|
Анализ и реформирование налоговой системы РФ
7) необоснованное большое количество налогов и сборов - при этом многие налоги по своему назначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.
8) взимание одновременно нескольких видов налогов с одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке, взимается и НДС, и акциз. Их природа одна и та же, но налог взимается дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения.
9) необоснованность достаточно высоких налоговых ставок на отдельные виды налогов и сборов.
10) необоснованность введения и взимания НДС со всех видов товаров, работ и услуг с достаточно большой налоговой ставкой в 18 %. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.
11) бессистемность и поспешность внесения изменений, поправок, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризует налоговую систему как самую нестабильную и непредсказуемую, что делает непредсказуемыми бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт (ОСАГО) не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.
12) налоговая система является сложной, противоречивой, запутанной, отягченной большим числом налогов, сборов и платежей, огромным числом чиновников всех рангов и к тому же малоэффективной и неэкономичной. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).
13) налоговая система РФ не имеет национальной окраски, копирует западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности:
- не обеспечивает максимально благоприятный налоговый режим для вложения инвестиций в экономику не только частных лиц, особенно российских инвесторов, но и государств-инвесторов в целом;
- не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;
- стимулирует уход субъектов налога от налогового бремени, что приводит к снижению социальных платежей и пополнению внебюджетных фондов;
- из-за низких доходов большинства населения не происходит формирования среднего класса налогоплательщиков, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и не способствует ее развитию;
- неправомерно и неравномерно распределяется налоговое бремя между законопослушными и уклоняющимися от уплаты налогов отдельными субъектами налога;
- ежемесячная и ежеквартальная система уплаты налогов и сборов по большинству видов платежей приводит к «вымыванию» собственных оборотных средств предприятий, особенно мелких, не давая им возможности к развитию;
- противоречивость, сложность и запутанность многочисленных инструкций, указаний и разъяснений налоговой и таможенных служб усложняет работу финансовых и бухгалтерских служб предприятий;
- отсутствие методик, программ и алгоритмов расчетов налогов сводит на нет процессы автоматизации планирования, сбора, обработки и хранения налоговой информации;
- отсутствие четко обозначенной налоговой политики на всех уровнях власти, незавершенность и недостаточная продуманность налоговой реформы и налогового законодательства привели к проблемам невозможности объективного планирования налоговых доходов на всех уровнях бюджетной системы, неясности сферы налоговых полномочий различных уровней власти и т.д.
Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:
- неполного отнесения на себестоимость расходов по уплате процентов за банковский кредит (лишь в пределах учетной ставки), а также отнесения командировочных, представительских и некоторых других расходов на себестоимость в пределах норм, установленных правительством;
- применения норм амортизации, лимитированных государством и не соответствующих экономической жизни основных средств (т.е. учитывающих не только физический, но и моральный износ), что не позволяет обеспечить своевременное восстановление основных средств (применяемые в России нормы амортизации в два-три раза ниже норм, используемых в странах с развитой рыночной экономикой);
- игнорирования инфляционного фактора при оценке производственных запасов и основных фондов для исчисления налогооблагаемой прибыли;
- отсутствия в российском законодательстве основной концепции, согласно которой налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока существования юридического лица, что позволяет покрывать убытки за счет прибыли не только последующих, но и прошлых лет (с пересчетом налога, уплаченного в предыдущие годы).
Особо следует остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку в данной области традиционно много нареканий со стороны российского и иностранного бизнеса. Правительство рассматривает проект, предусматривающий введение четкой регламентации полномочий и действий налоговиков, в том числе порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установления максимального срока проведения проверок и ограничения их числа в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам развития экономики и снижения трансакционных издержек всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов ощутимо влияет на формирование бизнес-рисков как в области финансов, так и непосредственно в хозяйственной деятельности. (анализ налоговой реформы)
Налоговая система нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в действие чаще всего без всякой нужды в середине года, что лихорадит финансовых директоров, главных бухгалтеров и всех налогоплательщиков, имеющих дело с ежеквартальной сдачей балансов. Кроме того, до сих пор так и не устоялась связка «налогоплательщик-государство»,которую принято называть налоговым администрированием. Она определяется взаимоотношением Федеральной налоговой службы и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками - с другой.
Одной из главных проблем реформы отечественной налоговой системы является то, что в ней нет комплексности, реформы зачастую оторваны от народного хозяйства. При внесении изменений в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых можно ждать в других секторах экономики.
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
2.1 Анализ динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах.
Таблица 1
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Год/ налоговые доходы
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
|
3135,8
|
3735,2
|
4942,1
|
7058,4
|
8680,8
|
10656,7
|
|
Темп прироста
|
-
|
+19,11
|
+32,31
|
+42,82
|
+22,99
|
+22,76
|
|
|
Из таблицы видно, что в период с 2002 по 2007 год наблюдается стабильный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов наблюдался в 2005 году (142,82 %).
С точки зрения изучения динамики налоговых доходов консолидированного бюджета представляется целесообразным представление данных, представленных в таблице 1 в сопоставимых ценах. Для этого используем следующие индексы цен: 2006 год - 1,119; 2005 год - 1,220; 2004 год - 1,353; 2003 год - 1,511; 2002 год - 1,692. Для расчета индексов использованы официальные статистические данные о годовых индексах цен в 2002-2007 годах. Таким образом, все данные будут приведены к ценам 2007 года.
Таблица 2
Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в сопоставимых ценах, в млрд. рублей)
Показатели
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
Налоговые доходы всего в текущих ценах
|
3135,8
|
3735,2
|
4942,1
|
7058,4
|
8680,8
|
10656,7
|
|
Индекс инфляции
|
1,692
|
1,511
|
1,353
|
1,220
|
1,119
|
1
|
|
Налоговые доходы всего в сопоставимых ценах
|
5305,8
|
5643,9
|
6686,7
|
8611,2
|
9713,8
|
10656,7
|
|
Темп прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах
|
-
|
+6,4
|
+18,5
|
+28,8
|
+12,8
|
+9,7
|
|
|
Таким образом, можно говорить о том, что в 2002-2007 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ - доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли практически в два раза. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в текущих и в сопоставимых ценах представлена на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 - Динамика налоговых доходов в 2002-2007 годах в текущих ценах
Рисунок 3 - Динамика налоговых доходов в 2002-2007 годах в сопоставимых ценах
Из рисунка 2 видно, что в целом в 2002-2007 годах наблюдается достаточно равномерный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший скачок налоговых доходов произошел в 2005 году по сравнению с 2004 годом (налоговые доходы выросли почти на 29 %).
Изучим динамику отдельных видов налогов. Она представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
Налоговые доходы всего в текущих ценах
|
3135,8
|
3735,2
|
4942,1
|
7058,4
|
8680,8
|
10656,7
|
|
из них:
- налог на прибыль организаций
|
463,4
|
526,5
|
867,6
|
1332,9
|
1670,6
|
2172,0
|
|
- НДФЛ
|
358,1
|
455,7
|
574,5
|
707,1
|
930,4
|
1266,6
|
|
- НДС
|
752,9
|
882,1
|
1069,7
|
1472,2
|
1511,0
|
2261,7
|
|
- акцизы
|
264,1
|
347,7
|
247,0
|
253,7
|
270,6
|
254,4
|
|
- налог с продаж
|
50,1
|
56,4
|
6,2
|
0,3
|
-
|
|
|
- налоги на совокупный доход
|
33,4
|
30,2
|
50,6
|
77,5
|
95,9
|
123,7
|
|
- налоги на имущество
|
120,4
|
137,8
|
146,8
|
253,1
|
310,9
|
411,2
|
|
- платежи за пользование природными ресурсами
|
330,8
|
395,8
|
581,0
|
1001,6
|
1281,6
|
1317,5
|
|
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
323,4
|
452,8
|
859,7
|
1622,8
|
2237,4
|
2322,9
|
|
- единый социальный налог
|
339,5
|
364,6
|
442,2
|
267,9
|
316,0
|
405,1
|
|
- прочие налоги и сборы
|
99,7
|
85,6
|
96,8
|
69,3
|
56,4
|
121,6
|
|
|
Из приведенных данных видно, что ежегодно наблюдается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и большинства статей его налоговых доходов. Так стабильный рост наблюдался по следующим статьям доходов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности. По большинству других статей доходов также наблюдается рост, но с небольшими колебаниями, что связано, главным образом с изменениями в бюджетно-налоговой политике, происходившими в анализируемом периоде.
Представим динамику отдельных видов налоговых доходов графически (рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика отдельных видов налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах
Наибольшего темпа роста в 2002-2007 годах удалось достигнуть по следующим статьям налоговых доходов - налог на прибыль организаций (темп роста в 2007 году по сравнению с 2002 составил 469 %), налог на доходы физических лиц (354 %), налоги на совокупный доход (370 %), налоги на имущество (341 %), платежи за пользование природными ресурсами (398 %). Темпы роста указанных видов налоговых доходов превысили темпы роста налоговых доходов в целом в анализируемом периоде (340 %). Для того, чтобы получить относительные характеристики динамики доходов консолидированного бюджета РФ рассчитаем показатель темпа прироста для всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Расчет представлен в таблице 4.
Таблица 4
Изменение темпа прироста доходов консолидированного бюджета, ВВП, инфляции в 2002-2007 годах
Темпы прироста:
|
Всего
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
Налоговые доходы
|
+165,8
|
+19,11
|
+32,31
|
+42,82
|
+22,98
|
+22,76
|
|
из них:
- налог на прибыль организаций
|
+368,7
|
+13,62
|
+64,79
|
+53,63
|
+25,34
|
+30,01
|
|
- НДФЛ
|
+253,7
|
+27,25
|
+26,07
|
+23,08
|
+31,58
|
+36,13
|
|
- НДС
|
+200,4
|
+17,16
|
+21,27
|
+37,63
|
+2,64
|
+49,68
|
|
- акцизы
|
-3,67
|
+31,65
|
-28,96
|
+2,71
|
+6,66
|
-5,99
|
|
- налог с продаж
|
-
|
+12,57
|
-89,01
|
-95,16
|
-
|
-
|
|
- налоги на совокупный доход
|
+270,4
|
-9,58
|
+67,55
|
+53,16
|
+23,74
|
+28,99
|
|
- налоги на имущество
|
+241,5
|
+14,45
|
+6,53
|
+72,41
|
+22,84
|
+32,26
|
|
- платежи за пользование природными ресурсами
|
+298,3
|
+19,65
|
+46,79
|
+72,39
|
+27,96
|
+2,80
|
|
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
-
|
+40,01
|
+89,86
|
+88,76
|
+37,87
|
+3,82
|
|
- единый социальный налог
|
+19,32
|
+7,39
|
+21,28
|
-39,42
|
+17,95
|
+28,20
|
|
- прочие налоги и сборы
|
+21,97
|
-14,14
|
+13,08
|
-28,41
|
-18,61
|
+115,60
|
|
ВВП
|
+204,58
|
+22,28
|
+28,73
|
+26,85
|
+24,30
|
+22,72
|
|
Инфляция
|
+74
|
+15,1
|
+12
|
+11,7
|
+10,9
|
+9,00
|
|
|
Приведенные расчеты показывают, что в целом за анализируемый период налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 165,8 %. При этом темп роста налоговых доходов оказался меньше темпа роста ВВП (204,6 %), но при этом превысил темп прироста инфляции (74 %). Данная ситуация представлена графически на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика темпов прироста налоговых доходов консолидированного бюджета, ВВП и инфляции
Также интересно проанализировать динамику темпов прироста основных налогов - НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, единый социальный налог, акцизы. Практически по всем перечисленным налогам наблюдаются положительные темпы прироста по годам. В наибольшей степени за анализируемый период вырос налог на прибыль - темп его прироста составил 368,7 %, налоги на совокупный доход выросли на 270,4 %, налог на доходы физических лиц вырос на 253,7 %. Положительные темпы прироста наблюдаются и по другим налогам. Значительный рост налога на прибыль объясняется активизацией предпринимательской деятельности в стране, улучшением финансового состояния многих предприятий, постепенным выходом из кризиса многих отечественных предприятий в связи с улучшением общей экономической и политической обстановки в стране. Рост доходности предприятий сопровождался соответствующим ростом затрат на оплату труда, что в целом обусловило рост налога на доходы физических лиц. Введение специальных налоговых режимом и переход многих предприятий на них обусловил рост налогов на совокупный доход. Темпы роста ЕСН и НДС были замедлены снижением ставок указанных налогов в анализируемом периоде (ЕСН снизился с 35,6 до 26 %, НДС - с 20 до 18 %). Описанная ситуация представлена графически на рисунке 6.
Рисунок 6 - Динамика темпов приростов основных налогов в 2002-2007 годах
2.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета
Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 году. Она представлена в виде круговой диаграммы на рисунке 7.
Рисунок 7 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2007 году
Итак, из приведенных данных видно, что наибольшую роль в консолидированном бюджете РФ играют следующие виды налогов и сборов - таможенные пошлины (на их долю приходится примерно 22 %), налог на прибыль организаций (20 %), налог на добавленную стоимость (21 %), налог на доходы физических лиц (12 %), платежи за пользование природными ресурсами (12 %). Доля остальных налоговых доходов невелика и составляет менее 5 %
2.2 Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета
Целесообразным представляется проанализировать изменение структуры налоговых доходов в динамике в период 2002-2007 год.
Таблица 5
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах
Показатели
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
- налог на прибыль организаций
|
14,78
|
14,10
|
17,56
|
18,88
|
19,12
|
20,27
|
|
- НДФЛ
|
11,42
|
12,20
|
11,62
|
10,02
|
10,65
|
11,82
|
|
- НДС
|
24,01
|
23,62
|
21,64
|
20,86
|
17,29
|
21,11
|
|
- акцизы
|
8,42
|
9,31
|
5,00
|
3,59
|
3,10
|
2,38
|
|
- налог с продаж
|
1,60
|
1,51
|
0,13
|
-
|
-
|
-
|
|
- налоги на совокупный доход
|
1,07
|
0,81
|
1,02
|
1,10
|
1,10
|
1,16
|
|
- налоги на имущество
|
3,84
|
3,69
|
2,97
|
3,59
|
3,56
|
3,84
|
|
- платежи за пользование природными ресурсами
|
10,55
|
10,60
|
11,76
|
14,19
|
14,67
|
12,30
|
|
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
10,31
|
12,12
|
17,40
|
22,99
|
25,61
|
21,68
|
|
- единый социальный налог
|
10,83
|
9,76
|
8,95
|
3,80
|
3,62
|
3,78
|
|
- прочие налоги и сборы
|
3,18
|
2,29
|
1,96
|
0,98
|
0,65
|
1,14
|
|
|
Из приведенных данных видно, что в структурном плане наибольшие изменения коснулись следующих видов налогов - налог на прибыль организаций (его удельный вес в общей структуре налоговых поступлений вырос с 14,78 до 20,27 %), таможенные пошлины (с 10,31 % до 21,68 %). Практически неизменным остался удельный вес налога на доходы физических лиц, налогов на совокупный доход (специальные налоговые режимы), налогов на имущество. Несколько сократился удельный вес налога на добавленную стоимость (с 24,01 до 21,11 %). Значительно сократился удельный вес таких налогов, как единый социальный налог, акцизы. Налог с продаж в рамках анализируемого периода был отменен. На рисунке 8 изменение структуры налоговых доходов представлено графически в виде гистограммы.
Рисунок 8 - Изменение структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах
Анализируя структуру налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, интересно также проанализировать изменение структуры косвенных и прямых налогов в динамике. Графически изменение структуры прямых и косвенных налогов представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 - Изменение удельного веса косвенных и прямых налогов в общей сумме доходов консолидированного бюджета
Приведенный график говорит о том, что в целом за рассматриваемый период произошло уменьшение доли косвенных налогов в формировании бюджета, и увеличение доли прямых налогов. По итогам 2007 года, доля прямых налогов составила 64,5 % от общей величины доходов консолидированного бюджета РФ; доля косвенных налогов - 19,94 %. В рамках анализируемого периода наблюдалась тенденция к росту удельного веса прямых налогов и сокращению удельного веса косвенных налогов.
2.3 Анализ налоговых доходов бюджетов различных уровней
Также интересно оценить тенденции, которые наблюдаются в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим данные о налоговых доходах консолидированного бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ.
В таблице 6 представлен состав налоговых доходов федерального бюджета РФ.
Таблица 6
Динамика отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
Налоговые доходы всего в текущих ценах
|
2201,3
|
2394,2
|
3154,2
|
5820,5
|
7295,6
|
8757,0
|
|
из них:
- налог на прибыль организаций
|
172,2
|
170,9
|
205,7
|
377,6
|
509,9
|
641,3
|
|
- НДФЛ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
- НДС
|
752,6
|
882,1
|
1069,7
|
1472,2
|
1511
|
2261,7
|
|
- акцизы
|
214,9
|
252,5
|
117,2
|
107,1
|
110,5
|
135
|
|
- налог с продаж
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
- налоги на совокупный доход
|
6,2
|
10,1
|
0,2
|
-
|
-
|
-
|
|
- налоги на имущество
|
1,4
|
1,7
|
0,1
|
-
|
-
|
-
|
|
- платежи за пользование природными ресурсами
|
214,2
|
249,5
|
434,3
|
872,3
|
1116,7
|
1157,4
|
|
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
323,4
|
452,8
|
859,7
|
1622,8
|
2237,4
|
2322,9
|
|
- единый социальный налог
|
339,5
|
364,6
|
442,2
|
1012,6
|
1341,9
|
1564,6
|
|
- прочие налоги и сборы
|
176,9
|
10,0
|
25,1
|
355,9
|
468,2
|
674,1
|
|
|
Из приведенных данных видно, что налоговые доходы федерального бюджета в период с 2002 по 2007 год выросли практически в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался по таким статьям налоговых доходов федерального бюджета, как налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, единый социальный налог, таможенные пошлины.
Проанализируем структуру налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году с целью выявления ключевых налогов, формирующих федеральный бюджет. Графически структура представлена на рисунке 10.
Рисунок 10 - Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году
Итак, ключевую роль в формировании доходов федерального бюджета играют налог на добавленную стоимость (26 %), таможенные пошлины (26 %), единый социальный налог (18 %), платежи за пользование природными ресурсами (13 %). Доля остальных налогов составляет менее 10 %.
Теперь рассмотрим состав и структуру налоговых доходов бюджетов субъектов РФ.
Таблица 7
Динамика отдельных видов налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Показатели
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
Налоговые доходы всего в текущих ценах
|
1032
|
1341
|
1787,9
|
3053,3
|
3907,2
|
4854,0
|
|
из них:
- налог на прибыль организаций
|
291,2
|
355,6
|
661,9
|
955,3
|
1160,7
|
1530,7
|
|
- НДФЛ
|
358,1
|
455,7
|
574,5
|
707,1
|
930,4
|
1266,6
|
|
- НДС
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
- акцизы
|
49,2
|
95,2
|
129,8
|
146,6
|
160,1
|
119,4
|
|
- налог с продаж
|
50,1
|
56,4
|
6,2
|
0,3
|
-
|
-
|
|
- налоги на совокупный доход
|
27,2
|
20,1
|
50,4
|
77,5
|
95,9
|
123,7
|
|
- налоги на имущество
|
119
|
136,1
|
146,7
|
253,1
|
310,9
|
411,2
|
|
- платежи за пользование природными ресурсами
|
116,6
|
146,3
|
146,7
|
129,3
|
164,9
|
160,1
|
|
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
- единый социальный налог
|
-
|
-
|
-
|
744,7
|
1025,9
|
1159,5
|
|
- прочие налоги и сборы
|
20,6
|
75,6
|
71,7
|
39,4
|
59,0
|
82,8
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|