Финансы домашних хозяйств
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные чле-ны семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Установлен круг лиц, кото-рые могут получать такую пенсию. Члены семьи умершего считаются на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником суще-ствования. Рассматриваемая пенсия устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка потерявшего обоих родителей, либо у которого умерла одинокая мать,-- в раз-мере 1,5 минимальной пенсии по старости. Максимальный размер пенсии по случаю потери кормильца равен минимальной пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи, за исключением детей, потерявших обоих ро-дителей, и детей умершей одинокой матери.
Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительными работами с особо вредными и тяжелыми условиями труда, длительной работой в граждан-ской авиации, с педагогической деятельностью в школах и некоторыми други-ми видами деятельности. Перечень профессий и должностей, по которым на-значаются эти пенсии, утверждается- Правительством РФ.
Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, в частности инвалидам с детства, детям-инвалидам до 16 лет и др. В большинстве случаев эта пенсия равна размеру минимальной пенсии по ста-рости, либо ее доли.
Особый порядок начисления пенсий установлен для некоторых категорий ра-ботников (военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, работников Крайнего Севера и др.), а также Героев СССР и РФ, участников ВОВ, узников фашистских концлагерей и др.
Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: (1) пособие по беременности и родам; (2) едино-временное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; (3) единовременное пособие при рождении ребен-ка; (4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до дости-жения им возраста полутора лет; (5) ежемесячное пособие па ребенка.
Пособие по беременности и родам выплачивается в зависимости от места ра-боты, службы или учебы женщины, а также для безработных и уволенных жен-щин соответственно в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, денежного довольствия, стипендии и минимального размера оплаты труда.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреж-дениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным за-коном на день предоставления отпуска по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, установленного фе-деральным законом на день рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров опла-ты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за ко-торыми осуществляется уход. Указанное пособие выплачивается лицу, находящему-ся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения -- до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Устанавливаются законодательно так-же размеры увеличения рассматриваемого пособия для одиноких матерей и для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.
Важное место в системе социальной защиты населения имеют пособия, пре-доставляемые из бюджета. При этом государство гарантирует: (а) выплату по-собия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности без-работного; (б) выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повы-шения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; (в) возмож-ность участия в оплачиваемых общественных работах; (г) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, уста-навливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 ме-сяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (спе-циальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длитель-ного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организа-ций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, устанавлива-ется в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъек-те Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже установленно-го федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не мо-жет превышать; 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пособие по безработице выплачивается в первые три месяца -- в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за по-следние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца -- в размере 60%; в дальнейшем -- в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20% величины указанного про-житочного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При направлении безработного на курсы переподготовки ему выплачивается стипендия, размер которой дифференцируется в зависимости от трудового стажа, перерыва в работе, способности к выполнению прежней работы и других факторов. Еще одну подгруппу доходов домашних хозяйств составляют страховые возмещения или страховые суммы, выплачиваемые при наступлении страхо-вых случаев, как правило, по непредвиденным причинам (стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи, болезни, смерть и т. п.). Различают имущественное, личное, медицинское страхование, а также страхование ответственности. Об-щим для всех случаев страхования является внесение гражданами страховых сумм, которые различаются в зависимости от вида страхования, срока договора, страховых событий и других факторов. Таким образом, получению доходов в данном случае предшествует понесение расходов домашними хозяйствами. Бо-лее того, страховые случаи являются нежелательным событием для домашних хозяйств, так как получаемые доходы лишь частично компенсируют последст-вия этих событий. Ввиду специфического характера страховых возмещений здесь они не рассматриваются.
Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере
Согласно одной из точек зрения доходы домашних хозяйств от предприни-мательской деятельности включают доходы граждан от коммерческой деятель-ности, которая осуществляется без образования юридического лица. Однако к указанной группе доходов также относятся и доходы владельцев частных предприятий, имеющих статус юридического лица, что входит в противоречие с первоначальным утверждением. Имеется и более детальная трактовка рассматриваемых доходов, а именно к ним отнесены: доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собствен-ности; доходы от реализации товаров, продукции (работ, услуг), другого иму-щества, произведенных лицами, зарегистрированными в качестве предпринима-телей; доходы от реализации продукции, товаров, приобретенных на стороне, и др.
Таким образом, доходы от операций с личным имуществом также рассмат-риваются как форма предпринимательского дохода, что в определенных' ситуа-циях является совершенно оправданным. Так, сдача в аренду свободного жило-го помещения, особенно на длительный срок, может приносить стабильный и существенный доход и, по сути, является формой предпринимательской деятель-ности, направленной на извлечение прибыли. В то же время неоправданным будет отнесение к предпринимательскому доход, полученный в результате про-дажи квартиры, с покупкой менее качественного или с меньшим метражом жи-лья. В этом случае купля-продажа, жилья выступает как вынужденная мера. Де-нежный доход, получаемый данным лицом, соответствует уменьшению реаль-ной стоимости располагаемого им имущества.
Мы будем относить к доходам от предпринимательской деятельности до-машних хозяйств любые формы доходов, которые возникают как результат осу-ществления частного бизнеса и достигаются не за счет уменьшения накопленно-го имущества домашних хозяйств. Эти формы возможны как в рамках организо-ванного ведения бизнеса (зарегистрированные предприятия, в частности индивидуальные частные предприятия, малые предприятия), так и неорганизо-ванного. Среди неорганизованных форм как основные можно выделить частную неорганизованную торговлю, надомное и кустарное производство, оказание част-ных услуг. Доходы от реализации части продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах граждан, также могут, при определенных услови-ях, рассматриваться как доходы от предпринимательской деятельности. Такими условиями являются: регулярный характер производства этой продукции и ори-ентация части или всего производства на рыночную реализацию. Эпизодические, случайные продажи и оказания услуг вряд ли правомерно считать формой пред-принимательской деятельности, поскольку они, как правило, являются вынуж-денной мерой для домашних хозяйств и не предполагают организацию соответ-ствующего вида бизнеса.
Доходы от операций с имуществом и денежными средствами возникают в результате вложения денежных средств домашних хозяйств в личное недвижи-мое и движимое имущество, банковские вклады, ценные бумаги и на покупку иностранной валюты. Это вполне правомерно, поскольку доходы рассматриваемой группы возникают у домашних хозяйств как следствие первичных инвестиционных расходов. Кратко охарактеризуем другие формы инвестиций домашних хозяйств.
Операции с имуществом включают в первую очередь продажу и сдачу в аренду жилых помещений, принадлежащих домашним хозяйствам, а также про-дажу земельных участков. Как уже отмечалось, продажа является менее выгод-ной формой получения дохода, поскольку она носит разовый характер и приво-дит к уменьшению стоимости располагаемого домашними хозяйствами имуще-ства. (Кроме того, арендная плата позволяет защитить частично доходы домашнего хозяйства от инфляции путем постепенного ее повышения. Домаш-ние хозяйства торгуют также и другими видами домашнего имущества: подер-жанными легковыми автомобилями, компьютерами, электро- и радиотоварами, одеждой, меховыми изделиями, ювелирными изделиями и др. Однако с насы-щением рынка высококачественными товарами такие виды частных продаж по-степенно вытесняются.
2.2 Расходы домашних хозяйств
Денежные расходы домохозяйства - фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необ-ходимые для продолжения жизни человека, которые включа-ют потребительские расходы и расходы, не связанные непо-средственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов до-машнего хозяйства.
Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательской деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.
В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (часто-ты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств:
1) краткосрочные расходы;
2) среднесрочные расходы;
3) долго-срочные расходы.
К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, не-которые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.
В этой классификации не учтены обязательные платежи домашних хозяйств, так как здесь исходим из реальных доходов домашнего хо-зяйства. Если классифицировать расходы населения исходя из совокупных доходов, то к первой агрегированной группе следует добавить обязательные выплаты до-машних, хозяйств - коммунальные и другие ежемесячные платежи населения, ежемесячно выплачиваемые налоги и сборы, а во вторую группу включить на-логи, которые физические лица выплачивают не регулярно, а только при совер-шении отдельных правовых действий (наследовании имущества, приобретении недвижимости и т. д.).
В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основ-ные группы:
а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата ус-луг);
б) налоги и другие обязательные платежи;
в) денежные накопления и сбережения.
В данном разделе для дальнейшей характеристики расходов домашнего хо-зяйства мы будем использовать иной вариант их классификации, который в определенной степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хо-зяйств на три основных раздела:
1) обязательные платежи;
2) расходы на по-требление;
3) денежные сбережения.
Приведем краткую характеристику каждого из выделенных разделов.
Обязательные платежи домашних хозяйств
Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные дохо-ды. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных до-машних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.
Если в качестве критерия классификации взять функциональную направ-ленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные груп-пы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко вто-рой -- коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полу-ченного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если до-машнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существо-вания в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.
В рамках распределительной функции государственных финансов домашнее хозяйство как один из субъектов финансовых отношений обязано выплачивать налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством. На первый взгляд сокращение выплачиваемых домашним хозяйством налогов и сборов со-ответствует его экономическим интересам. Однако нужно иметь в виду, что на-логи и сборы, выплачиваемые физическими лицами, являются одной из доход-ных статей централизованных денежных фондов, средства которых в условиях развитой рыночной экономики направляются в том числе и на обеспечение нормальных условий жизнедеятельности домашних хозяйств.
Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инстру-ментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необхо-димые поступления в бюджеты различных уровней; во-вторых, оказывает влия-ние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рацио-нального для общества использования получаемых доходов; и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.
Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью На-логового кодекса РФ -- налог на доходы физических лиц). Он взимается с совокуп-ного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и инвалюте на дату получения дохода. Потенциальными плательщиками НДФЛ РФ являются более 80 млн чел., а в общем объеме бюджетных поступлений РФ в настоящее время подоходный налог составляет около 13% (для примера во Франции - 17%, в США-до 60%). Для многих город-ских и районных бюджетов этот налог до 2001 г. являлся основным источни-ком прямого финансирования; в настоящее время отчисления в полном объеме поступают в федеральный бюджет, затем определенная их часть перераспреде-ляется в бюджеты различных уровней. НДФЛ вы-плачивается ежемесячно, сумма сделанных выплат ежегодно корректируется в соответствии с установленными Налоговым кодексом требованиями.
Отметим также, что домашние хозяйства в РФ выплачивают не полную стоимость жилищно-коммунальных услуг, поскольку часть стоимости дотируется из местных бюджетов.
Вторым по значимости после подоходного налога для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц. Налог на имущество вносится два раза в год к 15 сентября и к 15 ноября. Это местный налог, но его введе-ние обязательно для всей территории России. Налогом облагается находя-щееся в собственности физических лиц недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движи-мого имущества: лодки, катера, самолеты и другие водно-воздушные транс-портные средства, за исключением весельных лодок.
Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, пере-ходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца иму-щества.
К имущественным налогам тесно примыкает налог с владельцев автотранс-портных средств. Его выплачивают граждане, владеющие грузовым или легко-вым автотранспортом, не подлежащим обложению налогом на имущество.
В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства при-ходится включать государственную пошлину -- обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций; за государственную регистрацию актов гражданского состояния; за выдачу доку-ментов уполномоченными на это органами или должностными лицами.
Размер пошлины устанавливается в широких пределах в зависимости от ха-рактера юридических действий или выдаваемых документов.
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законода-тельством могут устанавливать на своей территории местные налоги на физи-ческих лиц. К ним относятся:
> целевые сборы с граждан на содержание милиции, благоустройство терри-тории, на нужды образования и другие цели. Эти сборы с физических лиц не могут превышать 3% от 12 установленных законом МРОТ;
> сбор с владельцев собак (не может превышать в год '/7 части МРОТ);
> сбор на выдачу ордера на квартиру (ставка поставлена в зависимость от площади и качества жилья, максимальный размер сбора не может превы-шать 75% МРОТ);
> сбор за уборку населенных пунктов (величина не имеет законодательных ограничений);
> курортный сбор и др.
Необходимо отметить, что те налоги и сборы с физических лиц, краткая ха-рактеристика которых приведена в данной главе, составляют не полный пере-чень возможных выплат домашнего хозяйства в бюджеты различных уровней. Подчеркнем также и то обстоятельство, что домашнее хозяйство выплачивает налоги и сборы только в том случае, если участники домашнего хозяйства со-вершают определенные правовые действия.
Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные нало-ги. Прямые налоги, о которых говорилось выше, - это лишь небольшая часть всех налогов, уплачиваемых участниками домашних хозяйств. Основная доля на-логов, поступающих от физических лиц в государственную казну, приходится на невидимые ими косвенные налоги, содержащиеся в цене товара и выплачивае-мые при его покупке. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги: единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.
Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства-- комму-нальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зави-сит от места нахождения домашнего хозяйства. Очевидно, что жители крупных городов потребляют большее количество коммунальных услуг, чем жители небольших населенных пунктов. Так, семья, проживающая в шестиэтажном кирпичном доме в Санкт-Петербурге, должна ежемесячно платить за техническое обслуживание квартиры, эксплуатационные услуги, холодную и горячую воду, топление, вывоз мусора, обслуживание лифта, содержание радиоточки, антен-ны, газ, санитарное содержание территории, а семья, имеющая собственный дом в деревне, не производит большую часть этих платежей. В том случае, если расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства превышают 22% совокупного дохода домашнего хозяйства за истекшие три месяца, то оно может получить соответствующую субсидию из бюджета.
Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугород-ной телефонной связи.
Доля этой части обязательных выплат домашнего хозяйства составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов российских домашних хо-зяйств. В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой потребностей его участников.
Расходы на потребление
На потребление расходуется основная часть доходов домашнего хозяйства в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составля-ют 60--80% совокупного дохода усредненного домашнего хозяйства РФ.
Существуют различные варианты классификации расходов домашних хо-зяйств на потребление. В одном из вариантов потребительские расходы состоят из четырнадцати групп: расходы на питание; приобретение одежды; расходы на жилище; домашнее убранство; постельные принадлежности; галантерею; санита-рию и гигиену; посуду; образование и воспитание; культуру; здоровье и отдых; пассажирский транспорт; услуги связи; алкогольные напитки и табачные изде-лия. Такое деление не соответствует взятому нами за основу функциональ-но-временному критерию классификации расходов домашнего бюджета. В соот-ветствии с этим критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целе-сообразно подразделить, прежде всего, на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.
К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приоб-ретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматоло-га и т. п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродо-вольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных проме-жутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на об-разование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т. д.).
Статистические данные говорят о том, что основную часть расходов па по-требление в РФ составляют текущие расходы, причем на оплату продовольст-венных товаров уходит примерно половина располагаемых всеми домашними хозяйствами доходов. В США, для сравнения, они составляют не более 20% общей суммы . располагаемых доходов.
Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутрен-ние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимо-сти): величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства; степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства; уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства; уро-вень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства Внешними факторами являются: уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги; величина государственных дотаций, на-правляемых на финансирование медицины, образования, транспорта и т. д.; сумма налогов других обязательных платежей домашнего хозяйства; уровень развития потребительского кредита в национальной экономике и др.
Денежные сбережения домашних хозяйств
Подобно предприятию, домашнее хозяйство в условиях рыночной экономи-ки является самостоятельно хозяйствующим субъектом, т.е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение до-машнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов. По данным Центробан-ка РФ, сбережения в 2000 г. составляли около 14% совокупного дохода домаш-них хозяйств.
Денежные фонды домашнего хозяйства возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования яв-ляется располагаемый доход домашнего хозяйства. Целевое назначение этих фондов может быть различным. Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения в домашних хозяйствах:
> создание страхового резерва для поддержания обычного уровня текущего потребления в случае снижения по тем или иным причинам величины располагаемого дохода;
> создание денежного резерва для повышения уровня капитальных расхо-дов, связанных с приобретением дорогостоящих предметов длительного пользования или услуг;
> создание денежного фонда для его дальнейшего инвестирования с целью повышения уровня дохода домашнего хозяйства (вложение средств в ак-ции, облигации и т. д.) -- индивидуальное накопление.
Цель, которую домашние хозяйства пытаются достигнуть в процессе сбереже-ния, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделя-ют две основные формы сбережений: (а) неорганизованные сбережения; (б) ор-ганизованные сбережения.
К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй -- денежные средства населения, раз-мещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.
Общая величина сбережений домашних хозяйств, а также пропорции, в кото-рых они делятся па организованные и неорганизованные, определяются: (а) фак-торами внутреннего характера, связанными с приоритетами в потребительских расходах, их уровнем и структурой; (б) специфическими факторами внешнего характера. В частности, к последним можно отнести: уровень доверия населения к банковской системе; совершенство государственной системы страхования част-ных вкладов; уровень законодательного обеспечения операций на рынке ценных бумаг, банковских операций, пенсионного обеспечения, страхового дела.
Важным фактором, определяющим уровень сбережений домашних хо-зяйств, является величина его дохода. Как было отмечено выше, весь распола-гаемый доход домашнего хозяйства состоит из двух частей: одна направляется на потребление, другая сберегается. Значит, чем большая часть дохода потреб-ляется, тем меньшая его часть направляется на сбережение. С другой сторо-ны, если пропорция между потребляемой и сберегаемой частями остается не-изменной, то на уровень сбережений влияет величина получаемого домашним хозяйством дохода. Однако возникает вопрос: в какой пропорции увеличива-ются сбережения и потребляемая часть дохода в случае его общего роста? От-вет на этот вопрос сформулирован в основном психологическом законе Кейнса: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, но не в такой же мере, в какой рас-тет доход». Более низкие по сравнению с ростом совокупного дохода, темпы роста потребления определяются так называемой склонностью к потреблению.
Предельная склонность к потреблению (Marginal Propensity to Consume, MPC) равна отношению прироста потребляемой части дохода (?С) к приросту всего дохода в целом (?Y):
МРС = ?С/?Y,
где ?С -- величина прироста накоплений; ?Y -- величина прироста доходов.
Величина МРС показывает направляемую на потребление часть дополни-тельного дохода. Согласно основному психологическому закону 0<МРС<1, по-этому можно сказать, что:
если МРС = 0, то весь прирост дохода направляется на сбережение;
если МРС=1, то весь прирост дохода потребляется.
Аналогичным способом можно определить и предельную склонность к сбе-режению (Marginal Propensity to Save, MPS):
MPS = ?S/?Y,
где ?S -- величина прироста сбережений.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что располагаемый доход домаш-него хозяйства и предельная склонность к потреблению являются основными факторами, влияющими на уровень сбережений. Они, в свою очередь, опреде-ляются группой внутренних и внешних по отношению к домашнему хозяйству причин.
Финансовые решения домашних хозяйств
Как и любая организация, домашние хозяйства для обеспечения существова-ния, а также повышения уровня благосостояния своих членов принимают много-численные решения, относящиеся к различным сторонам жизнедеятельности. Однако имеются коренные отличия, как в механизме принятия решений, так и в их целевой направленности. Они в значительной мере проистекают из того фак-та, что между членами домашних хозяйств существуют разнообразные связи, которые носят не столько экономический, сколько социальный характер. Конечно, в организациях бизнеса существуют социальные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономическими, будь то рост прибыли, благосостояния акционеров или иное. Более того, в организациях бизнеса неформальный характер отноше-ний, выходящий за рамки экономических, как правило, является негативным фактором, снижающим эффективность их функционирования, и поэтому не по-ощряется. В домашних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов отношений прямо противоположная. Поэтому и экономические, и финансовые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов
домохозяйств; экономия затрат и т. п.), но и социальных (воспитание детей; по-вышение образовательного уровня; обеспечение условий для полноценного отды-ха и т. д.). Экономические цели также играют подчиненную роль перед социаль-ными и направлены на наиболее полную реализацию последних. Не случайно домашние хозяйства, особенно если это семья или другая группа людей, связан-ная родственными отношениями, активно изучаются в социологической науке.
Другое существенное отличие домашних хозяйств от организаций бизнеса за-ключается в механизме и степени формализации принятия решений. В организа-циях бизнеса вырабатывается целая система методов принятия решений, включая планирование, оперативное управление, контроль и другие стадии процесса управления, объединяемые понятием «менеджмент». Финансовые и инвестицион-ные решения представляют собой финансовый менеджмент. В организациях биз-неса существенным элементом является четкое определение оперативных и стра-тегических целей, их иерархии, способов достижения этих целей. Все это закреп-ляется во внутрифирменных регламентах. В домашних хозяйствах установление целей -- также необходимый атрибут. Однако их достижение не связано с форма-лизованными процедурами принятия решений. Последние принимаются часто по наитию, на основе жизненного опыта. Между членами домашнего хозяйства ус-танавливается система неформальных связей, в которой определяется роль каж-дого из них. В домашних хозяйствах, как правило, не составляют баланса денеж-ных доходов и расходов, что также является отражением неформального харак-тера принимаемых решений.
Домашнее хозяйство должно принимать два основных типа экономических решений: (1) как формировать структуру своих будущих активов с учетом уже имеющихся у пего, т. е. надо ли приобретать новую недвижимость (например, жилье, земельные участки), движимые средства (например, автомобили, обста-новку в квартире и т. п.) или ценные бумаги и т. д.; одновременно определяет-ся соотношение между вновь приобретаемыми активами; (2) каким образом формировать фонд рабочего времени (определение работающих членов домаш-него хозяйства, места их работы и др.).
Оба типа решений влияют на будущие доходы домашнего хозяйства. Первый тип решений можно назвать инвестиционным, а доходы, получаемые от него, - также инвестиционными. Вместе с тем любые инвестиции требуют фи-нансовых затрат в той или иной форме.
Финансовые решения домашних хозяйств принимаются прежде всего в от-ношении использования денежных фондов. С точки зрения материального со-става финансы домашнего хозяйства -- это совокупность созданных им целевых денежных фондов, другими словами -- это общий объем финансовых ресурсов, которыми располагает домашнее хозяйство. В структуру финансовых ресурсов домашнего хозяйства входят
- денежные средства, предназначенные для текущих расходов -- расходы на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), плата за периодически потребляемые услуги и др.;
- денежные средства, предназначенные для капитальных расходов -- приоб-ретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточ-но длительных промежутков времени (мебель, жилье, транспортные сред-ства и т. д.), оплата услуг, достаточно редко потребляемых участниками, домашнего хозяйства (образование, медицинская операция, туристическая путевка);
- денежные сбережения;
- денежные средства, вложенные в движимое и недвижимое имущество.
Как правило, домашнее хозяйство начинает свою хозяйственную деятель-ность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накоплен-ным ранее богатством, которое главным образом переходит к нему по наследст-ву, а иногда в результате дарения. Это богатство может быть представлено в различных формах, прежде всего в форме недвижимости, наличных денег, а также в некоторых случаях -- ценных бумаг. Помимо первоначальных ресурсов их источниками являются: (а) располагаемый доход домашнего хозяйства; (б) потребительский кредит; (в) социальные трансферты; (г) прочие ресурсы; (например, это могут быть выигрыши в лотерею, доходы от персональных зай-мов другим физическим лицам и др.).
Важно отметить, что все виды экономических решений домашнего хозяйства тесно взаимосвязаны между собой. Так, сбережения за-висят от того, когда человек предполагает уйти на пенсию. Выбор портфеля активов, в свою очередь, зависит от того, как домашнее хозяйство определя-ет приоритеты в текущем потреблении и сбережении, а также от индивиду-альных предпочтений. Одни домашние хозяйства могут предпочесть боль-шую часть текущих доходов потреблять, другие, напротив, сберегать. Как и в организации бизнеса, структура портфеля активов во многом зависит от склонности к риску. Если члены домашнего хозяйства, как инвесторы, име-ют высокую склонность к риску, то может быть принято решение о том, что значительную долю портфеля должны составлять ценные бумаги. Эта распо-ложенность к риску различна в отдельных странах. Так, физические лица из США значительную часть своих доходов вкладывают в ценные бумаги, в то время как в Германии отношение к риску более консервативное.
Экономические и финансовые решения в домашнем хозяйстве зависят от мно-гих факторов, среди которых основными являются:
1) текущие и перспективные цели;
2) отношения между членами домашнего хозяйства;
3) уровень доходов домашнего хозяйства;
4) предпочтения и склонность к риску членов домашнего хозяйства;
5) внешняя среда, в которой действует домашнее хозяйство.
Внешняя среда оказывает очень большое влияние на решения в домашнем хо-зяйстве. Наиболее важными факторами внешней среды для них являются законо-дательное регулирование доходов и расходов, в особенности в сфере занятости, налогообложения доходов, социальных пособий; отношения в коллективе, в кото-ром работают члены домашнего хозяйства; участие последних в общественных и политических организациях; отношения между самими домашними хозяйствами.
Когда речь заходит о домашних хозяйствах как структурных элементах об-щественного воспроизводства, то возникает ряд вопросов, которые касаются как их внутренней организации (роли отдельных членов, видов их деятельности, управления ресурсами), так и отношений с окружающей средой: обществом в целом, его институтами (общественными, политическими, экономическими), а также с другими домашними хозяйствами. Виды деятельности домашнего хо-зяйства включают: (а) оплачиваемые работы в общественном и частном секторе экономики; (б) неоплачиваемые работы в рамках самого домашнего хозяйства; (в) работы, выполняемые членами других домашних хозяйств или для них (они могут как вознаграждаться, так и осуществляться безвозмездно).
В любом случае особенностью домашнего хозяйства в отличие от организа-ций бизнеса является значительная доля неоплачиваемых работ, осуществление которых необходимо для поддержания жизнедеятельности его членов (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и т. п.). Соотношение оплачиваемых и неоплачиваемых работ меняется исторически в пользу первых в силу рациона-лизации и механизации домашнего труда и зависит также от социального со-става домашнего хозяйства. Так, в семьях с большим количеством детей доля неоплачиваемых работ, как правило, выше. Чем выше доля неоплачиваемых ра-бот в домашнем хозяйстве, тем выше должен быть и уровень доходов для поддержания нормальной жизнедеятельности. Уровень и доля неоплачиваемых ра-бот в домашних хозяйствах являются одними из важнейших показателей эко-номического развития общества.
Организации бизнеса, в которых работают члены домашнего хозяйства, в редких случаях принимают во внимание специфику последних, т. е. не учитывают потреб-ности работников в обеспечении незанятых членов семей. В принципе они и не обязаны это делать. В то же время только государство может и должно через сис-тему социальной помощи смягчать неравномерность в распределении доходов меж-ду домашними хозяйствами с различным составом членов и уровнем доходов.
Подводя итоги второй главы, сделаем вывод, что бюджет домашнего хозяйства выполняет важную роль в процессе воспроиз-водства рабочей силы, семьи как исходной ячейки общества.
3. Анализ состояния доходов и расходов российских домашних хозяйств
В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государствен-ном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть за-нятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания. Однако трудозатраты в таких хозяйствах несо-размерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном итоге отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле является основной сферой приложения труда. Вместе с тем, и здесь общественно целесообразным является переход к фермерскому ведению хозяйства, т. е. в ос-новном товарному производству.
В нашей стране соотношение между источниками денежных доходов резко менялось. В условиях гос-подства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ме-сто проживания -- в городе или на селе.
В России все большая доля населения становится бедняками. Бедность - это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизнен-ных (биологических) потребностей - жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литерату-ре признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России прожиточный минимум был офи-циально введен в 1997 г., хотя расчеты его отдельными эконо-мистами делались и раньше.
Соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов до-мохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низ-ком жизненном уровне большой части населения России, а ди-намика этого соотношения об ухудшении положения.
Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бед-ность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, об-разовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сель-ской местности выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства - это семьи, воспитывающие трех и более детей.
В первом квартале 2007 года число наименее обеспеченного населения, то есть имеющего доход ниже прожиточного минимума, в России уменьшилось до 16,3%. По результатам исследования, проведенного Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) прожиточный минимум в 2007 году составил 3713 руб. В целом по стране численность малообеспеченных граждан снизилась с 18,9% в первом квартале 2006 года до 16,3% в первом квартале 2007 года. На заседании правительства глава Минэкономразвития Герман Греф сделал прогноз, согласно которому к 2010 году число россиян с доходом ниже прожиточного минимума дополнительно уменьшится до 10,7%.
Столица занимает шестое место по уровню бедности: доходы меньше прожиточного минимума у 13,2% москвичей (а по данным Мосгорстата - 8,5%). В Санкт-Петербурге малообеспеченных жителей 10,2%, а меньше всего бедных в Ханты-Мансийском АО - 7,9%.
Разрыв по уровню бедности между регионами по-прежнему высок, особенно в тех регионах, где количество малообеспеченных россиян достигает 30%. В 2007 году таких регионов 13 (в 2006 году было - 20). Среди беднейших - Усть-Ордынский АО, где количество живущих за чертой прожиточного минимума достигает 72%. Также все еще велика дифференциация по доходам. По данным Росстата, в 2006 году доходы 10 процентов самых богатых граждан превышали доходы 10% самых бедных в 25,3 раза. Новости фондового рынка в России. www.e-newz.ru
В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предприниматель-ская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, яв-ляется важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В формировании частного товаро-оборота существенную роль играет деятельность так называемых челноков, пе-риодически выезжающих за границу с целью закупки товара для его последую-щей реализации в России. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техни-ки, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.
В России реальные доходы населения в первые годы экономических преоб-разований сокращались. Так, по официальным данным, они составляли в 1994 г. 70% уровня доходов 1991 г. Однако в последние годы в целом наблю-дается рост реальных доходов населения, что свидетельствует о более высоких темпах роста номинальных доходов в сравнении с ростом потребительских цен.
Реальные располагаемые денежные доходы россиян, по предварительным данным, в феврале 2007г. выросли на 12,5% по сравнению с соответствующим периодом 2006г., при этом по сравнению с январем 2007г. реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 21,3%. В январе-феврале 2007г. рост доходов составил 12,7% по сравнению с январем-февралем 2006г. Такие данные содержатся в основном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ.
В 2007 году, по словам вице-премьера РФ, средняя зарплата россиян увеличится до 12,7 тысяч рублей, в 2008 - до 14,7 тысяч рублей, а в 2009 году превысит 17 тысяч рублей. Бюджет российских домохозяйств
Напомним, что объем денежных доходов населения в январе 2007г. сложился в размере 1 трлн 159,9 млрд руб. и увеличился на 21,9% по сравнению с соответствующим периодом 2006г. В январе 2007г. население России израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 988,4 млрд руб., что на 22,7% больше, чем в январе 2006г. Сбережения за этот период составили 178,9 млрд руб., что на 6% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Доходы россиян в первом квартале 2007г. www.burocrats.ru
Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашне-го хозяйства. Сбережения населения -- это важный источник стабильности на-циональной экономики. По различным оценкам, их величина составляет в Рос-сии от 70 до 90 млрд долл. США. Для сравнения: общий объем государствен-ного долга РФ в апреле 2000 г. был равен 147,9 млрд. долл. (с учетом долга СССР). Сбережения населения -- это важный инвестиционный ресурс для рос-сийских предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных про-грамм сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).
Российские домашние хозяйства предпочитают неорганизованные сбереже-ния. По данным Центробанка России, в четвертом квартале 2000 г. вклады в банках и вложения населения в ценные бумаги составили 13,5% общей суммы сбережений; доля неорганизованных сбережений была равна 86,5%, при этом в иностранную валюту было вложено 48,8%, в отечественную -- 28,9%; тезаврация (т. е. вложение в драгоценные металлы) составила 8,8%.
Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия рос-сийских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государ-ству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть сво-их активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные фи-нансовые инструменты. Такое поведение домашних хозяйств полностью соответствует целям частного сбережения, а логику его несложно продемонст-рировать на примере отношений домашних хозяйств с коммерческими банками.
Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих де-нежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутст-вуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок); сохранить стоимость сбережений невозможно -- ставка по остатку па текущих счетах не превышает 2%, тогда как, даже по официальным данным, уровень ин-фляции в 2002 г. составит не менее 12 - 13%. (Заметим, что уже в первой поло-вине января 2002 г. инфляция составила 1,2%; если такие темпы обесценения рубля сохранятся, то к концу года он может подешеветь на 28,8%). Тем не менее, стоит отметить, что сегодня происходит процесс постепенного вовлечения рос-сийского населения в систему безналичных расчетов путем развития их карточ-ных форм, однако этот процесс происходит чрезвычайно медленно.
Основная цель вкладчика при внесении средств на счета по срочным вкла-дам - получение определенного дохода. Банки, привлекая устойчивый кредит-ный ресурс, выплачивают по срочным вкладам повышенный процент. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством денежные средства, размещенные на счетах по срочным вкладам, возвращаются вкладчику лишь по истечении определенного, установленного договором срока. Вкладчик имеет возможность воспользоваться своими деньгами и до окончания срока хранения вклада, однако в этом случае он не получит ту сумму дохода, па которую рас-считывал. Доход вкладчику будет выплачен по ставке вклада до востребования, действующей в банке, за тот период, в течение которого его деньгами пользо-вался банк. Гражданский кодекс запрещает банкам снижать в одностороннем порядке ставку по заключенным ранее договорам срочного вклада.
Доход, выплачиваемый банками по остатку на срочных счетах, в известной степени позволяет домашним хозяйствам сберечь в условиях инфляции денеж-ные средства с целью приобретения предметов длительного пользования, дорого-стоящих услуг, создания денежных фондов для их дальнейшего инвестирования. Уровень инфляции в экономически развитых странах позволяет частному вклад-чику добиваться своих целей. В России они пока вряд ли достижимы -- в начале 2002 г. ставка по срочным вкладам в Сбербанке РФ составляла 12-18% в зави-симости от условий вклада и, но сути, даже не покрывала темп инфляции. Развитию отношений российских домашних хозяйств с коммерческими бан-ками препятствует, отсутствие государственной системы гарантирования вкла-дов физических лиц.
Справедливость этой позиции можно проиллюстрировать на примере эконо-мического развития той страны, в валюте которой большинство российских граждан предпочитает хранить сегодня свои сбережения. После краха фондово-го рынка в 1929 г. в США началось повальное банкротство банков. Его основ-ной причиной было массовое изъятие физическими лицами своих вкладов. В начале 30-х годов Конгресс США принял решение о федеральном страхова-нии депозитов путем создания фондов FDIC и FSLIC. Величина страхового взноса равнялась 0,25% суммы внесенных во вклад денежных средств. Страхо-вались только небольшие по величине депозиты (с 1980 г. страхуются депози-ты до 100 000 долл.). Впоследствии фонд FSLIC был ликвидирован. С 1998 г. взносы банков для страхования депозитов составляют от 0,23 до 0,28% в зави-симости от степени риска активов кредитного института. Создание в 1934 г. системы федерального страхования депозитов помогло преодолеть последствия Великой депрессии. Финансы: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 512с.
Законопроект о создании системы обязательного страхования частных вкла-дов в Российской Федерации все еще обсуждается в Государственной Думе. Проектируемая система предполагает частичную компенсацию вкладов физиче-ских лиц в случае потери лицензии банками, в которых были размещены вкла-ды. Сумма компенсации зависит от величины вклада (от 50 до 100%), но не бо-лее установленного предела. Страхователями будут выступать не сами вкладчи-ки, а банки. Размер страхового взноса составляет от 1,5 до 2,5%. Страховая компания будет распоряжаться 20% суммы взноса; 80% будет перечисляться спе-циально созданной управляющей компании. В случае банкротства банка с вклад-чиками будет рассчитываться Агентство по реструктуризации кредитных органи-заций (АРКО), куда управляющая компания и страховщик перечислит необхо-димые средства.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо разработать эффективную систему распределения доходов и расходов домашних хозяйств. Для домашних хозяйств очень важно, чтоб с ростом цен и повышали заработанную плату и уменьшали (или хотя бы не увеличивали) налоги и сборы.
В противном случае так и будет существовать проблема бедности в России, а также разделение на классы (бедных и богатых).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Домашние хозяйства -- не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.
В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи так планировать свои доходы и рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. В условиях домашнего хозяйства финансовое планирование носит упрощенный характер.
Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддер-жанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финан-сово-экономической защите населения, но и в правовом и орга-низационном стимулировании индивидуально-трудовой деятель-ности и семейного бизнеса.
Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зави-симости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологи-ческий и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который лю-бое домашнее хозяйство должно обеспечить.
Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйст-ва почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хо-зяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе -- лишь пятую часть.
Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспор-те. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.
Количественный состав домохозяйств также оказывает влия-ние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из од-ного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из лич-ного подсобного хозяйства и из других поступлений.
Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отражается на качественном составе продуктов питания: снижа-ется доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.
Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят раз-личные обязательные платежи, которых насчитывается более 15, прежде всего это федеральные и местные налоги и сборы.
Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума (их насчитывалось в 1998 г. 35 млн. человек), вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача -- выжить.
Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в до-полнительных капиталах.
Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низ-ком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья на-селения, падению уров-ня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества.
Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в из-вестной степени смягчить эти негативные тенденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон о потребительской корзине в целом по Российской Федерации № 44 от 31.03.2006г
2. Федеральный Закон о прожиточном минимуме в РФ № 134 от 24.10.1997г
3. Закон о минимальном размере оплаты труда № 4603-1 от 30.03.1993г
4. Белозеров С.А. Денежные расходы домашних хозяйств. Проблемы социально-экономического развития субъектов Федерации на современном этапе // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции - Смоленск, 2005. - 467с.
5. Белозёров С.А. Содержание экономической категории «доход домашнего хозяйства». Социально-экономическая роль денег в обществе // Материалы международной научно-практической конференции - СПб, 2006. - 380с.
6. Белозёров С.А. Сущность и функции сбережений домашних хозяйств. Финансовый мир. Вып. 3 / Под ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева - М.: ООО «Изд-во Проспет», 2006. - с.48-53.
7. Белозёров С.А. Сущность и функции финансов домашних хозяйств. Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика, 2006. - с.78-87.
8. Белозёров С.А. Финансы домашнего хозяйства: инвестиционный аспект. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.- 566с.
9. Белозёров С.А. Финансы домашнего хозяйства: сущность и структура. - СПб: Изд. дом «Миръ», 2005. - 452с.
10. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник / Под ред. проф. В.В. Иванова, проф. Б.И. Соколова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Проспект», 2006. - 370с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 509с.
12. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 633с.
13. Каплан Р. Финансы домашних хозяйств: влияние на финансовый рынок России / Финансовый бизнес, №3, 2005г. - с.63-73.
14. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 703с.
15. Финансы: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 512с.
16. Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006. - 682с.
17. Экономическая теория: Учебник/ Под общей ред.акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой - М.: ИНФРА-М, 2005г. - 560с.
18. Новости фондового рынка в России, 2007г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.e-newz.ru, свободный.
19. Доходы россиян в первом квартале 2007г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.burocrats.ru, свободный.
20. Бюджет российских домохозяйств в 2007г. [Электронный ресурс]
Array
Страницы: 1, 2
|