленные ныне кон-трольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только феде-рального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его кон-трольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой под-ход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве РФ, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправ-ления в установленных законодательством пределах, их ответст-венностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Подобно Минфину России в РФ функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фон-дов, а также финансовые органы в системе местного самоуправле-ния - относительно местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Важной стороной в деятельности в данной области Министерст-ва финансов РФ является выполнение функций по обеспечению организации финансового контроля: осуществление методологи-ческого руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, ут-верждение типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, осу-ществление лицензирования и т.п.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подраз-деления Министерства финансов РФ соответственно их компетен-ции. Однако Министерство финансов РФ имеет в своей структуре и специальные подразделения, предназначенные именно для про-ведения финансового контроля или надзора: Департамент государ-ственного финансового контроля и аудита, Департамент страхово-го надзора. В его ведении находятся Федеральное казначейство, Пробирная палата и др. органы.

Департамент государственного финансового контроля и ау-дита создан на основании постановления Правительства РФ от б марта 1998 г. № 276 на базе нескольких упраздненных структур-ных подразделений Минфина России, в том числе Контрольно-ре-визионного управления (КРУ) и Департамента организации ауди-торской деятельности. Произведена также реорганизация кон-трольных органов на местах: на основе постановления Правитель-ства РФ от 6 августа 1998г. № 886 организованы контрольно-реви-зионные управления Минфина России в субъекте РФ (территори-альные КРУ ).

В задачи названного Департамента входит контроль за испол-нением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов, организацией денежного обращения, использова-нием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутрен-него и внешнего долга, государственных резервов, предоставлени-ем налоговых льгот и преимуществ.

Департамент государственного финансового контроля и аудита организует и проводит самостоятельно и с привлечением террито-риальных КРУ ревизии и проверки; контролирует использование федеральных средств, в том числе в иностранной валюте; органи-зует контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторски-ми организациями аудиторских проверок (кроме аудита в банковской системе, поскольку это относится к полномочиям Централь-ного банка РФ).

В случае установления нарушений использования федераль-ных средств, израсходованные незаконно или не по целевому на-значению средства, а также доходы от их использования, по пред-писанию Департамента, подлежат возмещению в течение одного месяца после выявления нарушений.

Основной задачей деятельности территориальных управлений КРУ является осуществление последующего контроля за своевре-менным, целевым и рациональным использованием и сохраннос-тью федеральных средств. Они также проводят на договорной ос-нове по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финан-совые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходо-вания средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансо-вой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмеще-нии причиненного ущерба и привлечении к ответственности ви-новных лиц в соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, винов-ных в нарушении законодательства; передавать материалы реви-зий и проверок в правоохранительные органы.

В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соот-ветствии с поручениями Минфина России контроль за качеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудитор-ских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе). По результатам этих проверок они имеют право ставить вопросы перед Минфином России об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Руководитель территориального КРУ назначается на долж-ность и освобождается от нее Минфином России.

Органы федерального казначейства, находящегося в подчине-нии Министерства финансов РФ, наряду с другими функциями осуществляют и контроль, направленный на исполнение феде-рального бюджета и использование средств государственных (фе-деральных) внебюджетных фондов. Органы федерального казна-чейства наделены широкими правами, обеспечивающими выпол-нение их контрольных функций: производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях проверки де-нежных и бухгалтерских документов, отчетов, планов, смет и т.п.; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные средства; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федераль-ного бюджета и правил совершения операций с внебюджетными средствами.

Они вправе применять санкции и другие меры принудительно-го воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины: приостанавливать операции по счетам в банках, вы-давать предписания о бесспорном порядке взыскания средств, ис-пользованных не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штрафы в слу-чаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета или в государственные внебюджет-ные фонды (или средств, перечисленных из указанного бюджета и фондов на счета получателей) в размере действующей в банке (фи-нансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, про-центной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на десять пунктов. Казначейство вправе вносить в Центральный банк РФ представления на лишение соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение бан-ковских операций. Упомянутая мера связана с функциями казна-чейства по кассовому исполнению федерального бюджета.

Налоговые органы РФ. Налоговыми орга-нами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его терри-ториальные органы по городам и районам. Они действуют как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательст-ва, правильности исчисления, полноты и своевременности внесе-ния налогов в бюджет, а также в установленных случаях -- во внебюджетные фонды. Налоговые органы наделены широким кру-гом контрольных полномочий и прав по применению мер прину-дительного воздействия к нарушителям налогового законодатель-ства. Налоговый кодекс РФ закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок при-менения.

Налоговые проверки полномочны также проводить федераль-ные органы налоговой полиции.

В сфере налогообложения при перемещении товаров через та-моженную границу РФ осуществляют кон-троль таможенные органы, к полномочиям которых относится и валютный контроль (см. ТК РФ, ст. 34 НК РФ).

Функции государственного страхового надзора, осуществляе-мые Департаментом страхового надзора Минфина России также ограничены особой сферой - страховой деятельностью. Они осу-ществляются в целях обеспечения соблюдения требований законо-дательства Российской Федерации о страховании, развития стра-ховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых от-ношений, в связи с чем производится контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.

Важное место в их функциях занимает предварительный кон-троль, осуществляемый ими в процессе выдачи лицензий на осу-ществление страховой деятельности. По результатам текущего и последующего контроля они вправе приостановить, ограничить действие лицензии или отозвать ее.

Банки (кредитные организации). Их функции в области фи-нансового контроля в современный период существенно измени-лись. Это обусловлено изменением принципов регулирования эко-номики и связанной с ним перестройкой банковской системы, об-разованием коммерческих банков, основанных на различных фор-мах собственности. В результате функции банков по контролю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки были государственными и наде-лены властными полномочиями. Однако на основе действующего законодательства банки правомочны контролировать соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства. В других отношениях банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре.

Отличается особенностями контроль, осуществляемый Цент-ральным банком РФ в силу специфики своего правового положе-ния, соединяющего статус органа государственного управления и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятель-ность. На Центральный банк как орган государственного управле-ния возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. в них были внесены изменения. Центральный банк Российской Федера-ции осуществляет также контроль за соблюдением законодатель-ства о валютном регулировании и денежном обращении.

Ведомственный финансовый контроль -- это контроль минис-терств, ведомств, других органов исполнительной власти, государ-ственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подраз-деления (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Рабо-та контрольно-ревизионных подразделений находится под контро-лем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают Прави-тельству РФ о состоянии контрольно-ревизионной работы.

К основным задачам ведомственного контроля относятся: кон-троль за выполнением плановых заданий, экономным использова-нием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью госу-дарственной собственности, правильностью постановки бухгал-терского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточи-тельства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответ-ствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях - один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опи-раться на трудовые коллективы, общественные организации, при-нимать участие в выработке предложений по устранению выявлен-ных нарушений.

Указом Президента РФ “О мерах по обеспечению государствен-ного финансового контроля в РФ” от 25 июля 1996 г. обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной влас-ти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израс-ходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного фи-нансового контроля в течение одного месяца после выявления ука-занных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяй-ственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, от-делами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае -- необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предпри-ятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Возросшее значение бухгалтерского учета в организации хо-зяйственной деятельности, обеспечении законности и целесообраз-ности хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов проявилось в принятии впервые в стране Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 21 нояб-ря 1996г. До него эта сфера регулировалась в основном правовы-ми актами Министерства финансов или, реже, постановлениями Правительства. Законодательный акт усиливает правовую основу организации бухгалтерского учета.

Согласно Закону бухгалтерский учет -- это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви-жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Одной из основных задач бухгалтерского учета является фор-мирование и обеспечение полной и достоверной информации о де-ятельности организации и ее имущественном положении, необхо-димой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использо-вании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соот-ветствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Упомянутый Закон распространяется на все организации, на-ходящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представи-тельства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическо-го лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в орга-низациях несут их руководители.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структур-ное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответствен-ность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представле-ние полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечи-вает соответствие осуществляемых хозяйственных операций зако-нодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформле-нию хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию не-обходимых документов и сведений обязательны для всех работни-ков организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалте-ром по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руково-дителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется об-щественным финансовым контролем, основанным на положени-ях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе - право на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции РФ), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность оз-накомления с документами и материалами, непосредственно за-трагивающими его права и свободы (статья 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и трудовые коллек-тивы, а также общественные объединения (в частности, профсо-юзы и другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к выполнению своих контрольных функ-ций.

Согласно статье 27 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995г. они вправе: вносить свои предложе-ния по вопросам общественной жизни в органы государственной власти; участвовать в выработке решений органов государствен-ной власти и местного самоуправления; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправ-ления. Реализация всех этих прав связана с участием в осущест-влении контроля, в частности, финансового контроля.

Важное значение в условиях формирования рыночных отноше-ний имеет развитие аудиторского финансового контроля.

Аудиторский финансовый контроль -- это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности -- аудиторской дея-тельности.

Появление такого вида контроля связано с переходом к рыноч-ным отношениям и изменением методов регулирования экономи-ки. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяй-ственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъек-тах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятель-ностью в целом, поскольку контроль компетентных государствен-ных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и каче-ственности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджет-ных средств на контрольную деятельность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля уре-гулирован Указом Президента РФ “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. и утвержденными этим Указом Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации. Аудиторская деятельность согласно этим актам представляет собой предпринимательскую деятельность ау-диторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (услуги по ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и т.п.).

К экономическим субъектам отнесены (независимо от органи-зационно-правовых форм и форм собственности) предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные уч-реждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организа-ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляю-щие самостоятельную предпринимательскую деятельность. Сюда же входят и аудиторские фирмы, а также самостоятельно работаю-щие аудиторы.

Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а физи-ческие лица, занимающиеся аудитом самостоятельно, - как пред-приниматели. Аудиторы должны пройти в установленном порядке аттестацию. Аудиторская деятельность может осуществляться только после получения лицензии.

Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная провер-ка проводится в случаях, прямо установленных в законодательст-ве РФ, инициативная - по решению самого экономического субъекта.

При уклонении экономического субъекта от обязательной проверки либо препятствовании ее проведению к нему применяют-ся меры взыскания в виде штрафа в сумме от 100- до 500-кратного, а к руководителям экономического субъекта - в сумме от 50- до 100-кратного размера минимальной заработной платы. Эти санкции применяются по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейст-ва, государственной налоговой службы и налоговой полиции.

Обязательными являются и проверки, проводимые по поруче-нию органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда и арбитражного суда. Такие поручения могут быть даны при наличии в производстве указанных органов возбуж-денного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду, соответст-вующих своими обстоятельствами данному поручению.

Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) в этом случае производится предварительно за счет проверяемого экономическо-го субъекта. Повторные аудиторские проверки по тем же основа-ниям производятся за счет средств федерального бюджета.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осу-ществления. Применение конкретного метода зависит от ряда фак-торов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: реви-зии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докла-дов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как пра-вило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методичес-кие письма и указания налоговых органов, в частности. Методи-ческое пособие по проведению камеральных проверок, Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомо-бильных дорог, инструкции Минфина России по составлению от-четности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Состояние бюджетной системы - важнейший критерий оценки общей экономической ситуации в стране, уровня социальной защиты граждан, инвестиционного потенциала государства, обороноспособности РФ и РА и их места в мировой системе разделения труда.

Бюджетная политика - это система мер по обеспечению функций государства с помощью централизованного фонда финансовых ресурсов. Она основывается прежде всего на реальных обязательствах, которые может взять на себя государство при заданном уровне перераспределения финансовых ресурсов в государстве через бюджетную систему.

Несмотря на то, что в силе Бюджетный кодекс РФ, также введен в действие Налоговый Кодекс РФ, Закон «О бюджетной системе РА», развивается казначейская система, совершенствуются межбюджетные отношения, причины затянувшегося бюджетного кризиса не устранены, они постоянно воспроизводятся, о чем свидетельствуют невыполнение в полной мере бюджетных обязательств, наличие дебиторской и кредиторской задолженности, неэффективная система взаимодействия между бюджетами разных уровней.

Основная причина многих проблем последних лет - нереальность бюджета. При непоступлении доходов в необходимом объеме привлеклись дополнительные заемные ресурсы с рынка капиталов по ставкам, несопоставимым с рентабельностью в реальном секторе экономики. Фактическое секвестирование бюджетов вплоть до 1999г. вызывало хроническое недофинансирование даже тех статей бюджета, которые ранее входили в число защищенных. Параметры, закладываемые в бюджетах, отличались от физических показателей уровня инфляции, курса отечественной валюты по отношению к доллару, цен на энергоносители на мировых рынках. Это создавало определенные условия для исполнения бюджета в абсолютном выражении, но негативно сказалось на уровне жизни населения.

В связи с этим необходим комплексный подход к решению существующих проблем. В числе главных задач по реализации такого подхода следует назвать:

ь финансовое оздоровление экономики;

ь разработку реальных бюджетов всех уровней;

ь детализацию целей бюджетной политики;

ь увеличение доходов в основном за счет осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы;

ь экономию государственных расходов;

ь реформирование межбюджетных отношений.

В этой связи прежде всего необходимы дальнейшие налоговые преобразования, связанные с созданием мотивации налогоплательщиков, повышением собираемости налогов, улучшением налогового администрирования. Это достигается за счет отмены налогов, которые государство контролирует слабо в силу особенностей формирования налоговой базы, ликвидации большинства налоговых льгот, сокращения налоговых ставок, оптимизации объекта налогообложения.

Нужно обратить внимание и на возможность эффективного использования государственного имущества и решить вопрос о его инвентаризации, ведении реестра государственной и муниципальной собственности, целесообразности его приватизации или сохранения в государственной собственности со всеми вытекающими последствиями. При формировании расходной части бюджетов необходимо учитывать общую стратегическую ориентированность финансовой политики исходя из приоритетности решаемых задач и конкретных заданных параметров.

Особое значение имеет укрепление вертикали финансового контроля в системе исполнительной власти, применение жестких санкций за незаконное и нецелевое использование средств.

Наблюдается сокращение числа федеральных целевых программ с учетом приоритетов и реальной отдачи. Необходимо продолжить работу над концепцией бюджета развития и созданием механизмов реализации эффективной инвестиционной политики государства. Государственная поддержка отдельных отраслей экономики не может осуществляться в отрыве от внебюджетных источников финансирования и возможности их дальнейшего расширения, а также от привлечения кредитных ресурсов, в том числе на синдицированной основе.

Серьезной проблемой остается обеспечение профицита федерального бюджета в целях сокращения долгового бремени государства. Должна быть создана принципиально новая система управления государственным долгом, снижающая затраты на его обслуживание, Ососбое внимание необходимо обратить на состояние внешнего долга. Его своевременное погашение и обслуживывание является залогом устойчивого экономического роста, признания Россия в качестве надежного заемщика, государства с рыночной экономикой. Для решения проблемы долглвой валютной нагрузки на бюджет целесообразно было бы создать фонд хеджирования валютных рисков бюджета за счет дополнительных валютных поступлений от экспорта сырьевых ресурсов.

Межбюджетные отношения предполагают, что государственный бюджет остается центральным звеном бюджетной системы страны. Поэтому должны быть сделаны конкретные шаги в сторону подлинного бюджетного федерализма. Поэтому должны быть сделаны конкретные шаги в сторону подлинного бюджетного федерализма. Вопрос о разграничении полномочий и предметов ыедения в том числе в финансовой сфере остается актуальным и до конца нерешенным.

Централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете позволяет решить давно назревшую задачу полного финансирования федеральных мандатов за счет средств государственного бюджета. Бюджетная независимость субъектов Федерации не может и не должна подрывать основополагающие принцыпы построения бюджетной системы - ее единство, равенство субъектов по отношению друг к другу и к государственному бюджету. В то же время бюджеты по субъектов Федерации должны быть в достаточной мере обеспечены собственными финансовыми ресурсами для выполнения конституционных полномочий и финансирования собственных финансовых мандатов. Только на такой основе могут быть решены экононмические и социальные проблемы регионов.

Необходимо завершить передачу субъектам Федерации и муниципальным образованиям федеральных бюджетных учреждений, деятельность которых в основном связана с удовлетворением потребностей, носящих региональный и местный характер, с передачей соответствующих источников финансирования. Число регионов - реципиентов должно сокращаться за счет повышения их финансового потенциала.

Необходимо активно задействовать такой критерий распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов, как валовые налоговые ресурсы (оценкам потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, полученная путем усреднения доли налоговых изъятий в валовом региональном продукте основных отраслей экономики).

Еще одна проблема совершенствования бюджетной системы - переход на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов Федерации, получающих финансовую помощь из федерального бюджета. Аккумулирование бюджетных средств на едином счете Федерального казначейства позволит оперативно управлять финансовыми потоками для покрытия кассовых разрывов и удовлетворение временных потребностей региональных бюджетов в средствах.

Прекращение действий соглашений по особому порядку зачисления федеральных налогов и платежей, заключенных между РФ и некоторыми субъектами РФ, способствовала укреплению бюджетной системы в целом, повышению финансовой дисциплины.

Большое значение имеет и выполнение регионами пограмм по оздоровлению финнансов, координации бюджетной политики на всех уровнях бюджетной системы.

При работе над бюджетом необходимо ориентироваться на среднесрочную и долгосрочную программы социально-экономического развития государства и регионов.

Необходимо разработать эффективный механизм рестректуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет, в том числе долгов предприятий и кредитных организаций, обеспечивающий максимальное сокращение недоимок и предотвращение образования задолженности по текущим платежам.

Отдельно должна проводиться работа над концепцией системы государственных социальных внебюджетных фондов с учетом реального состояния семейных бюджетов (финансов домашних хозяйств). Существование паралельных государственных структур не сокращает бюджетные расходы и не усиливает контроль полноты мобилизации и эффективного использования средств. Консолидация в государственном бюджете Государственного фонда занятости населения, а также введения единого социального налога позволили повысить государственный финансовый контроль на их рациональным использованием.

Таким образом, развитие и укрепление бюджетной системы является многосторонним процессом воздействия на решения целого комплекса финансовых проблем, от решения которых рависит обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни граждан России и, тем более, нашего государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РФ.

2. Конституция РА.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ.

4. Закон “О бюджетной системе Республики Армения” от 24 июня 1997г.

5. ФЗ РФ «О государственном финансовом контроле в РФ».

6. ФЗ РФ «О бюджетной классификации» № 115-ФЗ.

7. Арутюнян О.К. Бюджет общины. Основные вопросы формирования и использования. Ереван, 2003г. (на арм.яз.).

8. Бюджетная система РФ. Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевского. М., Юрайт, 1999г.

9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для вузов. Изд. второе. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

10. Словарь по экономике. Под ред. П.А.Ватника. Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1998г.

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. Под ред. Л.А.Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 1997г.

12. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. Л.А.Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003г.

13. Финансовое право. Учебник. Отв. ред. Н.И.Химичева. Второе изд. М: Юристъ, 2000.

14. http://www.jurfak.ru: Данные о доходах федерального бюджета РФ.

15. http://www.nalog.ru: - Министерство РФ по налогам и сборам:

статистическая информация;

диаграммы.

16. http://www.budgetrf.ru: Бюджет Российской Федерации.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Реферат Live