|
Финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах
Для беднейших стран внутреннее финансирование не представляется возможным, поэтому к ним применимо только внешнее долговое финансирование. Среди внешних источников главными выступают кредиты и займы, предоставляемые на базе двусторонних межправительственных соглашений или международными финансовыми организациями (Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией и Международной ассоциацией развития), а также средства частных коммерческих банков развитых стран. Для большинства развивающихся стран характерна тенденция к увеличению внешней задолженности, хотя в ряде стран преобладает внутренний долг. Ведущие методы погашения внешнего долга, применяемые международными кредиторами, - списание части долга с беднейших стран; реструктуризация внешней задолженности (продление сроков ее погашения и выплаты процентов); обмен долгов на акции приватизируемых предприятий.
В настоящее время внешнее долговое финансирование используется не только беднейшими странами, другие развивающиеся страны, а также и развитые прибегают к этому методу. Развивающиеся страны привлекают деньги у международных финансовых организаций, таких как МВФ или Всемирный банк, или напрямую у развитых стран. [Таблица №1] Также развивающиеся страны размещают на международных рынках капитала долговые обязательства. Объем выпущенных еврооблигаций (долговых обязательства, выпускаемых заемщиком при получении долгосрочного займа на еврорынке; разновидность ценных бумаг) приведен в Таблице №2.
Следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой. [9]
Например, финансирования китайской экономики, значительно отличается от других развивающихся стран. Основным источником внешнего финансирования китайской экономики, в настоящее время, являются ПИИ, на долю которых приходится около 69% всех иностранных инвестиций, поступивших в КНР. При этом на две другие формы внешнего финансирования - кредиты и портфельные инвестиции приходится лишь 26 и 5% накопленных иностранных капиталовложений. В сравнении с развивающимися странами Латинской Америки и Азии в Китае доля ПИИ в структуре внешнего финансирования существенно выше, соответственно роль портфельных инвестиций значительно меньше [Таблица №3]. [10] Как видно, основой финансовой политики Китая является внешнее финансирование.
2.3. Осуществление финансирования бюджетного дефицита в России.
Рассмотрим финансирование бюджетного дефицита в развивающихся странах на примере России. В РФ «источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств». [11]
С 1990 - 1994 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужили мощным инфляционным фактором. Например, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989млрд. руб. до 1700 млрд. руб.
Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что привело к существенному снижению жизненного уровня населения, обострило социальную напряженность. [12]
С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. Согласно действующему ныне Бюджетному кодексу РФ «кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета». [11]
Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1. внутренние источники в следующих формах:
· кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2. внешние источники следующих видов:
· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
· кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией».[11]
В 1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей величине бюджетного дефицита на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и 63,3 % в 1996 г.).
Затем внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета стали замещаться внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму, превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и 85,1 млрд. руб. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие бюджетной эффективности рынка государственных долговых обязательств, следствием - увеличение внешней зависимости России.
Сейчас большая доля финансирования дефицита бюджета РФ происходит за счет источников внутреннего финансирования. Что можно проследить по Таблице №6. Более подробно все источники финансирования дефицита бюджета за 2005 - 2006 гг. рассмотрены в Таблице №7.
На данный момент основные задачи в области политики финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят:
1. в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований;
2. увеличении доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения;
3. координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка. [12]
Подводя краткий итог по данной главе можно сделать вывод, что решение проблемы дефицита бюджета заключается в выборе подходящего метода его финансирования. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д. Наилучшим способом финансирования развивающихся стран является внутреннее долговое финансирование, но внешнее долговое финансирование также охотно используется многими странами.
Заключение
После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике, проанализированы способы финансирования бюджетного дефицита и источники финансирования в развивающихся странах на примере РФ.
В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.
Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов.
Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.
Список литературы
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 592стр.
Сорокина Т. В. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит".- Мн.: БГЭУ, 2003. - 289с.
Макконел Кэмпбэлл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. В 2 т. Т.1 - М.: Республика, 1995. - 400 с.
Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. - 240с.
Шиллер М., Брэдли С. Макроэкономика сегодня. - М.: Дело ЛТД, 1998 - 702 с.
Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.
Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.
Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.
Журнал "Рынок Ценных Бумаг" Издательский Дом "РЦБ"
Бюджетный кодекс РФ (с изменениями от 2 февраля 2006 года). Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.98. (Часть 2, Раздел IV, Глава 13, Статьи 93, 94)
Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 253с.
Аналитический доклад лаборатории "ВЕДИ" - «Рынок еврооблигаций РФ в 2004 г. и перспективы его развития в 2005 г.», 2005.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gmcgks.ru
Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru
Приложение 1.
Таблица №1. Межгосударственный долг, млрд. долл. (на 1 января 2004 г.)
Страна
|
Значение
|
|
Индонезия
|
51
|
|
Россия
|
45
|
|
Китай
|
45
|
|
Индия
|
37
|
|
Нигерия
|
25
|
|
Египет
|
20
|
|
Таиланд
|
17
|
|
Польша
|
16
|
|
Алжир
|
13
|
|
Филиппины
|
14
|
|
|
Источник: МВФ, Всемирный банк. [13]
Приложение 2.
Таблица №2. Объем эмиссии еврооблигаций
Страна
|
Объем эмиссии млрд. долл.
|
|
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
|
Южная Корея
|
7.65
|
7.76
|
6.71
|
11.53
|
8.94
|
|
Мексика
|
7.08
|
9.23
|
4.91
|
9.08
|
7.28
|
|
Тайвань
|
1.70
|
2.15
|
5.48
|
9.13
|
4.92
|
|
Бразилия
|
11.38
|
12.24
|
6.38
|
10.71
|
4.17
|
|
Россия
|
0.08
|
1.25
|
3.45
|
9.00
|
3.57
|
|
Турция
|
8.49
|
2.16
|
3.26
|
5.25
|
3.52
|
|
Польша
|
1.55
|
2.77
|
2.68
|
4.30
|
3.43
|
|
Филиппины
|
2.47
|
1.84
|
4.77
|
3.80
|
2.80
|
|
ЮАР
|
1.49
|
1.65
|
1.51
|
4.69
|
1.74
|
|
Сингапур
|
2.33
|
8.66
|
0.56
|
4.34
|
0.80
|
|
Всего развивающиеся рынки
|
80.48
|
89.04
|
61.65
|
102.39
|
65.23
|
|
|
Источник: МВФ, "Тройка-Диалог". [13]
Приложение 3.
Таблица №3. Сравнение структур внешнего финансирования в развивающихся странах, в млрд. долл. [10]
|
Кредиты
|
Облигации
|
Акции
|
ПИИ
|
|
Китай
|
23
|
4
|
7
|
65
|
|
Бразилия
|
20
|
49
|
9
|
22
|
|
Мексика
|
19
|
28
|
18
|
35
|
|
Индия
|
24
|
2
|
51
|
24
|
|
Индонезия
|
30
|
8
|
17
|
45
|
|
Южная Корея
|
68
|
28
|
10
|
-6
|
|
Таиланд
|
84
|
4
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Таблица №4. Дефицит/профицит национального бюджета, % ВВП.
Страна
|
2003 г.
|
2004 г. (оценка)
|
2005 г. (прогноз)
|
|
Германия
|
-4.0
|
-3.5
|
-3.1
|
|
Франция
|
-4.1
|
-3.9
|
-3.2
|
|
Италия
|
-2.4
|
-2.9
|
-2.8
|
|
Испания
|
0.3
|
0.4
|
0.5
|
|
Нидерланды
|
-3.2
|
-3.0
|
-2.7
|
|
Бельгия
|
0.2
|
-0.1
|
-0.1
|
|
Австрия
|
-1.2
|
-0.9
|
-1.7
|
|
Финляндия
|
2.1
|
2.0
|
2.1
|
|
Греция
|
-2.7
|
-2.7
|
-2.5
|
|
Португалия
|
-2.8
|
-4.2
|
-4.0
|
|
Ирландия
|
-0.3
|
-0.9
|
-1.0
|
|
Люксембург
|
-1.0
|
-2.6
|
-3.1
|
|
Россия
|
1,7
|
4,4
|
7,5
|
|
Китай
|
-
|
-
|
- 2
|
|
Индия
|
-
|
- 4.4
|
- 4,7
|
|
|
Примечание: "-" -- дефицит, "+" -- профицит. Источник: МВФ. [13]
Приложение 5
Таблица № 5. Профицит /дефицит федерального бюджета РФ, в % к ВВП.
Годы
|
Профицит (+) /дефицит
|
|
1992
|
-3,2
|
|
1993
|
-5,8
|
|
1994
|
-19,0
|
|
1995
|
-2,8
|
|
1996
|
-3,7
|
|
1997
|
-3,8
|
|
1998
|
-5,4
|
|
1999
|
-1,1
|
|
2000
|
2,3
|
|
2001
|
3,0
|
|
2002
|
1,4
|
|
2003
|
1,7
|
|
2004
|
4,4
|
|
2005
|
7,5
|
|
2006
(прогноз)
|
5,5
|
|
2007
(прогноз)
|
2,0
|
|
|
Примечание: "-" -- дефицит, "+" -- профицит
Источник: Росстат, Центральный банк Российской Федерации, оценки Райффайзенбанка. [14]
Приложение 6.
Таблица № 6. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета РФ, в млрд. руб.
Годы
|
1997
|
1998
|
…
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
|
Внутреннее
финансирование
|
35,56
|
-4,60
|
|
59,85
|
-298,17
|
-410,29
|
78,75
|
|
Внешнее
финансирование
|
39,46
|
72,91
|
|
-210,33
|
-186,00
|
-762,68
|
-733,26
|
|
|
Источник: Отчеты Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета. [15]
Приложение 7
Таблица №7 Источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ, в млрд. руб.
|
2006 г.
|
2005 г.
|
|
Наименование показателя
|
план*
|
исполнено
|
% исп.
|
план*
|
исполнено
|
% исп.
|
|
Источники финансирования дефицита бюджетов - всего
|
-720,61
|
-1 489,41
|
206,69
|
-278,11
|
-1172,94
|
421,75
|
|
Источники внутреннего финансирования бюджета
|
171,79
|
78,75
|
45,84
|
32,50
|
-410,27
|
-1262,29
|
|
Привлечение долговых обязательств: государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в валюте Российской Федерации
|
238,20
|
148,14
|
62,19
|
210,86
|
122,66
|
58,17
|
|
Погашение долговых обязательств: государственные ценные бумаги Российской Федерации, указанные в валюте Российской Федерации
|
-68,44
|
-47,62
|
69,58
|
-85,79
|
-43,77
|
51,02
|
|
Компенсационные выплаты по сбережениям граждан
|
-40,00
|
-33,57
|
83,92
|
-30
|
-14,92
|
49,7
|
|
Прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, кроме компенсационных выплат по сбережениям граждан
|
-0,65
|
-0,04
|
5,89
|
-4,42
|
-0,72
|
16,24
|
|
Государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
|
-1,32
|
0,00
|
0,00
|
-1,8
|
0
|
0
|
|
Продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности
|
31,00
|
9,14
|
29,49
|
0
|
0
|
0
|
|
Продажа земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности
|
4,30
|
3,59
|
83,40
|
3,3
|
2,33
|
70,82
|
|
Поступления от продажи земельных участков после разграничения собственности на землю, зачисляемые в федеральный бюджет
|
3,50
|
0,33
|
9,42
|
2,5
|
0,38
|
15,31
|
|
Поступления от продажи иных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю
|
0,20
|
0,23
|
112,99
|
0,2
|
0,10
|
49,75
|
|
Затраты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней
|
-10,68
|
-3,22
|
30,14
|
-11,03
|
-2,47
|
22,39
|
|
Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке
|
3,57
|
|
0,01
|
4,131
|
2,34
|
56,57
|
|
Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке
|
12,11
|
6,05
|
49,92
|
11,919
|
5,64
|
47,36
|
|
Курсовая разница по прочим средствам федерального бюджета
|
0,00
|
-4,27
|
|
0
|
-10,60
|
|
|
Источники внешнего финансирования бюджета
|
-829,41
|
-722,26
|
87,08
|
-310,61
|
-762,68
|
245,54
|
|
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте
|
-81,41
|
-47,38
|
58,19
|
0
|
0
|
0
|
|
Кредиты международных финансовых организаций, полученные федеральным бюджетом
|
27,45
|
6,02
|
21,93
|
28,57
|
5,28
|
18,46
|
|
Кредиты международных финансовых организаций, полученные федеральным бюджетом
|
-21,79
|
-12,70
|
58,31
|
-65,289
|
-112,062
|
171,64
|
|
Кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом
|
4,37
|
2,45
|
55,92
|
5,247
|
2,81
|
53,59
|
|
Кредиты правительств иностранных государств, полученные федеральным бюджетом
|
-686,25
|
-642,74
|
93,66
|
-129,77
|
-516,39
|
397,94
|
|
Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, полученные федеральным бюджетом
|
-3,39
|
0,00
|
0,00
|
0
|
0
|
0
|
|
Погашение обязательств за счет прочих источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
|
-54,13
|
-27,91
|
51,56
|
-36,48
|
-34,36
|
94,19
|
|
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
|
-14,26
|
0,00
|
0,00
|
-1,5
|
0
|
0
|
|
Изменение остатков средств
|
-62,99
|
-845,90
|
1 342,88
|
-110,12
|
-500,61
|
0
|
|
Увеличение остатков средств
|
|
-8 976,41
|
|
0
|
-3525,98
|
0
|
|
Увеличение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации
|
|
-1 108,96
|
|
0
|
-834,70
|
0
|
|
Увеличение прочих остатков денежных средств федерального бюджета
|
|
-7 867,45
|
|
0
|
-2691,28
|
0
|
|
Уменьшение остатков средств
|
|
8 130,51
|
|
-110,12
|
3025,37
|
0
|
|
Уменьшение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации
|
|
616,81
|
|
0
|
524,83
|
0
|
|
Уменьшение прочих остатков денежных средств федерального бюджета
|
|
7 513,70
|
|
0
|
2500,54
|
0
|
|
|
* - утвержденные сводной бюджетной росписью
Источник: Отчеты Федерального Казначейства об исполнении федерального бюджета. [15]
Array
Страницы: 1, 2
|
|