Рефераты

Бондовый рынок как экономическая составляющая новых членов Европейского Союза

2.8.1. рис.

Больше чем половина государственных бондов деноминированны в евро, и приблизительно одна треть в национальной валюте. Около 14% правительственных долговых обязательств были деноменированны в американских долларах (2.8.2. рис.). Большая часть правительственных долговых обязательств деноминированных в национальной валюте были краткосрочными бондами. Такие ценные бумаги составляли половину от общей суммы. Правительственные долговые обязательства, выпущенные в национальной валюте, составили 10% от общего количества. Не было выпущено ни каких правительственных долговых обязательств с первоначальным сроком действия дольше, чем десять лет.

2.8.2. рис.

Объем рынка долговых обязательств составил ?2,344 миллионов в конце 2002 года, составляя 16% от ВВП (2.8.1. рис.) [3]. Доля выпуска правительственных бондов составила ?2,241 миллионов. Доля долговых обязательств выпущенных нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями была незначительна и составила только 4%. Все краткосрочные правительственные бонды деноминированны в национальной валюте. Долгосрочные правительственные долговые обязательства денаминированны в национальной валюте, составили 29% от общей суммы. Эти долговые обязательства, имеют следующее распределение: со сроком действия до одного года - 21%, от одного до пяти лет - 41%, от пяти до десяти - 34%, более десяти лет - 4% (2.8.4. рис.). На рисунке (2.8.3.) видно, что в 2000 году в Литве не выпускались бонды с продолжительностью более 10 лет, а на рисунке (2.8.5.) к началу 2004 года их объем уже составляет 11%. Анализируя динамику увеличения доли долгосрочных бондов можно говорить, что экономика Литвы находится в нормальной стадии развития.

2.8.3. рис.

2.8.4. рис.

2.8.5. рис.

Выпуск правительственных долговых обязательств зависит непосредственно от нескольких связанных индикаторов: от предела общего количества займа и долгового перефинансирования.

В 2001 году правительство выпускало ценные бумаги со сроком обращения один и шесть месяцев, три, пять, семь и десять лет на внутреннем рынке. Тогда оно планировало непрерывно увеличивать средний срок погашения правительственных ценных бумаг. На (2.8.5.) рисунке хорошо видно, что эти планы были приведены в действия.

Долговые обязательства с десятилетним сроком продолжительности были выпущены впервые на внутреннем рынке в 2002 году; затем были также планы выпускать 15-летние долговые обязательства в будущем.

Из-за относительно небольшого объема выпуска долговых обязательств другими секторами, развитие деятельности первичного рынка в 2002 году было главным образом, определено потребностями государства в заимствовании дополнительных средств. Увеличился рост первичного рынка в 2002 году вследствие увеличения заимствования государством на внутреннем рынке через выпуск правительственных долговых обязательств на аукционах, и на иностранных рынках, выпуском евробондов. Уменьшение доли правительственных бондов, деноменированных в национальной валюте и проданных на первичном рынке в 2002 году, объединилось с улучшением условий заимствования на внутреннем первичном рынке, побудив центральное правительство выпустить больше долговых обязательств с более длинным сроком обращения. Это уменьшит потребность в перефинансировании долговых обязательств в будущем. Доля долгосрочных правительственных бондов выпущенных на внутренний рынок увеличилась с 47% в 2001 до 58% в 2002 году. Все правительственные долговые обязательства деноминированные в национальной валюте были выпущены в 2002 году посредством аукционов. Долговые ценные бумаги, выпущенные нефинансовым и не денежно-кредитным финансовым сектором составили 1.4% от всего первичного рынка. Все из них были частные выпуски.

На следующим рисунке можно увидеть, как менялись объемы первичного рынка с 1998 года по 2002 года.

2.8.6. рис.

Вторичный рынок долговых обязательств не был очень активен в 2002 году. Вторичный рыночный товарооборот состоял главным образом из долговых обязательств, выпущенных государством. В 2002 году на фондовой бирже не торговали долговыми ценными бумагами никакие другие сектора. Торговля на вторичном рынке долгосрочными правительственными ценными бумагами деноминированными в национальной валюте увеличилась в 2002 году, составив приблизительно 69% от общего количества вторичного рыночного товарооборота. Большинство сделок (94%) правительственных долговых ценных бумаг было зарегистрировано как блокированные продажи, и только 6% были проданы на фондовой бирже. Внебиржевая торговля бондов составила приблизительно 8% от общего количества вторичного рыночного товарооборота.

Ключевая цель национального долгового управления состоит в том, чтобы гарантировать полное и своевременное финансирование общественных расходов и своевременное погашение долгов по самой низкой стоимости и с приемлемыми рисками, не превышая пределы, помещенные в национальный долг и в новое заимствование и в соответствии с требованиям, ЕС обращенным Государствам - членам ЕС, стремящиеся присоединяться к Экономическому и Денежно-кредитному Союзу (the Economic and Monetary Union).

В Литве, средний уровень инфляции в течение 12 месяцев до августа 2004 составил 0.2 процента. Дефицит страны составил 1.9% от ВВП в 2003, и правительственный долг составил 21.4% от валового внутреннего продукта, что не превышает Маастрихстских критериев. Уровень средней долгосрочной процентной ставки Литвы к августу 2004 года составил 3,8%.

2.9. Латвия

Объем рынка долговых обязательств в конце декабря 2000 года составлял ?657 миллионов [2] (стр.63) или 9% от Валового Внутреннего Продукта (2.9.1. рис.). Рынок долговых обязательств для Латвии - явление довольно новое. В 1993 году был проведен первый аукцион по одномесячным казначейских билсам. С тех пор постепенно правительство начало выпускать на рынок ценные бумаги с более длинным сроком обращения. В 2000 году были выпущены пятилетние бонды.

2.9.1. рис.

Центральное правительство является главным эмитентом долговых ценных бумаг, составляя 95% от всех долговых обязательств, выпущенных в конце декабря 2000 года. Остальное было выпущено денежно-кредитными финансовыми учреждениями 4% и нефинансовыми не денежно-кредитными финансовыми корпорациями 1%. 64% от всех правительственных долговых обязательств деноминированы в латах и 36% в евро (2.9.2. рис.). Можно видеть, что и в последующие года пропорция долговых обязательств выпущенных в евро и в латах примерно сохраняется (LVL>EUR), что является положительным фактом для Латвии. В 2003 году 53% всех правительственных долговых обязательств деноминированы в латах, а 47% в евро.

2.9.2. рис.

В конце 2000 года, распределение первоначального срока обращения долговых обязательств, выпущенных центральным правительством в национальной валюте, было следующим: 29% со сроком погашения до одного года, 44% - от одного года до пяти лет, и 27% - от пяти до десяти лет (2.9.3. рис.).

2.9.3. рис.

В целом латвийский бондовый рынок имеет следующие характеристики:

1) центральное правительство самый крупный эмитент бондов,

2) правительство имеет тенденцию к выпуску более долгосрочных бондов, чем краткосрочных;

3) эмиссия евробондов является важным источником финансирования для правительства,

4) финансовая система, сфокусированная на бэнкинге, делает эмиссию корпоративных бондов менее важным для рынка, потому что главным источником финансов для корпораций являются банковские кредиты [19].

Правительство прекратило выпускать двухлетние долговые обязательства и одномесячные билсы в 2000 году. Трехлетние и пятилетние обязательства выпущены в соответствии с ежегодным расписанием, с выпусками обычно весной и осенью.

В ноябре 2001 года, Латвия выпустила семилетние евробонды в количестве ?200 миллионов.

В 2001 году латвийское правительство планировало выпустить десятилетние правительственные обязательства в латах, но, тогда временя выпуска, зависело от состояния рынка капитала, процентных ставок и правительственных потребностей в финансировании. К 2004 году так и произошло (2.9.5. рис.).

Объем рынка долговых обязательств к началу 2003 года составил ?1,010 миллионов евро или 12% ВВП. Центральное правительство, как и в 2000 году все еще является главным эмитентом долговых обязательств, теперь уже составляя 90% от всех долговые обязательств, выпущенных к началу 2003 года. Остальные 10% выпущены неправительственными финансовыми организациями. К началу 2004 года объем бондового рынка Латвии практически не изменился, он составил ?1,098 миллионов, или 11% от ВВП (2.9.1. рис.) [4] (стр.53).

К началу 2003 года распределения срока погашения уже выглядело следующим образом: 13% долговых обязательств имели срок обращения до одного года, 24% от одного до пяти лет и 63% от пяти до десяти лет (2.9.4. рис.). Хорошим показателем развития бондового рынка в Латвии является тот факт, что к 2004 году 26% составляли бонды со сроком погашения более 10 лет (2.9.5. рис.), которых до этого года в Латвии не выпускалось. Наличие долгосрочных долговых обязательств говорит о стабилизации в экономике страны.

2.9.4. рис.

2.9.5. рис.

В 2003 году правительство выпустило бонды на сумму ?396.3 миллионов на внутренний рынок и на сумму ?328 миллионов на внешнем рынке. В 2003 году правительство выпустило казначейских билсов на сумму ?101.9 миллионов трех и пяти летних бондов на сумму ?110.6 миллионов и десятилетних бондов на сумму ?182.8 миллионов. В 2003 году произошел первый выпуск десятилетних бондов деноменированых в латах. Их средняя доходность была 5,19% с купонной ставкой 5.125%. В первом квартале 2004 года правительство выпустило евробонды для погашения первого выпуска евробондов, которые закончили свой срок в мае 2004 года.

2.9.6. рис.

С 1998 по 2000 годы наблюдался рост деятельности на первичном рынке. В 1999 году, ежегодное увеличение суммы брутто выпуска на первичном рынке составили 99.2%, вследствие эмиссии евробондов [2]. В 2000 году, сумма брутто выпуска составила ?419 миллионов (2.9.6. рис.).

В 1998 году, доля государственного управления в ценности сделок была приблизительно 96%, увеличившись до 98% в 2000 году. С 1999 года количество сделок с долгосрочными бондами, выпущенными центральным правительством было больше чем с краткосрочными бондами.

Центральное правительство обычно выпускает облигации деноминированые в национальной валюте в постоянном номинальном количестве: двухлетние обязательства на ?30 миллионов, трехлетние обязательства на ?44 миллиона, и пятилетние обязательства на ?107 миллионов (и был только один выпуск пятилетних обязательств).

Активность первичного бондового рынка Латвии ограничена емкостью финансового рынка.

Правительственные бонды выпускаются в нескольких частях. В конце 2000 года было семь выпусков облигаций центрального правительства (шесть внутренних выпусков и один - на внешний рынок - евробонды). Внутренние долговые ценные бумаги были проданы на аукционе, проведенные Банком Латвии.

Вторичный рынок государственных долговых обязательств имеет низкий оборот, поскольку инвесторы, купив облигации, держат их до срока погашения и редко продают. Стабильность в стране делает правительственные бонды особенно привлекательными для пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни.

Вторичный рыночный товарооборот уменьшился с 1998 - 2000 годы. В 1998, краткосрочные бонды активно использовались в операциях рынка денег, но, в 2000 году, выпуск краткосрочных бондов уменьшился, так же, как и их ценность на рынке денег.

Что касается распределения сектора, доля облигаций, выпущенных денежно-кредитными финансовыми учреждениями в ценности сделок, увеличенных с 0% в 1998 до 9% в 2000 году. Распределение срока погашения показало, что, на вторичном рынке, доля долгосрочных правительственных облигаций увеличилось с 66% в 1998 до 87 % в 2000.

Правительственные долгосрочные долговые ценные бумаги в основном продаются на OTC рынке (95% в 2000 году), а данные о сделках сообщаются на Рижской Фондовой Бирже. Рижская Фондовая Биржа начала торговлю правительственными облигациями в третьем квартале 1999 года.

Еженедельные обороты на вторичном бондовом рынке составляли в 2001 году ?2.85 миллионов, а в 2002 году ?1.41 миллионов.

Наиболее ликвидными правительственными бондами являются пятилетние бонды, деноминированые в латах в основном благодаря массовости их выпуска и их доступности. К началу 2003 года сумма выпущенных пятилетних бондов была в 2.6 раза выше, чем общая эмиссия трехлетних бондов и в 7.3 раза выше, чем эмиссия не правительственных бондов со сроками погашения от пяти до десяти лет.

Латвия выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года 1.5% от ВВП. Выполняется критерий по правительственному долгу, который составил 14.6% от ВВП.

Уровень средней долгосрочной процентной ставки Латвии к августу 2004 года составил 4.03% и по этому показателю Латвия выполняет критерий по конвергенции долгосрочных процентных ставок. В целом Латвия не выполняет критерий по среднему уровню инфляции, которая составила на конец 2004 года 6,2%, что означает невыполнение критерия по ценовой стабильности. Пороговым уровнем инфляции является 2.4%.

2.10. Эстония

Эстонский рынок долговых обязательств является наименьшим из всех стран новых членов ЕС и по абсолютным показателям и в проценте от Валового Внутреннего Продукта (3%).

2.10.1. рис.

На рынке есть только несколько не погашенных правительственных долговых обязательств в местной валюте (EEK), и они имеют не большой объем и короткую остаточную продолжительность. Следовательно, невозможно найти долговые обязательства, соответствующие всем критериям конвергенции. ECB вместе с национальным центральным банком Эстонии исследовал очень близко эстонский финансовый рынок, чтобы найти возможный заместитель. Вследствие чего был найден, самый сопоставимый индикатор, полученный из процентной ставки банковских ссуд: взвешенная средняя процентная ставка по ежемесячным новым бизнес ссудам, денаминированным в кронах, выданных внутренним нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам, с первоначальной продолжительностью более 5-и лет.

Этот индикатор только до некоторой степени выполняет согласованные статистические понятия. Индикатор был довольно устойчив с начала 2003 года. 12-месячное среднее значение в феврале 2004 - 4.9%.

Индикатор долгосрочных процентных ставок 2.10.2. рис.

На начало 2001 года объем рынка долговых обязательств в Эстонии, составил ?123 миллионов, или 2 % от ВВП (2.10.1. рис.) [2]. Из них:

- 52 % долговых обязательств были выпущены нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями,

- 27 % - денежно-кредитными финансовыми учреждениями и

- 21 % - правительством.

Большинство долговых ценных бумаг, выпущенных правительством были деноминированы в национальной валюте (99.8 %). Не было выпущено никаких ценных бумаг в евро и только 0.2% в других валютах (2.10.3. рис.).

2.10.3. рис.

В конце 2000 года, почти половина долговых обязательств, выпущенных государством в национальной валюте (49%) имели срок действия от 5 до 10 лет, 26% - от 1 до 5 лет, 15% - 10 и более лет и 10 % имели срок действия до одного года (2.10.4. рис.) [2].

2.10.4. рис.

Объем рынка долговых обязательств на конец декабря 2002 года составил ?235 миллионов или 3% от ВВП (2.10.1. рис.). Из них:

- 18 % долговых обязательств выпущено нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми учреждениями,

- 32 % были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями и

- 50 % государством.

Правительственные бонды не являлись движущей силой в развитии небанковского финансового рынка Эстонии, вследствие благоразумной финансовой политики. Поэтому, рынок долговых обязательств в Эстонии - прежде всего, развивается на основе потребностей в основном частного сектора, первичный рынок которого главным образом, состоит из частных размещений, вторичный же рынок в Эстонии очень скромный.

В 2002 году центральное правительство выпустило евробондов на сумму ?100 миллионов, большинство долговых обязательств, выпущенных центральным правительством деноминировано в евро (86%). Остающиеся 14% центральных правительственных бондов были выпущены в национальной валюте - в эстонских кронах (EEK).

В конце 2002 года 93% долговых обязательств выпущенных государственным управлением имеют продолжительность жизни от 5 до 10 лет; 3% от 10 и более лет и долговые ценные бумаги со сроком действия от 1 до 5 лет составили 4% от общего количества.

Согласно структуре сроков действия долговых обязательств в национальной валюте, выпущенных государственным управлением, в Эстонии не имеют место краткосрочные долговые обязательства сроком действия до 1-го года. Наибольшая часть правительственных облигаций (49%) в национальной валюте имеют продолжительность, пять лет или больше, но меньше десяти лет. Долговые ценные бумаги с продолжительностью жизни от одного до пяти лет составляют 28% от общего объема. Наименьшая часть (23%) составляла долговые обязательства с первоначальным сроком действия от десяти лет и больше (2.10.5. рис.) [3]. К 2004 году в Эстонии стали вновь выпускаться краткосрочные долговые обязательства до 1-го года (2.10.6. рис.) [4] (стр. 33).

2.10.5. рис.

2.10.6. рис.

В 2001 году наблюдается заметное уменьшение показателей в деятельности первичного рынка. Общая сумма эмиссий упала от ?155 миллионов в 2000 году до ?74 миллионов в 2001 (2.10.7. рис.). В 2002 году, общая сумма выпущенных долговых обязательств составила ?309 миллионов, из которых ?100 миллионов составляли новую эмиссию центральных правительственных евробондов, внесенных в список Люксембургской Фондовой Биржи.

2.10.7. рис.

Выпуск долговых обязательств нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями составил:

- 59% на первичном рынке в 2000,

- 48 % в 2001 и

- 18 % в 2002.

Выпуск денежно-кредитных финансовых учреждений составил:

- 40 % в 2000 году,

- 42 % в 2001 году и

- 49 % в 2002 году.

Выпуск государственных бондов увеличился от 2% в 2000 до 33 % в 2002, в основном новые выпущенные правительственные долговые евробонды были со сроком действия больше пяти лет.

Главным методом выпуска долговых обязательств в Эстонии является частное размещение.

Вторичный рынок долговых обязательств в Эстонии довольно скромный. Деятельность вторичного рынка оставалась слабой в период между 2000 и 2002 годами, со средним ежедневным объемом сделок 0.6 миллионов евро в 2000 году, ?0.2 миллиона в 2001 и ?0.4 миллионов в 2002 году.

В соответствии распределения сектора, наиболее высокая пропорция среди имеющихся в продаже долговых обязательств в 2000 году были выпущены денежно-кредитными финансовыми учреждениями (55%). Эта цифра уменьшилась до 9 % в 2001 и увеличилась снова до 58% в 2002 году. Долговые ценные бумаги, выпущенные нефинансовым и не денежно-кредитным финансовым корпоративным сектором, составили 44% от всех сделок в 2000 году, 82% в 2001 году и только 37% в 2002 году. Доля долговых обязательств, выпущенных центральным правительством и другими государственными управлениями, среди всех сделок составили: 1% в 2000, 9.1% в 2001 и 4.5% в 2002.

Долговые обязательства, выпущенные государственным управлением, в основном, были долгосрочными бондами. В 2002, все долговые обязательства продавались на нерегулируемом рынке (OTC), за исключением 2% фонда долговых обязательств (Compensation Fund) которые продавались на Таллиннской бирже ценных бумаг (HEX Tallinn). Евробонды центрального правительства в размере ?100 миллионов были проданы на Люксембургской бирже.

Бондовый рынок Эстонии не оказывает какого-либо заметного воздействия на рост экономики и не учитывается как конвергенционный индикатор после вступления в Европейский Союз и ожидаемого вступления в Еврозону. Главная цель правительства в фискальной политике поддерживать сбалансированный бюджет в среднесрочной перспективе, что должно быть результатом низкого долгового уровня относительно ВВП. Правительство имеет общий долг на уровне 5.3% относительно ВВП к началу 2004 года.

Эстония выполняет Маастрихтский критерий относительно бюджетного дефицита, который составил на начало 2004 года +0.5% от ВВП. Выполняется критерий по правительственному долгу, который составил 4.8% от ВВП.

Как уже упоминалось в начале этой главы, в связи с тем, что Эстония имеет очень ограниченный правительственный долг, и определить гармонизацию правительственных бондов со сроком обращения 10 лет не представляется возможным. Для Эстонии в качестве индикатора берется средний уровень процентных ставок по новым кредитам, выдаваемым компаниям и частным лицам на срок более пяти лет. Этот уровень составил в Эстонии между мартом 2003 и февралем 2004 года 4.9%.

В целом Эстония не выполняет критерий по среднему уровню инфляции, которая составила на конец 2004 года 3% (пороговым уровнем инфляции является 2.4%).

2.11. Описание корпоративного рынка новых членов ЕС

Корпоративные бонды, это долговые обязательства, которые выпускают компании, в случае если им необходимы дополнительные средства. Для корпораций «добыча» средств с помощью эмиссий долговых облигаций при прочих равных условиях более выгодна, чем выпуск акций, поскольку обходится дешевле и дает более быстрое размещение ценных бумаг среди инвесторов, не увеличивая при этом число акционеров и не ослабляя свою влиятельность в правлении компанией. Наличие корпоративных бондов говорит о развитости рынка капитала в стране.

Итак, в каком состоянии находится корпоративный бондовый рынок в рассматриваемых в работе в 10 странах?

В ниже приведенной таблице (2.11.1. таб.) показана доля корпоративных бондов в процентах от общего объема бондового рынка страны и объем в евро.

2.11.1. таб.

Эстония

23%

61 млн. евро

Мальта

9%

275 млн. евро

Польша

9%

6,252 млн. евро

Словакия

6%

660 млн. евро

Чешская Республика

6%

2,709 млн. евро

Латвия

3%

12 млн. евро

Литва

2%

53 млн. евро

Словения

2%

230 млн. евро

Венгрия

2%

910 млн. евро

Кипр

1%

70 млн. евро

Не смотря на то, что в целом бондовый рынок в Эстонии по развитию занимает последнее место - по процентному соотношению там самый развитый корпоративный бондовый рынок среди всех 12 стран, на начало 2004 года его объем составил 23% от всего объема или 61,64 миллиона евро. В 2001 доля выпуска корпоративных бондов на первичном рынке составила чуть меньше 50%, а на вторичном, в том же году более 80%. Не смотря на то, что в 2002 и в 2003 годах этот процент уменьшился примерно в 2 раза, активность на обоих рынках (на вторичном рынке в большей степени) остается сильной по сравнению с другими странами.

На объем корпоративного рынка Мальты приходится 9% процентов или 275 млн. евро. Активность на первичном и вторичном рынке за 2001, 2002, 2003 года весьма умеренная (особенно, по сравнению с Эстонией). Но можно заметить развитие на обоих рынках: на первичном рынке в 2001 году корпоративных бондов не выпускалось, в 2002 6% и в 2003 - 2%; на вторичном рынке в 2001 году объем составлял примерно 2%, в 2002 - 3% и на конец 2003 года 4%.

В Польше на начало 2004 года было выпущено корпоративных бондов на сумму 6,252 млн. евро - по сумме это самый большой объем среди всех 12 стран, но составляет лишь 9% от всего объема бондового рынка. Особенность деятельности корпоративного рынка Польши в том, что там совершенно не развит вторичный рынок - чаще всего основная причина подобной ситуации в том, что основные игроки, участвующие в покупке внутренних корпоративных бондов на первичном рынке, не выпускают их на свободную продажу, что не дает возможности развиваться вторичному рынку корпоративных долговых обязательств.

В Словакии и Чешской Республике объем корпоративного рынка составляет 6%, это 660 млн. евро и 2,709 млн. евро, соответственно. В Словакии наблюдается заметный рост на первичном рынке: в 2001 объем вырос с 1% до 6% в 2003 году. А на вторичном рынке действий практически не происходит на протяжении трех лет. В Чешской Республике примерно такая же ситуация с вторичным рынком, а деятельность на первичном рынке отсутствует полностью.

В Латвии корпоративный рынок на начало 2004 года занимал 3% от общего объема - это 12 млн. евро. Вторичный рынок корпоративных долговых обязательств практически не имеет никакого оборота, поскольку инвесторы, купив облигации, держат их до срока погашения и не продают. А на первичном рынке более активная деятельность наблюдается только в 2003 году, составляя примерно 12% от общего оборота, в то время как в 2001 и в 2002 годах она полностью отсутствовала. Итак, в Латвии финансовая система, сфокусированная на бенкинге, делает эмиссию корпоративных бондов менее важным для рынка, потому что главным источником финансов для корпораций являются банковские кредиты.

В Литве, Словении и Венгрии на долю корпоративного рынка приходится лишь 2%, на сумму 53 млн. евро, 230 млн. евро, 910 млн. евро, соответственно. В Литве и Венгрии на начало 2004 года активности и на первичном и на вторичном рынках полностью отсутствует. В Словении, хоть очень слабая, но какая-то деятельность наблюдается: на первичном рынке она наблюдалась в 2001 году (около 1%) в 2003 году, а на вторичном рынке объем сделок составил примерно 2% от общего объема сделок в те же года. В 2002 ничего не происходило на обоих рынках.

На Кипре объем корпоративного рынка сведен к минимуму составляя 1% от общего объема бондового рынка на сумму 70 млн. евро и 53 млн. евро, соответственно. Интересно, что на Кипре торговля долговых обязательств на вторичном рынке, выпущенных нефинансовыми и не денежно-кредитными финансовыми корпорациями, достигла 33 % от общего количества в 2002, в отличие от 20 % в 2000 и в 2003 году, примерно, - 18%. На первичном же рынке не происходит ничего.

2.12. Кривая доходности

Существует важный опережающий индикатор «кривая доходности», с помощью которой можно прогнозировать будущую динамику экономики и самого финансового рынка. Она строится из различных сроков погашения правительственны бондов и их доходности [1]. Изучение финансового рынка 10 стран даст возможность оценить, на сколько ощутимо развитие бондового рынка оказывает влияние на экономику этих стран.

Далее представлены Кривые доходности 9 рассматриваемых стран (за исключением Эстонии в связи с тем, что она имеет очень ограниченный правительственный долг) построенные по последним доступным данным, в большинстве взятых из проведенных аукционов и на фондовых биржах.

Кривая доходности Кипра.

2.12.1. рис.

Кривая доходности Литвы.

2.12.2. рис.

Кривая доходности Мальты.

2.12.3. рис.

Кривая доходности Чешской Республики.

2.12.4. рис.

Кривая доходности Словакии.

2.12.5. рис.

Кривая доходности Словении.

2.12.6. рис.

Кривая доходности Латвии.

2.12.7. рис.

Итак, что можно сказать, глядя на кривые доходности выше представленных стран? О каких возможных (теоретических) изменениях в экономики они предвещают?

Все кривые доходности первых 7 стран довольно плавно поднимаются с низу вверх - это значит, что имеется теоретическое обоснование, что бы предположить, что экономика этих стран находится в нормальной стадии развития и не о каких кризисах и перепадах в прогнозируемой перспективе говорить на данном этапе у нас нет оснований с точки зрения кривой доходности, как опережающего макроэкономического индикатора. Это нормальное состояние процентных ставок, когда они постепенно увеличиваются с увеличением срока продолжительности долговых обязательств. Это положительный факт, когда разница между процентными ставками бондов с самым маленьким сроком продолжительности и самым большим приблизительно равна 2 пункта.

На следующих графиках можно увидеть, как еще может выглядеть опережающий индикатор - Кривая доходности. Если в первых случаях она выглядела, так как должна выглядеть в нормальных условиях, то эти формы кривой сигнализируют, предупреждают или сообщают, что в стране с экономикой что-то не в порядки или ожидаются значительные перемены. И это очевидно и не вооруженным взглядом, т.к. нелогично, когда те, кто вкладывают деньги на более короткий срок получают значительно большее вознаграждение, чем те, кто вкладывают средства на более длительный период, рискуя гораздо больше, чем первые.

Кривая доходности Венгрии.

2.12.8. рис.

Кривая доходности Польши.

2.12.9. рис.

Как уже говорилось выше изучение финансового рынка 10 стран даст возможность оценить, на сколько ощутимо развитие бондового рынка оказывает влияние на экономику этих стран. Дело в том, что такой индикатор, как кривая доходности является пригодным для предсказания состояния экономики не для каждой страны. Понятно, что для этого в первую очередь необходимо наличие самого бондового рынка и второе, наличие развитого бондового рынка, а именно, бондовый рынок может оказывать значительное влияние на экономику страны в том случае, когда размер бондового рынка составляет около 50% или более от ВВП.

На следующей таблице (2.12.1. таб.) представлены данные за 2004 год - отношение бондового рынка каждой страны к ВВП.

2.12.1. таб.

Страна

% от ВВП

Мальта

71%

Венгрия

62%

Кипр

62%

Чешская Республика

56%

Словения

47%

Словакия

38%

Польша

38%

Литва

16%

Латвия

11%

Эстония

3%

Итак, по этому признаку (отношению к ВВП), можно теоретически предположить, что Кривой доходности как опережающим индикатором можно пользоваться в 5-и из 12 рассматриваемых странах - Мальты, Венгрии, Кипре, Чешской республики и Словении. И если кривые Мальты, Кипра, Чешской республики и Словении, сообщают, что там развитие экономики происходит в верном направлении. А вот тех (правительство, акционеров, бизнесменов и т.д.) кто наблюдает за состоянием экономики Венгрии кривая доходности предупреждает о грядущих переменах и о нестабильном состоянии экономики. Конечно имеется и множество других опережающих индикаторов, которых необходимо использовать в совокупности финансовым аналитикам для предсказания поворотов экономики, поэтому в этой работе говорится лишь о возможных, теоретических предположениях, потому как здесь рассматривается только один макроэкономический индикатор - «кривая доходности» правительственных долговых обязательств.

Заключение.

В настоящий момент развитие бондового рынка в рассматриваемых 10 странах (Мальты, Чешской республике, Венгрии, Кипре, Словении, Словакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии) находится на различных стадиях. В общем, бондовый рынок в этих странах развит слабее по сравнению с другими странами Европейского Союза, хотя и отрицать некоторую динамику роста бондового рынка по определенным его сегментам в этих странах тоже нельзя.

  • В данной работе была достигнута поставленная цель:
  • изучение бондовых рынков 10 стран как компонентов рынка капитала и как экономической составляющей, с помощью следующих поставленных задач:
  • - Сравнение бондовых рынков указанных 10 стран, а именно, объем бондового рынка каждой страны, наличие и пропорция правительственных, корпоративных и муниципальных бондов, распределение долговых обязательств по сроку продолжительности, валюта в которой выпускаются бонды и т. д.;
  • - Выявление, в какой из этих стран наиболее развит бондовый рынок;
  • - Изучение развития бондового рынка 10 стран относительно общей ситуации рынка бондов в Европейском Союзе;
  • - Рассмотрение гармонизации долгосрочных процентных ставок 10 стран с долгосрочными процентными ставками старых стран ЕС в соответствии с Маастрихтскими критериями;
  • - Определение степени влияния бондового рынка на развитие экономики 10 стран.
  • Итак, вот страны, в которых наиболее развит бондовый рынок среди 10 рассматриваемых стран: Польша, Венгрия, Чешская республика, Словения.

Приведем некоторые критерии по которым перечисленные страны попали в четверку лучших.

По процентному отношению объема бондового рынка к ВВП наблюдается стабильность и развитие на протяжении последних лет (1.1. рис.). По Маастрихтским критериям, только Венгрия немного превышает рекомендуемое соотношение на 2 процента, в то время как остальные страны не превышают установленных 60%.

1.1. рис.

Положительной стороной всех этих стран является тот факт, что большая часть выпушенных бондов денаминированны в национальной валюте. Это говорит о способствовании развитию внутреннего рынка облигаций.

Также все эти страны объединяет то положительное обстоятельство, что доминирующая часть среди выпущенных бондов является - долгосрочные долговые обязательства. Потому как преобладание краткосрочных бондов указывает о нестабильности в экономике страны.

1.2. рис.

На графике (1.2. рис.) можно проследить за изменением объемов бондового рынка за период с 1998 года до конца 2003 годы всех четырех стран. Не трудно заметить, что на протяжении всего периода наблюдается тенденция развития.

Конечно, нельзя сказать, что эти четыре страны всего достигли в развитии бондового рынка и им не к чему стремиться, у каждой из этих стран есть свои тонкие места (подробно это описано в основном тексте о каждой стране), и все равно они отстают от стран старых членов ЕС, но среди 10 новых - они впереди.

В результате проведенного исследования бондовых рынков всех 10 стран и в результате сравнения их с бондовыми рынками старых стран-членов Европейского Союза хочется указать на выявленные «тонкие места» и дать рекомендации для ускорения процесса развития бондового рынка новым членам европейского союза.

В целом, на пути более интенсивного развития бондового рынка, особенно в отношении выпуска компаниями корпоративных долговых обязательств на международный рынок капитала служат:

-доступность банковского кредитования в первую очередь на внутреннем рынке кредитов, что характерно в целом для европейской экономики, в отличие от секьюритизированной экономики США. Компаниям выгоднее получить кредит в банке для дальнейшего расширения бизнеса, нежели проводить эмиссию бондов;

- незначительные объемы капитального инвестирования местными компаниями, а, следовательно, слабое участие международного капитала в инвестировании компаний, через покупку долговых обязательств;

- отсутствие развитого вторичного рынка корпоративных бондов, на котором свободно бы продавались и покупались долговые обязательства корпораций, что также указывает на отсутствие взаимосвязи между бондовыми и фондовыми рынками в момент смены бизнес циклов.

На пути более эффективного развития рынка долговых обязательств, выпущенных центральным правительством в национальной валюте 10 стран стоит также отсутствие развитого вторичного рынка. Основные игроки, участвующие в покупке внутренних правительственных бондов на первичном рынке, не выпускают их на свободную продажу, что не дает возможности развиваться вторичному рынку казначейских долговых обязательств.

Все это говорит о необходимости принятия мер в трансформации общественных финансов!

По мнению специолистов должны быть проведены ключевые реформы и изменения в экономике и финансовой системе:

А) Общие макроэкономические тенденции [27]

1. Либерализация

2. Глобализация

3. Снижение посреднической роли банков

4. Новые финансовые инструменты

5. Новые электронные технологии

В) Новая общественная политика

1. Независимость монетарной политики

2. Прочное фискальное управление

3. Децентрализация

4. Приватизация

5. Реформы Социального обеспечения

Из всего этого следует насущная необходимость нового финансирования и новых финансовых инструментов для общественного и частного секторов.

Необходима трансформация общественных финансов [27] 3, т.е. увеличение роли рынка капитала в развитии экономики.
На следующем рисунке (1.3. рис.) схематично проиллюстрирована старая модель общественных финансов.
Старая модель. 1.3. рис.

Правительственные общественные финансы

Банк

Акции и Корпоративный бондовый рынок

И вот что происходит или уже произошло сегодня в развитых экономически странах - реструкторизация всей финансовой системы.

Новая модель. 1.4. рис.

Правительство (общественные финансы)

Банк

Акции и Корпоративный бондовый рынок


Общественные финансы и кредиты все более и более уступают место рынку капитала.

1.5. рис.

Правительство (Общественные финансы)

Банк

Жилье

Корпоративные инвестиции

Инфраструктуры и

коммунальное обслуживание

Акции и корпоративные рынки облигаций все более и более должны финансировать:

-инфраструктуры и предприятия коммунального обслуживания,

-жилье,

-корпоративные инвестиции, и т.д.

«Правительство увеличивает свое финансирование все более и более на рынках капитала»

Выгоды от корпоративного рынка облигаций

- Равномерное распределение напряжения на банковский сектор, разносторонне развивая кредитный риск во всей экономике.

- Внесение вклада в здание инфраструктуры и в проекты социальных секторов.

- Обеспечение долгосрочных инвестиционных продуктов для долгосрочных сбережений, и финансирование долгосрочных проектов.

- Обеспечение гипкости финансовых инструментов, которые бы удовлетворяли определенные потребности инвесторов и заемщиков.

- Более эффективное перераспределение капитала.

Вложение в развитие корпоративного рынка облигаций
Чтобы развивать частные рынки облигаций, необходимо приложить усилия к:
- тому чтобы корпорации имели хорошее финансовое положение, хорошее управление и желание давать о себе информацию;
- построить устойчивию и эксплуатационную инфраструктуру, включая эффективную систему урегулирования;
- развитию высококвалифицированного и опытного сообщество дилеров и широкую инвестиционную базу;
- облегчению ценового открытия (эталонные индексы)
- установлению и усилению сбалансированной регулирующей системы правил, которая способствуют новым эмиссиям и гарантирует раскрытие уместной информации.
-Установлению ясных и предписанных законов банкротства.
На следующей схеме показаны основные участники и связи Корпоративного Рынка облигаций (1.6. рис.).
Ключевые институционные связи с Корпоративными Рынками облигаций. 1.6. рис.

Роль правительства

От правительства зависит в большей мере развитие бондового рынка и рынка капитала в каждой стране! В ее роль входит:

- Способствование рыночному развитию

- Установление ясных правил и регулирования

- Увеличения прозрачности рынков

- Облегчение выпуска (эмиссий) финансовых инструментов

- Облегчение оценки инструментов (кривая доходности) и страхование {хеджирование} рисков

- Способствование развитию институционных инвесторов (спрос)

Выводы

- Учитывая экономические и финансовые глобальные тенденции, частные (корпоративные) рынки облигаций - есть фундаментальный компонент для жизнеспособного роста и менее уязвимой финансовой системы в рассматриваемых странах.

- Правительства могут играть ключевую роль в создании необходимой среды для процветания бондовых рынков.

Однако все эти усилия могут быть уменьшены, если будет иметь место непонимание правительством своей роли и недостатка разделения своих обязательств и выгод от развития правительственного бондового рынка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. В. Давыдов. Финансовые рынки. Рига 2003 г.

2. European Central Bank. Bond markets and long-term interest rates in EU accession countries , Junt 2002

3. European Central Bank. Bond markets and long-term interest rates in EU accession countries , October 2003

4. European Central Bank. Bond markets and long-term interest rates in EU accession countries , October 2004.

5. European Central Bank. Bond markets and long-term interest rates in non-euro area EU Member States and in accession countries, Novembr 2004

6. Central Bank of Malta http://www.centralbankmalta.com

7. Central Bank of the Czech Republic http://www.cnb.cz

8. Central Bank of Hungary http://english.mnb.hu

9. Central Bank of Cyprus http://www.centralbank.gov.cy

10. Central Bank of Slovenia http://www.bsi.si

11. Central Bank of Slovenia http://www.bsi.si

12. Central Bank of Poland http://www.nbp.pl

13. Central Bank of Slovakia http://www.nbs.sk

14. Central Bank of Lithuania http://www.lb.lt

15. Central Bank of Latvia http://www.bank.lv

16. Central Bank of Estonia http://www.eestipank.info

17. European Central Bank http://www.ecb.int

18. Н.И. Берзон, А.Ю. Аршавский, Е.А. Буянова. Фондовый рынок. Москва 2002 г

19. В. Давыдов. Доклад: «Кривая доходности государственных долговых обязательств стран Балтии как макроэкономическая концепция»

20. «The Baltic fixed income markets», APRIL 2004

21. European Central Bank. Bond markets and long-term interest rates in EU accession countries , October 2002.

22. European Central Bank. Monthly Bulletin, Septembr 2004.

23. International Monetary Fund. Republic of Latvia: Statistical Appendix, April 2003

24. Suomen Pankki * Bank Of Finland - Financial Markets Department, 16 Jun 2004

25. В. Давыдов. Фондовые рынки. Рига 2004 г.

26. ECB. The euro bond market study, December 2004

27. Government and private bond markets: “the virtuous circle” Washington, DC. March 7, 2002

28. Eurostat yearbook 2004

29. Malta Stock Exchange Quarter 3 July 2004 - September 2004

30. ECB Working Paper Series No. 432 January 2005

31. An outline of the capital market in the Czech Republic In Prague, August 12, 2004

32. Adopting the euro in the new Member States Published: Thursday 21 October 2004

33. ECB Convergence Report, 2004 4

34. Quartely report on inflation, Novembr 2004

35. Government debt management, Septembr 2004

36. New Member and Accession States Debt Management Handbook - 2004

37. Economic and Financial Data for Latvia, 23 February 2005

38. ECB Euro Bond Market July 2001

39. Financial Markets Department, 16 Jun 2004

40. Financing and financial investment in the euro area in the second quarter of 2004

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Реферат Live