Корпоративные облигации как финансовый инструмент инвестиций
2 Выпуск, регистрации и обращение корпоративной облигации.
2.1.Эмиссия корпоративных облигаций
Компания, которой впервые предложено осуществить выпуск ценных бумаг, должна четко осознавать, что размещение ценных бумаг - достаточно длительный и сложный процесс, состоящий из большого количества взаимосвязанных событий, мероприятий и ограничений. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с ее помощью проектов. В соответствии с постановлением ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии выделяются следующие ключевые этапы эмиссии облигаций, размещаемых путем подписки:
1.Утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций.
2.Подготовка проспекта эмиссии.
3. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии в ФКЦБ.
4. Изготовление сертификата облигаций.
5.Раскрытие информации о регистрации проспекта эмиссии.
6. Подписка на облигации.
7. Регистрация отчета об итогах выпуска облигаций.
8. Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска облигаций.(36)
Утверждение эмитентом решения о выпуске облигаций.
Размещение акционерным обществом облигаций осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. В обществах с ограниченной ответственностью решение о размещении облигаций может принять только общее собрание участников общества.
Существуют определенные ограничения на выпуск облигаций:
1) Согласно ст. 102 ГК РФ акционерное общество и согласно ст. 31 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество с ограниченной ответственностью вправе выпускать облигации:
на сумму, не превышающую размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, и только после полной оплаты уставного капитала;
при отсутствии обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами с целью гарантировать выполнение обязательств перед владельцами облигаций, размещение обществом облигаций допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
2) Облигации могут выпускаться только в "благоприятные" для хозяйствующих обществ периоды. Так, с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом над ним в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ вводится наблюдение. Это наблюдение не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия, но с определенными этим законом ограничениями. Так, в соответствии с подп. 3 ст. 58 данного закона органы управления должника не вправе принимать решения о размещении должником облигаций и других эмиссионных ценных бумаг.
Решение о выпуске ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Он утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении и должен быть утвержден не позднее шести месяцев с момента принятия этого решения.
Решение о выпуске ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем и скрепляется печатью эмитента, его страницы нумеруются. В нем должны быть определены форма (именные или на предъявителя, документарные или бездокументарные), сроки и иные условия погашения облигаций.
Общество вправе выпускать облигации: обеспеченные залогом определенного имущества общества, под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами, без обеспечения.
Общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.
Решение о выпуске облигаций, размещаемых путем подписки, может предусматривать их размещение частями в течение нескольких сроков (траншами), но не позднее одного года со дня утверждения решения об их выпуске.
В решении о выпуске облигаций, размещаемых траншами, указывают: количество облигаций в каждом транше или порядок его определения; сроки размещения каждого транша или порядок их определения; порядок идентификации облигаций каждого транша, а также, что их погашение и выплата процентов по ним (если решение о выпуске облигаций предусматривает выплату по ним процентов) осуществляются только денежными средствами.
В решении о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки, должен быть указан круг лиц, среди которых эмитент намерен разместить ценные бумаги в соответствии с решением об их размещении.
Решение о выпуске облигаций утверждается:
у акционерного общества - советом директоров (органом, осуществляющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров) этого акционерного общества, если иное не предусмотрено уставом общества;
у иных юридических лиц - органом этого юридического лица, имеющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации полномочия принимать решения о размещении облигаций, или иным его уполномоченным органом.
Подготовка проспекта эмиссии.
Основополагающим этапом размещения ценных бумаг, на котором осуществляется формирование концепции выпуска ценных бумаг (основных параметров, юридической базы и технологии), является разработка проспекта эмиссии. На последующих этапах происходит практическая реализация всех положений, изложенных в проспекте. В данном документе должны быть четко определены следующие понятия: основные характеристики выпуска облигаций; финансовые аспекты выпуска облигаций; права держателей облигаций; случаи досрочного погашения облигаций; способ, срок и порядок размещения облигаций; механизм определения цены размещения; условия и порядок оплаты облигаций; порядок хранения и учета прав на облигации; порядок погашения облигаций и выплаты процента; порядок налогообложения доходов по облигациям, финансовые аспекты выпуска облигаций.
Особое внимание необходимо уделять разработке финансовых аспектов выпуска облигаций, которые включают в себя определение следующих основных характеристик: объема эмиссии, номинальной стоимости, сроков обращения облигаций, видов облигаций (дисконтные или процентные), ставки процента по облигациям, формул для его расчета, периодичности выплаты процента. Основная задача заключается в поиске оптимального набора инвестиционных свойств выпуска ценных бумаг, позволяющего сочетать, с одной стороны, интересы эмитента, а с другой - интересы потенциальных инвесторов. Все это требует проведения серьезного анализа и расчетов, связанных с оценкой возможных вариантов финансовых условий выпуска облигаций. При решении данного вопроса необходимо учитывать текущую и будущую макроэкономическую ситуацию в экономике, денежно-кредитную политику, существующие финансовые инструменты, состояние рынка ценных бумаг. Большое значение имеют консультации с потенциальными инвесторами.
Как показывает зарубежная практика, акционерное общество не может самостоятельно решать весь комплекс вопросов, связанных с выпуском и обращением своих ценных бумаг. Подготовить и правильно организовать размещение выпуска ценных бумаг, а затем обеспечивать поддержание их ликвидности на вторичном рынке может только профессиональный участник рынка ценных бумаг, специализирующийся на проведении операций на фондовом рынке. Участие профессионалов фондового рынка в первичном размещении выпусков ценных бумаг связано с процедурой андеррайтинга. Именно на андеррайтера возлагается решение всех организационных, технологических, аналитических и других задач, направленных на «выпуск в свет» корпоративных облигаций. Между эмитентом и организатором размещения заключается соответствующее соглашение, регламентирующее взаимоотношения (права и обязанности) двух сторон в процессе размещения ценных бумаг.
Необходимо отметить, что понятие <андеррайтер> в российских нормативных документах трактуется иначе, чем в западной практике. Андеррайтер (в России): Лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению эмитента. Андеррайтером может быть только профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление брокерской деятельности.
Андеррайтер (на Западе): Инвестиционный институт (или их группа), обслуживающий и гарантирующий эмитенту первичное размещение на рынке ценных бумаг на согласованных условиях за вознаграждение. Андеррайтер осуществляет покупку ценных бумаг для последующей перепродажи частным инвесторам.
Таким образом, на андеррайтера выпуска облигаций возлагается выполнение следующих функций: осуществление по поручению и от лица эмитента организации выпуска, размещения и обращения облигаций до их погашения; разработка концепции облигаций, условий выпуска, проспекта эмиссии и иных документов по выпуску, обращению и погашению облигаций; разработка и обоснование организационно-финансовых схем и механизмов выпуска и размещения облигаций; обеспечение и осуществление необходимых действий по сопровождению процедуры выпуска и размещения облигаций на первичном и вторичном рынках.
Очень важно в проспекте эмиссии ценных бумаг правильно изложить раздел, связанный с определением цены размещения, поскольку в дальнейшем в соответствии с действующим законодательством внесение изменений в проспект эмиссии относительно цены размещения не допускается. Существует два основных способа определения цены размещения: в проспекте эмиссии непосредственно указывается цена размещения ценных бумаг; в проспекте эмиссии изложен порядок определения цены размещения ценных бумаг. Наиболее предпочтительным и гибким для эмитента является второй вариант. Окончательная цена размещения облигаций определяется андеррайтером с момента представления документов на государственную регистрацию выпуска облигаций в ФКЦБ России путем изучения спроса на облигации и складывается на основе предварительных индикативных предложений о приобретении облигаций, направленных андеррайтеру. Окончательная цена размещения утверждается уполномоченным органом эмитента и публикуется в средствах массовой информации не позднее даты начала размещения. Облигации размещаются по цене, одинаковой для всех покупателей, которая не изменяется в течение всего срока размещения.
Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии в ФКЦБ.
В соответствии с законами РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» компания может осуществлять размещение облигаций, если это предусмотрено в уставе общества, только после полной оплаты уставного капитала. При этом: номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций; в регистрирующий орган (ФКЦБ России) в момент регистрации выпуска облигаций предъявляются доказательства предоставления такого обеспечения; величина последнего должна соответствовать исполнению обязательств по всем облигациям эмитента в течение всего срока их обращения; выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
На этом регламентирующее действие перечисленных законов в отношении облигаций заканчивается и вступают в силу следующие нормативные акты: Стандарты эмиссии ФКЦБ России № 19 от 17 сентября 1996 г. Стандарты эмиссии ФКЦБ России № 8 от 12 февраля 1997 г. Постановление ФКЦБ России № 25 от 19 июня 1998 г. Если предприятие ранее уже осуществило выпуск облигаций, то в соответствии со Стандартами эмиссии ФКЦБ России № 19 и с Постановлением ФКЦБ России № 25 предприятию будет отказано в регистрации нового выпуска облигаций, если номинальная стоимость регистрируемых облигаций и еще непогашенных облигаций превышает размер уставного капитала или величины обеспечения. Если же предприятие регистрирует выпуск облигаций, размещение которых будет осуществляться отдельными траншами, то возможно превышение номинальной стоимости всего регистрируемого выпуска размера уставного капитала или величины обеспечения, но при одном условии - сумма номинальной стоимости облигаций, которые одновременно будут находиться в обращении, не должна превышать размера уставного капитала или величины обеспечения. При этом эмитент не вправе размещать облигации, если сумма номинальной стоимости непогашенных облигаций превысит размер его уставного капитала или величину обеспечения, т.е. в последнем случае ответственность по регулированию объемов размещения полностью ложится на эмитента.
Кроме того, существуют еще следующие дополнительные ограничения:
не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация двух и более выпусков облигаций одной серии;
размещение облигаций путем подписки осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года со дня утверждения решения о выпуске ценных бумаг;
оплата облигаций, размещаемых траншами, должна осуществляться только денежными средствами;
размещение облигаций должно осуществляться при условии их полной предварительной оплаты.
размещение облигаций может осуществляться только после регистрации отчета предыдущего выпуска ценных бумаг.
Государственная регистрация выпуска облигаций сопровождается регистрацией их проспекта эмиссии в случаях: открытой подписки; закрытой подписки, если число приобретателей облигаций превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска превышает 50 тыс. МРОТ.
В противном случае для государственной регистрации выпуска облигаций проспект эмиссии не требуется, достаточно решения о выпуске ценных бумаг. При этом в регистрирующий орган предоставляется также документ, подтверждающий, что количество приобретателей этих облигаций не превысит 500, если это не следует из решения об их выпуске. В случае неразмещения ни одной облигации выпуска, такой выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.
Раскрытие информации о регистрации проспекта эмиссии.
Подписка на облигации. Размещение ценных бумаг путем подписки осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года со дня утверждения решения о выпуске ценных бумаг.
В случае размещения облигаций путем открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг (в том числе указать, где и (или) как может быть получен их проспект эмиссии) в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тысяч экземпляров.
Запрещается размещение путем открытой подписки облигаций нового выпуска ранее чем через две недели после раскрытия информации о государственной регистрации выпуска указанных ценных бумаг и обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации о выпуске ценных бумаг. Эта информация должна быть раскрыта в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Информация о цене размещения ценных бумаг (за исключением порядка определения цены размещения) может раскрываться в день начала размещения ценных бумаг.
Регистрация отчета об итогах выпуска облигаций.
В соответствии со Стандартами эмиссии эмитент представляет в регистрирующий орган "Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки" не позднее 30 дней после истечения срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, а в случае если все ценные бумаги были размещены до истечения этого срока, - не позднее 30 дней после размещения последней ценной бумаги этого выпуска.
Отчет об итогах выпуска облигаций утверждается:
у акционерного общества - советом директоров (органом, осуществляющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров) этого акционерного общества;
у иных юридических лиц - органом этого юридического лица, имеющим соответствующие полномочия на основании законов и правовых актов Российской Федерации.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем эмитента, а также главным бухгалтером и скрепляется печатью эмитента; его страницы нумеруются.
Если облигации оплачивались неденежными средствами, то одновременно с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган представляются:
протокол заседания совета директоров акционерного общества, отражающий принятие решения об определении рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, размещаемых путем подписки, кворум и результаты голосования с указанием имен членов данного органа эмитента, голосовавших за принятие решения;
заключение независимого оценщика (аудитора) о рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, если номинальная стоимость всех оплачиваемых неденежными средствами акций (в том числе акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении) или облигаций составляет более 200 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вместе с отчетом об итогах выпуска облигаций в регистрирующий орган должен представляться документ, подтверждающий разрешение уполномоченного органа исполнительной власти (в том числе разрешение государственного антимонопольного органа) на совершение сделок с облигациями этого выпуска.
Регистрирующий орган обязан в течение двухнедельного срока с даты получения отчета об итогах выпуска ценных бумаг и иных документов зарегистрировать отчет или отказать в его регистрации.
В течение срока размещения ценных бумаг может быть размещено меньшее количество ценных бумаг, чем предусмотрено решением об их выпуске. В этом случае количество ценных бумаг этого выпуска уменьшается регистрирующим органом на число неразмещенных ценных бумаг на основании данных отчета об итогах их выпуска.
Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска облигаций. При размещении ценных бумаг путем открытой подписки эмитент обязан опубликовать в периодическом печатном издании, в котором было опубликовано сообщение о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг, сообщение о регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг (в том числе указать, где и (или) как может быть получен отчет об итогах выпуска ценных бумаг).
Если государственная регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии, эмитент обязан раскрыть информацию, содержащуюся в отчете об итогах выпуска ценных бумаг, в порядке, предусмотренном для раскрытия информации о выпуске ценных бумаг.
2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке.
Предприятие не должно забывать о необходимости организации вторичного рынка облигаций. Облигационный займ тем и отличается от кредита, что это рыночный долг, который легко может быть переуступлен одним кредитором другому. Если облигации не обращаются на рынке, то пропадает сама идея, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций как финансового инструмента.
Необходимость организации вторичного рынка облигаций очевидна уже при их размещении. Эмитент должен позаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций. Это необходимо потому, что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций. Ликвидность является, если не первой, то, по крайней мере, - второй по привлекательности, чертой облигаций. При этом ликвидные облигации могут быть менее доходными. Следовательно, эмитент должен быть заинтересован в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность проводить размещение под низкие процентные ставки. Кроме того, привлекательностью будут пользоваться облигации с пут-опционом, то есть такие, которые инвестор может продать обратно эмитенту в определенные моменты времени. При размещении таких облигаций отношения инвестора и эмитента не ограничиваются разовым размещением. Инвестор имеет возможность продать эмитенту облигации обратно. При этом предприятие может регулярно выставлять оферты на выкуп своих облигаций для повышения спроса на свои облигации, что значительно укрепляет доверие инвесторов к таким ценным бумагам. Если эмитент не заинтересован в том, чтобы в настоящий момент выкупать обратно свои обязательства, то, при наличии вторичного рынка, инвестор может не дожидаться момента, когда можно предъявить облигации эмитенту для их досрочного погашения, а просто реализовать их на вторичном рынке. Если эмитент заинтересован в том, чтобы выкупить возможно больший объем облигаций, то это легче сделать при наличии ликвидного вторичного рынка. Предприятие не должно рассчитывать на то, что сразу же удастся разместить крупный выпуск облигаций. Сначала может быть размещен лишь сравнительно незначительный объем. И от того, удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своих облигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительно размещать более значительные объемы.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента.
При размещении облигаций с переменной купонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентную ставку есть смысл установить на следующий купонный период. Если облигации торгуются по цене выше номинала, следовательно, ставка текущего купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеет возможность установить на следующий период более низкую процентную ставку. Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке - меньше номинала, предприятие должно либо повысить купонную ставку по следующему периоду, либо предпринять иные меры по повышению привлекательности данного выпуска. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательством предусмотрены соответствующие налоговые льготы. Так, в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями на 31.05.2000) Раздел II, п.15, абзац 4,5,6 выплата процентов по облигациям, обращающимся на организованном фондовом рынке включается эмитентом в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта. Таким образом, фактически все основные затраты, связанные с выпуском, обращением и выплатой процентов по корпоративным облигациям, в случае их обращения на организованном рынке ценных бумаг, включаются в себестоимость.
Независимо от того, как создается вторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем) происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличие одного или нескольких маркет-мейкеров. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. При этом маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенный величины - допустимого спрэда.
Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытным путем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда должен составлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.
Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок. Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка как "волатильность" (изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговых операций растет. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.
Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществляется на биржах.
Рассмотрим возможности обращения корпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ. В общем виде ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, состоят: из ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные листы 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи (внесписочные ценные бумаги); из ценных бумаг, допущенных к размещению на бирже.
Включению ценных бумаг в котировальные листы биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткие требования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 3).
Таблица 3. Требования предъявляемые при прохождении листинга.
Параметры
|
Котировальный лист 1-го уровня
|
Котировальный лист 2-го уровня
|
|
|
ММВБ
|
МФБ
|
ММВБ
|
МФБ
|
|
Чистые активы эмитента
|
Не менее 3 млрд руб.
|
Не менее 20 млн евро
|
Не менее 50 млн руб.
|
Не менее 2 млн евро
|
|
Срок осуществле-ния деятельности эмитентом, лет
|
Не менее 3
|
Не менее 3
|
Не менее 1
|
Не менее 1
|
|
Количество акционеров или участников общества, чел.
|
Не менее 1000
|
Не менее 1000
|
Не менее 500
|
Не менее 500
|
|
Безубыточность баланса
|
В течение любых 2 из 3 лет, пред-шествующих подаче заявления на листинг
|
-
|
-
|
-
|
|
Наличие маркет-мейкеров, чел.
|
Не менее 3
|
Не менее 2
|
Не менее 2
|
Не менее 2
|
|
Объем эмиссии корпоративных ценных бумаг, млн руб.
|
Не менее 200
|
-
|
-
|
-
|
|
Средний объем продаж за месяц по итогам отчетного квартала
|
Не менее 1,5 млн. руб.
|
Не менее 50 тыс. евро*
|
Не менее 300 тыс. руб.
|
Не менее 10 тыс. евро*
|
|
|
Источник: НечаевВ. Корпоративные облигации: Проблемы и решения//Рынок ценных бумаг 2000, №14.с20
Как видно из таблицы, включение облигаций в котировальные листы биржи под силу, пожалуй, только крупным предприятиям-эмитентам, которые в принципе и сами должны быть заинтересованы в этом, так как это повышает ликвидность их облигаций и позволяет разместить их большие объемы среди широкого круга инвесторов.
Для мелких и средних предприятий более удобным и менее трудоемким является включение облигаций во внесписочный список ценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, у таких предприятий, как правило, объем эмиссии небольшой и круг инвесторов заранее известен, а во-вторых - появляется основание отнести проценты (дисконт) по облигациям по установленному нормативу на затраты. Единственная, пожалуй, сложность (как, впрочем, и по ценным бумагам, включенным в котировальный лист 2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качестве инвесторов.
Основанием для рассмотрения вопроса о допуске облигаций к обращению на МФБ в качестве внесписочных ценных бумаг является заявление установленного образца от эмитента или участника торгов. На ММВБ требуются два таких заявления: от эмитента и участника торгов. Особенность в последнем случае в том, что дирекция ММВБ вправе принять решение о допуске облигаций к обращению и без указанных заявлений.
Дополнительно на биржу должны быть предоставлены нотариально заверенные копии: учредительных документов эмитента; документа, подтверждающего присвоение ценной бумаге государственного регистрационного номера; проспекта эмиссии или решения о выпуске облигаций; отчета об итогах выпуска облигаций; анкеты облигации (на ММВБ); анкеты заявителя (на МФБ).
Основанием для принятия биржей решения о прекращении обращения внесписочных ценных бумаг является: аннулирование государственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги; признание эмитента ценной бумаги несостоятельным; истечение срока обращения ценной бумаги.
Проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «неразумный» эмиссионный налог, будут рассмотрены в следующей главе.
3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми
3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми
Своим появлением на рынке корпоративные облигации российских эмитентов во многом обязаны финансовому кризису 1998 г. Крах системы государственных заимствований на внутреннем рынке, серьезные потрясения в банковском секторе и последовавшее за этим резкое сокращение финансовых инструментов явились мощным стимулом для развития новых для российского рынка долговых обязательств. Таким образом, появление на авансцене финансового рынка крупнейших российских корпораций выглядело абсолютно естественным и логичным.
В настоящее время рынок корпо-ративных облигаций в России дает инвесторам определенную возмож-ность выбора. В то же время круг облигации и особенно вторичный рынок остаются крайне узкими.
Корпоративные облигации, об-ращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три ос-новные группы:
* среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обра-щения 2--5 лет);
* краткосрочные(3--9 мес.) рубле-вые облигации;
* небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обыч-но привязанную к ставке рефинан-сирования ЦБР или ставкам по де-позитным счетам Сбербанка РФ.
Первая группа облигаций ста-ла самой значительной в номиналь-ном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе отно-сятся облигации Газпрома, Тюмен-ской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России», СУАЛа, Самараэнерго, Ростовэнерго и Ми-хайловского ГОКа (2 с.23). Срок их обращения составляет 3--5 лет с возмож-ностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купон-ные платежи и номинальная стои-мость данных облигаций индекси-руются в соответствии с изменени-ем курса доллара.
Валютно-индексируемые облига-ции не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинстве куплены узкой группой нерезидентов, пока риск де-вальвации рубля был существенным. Основная доля этих бумаг была раз-мещена с июня 1999 г. до начала президентских выборов в России(1 с.20).
Вторичный рынок по этим обли-гациям фактически отсутствует, не-смотря на то, что их подавляющее количество было внесено в листинг ММВБ. Единственными эпизодиче-ски торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпро-ма и ТНК, однако, и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко.
Наиболее крупные облигацион-ные займы по подобной схеме сде-лали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО «Газ-пром», ОАО «ЛУКОЙЛ» и РАО «ЕЭС России» (по 3 млрд. руб.). Сам факт того, что облигации со сроком пога-шения в 5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (око-ло 10% в долларах), однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно(2.с.24).
Подавляющее количество корпо-ративных облигаций этой группы было приобретено нерезидентами, чьи средства после августа 1998 г. «зависли» на счетах типа С. Однако этот ресурс по целому ряду причин вскоре был исчерпан, и даже ко II кв. 2000 г. стало понятно, что риск возможной девальвации рубля значительно снизился, а потому на-добность в размещении рублевых средств под нерыночную ставку да-же при условии валютного хеджи-рования пропала.
К первой группе облигаций ус-ловно можно отнести и обязатель-ства компании «ТАИФ-Телеком» (оператора сотовой связи г. Ка-зани). Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, что облигации данного эмитента имеют довольно высокую (15--18% годовых) валютную доходность, их ликвидность также очень низка(2.с24).
Вторая группа облигаций со II кв. 2000 г. была самым быстро растущим сегментом рынка корпоративных облигаций.
Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компаний «АЛРОСА», консультантом по размещению которых стала ИГ «Русские фонды». Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей) Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены об-лигации МДМ-Банка(2 с.24).
Наиболее совершенной схемой в размещении облигаций воспользо-вался Внешторгбанк РФ (ВТБ), кон-сультантом которого в вопросе размещения его облигаций стал ИБ «Флеминг». Облигации ВТБ, фор-мально имея двухгодичный срок по-гашения, позволяют инвесторам определять сроки заимствования самостоятельно, так как в проспек-те эмиссии облигаций ВТБ предус-мотрены схема досрочного погашения с периодом в три месяца, а так-же возможность реинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом(2с.24)
Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок этих облигаций (на ММВБ) также является наиболее актив-ным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили сре-ди операторов фондового рынка название «рыночные займы». Облигации второй группы оказались на-иболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы в настоящее время на-иболее активно торгуются облига-ции ВТБ. В 2000 г. на долю бумаг Внешторгбанка РФ пришлось около 60% числа всех сделок с корпора-тивными облигациями в фондовой секции ММВФ, среднедневной обо-рот этих облигаций на бирже превышал 10 млн. руб.(2с.25)
К третьей группе облигацион-ных займов, размещенных в течение последних полутора лет, относят-ся облигации компаний «МАКФА» (макаронная фабрика, г Челябинск), «Таттелеком» (г. Казань), «Каравай» (хлебозавод, г Ангарск), «Морион» (г. Пермь) и ряда других.(2с.27)
Облигации этой группы в основном размещаются среди частных ин-весторов -- жителей соответствую-щего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтер-нативой банковским вкладам.
Таблица 4. Размещенные эмиссии корпоративных облигаций
Эмитент
|
Номер госрегистрации
|
Дата окончания размещения
|
Объем, млн. руб.
|
Дата погашения
|
|
АО «Газпром»
|
4-01-00028-А
|
12.07.1999г.
|
3000
|
15.04.2003 г.
|
|
РАО «ЕЭС России»
|
4-01-00034-А
|
17.02.2000 г.
|
3000,из них 982
(1-й транш),
2 018
(2-й транш)
|
20.12.2002 г. (1-транш) 14.02.2003 г. (2-транш)
|
|
АО «НК"ЛУКОЙЛ"»
|
4-01-00077-А
|
13.08.1999 г.
|
3000
|
22.07.2003 г.
|
|
АО «Тюменская нефтяная компания»
|
4-01-00168-А
|
09.08.1999 г. (1-й транш),
20.09.1999 г. (2-й транш)
|
2500,из них 1157
(1-й транш),
1343
(2-й транш)
|
|
|
|
|
|
|
09.07.2004 г.--1-й транш, 20.08.2004 г.--2-й транш, (возможно досрочное погашение: 24.07.2001 г.-- 1-й транш, 06.09.2001 г.-- 2-й транш)
|
|
АО «Тюменская нефтяная компания»
|
4-02-00168-А
|
31.12.1999 г. (1-й транш),
07.02.2000 г. (2-й транш)
|
2500, из них 1307 (1-й транш), 1193 (2-й транш)
|
|
|
|
|
|
|
08.12.2004 г.--1-й транш, 18.01.2005 г.--2-й транш, (возможно досрочное погашение: 10.12.2000 г.-- 1-й транш, 20.01.2001 г.-- 2-й транш)
|
|
АО «Тюменская нефтяная компания»
|
4-03-00168-А
|
12.07.2000 г.
|
4000
|
26.06.2003 г., (возможно досрочное погашение 26.06.2000 г. и 26.06.2002 г.)
|
|
АО «Ростовэнерго»
|
4-01-00125-А
|
30.05.2000 г. (1-й транш), 08.09.2000 г. (2-й транш)
|
2200
(2транша)
|
30.05.2003 г.--1-й транш,
08.09.2003 г.--2-й транш
|
|
АО «Михайловский ГОК»
|
4-01-00081-A
|
29.05.2000 г.
|
1500
|
29.05.2003 г. (возможно досрочное погашение через 1 --2 года)
|
|
ЗАО ИК «МДМ-Траст»
|
4-01-55361-Р
|
21.08.2000 г.
|
1500
|
11.08.2004г.
|
|
АО «Мостотрест»
|
4-01-02472-А
|
Н.Д.
|
1050
|
10.12.2002 г. (возможно досрочное погашение)
|
|
АО «СУАЛ»
|
4-01-30141-D
|
28.02.2000 г.
|
1000
|
14.02.2003 г.
|
|
АО Самараэнерго»
|
4-01-00127-А
|
24.03.2000 г.
|
1000
|
22.03.2003 г. (возможно досрочное погашение через 3,6,12,18,24,30 месяца)
|
|
ЗАО «АЛРОСА»
|
4-02-40046-N
|
14.06.2000 г.
|
500
|
11.03.2001 г.
|
|
ЗАО «АЛРОСА»
|
4-03-40046-N
|
08.08.2000 г.
|
500
|
04.02.2001 г.
|
|
000 «ГУТА-Инвест»
|
4-01-00001-R
|
30.08.2000 г.
|
450(2 транша)
|
Июнь--август 2003 г. (возможно досрочное погашение)
|
|
АО «Магнитогорский мметаллургический комбинат»
|
4-05-00078-A
|
12.04.2000 г.
|
50
|
29.10.2000 г.
|
|
АО «Магнитогорский металлургический комбинат»
|
4-06-00078-A
|
30.05.2000 г.
|
50
|
03.12.2000г.
|
|
АО «Казанская ГТС»
|
4-05-55110-D
|
Август 2000 г.
|
30(3 транша)
|
Май -- июль 2002 г.
|
|
ГУП «Таттелеком »
|
4-03-28003-R
|
Сентябрь 2000 г.
|
30
|
13.08.2002 г.
|
|
АО «ТАИФ-Телеком»
|
4-01-55301-D
|
23.11.1999г.
|
26.98
|
09.09.2002 г.
|
|
ГУП «Таттелеком »
|
4-02-28003-R
|
23.12.1999г.
|
16
|
27.11.2001г.
|
|
ао «НК "Таркосале-
|
4-01-00035-Р
|
10.03.1999 г.
|
81
|
02.10.2001 г.
|
|
АО 'Донской табак»
|
4-01-30863-Е
|
22.09.1999 г.
|
70
|
15.12.2009 г.
|
|
АО 'Уралсвязьинформ»
|
4-12-00175-А
|
05.02.1999г.
|
9,66
|
Ноябрь 2000 г. -- февраль 2001 г.
|
|
АО «Морион»
|
4-02-30493-D
|
27.01.2000 г.
|
4
|
01.11.2000г.
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|