Рефераты

Анализ состояния фондового рынка Украины и тенденции его развития.

При этом на фондовом рынке Украины с нерезидентами было заключено 25% сделок, что говорит об увеличении активности отечественных инвесторов.

Деятельность по организации торговли на фондовом рынке осуществляют фондовые биржи и торгово-информационные системы. В Украине существует восемь бирж и две торгово-информационные системы:

- Донецкая Фондовая Биржа (DSE );

- Киевская Международная Фондовая Биржа (KISE|);

- Крымская Фондовая Биржа (CSE );

- Приднепровская Фондовая Биржа | (PSE);

- Украинский Межбанковская Валютная Биржа (UICE|);

- Украинская Международная Фондовая Биржа (UISE|);

- Украинская Фондовая Биржа (USE );

- Луганская Фондовая Биржа (LSE|);

Кроме того, две торгово-информационные системы: - “Первая Фондовая Торговая Система” , “PFTS|”;

- Дочернее предприятие Ассоциации “Южно-Украинская Коммерческая и Информационная Система” - “Юг-сервер”.

На организаторах торговли ценными бумагами в 2005 г. было заключено сделок по купле-продаже ценных бумаг на сумму 16,4 миллиардов гривен. Это - самый большой объём сделок, заключённых на торговых организаторах в течение предыдущих лет.

При этом объём сделок, заключённых на ПФТС в 2005 г. составляет 88,22% от всего объёма заключённых сделок на фондовом рынке. Для сравнения, в 2004 г. этот показатель равнялся 74,66 %. Именно поэтому для технического анализа фондового рынка Украины нами будет использоваться индекс ПФТС.

Среди существующих в Украине бирж наибольшее количество сделок было заключено в 2005 г. на Украинской Фондовой Бирже (40,73%).

Следует учитывать, что подавляющее большинство сделок с ценными бумагами на первичном рынке заключается на УФБ, а на вторичном рынке - на ПФТС.

Таким образом, анализ состояния экономики Украины говорит о стабильном и значительном росте всех показателей. Украина развивается достаточно быстрыми темпами. И хотя существует значительное количество неблагоприятных факторов (таких как показатели инфляции и политическая нестабильность), это не останавливает, в свою очередь, рост фондового рынка Украины, о чём говорят показатели объёма выпуска и оборота ценных бумаг. Эксперты, как отечественные, так и зарубежные, оценивают фондовый рынок Украины как перспективный и привлекательный, хотя он находится на одной из начальных стадий развития и оценивается как недостаточно активный.

2.3 Технический анализ фондового рынка

С развитием отечественного рынка ценных бумаг в Украине появилось большое количество разнообразных фондовых индексов, главная цель которых состоит в адекватном отображении состояния фондового рынка и уровня цен на корпоративные ценные бумаги.

Индекс ПФТС (первая фондовая торговая система), который рассчитывается на базе простых акций предприятий, которые прошли листинг в ПФТС. В перечень включены такие акции, по которым было зарегистрировано наибольшее количество двусторонних соглашений, причём цена двустороннего соглашения должна быть не меньше лучшей цены покупки и не больше лучшей цены продажи на момент введения отчёта в систему.

Объективность и правильность расчёта индекса ПФТС обеспечивается чёткой методикой и тем, что первичная информация для расчёта индекса является открытой и равнодоступной для всех заинтересованных лиц.

Индекс ПФТС определяет средний уровень наиболее ликвидных украинских акций, которые имеют наибольшую рыночную капитализацию. Часть акций компаний, которые включаются в индекс и оборачивается на рынке, должна превышать 10 % их общего числа. Индекс ПФТС признан международной финансовой корпорацией (МФК) как единственный индекс используемый этой организацией при мониторинге внутреннего состояния украинского фондового рынка. В мае 1998 г. Украина, как рынок, который развивается, была включена в систему индексов МФК, кроме индекса IFC Fronter [26, стр. 4].

Мы при проведении анализа фондового рынка Украины будем использовать за основу именно этот индекс, как наиболее распространённый и всеми признаваемый.

Рис. 2.3.1 Индекс ПФТС и показатель объёма торгов за 180 дней

На рисунке 2.3.1 показана динамика индекса ПФТС за последние полгода. Как мы видим на данном графике, занчение индекса в долгосрочной перспективе возростает, так как каждый последующий минимум больше предыдущего, а каждый значительный максимум выше предшествующего ему максимума значения индекса.

Объёмы торгов кажутся стабильными, но если взять динамику объёмов торгов на ПФТС за более длительный период (см. рис. 2.3.2), то мы увидим незначительное снижение объёмов заключённых на ПФТС сделок, хотя само значение индекса, а значит и котировки ценных бумаг, за это время выросли довольно значительно.

Рис. 2.3.2 Динамика индекса ПФТС за 380 дней

Рис. 2.3.3 Индекс ПФТС и скользящая средняя за 180 дней.

Специалистами технического анализа был разработан метод средних скользящих, который позволяет разделить случайные и существенные колебания цен, подтверждает полученные другими способами прогнозы изменения тенденцій рынка.

Метод средних основыввается на вычислении среднего курса показателя за определённое число сессий, прежшествующих расчётному дню, и построению графика результатов вичислений на одном графике с текучи значеним показателя [18, стр. 312].

Количество периодов, принимаемое при рас четах (иногда эту величину называют окном усреднения), бывает разнообразным в зависимости от целей расчёта и тактики аналітика: 6, 10, 15, 45 и даже 100 периодов. Три первые указанные периода определяются как краткосрочные, периоды 30-45 используются для построения долгосрочных прогнозов.

Исследования показали, что лучшие сигналы для технических аналитиков вырабатывают средние скользящие за 15 биржевых торгов (для краткосрочных прогнозов) и за 45 торгов (для пронозов на более длительные сроки).

На рисунке 2.3.3 представлены средние скользящие индекса ПФТС за 15 и 45 периодов. Превышение значения индекса как показателей средней, рассчитанной за 15 периодов, так и средней, рассчитанной за 45 периодов, говорит о тенденции рынка расти дальше как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Причём значительное расстояние между показателем индекса и средней с шагом в 45 периодов выглядит особенно обнадёживающе. Обратим внимание на то, что в декабре 2006 года средняя скользящая с меньшим шагом пересекла снизу вверх среднюю с большим шагом, что является сигналом к росту рынка. И действительно, как мы видим на графике, начался длительный рост индекса, который привёл его к показателю в 800.

Как было сказано ранее, линии поддержки и сопротивления представляют собой горизонтальные уровни, при достижении которых рынок перестаёт соответственно падать или расти. На любом рынке цена - это то справедливое значение стоимости, на которое согласны как продавцы, так и покупатели. Если покупатели думают, что цена низка, они попытаются купить. Это, в свою очередь, увеличит спрос, и цена вырастет. По мере роста цены покупатели становятся менее агрессивными в своём поведении, а продавцы - как раз наоборот. В некоторой точке агрессивное поведение покупателей и продавцов уравновесится и этот уровень цены станет линией сопротивления. Для линии поддержки верно обратное. [15, стр. 44] На рисунке 2.2.4 представлены линии поддержки и сопротивления индекса ПФТС.

Линии тренда - это линии поддержки или сопротивления, имеющие наклон в сторону тренда [15, стр. 59]. На рисунке 2.3.5 построены линейная и логарифмическая линии тренда. Обе показывают восходящее движение рынка, но логарифмическая линия тренда имеет при этом более сглаженные очертания.

Рис. 2.2.4 Линии поддержки и сопротивления индекса ПФТС

Рис. 2.3.5 Индекс ПФТС и линии тренда

В Украине кроме индекса ПФТС существует ещё ряд индексов. Рассмотрим некоторые из них.

Индекс SB 50 UKRAINE создан компанией Sigma Bleyzer с целью повышения прозрачности инструмента анализа украинского фондового рынка. В основу его расчёта заложены принципиальные решения, которые используются ведущими мировыми индексами; так отдельно для расчёта капитализации используются цены реально заключённых сделок. Кроме того, не принимаются во внимание акции, которые находятся в государственной или коллективной собственности, а также в собственности стратегических инвесторов, то есть на индекс не влияют большие пакеты акций, которых нет в свободном обороте. Хотя SB 50 рассчитывается по строгим правилам и болем точно отображает ситуацію на рынке, он имеет и некоторые недостатки: учитывает только соглашения ПФТС, а вне ПФТС существует около 75 % вторичного рынка. Кроме того, цена акций определяется как средняя цена сделок, заключённых на протяжении рабочего дня, что обуславливается технологией и формой предоставления информации на ПФТС.

На рисунке 2.3.6 представлена динамика индекса за 360 дней. Очевидно, что его график очень похож на график индекса ПФТС и показывает аналогичную тенденцию к возрастанию.

Рис. 2.3.6 Индекс SB 50 UKRAINE за 360 дней

Начиная с 1997 года на фондовом рынке рассчитывается индекс КАС-20. Этот индекс рассчитывает компания «Альфа-капитал» по методике среднего взвешенного арифметического. Целью создания индекса является объективное отображение состояния фондового рынка на базе котировок акций 20 ликвидных предприятий. Преимуществом взвешенного индекса является предоставление большего удельного веса большим компаниям, которые являются «голубыми фишками» фондового рынка Украины [26, стр. 7].

На рисунке 2.3.7 представлена динамика данного индекса, которая также отражает долгосрочный рост украинского фондового рынка непосредственно с момента создания индекса. Тем не менее на данном графике максимумы выпажены не так резко, как на графике индекса ПФТС.

Рис. 2.3.7 Динамика изменения индекса КАС-20 за 306 дней

Таким образом, анализ динамики значений индексов ПФТС, КАС-20 и SB50 говорит о долгосрочной перспективе роста фондового рынка Украины. Безусловно, на рынке существует ряд проблем, таких как нестабильность, непрозрачность, недостаточная активность и прочие, но технический анализ говорит нам о перспективности украинского фондового рынка в долгосрочной перспективе. Такой вывод технического анализа совпадает с результатом фундаментального анализа.

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ

Украинский фондовый рынок сейчас находится на стадии формирования и становления. Несмотря на объективные трудности, которые возникают при этом, сделанные шаги дают надежду на то, что Украина постепенно приближается к цели -- создания эффективного и справедливого рынка ценных бумаг, регулированного государством и интегрированного в мировые фондовые рынки.

Вместе с тем уже есть первые, иногда отрицательные, уроки. В частности, такие досадные разочарования, как противоправная деятельность некоторых доверительных обществ и финансовых посредников на рынке ценных бумаг. Причина этого -- несовершенство законодательной базы и отсутствие эффективного контроля со стороны государства за процессами, которые происходят на фондовом рынке.

Следует отметить, что становление украинского фондового рынка идет путем, который уже прошел русский фондовый рынок. Отечественному фондовому рынку сегодня присущи черты, которыми Я.М. Миркин в свое время охарактеризовал русский рынок, а именно:

· небольшие объемы и неликвидность;

· политическая нестабильность, усиливающая недоверие инвесторов;

· неоформленность в макроэкономическом понимании;

· неразвитость материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры, регистрационной, депозитарной и клиринговой сети;

· ослабленная роль государственного регулирования, которое поясняется его раздробленной системой (несколько государственных органов прямо влияют на рынок и регулируют его);

· высокая степень всех рисков, связанных с ценными бумагами (доходного риска, риска ликвидности, политического, законодательного и других рисков);

· очень высокие технические риски (риск неурегулированности расчетов по ценным бумагам, риск передачи средств и т.п.);

· значительные масштабы грюндерства, агрессивная политика учреждения нежизнеспособных компаний;

· отсутствие крупных, с продолжительным опытом работы, инвестиционных институтов, которые заслуживают общественного доверия;

· отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов;

· агрессивность, острая конкуренция из-за отсутствия традиций деловой рыночной этики.

Стихийно в Украине избрана смешанная, промежуточная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, которые имеют все права на операции с ценными бумагами, и небанковские институты. В украинской практике, в сущности, сложилась европейская модель универсального коммерческого банка, в отличие от "американской" модели, где банк имеет значительные ограничения на операции с ценными бумагами.

Модели фондовых рынков других стран представляют собой в значительной мере результат эволюции указанных рынков, характер которой определяется многими факторами. С одной стороны, это конкретные историко-национальные особенности определенной страны, а также особенности ментальности её населения. С другой, фондовый рынок представляет собой сложную совокупность правоотношений по поводу ценных бумаг, которая от этих особенностей не зависит. [15, стр. 11]

Эффективное функционирование фондового рынка и снижение себестоимости операций, которые осуществляются на нем, зависит от достижения выработанных мировым опытом ориентиров в стандартах относительно клиринга и расчетов по ценным бумагам, их регистрации и перерегистрации.

Развитие системы клиринга и расчетов по ценным бумагам должно быть направлено на снижение присущего этим системам риска путем сокращения срока между заключением и реализацией соглашений по ценным бумагам, обеспечением гарантий и их выполнением и установлением принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги. Эффективность может повышаться путем отказа от физического перемещения ценных бумаг, стимулирования их использования, а также стандартизированных методов связи и строгих временных рамок выполнения операций [22, стр. 15].

Конкретными ориентирами в достижении мировых стандартов на уровне ценных бумаг являются такие конечные цели:

государство должно иметь развитую и эффективно действующую систему Национального депозитария ценных бумаг. Кроме сохранения ценных бумаг, система Национального депозитария может осуществлять идальнейшее обслуживание соглашений по ценным бумагам и обработке информации по ним. Депозитарий может как включать систему платежей в свою структуру, так
и быть связанным с отдельной системой платежей;

создание системы зачета требований при наличии достаточного объема фондового рынка;

все соглашения по ценным бумагам должны выполняться соответственно принципу «поставка против плате-жа»;

должны быть приняты стандарты Международной организации по стандартизации (ISO) для обращения документов по операциям с ценными бумагами и их нуме-- рации.

Обращение ценных бумаг может обеспечиваться системами:

биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами;

Национального депозитария ценных бумаг;

зачета требований (клиринга), которые будут развиваться, исходя из потребностей фондового рынка с целью обеспечения своевременной поставки ценных бумаг против платежа. Для предоставления процесса денежного клиринга и выполнения соглашений относительно ценных бумаг, государственного контроля и безопасности, клиринговым банком в системе Национального депозитария должны выступать НБУ и уполномоченные им коммерческие банки;

быстро и эффективно организованной сверки условий соглашений относительно ценных бумаг;

надежного и беспрепятственного засвидетельствования перехода прав собственности в ценные бумаги. Для этого функция регистрации права собственности на ценные бумаги и их перехода должна быть отделена от эмитентов и осуществляться уполномоченными учреждениями, независимыми от эмитентов. Эти же учреждения будут предоставлять эмитентам и акционерам сведения о реестре собственников соответствующих ценных бумаг [7, стр125].

Для обеспечения достаточной прозрачности фондового рынка может проводиться широкое информирование о доходности операций с ценными бумагами и рисках, связанных как с эмитентами, так и с деятельностью посредников на фондовом рынке. Эта информация будет обеспечиваться путем установления процедур и стандартов раскрытия информации об эмиссиях ценных бумаг, эмитентах, ценах и объемах торговли ценными бумагами. Давать такую информацию должны эмитенты, посредники системы биржевой и внебиржевой торговли, Комиссия по ценным бумагам через официальные и специальные издания.

Государство может оказывать содействие внедрению передовых технологий, необходимых для поддержки фондового рынка. Для кадрового обеспечения функционирования фондового рынка в Украине создается система подготовки отечественных специалистов. Фондовый рынок Украины становится составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм для осуществления инвестиций в экономику Украины.

Предпосылкой для этого может стать создание сети организаций, которые будут специализироваться на работе с ценными бумагами, фондовых бирж и систем Национального депозитария, связанных с эффективной системой платежей. Национальный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений, торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Украины на мировом рынке.

Для обеспечения защиты внутреннего инвестора следует установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок. А для защиты отечественных инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.

Итак, соблюдение всех указанных принципов и стандартов функционирования фондового рынка разрешит создать деловой и прозрачный рынок, на котором будут не только функционировать разные виды ценных бумаг, но и будут происходить процессы, оказывающие положительное влияние не только на финансовый рынок, а и на развитие экономики всей страны. [20, стр. 17]

Формирования цивилизованного фондового рынка в Украине является центральным звеном рыночных преобразований и будет оказывать содействие оздоровлению экономики Украины, инвестированию ее стержневых областей и объектов, ускорению процесса приватизации государственного имущества. [13, стр. 10]

Таким образом, за последние годы в Украине осуществлены значительные шаги в

направлении создания необходимой правовой базы фондового рынка. Речь идет фактически

о создании второго поколения отечественного законодательства о ценных бумагах. При этом

дальнейшая законодательная работа в первую очередь должна быть направлена на решение

целого круга проблем, которые сегодня существуют в сфере правового обеспечения функцио-

нирования украинского фондового рынка и которые можно очертить таким образом:

· законодательные акты в целом не имеют необходимой степени детальности, они противо-

речивые, на их содержании сказалась борьба между собой разных государственных органов и

концепций развития рынка ценных бумаг;

· нормативная база, которая направленная на регулирование общего обращения ценных бумаг,

имеет большие пробелы, не охватывает важнейшие и наиболее деликатные области фондового

рынка (приблизительно 50 процентов нормативных актов связаны с государственными ценными

бумагами и приватизацией);

· нормативная база в сфере фондового рынка не систематизированная, не ведется ее учет,

нет официальных изданий по ценным бумагам;

· украинское законодательство имеет уклон в направления регулирования формальной

(регистрация, лицензирования, аттестация и т. д.), а не содержательной (достаточность капиталов,

предупреждения банкротств) стороны деятельности субъектов фондового рынка;

· нет полноценного правового обеспечения контроля государственных органов за приме-

нением действующего законодательства в сфере фондового рынка, не наращиваются ресурсы

такого контроля;

· бессистемное использование при разработке законодательных актов разных иностранных

и международных правовых стандартов и моделей, связанных с фондовым рынком, угрожает в

дальнейшем привести к созданию противоречивой и несовершенной системы правового ре-

гулирования фондового рынка;

· украинская юридическая терминология в сфере ценных бумаг (уже принятая или та, что

разрабатывается в проектах новых нормативных актов) часто не совпадает с международной, что

может привести к несогласованности между отечественным и иностранным законодательством.

Новое законодательство должно быть логическим продолжением и развитием правовых

основ функционирования фондового рынка Украины, которые были начаты Законами Украины

"О ценных бумагах и фондовой бирже", "О хозяйственных обществах", "О приватизационных

бумагах". Вместе с тем оно должно базироваться на Концепции функционирования и развития

фондового рынка Украины, одобренной Верховной Радой Украины 22 сентября 1995 г., уточнять

и дополнять ее основные положения, которыми определяются перспективы формирования

отечественного фондового рынка. Закономерно также рассматривать одной из основных задач

нового законодательства устранение пробелов, то есть урегулирование тех важных вопросов,

актуальность которых определенна практикой последних лет становления фондового рынка

Украины.

Важным условием создания качественной нормативно-правовой базы функционирования

фондового рынка в Украине является усовершенствования системы государственного управления

и контроля за процессами, которые происходят на этом рынке[13, стр. 145].

Упорядочивания требует биржевая торговля производными ценными бумагами - опционами, фьючерсными договорами, варрантами и др. Стандарты организованного рынка производных ценных бумаг полностью обошли действующее законодательство ( в частности, обязательность регистрации производной ценной бумаги в государственном регистрационном органе), который дает возможность биржам осуществлять торги по собственному усмотрению и по правилам, не соответствующим мировым нормам и стандартам.

Специалисты считают, что Украине нужен ликвидный, надежный, прозрачный и эффективно работающий фондовый рынок, который может обеспечить реализацию национальных интересов Украины и будет способствовать укреплению ее экономического суверенитета. С этой целью необходимо:

· содействовать поступлению инвестиций в реальный сектор экономики; сформировать эффективную систему защиты прав и законных интересов инве-сторов;

· создать систему финансовых институтов и финансовых инструментов для привлечения отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов;

· построить надежную и современную систему выполнения соглашений с цен-ными бумагами и учета прав собственности на ценные бумаги;

· содействовать концентрации и централизации торговли корпоративными цен-ными бумагами украинских эмитентов на организованном рынке на условиях конку-ренции и инноваций;

· внедрять эффективную систему организованной торговли, которая должна оп-ределять рыночную стоимость ценных бумаг украинских эмитентов;

· обеспечить условия для повышения конкурентоспособности фондового рынка Украины с дальнейшей цивилизованной его интеграцией в международные рынки капитала;

· препятствовать перемещению торговли и учету прав собственности на ценные
бумаги украинских эмитентов на фондовые рынки других государств;

· согласовывать политику государства на фондовом рынке с денежно-кредитной, ва-лютной и бюджетно-налоговой политикой с целью развития фондового рынка Украины.

ГКЦБФР в течение всех лет своей деятельности постоянно утверждала, что для содействия ускоренному развитию организованного фондового рынка надо на законодательном уровне обеспечить льготное налогообложение деятельности его профессиональных участников. Но несмотря на то, что Верховная Рада Украины пошла на такие шаги и внесла в действующее законодательство соответствующие изменения, а Кабинет Министров Украины также утвердил определенное решение -- это не оказывало содействие возрастанию объемов торгов на организованном рынке за счет уменьшения соответствующих объемов на неорганизованном рынке.

По словам руководителя аппарата ГКЦБФР, почти из восьми сотен торговцев ценными бумагами на организованном фондовом рынке страны работают лишь 5-10%, то есть 40-80.

Известно, что значительное преимущество неорганизованного фондового рынка над организованным порождает такие отрицательные явления, как непрозрачность и недостаточная информационная открытость отечественного фондового рынка, который препятствует поступлению инвестиций в Украину. [19, стр. 121]

Фондовый рынок Украины становится составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм для осуществления инвестиций в экономику Украины. [16, стр. 112]

Аналитики АКБ "Укрсоцбанк" (Киев) прогнозируют, что 2007 год будет позитивным для украинского рынка акций. "Мы видим нарастающий поток прямых иностранных инвестиций в Украину, активное изменение структуры экономики и отсутствие выборных рисков. Это наверняка будет способствовать не только продолжению роста ВВП Украины, но и росту корпоративных прибылей", - считают эксперты банка, мнение которых приведено в распространенном в среду аналитическом обзоре банка.

Аналитики считают, что ожидаемое смягчение денежной политики в США на фоне незначительного замедления темпов роста американской экономики может способствовать притоку капитала на развивающие рынки, в том числе и в Украину.

"Это повысит ликвидность во всех эшелонах отечественного фондового рынка", - считают специалисты банка.

Кроме того, аналитики отметили серьезное влияние мировых тенденций в 2006 году на украинский фондовый рынок.

"Проведя анализ зависимости динамики украинского рынка акций от мировых тенденций в 2006 году, мы можем отметить, что корреляция изменений ПФТС-индекса к среднему индексу из выбранных нами составила 77%, что указывает на весомое влияние мировых тенденций на украинский рынок", - говорится в аналитическом обзоре Укрсоцбанка.

По мнению экспертов, основные объемы инвестиций в украинские акции по-прежнему приходятся на иностранных инвесторов, чувствительных к динамике мировых фондовых рынков.

Украинский ПФТС-индекс, по сравнению с фондовыми индексами других стран, находится среди лидеров - он намного обошел фондовые индексы развитых стран, в частности, США и Великобритании, и оказался впереди большинства фондовых индексов развивающихся рынков.

Формально дешевым украинский рынок назвать нельзя, считает глава аналитического департамента “Тройка диалог Украина” Андрей Богданов. С другой стороны, реальные финансовые показатели компании чаще всего бывают лучше, чем объявляется в отчетности. Яркий пример - приобретение “Криворожстали” Миталл Стиллом, в результате чего лишь за год чистая прибыль выросла почти на 70 %. Это объясняется не только положительным влиянием нового инвестора, а и тем, что он смог разблокировать финансовые потоки, которые были скрыты раньше.

Аналитик считает также, что сейчас в Украине идет первая волна понимания преимуществ и выгод фондового рынка. “Если раньше традиционным путем для украинских компании был долговой (получения кредитов, и т.п.), то сейчас ставка будет делаться на капитализацию. По моему мнению, через 2-3 года фондовый рынок Украины кардинально изменится в сторону его возрастания”.

Наиболее перспективными, по мнению председателя “Ренессанс капитал Украина” Григория Гуртового, являются все сферы, связанные с потреблением - в первую очередь сельскохозяйственный сектор. Глава аналитического департамента “Тройка диалог Украина” Андрей Богданов называет также розницу, телекоммуникации, банковскую сферу. Он считает, что далеко не все компании этих секторов присутствуют на фондовом рынке. “В дальнейшем мы ожидаем ІРО новых компаний на сумму 2-3 миллиарда долларов. Это диверсифицирует фондовый рынок и даст иностранным инвесторам возможность войти в те секторы, которые более всего растут в Украине”.

Привлекательность вложения средств в банковскую сферу Украины старший аналитик по банкам Центральной и Восточной Европы Ярослав Совгира связывает с недостаточной насыщенностью банковских услуг. “Если сравнивать объемы кредитования, которые были несколько лет назад, и сравнить их с ВВП, то уровень проникновения банковских кредитов в экономику Украины был низким. Сейчас же он безусловно повышается, но потенциал еще есть. С другой стороны, и качество предоставления банковских услуг несколько лет была очень низким, хотя сейчас конечно значительно улучшается”.

Проблема украинского рынка в том, что доля иностранных инвесторов составляет около 70%, отсюда соответственно и существенная реакция на внешние факторы. К тому же иностранные инвесторы будут, скорее всего, пересматривать риски на развивающихся рынках в сторону их увеличения, но пока Украина остается привлекательной, на это влияют такие факторы как вступление в ВТО, грядущие выборы в России, волатильность на рынке нефти. При этом, как утверждают аналитики много украинских акций недооценены, что создает неплохую почву для роста цен на них. Однако основной проблемой остается то, что бумаг ценных бумаг мало, и крупные суммы инвестирования приходится диверсифицировать.

В марте 2007 года вступили в силу положение ГКЦБФР о раскрытии информации эмитентов ценных бумаг, которые, в частности, ужесточают требования к порядку раскрытия квартальной информации предприятий.

По мнению экспертов, нововведение улучшит определение игроками справедливой стоимости акций украинских компаний и увеличит ликвидность рынка, который станет более прозрачным.

В отчетности предприятие обязано будет указывать информацию о его участии в создании юридических лиц, основные ведомости об эмиссии акций эмитента, о его облигациях при закрытом размещении, о лицах, ведущих учет прав собственности на акции в депозитарной системе, услугами которого пользуется компания, о корпоративном секретаре, о хозяйственной и финансовой деятельности, и ее итогах.

Эксперты уверены, что введение обязательной ежеквартальной отчетности сделает украинский рынок более привлекательным для инвесторов. Как рассказал аналитик ИК “Ренессанс Капитал Украина” Фаиг Байрамов, сейчас все аналитические прогнозы в основном делаются на год, так как официальную ежеквартальную информацию трудно достать. “Все внимание направлено на финансовую отчетность компании, к примеру ее чистый доход, также очень важно знать ее кредитные задолженности”,-- сказал аналитик. Теперь анализировать показатели компании будет проще, заключает господин Байрамов. Аналитик ИК “Тройка Диалог Украина” Максим Бугрий добавляет, что годовая отчетность традиционно подается компаниями с опозданием. Замгендиректора КУА “Фоил Эссет Менеджмент Украина” Дмитрий Мошкало добавляет, что обязательная публикация ежеквартальной отчетности поможет уравнять в правах участников рынка. “При желании раньше тоже можно было получить отчетность по трем месяцам работы, но вопрос о ее предоставлении решал финансовый директор компании, который мог отказать в запросе по личным мотивам”, -- поясняет господин Мошкало.

Согласно основным направлениям развития фондового рынка Украины на 2005 - 2010 годы, государственная политика в сфере функционирования фондового рынка должна быть направлена на создание условий для постоянного повышения капитализации экономики, внедрения эффективной системы защиты прав инвесторов, обеспечения прозрачных правил и процедуры деятельности участников фондового рынка, использования надежных и ликвидных инструментов рынка ценных бумаг.

Развитие фондового рынка Украины должно происходить через:

I. Усовершенствование механизмов защиты прав инвесторов:

- внедрение общепринятых международных принципов корпоративного управления и деятельности акционерных обществ;

- введение в акционерных обществах должности корпоративного секретаря с возложением на него функций относительно организации мероприятий по корпоративному управлению в этих обществах;

- разработку и реализацию стратегии эффективной дивидендной политики в акционерных обществах;

- внедрение механизма оценки эффективности управления акционерными обществами через показатель их капитализации на фондовых биржах, усовершенствование системы вознаграждения членов правления таких обществ с учетом этого показателя;

- образование системы специализированных судов для рассмотрения корпоративных споров в акционерных обществах;

- внедрения для миноритарных акционеров в средствах массовой информации образовательных и учебных программ по вопросам законодательной регуляции корпоративного управления, прав и обязанностей акционеров;

- систематическое обобщение Верховным Судом Украины практики рассмотрения судами дел о защите прав и законных интересов акционеров;

- обеспечение поддержки образования и деятельности общественных организаций гражданами, которые являются миноритарными акционерами, с целью защиты их прав, предоставления необходимой научной ко помощи;

II. Развитие инструментов рынка ценных бумаг:

- внедрение новых видов ипотечных ценных бумаг, а также производных (деривативов);

- создание условий для широкого использования органами местного самоуправления облигаций местных ссуд с целью привлечения инвестиций для реализации региональных социально-экономических программ;

-внедрение системы рейтингов субъектов ведения хозяйства и инструментов фондового рынка независимыми рейтинговыми агентствами, в частности ведущими международными рейтинговыми агентствами;

III. Сосредоточение заключения договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовых биржах и других организаторах торговли ценными бумагами:

- усовершенствование механизмов открытого размещения ценных бумаг акционерных обществ на фондовых биржах;

- установка требований к организаторам торговли ценными бумагами относительно минимального объема торгов ценными бумагами на них;

- приведения законодательства в части создания и функционирования организаторов торговли ценными бумагами в соответствие с директивами ЕС;

- завершение внедрения единственных стандартов деятельности для организаторов торговли ценными бумагами;

IV. Усовершенствование Национальной депозитарной системы:

- создание на основе Национального депозитария Украины центрального депозитария ценных бумаг, контролируемого государством и независимого от влияния промышленных финансово групп и профессиональных участников фондового рынка;

- внедрение централизованной, прозрачной и надежной системы учета прав собственности на ценные бумаги;

- введение единых правил и технологических процедур учета ценных бумаг;

- унификацию принципов и порядка осуществления деятельности участниками Национальной депозитарной системы и взаимодействия между ними;

- внедрение новых видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

V. Усовершенствование системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг:

- дальнейшее совершенствование системы раскрытия информации на фондовом рынке на основах свободного, оперативного, бесплатного доступа инвесторов к информации об эмитентов ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка, в частности внедрение международных стандартов раскрытия информации;

- внедрение административной и криминальной ответственности за использование инсайдерской информации во время осуществления операций с ценными бумагами и за препятствие в доступе к информации об эмитентов ценных бумаг, профессиональных участников фондового рынка и/или искажения такой информации;

VI. Развитие инвестиционной инфраструктуры:

- расширение перечня финансовых инструментов, в которые могут инвестироваться активы негосударственных пенсионных фондов;

повышение требований к компаниям, которые осуществляют деятельность из управления активами негосударственных пенсионных фондов;

усовершенствование порядка ведения бухгалтерского учета в институтах общего инвестирования [4].

Для реализации этих направлений развития предусмотрены следующие мероприятия:

1. Внесение изменений в уставы акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, относительно внедрения национальных принципов корпоративного управления;

2. Внесение изменений к  образцовому уставу акционерного общества относительно внедрения должности корпоративного секретаря и обеспечения доступа акционеров к информации о деятельности обществ;

3. Проведение конференций, семинаров, заседаний за круглым столом с целью обсуждения принципов корпоративного управления в акционерных обществах и механизма их внедрения;

4. Привлечение финансовых ресурсов и международной технической помощи от стран-доноров и международных финансовых организаций с целью улучшения корпоративного управления в акционерных обществах;

5. Обобщение и распространение позитивной практики внедрения общепринятых международных и национальных принципов корпоративного управления в деятельности акционерных обществ путем проведения специальных конкурсов и освещения этих вопросов в средствах массовой информации;

6. Содействие принятию акционерными обществами, в уставных фондах которых есть государственная частица, и обществами, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, кодексов корпоративного управления;

7.   Проведение анализа хозяйственной финансово деятельности акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, относительно обеспечения прибыльности и реализации дивидендной политики;

8.   Содействие созданию общественных организаций миноритарными акционерами и предоставление им необходимой консультационной помощи с целью защиты прав;

9. Проведение ежегодных конференций по вопросам привлечения инвестиций через инструменты фондового рынка;

10. Содействие созданию консолидированной биржевой системы на рынке ценных бумаг и внедрению единственных стандартов деятельности организаторов торговли ценными бумагами;

11. Разработка и утверждение правовых нормативно актов по вопросам установления электронного документооборота между участниками Национальной депозитарной системы в соответствии с международными стандартами ISO;

12. Подготовка предложений относительно создания фонда гарантирования инвестиций с целью приведения законодательства Украины в этой сфере в соответствие с законодательством ЕС 

13. расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов 

14. Разработка Государственной программы усовершенствования системы раскрытия информации на фондовом рынке на основах свободного, оперативного, бесплатного доступа инвесторов к информации об эмитентов ценных бумаг и профессиональных участников фондового рынка 

15. Приведение в соответствие с директивами ЕС законодательство в части создания и функционирования организаторов торговли ценными бумагами  

16. Подготовка предложений относительно внедрения механизма осуществления вознаграждения членов правлений акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, в зависимости от показателей капитализации обществ на фондовых биржах 

17. Разработка методических рекомендаций относительно внедрения механизма оценки эффективности управления акционерными обществами по показателям их капитализации на фондовых биржах 

18. Установление требований к раскрытию информации акционерными обществами о состоянии дел из корпоративного управления [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под фондовым рынком -- в широком понимании -- понимают такой раздел финансового рынка, на котором за незначительное время создаются необходимые условия и происходят быстрая мобилизация, эффективное перераспределение и рациональное размещение финансовых ресурсов в социально-экономическом пространстве государства с учетом интересов и потребностей общества путем осуществления эмиссий ценных бумаг разными эмитентами. Функции фондового рынка можно разделить на общие, характерные для всех рынков, и специализированные. Сегодня необходимыми составными инфраструктуры фондового рынка являются торговые, регистрационные сети, расчетно-клиринговые и депозитарные системы, а также системы правового и информационного обеспечения рынка.

Существуют различные методы и системы анализа фондового рынка и среди них особое место занимают фундаментальный и технический анализы. Считается, что эти методы наиболее адекватно описывают сложившуюся на рынке ситуацию и позволяют сделать наиболее точный вариант прогноза, хотя при этом много зависит от квалификации аналитика, используемых инструментов. Результаты прогноза, полученного любыми методами, не имеют абсолютного характера, имеют вероятностный характер.

Для успешной работы на финансовых рынках необходимо постоянно выполнять текущий и перспективный анализ ситуации на рынках, необходимо владеть надёжными методами анализа различных инструментов и прогнозирования изменения их цен и доходности.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Украине сегодня может осуществляться как государственными органами, так и саморегулирующими организациями участников фондового рынка. В первом случае речь идет про государственно-правовое, а во втором -- про институциональное регулирование процессов, которые происходят на фондовом рынке.

Основополагающими элементами системы государственно-правового регулирования рынка ценных бумаг является законодательное и подзаконное регулирования отношений, которые возникают по поводу ценных бумаг.

К группе законодательных актов первого поколения, которыми сегодня регулируются отношения на украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины "О собственности", "О ценных бумагах и фондовой бирже", "О хозяйственных обществах", "О залоге", "О приватизационных бумагах", "О банках и банковской деятельности" и др.

Нормативными актами органов государственной исполнительной власти, в частности, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Министерства финансов Украины, Фонда государственного имущества Украины, Антимонопольного комитета Украины, а также Национального банка Украины, в основном реализуются делегированные законодательством полномочия относительно регулирования фондового рынка.

Анализ фондового рынка Украины ставит своей целью исследование текущего состояния фондового рынка Украины и определение направления его развития. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

5. анализ макроэкономических показателей развития экономики Украины в целом;

6. анализ показателей развития фондового рынка Украины;

7. анализ динамики индексов фондового рынка Украины, таких как ПФТС, КАС-20 и SB50 и сравнение их графиков;

8. определение долгосрочной тенденции развития рынка.

Анализ экономического развития Украины проведён с помощью основных показателей социально-экономического развития Украины

Анализ состояния экономики Украины говорит о стабильном и значительном росте всех показателей. Украина развивается достаточно быстрыми темпами. И хотя существует значительное количество неблагоприятных факторов (таких как показатели инфляции и политическая нестабильность), это не останавливает, в свою очередь, рост фондового рынка Украины, о чём говорят показатели объёма выпуска и оборота ценных бумаг. Эксперты, как отечественные, так и зарубежные, оценивают фондовый рынок Украины как перспективный и привлекательный, хотя он находится на одной из начальных стадий развития и оценивается как недостаточно активный.

Анализ динамики значений индексов ПФТС, КАС-20 и SB50 говорит о долгосрочной перспективе роста фондового рынка Украины. Безусловно, на рынке существует ряд проблем, таких как нестабильность, непрозрачность, недостаточная активность и прочие, но технический анализ говорит нам о перспективности украинского фондового рынка в долгосрочной перспективе. Такой вывод технического анализа совпадает с результатом фундаментального анализа.

Формирования цивилизованного фондового рынка в Украине является центральным звеном рыночных преобразований и будет оказывать содействие оздоровлению экономики Украины, инвестированию ее стержневых областей и объектов, ускорению процесса приватизации государственного имущества.

Специалисты считают, что Украине нужен ликвидный, надежный, прозрачный и эффективно работающий фондовый рынок, который может обеспечить реализацию национальных интересов Украины и будет способствовать укреплению ее экономического суверенитета. С этой целью необходимо:

· содействовать поступлению инвестиций в реальный сектор экономики; сформировать эффективную систему защиты прав и законных интересов инве-сторов;

· создать систему финансовых институтов и финансовых инструментов для привлечения отечественных и иностранных инвестиционных ресурсов;

· построить надежную и современную систему выполнения соглашений с цен-ными бумагами и учета прав собственности на ценные бумаги;

· содействовать концентрации и централизации торговли корпоративными цен-ными бумагами украинских эмитентов на организованном рынке на условиях конку-ренции и инноваций;

· внедрять эффективную систему организованной торговли, которая должна оп-ределять рыночную стоимость ценных бумаг украинских эмитентов;

· обеспечить условия для повышения конкурентоспособности фондового рынка Украины с дальнейшей цивилизованной его интеграцией в международные рынки капитала;

· препятствовать перемещению торговли и учету прав собственности на ценные
бумаги украинских эмитентов на фондовые рынки других государств;

· согласовывать политику государства на фондовом рынке с денежно-кредитной, ва-лютной и бюджетно-налоговой политикой с целью развития фондового рынка Украины.

Аналитики АКБ "Укрсоцбанк" (Киев) прогнозируют, что 2007 год будет позитивным для украинского рынка акций. "Мы видим нарастающий поток прямых иностранных инвестиций в Украину, активное изменение структуры экономики и отсутствие выборных рисков. Это наверняка будет способствовать не только продолжению роста ВВП Украины, но и росту корпоративных прибылей", - считают эксперты банка, мнение которых приведено в распространенном в среду аналитическом обзоре банка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон України «О ценных бум агах и фондовом рынке» № 3480-IV от 23.02.2006/ Верховна Рада// Официальный вестник Украины. - 2006. - №13 (12.04.2006). - С. 857

2. Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» № 448/96 от 30.10.1996/Верховна Рада// Голос Украины. - №221(26.11.196)

3. Постановление Кабмина от 29.04.2005 р. № 277 «Основные направления развития фондового рынка Украины в 2006-2010 г.»

4. Положение «Об утверждении Положения о регулировании деятельности фондовых бирж и торгово-информационных систем» №9 от 15.01.1997/ГКЦБФР//Официальный вестник Украины. - № 49(19.01.1997). - С.2580

5. Указ Президента Украины «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях» № 55/94 от 19.02.1994// Правительственный курьер. - 1994. - №31-32(24.02.1994)

6. Указ президента Украины от 24.11.2005 №1648/2005 «Омероприятиях по улучшению инвестиционного климата в Украине»/ Правительственный курьер. - 2005. - 11. - №228 (30.11.2005)

7. Положение «Об утверждении положения о функционировании фондовых бирж» №1542 от 19.12.2006/ ГКЦБФР// Официальный вестник Украины. - 2007. - №5 (02.02.2007). - С. 186

8. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 07.03.2006 № 131 р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основных направлений развития фондового рынка Украины на 2006-2010 г.»

9. Бiлоус О. А. Ринок облiгацiй як сегмент фондового рынку / О. А. Бiлоус // Фiнансовий ринок. - 2005. - №2. - С. 123-127.

10. Блага Н. В. Iнформацiйна прозорiсть фондового ринку Украiны / Н. В. Блага// Фiнансовий ринок. - 2005. - №3. - С. 90-95.

11. Волошина Е. А. Анализ динамики равновесия фондового рынка/ Е. А. Волошина // Актуальные проблемы экономики. - 2006.- №9.

12. Волохова Л. Основные индикаторы фондового рынка и их экономико-статическое моделирование / Л. Волохова, О. Евсеенко // «Ринок цiнних паперiв Украiни». - 2005. - №5-6. - С. 3-8.

13. Гончар М. С. Фондовий ринок i економiчний рiст / М. С. Гончар. - К.: Обереги, 2001 - 826 с.

14. Жуков Е. Ф. Рынок ценных бумаг: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под. ред. Е. Ф. Жукова. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2006. - 463 с.

15. Канн М. Технический анализ / М. Канн. - СПб.: Питер,2004. - 282 с.

16. Колесник В.В. Ринок цінних паперів і принципи правового регулювання / В.В. Колесник.- Киев. - 2000 г. - 189 с.

17. Колевова И. В. Мартемьянов А. И., Нечесин В. Г. Фондовый рынок и депозитарная система Украины: Учеб. Пособие. - Севастополь. Изд-во СевНТУ, 2000. - 100 с.

18. Кравченко Л. С. Фондовый рынок / Л. С. Кравченко. - Киев. - 2001 г. - 356 с.

19. Кравченко Ю. Я. Рынок ценных бумаг: Курс лекций. - К.: ВИРА-Р. - 2002 г. - 368 с.

20. Кузнецова Н. М. Финансовые рынки / Н. М. Кузнецова. - Киев. - 2002 г. - 523 с.

21. Любкiна О. В. Фiнансовi ринки у контекстi глобалiзацii / О. В. Любкiна // Фiнанси Украiни. - 2005. - № 9. - С. 122 - 128.

22. Малашенко Р. А. Внебиржевая торговля ценными бумагами на Украине / Р. А. Малашенко // Юридическая практика. - № 18. - с. 16 - 30.

23. Малюгин В. И. Рынок ценных бумаг: количественные методы анализа: учебное пособие по специальности.

24. Мiньков В. I. Деякi особлтвостi розвитку фондового ринку Украiни // Фiнанси Украiни. - 2005. - № 12. - с. 104 - 115.

25. Мозговой О.Н. Фондовый рынок Украины / О. Н. Мозговой. - Киев, ФЕНИКС. - 2003 г. 256 с.

26. Назарчук М. И. Сравнительный анализ динамики показателей фондового рынка и экономики Украины/ М. И. Назарчук, Г. В. Курбацкий// Фондовый рынок. Еженедельный информационно-аналитический журнал. - 2006. - №34. - с. 8-19: рис., табл.

27. Оскольський В. В. Фондовий ринок України / В.В.Оскольський. - Київ, УФБ - «Скарбниця». - 2002 г. - 235 с.

28. Охрiменко О. А. Ринок державних цiнних паперiв та монетарнi показники фiнансового ринку / О. А. Охрiменко // Фiнансовий ринок. - 2005. - №7. - С. 114 - 121.

29. В. I. Павлов, I. I. Пилипенко, I. В. Кривов'язюк. Цiннi папери в Украiнi: навчальний посiбник. - Видання 2-ге, доповнене. - К.: Кондор, 2004. - 400 с.

30. Шапран В. С. Ринок цiнних паперiв в Украiнi: функцiональнi особливостi розвитку // Фондовий ринок. - 2002. - №11. - с. 13-17.

31. Шелудько В. М. Фiнансовий ринок. Навч. посiб. - 2-ге вид., випр. с доп. - К.: Знання - Прес, 2003. - 535 с.

32. http://www.ssmsc.gov.ua

33. http://www.bank.gov.ua

34. http://www.ukrstat.gov.ua

35. http://www.sta.gov.ua

36. http://www.pfts.com.ua

37. http://www.ufs.com.ua

38. http://charts.finance.ua

39. http://www.uaib.com.ua

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Реферат Live