|
Финансы предприятия
Финансы предприятия
|
1.Сущность и функции финансов.
Финансы представляют собой специфические производные экономического отношения, выражающие процесс образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения экономических функций государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Под централизованными финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулированных в гос. бюджете и правительственных внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий. Из этих определений можно сделать вывод, что финансы представляют собой денежные отношения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличны от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда товаропроизводителей. Финансы же - это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, инструмент контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и обеспечить контроль за их расходами. Финансы выражают денежные отношения:
1. Между предприятиями в процессе приобретения тов.-мат. ценностей, реализации продукции и услуг.
2. Между предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении.
3. Между государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов.
4. Между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.
5. Между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов.
6. Между отдельными звеньями бюджетной системы.
7. Между органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.
8. Денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятия.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную, контрольную. Эти функции осуществляются одновременно. Распределительная функция финансов проявляется прежде всего при первичном перераспределении НД, когда формируется основной доход среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
1. Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства.
2. Доходы предприятий сферы материального производства.
Перераспределение НД связано:
1. с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций.
2. с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой НД не создается.
3. с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых при помощи финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций, в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении лучших результатов при наименьших затратах.
Финансы выполняют также контрольную функцию - контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и использовании (расходовании) их по целевому назначению..
Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (гос. расходы, налоги, гос. кредит) в процессе воспроизводства.
Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в нар.хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления, финансами и финансовой системой, финансовое законодательство
2. Финансовая политика государства: содержание, значение, задачи.
Финансовая политика -- это самостоятельная сфера деятельности государства, направленная на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития
Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.
Финансовая политика -- это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства.
Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ -- дол-госрочных, среднесрочных и краткосрочных.
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необ-ходимо иметь ясную программу общественного развития с выде-лением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, опреде-лением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации фи-нансовой политики и дать ее объективную оценку.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они -- материальная база любых преобразова-ний. Следовательно, для определения и формирования финан-совой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.
|
3. Управление финансами и государственное регулирование.
Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собранне и его две палаты -- Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финанса-ми РФ, являются Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой к валютной политики РФ
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах -- налоговые инспекции.
Федеральная служба налоговой полиции РФ имеет полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд.
За поступление таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ. В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин РФ
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями - клиентами, аудиторский контроль.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации -- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджменте и др. -- за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.
Коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий -- потенциальных заемщиков В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.
Основные задачи аудиторского контроля -- установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соот-ветствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ, проверка платежно-расчетной документации, налоговых декла-рации и других финансовых обязательств проверяемых эконо-мических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги поста-новку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтер-ской отчетности и декларации о доходах; анализ и прогнозиро-вание финансово-хозяйственной деятельности, обучение работ-ников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах за-конодательства; проработку рекомендаций, полученных в ре-зультате аудиторских проверок
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициа-тивной. Если инициативная проверка осуществляется по пред-ложению самого экономического субъекта, то обязательная про-водится в установленном порядке Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме ОАО, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (зa исключением государственных и муниципаль-ных).
Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граж-дане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистриро-ванные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудитор-ские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно - правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме ОАО. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.
|
4. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в РФ, Государственный финансовый контроль - комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.Определяющую роль в организации финансового контроля играет Конституция страны.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения ВНП. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Основные методы государственного финансового контроля - комплексные ревизии и тематические проверки.
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов Федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ. Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ, это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Сфера полномочий Счетной Палаты -- контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами. Основные методы контроля Счетной палаты - тематические проверки и ревизии. По закону деятельность Счетной палаты является гласной; результаты должны освещаться в СМИ.
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения «О Министерстве финансов», «О Казначействе» При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Минфин РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля, контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляется Контрольно-ревизионным управлением Минфина РФ. Органы Федеральною казначейства призваны осуществлять, государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и полного использования государственных средств.
Финансовый контроль со стороны специализированных органов. Главная задача налоговых органов -- обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платы налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено -- городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы итоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит ЦБ РФ, который организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, на Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
|
|
|
5. Виды ревизий в бюджетных организациях.
Бюджетный контроль явл. 1 из видов фин. контроля. Осн. задачи:
- выявление резервов в хоз-ве;
- выявление нарушений в использовании средств, их рациональное использование;
- проверка составления и исполнения фин. планов (гос. бюджета прежде всего);
- обеспечение законности расходования бюджетных средств;
- соблюдение требований финансовой дисциплины.
Специальный фин. контроль возложен на фин-кредитную систему: Контрольно-ревизионное управление, Казначейство, банки.
Осн. методы финансового контроля: счетная проверка отчетов, эк. анализ, ревизия.
В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта различают:
- полные, - тематические
- частичные - комплексные
Проводятся не реже 1 раза в 2 года.
Полная документационная ревизия предполагает проверку всей ФХД п/п.
При частичной - проверка отдельных сторон или участков ФХД или отдельных видов затрат, н-р: расходы на з/п, сохранности материальных ценностей, средств на питание и др.
Тематическая - проводится по однотипным п/п и учреждениям, где проверяется 1 и тот же круг вопросов.
Комплексная - вкл. все участки и широкий круг вопросов и позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемой организации. Они проводятся группами ревизоров с привлечением специалистов.
При ревизии применяют взвешивание и обмер сырья, материалов, гот. изделий, контрольные запуски сырья и материалов в пр-во, правильность установления норм продуктов питания, медикаментов на 1 учащегося, 1 пациента, 1 больного и т.д.; устанавливается правильность применения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей и т.д.
При ревизии применяются методы: счетной проверки, эк. анализа бух. отчетности и балансов - сплошной и выборочный методы, Комбинированная ревизия (проводится при большом количестве документов) - по одним видам операций - сплошной метод; по другим - выборочный. Сплошной метод обычно используется при проверке кассовых операций и операций по расчетному счету.
В плане ревизии указывается:
- объект ревизии,
- вид или тема ревизии,
- основание для включения ее в план,
- за какой период она должна проводиться,
- сроки начала и окончания и исполнители.
Этапы контрольно-ревизионной работы:
1 - подготовка
2 - организация и проведение ревизии
3 - оформление и реализация ревизионных материалов, включая контроль за исполнением отмеченных в акте недостатков.
Основные задачи ревизионной работы в бюджетных организациях:
1) проверка правильности планирования ассигнований на содержание учреждений и на отдельные мероприятия;
2) своевременность и полнота финансирования;
3) соблюдение финансовой дисциплины и экономии перерасходования средств;
4) сохранность денежных средств и материальных ценностей;
5) соблюдение действующих правил ведения БУ и отчетности.
6. Финансовая система РФ.
Финансовая система это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств Государства и предприятий.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений
1) государственную бюджетную систему.
2) государственный кредит,
3} внебюджетные специальные фонды;
4) фонды имущественного и личного страхования.
5) финансы предприятий различных форм собственности
Государственная бюджетная система России включает три звена
1) фе-деральный бюджет и бюджеты гос. внеб. фондов;
2) б-ты субъектов РФ и б-ты террит. гос. внеб. фондов;
3) местные бюджеты
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюд-жеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты терри-торий, а последние не включаются в федеральный бюджет.
Государственный кредит -- это особая форма кредитных от-ношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в каче-стве заемщика средств
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение -- расширить социальные услуги населению, обеспечить дополни-тельными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов рабо-тодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Сред-ства Пенсионного фонда используются ни выплату пенсий.
К социальным фондам относятся также ФСС, Федеральный и Территориальный ФОМС
Финансы предприятий различных форм собственности
(государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и лр ) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Поэтому главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
|
7. Особенности организации финансов АО.
АО- комм орг-ция, уставный капитал (УК) кот разделен на опред число акций, удостоверяющих обязательственные права уч-ков общ-ва (акционеров) по отношению к общ-ву. Акционеры не отвечают по обязат-вам общ-ва и несут риск убытков, связ с его деят-тью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высший орган - общее собрание акционеров, избир-ет правление, кот. рассматривает отчеты о деят-ти общ-ва, устанавливает размер дивидендов и т.д. . Держатель 51% акций явл-ся владельцем контрольного пакета акций и м. диктовать свою волю всему АО.
Зак-вом регулир-ся формир-ие уст капитала АО: для ЗАО УК д. б. не менее 100 МРОТ, для ОАО - не менее 1000 МРОТ. АО позволяет с мин затратами аккумулир-ть своб ср-ва на фонд рынке и наиб эфф-но исп-ть собств капитал, кот формир-ся на основе продажи акций. Ср-ва АО м. складываться не только от продажи акций (собств. капитал) и накопления прибыли, но и за счет кредитов банка (заемные ср-ва) выпуска облигаций
Прибыль упрощ. распр-ся следующ. образом: часть на дивиденты и часть реинвестир-ся в активы АО. Реинвест-ние Пр относительно дешевая форма фин-ния пр-тия. Оно позволяет избежать доп. расходов как при выпуске нов. акций и сохр-ет с-му контроля, т.к. кол-во акц-ров не меняется. Дивиденд -часть ЧП АО, распред-емая среди акционеров пропорц-о числу акций ,наход-ся в их распоряжении. Решения о выплате принимаются 1 раз в квартал,1/2 года или год(если нет др. в Уставе). АО создает резервный фонд 15% от размера УК. Источники дивидендов -ЧП, по привилегированным - спец.фонд. Промежуточные дивиденды м. не выплачиваться.
На величину дивиденда, на изменение совок. бог-ва акционеров, какова д.б. величина выплат влияет дивиденд. политика. Пр-тие для оптимиз-ции д-дной пол-ки д. решать две задачи: а) макс-ция совокупн. достояния акц-ров б) достаточное фин-ние деят-ти пр-тия.
Сущ-ют разл методики выплаты див-в:
постоянное %-ое распр-ие прибыли - предполаг-ет неизм знач-ие пок-ля «дивидентный выход» - отношение див-да по обыкн акциям к прибыли;
фиксир дивид-ые выплаты - регуляр выплата див-в на акцию в неизм р-ре в теч продолжит времени независимо от изм-я цен на данные акции.;
выплата гарантир-го минимума и экстра-див-в - компания выпл-ет фиксир див-ды, а периодически - доп див-ды в случае успешной работы, данные об экстра - премии публикуются.
выплата див-в акциями - акционеры получают вместо денег доп пакет акций (компания развив-ся быстрыми темпами и ей нужны ср-ва на развитие , либо у пр-ия нет денег).
Статья 43 ГК содержит ограничения на выплату див-дов в РФ:
до полной оплаты всего УК общества
до выкупа всех акций, кот дб выкуплены в соотв-вии с зак-вом
если АО на момент выплаты див-дов отвечает признакам несост-ности, либо признаки несост-ности проявятся после выплаты див-дов
если ст-сть ЧА<его УК и резерв фонда, либо станет в рез-те выплаты дивдов
5) если не удовлетворены требования по привилегир акциям, нельзя выплачивать див-ды по обыкн акциям.
Р-р див-да объявл-ся без учета налогов. Выплата осущ-ся либо самим общ-вом, либо банком - агентом. Див-д может выпл-ся чеком, плат поруч-ем или почт переводом.
|
8 Функционирование финансов в бюджетной сфере.
Государственный бюджет представляет собой основной фи-нансовый план государства на текущий год, имеющий силу зако-на. Утверждается законодательными органами власти -- парла-ментами.
По материальному содержанию государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности -- основное орудие перераспределения национального дохода.
Основные функции государственного бюджета:
*перераспределение национального дохода;
*государственное регулирование и стимулирование эконо-мики;
* финансовое обеспечение социальной политики;
*контроль за образованием и использованием централизо-ванного фонда денежных средств
Ведущую роль в мобилизации средств в государственный бюджет играют налоги. В основном за их счет создается финан-совая база для выполнения государством его функций и задач.
Налоги представляют собой часть национального дохода, мо-билизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие час-ти доходов налогоплательщика.
Косвенные -- это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.)
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
1) по своей роли в процессе воспроизводства -- на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению -- на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятии, оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.
Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.
Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату; платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др
Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
Расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:
*государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;
* финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, международного сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга; финансовая поддержка регионов.
1. В расходах на народное хозяйство главное место занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям.
2 Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации.
3 Расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищен-ности военнослужащих и членов их семей.
4. Расходы на фундаментальное исследование и содействие научно-техническому прогрессу составляют лишь 2,0% от общей суммы расходов Федерального бюджета,
5. Расходы на международную деятельность, включают затра-ты по неторговым операциям (содержание российских учрежде-ний и представительств за границей)
б Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов власти
|
|
|
9. Бюджетная система РФ и принципы ее функционирования.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты гос. внеб. фондов (бюджет - форма образования и расходовав фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления);
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
3) третий уровень - местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. местные бюджеты разрабатываются утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Бюджетная система РФ основана на принципах:
- единства бюджетной системы РФ;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов,
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ. а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. ведение бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органам! государственной власти субъектов РФ и органами местной самоуправления
Принцип самостоятельности бюджетов означает: npaво законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс: наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ. определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством РФ.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке н в полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита
Принцип гласности означает: обяз-е опубликование в открытой печати утв-х бюджетов н отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов гос-й власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательною (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально - экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей
|
10. Доходы, расходы, сбалансированность бюджета.
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюдж. и налог. зак-вом, в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. (около 84% бюджета).
Неналоговые доходы бюджета: 1)доходы от использования и продажи имущества, находящегося в гос. и муницип. собст-ти; 2) доходы от платных услуг, оказываемых органами гос. власти и местного самоуправления, а также бюдж. учреждениями; 3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), 4) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд. В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц, международных орг-ций и правительств иностранных государств.
Доходы бюджета классифицируются:
* в зависимости от государственного устройства страны различают:
а) в унитарном государстве -- доходы гос. бюджета и доходы мест. бюджетов; б) в федеративном государстве -- доходы фед. бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов;
* в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доход- собственные и регулирующие
* по источникам образования- доходы, поступ. от юр. лиц и от насел;
* в зав-ти от гражд-ва субъектов налогообложения уплачиваемые резидентами или нерезидентами,
* по конкрет. объектам обложения - взимаемые с имущ. или дохода;
* по конкретным видам прямых и косвенных налогов.
Доходная часть территор. бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы - это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты. Регулирующие доходы -- средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Дотации -- средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците. Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. Кредитные ресурсы- средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.
Расходы бюджета выражают эк. отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Экономическая классификация расходов бюджета: Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Капитальные расходы - эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Функциональная классификация расходов бюджета: расходы на:
1) государственное управление и местное самоуправление; 2) судебная власть; 3) международная деятельность; 4) национальная оборона;
5) правоохран Деят-ть и обеспечение безопасности гос-ва; 6) фундаментальные исследования и содействие НТП; 7) промышленность, энергетика и строительство: 8) сельское хозяйство и рыболовство; 9) охрана окруж. среды и природ, ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; 10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; 11)жилищно-коммунальное хозяйство.
12)образование; 14) Здравоохранение и физическая культура;
15)средства массовой информации; 16)обслуживание государственного долга; 17)финансовая помощь бюджетам других уровней. 18)целевые бюджетные фонды; 19)пополнение государственных запасов и резервов;
20)социальная политика; 21)прочие расходы.
Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат.
Территориальная классификация расходов: расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.
Принципы бюджетного финансировании:
· получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов что подразумевает нормирование соответствующих расходов, а также последовательную минимизацию государственных затрат относительно получаемого результата.
· целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом.
· предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности и с учетом использования ранее отпущенных средств способствует минимизации бюджетных затрат
· безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда -- дефицитном, профицитном и сбалансированном Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит -- положительное сальдо бюджета - превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Концепция сбалансированности бюджета в ходе экономического цикла предполагает возможность одновременно достичь соответствия между доходами и расходами бюджета и осуществлять антициклическое воздействие на рыночные процессы. Логическое обоснование этой концепции сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть сознательно вызывать дефицит бюджета. В ходе последующего экономического подъема ему следует повышать налоги и снижать правительственные расходы Возникающее положительное сальдо бюджета может использоваться на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возникающая в ходе практической реализации данной концепции, заключается в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности
|
11. Межбюджетные взаимоотношения.
Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма, которые базируются на:
*сочетании интересов, обеспечивающем высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета,
* наличии трехзвенной бюджетной системы и равенстве прав бюджетов одного звена,
* применении единых для всех субъектов Федерации крите-риев при расчетах объемов средств, выделяемых из федеративного бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Нормативы закрепления могут быть установлены едиными или дифференцированными
Отчисления от федеральных налогов могут производиться че-рез метод квотирования или метод присоединения ставок. Суть метода квотирования в том, что налоги в определенной процентной доле остаются в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны Метод присоединения ставок состоит в том, что территориям разрешено взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным преде-лом.
Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам '
Порядок перераспределения бюджетных ресурсов можно разбить на два этапа.
На первом этапе за территориальными бюджетами закрепля-ются определенные доли основных федеральных налогов по еди-ным для всех субъектов Федерации нормативам отчислений. По-скольку налоги, закрепляемые по единым нормативам, не могут в полной мере выполнять регулирующую функцию (так как не учитывают особенностей каждой территории: разный налоговый потенциал, численность населения, степень развития социальной инфраструктуры и т д.), то вся нагрузка по бюджетному регули-рованию переносится на другие формы, в частности на транс-ферты, выделение которых и представляет собой второй этап
Механизм трансфертов, рассчитываемых на основе норматив-но-долевого метода, позволяет осуществлять горизонтальное вы-равнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам.
Источник выделения трансфертов - целевой Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета. Средства фонда финансовой поддержки регионов подлежат перечислению только тем субъектам Федерации, которые подписали и выполняют федеральный договор без каких-либо исключений и особых условий.
Система межбюджетных взаимоотношений включает отноше-ния не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъ-ектов Федерации, но и внутри субъектов Федерации -- между региональными и местными бюджетами
Межбюджетные взаимоотношений в субъектах Федерации строятся на принципах: * взаимной ответственности,
*применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности,
* выравнивания доходов муниципальных образовании,
* максимально возможного сокращения встречных финансо-вых потоков;
* компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти,
*повышения заинтересованности органов местного само-управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
* гласности межбюджетных отношений
К формам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся
*нормативные отчисления от регулирующих доходов;
*дотации и субвенции местным бюджетам;
*средства, выделяемые из Фонда финансовой поддержки му-ниципальных образований,
* средства, поступающие по взаимным расчетам из фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.
|
|
12. Организация бюджетного процесса в РФ.
Бюджетный процесс - регламентированная законодательст-вом деятельность органов масти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, территориальных и местных бюджетов
Продолжительность бюджетного процесса длится около трех лет составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года, исполнение, или бюджетный период -- с 1 января по 31 декабря (календарный год), составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение -- восемь месяцев
Участниками бюджетного процесса являются
*Президент РФ и органы законодательной власти,
*органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финан-совые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджета, другие уполномоченные органы);
*органы денежно-кредитного регулирования;
*органы государственного и муниципального контроля; государственные внебюджетные фонды,
*главные распорядители и распорядители бюджетных средств и др.
Принципы организации бюджетного процесса:
1) единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации;
2) самостоятельность каждого участника осуществлять бюджетный процесс;
3) балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов.
Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:
1) Составление проектов бюджетов осуществляется Правительством РФ. Готовится Бюджетное послание Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию РФ. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится Минфином и его финансовыми органами, а также налоговыми и таможенными органами.
Министерство финансов РФ направляет документы (Перспективный финансовый, баланс финансовых ресурсов) Правительству РФ, которое после принятия представляет указанные документы в виде информации Федеральному Собранию по их запросу.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и согласовывают показатели проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, объемы финансирования из средств федерального бюджета целевых программ.
С 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает представленные документы.
После утверждения Правительством РФ Проекта федераль-ного закона о федеральном бюджете и других указанных доку-ментов они вносятся на рассмотрение в Государственную Думу.
2) Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется в законодательных органах -- Федеральном Собрании (парламенте) РФ, законодательных (представительных) органах субъектов РФ и органах местного самоуправления. ГосДума рассматривает Проект федерального бюджета на очередной финансовый год в четырех чтениях.
В первом чтении (длится 40 дней) рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов федерального бюджета на предстоящий год. Госдума заслушивает доклад Правительства РФ и со-доклады Комитета по бюджету и профильных комитетов, а также доклад Счетной Палаты РФ и выносит решение о принятии указанного законопроекта
Во втором чтении (15 дней) ГосДума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классифи-кации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема феде-рального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
В третьем чтении (25 дней) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной клас-сификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ, а также расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета.
Четвертое чтение (15 дней) оканчивается принятием закона о феде-ральном бюджете в целом. Внесение в него поправок не допус-кается.
Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который обсуждает федеральный бюджет в течение 14 дней и одобряет его (или нет) в целом. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту РФ и обнародование.
3) Исполнение бюджета начинается после утверждения федерального бюджета Парламентом и подписи его Президентом РФ. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расход-ной частей бюджета.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распреде-лении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджетов по доходам предполагает перечисле-ние и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределе-ние в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах
Бюджеты, по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Исполнением бюджетов, доходной их частей занимаются Министерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей а бюджет.
4) Составление Отчета об исполнении бюджета и его утверждение Отчет об исполнении федерального бюджета направляется Правительству РФ, которое представляет его в форме ФЗ в ГосДуму и Счетную Палату РФ. Дума рассматривает этот Отчет в течение полутора месяцев после представления заключения Счетной Палаты РФ. По итогам рассмотрения Отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной Палаты Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или его отклонении.
|
13. Внебюджетные фонды: сущность, особенности, принципы организации, классификация. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Способы создания и методы формирования. Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
1) выделение из бюджета определенных расходов,
2) формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов
Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный до-ход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются:
* специальные налоги и сборы,
* средства из бюджета и займы
Основной метод -- специальные налоги и сборы, установ-ленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов Доходами . внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
Финансовые связи внебюджетных фондов. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении от других финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов или при использовании ими средств
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой сис-темы в двух направлениях.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно взаимодействует с разными финансовыми звеньями, т. е. денежные средства движутся в разных направлениях между ними.
Главная причини возникновения внебюджетных фондов -- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоя-тельными источниками доходов.
Перед внебюджетными фондами стоят важные задачи: 1) обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики, 2) расширить социальные услуги населению с помощью различных специальных фондов.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государст-ва, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение
Доходы внебюджетных фондов складываются из:
* специальных целевых налогов и сборов, установленных государством для соответствующего фонда;
*отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;
* бюджетных средств;
* прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом,
* банковских кредитов.
Классификация внебюджетных фондов.
По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две большие группы:
1) социальныу фонды, к которым относятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;
2) экономические фонды: дорожные, НИОКР и др.
В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды
1) находящиеся в собственности федеральной власти -- фе-деральные фонды;
2) создаваемые по решению представительных органов субъ-ектов Федерации и местных органов самоуправления -- региональные фонды
|
14. Пенсионный фонд РФ.
Основной источник доходов Пенсионного фонда - страховые взносы работодателей и работающих. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается не позднее 15-го числа месяца, за который начислены страховые взносы. В таком же порядке работодатели начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 г. На Долю Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов. Основные задачи Пенсионного фонда -- аккумуляция страховых взносов и расходование средств фонда в соответствии с действующим законодательством.
Уплата страховых взносов в ПФР носит обязательный характер, они отнесены к числу первоочередных платежей и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Для различных категорий плательщиков установлены страховые взносы в следующих размерах
28% -- для работодателей (предприятий, учреждений, организаций), предпринимателей,
20,6% -- для работодателей - организаций, занятых а производстве с/х продукции,
14 % -- для работающих граждан.
В доходы ПФ РФ кроме обязательных взносов поступают также:
* средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государ-ственных пенсий и пособий,
*средства Фонда социального страхования РФ;
* доходы от обслуживания счетов Пенсионного фонде РФ банками,
* пени и финансовые санкции,
* добровольные взносы юридических и физических лиц.
Средства ПФ РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим, ком-пенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей а возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств Пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.
15. Фонд социального страхования РФ
Денежные средства фонда -- государственная собственность они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основные задачи ФСС:
*обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лече-ние и оздоровление работников и членов их семей и др.,
* участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования,
* осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС,
* разработка совместно с Министерством труда РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
* организация работы по подготовке и повышению квалифи-кации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
* сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования
Средства ФСС образуются ля счет:
* страховых взносов работодателей,
* страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью,
* страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях,
* доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
* добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств,
* ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и ком-пенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Черно-быльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий и пр.
В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходит на выплату пособии, а также на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется ФСС совместно с Министерством по налогам и сборам РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях -- ФСС с участием профессиональны; союзов
Главный недостаток многих социальных выплат -- отсутствие адресности
Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.
Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условии труда, уровня заболеваемости, других важных факторов
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|